Когда ребенка могут отчислить из школы за плохое поведение window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-981919-32’, blockId: ‘R-A-981919-32’ }) })
На основании п.8 ст.43, ст.61 ФЗ-273 Об образовании ребенка могут отчислить из школы за совершение дисциплинарных проступков при соблюдении следующих условий:
- ему исполнились 15 лет;
- он неоднократно совершал проступок и меры педагогического воздействия оказались безрезультатными;
- он отрицательно влияет на других учеников и создает угрозу для нормального функционирования школы.
Дисциплинарным проступком считается неисполнение или нарушение учащимся:
- правил внутреннего распорядка;
- устава школы.
Отчисление из школы – это крайняя мера дисциплинарного взыскания наряду с замечанием или выговором. На практике дисциплинарные взыскания применяют только за грубые проступки и нарушение устава. В их числе:
- продолжительные прогулы (пропуски без уважительной причины);
- оскорбление учеников школы или учителей;
- нарушение образовательного процесса (срыв уроков);
- применение физического насилия;
- употребление алкоголя или наркотиков.
Мы тобой недовольны, пошёл вон!
Как часто мы сталкиваемся с тем, что педагоги в гонке за успех настоятельно «просят» родителей нерадивых учеников поменять школу. И при этом с улыбкой требовательно объясняют, что по закону об образовании они имеют на то полное право, намерено не договаривая, при каких условиях и по каким причинам это можно воплотить в жизнь. Наивные законопослушные родители во избежание позора и огласки идут на перевод ребёнка. А надо ли?
Гарантированное нашим детям бесплатное основное общее образование, являющееся обязательным с 1 по 9 класс, создаёт своего рода щит, который не позволяет просто так отчислить школьника, пока он не перешагнул этот обязательный порог и ещё учится в 9 классе
Как правило, не принимая во внимание второгодников, при переходе в 10-й класс всем детям исполняется 15 лет
Именно поэтому российский законодатель установил этот возрастной ценз, до которого отчислить ну никак нельзя.
Последние законодательные нововведения касательно приписки по месту проживания к определённому учебному заведению – тоже не повод прекратить все учебные взаимоотношения по инициативе администрации школы в связи с переездом семьи. Если ученик оказался в 1 классе именно в этой школе, то и учиться он будет именно здесь, пока сами родители не решат, что ему будет лучше в другой.
Это наши с вами права, как родителей. Участь педагогов, как бы им не хотелось нас выставить за дверь, – терпеть и учить дальше. Но что же делать учителям, когда безнаказанность учеников ставит под вопрос благополучное пребывание в стенах школы всех остальных? На это у закона об образовании есть свои нормы, которые дают не только право учиться, но и оговаривают, как надо учиться, то есть устанавливают и обязанности тоже.
Нужно ли идти к директору
Ситуации в школьной жизни бывают разные. Но право имеет ли учитель выгнать ученика с уроков без особых причин? Разумеется, такого права у преподавателя нет. Учитель должен давать знания учащимся во время учебного процесса. Если ученик плохо ведет себя на уроке, то преподаватель должен сообщить об этом родителям. Тем не менее, выгонять ребенка с занятия, он не имеет никакого права.
Поэтому, если учитель уже не в первый раз выставляет школьника за дверь во время урока, то родителям нужно обратиться к директору за разъяснением причин происходящего. Как правило, после такого обращения к руководству образовательного заведения преподаватель больше не позволяет себе подобных противоправных действий. Поэтому родителям не нужно бояться того, что после посещения кабинета директора к их ребенку учитель будет относиться еще хуже, чем раньше.
Система штрафов и поощрений
Выясните у учителя, что делать в классе запрещено и как должен вести себя ребенок, если ему что-то не нравится. Затем установите, какие последствия будет иметь для него плохое поведение.
