Что советуют психологи
Кто виноват?
В плохих отношениях между родителями и ребенком-подростком виноваты обе стороны.
Да, иногда подростки буквально провоцируют родителей на очередную ссору, напрашиваются на взбучку, нарушают все запреты.
Но переходный возраст протекает достаточно гладко, если родители идут навстречу и входят в положение своего взрослеющего ребенка. Ведь он просто не может вести себя по-другому.
А вот взрослые могут скорректировать свою поведенческую стратегию и не пытаться требовать от ребенка невозможного, не ущемлять его свободу (в разумных пределах) и дать возможность пройти естественный этап взросления так, как это задумано природой.
Ведь родитель — это не надзиратель и не злобный командир. Это проводник во взрослую жизнь, который поможет преодолеть трудности и даст дельный совет при необходимости.
Теория Э. Берна
Основоположником теории транзакции по праву считается американский ученый-психотерапевт Эрик Берн.
Он начал публиковать свои работы в 60-х годах 20 века, наибольший интерес к его работам случился в 70-х годах.
Свои наблюдения и разработки Берн отразил в книге «Игры, в которые играют люди». Автор под словом «транзакция» понимает единицу взаимодействия, которая выражается следующим образом: вопрос-ответ.
Согласно теории Берна, в каждой личности взаимодействуют три состояния: ребенка, взрослого и родителя. Одна и та же личность в разное время может находиться в разных состояниях.
Если человек следует установкам, данным ему родителями, он пребывает в состоянии родителя. Когда он ведет себя, как в детстве, над ним давлеет ребенок. При объективной оценке и принятии реальности, анализировании текущей ситуации человек находится во взрослом состоянии.
В рамках теории транзакций Берн разработал и теорию сценария. Каждая личность может выполнять предписанный сценарий или применить антисценарий.
Сценарием называется некий жизненный план, который составляется еще в раннем детстве. Так многие дети знают, кем они хотят стать, сколько детей родить и где жить.
Сценарий может быть навязан и родителями. Если ребенку постоянно говорить, что он неудачник, то он не добьется успехов в жизни.
Контрсценарий формируется уже во взрослом состоянии и подразумевает уход от предписанного плана.
Например, родители и учителя «напророчили» подростку быть врачом, как его дедушка или папа, чтобы продолжить династию.
Однако, человек предпринимает все действия, чтобы уйти от «предначертанной» судьбы.
Антисценарий является полной противоположностью сценария и предполагает совершения последовательных действий, противоположных тем, которые должны совершаться.
То есть, вместо того, чтобы сдать экзамены и поступить в институт, молодой человек бросает учебу и попадает в плохую компанию, начинает пить и принимать наркотики.
Его поведение — это также следствие установок родителей, но с противоположным результатом.
Этап 5. Постепенно переходим на новые рельсы
- Не сокращайте время общения с мамой, а увеличивайте количество совместных тем для разговоров (новости, погода, соседи, её здоровье) и уменьшайте обсуждение своей жизни. При этом, в общих вопросах не вступайте в полемику, поддержите мнение мамы.
- Если вы постоянно звоните или пишете маме о том, где находитесь, то самое время начать сокращать количество «отчётов». Так же начните с малого: сначала количество созвонов (смс) уменьшаете на один, потом на два и т.д. Но обязательно предупреждайте об этом заранее, ссылаясь на внешние обстоятельства. Например: «Мама, сегодня я не смогу позвонить тебе с работы в обед, потому что мы с коллегами обедаем в кафе».
- Учитесь говорить «нет» не категорично, а мягко, с шуткой. Такое «нет» воспринимается менее болезненно.
- Если у мамы нет никаких интересов, то вспомните, чем она увлекалась, и подберите ей хобби. Если занятие будет на двоих – ещё лучше, тогда у вас всегда будет о чём поговорить.
«Подобное подобным». Спрашивайте маму, как прошёл её день, чем она занималась, просите чаще отчитываться, где была. - Пусть чаша контроля начнёт перевешиваться в вашу сторону и тогда, возможно, мама будет думать, как избавиться от вмешательства в её жизнь.
