Игра «Составление слов из слогов»
Здесь можно вполне обойтись и без картинок. Для игры понадобится написать на карточках несколько двусложных слов, например, «река», «мама», «лото», «баян», «нога», «рука» и т.д. Затем нужно разрезать карточки на две половины и перемешать.
Задачей ребенка является составление слов из слогов, причем последовательность он должен выбирать самостоятельно. Помимо того, что малыш будет учиться правильно читать слова, он будет разбираться и в их смысловом значении. Если будут появляться несуществующие слова, указывайте ему на это, если же он будет составлять слова, которые ему не знакомы, объясняйте их значение.
Аналогичную игру можно проводить их со словами из трех слогов. Зачастую такой вариант намного интереснее первого.
5
Упражнения на обогащение словаря и коррекцию грамматического строя
У 6-7-летних детей речь практически не отличается от речи взрослого человека. Они могут легко рассуждать о знакомом им предмете, используют больше уточняющих слов, дают развернутые ответы. С совершенствованием связной речи происходит и развитие грамматического строя речи.
Дидактические игры направлены на уточнение имеющихся представлений, расширение словаря и закрепление усвоенных грамматических навыков, таких как словообразование и согласование. Кроме существительных и прилагательных, на занятиях со старшими дошкольниками отрабатывают глагольную лексику, числительные, наречия и местоимения.
«Кто назовет больше»
Кроме расширения словарного запаса и закрепления умения обобщать, нужна тренировка моторных навыков, координации движений. Детям предлагают назвать как можно больше слов, относящихся к определенной категории. Взрослый бросает мяч – ребенок называет слово.
«Ласковое имя»
Во время этой игры происходит применение на практике навыка суффиксального образования слов. На занятиях используют наглядный материал – картинки или игрушки. Взрослый говорит, что этот предмет бывает большим и маленьким. Ребенку нужно назвать его ласково, добавив суффикс.
«Знакомство с антонимами»
Взрослый показывает картинки, на которых изображены слова с противоположным значением. Задача ребенка – правильно подобрать антонимы. Усложнить это задание можно, если использовать не только существительные и прилагательные, но и глаголы.
«Это чье?»
Это задание направлено на закрепление в активной речи ребенка употребления притяжательных прилагательных. Лучше всего начинать образование от названий животных. Детям показывают подходящие изображения, и им нужно отвечать на вопросы: «Это чье, чья, чей?».
«Назови действие»
Во время этой игры педагог учит детей подбирать действие к предмету и называть подходящий глагол. Так как для этого упражнения нужен мяч, совершенствуются и моторные навыки. Взрослый кидает мяч и называет существительное, ребенок в ответ должен назвать подходящий глагол. Например, врач – лечит, учитель – учит и т. д.
«Сколько предметов»
Выполняя это задание, ребенок закрепляет навык счета и согласования существительного и числительного. Показывают картинки с разным количеством предметов. Дошкольник считает их, называя числительные в паре с существительным (один помидор – два помидора, три помидора и т. д.).
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Развитие ребёнка и обучение чтению
Ребёнок проходит естественные стадии развития, каждой из которых соответствует определённая ведущая деятельность:
1. От 0 до 12 месяцев – эмоциональное общение с матерью.
2. 1-3 года – предметно-манипулятивная деятельность. Дети изучают многообразие предметов и их функции.
3. 3-7 лет – разные виды игровой деятельности.
4. 7-10 лет – учебная деятельность.
Ребёнок должен последовательно проходить все стадии для гармоничного психического развития. Чтение – очень сложный процесс. Обучать детей до 7 лет чтению нужно, но делать это следует с помощью игры.
*Загружать трёхлетнего ребенка заданиями – плохая идея
Важно заинтересовать процессом и вовлечь в обучение.#. Обучение чтению дошкольников в игровой форме позволяет достичь наибольших результатов
Современные методики обучения чтению включают пособия с учётом возрастных особенностей детей
Обучение чтению дошкольников в игровой форме позволяет достичь наибольших результатов. Современные методики обучения чтению включают пособия с учётом возрастных особенностей детей.