Родители Романа договорились с Татьяной Андреевной, что за нарушение дисциплины на уроке учительница не будет отпускать его на перемену, а заставит решать задачи. Плюс Роману не позволяется смотреть телевизор в учебные дни до тех пор, пока он не исправится. Неудивительно, что мальчик быстро перестал кривляться.
Есть и другой вариант: составить список того, что ребенок не должен делать (бить других детей, гримасничать и т.п.) и попросить учителя ежедневно отмечать его промахи и достижения. За каждый плюс родители начисляют ребенку очки. Когда их накапливается достаточно много, он получает право дольше смотреть телевизор или пригласить в гости друга.
Таким образом, дети понимают, что родители в курсе их поведения в школе и не одобряют нарушения дисциплины. Специалисты советуют папам и мамам почаще встречаться с учителем и обсуждать поведение ребенка — как и поступили родители Романа.
Право на отчисление — прерогатива и желание родителей
Если сложилась такая ситуация в семье, что необходимо поменять школу, то ребенок, его мама и папа могут принять решение покинуть школу. Процесс это добровольный.
Не допускается принудительное отчисление, давление и условия со стороны учителей или руководства школы. Семья имеет право забрать ребенка из школы в любой момент, при этом никаких обязательств перед учебным заведением не имеет.
Если учащийся получал платные услуги, что касается образования, то родители имеют право расторгнуть договор, опираясь на факт отчисления. Никаких штрафных санкций за это не положено.
В случае, когда у ученика есть долги, школа не имеет права отчислять за это или требовать их погашения. Единственный вариант — подать на семью ребенка в суд. Если родители решили забрать сына или дочь из школы, то запрещать покинуть заведение, пока не будут выплачены долги, противозаконно.
Это вообще законно?
Неужели ребенка действительно можно выгнать из школы только потому, что его прическа, одежда и т. д. не вписываются в представления учителей о приличном внешнем виде?
Конечно, нет. Право на общедоступное школьное образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ и частью 5 статьи 66 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. И лишить этого права можно только за очень серьезные проступки, к которым ношение нестандартной прически точно не относится.
Получается, школа нарушает закон?
Если запрещает ученику посещать занятия из-за внешнего вида ― да, нарушает. Но не всегда школа действует столь радикально и тем более не всегда причиной становится именно прическа или одежда. Давайте разбираться.
За что можно наказать школьника
Ответ ― в статье 43 закона «Об образовании», которая закрепляет основные обязанности учеников и ответственность за их нарушение.
Итак, ученики обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, посещать учебные занятия, предусмотренные учебным планом, уважать честь и достоинство преподавателей и других учащихся, а также соблюдать устав и правила внутреннего распорядка школы.
За нарушение этих правил школьника можно наказать. Но если с успеваемостью, посещаемостью и уважительным отношением к учителям и другим ученикам всё понятно, то с соблюдением устава и прочих локальных актов не совсем. Что это за акты и что в них должно быть написано?
Ответ снова дает закон «Об образовании» в статьях 30 и 38. Помимо общей информации об учебном заведении, порядке зачисления на обучение, переводе, отчислении учеников и правилах поведения школа может закрепить требования к форменной одежде: ее виду, фасону, цвету, а также к знакам отличия и правилам ношения формы.
Внимание! В части формы правила принимаются исключительно с учетом мнения учеников и родителей (часть 1 статьи 38 закона «Об образовании). По поводу причесок и других элементов внешнего вида школьников в законе нет ни слова
Не сказано об этом и в других нормативных актах. Следовательно, школа не имеет права устанавливать требования к прическам, цвету волос, макияжу, украшениям и так далее
По поводу причесок и других элементов внешнего вида школьников в законе нет ни слова. Не сказано об этом и в других нормативных актах. Следовательно, школа не имеет права устанавливать требования к прическам, цвету волос, макияжу, украшениям и так далее.
Иначе это будет расценено как ухудшение положения учеников по сравнению с установленным федеральным законодательством, что категорически запрещено (часть 4 статьи 30 закона «Об образовании).