Для того чтобы ослабить контроль мамы, нужно в первую очередь быть самодостаточной, взрослой женщиной. Полноценные взрослые отношения между мамой и дочерью – результат терпения, чуткости и понимания.
Стать ребенку ненужным
Первая задача родителя в подростковом возрасте — выжить. Вторая — стать ребенку ненужным. Как это ненужным, спросите вы. Мать и отец ребенку нужны всегда! Но на самом деле задача любого родителя — вырастить человека, который способен существовать без нас. Это счастье, когда нам от человека ничего не нужно, и мы можем его просто любить, радоваться ему, делиться с ним своим хорошим настроением, оказывать ему поддержку. Это нормальные, взрослые отношения, построенные на любви.
Ребенок, когда отходит от родителя, похож на робот-пылесос: у него есть какая-то зарядная база, он идет на свои одинокие прогулки по пыльным закоулкам квартиры, но потом все равно возвращается на эту базу. Для того чтобы подпитаться энергией, набраться сил. Это для него место силы, собственно говоря, это то, чем должен быть нормальный дом для нормального взрослого человека. Место, куда ты возвращаешься, чтобы набраться сил. Место, где тебя любят, где тебе рады, где ты чувствуешь себя в полной безопасности.
Отчего же подростки бегут из дома? Один из первых ответов — дом перестает быть безопасным местом.
Сделать его небезопасным для ребенка очень легко: он не успел прийти домой, а мама уже посмотрела оценки в электронном журнале и ждет на пороге со скалкой. Где был, почему «н» на русском, «тройка» по истории, когда у тебя контрольная по алгебре, сдал ли ты хвост по физике. Он еще зайти не успел, ботинки не снял. Даже Иван-Царевич в русских сказках Бабе Яге говорит: «Накорми, напои, баньку истопи, а потом пытай», а мы сразу с порога приступаем к пыткам. А потом: «Ну, давай быстренько поешь, садись уроки делай, чтобы весь вечер свободен». Не знаю, как кто, а я, когда прихожу домой с работы после шести-семи уроков, еще примерно час сижу молча, ни с кем не разговариваю и играю в «Энгри бердз». И лучше чтобы меня никто не трогал. А если этого часа у меня не будет, я весь остаток дня буду недееспособна. Он мне нужен просто как пауза. А что мы, родители, делаем, когда видим, что ребенок пришел из школы и сел у компьютера играть в какую-то ерунду?
Об авторе
Марина Мелия — не просто мама, решившая поделиться своим опытом через книгу. Хотя у неё действительно трое детей, каждый из которых добился определённого успеха в жизни и занял свою нишу. Помимо этого, она является профессором психологии и кандидатом психологических наук (между прочим, её психологическая практика длится уже 40 лет), колумнистом в газете «Ведомости», автором статей в таких небезызвестных изданиях, как «Forbes»,«Harward Business Review», «Аргументы и Факты». Марина пишет книги о саморазвитии, но «Отстаньте от детей» не единственная её работа о психологии ребёнка.
Другие причины испортившихся отношений
Недостатки и промахи своей матери дочка начинает подмечать еще в подростковом возрасте. На смену безоговорочному доверию приходит горечь разочарования, появляются сомнения в самом концепте воспитания, данного ей родителями. В итоге девочка, еще вчера позволявшая «ездить на себе» и «манипулировать собой», окончательно запутывается в противоречиях и устраивает неожидаемый бунт.