Обучение начинается со .
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
- коты
- коты смотрят
- коты смотрят в окно
- коты смотрят в окно на облака
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Ключ к космической скорости чтения — в регулярной практике.
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книге «Скорочтение».
Обложка поста отсюда
Какие могут возникнуть трудности при чтении слов
Бывает так, что дети испытывают трудности с чтением слов, не разделенных на слоги, и стараются найти слоги там, где их нет (распространенный пример: «кн-и-га», где разделение на слоги неправильное). Если подобное затруднение испытывает и ваш ребенок, советуем вам на первых порах помогать ему выделением слогов-слияний. Нужно просто указывать карандашом на слог и говорить, как правильно читать.
Также довольно часто встречающееся затруднение – сложности при прочтении длинных слов.
И еще один нюанс: обращайте внимание на слова, имеющиеся в букваре или азбуке вашего малыша. Нередко некоторые авторы стараются включить в свои пособия множество слов, которые вполне легко составить, используя имеющиеся на страницах буквы (как правило, это более сложные специфические слова типа «фаза», «краситель», «реле», «помпа» и т.д.)
В этих случаях будет более оптимально не фокусироваться на этих словах, а вместо их чтения и изучения использовать их в вышеназванных упражнениях.
На этом уроке основная обучающая чтению часть курса подходит к концу, и заключительные три урока будут иметь несколько иную направленность. В восьмом уроке мы расскажем о том, как помочь своему ребенку читать быстрее.
Фразеологизмы, устойчивые выражения
Объясните, что значит выражение, и приведите примеры того, как его можно употреблять в повседневной речи, желательно в таких ситуациях, которые близки ребенку.
Например
Не обращать внимание (не замечать, что вокруг что-то происходит, иногда специально, а иногда нет). Ваня не обращает внимание, что комар сел ему на ногу
Попасть впросак (оказаться в неприятном для себя положении, часто из-за незнания каких-то вещей или когда что-то не получилось так, как хотелось). Дима попал впросак, когда ответил, что два плюс два будет шесть.
Глаза загорелись (когда у человека видно по глазам, что ему это нравится, в глазах появляется интерес. Плюс можно поговорить про образность, что это надо понимать не в прямом смысле). У Артема глаза загорелись, когда он увидел эту новую сверкающую машину.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Публикация «Игры, которые научат ребёнка быстро и без ошибок читать» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
Что надо делать? Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с «иностранным» акцентом. Читаем текст или столбики слов. Например:
В здоровОМ телЕ — здоровЫЙ дух.
Не тот прАВ, кто сильнЫЙ, а тот, кто честнЫЙ.
ДеревО держитсЯ корнямИ, а человЕК — друзьямИ.
А ВаськА слушаЕТ да ест.
БлизОК локОТЬ, да не укусИшь
КукушкКА хвалИТ петухА за то, что хвалИТ он кукушКУ.
Один в поЛЕ не воИН.
Цель. Упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 30 секунд.
«Голоса»
Что надо делать? Задача — чтение текста в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Обсудите с ребёнком, как бы этот текст прочитала Баба-яга или мышка-норушка, заяц или волк.
Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.
«Весёлые картинки»
Что надо делать? Для этого упражнения нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрежьте картинки и перемешайте. Задача ребёнка — разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий.
Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку.
Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным.
Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.
«Волшебные пазлы»
Что надо делать? Текст нарезаем на отрывки-пазлы и перемешиваем. Предлагаем ребёнку собрать их и прочитать восстановленный текст.
Цель
Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения
Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.
«Слово потерялось»
Что надо делать? Читаем вслух текст, пропуская слова. Ребёнок должен понять, какое слово пропустили.
Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.
«Первый и последний»
Что надо делать? Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
«Голова-хвост»
Что надо делать? Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Цель. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.
«Читай и считай»
Что делать? Ребёнок должен не только прочитать и понять текст, но и посчитать слова. Естественно, для начала нужны небольшие тексты — от 1020 до 4050 слов.
Цель
Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст
«Снимаем кино»
Что делать? Предлагаем ребёнку представить в уме фильм на основе текста. Помогаем наводящими вопросами, выясняем, что он видит и чувствует, когда читает. Задача не только понять, о чём идёт речь в тексте, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкусы, испытать эмоции героев. Ребёнок должен ответить на ваши вопросы и пересказать текст.
Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.
Тренажеры, программы и игры по обучению чтению дошкольников
С развитием компьютерных технологий стало возможным интерактивное обучение чтению дошкольников. Разработано множество приложений и программ в помощь родителям.
Интересный проект – «обучение чтению дошкольников с кисой Алисой». Это короткие обучающие мультфильмы на каждую букву. Курс содержит 34 урока. Детям очень нравится подача материала. Они действительно быстро запоминают буквы. Занятия по карточкам или книгам в сочетании с подобными развивающими мультфильмами дают неплохой результат.
Тренажеры чтения для детей распределены по уровням. Существуют тренажеры на слоги, слова и предложения. Они полезны тем, что закрепляют имеющиеся у ребенка знания в игровой форме. Есть тренажеры в виде настольных игр. В них можно играть всей семьей. Игры по чтению для дошкольников – увлекательное и полезное времяпровождение.
*Тренажеры больше предназначены для домашнего использования.#
Предполагается, что ребенок сначала получает представления о буквах, потом слогах, в детском саду, а родители закрепляют знания. Они разработаны так, чтобы любому взрослому не составило труда разобраться в последовательности действий.
Разработаны онлайн-программы обучения чтению. Обычно это стандартные задания, наподобие «Найди букву», «Какая буква спряталась» и т.д., но в компьютерном варианте.
Есть более интересные программы обучения чтению дошкольников в игровой форме. Они красочно оформлены, мультяшные персонажи комментируют ответы, есть музыкальное сопровождение. Такие игры обучающие чтению, привлекают детей.
Альтернативой карточкам со словами являются многочисленные онлайн-программы и тренажеры для дошкольников по обучению чтению. В игровой форме дети выполняют задания, перетаскивают мышкой карточки со словами, учатся самостоятельности.
Существуют ограничения в использовании компьютерных игр по чтению для дошкольников. Время не должно превышать 20 минут подряд.
*Важно! Чем младше ребенок – тем меньше времени он может проводить за монитором.#
Дети переутомляются от обилия информации, устают глаза, долгое погружение в виртуальный мир не полезно для неокрепшей психики ребенка. Кроме того, если учить ребенка исключительно с помощью компьютера, потеряется главная цель – приучить ребенка читать книги.
Сочетайте разные виды игр по чтению для дошкольников. Современные дети должны уметь получать информацию из разных источников. Пусть это будет рисование, лепка, раскрашивание, , компьютерные игры, различные тренажеры! И не забывайте о том, что личный пример – лучшая мотивация для ребенка в желании научиться читать.
Замечено, у читающих родителей – читающие дети!
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
- «Вконтакте»:
- «Одноклассники»:
- «Инстаграм»:
- «YouTube»:
Сейчас в текущем разделе «Советы» также читают
Советы родителям
Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:
Среди эффективных рекомендаций по проведению занятий можно выделить следующие:
- Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
- Делайте перерывы между занятиями, если они короткие. Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
- Начинайте с простых тестов.
- Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
- Как разминку используйте артикуляционную гимнастику на каждом уроке.
- Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
- Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
- Вместо строгих систем работы используйте игры, хоровое чтение, обработку текста в парах.
- Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
- Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
- Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
- Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.
Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.
