Как создать правильные воспитательные установки
Важно также заметить, что одним из главных препятствий для установления тесной эмоциональной связи являются педагогические практики воспитания младенцев.
Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:
- сепарация родителей и младенцев и в клинике после родов, и в домашних условиях;
- установление жесткого графика кормлений;
- приучение к длительному ночному сну без кормлений;
- игнорирование детского плача и потребности в общении.
Все это наносит непоправимый ущерб детской психике, отключает материнские инстинкты у женщины, на основе которых и строится ее привязанность к ребенку, а у отцов не формирует эмпатии к малышу.
Так, например, детский плач в таких системах воспитания трактуется как попытка манипулировать матерью. Поэтому родителям рекомендуется дать малышу проплакаться. Но плач ребенка — это приглашение к коммуникации. Повод может быть любой: голод, холод, мокрые пеленки, потребность почувствовать себя в безопасности, — и к манипуляции это не имеет никакого отношения.
Совет позволить малышу выплакаться идет вразрез с природным инстинктом матери, который подталкивает ее взять свое сокровище на руки и успокоить. А в результате ребенок переживает в самом раннем детстве опыт покинутости и отверженности, что влияет впоследствии на его способность устанавливать теплые эмоциональные связи с окружающими и формировать доверительное отношение как к людям, так и к миру в целом.
Подобная тренировка нервной системы вырабатывает у родителей эмоциональную «тупость», холодность, равнодушие, отсутствие понимания нужд и потребностей ребенка.
Так методы раннего воспитания вмешиваются в установление эмоциональной связи между родителями и детьми.
По признанию психологов, каждый родитель может стать любящим, хотя для некоторых родительство оказывается непростой ношей. Признать сложности, принять свои чувства, простить себя за них и делать все, что необходимо ребенку, — вот ключ к решению проблемы. Почти никому из нас не удается стать таким папой или мамой, какими мы сами себя представляем. Но быть тем, в ком ребенок видит опору и находит эмоциональный отклик, под силу каждому.
Привязанность к малышу придет. Это может занять время, но обязательно случится. Вы уже любите своего ребенка — потому и беспокоитесь, что не чувствуете привязанности. Помните, любовь — это глагол. Любовь — это то, что вы делаете, когда вы рядом, то, как вы заботитесь и вовлекаетесь. Рано или поздно эта вовлеченность станет эмоциональной.
Желаем вам найти эмоциональный контакт с малышом!
Когда и в каких случаях стоит к ней обращаться?
Книгу можно прочитать на одном дыхании, но можно и неоднократно возвращаться к ней за практическими советами, рассмотренными на конкретных примерах.
Все родители стремятся сделать жизнь своего ребенка безопасной, здоровой и счастливой. Но есть в жизни каждого малыша сложные периоды, которые называются кризисами. Они наступают неожиданно. У родителей появляется много вопросов по поводу того, что нужно делать, чтобы справляться со своим ребенком.
В современном мире в таких случаях нередко приходится прибегать к помощи специалистов. Людмила Петрановская, являясь известным российским психологом, повествует о том, что, общаясь с ребенком, родители должны учитывать периоды развития, помнить, какие особенности имеет каждый из них.
Автор не только рассказывает о том, как с самого рождения год за годом трансформируется потребность ребенка в любви и заботе, показывает, на какие особенности надо обращать внимание в каждом возрасте, где важно не перегнуть палку доминирования, а где не переборщить с уступками и ласками, но и заставляет задумываться и анализировать, находить примеры из собственной жизни и искать причины и недостатки в себе, собственных поступках и действиях. На волне интереса к теории привязанности важно не увлечься и не ожидать от теории того, чего она не обещает и обещать не может. Например, теория привязанности — вовсе не о том, как вырастить ребёнка счастливым и успешным
Кроме того, не следует применять её правила для манипуляции ребенком. Разберем несколько типичных заблуждений-ловушек, когда теория привязанности используется для воздействия на ребенка не в его интересах
Например, теория привязанности — вовсе не о том, как вырастить ребёнка счастливым и успешным. Кроме того, не следует применять её правила для манипуляции ребенком. Разберем несколько типичных заблуждений-ловушек, когда теория привязанности используется для воздействия на ребенка не в его интересах
На волне интереса к теории привязанности важно не увлечься и не ожидать от теории того, чего она не обещает и обещать не может. Например, теория привязанности — вовсе не о том, как вырастить ребёнка счастливым и успешным
Кроме того, не следует применять её правила для манипуляции ребенком. Разберем несколько типичных заблуждений-ловушек, когда теория привязанности используется для воздействия на ребенка не в его интересах.
