Педагог от бога: 57 золотых цитат сухомлинского о детях, семье и школе

Сухомлинский сто советов учителю цитаты

Война и послевоенное время

В 1941 году началась война с фашистской Германией. Василий Сухомлинский был из тех, кто добровольцем отправился на фронт, где получил тяжелое ранение в грудь. Во время одного из боев в начале 1942 года, когда шли жестокие бои за Москву осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так и не смогли извлечь.

В это самое время, когда Василий Сухомлинский был тяжело ранен на фронте его беременная жена, Вера Петровна, которая осталась дома, в селе, оккупированном фашистами была арестована и жестоко казнена гестаповцами вместе с только что родившимся младенцем. Эту жуткую трагедию Василий Александрович Сухомлинский  описывает в послесловии своей книги «Сердце отдаю детям», которую автор перевел на 30 языков, где обратился специально к немецкому читателю и их педагогам. Отрывок из этой книги, а также подробнее о его личной жизни читайте в этой статье ниже, в главе “Личная жизнь В.А. Сухомлинского”.

На лечение Василия Сухомлинского отправили на Урал. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

Яблоко в осеннем лесу

Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко. Оля и Нина вскрикнули от радости.

– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.

– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.

Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:

– Пусть твое будет яблоко, Нина.

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было её, но Нина тоже сказала:

– Пусть твое будет яблоко, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову мысль:

– Отдадим яблоко маме.

Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В материнских глазах сияла радость. Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

Слайд 18Пошел Федя вместе с мамой на колхозное поле картофель копать. –

Восемь лет тебе, – решила мама, – работать надо по-настоящему.Заняла мама четыре рядка, а Федя – один. Подкапывает мама куст, а Федя выбирает из ямки картофелины и бросает в ведро.Не хочется Феде работать. Выберет из куста те картофелины, что сверху лежат, а к тем, что внизу, землей покрыты, добираться не хочется. Мама заметила такую работу, выбрала картофелины, оставленные Федей, и говорит:– Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и видит все.Оглядывается вокруг себя Федя с удивлением:– Где же тот Человек? Что он видит?– В тебе, Федя, Человек. Он все видит, все замечает, но только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот попробуй, прислушайся, услышишь голос Человека в себе, он тебе скажет, как ты работаешь.– Где же он во мне – Человек? – спрашивает Федя, еще больше удивляясь.– В голове твоей, и в груди, и в сердце, – объяснила мама.Федя перешел к новому кусту, выбрал картофелины, лежавшие сверху.

Как Федя почувствовал в себе человека.

Комментарии

Белогвардейщина, фашизм и карачун

Vistal
29 декабря 2023 в 11:15

Парадоксы нашего существования. Часть 2.

Агафонов
27 декабря 2023 в 16:36

Твой Лик нерукотворный светел навсегда

Олег Низамов
22 декабря 2023 в 23:17

«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры -2

Агафонов
21 декабря 2023 в 15:15

«Евроромантики» и «реалисты» экзотерической глобальной культуры

Агафонов
15 декабря 2023 в 21:57

Заветы Ломоносова

Емеля
7 декабря 2023 в 08:46

КОБ как запретный плод

Агафонов
6 декабря 2023 в 22:38

Культура чувств в настоящем времени предана забвению. Подавление чувств, и главного — чувства меры

Агафонов
3 декабря 2023 в 13:19

Развитие концепций

Агафонов
2 декабря 2023 в 12:20

О взаимоотношениях мужчины и женщины

Алексей Михайлович
29 ноября 2023 в 22:38

Практика – критерий истины

Агафонов
23 ноября 2023 в 23:19

Вид человек разумный в России, ещё только на пути к разуму

АМ
23 ноября 2023 в 23:08

Мычание русофобов

Агафонов
23 ноября 2023 в 23:00

Всё пойдёт по Пушкинской матрице

АМ
22 ноября 2023 в 21:51

«Всё идёт» по Апухтину

Агафонов
17 ноября 2023 в 11:23

Полёт валькирий с севера на юг

Агафонов
16 ноября 2023 в 22:40

Размышления по поводу материала «Что за перевалом СВО»

