Как бороться с синдромом отличника: 10 советов
На это понадобится много времени, и после прочтения книги (их очень много – вот только один пример) или просмотра лекции на эту тему ситуация особо не изменится
Важно применять советы на практике и работать над собой. В ситуации с синдромом отличника все зависит от вас.
1. Начните с самооценки
Зачастую люди с синдромом отличника не любят себя, ведь они ставят мнение других на первое место. Примите себя и свои недостатки и поймите, что имеете право на ошибки.
2. Перестаньте думать о том, что скажут другие
Людей с синдромом отличницы интересует положительная оценка от окружающих, а значит нужно бороться с зависимостью от чужого мнения.
Помните, что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или успеха в жизни.
Кстати, на тему мнения окружающих у меня была статья:
3. Начните правильно расставлять приоритеты
Если вас интересует лишь результат (например, положительная оценка) и одобрение окружающих, то стоит задуматься, что для вас важнее. Если от учёбы и получения знаний вы не испытываете удовольствия, то зачем вам это? Не будете ли вы потом жалеть, что прожили жизнь зря?
4. Не сравнивайте себя с другими
Как я писала раньше, зачастую желание сделать все идеально возникает из-за соперничества, которое никогда ни к чему хорошему не приводит. Вы будете достигать желаемого результата не потому, что вы захотели этого, а из-за желания победить конкурента.
5. Поймите, что вас любят не за достижения
Часто людям с синдром отличницы может казаться, что их любят только за достижения, но это не так. Близкие люди – например, друзья и семья, – рады тому, что вы просто есть. И несмотря на недостатки, такое окружение примет вас любым.
6. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни
Вы ошибочно думаете, что чем больше времени вы посвящаете учёбе, тем лучше. Пользуйтесь законом Парето (принцип 80/20). Это закономерность, которая говорит о том, что 20% усилий даёт 80% результата и наоборот (80% усилий даёт 20% результата). О чем это говорит?
Было ли у вас такое, что вы, например, всю ночь готовились к важной контрольной, выучили весь материал, а затем получили неудовлетворительную оценку? Возможно, в тот момент вы сказали, что это закон подлости. Но вовсе нет – просто сработал закон Парето
Потратили много сил и времени, а к хорошему результату это не привело.
Это правило применимо почти во всех сферах жизни. Если вы пытаетесь делать что-то идеально всегда, то вряд ли это приведёт к желаемому результату.
7. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи
Это один из самых важных пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи. Делайте выводы из ситуаций, которых вы бы хотели избежать в будущем. Каждая неудача – это опыт, и он поможет вам в следующий раз, потому что, скорее всего, вы не совершите ту же ошибку и быстро разберётесь с ситуацией.
8. Поймите, чего хотите вы сами
Люди с синдром отличника часто не умеют слушать себя и понимать, чего хотят от жизни они сами. Задумайтесь о том, чем вы занимаетесь сейчас. Вы сами этого хотите? Или это цели, навязанные другими? Интересы должны вас вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы вы эту вещь, если она бы не была так популярна? То же самое и с целями, которые часто бывают навязаны окружающими.
9. Полюбите процесс
Людям с синдромом отличника важнее результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие. Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его достижению?
10. Научитесь доверять другим
Недоверие к другим присутствует не у каждого человека с синдром отличника, но встречается тоже часто. Такие люди боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют работать в группе и многое другое. Например, во время выполнения совместного проекта кто-то не сделает все так, как вы хотели, и вас это может разозлить. А почему бы не научиться принимать недостатки других?
Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника
Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу.
Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника:
- Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил.
- Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний.
- Не перехваливайте и не занижайте заслуги школьника. Похвала и конструктивная критика должны быть в меру.
- Не связывайте успеваемость в школе с личностью ребёнка. На оценку может влиять всё, что угодно — усталость школьника, плохое настроение учителя.
- Хвалите знания, а не оценки. Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал.
- Любая ошибка — опыт. Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания.
- Научите ребёнка действовать согласно внутренней мотивации, а не ждать похвалу и разрешение от родителей.