Кумир семьи
Кумир семьи – частный случай гиперопеки.
При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.
№ 4: Не подчиняйте ребенка своим ожиданиям
Принятие ребенка – это работа, которую родители делают всю жизнь… В патриархальном обществе было очень жестко с принятием детей: ребенок должен был соответствовать ожиданиям. Постепенно жесткие ожидания от ребенка перестали восприниматься как правомерные. Но и сегодня родителям каждый раз приходится сталкиваться с вопросом принятия: «Мой ребенок не такой, как мне бы было удобно, как мне давно хотелось, как мне мечталось»; хотели девочку, родился мальчик, хотели решительного мальчика, родился робкий, хотели, чтобы ребенок читал книжки, а он играет в хоккей…
Потому что ребенку очень важно принятие, ему нужна его субъектность, он хочет, чтобы вы считали его человеком, независимой личностью, чтобы уважали его право быть таким, каким он хочет. Для ребенка очень тяжело, когда мы вгоняем его в прокрустово ложе, а мы вгоняем. И необязательно жесткими методами, но мы расстраиваемся, вздыхаем, плохо себя чувствуем, демонстрируем свое разочарование, озабоченно пишем в фейсбуке… Дети это четко считывают
И необязательно жесткими методами, но мы расстраиваемся, вздыхаем, плохо себя чувствуем, демонстрируем свое разочарование, озабоченно пишем в фейсбуке… Дети это четко считывают.
А дальше у них есть два пути: держаться за одобрение родителей и отказаться от себя, и тогда рано или поздно родитель будет восприниматься как «тот человек, который заставил меня не быть собой»; либо отстаивать себя, отделяться от родителей, иногда очень жестко, часто – жестоко: ставить перед фактом.
Принятие ребенка со всеми его особенностями – это не про то, что нужно всегда ему все разрешать, со всем, что он говорит, соглашаться, а про то, что мы его должны принимать таким, какой он есть. Это сложная задача – расширять зону принятия можно всю жизнь…
Гиперпривязанность
Психологи отмечают, что особенно сильная привязанность ребёнка к матери проявляется в возрасте 6–8 месяцев и около двух лет. Ребёнок буквально не отпускает от себя родителя и очень переживает, если его нет рядом. Это нормальный этап взросления: если не отчуждаться от ребёнка, он пройдёт за несколько месяцев.
Болезненная привязанность ребёнка к матери может формироваться в стрессовых ситуациях. Например, мама попала в больницу и ребёнок думал, что она умрёт. Пока её не было рядом, ребёнку было очень плохо и страшно, и теперь он не хочет отпускать от себя мать, потому что не хочет вновь пережить эти чувства и думает, что таким образом оберегает её от опасности. Другой вариант — если кто-то или что-то напугало ребёнка, когда родителя не было рядом
Теперь в его сознании отсутствие важного взрослого связано с опасностью
Но чаще чрезмерная привязанность ребёнка к маме возникает, когда она слишком опекает его, полностью лишая самостоятельности и внушая (не важно, сознательно или нет), что без неё ребёнок не может существовать. Ребёнок легко усваивает эту установку, особенно если другие члены семьи не принимают достаточного участия в его воспитании. . В условиях гиперпривязанности и у ребёнка и у родителя не выстраиваются нормальные личные границы
Они впадают во взаимную зависимость, которая вредит обоим: мать теряет право на личную жизнь, а ребёнок растёт несамостоятельным, неуверенным в себе и не может отличить собственные желания и цели от материнских. Обычно такие дети вырастают в тревожных и замкнутых взрослых.
В условиях гиперпривязанности и у ребёнка и у родителя не выстраиваются нормальные личные границы. Они впадают во взаимную зависимость, которая вредит обоим: мать теряет право на личную жизнь, а ребёнок растёт несамостоятельным, неуверенным в себе и не может отличить собственные желания и цели от материнских. Обычно такие дети вырастают в тревожных и замкнутых взрослых.
четверг, 24 декабря 2015 г.