Совет 4. Зрите в корень
Если ребёнок вдруг стал гораздо хуже учиться по предмету, который раньше не вызывал у него трудностей, то причин может быть несколько. И далеко не всегда дело в том, что новый учитель (если учителя сменили) хуже предыдущего. На самом деле вариантов великое множество. Например:
- ребёнок просто пока не привык,
- у нового учителя более быстрая (эмоциональная, тихая и т.д.) речь,
- ребёнок расстроен уходом любимого преподавателя и не учится «из принципа» или от огорчения,
- ученик влюбился,
- учебный материал стал сложнее и ребёнку труднее усваивать его,
- у ребёнка слишком много дополнительных занятий, секций, кружков и т. д.,
- ребёнок не высыпается.
Чтобы разобраться в причине, необходимо вспомнить Совет 1 и отправиться в школу. Лично пообщавшись с учителями, вы скорее сможете понять, в чём же дело. Ведь они проводят с детьми по несколько часов в день, иногда даже больше, чем работающие дни напролёт родители. Именно поэтому учителя видят и понимают многое.
Случаи, когда ребенка имеют право отчислить из школы
Что говорит закон?
Согласно новому закону, ст. 61, досрочное отчисление возможно в некоторых случаях.
- Если желает этого сам учащийся или его родители: при переезде в другой населенный пункт, в учебное заведение, где меньше детей, ближе к дому и прочее.
- Если обучение завершено или ребенок досрочно, экстерном, окончил школу.
- По инициативе школы — если ребенку уже исполнилось 15 лет и отчисление представлено как дисциплинарное взыскание.
- В случае, когда не был учтен порядок зачисления и не собраны необходимые документы при поступлении в школу по вине обучающегося. Соответственно, учащийся находится в ней незаконно и должен быть отчислен.
Если инициатива исходит от школы, то какие основания могут у нее быть касаемо вопроса о поведении и дисциплине ребенка?
- За систематическое нарушение дисциплины.
- Если уже были взыскания и замечания, беседы с педагогическим составом, но они не дали результатов.
- В случае, когда нахождение данного учащегося оказывает резко отрицательное воздействие на остальных школьников, является опасным для окружающих, нарушает права учеников и преподавателей, а также не дает нормально функционировать учебной организации.
Когда отчислить из школы ребенка не могут, учитывая любые обстоятельства
- Учащегося, проходящего обучение в начальных классах.
- Если у школьника ограниченные возможности.
- В случае, когда еще не исполнилось 15 лет.
- Если ребенок болен или в школе каникулы.
- Подростков, учащихся в 9 классе, если они изъявили желание учиться дальше, перейти в 10.
- Учащегося, не сдавшего ОГЭ и давшего согласие остаться на второй год.
Запреты ничего не решают, нужно уметь переубеждать
АНТОН АЛЕКСЕЕВ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № 1241
ПРОТИВ
Если девочку зовут Мальвина, то ей сам Бог велел ходить с синими волосами — чтобы все было как в сказке! А если серьезно, то есть Закон «Об образовании», в котором сказано: учебное заведение может самостоятельно принимать решение о введении школьной формы. Про остальные аспекты внешнего вида учеников — например, цвет волос — там ничего не сказано. Вместе с тем есть такой институт, как управляющий Совет школы, куда входят педагоги, ученики и их родители. Совет, в свою очередь, вправе ввести некоторые требования к внешнему виду школьников и внести их в устав школы. Но если никаких решений насчет внешнего вида не принято, то девочка имеет право ходить с волосами любого цвета.
Хоть с синими, хоть с красными, хоть с зелеными. Все, что не запрещено, — разрешено.
А как иначе? И в пирсинге я никакого криминала не вижу. Подросток пытается самоутвердиться. Если он считает, что для этого ему необходим пирсинг и родители не против, то пусть будет пирсинг, почему нет? Школа отвечает за безопасность ребенка, а с внешним видом пусть он определится сам.