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:56

Вселенская Вечность и «текущий момент» как фаза циклов в Развитии Расы-Руси-России

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:50

Окончание «Размышлений по поводу материала «Что за перевалом СВО»»

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:47

Развитие справедливости

Mstislav
16 ноября 2023 в 17:45

ВДНХ: казаться а не быть…

Валерий
13 ноября 2023 в 10:06

Основы цивилизационного управления. Царская информация

Агафонов
11 ноября 2023 в 13:57

Версия от Николая Выхина. ​СЛОВО О ПУТИНЕ

Агафонов
6 ноября 2023 в 14:55

Чем сложнее судьба, тем добрее душа

Василий Александрович – родился в 1918 году в простой рабочей семье. Родители воспитали четверых детей, и все они, кстати, стали учителями. Детство будущего великого педагога пришлось на тяжелейшие годы гражданской войны и голода, но это не озлобило юную душу. После окончания школы молодой человек поступил в пединститут города Кременчуга (Украина), затем из-за болезни перешёл на заочное отделение в Полтаву и тогда же начал работать в поселковых школах области.

Диплом Сухомлинский получил в 1939-м, почти перед самой войной, в том же году женился на коллеге. В 41-м у них родился сын, но Василий Александрович, к тому времени ушедший на фронт, ни его, ни супругу так больше и не увидел. В оккупации самых близких и родных людей замучили гестаповцы. Что пришлось пережить молодому мужчине, когда он узнал об этом, остается только догадываться. И тем сильнее мы преклоняемся перед масштабом его личности сегодня, ведь он стал великим гуманистом.

В 42-м Сухомлинский был настолько тяжело ранен, что его комиссовали, хотя он рвался на фронт. Вплоть до окончания Великой Отечественной он работал в тылу, учил детей в поселковой школе в Удмуртии. После освобождения Украины от фашистов вернулся в свой район, где сначала поработал в РОНО, но потом вернулся «к полевой работе» – в школу. До конца жизни Василий Александрович проработал директором средней школы в посёлке Павлыш. Это место и стало полигоном для других сражений – за умы и сердца детей.

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга  на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района.  Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Любовь исправляет хулиганов

Мне ненавистна скрипучая подозрительность, но отношению к детям, ненавистна формалистическая регламентация требований и запрещений. Это не проповедь разгильдяйства и «свободного воспитания», а твердое убеждение в том, что добро, ласка, любовь — по отношению к ребенку — не абстрактные добро, ласка и любовь, а человечные, реальные, проникнутые верой в человека, — это могучая сила, способная утвердить в человеке все прекрасное, сделать его идеальным. Я не верю в то, что ребенок, которого правильно воспитывают, может стать хулиганом, тунеядцем, циником, существом лживым и развращенным.

Эра милосердия

На базе родной школы Василий Александрович испытывал свои новые проекты, проводил семинары для коллег. Учителя со всей страны с удовольствием приезжали посмотреть и послушать и «заражались» новаторскими идеями. Это было очень в духе времени – страна победила фашизм и стремилась вырастить гуманных людей будущего. У многих работников сферы образования, что называется, «горели глаза», всех захватила идея педагогики с человеческим лицом – формировать доброго, мудрого, смелого и образованного человека, настоящую Личность, которой предстоит жить в идеальном коммунистическом мире.

Деятельность Сухомлинского была основана на:

  • Доверии и внимании к детям.
  • Прививании ученикам знаний без принуждения и воспитании без наказаний. Последние, считал педагог, вовсе не нужны, если ребёнка воспитывают в добре.
  • Высокой нравственности. Это возможно только благодаря личному примеру.

Если относиться к труду как к творчеству, дети искренне полюбят трудиться.

Когда учителя и ученики сотрудничают и взрослые доверяют детям, ребята стараются оправдать это доверие, искренне тянутся к знаниям.