Научить малыша читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы.
Пособия
«Быстрое обучение чтению» Нефедова Е., Узорова О.
Ссылка на книгу: https://www.litres.ruСтоимость: электронная версия — 49 р., бумажная — от 299 р.
Пособие предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста в период обучения чтению. Предлагается большое количество упражнений для чтения слогов, слов, а также коротеньких текстов. Для удобства все слова разделены на слоги. Кроме того, в пособии содержатся задания для работы по фонетическому, лексическому и структурному анализу.
«Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики» Л. Кириллова
Ссылка на книгу: https://www.litres.ruСтоимость: цифровая версия — от 139 р., бумажная — от 216 р.
Книга содержит описания различных подходов и методик обучения чтению: от классических (азбука Льва Толстого и буквари) до самых современных, модных и нетрадиционных (метод Гленна Домана, система Тюленева, компьютерные программы обучения чтению и т. п.). Также в книге в большом объеме даются рекомендации и упражнения для практических занятий по обучению чтению.
«Как научить ребенка читать с 3 лет» С. Федин, Д. Кузина
Ссылка на книгу: https://www.litres.ruСтоимость: цифровая версия — от 249 р., бумажная — от 488 р.
Книга включает семь последовательных шагов в обучении чтению дошкольников с подробнейшими рекомендациями для родителей о том, как правильно построить процесс обучения и как заинтересовать малыша чтением и письмом. А для закрепления полученных навыков в конце книги вы найдете хрестоматию с веселыми историями.
«Хочу читать. Для детей 5-6 лет» В. А. Егупова
Ссылка на книгу: https://www.litres.ruСтоимость: цифровая версия — от 99 р., бумажная — от 111 р.
Цель пособия — научить ребенка читать по слогам, писать печатными буквами слова и предложения. При этом ребенок учится различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; определять ударную гласную и количество слогов в слове. В пособии используются стихотворения, загадки, скороговорки.
«Как научиться читать за 20 занятий. Мнемобукварь. 60 карточек» Н. Романова
Ссылка на книгу: https://www.chitai-gorod.ruСтоимость: печатная версия — от 263 р.
Мнемобукварь поможет ребенку ежедневно усваивать буквы тройками (2 согласные + 1 гласная)
Благодаря этой системе он быстро освоит не только слоги и слова, но и сразу целые фразы, разовьёт речь, мышление и внимание, укрепит зрительную и слухоречевую память
Пособие рекомендовано дошкольникам и всем учащимся, кто испытывает трудности в чтении и письме.
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.
Когда пора учить ребенка читать
Для начала следует понять, что чтение — это действительно сложная задача для мозга. То, что ребенок испытывает трудности в освоении грамоты — это нормально и естественно. Родителям или педагогам с высоты своего опыта может казаться, что все просто и элементарно, но для ребенка все иначе.
Но нет ничего невозможного, и рано или поздно ребенок научиться читать. Поэтому фраза “после трех будет поздно” — точно не про обучение чтению. Мозг должен быть готов к этому виду деятельности.
Однако, родители спешат интеллектуально развивать малышей. Кто-то идет на поводу у своей амбициозности, кто-то боится упустить что-то в детском развитии, поэтому раннее развитие стало повальным и модным увлечением.
Если ребенок в два-три года много занимается развивающими занятиями, учит по наставлению мамы буквы, цифры, складывает кубики, но мало двигается, играет, то вреда от раннего развития и обучения чтению будет намного больше, чем пользы. Такие дети быстро теряют интерес к учебе, как таковой. Уже в школе у них вдруг наблюдаются нарушения речевого развития, слабая моторика и мотивация к учебе, они плохо усваивает новый материал и не выдерживают школьных нагрузок. Но хуже всего то, что они теряют свое здоровье.