Как мы уже писали выше, синдром отличника может возникнуть при завышенных требованиях к оценкам и критике со стороны родителей и окружающих. Если у ребёнка есть сложности в понимании какого-то предмета, советуем сразу обращаться к специалистам.
Преподаватели Тетрики доступным и простым языком объяснят сложные темы и помогут разобраться с любыми недопониманиями. Записывайтесь на бесплатный вводный урок, чтобы улучшить успеваемость и обогнать школьную программу.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Оставить заявку
Поощрение позитивного мышления и мотивации
Для поддержки ребенка с синдромом отличницы важно стимулировать позитивное мышление и мотивацию. Вот несколько способов, которые могут помочь достичь этой цели:
Похвала и признание достижений ребенка. Признание ребенка за его усилия и успехи поможет ему ощутить себя ценным и мотивированным. Похвала не должна быть излишней или необоснованной, она должна быть искренней и подкреплена конкретными примерами.
Установление реалистичных целей. Помогите ребенку поставить перед собой реалистичные и достижимые цели. Разбивайте их на более мелкие шаги, чтобы ребенок мог оценивать свой прогресс и поддерживать мотивацию. Отмечайте каждое достижение и вместе радуйтесь успехам.
Стимулирование творческого мышления. Позволяйте ребенку проявлять свою креативность и исследовательский дух. Поддерживайте его интересы и стимулируйте его любознательность. Это поможет развивать его умственные способности и поддерживать мотивацию к обучению.
Создание подходящей образовательной среды. Обеспечьте ребенку комфортные условия для обучения. Убедитесь, что у него есть все необходимые материалы и ресурсы для успешного освоения учебного материала
Также важно поддерживать его дисциплину и ответственность за свои учебные задания.
Организация времени и установление приоритетов. Помогите ребенку разбираться во времени и управлять им
Приоритезируйте задачи и помогайте ему распределить время между учебой, отдыхом и другими важными делами. Это поможет ему избегать стресса и необходимости в спешке.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к его поддержке может различаться. Постоянная поддержка и позитивная обратная связь будут способствовать мотивации и уверенности ребенка с синдромом отличницы, а также помогут ему развивать его умственные способности и достигать новых высот
Синдром отличницы или отличника — что это такое
Так называют стремление человека быть в определенном деле (а иногда и во всем) лучше окружающих и при этом получать одобрение от значимых для него людей. По сути, это болезненная зависимость от мнения окружающих, желание быть всегда первым, страх оказаться не на высоте.
Человек с синдромом отличника, как и перфекционист, старается во всем быть круглым «пятерочником». Только перфекционист зациклен на результате как таковом
Ему не так важно, что скажут другие. Главное — чтобы он сам оценивал свой результат как идеальный
Для «отличника» же оценка со стороны, похвала являются очень значимыми. Эти симптомы можно наблюдать как у мужчин, так и у женщин.
Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Кто-то, получив задание от начальника, которое нужно выполнить в течение 2-3 дней, будет в первый же день сидеть на работе допоздна, пока не справится. А после этого еще несколько раз перепроверит — не упустил ли какую-нибудь деталь. Ведь все должно быть идеально.
Любой другой на его месте сделал бы и сдал все в срок, не переживая из-за возможных недочетов. Ведь их всегда можно исправить, если начальнику что-то не понравится. Но отличник, который уверен, что он все и всегда делает идеально, не может допустить критики со стороны начальства или коллег. Он переживает ее очень болезненно. Поэтому старается с первого раза выполнить работу на отлично. Оценка «хорошо» его не устраивает.
Когда подобное отношение распространяется только на работу, это даже неплохо. Начальство сможет оценить по достоинству вашу компетентность и продвинуть по карьерной лестнице.
Но у многих отличников подобные симптомы заметны и во всем остальном (внешний вид, личная жизнь, порядок в доме, излишняя требовательность к домашним). А это уже сильно усложняет жизнь не только им самим, но и их близким. Вся жизнь таких отличников должна соответствовать самым высоким стандартам. Все промахи, недочеты, оплошности, ошибки, замеченные окружающими, воспринимаются как трагедия.
