Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:
Работа с детьми с СДВГ для учителя – это профессиональный вызов. Она требует усилий, специальных знаний и терпения. Не пытайтесь справиться с этим в одиночку – так вы сэкономите силы и здоровье. Педагогу могут помогать сотрудники администрации школы, более опытные учителя, школьный психолог, родители ребёнка.
С администрацией можно заранее обсудить возможные решения конфликтов с участием ученика с СДВГ: например, что делать, если школьник оскорбляет педагога, провоцирует словесный конфликт или драку в классе. Если ребенок вышел из себя и не может успокоиться, можно позвать психолога или дежурного администратора, чтобы он отвел ученика в тихое место и дал ему прийти в себя. Таким местом может быть и кабинет врача, и библиотека. Если школьник плохо себя чувствует, если у него истерика – возможно, стоит отправить его к медсестре или пригласить ее в класс. Вы и сами можете обратиться за психологической помощью, если чувствуете, что не справляетесь. Иногда даже простой разговор со школьным психологом, завучем и классным руководителем приносит облегчение: вы не один на один с этим классом и учеником, у вас есть поддержка.
В особо сложных ситуациях попытайтесь найти приемлемый способ выразить эмоции: позвольте себе ненадолго выйти из класса, оставив открытой дверь, чтобы присматривать за происходящим, и немного подышать. Или же спокойно проговорите свои эмоции и дайте понять ученику, что он что-то сделал не так. Главное – не переходите на личности и не оскорбляйте ребенка, избегайте оценочных суждений: «ты плохой», «ты поступил неприемлемо». Здесь очень помогают «я-сообщения»: «мне неприятно, когда со мной так говорят», «мне больно от происходящего», «я возмущена», «мне тяжело, когда в классе происходит то-то».
Родители ученика – тоже ценные советчики, которые знают своё чадо лучше всех
Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию. Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.
Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.
Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.В рамках программы развития педагогов «Я Учитель» Яндекс запустил бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова. Она подробно рассказывает об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка и как поддерживать дисциплину. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.
Партнерский материал
Как вы можете справиться со своим гиперактивным ребенком?
Вот несколько хитростей и советов о том, как контролировать гиперактивную
- Возьми его на прогулку — ходьба омолаживает не только ум, но и душу. Помимо потери веса и улучшения состояния сердечно-сосудистой системы, ходьба гарантирует, что ваш ребенок будет оставаться в отличной форме, а также улучшит свою концентрацию. Ходьба — это способ освободить свой блуждающий разум и наслаждаться пейзажами по пути.
- Йога и медитация — Ваш ребенок обладает обильной энергией, и осмысленный способ заставить его успокоиться — направить его в позитивное русло. Йога и медитация, если их объединить, научат его, как направлять эту энергию и жить осознанно. Он разовьет осознание своего окружения, сосредоточится на настоящем и, наконец, улучшит свою концентрацию внимания и долговременную память.
- Домашние дела — Домашние дела на первый взгляд могут показаться скучными, но при совместном выполнении они могут превратиться в веселое семейное занятие. Распределите свои обязанности по дому среди своих детей, будь то садоводство, стрижка газона, уборка кухни, приготовление пищи или все, что вам нужно, — бегать по дому. Работа по дому прививает чувство дисциплины, ответственности и повышает самооценку!
- Хорошее чтение — Предоставление вашим детям коллекции интересных книг будет способствовать их обучению, памяти и повышению интеллекта. Чем больше вы учитесь, тем больше вы растете, но в то же время вы не хотите перегружать их слишком сильно. Убедитесь, что вы начинаете с нескольких книг и позволяете им выбрать одну или две, для начала. Как только они закончат, они могут перейти к выбору следующих нескольких.
- Изменение диеты. С точки зрения питания, СДВГ и ОКР можно излечить до определенной степени (или полностью в некоторых случаях), когда вы изменяете диету вашего ребенка. Убедитесь, что они пропускают обработанные продукты, добавленные сахара, соль и все, что поставляется в упаковке или выглядит вредно для здоровья на этикетках. Дайте им свежие органические домашние блюда без консервантов и искусственных ароматизаторов. Чистое питание имеет большое значение для улучшения настроения, образа жизни и общего физического и психического благополучия.
