Навещать детей в больницах и детских домах
Сейчас у фонда больше десятка проектов, в которых могут участвовать волонтеры: «Профилактика отказов от новорожденных», «Помощь родителям с ментальными особенностями», «Дети в беде», «Сопровождение замещающих семей» и другие. Среди самых популярных – проект «Быть рядом» .Добровольцы заботятся о детях в детских домах и больницах: ухаживают, становятся наставниками, помогают в учебе и всячески поддерживают перед выходом в самостоятельную жизнь.
В программе участвуют около 200 добровольцев. «Почти никто из них не является профессиональным педагогом или психологом — это просто взрослые работающие люди, которые готовы выделить несколько часов в неделю на помощь детям», — говорит Анна.
Выбор больницы или детского дома, где волонтер будет помогать, зависит от двух факторов. Первый — это функционал волонтера: многое зависит от того, как именно он будет помогать детям. «В одной больнице лежат подростки практически здоровые или с минимальными особенностями здоровья, в другой — дети с тяжелейшей инвалидностью, которых нужно кормить, купать, переодевать.
То же самое касается детских домов: где-то нужные наставники для детей, которые имеют перспективу выхода в полностью самостоятельную жизнь, где-то — волонтеры для детей с тяжелой инвалидностью.
Второй фактор — территориальный: при прочих равных человеку важно не тратить два часа на дорогу. «Удобство — залог устойчивого волонтерства», – объясняет Анна
Помощь в психоневрологическом интернате
Бывает, что волонтеры годами сопровождают ребенка, пока он находится в детском доме. Нередки случаи, когда наставник продолжает помогать и после, когда ребенку исполняется 18 лет и он выходит в самостоятельную жизнь либо, если у него есть ментальные особенности, попадает в психоневрологический интернат.
«Из подобных историй постепенно выросло наше сотрудничество с психоневрологическими интернатами. Изначально мы не работали с ПНИ, но наши волонтеры сопровождали детей с особенностями развития, когда они вырастали, покидали детский дом и оказывались в интернате. Когда таких случаев накопилось очень много, мы поняли: эту историю пора формализовать», — вспоминает Серкина.
Сейчас волонтеры фонда поддерживают воспитанников интернатов, помогая им, насколько это возможно, вести полноценную жизнь. Добровольцы обучают их бытовым навыкам, поддерживают психологически, организуют досуг и сопровождают в поездках в пределах Москвы. Узнать, в каком интернате сейчас нужна помощь, можно на сайте фонда.
Научиться помогать осмысленно
На сайте фонда есть анкеты для потенциальных волонтеров. Одна для тех, кто уже выбрал направление помощи, другая для еще не определившихся. Вопросы анкеты помогают волонтеру сориентироваться в многообразии возможностей, которые дает фонд.
После того, как волонтер заполнил анкету, с ним связывается сотрудник конкретного проекта или сотрудник волонтерского центра — именно там разбирают анкеты тех, кто пока не знает, как именно хочет помогать.
Затем волонтера ждет обучение — без этого его не пустят к детям, кризисным или приемным семьям. Как правило, учеба занимает около месяца и состоит из пяти-шести онлайн-семинаров.
У вводного обучения, по словам Анны, две функции. Первая — дать знания, которые позволят волонтеру помогать осмысленно. Вторая — дать человеку возможность понять, куда он вообще идет.
«Сначала волонтера ждут три общих семинара — на них мы даем азы: рассказываем, как в России устроены детские дома, как дети в них попадают, что их ждет после и как вообще функционирует эта система. Обязательно освещаем юридические и психологические аспекты работы с детьми-сиротами.
На этапе обучения нам важно, чтобы у волонтера сложилось целостное представление о том, как работает фонд и какие у него ценности. Все семинары читают наши психологи и координаторы», — рассказывает Серкина
После общих семинаров волонтер посещает два-три специализированных, в зависимости от того, какое направление помощи он выбрал. Для людей, которые будут помогать в больницах, есть семинары по уходу за тяжелобольными детьми, а для тех, кто хочет работать с подростками, существует семинар по наставничеству.
«Бывает, что волонтер все-таки затрудняется выбрать себе направление — тогда он может посетить все специализированные семинары и принять более взвешенное решение», – говорит Анна.
«После обучения человек проходит собеседование с психологом, где решается вопрос о возможности сотрудничества. Кроме того, психолог может скорректировать направление помощи, если видит, что волонтер сможет принести больше пользы немного в другой области», — рассказывает Анна.
Стать посредником между кризисной семьей и фондом
Еще один вариант помощи — стать куратором кризисной семьи, в которой есть риск, что органы опеки изымут детей, либо же сами родители откажутся от детей, не выдержав нагрузки.
«Как правило, это семьи, живущие в крайней бедности. Часто это семьи, где только один родитель, чаще мама, причем многодетная. Иногда бывает, что один родитель или оба сами выпускники детского дома. У некоторых бывают проблемы с алкоголем, но это далеко не единственный вариант», — объясняет Серкина.
Каждая подопечная семья получает от фонда помощь: юридическую, психологическую, материальную. У каждой есть свой куратор — человек, который держит с ней связь, знает, как идут дела и анализирует, чем может помочь фонд. «Куратор — это некий посредник между семьей и фондом», — говорит Анна.