Развитие моторных навыков у года
Первый год жизни ребенка является одним из самых важных периодов его развития. В это время происходит интенсивное формирование моторных навыков, которые будут полезны ребенку на протяжении всей его жизни. Развитие моторики в год оказывает непосредственное влияние на речевое, эмоциональное и познавательное развитие ребенка.
Одно из основных направлений в развитии моторики у года – это развитие двигательных навыков. Ребенок начинает активно ползать, поползать, переворачиваться, прыгать. Для развития моторных навыков родителям следует обеспечить ребенка безопасной и комфортной средой для движений. Разнообразные упражнения, подвижные игры и активные прогулки способствуют развитию моторики ребенка.
Важным элементом развития моторики в год является развитие мелкой моторики. Ребенок начинает интересоваться предметами, потихоньку обучается держать предметы в руке и сжимать их. Родителям нужно предоставить ребенку различные игрушки, которые помогут ему развивать мелкую моторику. Показывайте ребенку, как использовать игрушки, а затем дайте ему возможность самостоятельно исследовать их. Игры с пазлами, вкладышами и конструкторами помогут развить моторику рук и пальцев.
Также важно развивать моторику ротовой полости ребенка. Для этого можно предложить ему различные игрушки для жевания, сосательные игрушки или специальные массажные кольца
Упражнения для языка и губ также способствуют развитию речи и координации.
В целом, развитие моторных навыков у года – это систематический и постепенный процесс, который требует внимания и активного участия со стороны родителей. Через игры, упражнения и подвижные занятия ребенок сможет развить свою моторику, речь и координацию, а также получить удовольствие от активного движения и исследования окружающего мира.
Игры с водой для детей группы раннего возраста
В час по чайной ложке
Вам потребуются: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой — полный».
Налил-вылил
Вам потребуются: емкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребенком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
Выжми мочалку
Вам потребуются: две емкости, поролоновая губка.
Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды — в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Игра развивает мелкую моторику.
Кораблики
Вам потребуются: тазик, бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребенок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Сквозь сито
Вам потребуются: стакан, сито.
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Поплывет или утонет?
Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую и деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Поливаем цветы
Вам потребуется: детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу
Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду
Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку-леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства и назначение предметов, знакомится с растительным миром.
Дождик
Вам потребуется: лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Г. Лагздынь
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.
Г. Лагздынь
Игра способствует развитию речи.
Игры в ванной
Моем трубочиста
Вам потребуются: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т.д
Губку можно намылить, обратите внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла
Игра способствует развитию моторики, речи.
Прыгающий шарик
Вам потребуются: пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.
Веселые стихи
Намыливая малыша, читайте ему забавные стишки, потешки:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
Игра способствует развитию речи, укрепляет доверительные отношения.
Умываемся
Умывая малыша, читайте веселое стихотворение, сопровождая его соответствующими действиями:
Аккуратные зайчата
Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
Г. Лагздынь
В игре ребенок запоминает названия частей тела.
Чему научится малыш в играх к 1 году 3 месяцам?
Чему научится малыш в таких играх? Как проверить его развитие? Понаблюдайте за малышом и ответьте на вопросы ниже. Умеет ли это Ваш малыш? Если да, то поздравляю – Ваши усилия дали свои плоды. Если нет, то значит, малышу нужна помощь – уделите играм на эту тему больше внимания, и вскоре ребенок Вас порадует своими успехами. Ведь в обучении малышей количество (повторений игр, времени общения с ребенком) всегда переходит в качество!
Показатели речевого развития малыша к 1 году 3 месяцам:
- Показать пальчиком, где находится игрушка (выбрать названную игрушку из 3-4 игрушек): «Где машинка? Где собака? Где часы? Где мячик?». После того как малыш покажет пальчиком на предметы, поменяйте их местами и снова попросите его найти машинку, собачку, часы и мячик. Так Вы сможете понять, ориентируется ли малыш на содержание картинки или запомнил привычное расположение предметов.
- Показать пальчиком, где находится предмет одежды, выбрав его из 4 предложенных предметов (шапка, ботинки/сапожки, платье, рубашка): «Где шапка? А где сапожки? Где платье? Где рубашка?»