- Поддержание баланса — создайте систему рутин и поощрений в семье, которая будет немного гибкой по своей природе. Вы не хотите утомлять своего ребенка, прививая чистую дисциплину и таким образом портите ему настроение. Хорошие родители знают, когда следует добиваться последствий за неспособность достичь цели, в то же время проводя достаточно времени со своими детьми, с другой стороны, чтобы подкрепить и напомнить им, что они все еще в порядке, когда осознают свои ошибки. Будьте авторитетным родителем, а не авторитарным или диктаторского типа.
- Никогда не пренебрегайте — не оставляйте своих детей в покое каждый день. Примите участие в их школьных занятиях, повседневных делах и уделите им немного внимания, которого они так жаждут. Гиперактивность проистекает из недостатка внимания, и, демонстрируя признательность в моменты, когда вы замечаете, что они делают что-то хорошее или продуктивное, они успокаиваются и получают уверенность в своих усилиях. Гиперактивность автоматически уходит. Просто постарайтесь не слишком быстро судить и сосредоточиться на положительных моментах, игнорируя при этом отрицательные.
- Дайте перерывы — не запрещайте им делать перерывы или перерывы. Когда вы позволяете ощущению гиперактивности в классе, они погружаются в них, они успокаиваются и отвечают соответствующим образом.
Разрешить второй шанс — побудите ребенка уделять внимание деталям и проверять свою работу перед отправкой или показом. Дайте им второй шанс, если они делают ошибки и, кажется, спотыкаются в учебе
Поговорите с ними — позвольте вашему ребенку рассказать о своих чувствах и поделитесь своими повседневными чувствами. Дайте им закрытие и чувство свободы, чтобы поделиться своими мыслями и выражениями с вами
Уделите им внимание, в основном
Мама будет Логопедом
Занятия с гиперактивныи детьми и их воспитание – тяжелый ежедневный труд. Но не стоит забывать, что СДВГ – поведенческое нарушение и подходить к лечению необходимо комплексно. Следуя данным правилам, Вы имеете высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет. При построении занятий с гиперактивными детьми стоит придерживаться определенных рекомендаций:
Организация внешней среды и рабочего места. Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей.
Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Его можно написать в виде расписания, повесить на видном месте и выучить с ребенком, указывая на него всякий раз как только понадобится.
Озвучить правила поведения. Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Объясните ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.
Краткость инструкций. Инструкции, даваемые ребенку, должны быть краткими, не более 10 слов.
Альтернативная форма поведения. Постоянные окрики и наказания не дадут желаемых результатов. Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: “Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги”.
Моментальный характер поощрений. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.
Короткие занятия.Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно это время увеличится до 5-10 минут. Будут полезны занятия по сенсорной интеграции.
Регулярность занятий. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов.
Подвижные занятия и тренировки.Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка должны быть не травматичными. Подходит ритмопластика ,танцы, лфк , плавание.
Снаряды, на которых можно повисеть. Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму
Будут очень полезны занятия по нейродинамике
и мозжечковой стимуляции.
Важно начатое дело доводить до конца. Хорошо, если оно будет ответственным и по силам ребенку. В этом случае повышается самоконтроль и положительная мотивация
В этом случае повышается самоконтроль и положительная мотивация.
Важно ребенка хвалить и всячески поддерживать. Если у ребенка не получается или в этот момент он сильно тревожится, нужно уметь найти то (пусть и минимальное), что он уже сделал хорошо, – «Какой ты молодец, уже почти половину сделал! Еще чуть – чуть осталось!»
Проблемы гиперактивного ребенка
Жалобы на поведение гиперактивного ребенка начинаются еще в детском саду. Воспитатели рассказывают родителям, что ребенок плохо ведет себя на занятиях, не реагирует на замечания, все время мешает другим детям. Но наиболее остро проблемы с проведением встают, когда ребенок идет в школу.
Так как гиперактивный ребенок не может самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, он часто ведет себя на уроках неадекватно: постоянно вертится на стуле, мешает выполнять работу другим ученикам, может вскакивать с места и ходить по классу, выкрикивать ответы, когда его не спросили и т.д.