Но так ли он неожидаем? Разве по изменившемуся поведению, отстраненности и охлаждению нельзя было предугадать грядущие неприятности? Выжидание – не лучшая стратегия, надо начинать беспокоиться, как только вы обнаружите первые признаки того, что ребенок пытается сделать из вас своего худшего врага. Одна из лучших превентивных мер – проанализировать ситуацию и определить, какие из возможных причин ухудшения отношений имеют место в вашем случае:
- родительский эгоизм – чрезмерная материнская любовь зачастую может принимать довольно уродливые формы, и тогда единственным устремлением любящего сердца становится безраздельное обладание своим ребенком. В соответствии с этим характер женщины меняется, незаметно для нее самой приобретая крайне малоприятные черты – властность, авторитарность, неуступчивость. Она начинает относиться к «своей кровиночке» как владелец личной собственности и делает все, чтобы ни с кем этой собственностью не делиться;
- подавление индивидуальности – может проявляться как в излишне жестком контроле над девушкой с бесконечным «сканированием» всех ее поступков, так и в пристрастной критике друзей с непременным «отсеиванием» потенциальных поклонников. По сути это полное лишение дочери личного пространства и малейшей возможности самостоятельно организовывать собственную жизнь;
- гиперопека – нередко стремление матери оградить дитя от свободы действий расценивается ею самой как обеспечение защиты. Однако на деле такая «защита» оказывается непреодолимым препятствием для самоопределения и самовыражения, обуславливающего нормальное формирование личности. Девочка вырастает абсолютно не подготовленной к реальным жизненным испытаниям, а когда сталкивается с ними, то в лучшем случае пасует, а в худшем – совершает непоправимые ошибки и обезображивает собственную судьбу;
- нездоровое соперничество – одна из самых нелепых ситуаций, когда мать начинает видеть в своем ребенке конкурента, претендующего на ее собственное положение в семье либо обществе. Все это замешано на зависти, ревности, нездоровой соревновательности.
Разумеется, это далеко не все ошибки, допускаемые родителями во взаимоотношениях со своими детьми. Более того, нередко и сами дети становятся причиной конфликтов, насыщая обстановку в семье духом враждебности и противостояния. Справляться с этим нужно только совместно, в тесной связке и на фоне взаимного доверия.
Последствия суперконтроля
Исследователи привлекли к участию 438 студентов, обучающихся в четырех различных университетах. Сравнивались такие данные, как академическая успеваемость юношей и девушек, их самооценка, склонность к риску, а также уровень родительского контроля и количество тепла, которое получали они в детстве от родителей (последний параметр учитывал, сколько времени родители проводили с детьми и вели ли они со своими чадами доверительные разговоры).
Оказалось, что у тех, кого родители в детстве и подростковом возрасте чрезмерно опекали, была заниженная самооценка, а также они чаще злоупотребляли алкоголем, наркотиками и другими вещами, которые ведут к саморазрушению.
Наиболее плачевно обстояли дела у тех, кого родители «муштровали», при этом не выказывая к ним достаточно внимания и тепла.
Отношения с дочерью-подростком
Если в предыдущем случае конфликты возникают по причине того, что мама не отпускает ребенка во взрослую жизнь, то здесь вина чаще лежит на дочери. По мере взросления в подростке возникает чувство самоутверждения и желание доказать самостоятельность. С одной стороны, это хорошо – ребенок не даст собой манипулировать, научится принимать решения и отвечать за них. Но с другой, матери в этот период приходится несладко.
Как наладить отношения с дочерью подростком:
сохраняйте спокойствие
Не стоит демонстрировать неуравновешенность, так вы дадите понять, что не уверенны в своих силах;
уделяйте внимание дочери. Капризы и истерики скрывают желание привлечь к себе внимание;
научите ее правилам макияжа и покажите упражнения для красивой фигуры. Большинство девочек страдают от неуверенности в себе, это поможет повысить самооценку;
балуйте ребенка, но в меру
Девочка должна знать, что она любима и чувствовать себя маленькой принцессой;
проявляйте к ребенку доброту и терпение и учите ее подобным чувствам. Эти качества ценятся в женщинах больше всего;
доверяйте подростку некоторые домашние дела, так девочка скорее научится самостоятельности и заслужит уважение взрослых;
развивайте творческие способности ребенка. В подростковом возрасте девочки мечтают стать модельерами, певицами, актрисами. Запишите ее на кружки актерского мастерства, моделирования одежды или юного парикмахера;
отпускайте дочь на свидания, но прежде объясните, как вести себя с мальчиком, что позволять, а что нет;
возьмите за привычку ходить вместе в кино, театр или в магазин по выходным
Большинство девочек страдают от неуверенности в себе, это поможет повысить самооценку;
балуйте ребенка, но в меру. Девочка должна знать, что она любима и чувствовать себя маленькой принцессой;
проявляйте к ребенку доброту и терпение и учите ее подобным чувствам. Эти качества ценятся в женщинах больше всего;
доверяйте подростку некоторые домашние дела, так девочка скорее научится самостоятельности и заслужит уважение взрослых;
развивайте творческие способности ребенка. В подростковом возрасте девочки мечтают стать модельерами, певицами, актрисами. Запишите ее на кружки актерского мастерства, моделирования одежды или юного парикмахера;
отпускайте дочь на свидания, но прежде объясните, как вести себя с мальчиком, что позволять, а что нет;
возьмите за привычку ходить вместе в кино, театр или в магазин по выходным.
