Содержание
Поколение снежинки или тысячелетнее поколение состоит из тех,достигшие совершеннолетия в десятилетии 2010 года. Это термин, который используют старшие поколения из-за предполагаемой «непостоянства» или «непостоянства», которые характеризуют тех, кто принадлежит к этому поколению. По мнению СМИ, поколение снежинок отличается от всех остальных своей эмоциональной нестабильностью, уязвимостью и скудной устойчивостью.
Прежде всего, слово «снежинка» указывает на их оригинальность, ведь все снежинки уникальны. По мнению некоторых, это поколение появилось из-за чрезмерной опеки детства.
Методы психологической диагностики
Перед тем, как работать психологу с подростком, проводится комплексная диагностика личности пациента, разбор его «Я», выявление коммуникативных, иных проблем.
Для этого используется множество методик:
- заполнение опросников авторства Р. Б. Кеттелла, К. Леонгарда;
- исследования посредством тестов на уровень притязаний, самооценки;
- диагностика типического реагирования на кризисные, конфликтные ситуации по К. Томасу, Дембо-Рубинштейну или Будасси;
- тестирование уровня тревожности авторства Ч. Спилберга или Дж. Тейлора;
- диагностика межличностных отношений в семье, коллективе по методике Т. Клири;
- определение типа личности, степени ее созревания;
- определение позиции пациента на шкале депрессии.
Полное представление о механизме формировании личностного «Я» у подростка психолог выявляет посредством применения методик: «Репертуарные решетки», социометрии, опросников общительности, превалирования импульсных или инертных решений, составлении индивидуальной карты интересов по методике Е. А. Климова.
На основании полученных данных психолог сможет понять, в чем именно состоит проблема девиации поведения подростка, какие «раны» он пытается защитить посредством непринятия или активной агрессии, аутоагрессии.
Далее предстоит долгий процесс коррекции самовосприятия, налаживания коммуникаций с окружающими, выстраивание личной защиты, характерной для здоровой личности.
Научите ухаживать за собой
Уже в раннем подростковом возрасте за счёт гормональных изменений у девочки может возникнуть ряд сложностей, с которыми она раньше не сталкивалась: повышенная потливость, сальность волос, прыщи и т.д. Научите дочку следить за собой, подстраиваться под своё тело. Быстро пачкается голова — лучше лишний раз вымыть волосы, появились прыщи — начинаем пользоваться специальными лосьонами и отправляемся к косметологу на чистку; используем дезодорант и чаще меняем одежду. Другими словами, ваша задача — дать инструмент, который поможет всегда чувствовать себя на высоте. Благо, современные достижения косметологии позволяют найти идеально подходящие уходовые и декоративные средства.
Как воспитывать поколение снежинок в условиях семьи и образовательных учреждений
Воспитание поколения снежинок начинается из дома. Родители должны научить своих детей терпимости, уважению к мнению других, а также научить их не бояться совершать ошибки и справляться с трудностями. Критическое мышление и навыки решения проблем должны стать важными элементами воспитания детей. Главное задание родителей — создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы дети могли чувствовать себя безопасно и не бояться высказывать свои мысли.
Образовательные учреждения также имеют важную роль в воспитании и развитии молодого поколения. Учителя и педагоги должны учить детей не только учебному материалу, но и социальным навыкам, таким как уважение, терпимость и сотрудничество
Важно осознавать, что все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе
Нельзя забывать, что поколение снежинок растет в совершенно другой реальности, поэтому учителя и родители должны осознавать, что ребята могут испытывать более высокую чувствительность и страх перед неопределенностью. В связи с этим, необходимо более терпеливо и бережно относиться к ним, давая возможность их чувствам и идеям проявиться.
Итак, воспитание поколения снежинок в условиях семьи и образовательных учреждений требует терпения, понимания и демонстрации толерантности. Помните, что каждый ребенок особенный, и его личное развитие совершенно не должно зависеть от того, каких распрекрасных снежинок он подарит вам на Рождество!
Методический прием «Человечек»
Психологическая консультация, если школьники пришли «не по своей воле», а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, «в массе коллектива» и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах. В этом случае эффективен прием «Человечек». На листке бумаги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и говорит: «Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем». В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.
Что делать, если не получается найти общий язык с подростком
- Говорите с ребенком только после подготовки. Возьмите таймаут для того, чтобы подготовиться к разговору и усмирить свои эмоции. Тем более, если темой разговора будет его приход домой в нетрезвом состоянии — все равно до того, как он протрезвеет, толку от вашего общения не будет. Если вы планируете подключить к воспитательному процессу супруга, заранее договоритесь о совместной тактике поведения. Выберите для беседы время, когда в доме нет других родственников, срочной работы и не нужно никуда спешить.
- Выстраивайте разговор. Помните, что беседу стоит вести ровно, спокойно и четко по произошедшему случаю. Постарайтесь не загонять подростка в угол, рисуя ему нерадостное будущее и делая акцент на его действиях. Объясните, насколько такое поведение повлияло на вас и ваши чувства и насколько вы переживаете за самого «бунтаря». Только после этого внимательно выслушайте провинившегося.
- Будьте готовы принять правду. Если вы хотите найти общий язык с подростком и выстроить с ним доверительные отношения, учитесь воспринимать даже самые неприятные ответы спокойно и взвешенно. Иначе, получив на свое признание истерическую реакцию, ребенок больше не скажет вам правду. Зачем отвечать честно, если все закончится скандалом.
- Избегайте давления. Если ребенок не хочет объяснять причину своего поведения или не признается в неблаговидном поступке, на время оставьте расспросы. При этом обязательно объясните ему, что вы волнуетесь за него и готовы выслушать, когда он будет к этому готов. Если это не срабатывает и подросток все равно не хочет с вами говорить, подключите другого взрослого, к которому ребенок расположен и сможет открыться. Это не касается наркотической зависимости или серьезных психических отклонений — здесь без врачебной помощи не обойтись.
Общение среди подростков: нюансы и проблемы
Социальное общение подростка включает в себя общение со сверстниками. Именно общение в своей среде и своей возрастной группе в наибольшей степени способствует социализации, формированию навыков коммуникаций, совместной деятельности, поиска компромисса. Социализация и навыки общения во многом предопределяют успех во взрослой жизни, причем даже в большей степени, чем набор знаний и школьные оценки.
Все вышеперечисленное отвечает на вопрос «Почему общение со сверстниками так важно для подростков?»
Теперь давайте посмотрим, каковы же основные нюансы и особенности общения среди подростков, и какие проблемы в этом видят родители .
Нюансы и проблемы общения в подростковой среде:
- Время самоопределения – подростки «прощупывают» границы дозволенного, определяют собственную модель поведения с разными людьми, пробуют разные социальные роли.
- Приоритет общения со сверстниками – мнение ровесников становится референтным в отличие от более раннего детства, когда главными во всем были родители.
- Присоединение к группе – тинейджер стремится «примкнуть» к компании по интересам или просто по месту жительства.
- Интерес к противоположному полу – в особо серьезных случаях все остальные интересы отходят на второй план.
- Не всегда удачное общение – буллинг и травля в сложных случаях, игнорирование со стороны сверстников, мнимое или действительное.
На последнем пункте стоит остановиться чуть подробнее
Важно провести четкую границу между нарушением закона и, скажем так, некоторым недопониманием в коллективе. Если речь идет о побоях, отъеме денег и вещей, тут следует без промедления обращаться в правоохранительные органы, написать заявление, снять побои и произвести прочие процессуальные действия
Преступление нельзя оставлять безнаказанным, и учителя тут не помощники, потому что они всегда будут блюсти «честь мундира» и стремиться «замылить» ситуацию, в том числе из страха перед великовозрастными здоровяками-старшеклассниками, которые, в случае чего, могут ограбить и учительницу, а не только детей из младших классов.
Если речь идет о каких-то обидах на друзей или одноклассников, тут следует научить подростка проводить внятную границу между «его обидели» и «он обиделся». Условно говоря, если человеку сказали «Ты толстый», то обидели его. А если в его присутствии рассказали анекдот про толстую мышку, идущую к холодильнику и игнорирующую маленький кусочек сыра в мышеловке, следует объяснить ребенку, что не стоит такой юмор принимать на свой счет и обижаться. В конце концов, окружающие не виноваты в его проблемах с обменом веществ и не обязаны теперь фильтровать каждое слово, дабы оно всуе не показалось обидным.
В целом, проблема травли в подростковых коллективах – это отдельная тема для разговора. Всем, для кого это почему-либо актуально, советуем почитать статью «Психология подросткового возраста: проблема буллинга» .
Относительно проблем помельче, таких как слишком большое (с точки зрения родителей) количество времени, проводимого в компании сверстников, слишком ранний интерес к противоположному полу или страх, что ребенок свяжется с компанией наркоманов, стоит заметить, что не просто так педагоги и психологи советуют осознанно воспитывать ребенка с первых дней его жизни.
У получившего правильное домашнее воспитание тинейджера уже к 12-13 годам формируются свои собственные осмысленные принципы, что такое хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет. Но для этого с самого раннего детства у ребенка должна быть определенная адекватная возрасту свобода действий, своя зона ответственности за выполнение данных ему поручений, возможность выбора друзей, занятий по интересам и т.д.
В противном случае сомнительные компании и наркотики станут просто формой протеста против мелочных ограничений и бесконечных указаний, какую одежду по сезону надеть, каким спортом заниматься, в какой последовательности делать уроки по различным предметам и прочего, что подросший человек в состоянии решить сам.
Девиантное или отклоняющееся поведение подростков – это тоже отдельная и весьма обширная тема. Желающим знать больше и наладить общение с таким подростком можем порекомендовать материал «Причины и профилактика девиантного поведения подростков» . А мы затронем еще один важный аспект общения в подростковой среде.
Методический прием «Проблемная ситуация»
В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.
При этом психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы клиента и анализируются возникшие трудности. Консультант и школьник находятся в предметной, содержательной «плоскости» беседы. При возникновении в разговоре «тупиков», недомолвок, нарушений во взаимопонимании полезно перейти ко второй фазе консультации
Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы. Он может задавать такие вопросы: «Какие проблемы нам с тобой удалось обсудить и что осталось за пределами нашей беседы?», «Почему ты тогда согласился со мной, а сейчас нет?», «Тебе нравится, как протекает наша беседа?», «Тебе интересно?», «В чем ты видишь пользу от нашего разговора?» По существу, вторая фаза беседы — рефлексивная: обсуждаются вопросы, связанные с протеканием самой консультативной беседы, наличием или отсутствием понимания между психологом и его клиентом, выявляются точки зрения, препятствующие взаимопониманию
Другими словами, анализируется организационно-коммуникативный «слой» психологической консультации и обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога по принципу «здесь и теперь». Такое построение консультативной беседы способствует развитию у подростка или старшего школьника коммуникативных навыков, умений посмотреть на себя «со стороны», а также стремлений к взаимопониманию с партнером по общению.
Как выбрать специалиста
Чтобы подарить школьнику шанс стать ценным членом социума, необходимо внимательно отнестись к выбору психолога или психотерапевта.
На что обратить внимание:
-
специализацию психолога — в описании деятельности должна упоминаться работа с трудными подростками, семейная психотерапия, работа над коммуникациями, самооценкой;
-
образование, опыт работы — резюме специалиста должно содержать информацию о вузе, специальности, переподготовках, повышении квалификации. Виды образования должны быть связаны с психологией, психотерапией, педагогикой;
-
перечень применяемых психотерапевтических, коррекционных методик — они должны соответствовать вашим запросам, быть приемлемыми для вас.
После стартовой консультации у ребенка и родителей должно остаться положительное ощущение. Напряжение, беспокойство, желание закрыться означают, что коммуникация «пациент — доктор» не была налажены. В этом случае стоит продолжить поиск своего психолога.
Найти профессионального специалиста для помощи можно на сайте 7hands.com!
Ключевые навыки для эффективной коммуникации с подростком
1. Слушайте активно
Одним из самых важных навыков эффективной коммуникации с подростком является активное слушание. Подростки хотят чувствовать, что их мнение и чувства важны, поэтому старайтесь быть внимательными и заинтересованными в том, что они говорят. Слушайте без прерываний, задавайте вопросы и проявляйте понимание.
2. Будьте терпеливыми
Подростки могут быть непредсказуемыми и эмоциональными, поэтому важно быть терпеливыми во время общения с ними. Дайте им время выразить свои мысли и чувства, даже если они кажутся нелогичными или противоречивыми
Не спешите сразу давать советы или решения, иногда подросткам просто нужно выговориться.
3. Используйте невербальные сигналы
Подростки могут иногда испытывать трудности в выражении своих эмоций и мыслей словами
Поэтому важно обращать внимание на их невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и телодвижения. Используйте свою собственную невербальную коммуникацию, чтобы показать свою заинтересованность и поддержку
4. Устанавливайте границы и правила
Коммуникация с подростком должна быть основана на взаимном уважении и понимании. Установите ясные границы и правила, чтобы подросток знал, что можно и что нельзя делать во время общения. Это поможет поддерживать здоровые и эффективные коммуникационные отношения.
5. Будьте поддерживающими и позитивными
Подростки нуждаются в поддержке и позитивном отношении, особенно во время общения. Покажите свою поддержку и заинтересованность в их успехах и интересах. Избегайте критики и негативных комментариев, так как это может негативно сказаться на коммуникации.
6. Устанавливайте четкую и открытую коммуникацию
7. Признавайте их автономию
Подростки стремятся к независимости и автономии, поэтому важно признавать и уважать их право на принятие собственных решений. Позволяйте им выражать свои мнения и принимать собственные решения, даже если вы не всегда с ними согласны
Это поможет поддержать их самоуважение и развитие.
8. Постоянно развивайте навыки коммуникации
Коммуникация с подростком — это процесс, который требует постоянного развития и совершенствования навыков. Используйте каждую возможность для практики и улучшения своих коммуникативных навыков. Чем больше вы учитеся и развиваете свои навыки, тем более эффективной будет ваша коммуникация с подростком.
Что особенного в миллениалах?
Вообще, люди, принадлежащие к поколению снежинок, обладают преувеличенным чувством уникальности.Старшие поколения заклеймили их как непостоянных, чувствительных и обладающих преувеличенным пониманием политкорректности.Кроме того, критики также называют их конфликтным поколением, поскольку, согласно некоторым мнениям, они не могут терпеть критику, особенно если это разумная атака на их образ мышления.
Тем не менее, половина рабочей силы в 2020 году, похоже, также имеет некоторые преимущества или достоинства по сравнению с другими поколениями. Как мы упоминали выше, это поколение состоит из цифровых аборигенов, а это означает, что эти люди много знают о технологиях и быстро узнают новое. Из-за отсутствия терпения миллениалы часто находят творческие способы решения проблем. Следовательно, они могут быстрее адаптироваться к изменениям. И это полезно, так как мир работы требует людей, которые могут адаптироваться ко всему.
У поколения снежинок также есть уникальные проблемы, которыми остальные поколения часто пренебрегают. Например, старшие поколения высмеивают тот факт, что они, как правило, испытывают беспокойство, когда им приходится сталкиваться с новыми проблемами. Такого раньше никогда не видели ни общество, ни бизнес.
Завышенная самооценка и инфантилизм
Нежелание преодолевать трудности и требовать все и сразу – несомненно, явный признак инфантилизма. Высокую самооценку часто путают с неадекватной, когда речь идет о личности инфантильного склада. Возьмем, например, желание жить отдельно, но не в студии в Подмосковье, а в трёшке в центре мегаполиса. Если все заканчивается на желании каким-то магическим образом, не прилагая никаких усилий, заполучить трёшку в центре, то вывод очевиден: это чисто инфантильный подход. А если при этом человек осознает свои возможности, слабости, перспективы, на которые он может повлиять, тогда реализация его желания – лишь дело времени и результат будущих усилий. Это именно взрослый вывод.
Поддержка самовыражения
Один из ключевых аспектов эффективной коммуникации с подростком — это создание безопасной и поддерживающей среды для его самовыражения. Поддержка самовыражения подразумевает, что вы слушаете подростка, уважаете его мнение и эмоции, и признаете его право на свободное выражение себя.
Вот несколько способов, как вы можете поддерживать самовыражение подростка:
Слушайте внимательно. Подростки часто испытывают потребность выразить свои мысли и чувства
Уделите время и внимание, чтобы прислушаться к тому, что они говорят. Избегайте прерывать или судить, просто слушайте и покажите, что вас интересует их точка зрения
Покажите эмпатию. Подростки часто ищут понимания и поддержки. Выражайте свою эмпатию, показывая, что вы понимаете их чувства и переживания. Не старайтесь сразу решить их проблему, просто выслушайте их и покажите, что вы заботитесь.
Уважайте их мнение. Подростки начинают формировать свою индивидуальность и мнение о мире. Признайте их право на собственное мнение и уважайте их точку зрения, даже если она отличается от вашей. Это поможет им чувствовать себя уважаемыми и ценными.
Создайте безопасную среду. Подростки могут испытывать страх или неуверенность в выражении своих мыслей и чувств. Создайте безопасную среду, где они могут чувствовать себя комфортно и свободно выражать себя. Избегайте критики и осуждения, а вместо этого поощряйте их идеи и инициативу.