Другой вопрос, что где-то эпатаж уместен, а где-то — нет.
Если, например, подросток надел в школу джинсы с огромной дырой на коленке, то педагог может с ним поговорить и объяснить, что здесь все-таки не ночной клуб, а учебное заведение, и логичнее поддерживать в одежде деловой стиль. Убедит, и ребенок потом оденется подругому — молодец. Но выгонять с уроков, приняв по этому поводу единоличное решение, — неправильно. Напомню, школа, согласно закону, во время занятий отвечает за ребенка. А если отправить его на улицу, то о какой ответственности тут вообще речь? В общем, мне кажется, что запреты мало что решают. Нужно не запрещать, а уметь переубеждать. И, кстати, быть готовым к тому, что в ходе дискуссии подросток сам убедит вас в своей правоте. Не нужно думать, что наши дети «ничего в жизни не понимают».
* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции
Двойка за отсутствие на уроке
Если учитель поставил 2 за отсутствие на уроке, его действия неправомерны. Четкого закона, определяющего это правило нет, но в каждой школе закреплены нормы и критерии выставления оценок. Если обратиться к ФГОС, то оценка «2» должна выставляться по следующему принципу:
- ученик не понимает большую часть материала, не выполняет больше половины заданий;
- неуверенно, беспорядочно излагает материал;
- допускает определенное количество ошибок. К каждому из предметов и видов работ определено отдельное количество ошибок, которые могут стать основанием для выставления такой оценки.
Среди поводов для выставления такой оценки могут быть только наличие плохо выполненной работы или полное ее отсутствие. Это означает, что за пропуск учащимся урока ставить двойку нельзя.
За отсутствие на уроке, когда была контрольная, ставить тоже двойку запрещено. Если ребенок должен ее выполнить обязательно, назначается пересдача или предлагается другой вариант решения вопроса. Однако автоматически отрицательная оценка выставляться не может.
Почему выгонять ученика неэффективно
Учителя — живые люди, которые подвержены усталости и выгоранию. Стремясь погасить конфликт быстро и с наименьшими потерями и не желая тратить на это эмоциональные и временные ресурсы, они отправляют ребенка за дверь. Также к методу «вон из класса» нередко прибегают молодые учителя, у которых недостаточно профессионального опыта.
Но надо понимать, что «коридорное воспитание» относится к тормозящим приемам педагогического воздействия.
А причины нежелательного поведения могут быть разные.
- Биологические.
Это болезни и особенности развития, которые затрудняют социальную адаптацию и ухудшают поведение. Например, поражения центральной нервной системы. Также на поведение подростков влияют изменения гормонального фона.
- Психологические.
Особенности эмоционального склада, которые препятствуют продуктивным отношениям с окружающими.
- Социально-педагогические.
Плохое поведение часто носит защитный характер. Подросток переживает, что его не любят и не принимают таким, какой он есть, и нежелательное поведение — это способ показать, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие.
- Социально-экономические.
«Трудные дети» из неблагополучных семей позволяют себе нарушать правила поведения в классе, даже если хорошо представляют возможные последствия.
- Морально-этические.
На поведении детей сказывается общий уровень нравственного развития общества. Если материальные ценности ставятся выше духовных, дети это принимают за норму.
Что говорит закон?
Юрист Иван Платонов, создатель паблика «Омбудсмен образования», считает, что любое удаление школьника с урока незаконно и нарушает прописанное в Конституции право на образование.
К тому же, если с учеником, который оказался в школьном коридоре в учебное время, что-то случится, то отвечать, согласно Закону «Об образовании», будет администрация школы и педагог, отправивший его за дверь.
Могут ли исключить ребёнка из школы за плохое поведение
В пункте 2 части 2 статьи 61 Федерального закона «Об образовании» сказано, что отчисление может быть дисциплинарной мерой взыскания, но только с 15 лет.