Мнение окружающих настолько важно для них, что они испытывают постоянные перепады настроения. Если заметили и похвалили — человек полон энтузиазма и готов буквально горы свернуть
Если результаты его труда остаются незамеченными или кто-то проявил себя лучше и заслужил похвалу, у него опускаются руки, появляется апатия.
Отличник живет в состоянии постоянного соревнования с «конкурентами» за качественный результат и похвалу.
Синдром отличника нельзя однозначно охарактеризовать как плохой или хороший. С одной стороны, он отнимает массу лишнего времени у его обладателя, с другой — заставляет ответственно относиться к порученному делу, быть внимательным, скрупулезным, соблюдать сроки, не подводить людей. Поэтому полностью искоренять его не стоит — лучше просто взять его под свой контроль.
Причины возникновения синдрома
Синдром отличника связан с отношениями внутри семьи и взаимодействием с внешним миром. Основные причины развития проблемы:
- Высокие требования к ребенку. В семье гордятся достижениями ее членов и требуют соответствия уровню независимо от возраста;
- Недостаток внимания. Родители не обращают внимания на ребенка и замечают его только после пятерки в дневнике или другого достижения. Успех становится мерилом родительской любви;
- Заниженная самооценка. Отличной учебой и другими достижениями ребенок старается компенсировать неуверенность в себе. Победа повышает значимость собственной личности и на время делает сильнее.
Иногда причиной развития синдрома отличника становится врожденная потребность быть первым и получать похвалу. Это черта характера, которую нужно вовремя заметить и постараться сгладить.
Как избавиться от синдрома отличника
Как родитель вы можете изменить своё отношение к академическим провалам ребёнка и не показывать, что они слишком важны для вас. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление.
Анастасия добавляет: «Важно объяснить ребёнку, что ошибаться — нормально. Причём не только на словах, но и в действиях
Например, если ребёнок получит тройку за сочинение, которое долго писал, вместе подсчитайте, сколько сил он затратит на то, чтобы исправить оценку. Если это потребует слишком много ресурса, потраченного впустую, предложите смириться с оценкой и отпустить ситуацию».
Вместе с психологом нашли практики, которые помогут справляться с синдромом отличника:
Дневник достижений
К записям, в которых вы фиксируете маленькие и большие победы, можно возвращаться и заново мотивироваться. Люди с синдромом отличника могут обесценивать свои достижения и помнить только о неудачах. Дневник поможет сохранять трезвый взгляд на свои успехи.
Хобби
Концентрируйтесь на любимых занятиях и других делах и осознанно переключайтесь, когда понимаете, что занимаетесь достигаторством. После перерыва возвращайтесь к задаче с осознанием того, что её можно решить не на 110% или даже 100%, а 80% будет вполне достаточно.
Маленькие шаги на старте
Используйте правило пяти минут: когда чувствуете, что не можете взяться за работу, скажите себе: «Я буду заниматься этим ровно пять минут, а потом смогу переключиться, если мне будет тяжело». В 9 из 10 случаев это приведёт к успешному старту продуктивной учебной сессии.
Критика не к себе, а поставленным задачам
Задайте себе вопрос, так ли важно прямо сейчас сделать всё идеально. Научите себя честно отвечать на эту формулировку и выполнять некоторые дела на уровне «нормально», а не «отлично». .
Приоритизация
Решите, : выберите одно-два направления развития и разрешите себе быть строгими к своим успехам
Для прочих сфер и увлечений установите планку, которой хотите достичь: важно, чтобы она была реалистичной. .
Терапия
Медикаментозное лечение назначается лишь в том случае, если специалист диагностирует такие его последствия, как СХУ, депрессия, стресс, неврастения, бессонница и пр. Обычно это успокоительные. Самостоятельно принимать какие-либо препараты категорически запрещено.
При выявлении синдрома отличника у ребёнка психологи подробно объясняют, что делать родителям в такой ситуации, как помочь школьнику справиться с данным состоянием и не тащить его за собой во взрослую жизнь:
- Не завышать планку, умерить амбиции, не проецировать на ребёнка свои комплексы и нереализованные мечты. Не ругать за «четвёрки», не наказывать за «тройки».