На первый взгляд покажется сложным соблюдать правила. Но они основаны на взаимном доверии и любви между мамой и дочкой, поэтому доверьтесь чувствам, и вы не ошибетесь.
Как же правильно разговаривать с детьми от 3 до 5 лет?
Сколько бы лет ни было ребенку, с ним надо разговаривать на одной линии, «глаза в глаза». Нотации и принуждение оставляют только один след – учат лицемерию.
Во время общения, обучения и воспитания ребенка задавайте вопросы, дайте возможность отвечать не так, как было бы правильно. Пусть малыш думает, развивает мышление, строит свою стратегию, объясняет принятое решение. Только после его высказанных соображений, вы можете выдать правильный ответ.
Никогда ничего не делайте за ребенка сами. Так однажды он придет из садика и скажет маме, чтобы она выучила за него стишок и нарисовала рыбку. Пусть делает сам так, как он умеет. Пусть старается, пусть проходит через помарки к чистописанию, и от маленького экспериментатора к большому профессионалу.
Малыш способен сам сообразить, догадаться, решить или нарисовать. Родители обязаны просто направлять.
Маленькие секреты воспитания детей
Сыновья или дочки, родители которых не скупятся на объятия, практически всегда более успешны, чем дети, обделенные лаской и родительским вниманием. Малыши, воспитанные в страхе и тревожности, становятся неуверенными и слабыми. Старайтесь прививать детям смелость и решительность, тогда они превратятся в уверенных людей, а не робких мужчин и сомневающихся в себе женщин
Старайтесь прививать детям смелость и решительность, тогда они превратятся в уверенных людей, а не робких мужчин и сомневающихся в себе женщин
Малыши, воспитанные в страхе и тревожности, становятся неуверенными и слабыми. Старайтесь прививать детям смелость и решительность, тогда они превратятся в уверенных людей, а не робких мужчин и сомневающихся в себе женщин.
Поручайте детворе дела по силам, возлагайте на них маленькие поручения о помощи по дому или заботе о домашних питомцах. Пусть он учится вытирать пыль, мыть посуду, выносить мусор, нести батон, стирать свои носочки и трусики. Да, вы можете возразить. Ведь нам придется все потом переделывать.
Давайте ребенку возможно выбирать
Предлагайте мальчикам и девочкам делать выбор, пусть только из гречневой и рисовой каши, или из мытья пола или избавления от пыли, но они должны уметь самостоятельно принимать решения.
Слишком гладкая трасса не учит борьбе, лишает возможности поиска верных решений, не учит размышлению. Яблочко на тарелочке с голубой каемочкой существует только в сказке, а в реальности всюду конкуренция, борьба за существование, где проигрывает слабейший
Прямое поучение приводит к отторжению. Легче все уясняется в игре, в непрямой подсказке, в подтексте. Надо малыша не учить, а подталкивать к правильному пониманию. Пусть не вы чему-то научите, а он, вроде сам, поймет и станет героем в своих и ваших глазах. Вовлекайте малыша в учебный процесс, придумывайте интересные и красочные задания, поощряйте успехи, замечайте маленькие подвиги.
Давайте понять ребенку, даже, если он нашкодничал, что это не он плохой, что вы его любите любым, а он просто сделал плохой поступок, который более совершать не следует.
Битье и крики приводят не к уважению, а к страху и детским обидам, остающимся на всю взрослую жизнь. Забывайте о жестоком отношении, старайтесь не применять силу, а понимать, о том стоит ли наказывать ребенка и как это делать правильно у меня даже есть отдельная статья.
Типичные ошибки родителей при воспитании дочерей-подростков
Причины и мотивы
Нередко гиперопека носит демонстративный характер, когда родитель рассчитывает на восхищение окружающих и на оказание публичного эффекта. Такое явление характерно для неполных семей, когда взрослый сам нуждается в привязанности и любви.