Конспект семинара Л. Петрановской о привязанности
Друзья, по-прежнему очень рекомендую познакомиться с теорией привязанности в книге Л. Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». (картинка со стадиями развития привязанности из этой книжки)
Также о стадиях формирования привязанности можно прочитать в брошюре альфа сообщества «Привязанность: жизненно важная связь»
Там, в общем, о том же, но несколько другими словами. плюс у Л.В. отличаются взгляды на привязанность у детей школьного и подросткового возраста.
Ребеночек постоянно на руках у матери, адаптируется к жизни. Формируется базовое доверие к миру: нужен я или не нужен, есть я или нет (поэтому младенцам принято рассказывать, как их зову, что они делали, показывать его ручки-ножки и т.п.). В случае нарушения привязанности сомнения в своем существовании, в своем праве на жизнь.
Малыш рядом с мамой, формируется поведение следования. Дети следуют за родителями как физически, так и ментально ( копируют их поведение, демонстрируют послушание)
Раньше существовала традиция мужских слез (тризна, три дня оплакивания погибших после битвы), контейнирование переживаний нужно и взрослым.
Ребенок становится заботливым, внимательным к другим. Просит завести домашнего питомца. Рисует сердца и открытки с признаниями в любви родителям.
Травмы условно делятся на две категории: дефицитарные (не было чего-то важного) и событийные (насилие, потери близких и т.п.). Дефицитарные травмы люди привыкли не замечать
Б. Функциональная привязанность. У домашнего ребенка может сформироваться в случае, если мать отсутствует в жизни ребенка, а няни постоянно меняются, ему не к кому привязываться. Формируется недоверие ко взрослым, ребенок приучается использовать их. Истероидные дети.
В России много людей с такими травмами. Формируют себе псевдоконтейнер с помощью власти и богатства, неудовлетворенная потребность к безопасности. Прорывы аффекта, флеш-бэки в травму.
-
Абсолютные права это кратко
-
Теория познания локка кратко
-
Патогенез микроангиопатии при сахарном диабете кратко
-
Июньский пленум цк кпсс 1987 кратко
- Созвездие жираф легенда кратко
Нарциссическое нарушение личности
Тревога угрожает самой сущности или ядру личности, вызывая потерю собственного Я. В психоанализе такую потерю себя самого называют нарциссическим нарушением личности. Тревожный ребенок оказывается парализованным своими желаниями, которые могут оказаться опасными, и делегирует своей матери решать за него, что он чувствует и что он хочет. С другой стороны, гиперопека тоталитарной матери лишает его шансов формирования своих собственных желаний. Порочный круг замыкается.
Анекдот:
Мама кричит из окна: | Петенька, пора домой! |
Петенька: | Что, я уже замерз? |
Мама: | Нет, ты уже хочешь кушать. |
Так гиперопека лишает ребенка способности различать элементарные физиологические ощущения и потребности. Такой ребенок послушно следует требованиям матери, не имея опыта понимания, что же он чувствует и хочет сам. Желания матери становятся его желаниями. Отсутствие контакта с собственными желаниями создает ощущение внутренней пустоты, это вызывает чувство бессмысленности своего существования, депрессию и зависимость от матери. В более взрослом возрасте, при попытке освободиться от тирании матери, это может привести к алкогольной зависимости, как замещению, и к другим зависимостям (см. ).
Что делать родителям?
Это повод пересмотреть модель отношений и перестроить их так, чтобы мнение родителей перестало быть доминирующим во всех случаях.
При этом не надо бросаться из крайности в крайность. Воспитание самостоятельности ребенка не имеет ничего общего с вседозволенностью. Такая потворствующая капризам политика не решит проблемы, а лишь усугубит ее.
Медленный и планомерный вывод ребенка из-под тотального контроля даст хороший результат. Начать можно с того, что мама может предложить малышу: «Поиграй с машинкой или покатайся на велосипеде, что тебе больше хочется». Школьнику можно предложить решить, какое домашнее задание он будет выполнять сначала. Но решение ребенка должно быть окончательным. Нельзя сначала предложить сыну или дочке выбрать, а потом сказать: «Вот и глупо решил! А надо…» .
Сначала всем будет сложно, но потом станет легче. Родители перестанут мучать себя излишними попытками контролировать, а ребенок станет свободнее и увереннее в себе, а значит — успешнее и счастливее.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы 19 лет.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Для кого книга?