За что именно могут отчислить
За нарушение устава школы и других внутренних правил (например, распоряжений завуча или директора).
При этом отчисление применяется, если:
- ребёнок неоднократно нарушал дисциплину;
- другие меры (замечания, выговоры) не дали результата;
- учащийся нарушает права других учеников и работников школы;
- действия нарушителя мешают работе школы;
- ученик не выполняет учебный план — например, долго не посещает школу без уважительной причины.
Как происходит отчисление
Решение принимает школа, но учитывает мнение родителей. Также нужно согласие Комиссии по делам несовершеннолетних.
Директор отчисляет ученика и информирует об этом родителей в течение трёх учебных дней. Распоряжение директора можно обжаловать в Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Если это не помогло, можно обратиться в суд.
Как правильно реагировать на двойки ребёнка
Двойка — это не катастрофа, особенно если ребёнок не получает их регулярно. И даже если учёба даётся с трудом — это не значит, что он навсегда останется аутсайдером.
В то же время плохую оценку не стоит игнорировать. В противном случае ребёнок начнёт также безразлично относиться к результатам своей учёбы.
Ругать и наказывать ребёнка за двойки также не следует. Плохая оценка уже заставляет его чувствовать себя хуже других, и ваша негативная реакция только усилит чувство собственной неполноценности.
Мнение психолога
Ругая ребёнка за двойки, вы взращиваете в нём страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам. Но теперь, опасаясь наказания, ребёнок может скрывать от вас плохие оценки. Так один скандал из-за двойки может привести не только к серьёзным проблемам с учёбой, но и к потере доверия в семье.
Отсутствие похвалы
Жалоба учителя: «У вашего ребенка плохо всё!».
Бывает, что плохое поведение на уроках связано с предвзятым отношением к вашему ребенку. Это легко проверить. Если вы просите преподавателя выделить положительные стороны сына или дочки, а он отказывает вам с формулировкой «да за что его хвалить», значит, у преподавателя неадекватная позиция. Если учитель спокойно называет преимущества вашего ребёнка, вы можете попросить его почаще хвалить его на занятиях. Но и в первом случае не стоит сразу бросать школу или менять класс. После пары месяцев вернитесь к разговору — если ничего не поменялось в отношении педагога к ребенку, несмотря на то, что вы постарались с ним сотрудничать, это — тревожный знак, особенно если это учитель начальной школы. В третьем-четвертом классе дети уже способны подумать «друзья у меня тут классные, подумаешь, не нравлюсь учителю, можно и потерпеть», первоклашки в этом плане совершенно беззащитны.
Ребёнок должен знать, что родители его любят вне зависимости от оценок или его поведения. Поддержите ребёнка, найдите его сильные стороны. И не нужно бояться менять школу, ведь токсичная среда может свести на нет все ваши усилия.
Четыре шага к решению проблемы
1. Дайте ребенку понять, что вы всегда на его стороне. Не ругайте, не действуйте сгоряча, успокойтесь и постарайтесь найти причину.
2. Поговорите с педагогом. Не настраивайтесь сразу против, постарайтесь услышать его точку зрения. Задавайте как можно больше вопросов, спросите мнение преподавателя, как лучше позаниматься с ребенком дома, как ему могут помочь в семье. Обязательно постарайтесь последовать советам, если они показались вам адекватными, а потом опять приходите обсудить результаты ваших действий. Пусть учитель станет вашим союзником.
3. Если с учителем не выходит конструктивного диалога, поговорите с директором. Попросите перевести ребенка в другой класс. Очень часто директоры жалуются, что родители боятся поднимать неприятные вопросы на всеобщее обсуждение, и неадекватное поведение учителя вскрывается гораздо позже, чем могло бы.
4. Поменяйте школу. Да, это неприятно, но в некоторых ситуациях просто необходимо. Этот стресс стоит того, чтобы учиться у преподавателя, с которым и у вас, и у вашего ребенка будут прекрасные отношения.