Нереализованная потребность взрослых в любви и заботе, которые сами в детстве недополучили внимания и ласки, теперь пытаются додать это собственным детям. Однако они только “душат” малыша своей любовь.
Страх за малыша, чувство беспокойства и тревоги вызывает потребность взрослого человека постоянно находиться рядом с малышом и опекать того. В основном такие чувства связаны с тем, что в психологической защите нуждается сам взрослый. Это состояние называют тревожной мнительностью, когда родитель считает, что малыш постоянно в смертельной опасности.
Инертность отношения отражается в том, что родители продолжают относиться к ребенку, как к маленькому, хотя тот уже в подростковом возрасте или даже старше. Они не предъявляют к подростку более серьезные требования. Превосходство же над маленьким, неопытным и беззащитным малышом дает возможность родителю оставаться главным и самоутвердиться.
Таким образом, гиперопека родителей основывается, в первую очередь, на страхах, фобиях и комплексах самих взрослых. Одни мамы боятся одиночества, пытаясь привязать детей к себе, заставить думать, что ее мнение главное и единственно верное. Другие боятся старости. Продолжая опекать, такие мамочки начинают думать, что раз малыш маленький, то и они еще не старые.
Гиперопека родителей несет крайне негативные последствия. У детей развивается расстройство психики или депрессия. В любом случае, они испытывают стресс. Это отрицательно отражается на психическом и физическом здоровье малыша, а также принесет серьезные проблемы во взрослой жизни.
Слайд 9 Взрослая дочь не дает матери устраивать личную жизнь, препятствует
замужеству, ревнует к мужчинам. Она всем своим видом и поведением
показывает, что мама принадлежит ей целиком. Данные отношения заключаются в том, что дочка считает, что мама должна заниматься только ее воспитанием, ходить на работу. А на личную жизнь у нее не должно оставаться свободного времени. Гулять и веселиться должна только она, дочь. Такие моменты могут возникать в семье, в которой ребенок чувствует, что он является смыслом жизни для своей мамы. Когда возникли такие отношения, то матери необходимо уделять себе больше времени, а дочери предоставить свободу. Это ей пойдет на пользу, станет самостоятельной. А маме будет легче и проще воспринимать поступки дочки. Дочь должна попытаться понять мать, встать на ее место. Необходимо побороть эгоизм и тогда отношения наладятся. Отношения между близкими людьми, дочкой и мамой всегда должны быть дружными, без ругани, иначе в семье неизбежна война.
Коротко о книге
На самом деле, это вовсе не книга о том, что нужно полностью забросить воспитание детей и бросить всё на самотёк, как может показаться из названия. Скорее, она поможет гипер-тревожным родителям начать плавно перекладывать груз самостоятельности на плечи своих детей, а самое главное — не бояться этого. Ведь именно за самостоятельностью — умение выживать, а значит, и успех детей в будущем.
И всё же автор рассказывает читателям о том, как выстроить с ребёнком конструктивный диалог, как сделать замечание, но чтобы при этом не разгорелась ссора, стоит ли оставлять деньги на карманные расходы и как этично выяснить, на что требуются эти финансы, если запрос превышает ожидаемую сумму. При этом лёгкость подачи делает её интересной даже для далёких от психологии и педагогики людей, а насыщенность информацией — полезной для тех, чья работа связана с детьми.
Частые «вопросы-ответы»
Какая психология у 7 летнего мальчика?
7 лет – это кризис в жизни ребенка. Ломаются сложенные в раннем детстве стереотипы, жизнь разделяется на внутреннюю и внешнюю. Меняется самооценка и отношение к взрослым, появляется хитрость для создания собственной выгоды, нарушаются привычные установки
Становится важной самостоятельность. Теряется непосредственность поведения, привносится интеллектуальный момент, что проявляется в замкнутости и конфликтности. Очень психованный ребенок что делать?
Очень психованный ребенок что делать?
Скорректировать поведение родителей – уделяйте больше внимания, подружитесь с ним, доведите модель воспитания до единства, больше акцентируйте на социализации малыша, послабьте контроль и ищите компромисс, не ссорьтесь. Если не помогает – обратитесь за советом к психологу или неврологу.