- Никогда не сравнивать с другими.
- Постараться поднять самооценку.
- Увлечь каким-нибудь хобби.
- Научить проигрывать и спокойно относиться к поражениям.
- Развивать оптимизм, чувство юмора, самоиронии, чтобы он сам принимал себя таким, какой есть.
- Уделять достаточно внимания, проводить вместе как можно больше времени.
- Хвалить не за оценки, а за результат.
- Интересоваться сначала — здоровьем, как прошёл день, как настроение. И только потом — оценками.
- Не перегружать.
Как избавиться от синдрома отличника, будучи взрослым?
Осознание проблемы
Проблема в том, что страх потерпеть поражение во взрослом возрасте уже не актуален. Он вызван не реальной ситуацией, а воспоминаниями детства, когда было страшно не оправдать ожиданий родителей или учителей. Это навсегда ушло в прошлое.
Анализ ситуации
Подумайте, ожидания кого вы боитесь не оправдать сейчас. Начальника? Но у него — много подчинённых, и все они наверняка время от времени допускают ошибки. Это вовсе не значит, что он всех после этого увольняет, лишает зарплаты и премий или делает выговор. Любимого человека? Но он любит вас в первую очередь не за достижения и успехи, а за качества характера, и вряд ли бросит, узнав, что вы что-то сделали не так. Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет.
Снисхождение
Переберите окружающих вас людей: коллег, друзей, просто знакомых. Вспомните, какие ошибки они совершали по жизни, какие поражения терпели. Кто-то проиграл областной конкурс, другого не взяли на престижную работу, третьего бросила жена. Это жизнь. Такое случается у всех — и у вас в том числе. С этим надо смириться и перестать винить себя за любой промах. Сделайте себе снисхождение — позвольте хоть иногда, но ошибаться.
Контроль
Подумайте, в каких ситуациях синдром отличника проявляется чаще всего и берёт верх над вашим сознанием. Обычно это происходит на работе, при выполнении какого-либо задания или проекта. Научитесь в такие моменты его контролировать. Слишком переживаете за результат? Пейте успокоительные! Забыли про отдых и забросили хобби? Срочно переделывайте режим дня! Чувствуете, что снова готовы идти по головам ради успеха? Заставьте себя вовремя остановиться и руководствуйтесь голосом совести.
Никаких сравнений
Подумайте, с кем вы привыкли себя сравнивать. С коллегой? Соседом? Бывшим своей жены? Братом? Каждый обладает своими достоинствами и недостатками. Осознайте, что у всех этот набор индивидуален. Вы не можете быть хуже или лучше кого-то. Это неправильное отношение ни к себе, ни к окружающим. Да, коллега может качественнее выполнять какие-то задания начальства, но он постоянно опаздывает со сроками, а вас ценят за пунктуальность и обязательность. Да, брат ездит на Mercedes-Benz и занимает неплохой пост в престижной компании. Но у него не складывается личная жизнь, он одинок, так как у него скверный характер. Так стоит ли завидовать ему и равняться на него?
Как защитить ребёнка от перегрузки?
Перегрузка деформирует эмоциональную сферу и проявляется во вспышках гнева, истериках, негативизме. Казалось бы, ребёнок готов идти на компромисс, договариваться, но ему будто мешает некий внутренний барьер — неспособность нести излишнюю ответственность. Отсюда за повышенной утомляемостью следуют и нарушения сна, и расстройство пищевого поведения.
Полностью избежать стресса невозможно. Это наш неизбежный спутник на протяжении всей жизни. Задача родителя состоит не в том, чтобы уберечь ребёнка от всех опасностей, а в том, чтобы помочь выработать адаптационные механизмы. Лучшая защита от психической перегрузки — доверие родителей.
Приведу в пример случай из практики. Мама обратилась с вопросом, как помочь сыну-семикласснику наладить отношения с ровесниками. Мальчика не принимали разные коллективы, поэтому он несколько раз менял школу. Однако каждый раз повторялась одна и та же история: сначала школьник заводил дружбу с двумя-тремя ребятами из класса, но через некоторое время она прекращалась и сменялась как минимум равнодушием со стороны ребят, а как максимум — агрессией.