Страдая нарушениями внимания, они часто пропускают объяснения учителя, не могут до конца выполнить задание, допускают множество ошибок. Особенно ярко это проявляется, когда необходимо заниматься трудным или неинтересным для ребенка делом (например, письменными уроками, выполнением домашних заданий). Вместе с тем гиперактивный ребенок может долго заниматься теми играми, которые ему нравятся.
Таким образом, ребенок не в состоянии выполнить требования школьного образования. От природы обладая средними или хорошими умственными способностями, такой ученик в ситуации школьного обучения не может проявить их в полной мере, поэтому часто учится хуже сверстников с такими же интеллектуальными данными.
Будучи по своей природе активным и общительным, чрезмерно подвижный ребенок, тем не менее, испытывает трудности в отношениях с родителями, ровесниками, учителями. Ему сложно в разговоре выслушивать других, соблюдать правила в игре, долго и последовательно заниматься чем-либо, все это приводит к конфликтам и ссорам.
Ощущение собственной неуспешности приводят ребенка к тому, что он перестает верить в свои силы и возможности. Остро чувствуя и переживая свою беспомощность и не способность хорошо справляться с различными заданиями, гиперактивные дети могут очень бурно реагировать на замечания и негативные оценки окружающих, отказываться от выполнения сложных заданий, бояться пробовать свои силы в новых делах.
Совет 4 — что делать обязательно
Относитесь к нему с пониманием. Гиперактивные дети эмоциональны, импульсивны и обычно действуют спонтанно. Вы можете быть тысячу раз правы, но, если Вам не удастся вызвать у малыша интерес, то все Ваши «правильные» логические выкладки и рассуждения он, скорее всего, пропустит мимо ушей.
Ситуация меняется, если малыш ощущает, что Вы разделяете его чувства. Видя Вашу сопричастность, он будет воспринимать Вас как единомышленника. В этом статусе Вам гораздо легче будет увлечь гиперактивного ребенка какой-либо идеей. Ежедневно общаясь и проявляя к его внутреннему миру интерес, Вы легко сможете производить «корректировку на местности». А это — залог успеха, когда речь идет о гиперактивном ребенке.
Что вызывает гиперактивность у детей?
Гиперактивность у детей вызвана дисбалансом в выработке двух нейротрансмиттеров — адреналина и дофамина — в мозге. Гиперактивность в основном связана с СДВГ (синдром дефицита внимания) и большинство случаев гиперактивности связаны с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Другими причинами гиперактивности являются окружающая среда и семьи, к которым принадлежат дети. Вот как гиперактивность вызывается у детей в домашних
Авторитарное воспитание — когда родители становятся слишком строгими со своими правилами и не позволяют ребенку проявлять гибкость, например, — когда ребенка постоянно наказывают за то, что он не может повысить свои оценки и его ругают, а не говорят, это признак авторитарного поведения. воспитание. Авторитарное воспитание детей снижает уверенность в себе, снижает самооценку, и все это отсутствие умственного воспитания приводит к плохим результатам и гиперактивности в классе. Так как дети чувствуют себя хуже, они выражают свое разочарование, терпя неудачу еще больше или проявляя гиперактивность дома или в школе.
Небрежное воспитание — если вы постоянно пренебрегаете своим ребенком и не склонны к его нуждам, у него не будет человека или родителя, к которому можно будет обратиться за советом, когда он в беде или сталкивается с чем-то за пределами его зоны комфорта. Пренебрежение родителями также усваивает отсутствие уверенности, и дети иногда не знают последствий своих действий, таким образом, ведут себя безрассудно и гиперактивно без второй заботы в мире.
Сверхзащитное воспитание детей — Вы одеваете своих детей, решаете, сколько карманных денег они получают, или вообще, диктуете, как они проходят каждую минуту своей жизни? Это то, что мы называем чрезмерной защитой родителей. Дети в определенной степени нуждаются в свободе и автономии, и когда вы вторгаетесь в их пространство каждую бодрствующую минуту их жизни, они становятся разочарованными, неудобными и гиперактивными.