Возраст 1-5 лет — это возраст подвижных игр и исследований
Детям крайне важно бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в ролевые игры для развития крупной и мелкой моторики. Именно на такую деятельность настроен мозг ребенка в этом возрастном периоде
Перепрыгивая этот этап, родители рискуют тем, что в 6-7 лет ребенок умеет читать (впрочем, как и все первоклассники), но не умеет прыгать и ему с трудом даются физические упражнения.
Специалисты называют средний возраст для начала обучения чтению — это 5-6 лет. На самом деле, главное — не возраст ребенка, а его психологическая готовность.
Критерии, по которым можно оценить готов ли ребенок к обучению чтению:
- ребенок научился говорить полными предложениями;
- понимает то, что ему говорят и читают;
- у ребенка развит фонематический слух (умение отличать один звук речи от другого и отличает, например, дочку от точки);
- хорошо ориентируется в пространстве и не путает лево и право, верх и низ;
- у ребенка нет логопедических проблем.
Можно пройти небольшой тест, который также поможет определить готов ли ребенок к обучению чтению.
- Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
- Способен ребенок их пересказать?
- Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
- Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?
- Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
- Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
- Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
- Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
- Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?
- Он понимает смысл большинства сложных слов?
- Чтение для него приносит удовольствие?
- Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?
- У Вашего малыша нет логопедических проблем?
- Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
- В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
- Ваш малыш знает много стихов и песен?
Если сумма баллов составила (Да — 1 балл, Нет — 0 баллов):
13-18 баллов, то ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.
9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.
Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами
Учимся читать быстрее
1. Упражнения на концентрацию внимания
Установите таймер и попросите ребенка назвать все буквы в алфавитном порядке начиная с буквы А и далее по таблице.
Это упражнение также направлено на концентрацию внимания. Попросите ребенка не читать слова, а по порядку называть цвета, которыми написаны слова.
2. Избавляемся от регрессии
Для того, чтобы ребенок читал слово за словом, не перескакивал глазами с одной строчки на другую и был максимально сосредоточен во время чтения — уделите следующему упражнению 5 минут в день и результат не заставит себя ждать.
Нужно последовательно называть буквы, фигуры, цифры и слова, которые находятся в квадратиках. Благодаря этому упражнению ребенок учится правильно двигать глазами и избегать регрессии.
⠀
Чем быстрее будет получаться, тем лучше.
3. Одновременно тренируем концентрацию внимания и логику
Попросите ребенка правильно составить слова в предложениях.
Занимайтесь с ребенком по 15 – 20 минут каждый день и уже через 2–3 недели он будет читать быстрее. А если вы уже пробовали, но у вас ничего не получилось или попросту не хватает времени заниматься, предлагаем вам наш курс «Тренажер чтения».
⠀
После обучения ваш ребенок научится читать быстрее, будет понимать прочитанное и начнет читать с интересом, а также сможет писать простые предложения печатными буквами. Записаться на пробный урок можно здесь.
⠀
Теперь переходим к упражнениям, направленным на осознанное чтение.
Зеркало результатов: как научать ребенка скорочтению и технике чтения?
Даже самый маленький шаг на пути к достижению цели заслуживает похвалы. Создайте над рабочим столом школьника табличку с результатами и не забывайте интересоваться его успехами в прохождении онлайн-игр на тренировку памяти и внимания.
Не стоит подгонять ребенка в обучении – принцип «быстрее, выше, сильнее» далеко не всегда дает положительный результат. Вместо этого разработайте свою формулу успеха:
- Готовьтесь к новой вершине вместе: читайте тексты по очереди, думайте о буквах-шутницах, вычеркивайте определенную букву и делайте пересказ.
- Забудьте о сравнении ребенка с одноклассниками и знакомыми.
- Не возлагайте все надежды только на учителя. Урок ограничен по времени, поэтому под его чутким присмотром читать детям не всегда удастся.
- Не занимайтесь дольше 30 минут в день без остановки. Не стоит читать через силу, иначе дети утратят интерес к этому процессу. Лучше разделите занятие на два блока, с перерывами.