В ходе нескольких занятий прояснилась модель поведения нашего семиклассника: он грубо и бескомпромиссно критиковал любое действие собеседника. Как выяснилось, он повторял поведение мамы: она подавляла авторитетом других родственников и требовала строго выполнять её правила. Совместно с мальчиком и его семьёй мы обсудили и установили новые правила общения. И после этого в новой школе ребёнок завёл новых друзей и уже благополучно учится там два года без переходов.
Что такое синдром отличника?
С самого детства родители борются со своими детьми
Взрослым важно, чтобы их чадо приносило одни пятерки. Поэтому в пример ставятся отличники, похвалу можно услышать только за великие достижения, а одобрение получить, когда отпидарасишь квартиру + получишь хорошие оценки по всем предметам + выучишь все стихи Пушкина
То есть никогда.
Но не думай, что только бедные детишки страдают синдромом отличника, многие взрослые дяди и тети проявляют пресловутую зацикленность на себе, на своих достижениях и успехах. А ошибки принимаются как смерть!
Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем. Чаще всего именно такие взрослые становятся жополизами на работе.
Но не путай синдром отличника с перфекционизмом. Главное отличие перфекциониста в том, что ему положить с прибором на мнение других людей. Быть первым и лучшим — это его внутренняя потребность.
Причины возникновения синдрома отличника:
- Близкие недостаточно любили и хвалили в детстве.
- Завышенные требования родителей.
- Недостаточно похвалы и одобрения.
- Моральный прессинг родителей.
- Любой способ наказания за плохие оценки.
Это не говорит, что если тебя все детство прессовали по поводу учебы, значит, у тебя точно синдром отличника. Но зачастую именно такое отношение родителей влияет на зацикленность. Это не значит, что нужно винить родителей во всем. Просто прими это, как факт, и сделай выводы, если ты страдаешь синдромом отличника.
Упражнение «Не мои достижения»
Дальше мне нужно было показать Алене, сколько в ее жизни того, что ей по-настоящему не нравится. Для этого я выбрала упражнение “не мои достижения”.
Я предложила Алене написать все ее достижения и вычеркнуть те, которые не были ее страстным желанием.
В итоге список у Алены получился внушительный, ведь за всю жизнь она научилась доводить до совершенства абсолютно все. В этом списке было 190 позиций, из которых она вычеркнула 187!
Опять же, после осознания того, что она всю жизнь делала то, чего она по-настоящему не хотела, Алена долго плакала.
Мы оставили список со скромными оставшимися тремя позициями до лучших времен и несколько сеансов занимались тем, чтобы привести в норму Аленино эмоциональное состояние.
Потом мы все-таки вернулись к списку. Там осталось три позиции:
“написала книгу”, “купила дом в Норвегии” и “завела собаку”.
Оказалось, что все это время Алене отлично давалась писательская деятельность, но она это искусно скрывала, потому что стыдилась этого. Иногда, чтобы расслабиться после работы, она писала книгу.
Когда я спросила, о чем она, Алена пустила слезу. Это была художественная книга с элементами фантастики, в которой описывалась абсолютно другая жизнь, о которой Алена могла только мечтать.
Это оказалась огромная книга в 500 страниц. На самом деле, это был своего рода дневник. Там были все Аленины переживания, которые преобразовывались во что-то позитивное и хорошее.
Плюсы и минусы «отличников»
Синдром имеет свои преимущества и недостатки. Похвально стремление ребенка к учебе, занятиям спортом, жадность к знаниям, целеустремленность, ответственность, исполнительность. При благоприятном стечении обстоятельств из детей-отличников вырастают отличные специалисты, ученые. Им можно доверить любое дело и знать, что все будет исполнено на «отлично».
Минусы ребенка-отличника — в его стремлении добиться похвалы любой ценой. Слепое движение к успеху обедняет эмоционально, возникает заторможенность, безразличие к чувствам других людей. Став взрослым, такой человек пойдет к успеху по головам других.