Комплексный подход
Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей
Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности
Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже синдром диагностируют уже в возрасте 2-3 лет.
Лечение гиперактивности у детей
Лечение таких детей должно строиться не просто на комплексном подходе, важно, чтобы специалисты, работающие с ребенком, могли согласовывать свои действия, своевременно проводить корректировку мероприятий, отслеживать динамику, что реально возможно только в условиях одного учреждения. Как правило, гиперактивному ребенку требуется одновременно обследование и лечение у трех специалистов: невролога, педиатра и медицинского психолога. Каждый из этих специалистов должен решить тот круг проблем, который характерен для гиперактивных детей
Каждый из этих специалистов должен решить тот круг проблем, который характерен для гиперактивных детей.
Так наличие сопутствующей патологии желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей, кишечника, запоры, глисты и т.д.), хронические заболевания лор-органов, органов дыхания усиливают возбуждение коры головного мозга, и поэтому без коррекции этих проявлений можно потратить много времени на лечение и не добиться результатов. Педиатр должен разработать программу по лечению сопутствующей патологии, подобрать правильное питание, т.к. индивидуально разработанная диета, с исключением тех продуктов, которые отрицательно влияют на мозг, позволяет добиваться хорошего и стабильного эффекта.
Часто назначение только индивидуальной диеты позволяет уменьшить гиперактивность ребенка, но еще больших результатов можно добиться при помощисочетания гомеопатии и психологии.
Задайте вопрос доктору |
Действенная терапия
Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.
Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.
Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.
Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.
Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.
Чем обуславливается синдром?
Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.
Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.
Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.
Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют
При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям
В чем причина?
Есть версия, что гиперактивность вызвана гипоксией плода, которая возникает при неправильном питании беременной женщины, курении, стрессах, большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.
Еще одна версия – генетическая. Ее сторонники утверждают, что у гиперактивных нарушены дефаминовые и серотониновые процессы в нервной системе в результате поражения генных структур.
И, наконец, влияние социальных факторов. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. Им от природы свойственны бо´льшая двигательная и познавательная активность, бо´льшая, чем девочкам, любознательность и при этом – какое-то время – бо´льшая поверхностность внимания. Воля у них формируется медленнее, чем у девочек.
Двигательная расторможенность у мальчиков нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном мире преобладает женский тип воспитания. Женщины в семье, в детском саду, в школе вольно или невольно навязывают мальчикам свою психологию, свои модели поведения.
На заметку родителям
Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с отсутствием чувствительности к различного рода наказаниям, крикам.
В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка
Результативность приносит прием переключения внимания
Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание
Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае
Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия
Синдром гиперактивности можно преодолеть посредством игры. Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. Гиперактивные дети в большинстве случаев любят играть в активные игры, при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.
Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.
Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.
Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов
Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью
Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.
Как диагностируется и лечится синдром
Гиперактивность — это, вопреки распространенному мнению, не характерная особенность поведения многих детей дошкольного и школьного возраста. Это диагноз, и поставить его может только врач – невролог или психиатр — в кооперации с психологом. И этот диагноз поведенческий, а значит, его нельзя определить, сделав, например, медицинский анализ или исследование (ЭКГ, КТ или МРТ). Диагноз ставится в результате комплексной оценки специалистов, которая включает в себя наблюдение за пациентом, беседу с ним и его родителями, учителями и близкими.
Определяющими для постановки диагноза становятся сложности бытового и социального характера, трудности в обучении и повседневном функционировании, которые наблюдаются у ребенка и существенно осложняют его жизнь. Например, детям с СДВГ может быть трудно обучаться из-за неустойчивого внимания, а проблемы с развитием мелкой моторики могут мешать им развивать простейшие бытовые навыки (завязывание шнурков, застегивание пуговиц)
Воспитателям в детском саду, а затем и учителям в школе бывает трудно справляться с поведением, удерживать внимание ребенка и структурировать его активность без специальных знаний об особенностях детей с СДВГ
Чтобы помощь ребенку с СДВГ была эффективной, стоит привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров, школьных учителей. Методы и отдельные стратегии помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий когнитивно-поведенческую терапию, обучающие программы для родителей и визуальную поддержку. При необходимости врачи назначают медикаментозное лечение, но это делается далеко не всегда. Например, детям до шести лет обычно рекомендуют только поведенческие стратегии вмешательства.