- Выполнить игровое действие по просьбе взрослого: «Покорми куклу», «Погладь лошадку», «Положи мишку в кроватку».
- Ориентироваться в комнате: «Покажи, где стол», «Где часы?», «Иди мыть ручки».
- Пользоваться первыми детскими словами: дай, мама, никак, иди, бух и т.д.
- Ориентироваться в двух величинах предметов: маленький или большой (разница в размере 3 см). Может вложить маленькую коробочку (или бочонок или матрешку) в бьльшую.
- Сделать простейшую постройку и поиграть с ней (например, построить из двух кубиков «машину», поставив их рядом друг с другом или построить «дом», поставив один кубик на другой).
- Ходить, приседать, наклоняться, поворачиваться, пятиться.
- Самостоятельно есть густую пищу ложкой (кашу, пюре) из глубокой тарелки. Но еще ребенок не может это сделать аккуратно.
До новых встреч в рубрике «Развитие речи ребенка 1-2 лет». В ней Вы можете почитать:
- Развитие мелкой моторики у детей до 3 лет: правда и мифы. Как делать пальчиковую гимнастику чтобы она действительно развивала?
- О том, как сделать развивающую детскую книжку своими руками, Вы можете узнать в статье «Детская книжка своими руками»
- 16 развивающих игр-занятий с матрешками для малышей
- Много игр-потешек, помогающих научить ребенка говорить, здесь — «Игры-потешки для самых маленьких» , а стихи для кормления, умывания, укладывания спать, переодевания малыша Вы прочитаете в статье «Стихи для новороденных и самых маленьких»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Как я вырос за этот год, или поведенческие особенности
Вспомним немного основные особенности интеллектуального
развития ребенка в возрасте 12 месяцев, итак, Ваш малыш уже умеет:
словарный запас
2. Все активнее проявляется интерес к другим детям,
правда о взаимоотношениях в коллективе крохе пока мало что известно, поэтому
контакт с ровесниками иногда
заканчивается конфликтом.
маленький член
4. Развивается долговременная память: кроха помнит
действия и ситуации, происходившие
ранее. Кроме того, сейчас он уже в состоянии запомнить других людей, которых
видит не так часто, как маму и папу, например бабушку или тетю, приезжающую в
гости раз в месяц.
Развитие творческих способностей
Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.
Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.
Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.
Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете
Игры для детей годовалого возраста
Занятия ребенку требуются в любое время года. Даже лето, предусматривающее длительные прогулки на свежем воздухе, не должно стать преградой для развития крохи.
В приведенном ниже списке представлен перечень того, чем занять ребенка в год. Ведь именно эти игры больше всего нравятся детям.
Интересные и полезные игры:
Использование предметов. Так как дети в 1 год с интересом изучают все, что их окружает, знакомство с новым им точно понравится.
К примеру, ребенка можно посадить напротив себя и поиграть с ним в мяч, катая его. Или же разложить перед крохой предметы разной величины, формы, цвета и текстуры.
При этом каждый предмет, который им будет взят, родитель должен описывать. Для игры можно использовать игрушки, изучать их, просить ребенка дать ту или иную.
Развитие мелкой моторики за счет пальчиковых игр. Это не только интересное занятие, но и полезное, особенно для детей, которые в этом возрасте не спешат произносить первые слоги.
Поиграть с ребенком можно в популярную много лет «Сороку-ворону». Использовать можно и другие сценарии.
Лепка из теста. Занять малыша этой игрой можно надолго, но без помощи родителей ему не справится.
Развлечение заключается в том, чтобы научить кроху делать элементарные вещи с теста, приготовить которое в домашних условиях невероятно просто, да и по сравнению с пластилином, оно является безопасным.
Ребенок может расплющивать шарики, которые сделает мама, пытаться соединить несколько деталей в одну композицию. Со временем ребенок научится делать свои первые поделки без помощи родителей.
Использование сыпучих материалов. Несмотря на то, что такие игры для некоторых родителей считаются уместными за пределами дома, для детей они являются не только интересными, но и полезными, так как тренируют мелкую моторику рук.
Они предусматривают использование песка, сыпучих круп, которые имеются в хозяйстве. Для ребенка 1 – 2 лет увлекательным станет пересыпание предложенного материала из одной емкости в другую.
Если использовать игрушечную посудку, то можно поиграть в «повара», который приготовит еду и накормит ею свои игрушки.
Складывание пирамид, кубиков, сортеров. Это, пожалуй, одни из самых интересных игр, в которые любят играть малыши в этом возрасте.
Показав, как собирается пирамида, или как правильно складывать сортер, завлечь маленького исследователя можно надолго.
Кроме самостоятельных занятий, в них могут участвовать и родители, которые будут ставить перед крохой задания, требующие выполнения. Например, поставить кубик на кубик.
Игры с бытовыми предметами. Наверняка, каждая мама успела заменить интерес, который ее ребенок проявляет к бытовым предметам, а особенно к кухонному инвентарю, несмотря на изобилие игрушек.
Это нормально, ведь так проявляется интерес к тому, что его окружает. Если кроха хочет поиграть с бытовыми предметами, то такую возможность ему можно предоставить.
Но все что попадет ему в руки должно быть чистым и безопасным. Можно использовать пластиковые судочки, которые малыш может легко открыть, закрыть, поместить в них что-либо, кастрюли, ложки и прочее.
Рисование. Развлекать кроху можно, рисуя с ним пальчиковыми красками. Они безопасны, и рассчитаны на этот возраст.
Ведь рисование кистью малышу еще сложно освоить, а нанеся краску на пальчик или ладошку, он сделает свой первый рисунок.
С помощью красок и помощи родителей кроха может рисовать все что угодно, например, солнце, цветы, животных.
Для того чтобы игры не надоедали детям, их нужно чередовать. Со временем кроха выделит для себя одно или несколько занятий, которые увлекают его больше всего.
А пока, зная во что поиграть с малышом, родители смогут провести время с пользой, учить и развивать его в процессе игры. А наградой за это станут новые навыки и достижения малыша, а также его сияющие от счастья глаза.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Варианты игр под присмотром взрослых
Кроме основных идей о том, чем занять ребёнка в 1 год , существуют варианты, которое можно также использовать, но с минимальным участием мамы или папы. Вот несколько из них.
- Мыльные пузыри. Одно из самых любимых развлечений всех деток. Во время этого занятия они приходят в настоящий восторг, начиная заразительно смеяться и пробовать ловить пузырируками.
- Катаем мячик. Годовалого малыша трудно удержать на одном месте, ведь ему хочется постоянно бегать и прыгать. Если приобрести небольшой резиновый мячик, можно научить дитё катать его по полу, пинать и бегать за ним.
Есть вариант соорудить небольшую дорожку для боулинга, где вместо кеглей будут пластиковые бутылочки или надувные шарики. Такое развлечение увлечёт не только малыша, но и всю вашу семью.
Музыкальные книги
Это конечно не отвлечёт внимание крохи надолго, но на некоторое время все же займёт его. Хорошо, если книга будет большой и картонной, с яркими картинками персонажей, детали которых можно двигать.
Машина-каталка
Ещё одно спасение для мамы, когда ей нужно немного времени. Это отличное приспособление, которое подойдёт даже тем деткам, которые чувствуют себя ещё не вполне уверенно на своих двоих. Более того, этот вид транспорта станет полезным на несколько лет вперёд. В машинке можно ездить дома, или же брать её с собой на прогулку.
Шведская стенка. Это прекрасный современный тренажёр для всей семьи, модели которого имеют дополнительные функции, рассчитаны для совсем маленьких деток. Часто туда включён канат, лестница из верёвок, горка или качели. Конечно, для такого вида развлечения нужно присматривать за ребёнком, но он вполне может самостоятельно съёжат с горки, где внизу для страховки поставьте мягкие подушки или покрывало.Если у вас есть в наличии такая стенка, это значит, что ребёнок с самых ранних лет будет вести активный образ жизни, а это положительно отобразится на его развитии и здоровье.
Палатка или домик.Наверняка все в детстве строили небольшие укрытия из подушек, одеял и других предметов, которые без проблем можно найти дома. Представьте, как будет здорово построить такое сооружение и для своего малыша.
Ни для кого не секрет, что в год детки очень любят играть в прятки и ползать по закрытым территориям (к примеру, в туннелях на детской площадке). Если у вас нет желания тратить на это время, есть возможность приобрести такой домик из ткани и полиэтилена в магазине.
- Надувной бассейн. Классная идея, чем занять ребёнка, особенно в жаркие дни. Налейте немного водичке и киньте в бассейн несколько игрушек. Если же за окном вовсе нежаркая погода – это не беда! Бассейн можно заполнить поролоновыми мячиками.
- Лепка. Идеальным материалом для этого занятия станет солёное тесто или пластилиновая масса. Для начала родителям нужно показать, что можно делать из него, к примеру, катать кругляшки или колбаски. Далее ребёнок сам перехватит инициативу и начнёт трудиться самостоятельно. Этот вид занятия прекрасно развивает мелкую моторику и позитивно влияет на психологическое развитие малыша.
- Подвесные качели. Если простор квартиры позволяет повесить небольшие качели, к примеру, в проходе двери, малыш, несомненно, оценит такое приобретение. Конечно, оставлять одного без присмотра на качели не вариант, но если приспособить её ремнём безопасности и время от времени поглядывать, можно от этого только выиграть.
- Игры с целлофановыми пакетами. Их шуршание просто завораживает любого ребёнка, и он начинает придумывать разные варианты, как играть с кульками. Только не забывайте поглядывать за ним, чтобы малыш случайно не надел мешок на голову.
- Интерактивный мольберт. Незаменимая штука, ведь с одной стороны на нём можно рисовать специальными фломастерами. С другой–играться с магнитными игрушками в виде разных зверушек, букв или цифр. Единственным предупреждением будет то, чтобы в процессе увлечения своим творчеством малыш не перешёл на разрисовку стен и других частей квартиры.
Координация
Координация — важный аспект развития ребенка в год. Она помогает ребенку контролировать движения своего тела, учиться грамотно использовать свои мышцы и развивать мелкую моторику.
Также полезно использовать игрушки, которые требуют активности рук и пальцев. Ребенок может играть с кубиками, собирать их в башни или сортировать по цвету. Такие упражнения помогут развивать мелкую моторику и улучшат координацию движений.
Для развития координации ребенку полезно заниматься танцами или гимнастикой. Эти занятия помогут ему научиться контролировать свое тело и двигаться ритмично.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому для развития его координации нужно выбирать упражнения, которые ему нравятся и интересны. Это поможет ребенку с большим энтузиазмом и удовольствием вовлекаться в тренировки и развивать свои навыки координации
Учимся прыгать
Прыжки – одно из любимых занятий моего сына. Он прыгает отовсюду – с дивана, комода, подоконника, спорткомплекса, стола – лишь бы внизу было мягко. А внизу либо кровать, либо мат с разложенными на нем подушками. Но все начиналось с обычных прыжков на кровати.
Педиатры говорят, что к двум годам ребенок должен уметь прыгать на месте. Я бы не была столь категорична – есть дети, которым в этом возрасте прыжки совсем не интересны, вот они и не умеют. Можно попробовать заинтересовать их играми, направленными на развитие умения прыгать.
Перепрыгни ручей. Постелите на полу два маленьких свернутых одеяла или коврика. Оставьте между ними небольшое расстояние – это ручей. Предложите малышу преодолеть это препятствие.
Прыжки через предметы. Прыгать можно через лежащие на полу обруч, веревочку, скакалку, любой плоский предмет. Прыгаем двумя ногами.
Острова. Постелите на полу коврики или приклейте скотчем листы бумаги – это острова. Задача ребенка – добраться до противоположной стороны комнаты, прыгая с островка на островок.
Придумайте интересный сюжет. Например, ребенок пытается добраться до любимой игрушки и спасти ее. Или пусть в конце пути его ждет маленькое лакомство.
Подпрыгни и дотронься. Привяжите шарик, небольшую игрушку или колокольчик так, чтобы ребенок мог дотронуться до него, подпрыгнув.