Не делайте за ребенка все
Самый легкий способ научить ребенка быть ловким и умелым? Не помогать ему и не придерживать «на всякий случай». Конечно, рука всегда на пульсе, а взгляд предельно сконцентрирован, но, если малыш впервые лезет на стул, например, или диван, не трогайте его. И он на второй, третий, пятый раз залезет туда обязательно и вполне ловко, поверьте. Если малыш впервые топает по детской площадке и пытается забраться на горку по лестнице, не хватайте его за капюшон – пусть поднимается как может. Не поверите, но через несколько месяцев он сможет спокойно подниматься и спускаться с нее сам. То же касается и психологических навыков. Не ищите за сына или дочь путь решения проблемы – дети прекрасно умеют справляться с ними сами, если мы им это позволим. Учитесь этому с самого начала, потому что дальше вам захочется раздавать ему советы, читать лекции, «оберегать», тем самым лишая человека возможности быть взрослым и ответственным за свою жизнь.
Что такое синдром отличника и его признаки
Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.
Признаки синдрома отличника у ребенка:
- ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
- ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
- ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
- в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
- ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
- если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
- ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
- главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.
Как распознать в мужчине синдром отличника?
Сильный, знает что хочет, всегда добивается поставленной цели — это хорошо и нет ничего страшного, но так только кажется на первый взгляд. А вдруг что-то пошло не так, не получилось, реакция может быть непредсказуемой. Раздражение, злость, ощущение того, что почва уходит из-под ног
Происходит это от того, что человек всегда действует как надо, обращая внимание на то, что скажут коллеги, соседи и просто посторонние люди, совсем забыв, что же он хочет на самом деле
Если мужчина все время хочет быть первым, то он становится уязвимым перед различными непредвиденными ситуациями, что может привести к непониманию и в личных отношениях в том числе. Подобное отношение в профессиональном плане может привести к синдрому выгорания.
Как с этим бороться?
Попробовать понять, сколько удивительных и прекрасных моментов проходит мимо. Что в жизни упускаешь, теряя время, близких?
Стоит научиться определять главное, не отвлекаясь на мелочи. Боязнь что-то сделать неправильно, потерпеть неудачу необходимо заменить действием и не бояться результата, какой бы он ни был. Ведь даже неудачный опыт, это опыт, на котором учатся.
Человек, страдающий синдромом отличника, должен перестать сравнивать себя с другими людьми, необходимо осознать свою ценность и ценность тех, кто окружает. Также необходимо учиться радоваться достижениям не только своим, но и чужим, не судить себя строго за ошибки.
Не отрицать свои эмоции, плохие или хорошие, осознать и полюбить свою жизнь такой, какая она есть. Стоит смириться с тем, что мир не идеален, не бывает безупречных любовных историй, разве что в кино. Идеальная жизнь, жена, дети, родственники — миф, навязанный глянцевыми журналами и низкой самооценкой.
Не стоит превращать жизнь своих близких в бесконечную череду требований, упреков и обид. Надо начать жить полной жизнью, чувствуя все краски, наслаждаться отдыхом, проведенном в кругу не совсем «идеальной» семьи, но для которой и стоит иногда быть первым и лучшим.
В жизни все и так не просто, не стоит усложнять ее ни себе, ни окружающим, вспоминайте об этом, когда в следующий раз поставите перед собой цель, стараясь все сделать идеально.
Признаки появления синдрома отличника у детей
Явные симптомы проблемы обнаруживаются у учеников первых классов. С возрастом они сглаживаются, но сохраняются на всю жизнь.
Признаки синдрома отличника у детей:
Зависимость от чужого мнения, чрезмерная чувствительность к критике и похвале;
Страх сделать ошибку. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребенок каждую воспринимает как конец света, впадает в отчаяние, может заболеть. Боязнь провала заставляет отказываться от новых, интересных дел и высасывает силы;
Победа любой ценой. Зачастую, чтобы удержать титул лучшего ученика, ребенок идет на обман и подлог, предательство друзей и другие неблаговидные действия
На первое место выходит личный престиж, все остальное неважно;
Зависть к чужим успехам, неумение проигрывать. Провалы товарищей радуют, собственные – надолго вгоняют в депрессию;
Ранимость
Если успех остался незамеченным, возникают раздражение и обида.