Есть контакт!
Школа – она не только про учебу в буквальном смысле. Там мы учимся, в том числе, устанавливать отношения с самыми разными людьми. Если вашему ребенку удастся наладить контакт со всеми преподавателями, это ему очень поможет после того, как прозвенит последний звонок. Не увольняться и не опускать руки при первых конфликтах с начальником или партнёрами — этот навык дорогого стоит. Помогите ему, в том числе показав на своём примере, что любую проблему можно решить.
Куда нужно идти?
Итак, терпение Ваше от слёз ребёнка лопнуло напрочь. Детские встречи с учителем не приносят никакого результата. На вопросы ученика педагог решительно отрезает без объяснения, что он так считает, и других вариантов быть не может. Решение идти в школу назрело. Куда идём с жалобой?
Стоп!
До того, как бежать выяснять отношения, стоит заглянуть в нормативные документы школы и поискать критерии оценок учащихся, чтобы не просто голословно размахивать руками, а аргументировано задавать вопросы и возражать на получаемые ответы. Найти критерии оценок получится только в школе, законы их, увы, не устанавливают.
Есть в школьных положениях правила от «2» до «5» за контрольные и устные ответы, разделение ошибок на грубые и не очень, описан порядок, за что и насколько сильно снижаются баллы. Вот там—то и найдёте Вы про орфографию в математике и почерк в информатике.
За поведение, кстати, оценки тоже могут быть предусмотрены, но заметьте: отдельно от оценки за предмет! Для пересмотра итоговых оценок обычно собирается комиссия из трёх человек и в присутствии родителей проходит тестирование фактических знаний ученика.
Обратите внимание!
Не на каждое непонравившееся действие учителя можно нажаловаться. Ведь педагог в соответствии с законом «Об образовании» свободно выражает своё мнение и противостоит вмешательству в его профессиональную деятельность, сам выбирает педагогические методы и средства обучения и воспитания. Так что ещё придётся убедить школу, что то, как поступает учитель – совсем непедагогично.
Однако, и на это есть «управа». При несогласии с методом преподавания можно обратиться к директору школы либо прямо в местный департамент образования с просьбой провести переаттестацию либо замену конкретного учителя, перечислив на это весомые причины. И случаи такие были: учителей при массовых занижениях отметок и «неправильном преподавании» родители меняли.
Подготовились? Тогда планируем визит. В первую очередь, идём на свидание с проблемным педагогом. Будем разбираться, на самом ли деле проблема в предвзятом отношении, либо ваш ребёнок что-то умалчивает или недопонимает суть своих ошибок.
Когда встреча тет-а-тет с представителем учительской среды не помогла, Вы так и не поняли, что является действительной причиной занижения отметок либо педагог считает, что его слово – это закон, но на самом деле ситуация довольно спорная, о заложенных сомнениях стоит рассказать администрации школы.
Делается это «за чашкой чая» либо официально, через жалобу на имя директора с требованием пересмотреть выставленную оценку. Имейте ввиду, что придётся в жалобе указать, с чем конкретно вы не согласны. Но Вы же подготовились, почитали локальные документы и теперь точно знаете, как должно быть, неправда ли?
Что делать, если школьная администрация отстаивает интересы коллектива и не хочет «выносить сор из избы». Тогда весь «мусор» на суд общественности придётся вынести Вам, обратившись в местный департамент образования либо пожаловаться на администрацию школы за бездействие в отделение Рособлнадзора, который следит за образовательной средой в вашем населённом пункте.
Что делать учителю, если ученик нарушает дисциплину?
Точно не выгонять с урока. Это возможно только в одном случае — если учащийся препятствует проведению урока. Например, если ученик начал громить школьную мебель, применять физическое насилие к одноклассникам – учитель обязан отреагировать.