- Узнайте нормативы техники чтения и регулярно проверяйте свои результаты на предмет соответствия им.
Чтобы изучить скорочтение, заинтересовать детей словом и научить осмысленно проглатывать книги, следите за результатами малышни. Не требуйте, а интересуйте. Не проговаривайте, а читайте молча. Не спешите смотреть мультфильмы, а сначала ознакомьтесь с оригинальным произведением. И тогда все получится!
Актуальность освоения чтения в этом возрасте
Освоение чтения в возрасте 5-6 лет является важным этапом в развитии ребенка. В этом возрасте дети проявляют интерес к литературе и начинают активно узнавать мир через книги. Приобретение навыков чтения по слогам позволяет им ощутить себя независимыми, понимать и изучать информацию самостоятельно.
Умение читать по слогам способствует развитию памяти, аналитического мышления и воображения ребенка. Оно помогает улучшить фонетические навыки, повысить словарный запас и улучшить артикуляцию. Познавая мир книг, дети развивают свое воображение, эмоциональную сферу и познавательные способности.
Выбор развивающих игр для освоения чтения по слогам важен, так как они мотивируют ребенка, делают процесс обучения интересным и увлекательным. Они помогают укрепить ребенка в уверенности в своих способностях и подготовить его к успешному обучению в школе. Развивающие игры научат ребенка распознавать звуки и буквы, складывать их в слова, а затем и в предложения, открывая перед ним мир знаний и возможностей.
Как складывать?
Важно не торопиться читать до тех пор, пока слоги из таблицы не будут читаться у него легко, прямо на лету будет узнавать. Практикуйтесь в слогах до автоматизма в разных играх
1. Отлично подойдут знакомые книги или стихи, выбирайте знакомые стихи с простыми словами и пробуйте их читать, выкладывая из слогов, которые читает ваш малыш. Мама мыла раму. Маша пила сок. Саша ел кашу.
2. Попробуйте показывать слоги в таблицах и отдельные буквы. Чтобы ребенок угадывал такие слова: рак, мак, рот, нос, ухо, кар, пар, гав, жар, вор.
Работая с таблицей по очереди сначала вы, потом малыш, а вы складываете слова. Ма-Ма, ЧА-Ш-КА, РЕ-П-КА, ПА-ПА, МА-ША, МУ-ХА, ЛИ-ЗА, СА-ША, ФИ-ЛЯ, т.е. вы работаете с таблицей. Вы показываете слог, потом 1 букву, потом еще слог, например слово чашка, если букв 3, то слог и 1 буква ра-к.
Знакомство с антонимами, омонимами
Бывают такие слова, которые означают совершенно разные, противоположные вещи — антонимы. Можно представить, как будто одно слово находится на одной стороне доски, а другое — на другой.
Например
Добрый — злой, толстый — тонкий, низкий — высокий, толковый — бестолковый (т. е. без толка, без ума), умный — неумный (в последних двух случаях параллельно происходит знакомство с приставками, ребенок узнает, что есть части слов, которые меняются не в конце, как окончание, а в начале).
Познакомьте ребенка и с омонимами. Скажите, что бывает, когда слова звучат одинаково, а означают совершенно разное.
Например
Вот ручка, мы ею пишем, а вот у тебя ручка (показать соответствующую часть тела); вот это оружие называется лук, а что еще мы называем словом «лук»? (показать луковицу); вот эта часть тетради называется листок, а еще бывает у дерева листок; в игре мы набираем очки, а что еще называется словом «очки» (показать очки); мне жалко его, а, кстати, у пчелки ведь тоже есть жалко, и звучат эти два слова одинаково; мне охота посмотреть этот мультик — что еще мы называем словом «охота»? (надо стараться побольше задавать вопросов, чтобы ребенок сам на них отвечал, а не давать готовые ответы).