С возрастом проявления СДВГ становятся менее заметны и могут практически сходить на нет к окончанию подросткового возраста. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения, как правило, никуда не исчезают. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, разного рода зависимостям, конфликтам. Например, в молодом возрасте влияние СДВГ может приводить к увольнениям и частой смене работы.
Татьяна Морозова
клинический психолог и эксперт фонда «Обнаженные сердца»
Многие люди с СДВГ замечают, что постановка диагноза даже во взрослом возрасте — большое облегчение. Это помогает в принятии себя, своих особенностей, трудностей и сильных сторон. На сегодняшний день существуют эффективные стратегии, помогающие человеку с СДВГ лучше осознавать и регулировать свое эмоциональное состояние, планировать дела, контролировать то, что необходимо сделать, и регулярно проверять результаты работы. Данные стратегии прежде всего используются в когнитивно-поведенческой терапии. Некоторым взрослым людям с СДВГ дополнительно помогает также медикаментозная терапия, но ее никогда не используют отдельно от когнитивно-поведенческих методов.
Мероприятия и игры, чтобы держать гиперактивных детей занятыми
Вот пара действий и игр, чтобы занять гиперактивных детей
- Поделитесь мероприятиями с другими — назначьте совместный проект с другим ребенком в классе. Сопрягая ребенка с приятелем, вы уменьшаете беспокойство, а также повышаете его терпимость к работе из сидячего положения.
- Боевые искусства — если у вашего ребенка есть избыток энергии, то пришло время его использовать. Запишите его в класс боевых искусств, таких как кунг-фу или традиционное каратэ, и посмотрите, как он в форме, уверен и спокоен в процессе.
Give A Stress Ball — Стрессовые шары мягкие и помогают развить их внимание и концентрацию. Стресс-мяч — это прекрасный способ эффективно решать проблемы детской сенсорной интеграции
- Играйте в игры — будь то в помещении или на улице, немного игр с вашими детьми не повредит. Попробуйте с ними шахматы, лудо, китайские шашки и ООН. Если они чувствуют себя немного в авантюре, то попробуйте поиграть в настольные игры, такие как настольный теннис, бадминтон, футбол и крикет.
- Плавание — Плавание — удивительное занятие для гиперактивных детей. Он строит самодисциплину, сжигает калории, предоставляет место для постоянных движений, а также доставляет удовольствие! Кто знает? Возможно, у вас даже есть профессиональный спортсмен, который овладевает искусством плавания и хорошо разбирается в нем.
Гиперактивность — это естественная фаза у детей, и иногда мы должны уделять ей дополнительное внимание, прежде чем она станет полноценной проблемой в дальнейшей жизни. Помните эти советы, будьте терпеливы с вашим ребенком, и вы увидите результаты достаточно скоро
Проблема во время учебы
Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого подросткового возраста.
Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.
Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.
Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.
Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.
Трудно ли тебе было принять свой диагноз?
Конечно, я расстроился. Бороться со своими особенностями 30 с лишним лет, чтобы понять, что в этом не было никакого смысла, достаточно тяжело. Мне понадобилось полгода для того, чтобы принять это. Смириться с тем, что у меня СДВГ, что с этим можно жить, работать и т. д. Мой «внутренний критик» долго не позволял мне осознать, что дело не в моей забывчивости или чертах характера, а я действительно имею особенности внимания. Когда я впервые услышал о СДВГ, то думал, что речь идет о врожденной особенности и стиле поведения, которые встречаются у детей, я не догадывался, что этот синдром может быть у взрослых. С возрастом мы все привыкаем к мысли, что можем справиться со всеми трудностями – «Еще немного усилий, и все получится». При СДВГ самокритика и сверхусилия абсолютно не помогают, они перерастают в гиперконтроль и приводят к быстрому выгоранию. Имея СДВГ, очень сложно быть похожим на нейротипичного человека.