Сухомлинский первым в советской школе реализовал принцип: любую новую идею нужно длительно тестировать, совершенствовать, шлифовать. Коллективу придавал огромное значение, считая, что он должен состоять из единомышленников.

Родителей старался приглашать в школу только для одобрения поступков ребёнка, но никак не для критики.

Одной из идей науки Сухомлинского, опередивших время, можно считать университет для родителей, когда мамам и папам тоже предлагалось поучиться. Поступить – за два года до первого класса отпрыска, а выпуститься – вместе с ребёнком.

Это ему принадлежат известные слова: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев», которые можно назвать девизом всей современной работы с мелкой моторикой.

Конечно, как многие новаторы, авторы передовых педагогических трудов, Сухомлинский столкнулся и с критикой. Но его ученики всегда показывали замечательные результаты, в школе не прекращался поток думающих педагогов со всей страны, а многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и среди населения.

Сухомлинский для XXI века

Один из главных трудов Василия Александровича Сухомлинского – «Сердце отдаю детям». Он представляет собой цикл из трёх книг, обращённых соответственно к дошкольникам и младшим школьникам; подросткам; студентам. Книги написаны от первого лица и рассказывают, как воспитать ребенка, когда формируется фундамент его личности.

В первом произведении трилогии акцент делается на красоту природы, слова, родной речи. Книга постепенно подводит ко второй: главная цель жизни человека – работа для других, утверждается в ней. А основой третьей стали беседы со взрослым сыном и размышления о том, что у человека в жизни всегда должна быть цель.

Почему её стоит прочитать современным родителям.

Здесь описано много «маленьких хитростей», как стать настоящим другом и наставником для ребёнка, подобрать к нему ключики. Например, рассказывать сказки, которые на самом деле отражают события сегодняшнего дня.

В книге объясняются:

важность отношения даже к самой крохе как к личности;
необходимость проявления любви к детям, причём независимо от того, свой или чужой перед вами малыш, ведь, по сути, каждый взрослый может повлиять на развитие маленького человека.

Автор обращает внимание на:

  • значение окружающей человека природы;
  • силу правильного и осознанного слова;
  • влияние личного примера;
  • облагораживающее действие переживания чужого несчастья.

Единственное, что может современникам «не зайти», – акцент на коммунизм, марксизм, ленинизм, пионерию (вспомним, в какое время было написано произведение). Но если задуматься, это лишь форма, содержание – любовь к детям – неизменно.

Слайд 15В маленькой сельской школе на высоком столбе посреди двора стоит красивый

деревянный домик. С оконцами и дверью, как будто настоящий. Живут в нем голуби.Каждый день дети приносят голубям корм: кто пшеницу, кто хлеб, а кто и гречку. Кормят голубей по очереди.Тот, чья очередь подошла голубей кормить, зовет их к себе: гуль-гуль. Голуби едят корм, но боятся приблизиться к детям.– Почему они боятся? Почему к рукам не идут? – удивляются дети.В последний день занятий учитель сказал, чтобы летом тоже по очереди приходили дети в школу и кормили голубей.Прошло лето. Наступило первое сентября. Каждый школьник, собираясь в школу, подумал: как там голуби живут? Каждый взял полный карман корма.Вот и школьный двор. Учитель предложил:– Разойдитесь, дети, по двору, станьте по одному. Хочу увидеть, кто кормил голубей летом.Дети разбежались по двору, стали по одному. Каждый начал звать:гуль-гуль… – и корм на землю сыпать.Поднялись голуби со своего домика и полетели все к Олегу. Клюют близко-близко, один даже на плечо сел, другой – на руку. А остальных детей голуби будто бы и не замечают.

Почему голуби прилетели к Олегу.

О семье

Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.

В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.

Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.

Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского

За время своей многолетней работы Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить, чем привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Согласно его педагогической методике наивысшей ценностью была личность ребенка.

Вся педагогическая система Сухомлинского базировалась на основных принципах гуманизма:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. На базе Павлышевской школы он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой»: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но для возможности развития гармоничной личности делать это надо совместно с родителями.