Батут. Сколько радости доставляет эта простая игра! Дома в качестве батута у нас выступает кровать. Можно прыгать под музыку, стихи, потешки.
Прыжки ноги врозь и ноги вместе. При помощи скотча наклейте на пол листы бумаги – примерно как в классиках. Там, где один лист – ребенок при прыжке ставит ноги вместе, где два – раздельно. Годовасики с такой задачей конечно не справятся. Эта игра для детишек постарше.
Прыжки на одной ноге. Ближе к трем года можно попробовать прыгать на одной ноге.
Как развлекают младенца
Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.
Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.
Игры на улице
Развивающие игры для годовалого ребенка можно организовывать и на улице (даже в том случае, если малыш еще не научился уверенно ходить)
Во время прогулки важно обращать внимание крохи на все то, что происходит вокруг него. Если удалось найти полянку или клумбу с цветами, то можно предложить крохе понюхать цветок, потрогать пальчиками его листья и лепестки. Осенью можно собирать опавшие листья и каштаны, а зимой — дать потрогать крохе снег
Также можно покормить голубей, порисовать мелками на асфальте, покатать кроху на качели и многое другое
Осенью можно собирать опавшие листья и каштаны, а зимой — дать потрогать крохе снег. Также можно покормить голубей, порисовать мелками на асфальте, покатать кроху на качели и многое другое.
Ближе к году малыши начинают с интересом относиться к себе подобным, поэтому в этом возрасте можно выходить с крохой на детскую площадку, взяв с собой игрушки для песочницы. Ребенка с года уже можно учить элементарным правилам общения — приветствовать, делиться игрушками, просить интересующий предмет, прощаться и т. д.
Стоит помнить, что даже в самые интересные игры следует играть дозировано, то есть соблюдая меру. Маленькие дети быстро устают даже от самых увлекательных занятий. Если по тем или иным причинам кроха не хочет играть, то его и не нужно заставлять. В таком случае занятие следует отложить и приступить к нему, когда у малыша улучшится настроение.
Регулярные игры с крохой обеспечивают ему гармоничное физическое и психоэмоциональное развитие, поэтому о них не стоит забывать!
К году ребенок становится все более самостоятельным. Он уже самостоятельно ходит, играет, ест и писает. Малыша уже не нужно все время занимать, некоторое время он может занять себя сам. У мамы появляется все больше времени и возможностей на личные дела. И обычный день мамы в декрете перестает крутиться только вокруг ребенка, малыш сам начинает крутиться вокруг мамы))))
Чем занять годовалого ребенка, чтобы получить возможность заниматься своими делами. А так же, какие игры и занятия увлекут ребенка в 1 год – делюсь своими соображениями и опытом в статье.
Развитие мелкой моторики и сенсорики
Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.
В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.
«Найди игрушку»:
- Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
- Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
- Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.
Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.
Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.
Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.
Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым
Речевое развитие ребенка в год
Рассмотрим, как развивать речь ребенка в 1 год. К этому возрасту малыши уже умеют произносить примерно 10–12 слов из одного или двух слогов. Но дети отлично могут выразить свои желания мимикой, эмоциями, движениями. Хотя ваше чадо говорит еще совсем мало, вы не должны забывать о его речевом развитии, так как оно активно происходит как раз в годовалом возрасте.
Какие же занятия нужно проводить?
-
Не сюсюкайтесь с ребенком и не коверкайте слова. Вы для него являетесь главным примером, на котором он учится разговаривать. Тем более в этом возрасте дети уже хорошо понимают, что им хотят сказать.
-
Не рассматривайте книги молча, рассказывайте, что вы видите на картинках, задавайте легкие вопросы типа: «Покажи маме, где собачка?»
-
Начинайте читать короткие сказки, четверостишия, петь веселые песенки, слушать музыку.
-
Учить ребенка разным звукам и слогам, пропевая их, попросите повторить.
-
Во время прогулок не катайте молча коляску, а рассказывайте маленькому непоседе обо всем, что видите: что растет, летит, куда и зачем вы идете и т. д.
-
Рассматривайте картинки с логическим сюжетом, рассказывайте малышу короткие истории по ним, пытайтесь задавать вопросы. Например, нравится ему нарисованная кошечка или нет. Хотя он и не ответит словами, но эмоциями и жестами сможет выразить свои чувства.
Рекомендации по развитию ребенка в год
В ваших силах помочь своему маленькому непоседе, если хотите, чтобы он был развит и легко воспринимал новую информацию:
-
Не стоит без причины брать малыша на руки, дайте ему возможность ходить самостоятельно.
-
Не молчите во время прогулок, рассказывайте ребенку про все ваши действия, читайте сказки. Это поможет развить его речь.
-
Играйте с развивающими игрушками: сортерами, рамками-вкладышами, пирамидками, сенсорными коробками и т. д. Попробуйте с малышом пальчиковые игры.
Вот время занятий с ребенком в возрасте одного года придерживайтесь некоторых правил:
-
Постоянство. Не занимайтесь, когда вспомните или когда нашли время для малыша. Занятия должны быть каждый день, приблизительно в один и тот же час. Так ребенок привыкнет к вашим развивающим играм, и эффект от них будет намного лучше.
-
Разнообразие. Не старайтесь в один день сделать все упражнения сразу, не играйте в игры только одного вида. Чередуйте занятия: сегодня развитие речи, завтра – моторики, послезавтра – тактильных ощущений и т. д.
-
Увлеченность. Пусть ваши занятия станут игрой, а не скучной рутиной.
-
Время. Маленькому непоседе в возрасте 1 года достаточно до 15 минут на каждую игру. Больше он не выдержит.
-
Поддержка. Будьте готовы во всем помочь малышу, ведь этот мир для него еще такой непонятный.
-
Уют. Комната, где проходят занятия, должна быть теплой, светлой, проветриваемой. А ребенок должен быть выспавшимся, сытым, в хорошем расположении духа.
Игры на пять минуток
Отвлечь ребёнка на несколько минут, чтобы заняться своими делами, – задача не из лёгких. Нужно предоставить ему такое занятие, чтобы он даже не думал отправиться в опасное «путешествие» по изучению окружающего мира. Чем можно занять ребёнка на некоторое время?
-
бумага. Мягкая туалетная бумага подойдёт для шуршания, разрывания и смятия. А вот от глянцевых журналов следует держаться подальше, поскольку об острые краешки можно порезаться;
- бизиборд. Доска с твёрдо закреплёнными пуговицами, замочками, колокольчиками, молниями, круг от дискового телефона, счёты, липучки – вот всего лишь малая часть полезных предметов, которые надолго займут любопытного ребёнка;
- посуда. Ребёнка можно и нужно брать на кухню, разумеется, следя за тем, чтобы он не смог навредить себе. Различные кастрюльки, ложки-поварёшки, крышки обязательно заинтересуют малыша;
- игры с крупами. Небольшую ёмкость заполняют манной крупой, в которую прячут небольшие игрушки. «Поиск клада» понравится крохе, к тому же такое занятие дополнительно разовьёт детские пальчики;
- домашний труд. Чем занять детей дома, если фантазия уже иссякла? Дайте крохе смоченную в воде тряпочку и продемонстрируйте, как следует протирать пыльную мебель. Также в 2 годика ребёнок уже способен мыть пластиковую посуду в тазике;
- мультфильмы. Разумеется, просмотр мультиков не несёт такую пользу, как развивающие игры, однако в некоторых ситуациях без них не обойтись. Если необходимо на четверть часа сосредоточиться, просто включите крохе любимый мультик.
Представленные выше занятия необходимо «разбавлять» минутками безделья. Стараться заполнить игрой или мультиком всё свободное время малыша не нужно. Пусть он чуточку посидит без дела и сам выдумает себе развлечение. Иначе есть риск снизить его естественную любознательность.
Отличная идея — приобрести детский игровой домик для маленьких ребятишек. Узнайте основные преимущества различных моделей и прочитайте, как следует выбирать эти полезные приспособления.
Чтобы занять малыша ненадолго и параллельно обеспечить ему простор для развития, сделайте бизиборд своими руками из подручных материалов.