Часто синдром отличника путают с перфекционизмом, но это разные вещи
Для перфекциониста важно идеальное выполнение задачи, а для отличника значима только похвала
Как определить синдром отличника у ребёнка
Вот три частых симптома, помимо столбиков из пятёрок в онлайн-журнале.
- Зависимость от чужого мнения
Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, стоит обратить внимание. Такие дети легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. .
- Жертвы ради оценки
Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул лучшего ученика, переходит в средние классы и сталкивается с трудностями в обучении. А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы.
- Страх ошибиться
Дети-«отличники» боятся сделать что-то неправильно: получить двойку за работу, забыть ответ на вопрос или не подготовиться к уроку. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов.
Вижу цель, не вижу препятствий
Какие же моменты в уходе за малышом чаще всего волнуют “мамочек-отличниц”?
- Питание. Эта часть жизни человека, несомненно, важна. Но для родителей новорожденного и грудного ребенка кормление является одним из тех аспектов, которые вызывают наибольшее количество споров. Как часто кормить, как выбрать наилучшие продукты, как приготовить блюдо, чтобы сохранить витамины и заинтересовать вкусом малыша, – все эти вопросы бесконечно заставляют мам и пап чувствовать себя как на экзамене.
- Чистота и порядок. Мнение о том, что ребенку нужна стерильная чистота, давно устарело. Однако все мы понимаем, что для нормального развития малыша и устранения потенциальных опасностей в доме следует поддерживать порядок. Некоторые мамы в этом стремлении теряют чувство меры и превращают уборку в круглосуточный ритуал, заменяя чистыми полами драгоценные минуты общения с малышом.
- Развитие. О раннем развитии сейчас не говорит только ленивый. И каждая уважающая себя пара родителей старается сделать все возможное, чтобы их малыш получил необходимые знания с первых месяцев, а порой и с первых дней своей жизни. Кубики, пирамидки, сортеры, таблицы и прочие пособия прочно вошли в обиход молодых семей как незаменимые атрибуты детской жизни. Но стоит ли так углубляться в модные методики, если обычные поглаживания маминых рук в сочетании с простой потешкой способны вызвать очаровательную улыбку малыша?
Несколько рекомендаций для родителей
Помимо указанных методов по избавлению от синдрома отличника у взрослых, настоятельно рекомендуем вам относиться с особым вниманием к данной проблеме, если вы родитель. Помните: в ваших руках формирование будущей личности, поэтому постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
проявляйте любовь – это самое главное и базовое правило, ведь только человек, окруженный любовью, может чувствовать себя полноценным и нужным миру;
хвалите ребенка, обращайте внимание не на оценку, а на способность сделать что-то самостоятельно;
не сравнивайте его с другими, анализируйте только его прогресс, указывайте на взлеты и падения исключительно своего ребенка;
концентрируйтесь не только на его отметках, но и на том, с кем он общается, как воспринимает педагогов, что ему еще интересно;
поработайте над своими проблемами, т.е. задумайтесь: возможно, корень ваших упреков в плохих отметках кроется в ваших нереализованных амбициях или аналогичном отношении к вам ваших родителей .. И еще: чтобы понять всю опасность данного синдрома при воспитании детей и последующем формировании взрослого человека, прочитайте []
И еще: чтобы понять всю опасность данного синдрома при воспитании детей и последующем формировании взрослого человека, прочитайте [].
А мы переходим к выводам.
Синдром отличника в психологии
С точки зрения ментального здоровья это пиррова победа: школьный успех ребёнка не оправдывается затраченными ресурсами. В его дневнике могут быть одни пятёрки, но при этом у школьника не остаётся моральных и физических сил интересоваться чем-либо ещё. Ребёнок становится зависимым от одобрения и полностью теряется, если не становится лучшим.
Синдром отличника проявляется не только в отношении к учёбе. После школы он остаётся с человеком и получает продолжение в дальнейшем. Люди с таким синдромом не умеют проигрывать даже в бытовых спорах, боятся расстроить других своими неудачами, не умеют решать проблемы и к каждой сложности относятся как к непреодолимой преграде.