Сухомлинский утверждал, что семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Воплощая в жизнь этот принцип Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Проверка тетрадей — общая боль

«Проверка тетрадей поглощает все свободное время». Это слова из письма одной учительницы. Под ним могли бы подписаться тысячи педагогов. <…> Облегчение проверки тетрадей связано с рядом коренных вопросов обучения, но есть некоторые предпосылки этого облегчения. Это, во-первых, выделение на каждом уроке грамматики времени для записи и запоминания слов, в которых могут быть допущены грамматические ошибки; во-вторых, это тщательная, продуманная подготовка к выполнению домашних заданий с целью предупреждения ошибок; в-третьих, надо сказать, что опытный преподаватель языка, литературы, математики, физики имеет свою методику проверки тетрадей; наиболее рациональной, как показывает опыт, является выборочно-периодическая проверка: учитель время от времени берет тетради нескольких учеников; фронтально у всех проверяются только контрольные работы.

Кому же идти за дровами?

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:– Мы тоже пойдём в лес, мама.– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.

Животрепещущее слово столетней давности

Его работы в области педагогики не утратили своего значения, может быть, оттого что никогда не были перенасыщены идеологией. Родина, семья, дружба, забота о ближнем, справедливость, чувство собственного достоинства — такие понятия не могут утратить актуальности. Если бы современное образование строилось на основе золотых принципов педагогики 20-го века, а не гналось за новыми технологиями, то не заглушало бы у детей интерес к учебе, а стимулировало познание и разностороннее развитие.

Это ключ ко всему. Современный ребенок вынужден быть успешным, а ведь это тяжелая ноша.

Цитаты Сухомлинского о школе, воспитании, любви и долге — ценнейший материал для тех, кто стремится понимать природу ребенка, его внутренний мир и секреты правильного подхода к воспитанию и учебе. Маленький человек — это личность, она самоценна. Взрослые должны беречь внутренний мир ребенка и способствовать его полноценному развитию.

Мы собрали самые яркие высказывания советского педагога-новатора Василия Сухомлинского о школе, учителях, а также о том, как сохранить и приумножить желание учиться.

Он любил детей, учил их жить, быть пытливыми, узнавать мир, забирать из него лучшее и возвращать ему вдвое больше.

Василий Сухомлинский, советский педагог-новатор, создал систему воспитания и преподавания, основанную на гуманистических началах. Ещё 70 лет назад он писал о том, что интерес выше сухих знаний, вера мотивирует больше порицания, а предмет изучения всегда должен быть связан с реальной действительностью.

Свои книги Сухомлинский адресовал педагогам. Их нужно читать в качестве профилактики эмоционального выгорания.

Предлагаем вам познакомиться с самыми яркими цитатами выдающегося учителя и директора сельской школы.

Про учителей-мастеров педагогического труда

Сухомлинский писал, что без желания учиться, а также вдохновения и готовности к преодолению трудностей, которые напрямую зависят от мастерства учителя, школы быть не может. Учитель должен ставить свой предмет всегда выше остальных, чтобы вдохновлять детей своими уроками на самые невероятные открытия.

Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.

В преддверии нового учебного года хочется вспомнить великого советского учителя, Василия Александровича Сухомлинского. Его высказывания и афоризмы и сейчас не теряют своей актуальности.

Камень

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.Камень упал на дно и закрыл жерло.Вода перестала наполнять криницу.Криница засохла.Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.Замолкла соловьиная песня.Грустно стало на лугу.Много лет миновало. Мальчишка стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.

Посмеялись над бабушкой

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.

Сказка о Гусыне

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Слайд 13Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку. Вдруг в дверь

кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.
– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.
Учитель подошел к столу и тихо сказал:
– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.
– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.
– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:
– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.
– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.
– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Все добрые люди – одна семья.

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:– Галинка, слушай…Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.Когда бабушка встала, Галинка спросила:– Бабушка, почему вы во сне плакали?Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: