Ход занятия:
Орг. момент (дети сидят на ковре)
Ребята, вы любите отгадывать загадки?. Тогда слушайте:
Эта кошка – царь зверей.
Назови ее скорей. Лев
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна,
В норке прячется она. Мышь
Игра «Волшебные превращения».
Представьте, что мы львы — давайте порычим, а теперь мы мышки – попищим…
Скажите, какие истории могут случиться, если лев и мышь встретятся? Ответы детей.
Сегодня я познакомлю вас с произведением, где лев не съел мышь.
Основная часть.
Эту историю придумал и написал русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. В своем имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, Л. Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей. Он хотел, чтобы дети росли грамотными, честными, добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы они помогали друг другу, жили в согласии. До сих пор с интересом читают дети сказки, рассказы и басни. Напоминание, что басня – это короткая, поучительная история. В них часто говорится о животных, а подразумеваются люди.
Знакомство с текстом басни. Послушайте — пересказ басни.
Беседа по содержанию басни :
— О ком говорится в басне?
-Что произошло со львом?
-Как маленькая мышка помогла льву?
— Придумайте название басни? Ответы детей.
Ищем поучительную мысль. Ответы детей.
А теперь скажите, соответствует ли основной мысли басни данная пословица : «Друзья познаются в беде»? Почему? Можно ли, назвать льва и мышь друзьями?
Давайте смастерим героев басни.
Из чего можно их сделать? Ответы детей.
Для начала проведём разминку для рук.
В старом замке под горой
Был однажды пир горой.
До утра в нем пировали,
Пели песни и плясали
Не король, не королевич
С королевной молодой.
Не царевна, не царевич,
Не сапожник, не портной —
В старом замке пели звонко
И плясали три мышонка!
Потому что, три мышонка
В первый раз за триста лет
Отыскали в старом замке
Корку хлеба на обед! (выполнение импровизированных движений по тексту)
Беседа и практическая работа. Дети занимают места за столом. Изготовление аппликации главных героев басни
Вспомним правила работы с ножницами?
Для изготовление льва нам необходима цветная бумага, карандаш, ножницы и… ладошка.
Какие умения нам пригодятся, чтобы выполнить работу? Ответы детей. (умение обводить ладошку, умение работать с ножницами, умение располагать шаблон, умение составлять композицию)
1. Обведите раскрытую ладошку – вырежете, это будет тело льва.
2. Обведите круг – это будет… голова, вырежете.
3. Приклейте голову и тело.
Из круга меньшего размера изготовим мышку.
1. Обведите круг. Вырежете.
2. Сложите пополам.
3. Отрежьте, как показано на схеме (схема на доске)
Из чего сделаем ушки? Ответы детей (дети сами моделируют ушки и приклеивают).
Давайте немного отдохнём.
Физминутка на ковре.
Мы пойдём сегодня в лес.
Там в лесу полно чудес.
В лесу мышку увидали,
Вместе с нею побежали.
Вот и львёночек сидит,
Он ушами шевелит.
Птички весело летают,
Рядом бабочки порхают.
Мы размялись хорошо,
Завтра повторим ещё.
А теперь вспомним, что было сначала в басне? Что было дальше? Ответы детей.
Чего не хватает нашим героям? Ответы детей.
Творческая работа. Украшение аппликации, прорисовывание деталей.
Работы вывешиваются на доску, рассматриваются.
Давайте посчитаем сколько львов «Один -, два -,пять -,. много -… .»
Скажи ласково мышь – мышка.
Игровое упражнение «Антонимы»
Длинный –
Лев большой –
Высокий –
Длинный –
Злой –
Творческое рассказывание по теме «Лев и мышь»
Придумайте своё окончание истории? Ответы детей.
А у меня такая история.
Зверь уснул, укрывшись гривой.
Хвостик с кисточкой игривой.
Рядом мышка с ним лежит,
И она тихонько спит.
Восемь лап и два хвоста —
Вот какая красота!
Рефлексия
Ребята, закончите предложение:
Я сегодня научился…
Мне запомнилось …
Мы сегодня на занятии …
Мне было трудно…
Вы сегодня хорошо потрудились. Ребята вы возьмёте домой свои работы, и расскажите маме, папе, бабушке, братику и т. д. поучительную историю. О чём?. О дружбе.
Молодцы!
Убираем рабочее место. Занятие закончено.
Страдания на пустом месте
Но за скобками остаётся главное — как именно Толстой ко всему этому пришёл. Обычно говорят о том, что упомянутые успехи — плод длительных духовных поисков и раздумий. В принципе верно. Нужно только внести одно уточнение: Лев Николаевич думал не столько о высокой духовности, сколько о самых низменных материях вроде элементарного выживания. Потому что здоровье его было, мягко говоря, не на высоте.
Вот выписка из справки, данной армейским госпиталем и фиксирующей состояние здоровья подпоручика артиллерии Льва Толстого: «Телосложения среднего, сухощав. Несколько раз был болен воспалением лёгких с ревматическим страданием в руках и ногах. Установлено также сильное биение сердца, сопровождаемое одышкою, кашлем, беспокойством, тоскою, обмороками и сухим треском, маскирующим дыхание. Сверх сего, вследствие отверделости печени, оставшейся после крымской лихорадки, аппетит его слабый, пищеварение неправильное с упорными запорами, сопровождаемыми приливами крови к голове и кружением в оной. При сырой погоде появляются летучие ревматические боли в конечностях».
Заметим — это официальный документ, заведомо отбрасывающий измышления и тревоги самого пациента. Мало ли что он там себе нафантазирует?
А фантазии Льву Николаевичу было не занимать. Богатое писательское воображение любую скромную болячку раскручивало до немыслимых масштабов. Скажем, такое обычное явление, как ячмень на глазу. В народе ему вообще не придают значения — на него полагается наплевать. В буквальном смысле — подобраться к недужному и неожиданно плюнуть ему в глаз. Считается, что после этого всё пройдёт.
Толстому, который бравировал своей «близостью к народу», этот способ не годился категорически. Вот что он заносит себе в дневник: «Вырос на глазу ячмень исполинского размера. Мучает меня так, что совершенно лишился всех чувств. Не могу есть и спать. Плохо вижу, плохо слышу, плохо нюхаю и даже очень поглупел». Написано с таким мастерством, что поневоле проникаешься сочувствием к больному. Но вот как реагировали на эту хворь окружающие, например декабрист Михаил Пущин
: «Мы все очень довольны его страданиями, страданиями потешными и забавными: для своего пустяшного ячменя он три раза посылал за доктором».
В произведении английского писателя Джерома К. Джерома
«Трое в лодке, не считая собаки» главный герой начинает читать медицинский словарь и по мере чтения обнаруживает у себя все упомянутые там болезни, кроме родильной горячки. Такое впечатление, что англичанин был коротко знаком с русским классиком: отношения между Толстым и медициной строились точно по такому же шаблону.
Какие шляпки носить в каких случаях
«Увы! Вы заблуждаетесь, что у вас есть вкус Письмо адресовано Валерии Арсеньевой (1836-1909) — соседке Толстых. Лев Николае-вич некоторое время ухаживал за ней, в 1856 году даже подумывал жениться, писал регулярно длинные письма, но отношения остались дружескими и не переросли во что-то более серьезное.
. Т. е., может быть, есть, но такту нет. Например, известного рода наряды, как голубая шляпка с белыми цветами, пре-красна; но она годится для барыни, ездящей на рысаках в аглиц-кой упряжке и входящей на свою лестницу с зеркалами и камелиями; но при изве-стной скромной обстановке… извозчичьей кареты и т. д. эта же шляпка риди-кюль-на Смешна (от фр. ridicule).
, а уж в деревне в тарантасе и говорить нечего».
Публикация «Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы и ручному труду „Басня Л, Н, Толстого „Лев и мышь“» размещена в разделах
- Животные Африки, жарких стран. Конструирование, поделки
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Лев. Конструирование, поделки
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мышка. Конструирование, поделки
- Мышь. Все о мышках для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Толстой Л.Н.
- Темочки
— продолжать учить работать с ножницами; закреплять навыки работы с бумагой;
— тренировать чёткое произношение; учить отвечать полными ответами;
— учить работать по схеме;
— развивать внимание, память, мелкую моторику рук, творческое воображение;
— воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ожидаемый учебный результат:
— приучение к анализу изображения;
— развитие воображения, мышления, конструкторских способностей, формирование познавательных интересов;
— развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
Материал: портрет Л. Н. Толстого, фломастеры, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Интеграция : чтение художественной литературы, познание, речевое развитие, физическое развитие, художественное творчество.
Вклад Льва Толстого в педагогику
Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей. Читать Толстого — истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.
«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» — так озаглавливает Л. Н. Толстой одну из замечательнейших своих статей. В этой статье он подробно описывает проведенные им уроки сочинения рассказов в Яснополянской школе. После многих неудачных методических приемов, подтверждавших неспособность детей к самостоятельной творческой работе, Лев Николаевич предложил детям написать рассказ на пословицу: «Ложкой кормит, стеблем глаза колет». Сперва ребята не приняли предложение учителя.
«— Да ее как напишешь?— сказал Федька, и все другие, насторожившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.
— Ты сам пиши,— сказал мне кто-то.
Все были заняты своим делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
— Ну,— сказал я,— кто лучше напишет,— и я с вами».
Так необычно начался урок. Дети заинтересовались. Первая страница сочинения Льва Николаевича была ими забракована. Началось коллективное творчество. Увлечение, энтузиазм были необычными. «Мы работали,— пишет Лев Николаевич,— с 7 до 11 часов; они не чувствовали ни голода, ни усталости и еще рассердились на меня, когда я перестал писать; взялись сами писать по переменкам…»
Дети проявили не только свой интерес к «сочинительству», но и большое художественное чутье, верность и меткость глаза, глубину переживаний, чистоту нравственных определений и чувств. Лев Николаевич был потрясен своим открытием. «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, который я тщетно искал два года,— искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что это искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, не соответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться нельзя было. Это была не случайность, а сознательнее творчество».
За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.
В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.
Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.
Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.
Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это — увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.
Из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год
Как одеваться, если ты из провинции
«…Есть известные женщины, почти вроде Щербачевой Щербачева
— тетка Валерии Арсеньевой.
, и даже гораздо хуже, которые в этом роде élégance
Изящество (фр.).
ярких цветов, взъеро-шенных куафюр и все-го необыкновенного — горностаевых мантилий, малиновых салопов и т. д. — все-гда перещеголяют вас, и выхо-дит только то, что вы похожи на них. И де-вуш-ки, и женщины, мало жившие в больших городах, всегда ошибаются в этом. Есть другого рода élégance
— скромная, боящаяся всего необыкновен-ного, ярко-го, но очень взыскательная в мелочах, в подробностях, как башмаки, воротнич-ки, перчатки, чистота ногтей, аккуратность прически и т. д., за кото-рую я стою горой, ежели она не слиш-ком много отнимает заботы от серьез-но-го, и кото-рую не может не любить всякий человек, любящий изящное. Élégance
ярких цве-тов еще простительна, хотя и смешна, для дурносопой То есть невзрачной.
барышни, но вам, с ва-шим хорошеньким личиком, непростительно этак заблуждаться. Я бы на ва-шем месте взял себе правилом туалета — простота, но самое строгое изящество во всех мельчайших подробностях».
Взгляды писателя на воспитание
В качестве фундамента педагогической деятельности Толстой видел внутренний мир ребёнка, его интересы и стремления. Важна была личность ученика. Это легло в основу дидактических принципов:
- природосообразности;
- сознательности при обучении;
- глубокого усвоения материала;
- связи теории с практикой;
- доступности образования.
Писатель считал, что необходимо раскрывать в детях не только интеллектуальные способности, но и творческое начало. Процесс обучения становился многоступенчатым, включал в себя различные методики. Толстой считал бездумное заучивание обобщённой информации величайшим злом для ребёнка. Ученик должен на практике осознать, как работают те или иные механизмы, пропустить этот опыт через себя.
Большую роль литератор придавал межпредметным дисциплинам. Ученикам следует не просто изучать преподнесённые данные, а наращивать жизненный опыт, учиться постигать базовые бытовые истины. Только тогда приобретённые знания смогут стать полезными в будущем. Следовало включать в учебный процесс знакомство с русским фольклором, родной природой и её явлениями. Достижение продуктивности образования Толстой видел в соблюдении ряда установок:
- создание атмосферы дружбы и взаимодействия в школе, способствование любознательности учеников;
- объединение интеллектуального и физического развития;
- возможность детей подходить к обучению творчески и самостоятельно при минимальном участии преподавателей;
- крепкая связь основной программы с внеурочными занятиями.
Стоит отметить, что идеи Толстого в некотором роде совпадали с воззрениями известного педагога Ивана Тимофеевича Савенкова (1846—1914). Он отправился в город Красноярск работать учителем, а позже стал готовить новых педагогов и ввёл новаторские методы работы со студентами. Преподаватель водил подопечных на экскурсии и даже занимался археологией.
Школа Толстого в Ясной поляне
Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.
По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе. Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» — произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, — он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.
К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».
Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».
32 зуба и 33 несчастья
Вот далеко не полный список того, чем «страдал» Лев Николаевич, не достигший, к слову, ещё и 30 лет. Кровавый понос с резью, сыпь непонятного происхождения, крапивная лихорадка, изжога, сердечные приливы, боль в пояснице, горле и печени одновременно, кашель сухой и мокрый, мигрень с рвотой, боли и опухоль в паху, насморк, ревматизм, желудочные расстройства, варикозное расширение вен, чесотка и геморрой. И это ещё цветочки. Потому что помимо «всякой мелочи» он вполне серьёзно подозревал у себя туберкулёз, эпилепсию, сифилис, язву желудка и, наконец, рак головного мозга.
Разумеется, по каждому поводу вызывались доктора. Разумеется, все они, не найдя ничего из вышеперечисленного, были объявлены шарлатанами: «Невежды, страшные болтуны, ничего не смыслят в своём деле, пользы от них никакой, сплошное враньё».
Самое забавное в том, что одно вполне настоящее недомогание у него действительно было. Кариес и пародонтоз, прогрессирующие с ужасающей скоростью. Первые записи вроде «Увеличился флюс, опять простудил зубы, которые не дают спать, целый день болели зубы» появляются, когда ему было 22 года. И в ближайшие 11 лет это становится лейтмотивом писательского дневника.
Как раз эта — реальная, осязаемая, мучительная — проблема по какой-то загадочной причине не удостаивалась внимания. Врачебная помощь дантистов отвергалась Толстым наотрез. А зубы болели и выпадали до тех самых пор, когда в 1861 г. писатель посетил Лондон. Там он провёл полтора месяца, и проблема решилась сама собой. Толстой пишет об этом так: «Зубы поломались». В действительности это значило, что из полагающихся 32 зубов у него в строю осталось всего 4. Не нужно быть врачом, чтобы понять — жить с такой катастрофой во рту весьма затруднительно. Все близкие советуют Толстому вставить «фальшивые» зубы. Тщетно. Свои 4 оставшихся пенька Лев Николаевич гордо проносит до конца жизни.
Как ни странно, но именно этому феномену можно найти хоть сколько-нибудь рациональное объяснение. Примерно в те же годы похожие проблемы одолевали другого литератора мировой величины — Ханса Кристиана Андерсена
. У того с зубами было, пожалуй, похлеще, чем у Толстого. Тот же кариес, пародонтоз и дикие постоянные боли. Но плюс к тому уверенность в том, что именно эта боль даёт вдохновение и обеспечивает его плодовитость как автора. Уверенность была настолько сильной, что, когда выпал последний зуб, Андерсен действительно утратил возможность писать.
«Случай Андерсена» растиражировали все европейские газеты, и Лев Николаевич был прекрасно осведомлён о такой печальной коллизии. Повторить путь знаменитого сказочника ему не хотелось. И потому вставные, «фальшивые» зубы отвергались — они же могут принести только «фальшивое» вдохновение.
Как лучше соображать
«Помню, как трудно мне было понять дроби. Нетерпеливый голос папа только ухудшал дело.
— Две пятых и три пятых — сколько будет?
Я молчу.
Папа возвышает голос:
— Две булки и три булки — сколько будет?
— Пять булок, — едва слышным голосом говорю я.
— Прекрасно. Ну, а две пятых и три пятых — сколько будет?
Но все напрасно. Я опять молчу. Слезы навертываются на глаза, и я готова раз-реветься. Я боюсь ответить, что две и три пятых будет пять пятых и что это равно единице. Мне это кажется слишком простым.
Папа замечает мое состояние и смягчается.
— Ну, попрыгай!
Я давно знаю эту его систему и потому, ничего не расспрашивая, встаю со сту-ла и, с невысохшими еще слезами на глазах, мрачно прыгаю на одном месте. И правда, мысли мои проясняются, и, когда я опять сажусь за занятие, я знаю несомненно, что две пятых и три пятых составляют пять пятых, что равняется одной единице».
Занятия в Ясной Поляне
Великий писатель утверждал, что школа является важнейшим общественным институтом, ведь все планы люди могут реализовать лишь в последующих поколениях. В 1859 году он начал углубляться в сферу педагогики и ставить свой эксперимент. Целью Льва Николаевича стало кардинальное изменение системы образования, которая сложилась в Российской империи.
Оценка образования в Европе
Перед тем как начать преподавать по-своему в Ясной Поляне, литератор решил посетить школы в некоторых западных странах. Он был неудовлетворён увиденным. Например, в немецких учреждениях Лев Николаевич наблюдал:
- бессмысленное заучивание материала;
- постоянные молитвы;
- телесные наказания для учеников.
Говоря кратко, никакие европейские стандарты образования не отвечали педагогическим воззрениям Толстого. После возвращения в родное имение он начал обучать крестьянских детей, как считал нужным.
Правила новой школы
В созданном писателем учебном заведении были отменены звонки и какой-либо учебный план. Дети могли приходить в любое время и изучать то, что больше нравится. Толстой не хотел превращать школу в авторитарную диктатуру, где учитель имел неограниченную власть над обучающимися. Занятия проводились литератором и некоторыми его знакомыми.
Немаловажной составляющей становился личный пример. Педагогические взгляды Толстого включали в себя не только классические занятия в помещении
Он с детьми часто отправлялся на природу, проводил игры и гимнастические упражнения. Полностью отсутствовали оценки, задания на дом и наказания за неуспеваемость. Такой подход литератор сравнивал с воспитанием детей родителями, ведь отпрыски всегда берут пример со старших.
Можно подумать, что дети постоянно прогуливали, раз у них была такая возможность, но это не так. Ученики с удовольствием посещали школу Толстого. Принципом заведения стала свобода обучающихся. Литератор разбил день на две части: сначала обычные занятия с педагогом, после чего следовала деятельность по интересам. При этом никто не указывал детям, где и с кем им сидеть.
К сожалению, эксперимент завершился через полтора года. Власти не желали, чтобы где-то велось обучение не по государственным стандартам. Когда писатель отсутствовал, представители закона обыскали школу, а позже закрыли. Тогда Толстой начал издавать журнал, в котором обсуждались вопросы воспитания и педагогики. Однако и его пришлось закрыть из-за давления властей.
Как есть печеный картофель
«Толстой обожал печеный картофель. Интересно было смотреть, как он его ел. Сначала насыпал на тарелку небольшую кучку соли, клал около нее кусок сли-вочного масла, затем брал из миски, накрытой белой салфеткой, большую кар-тофелину с румяной корочкой, разрезал пополам. Чтобы не обжечь пальцы, клал одну ее половинку на угол салфетки, облегавшей его грудь, и всё время держал ее перед собой в левой руке. В правой держал чайную ложку, которой отламывал на тарелке кусочек масла, и ею же прикасался к соли. После этого ложкой вынимал из кожуры кусочек картофеля, дул на него, чтобы остудить, и затем съедал. Так, с превеликим удовольствием, он съедал три картофелины».