В остальных случаях за дисциплинарные проступки учитель имеет право пригласить в школу родителей или поставить в известность директора, инициировать применение мер дисциплинарного взыскания. Порядок привлечения к ответственности прописан в законодательстве и подразумевает такие меры, как замечание, выговор и, в особых случаях, отчисление.
Как действовать учителю, если учащийся нарушает дисциплину в классе?
Несмотря на сложность ситуации, выгонять ученика из класса точно неправильно. Такой шаг допускается лишь в одном случае, когда подросток препятствует проведению урока. К примеру, если школьник начал крушить мебель или причинять физический вред одноклассникам, учитель обязан удалить его из класса.
Для этого необходимо будет остановить учебный процесс, вызвать представителей администрации школы и родителей, а также, полицию, которые заберу учащегося из школы, и начнут с ним воспитательную работу.
Во всех остальных случаях, плохое поведение не является основанием для удаления школьника из кабинета. В дальнейшем, педагог вправе будет пригласить в школу родителей ребенка, либо поставить в известность руководителя школьного учреждения. Общий порядок привлечения к ответственности для учащихся при таком поведении, прописан в законодательстве.
Наиболее серьезными последствиями могут стать замечание, выговор или отчисление.
Учитель удалил учащегося с занятий: кто и как должен разбираться в ситуации?
Если учащийся был с занятий удален, то в отношении педагога может быть проведено дисциплинарное разбирательство. Потребуется выяснить, насколько правомерными были действия учителя по отношению к ученику в возникшей ситуации. Инициировать такое разбирательство возможно под жалобу самого учащегося, либо его законных представителей.
Если в это время нарушитель навредил кому-то, сам ударился или пострадал иным способом, то отвечать будет преподаватель, который выгнал его с занятий, а также, образовательная организация.
Решение вопроса на себя обязан взять директор, после поступления заявления от пострадавшей стороны. В документе должен быть:
- описан факт ограничения допуска к уроку (кто, когда и почему не пустил школьника в школу);
- что ребенок был лишен своего законного права проходишь курс по конкретному предмету;
- действия педагога будут нарушать интересы ребенка и противоречить ряду положений закона об образовании;
- педагог совершил действия, которые противоречат школьному уставу (нельзя превышать полномочия).
В конце заявления необходимо указать, что учителя должны обязать допустить ребенка к урокам по конкретному предмету.
Моральные нормы
Может ли учитель выгнать ученика с урока, если последний своим поведением мешает всем остальным ребятам получать знания по предмету? С точки зрения закона ответ на данный вопрос будет отрицательным. Но многие учителя считают, что есть определенные моральные и нравственные нормы, в соответствии с которыми за плохое поведение они могут удалить ученика из класса, чтобы он не мешал другим детям учиться. Возможно, что это так. Тем более что некоторые ученики позволяют себе выражаться на уроках нецензурной бранью в адрес преподавателя. Но учитель, как грамотный и образованный человек, должен объяснить ребенку, что так себя вести в обществе недопустимо.
В каком порядке ребенка исключают из школы
Чтобы исключить дебошира или прогульщика из школы администрация образовательного учреждения должна придерживаться определенного порядка действий:
Шаг 1. Собрать доказательства нарушения проступка и провести воспитательную работу
В школе могут собрать педсовет с воспитательной целью совместно с ребенком и его родителями. На нем представители школы должны максимально четко сформулировать возможные последствия дальнейшего нарушения дисциплины.
Шаг 2. Объявить дисциплинарное взыскание
При первом проступке школа должна ограничиться только замечанием или выговором с учетом тяжести нарушения и обстоятельств случившегося. Перед тем, как объявить дисциплинарное взыскание, администрация должна запросить у ученика объяснительную.
Школа в обязательном порядке должна документировать, какие методы педагогического воздействия и способы взыскания она применяла, иначе впоследствии отчисление ребенка могут оспорить.