Ребенок хамит взрослым, что делать?
Хамство – это не норма, и такое поведение требует немедленного пресечения. Но не грубостью – показывайте пример своей спокойной и уважительной речью в подобных ситуациях. Можно сказать: «Я вижу, что ты чем-то расстроен, но твой тон меня обижает. Ты можешь сказать мне всё, только спокойно». И часто обнимайте, даже за проступки. «Профилактируйте» хамство – прививайте красивые манеры, внимательно слушайте его мнение, храните тайны, не унижайте в обществе.
Что делать, если ребенок переговаривается с родителями?
Возможно, он копирует Ваше поведение или отзеркаливает состояние, что Вы в себе даже не замечаете
Или он банально пытается обратить на себя внимание. Проработайте свой авторитет – он должен быть безупречен
Так же, как и границы дозволенного: спокойный запрет – объяснение – повторение – выполненное наказание
Что делать, если сын спорит и не слушается?
Не пытайтесь заставлять согласиться с Вами – это даст обратный эффект. Попробуйте эмоциональную аргументацию — расскажите о своих чувствах, примените твердый тон голоса, не обвиняйте. Как дополнение – дайте совершить ошибку (если она не критична), игнорируйте попытки начать спор.
Как вести себя, если ребенок психует?
Выяснить причину, научить или помочь управлять эмоциями, поддерживать, разговаривать – позволять выплескивать эмоции, обсуждать ситуацию, контролировать давление на малыша, настроить договорные отношения, нагрузить ребенка интересными совместными занятиями.
Почему ребенок стал агрессивным, 7 лет?
Это второй кризис в его жизни. Он проявляет темперамент, сигнализирует о проблемах, его новое видение жизни не совпадает с моделью, полученной в раннем детстве. Грамотно помогите ему.
Как заставить ребенка слушаться в 7 лет?
Станьте неопровержимым примером и авторитетом, хвалите, акцентируйте внимание на хороших вещах, используйте аргументированные, «правильные» наказания. Почему ребенок 7 лет огрызается?
Почему ребенок 7 лет огрызается?
В период ломания внутреннего мира ребенок прощупывает возможные границы «можно» и Вашего терпения. Предоставьте ему твердость, но не забывайте и о нежности.
Ребенок нервничает и психует 7 лет, что делать?
Если ребенок упорно не идет на контакт, Вы не можете выяснить причину поведения, а грамотное воспитание не помогает, стоит обратиться к специалистам за советом, безвредными процедурами и терапией.
Что делать, если ребенок стал агрессивным, 7 лет?
Это второй кризис в его жизни. Он проявляет темперамент, сигнализирует о проблемах, его новое видение жизни не совпадает с моделью, полученной в раннем детстве. Грамотно помогите ему.
Как заставить ребенка слушаться в 7 лет?
Станьте неопровержимым примером и авторитетом, хвалите, акцентируйте внимание на хороших вещах, используйте аргументированные, «правильные» наказания. Ребенок 7 лет огрызается, что делать?
Ребенок 7 лет огрызается, что делать?
В период «ломания» внутреннего мира ребенок прощупывает возможные границы «можно» и Вашего терпения. Предоставьте ему твердость, но не забывайте и о нежности.
Что делать, если ребенок нервничает и психует, 7 лет?
Если ребенок упорно не идет на контакт, Вы не можете выяснить причину поведения, а грамотное воспитание не помогает, стоит обратиться к специалистам за советом, безвредными процедурами и терапией.
Здоровье и безопасность
Подростку важно знать, как заботиться о своем здоровье. Рискованное поведение может быть одной из самых больших опасностей, с которыми сталкиваются подростки
Так что расскажите подростку об опасностях, с которыми он сталкивается, и откажитесь от привилегий, когда он сделает неправильный выбор.
В гостях у врача
Подростки могут продолжать посещать педиатра до 21 года. Подросткам рекомендуется проводить ежегодные проверки здоровья.
Физкультура, прыщи, респираторные инфекции, астма и проблемы с кожей — частые причины, по которым подросткам необходимо посещать своего педиатра между ежегодными визитами.