Поддержка самовыражения подростка — это важный фактор в развитии открытой и доверительной коммуникации. Помните, что каждый подросток уникален и может нуждаться в индивидуальном подходе. Будьте готовы адаптировать свои методы поддержки в зависимости от потребностей и особенностей вашего ребенка.
Тотальный гуманизм в воспитании и его последствия
Парадокс к том, что родители «снежинок» в пику советским канонам воспитания растили своих чад по принципу: «от детей нужно просто отстать, и они вырастут нормальными людьми» (Астрид Линдгрен). Абсолютный гуманизм и отсутствие слова «нет» привели к тому, что такие неженки, столкнувшись с реальной жизнью, превращались в невротиков. Именно из них сформировалась прослойка активных потребителей различных чудо-марафонов, тренингов и прочих курсов для Буратин, которые сами обманываться рады. Они много учатся и исследуют мир в поисках «лучшей версии себя». Но к 30-ти годам это все еще великовозрастные инфантилы. Они хотят все и сразу и готовы жить по заветам Котов Базилио и Лис Алис виртуального мира в ожидании достойной работы, достойной квартиры и достойного партнера. Так и живут с завышенными ожиданиями на иждивении родителей.
Однажды с бешеной скоростью инфантилы вмажутся в бетонную стену суровой реальности. Можно ли сказать, что поколение «снежинок» право в своем стремлении к комфорту и хорошей жизни? Или все-таки завышенные требования без должной подготовки и заслуг – признак инфантилизма?
Комментарий психолога Антона Баранова
В научных иссследованиях часто причиной развития инфантилизма называют «суперродительство» с его гиперопекой, стремлением всегда и во всем угождать своему чаду, «причинять» помощь.
Ребенка или подростка такие родители могут наказать за то, что он проявил взрослое стремление, например, разогрел себе суп и в итоге испортил новую дорогущую индукционную плиту.
Мне понравился термин «снежинка». Очевидно, на него можно переложить данные науки о причинах инфантильности, но мне кажется, что, в условиях России нулевых годов есть еще одна причина возникновения поколения «снежинок». Сначала эта снежинка красивая и уникальная на небольшом расстоянии от мамы-облака, а потом, попадая в мир людей, проблем и взрослых решений, она просто тает, не выдерживает высокий градус жизни.
Особенности мировоззрения и поведения «снежинок»
Поколение «снежинок» – это молодые люди, выросшие в эпоху безопасности и всепрощения. Эти люди были защищены родителями и воспитателями от любых трудностей и травм, а также научены, что их мнение и чувства всегда должны быть уважаемыми, независимо от того, насколько они соответствуют реальности.
Снежинки склонны к перфекционизму и ожидают, что все будет проходить гладко и без проблем. Они часто не знают, как справляться с трудностями и критикой, и склонны к легкому обижаться и отступать. При этом они любят производить впечатление и быть признанными, но не всегда готовы приложить максимум усилий для этого.
В поведении снежинок часто можно заметить склонность к голосованию за экстремальных кандидатов и выражения мнения на политические и социальные темы без понимания причин и последствий. Они воспринимают мир через призму своих эмоций и личных опытов, а не основывают свои выводы на фактах и аргументах.
В общении снежинки склонны к использованию жаргонных выражений и аббревиатур, что может быть непонятно для старшего поколения и делать их коммуникацию менее эффективной. Однако, они способны быстро находить общий язык с людьми своего возраста и использовать современные средства коммуникации, такие как социальные сети и мессенджеры.
В целом, понимание особенностей мировоззрения и поведения «снежинок» помогает адаптироваться к их образу жизни и эффективно коммуницировать с ними
Важно помнить, что каждый человек уникален, и не стоит обобщать или ставить метки на целое поколение
Возраст зрелости
Когда же личность становится зрелой? Сейчас психологи все чаще называют подростками представителей молодежи до 20 лет. Мы сейчас можем только условно считать взрослой личностью человека после 23-27 лет.
Психологическому взрослению, как бы это не казалось очевидным, способствуют необходимое столкновение с проблемами, трудностями и сложным выбором. Причем, нужен успешный опыт решения этих самых проблем.
Исходя из моего опыта, инфантильным личностям очень тяжело что-либо советовать. Такой человек, как правило, лишен критического мышления. Скорее, инфантил будет слепо следовать советам другого человека, выполняя их с доскональной точностью, а это уже неадекватно, ведь каждая проблема уникальна.