Шаг 3. Издать приказ об отчислении
Если после замечания или выговора ученик не исправился, продолжил драться или срывать уроки, а проведенная воспитательная работа не привела к результату, тогда его могут исключить из школы. Считается, что проступок совершен повторно, если его зафиксировали в течение календарного года после — предыдущего. Отчислить ученика школа может не позднее, чем через 30 дней после нарушения.
При принятии решения об исключении ребенка школе необходимо учесть позицию родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. Если исключают ребенка-сироту, то решение принимают с согласия органов опеки и попечительства.
Об отчислении ребенка из школы обязательно должны проинформировать органы местного самоуправления, которые контролируют сферу образования.
В случае досрочного отчисления школа должна передать учащемуся справку об отчислении в течение 3 дней.
Родители ребенка могут обжаловать решение школы или предпринять меры по устройству ребенка в другую школу в течение 30 дней.
Стоит отметить, что на практике до исключения их школы доходит редко: директорам проще доучить ребенка, чем исключать и тем самым навлекать разнообразные проверки.
Когда ребенка могут отчислить из школы за неуспеваемость
Ребенок считается неуспевающим, если у него есть академическая задолженность. Иными словами он получил двойку на промежуточной (итоговой) аттестации, не был к ней допущен из-за пропусков или пропустил аттестацию без уважительной причины.
Но даже если ребенок не смог пройти аттестацию, то его не отчислят. П.9 ст.58 Закона об образовании предлагает следующие варианты действий на усмотрение родителей:
- остаться на второй год;
- перейти на обучение по адаптированным программам;
- перейти на обучение по индивидуальному плану.
В случае, если родители отказываются от выбора всех предложенных им трех вариантов, то школа может пожаловаться в комиссию по делам несовершеннолетних на уклонение родителей от исполнения своих обязанностей по обучению ребенка.
Метод «вон из класса»
Как правило, учителя прибегают к этому способу, когда нужно:
пресечь деструктивное поведение ученика;
Например, когда на уроке складывается конфликтная ситуация — ученик откровенно срывает занятие и не реагирует на замечания.
заставить задуматься, воспитать.
Если ребенок систематически опаздывает, учитель может не пустить его на урок, чтобы продемонстрировать, чем чревато его неуважительное отношение к учебному процессу.
Психолог Мария Авраменко подчеркивает, что импульс удалить ученика из класса появляется у преподавателя из-за нежелательного поведения ребенка. Причин этому, к слову, может быть множество: от переходного возраста и неустойчивого эмоционального фона у ребенка до семейных проблем и межличностных конфликтов внутри класса.
Однако эта мера — выгнать с урока или не пустить на него — не помогает в долгосрочной перспективе, так как не решает проблему, а только усугубляет ее.
Евгений, выпускник из Санкт-Петербурга:
Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?
Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:
- учитель болел и вынуждено повышал голос;
- у учителя голос от природы высокий.
Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:
- кричать на ученика;
- оскорблять его честь и достоинство;
- разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
- переходить на личности и т.д.
Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.
Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации
Правовое регулирование
Часто происходит так, что во время проведения занятий между учениками и преподавателями возникают недопонимания и даже конфликты. В подобной ситуации учителя часто выгоняют учеников с уроков. Но правомерно ли поступают в таком случае работники образования? Неужели учитель не может сгладить конфликт с учеником без применения подобных мер?
В данном случае нужно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором написано, что именно школа несет ответственность за учеников во время проведения образовательного процесса и даже на переменах. Поэтому выставлять учеников за дверь класса нельзя ни в коем случае. Ведь неизвестно, что может произойти с ребенком в коридоре школы в этот момент.
Кроме того, если учитель выгнал ученика с урока, статья 43 Конституции РФ также встает на защиту прав несовершеннолетнего и его родителей. Ведь данная норма закона указывает на то, что все имеют право на получение образования, потому что оно является общедоступным. Таким образом, выгоняя ученика с урока, учитель нарушает его право на получение образования наравне с другими детьми. Это нужно знать всем родителям, столкнувшимся с подобной проблемой.