Важно дать подросткам возможность поговорить с педиатром наедине. У них могут быть вопросы о сексе, сексуальности, ЗППП, алкоголе, наркотиках или других деликатных вопросах, о которых им некомфортно говорить в присутствии родителей
Педиатр должен проверить индекс массы тела вашего ребенка, проконсультировать по вопросам физической активности и питания и просвещать по вопросам инфекций, передаваемых половым путем.
Сексуально активные подростки могут регулярно проходить тестирование на заболевания, передающиеся половым путем, включая хламидиоз и гонорею, даже если у них нет никаких симптомов.
Акушеры и гинекологи рекомендует девушкам их первый визит гинекологический в возрасте от 15 лет
Педиатр также должен проверить наличие проблем с психическим здоровьем , таких как депрессия и тревога
Важно сообщить о любых проблемах, которые могут у вас возникнуть по поводу настроения или поведения вашего подростка
Отношения мать-дочь: хороша ли чрезмерная честность?
Именно благодаря матери девочка, а затем и молодая женщина учится распознавать свои чувства. Но есть и оборотная сторона медали.
Иногда детской психике трудно справится с материнскими откровениями. Мать открывает ей свое сердце и прямо говорит о гневе, разочаровании, страхе и грусти. Она доверяет финансовые проблемы или отвращение к своему мужу. Взрослые дочери, которые испытали такую честность на себе, оценивают это по-разному. Некоторые благодарны за доверие и открытость. А другим, слишком трудно было со всем этим, не детским грузом, справиться.
Пример: — Когда мои родители разошлись, мне было 12, — рассказывает Мария. После развода родителей, я жила с мамой. Моя мама очень болезненно переживала расставание и очень сожалела о том, что отец оставил ее. Много раз она рассказывала мне, как сильно она страдает, какой вред он ей нанес, насколько он плох. Но он — мой отец и мне было больно слышать о нем плохое.
Причины и последствия подмены понятия материнства
В чем же кроется причина подмены матерями понятия материнства? Во многом это следствие патриархальности нашего общества. Женщина зачастую с рождения находится в приниженном положении, и когда в распоряжении оказывается абсолютно зависимое от неё существо, не может удержаться и не использовать возможность самоутвердиться, получить признание и любовь. И такая ситуация длится из поколения в поколение. Матери подсознательно транслируют дочерям свою слабость, неспособность противостоять ударам судьбы, постепенно подводя к мысли, что потребности ребенка слишком высоки и не под силу родителям. Как результат – дочери стыдятся самого факта своего существования, столь осложнившего жизнь мамы, принимают мысль о необходимости отказа от собственных потребностей и даже возможности становления как личность. Девочкам кажется, что они слишком большие и занимают так много места, что стесняют родителей, что их «Я» может ранить мать, что единственный выход – остаться маленькой и хрупкой, без собственного мнения и собственной жизни.
Кладя свою жизнь на алтарь материнской травмы, девочки не понимают главного: мать не одобряет дочь как личность, только как функцию, служащую удовлетворению её проблем. Любая попытка отказаться от роли «рыцаря» грозит дочери агрессией со стороны матери. Взрослея, девочка начинает понимать, насколько легко вывести мать из равновесия и из-за этого скрывает свою личную жизнь, так как любая попытка отделиться, обрести собственные интересы делает её в глазах матери злейшим врагом. Причина – мать ассоциирует поведение дочери с поведением собственной мамы, которая в свое время отвергла её и чтобы не чувствовать снова боль отторжения, готова проявлять грубость, в том числе и физическую, в обращении с дочерью.
При этом матери не желают признаваться в эксплуатации дочерей, да попросту в краже их детства. Часто прибегают к аргументам вроде «Моей вины в этом нет!», «Ты просто неблагодарная!», «Как ты можешь обвинять совою мать, я лучшие годы тебе отдала!» и т.д. Они хотят заставить дочерей молчать об их боли, так как признать проблему слишком болезненно для них самих. Но тот, кто обладает силой, может творить не только добро, но и зло, и какие бы мотивы своего поведения ни называли матери, все равно они несут ответственность за вред, который причинили дочерям.