Данная книга призвана стать настольной для молодых родителей. В ожидании малыша приходится сталкиваться со многими вопросами. На помощь приходят родственники, форумы и блоги: советы их часто противоречивы и приводят в тупик. Неопытные родители задаются вопросом: как правильно? После прочтения книги многие вопросы отпадают, приходит понимание того, что нужно руководствоваться родительскими чувствами. Умение слушать и понимать ребенка приводит к прочной связи между взрослыми и детьми и является ответом на все сложные вопросы. Между тем, стоит отметить, что советы, приведенные в книге актуальны и для опытных родителей, а также для тех, кто только собирается ими стать.
Причины гипоопеки
Неготовность к рождению ребенка.
Молодые люди, особенно рано вступившие в брак, зачастую бывают не готовы к рождению детей. Этому способствует высокий уровень их инфантилизма, нежелание менять свою жизнь из-за малыша, жертвовать своим временем. Поэтому они не утруждают себя заботой о ребенке, ограничиваясь удовлетворением его физиологических потребностей. Родители убеждены, что ребенок всему научится сам. Некоторые даже гордятся самостоятельностью своих детей: «Моя дочь с пяти лет…» Ранние браки редко перерастают в крепкие благополучные семьи, и часто дети в них бывают несчастны.
Незрелость родителей.
Родительская незрелость не связана с возрастом. Причина – в неготовности меняться, и обозначается это термином «ригидность». Появление нового человека полностью меняет жизнь, вызывая дискомфорт и отвержение новой реальности. Взрослые не хотят отказываться от своих старых привычек, поэтому ребенок растет без необходимой заботы.
Похожая ситуация может сложиться, если родители (чаще всего мама) имеют высокую степень инфантильности: они сами еще не выросли. Женщина ощущает себя маленькой девочкой – ее нужно защищать и баловать, о ней нужно заботиться. Она вообще не готова брать на себя ответственность. Желанный ребенок воспринимается ею как игрушка, но, оказывается, за ним нужно ухаживать, он отнимает время и силы.
Непринятие ребенка.
Нежелательная беременность, уход из семьи отца ребенка, разрушенная карьера родителей – все это страшным грузом вины обрушивается на плечи маленького человека. Родители не принимают своего ребенка психологически, поэтому общение и заботу сводят к минимуму. Малыш растет как дикая трава, самостоятельно постигая сложности жизни, учась заботиться о себе. Он вырастет самостоятельным, но несчастным.
Отсутствие родительских чувств.
Не у всех родителей с появлением малыша в семье включается материнский или отцовский инстинкт. О ребенке надо заботиться, его надо растить, но этот процесс безрадостен для мамы или папы, а порой и обременителен, потому и осуществляется кое-как.
Такая ситуация может быть следствием не только неумения или нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, но и из-за состояния здоровья родителей или из-за обстановки в семье (конфликты родителей или отсутствие матери/отца).
Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?
Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.
Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.
Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов
Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью
Тревожная любовь
Поначалу материнская забота для малыша — гарантия безопасности. Мама рядом — значит, все в порядке, взяла на руки и прижала к груди — ощущение счастья и покоя. Однако новорожденным ребенок остается не на всю жизнь — он растет, развивается, интересуется миром, хочет исследовать его с минимумом контроля. И тут некоторые родители начинают впадать в крайность, продолжая чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему сделать ни одного безнадзорного шага. Такой тотальный контроль называют гиперопекой ребенка: когда самостоятельность малыша ограничена до минимума, а родительская забота превращается в тиранию.
Почему это происходит? Стрессовое состояние, спровоцированное гормональным всплеском после родов, наводят на молодую маму тревожное состояние и страхи, которые, кстати, регулярно подогреваются в СМИ. Женщине начинает казаться, что ребенку постоянно угрожает опасность, даже если с ним все в порядке.
Примерно через два месяца такое навязчивое состояние сходит на нет и мама начинает чувствовать себя более уверенно. Если же страхи не уходят, а продолжают терзать материнское сердце в удвоенном режиме, значит, женщине необходима помощь: ведь чем больше родители опекают ребенка — тем больше опасений это порождает. К тому же связь матери с малышом очень сильна, и он ощущает практически те же эмоции — страх, беспокойство, тревогу.
В воспитании детей гиперопека начинается с «не ходи на горку — упадешь, сломаешь руку и попадешь в больницу», «в бассейн тебе нельзя — утонешь». Но подобное состояние может длиться годами, ведь гиперопекающие родители не обращают внимания на возраст, продолжая «нависать» над школьником и подростком: «Не ходи здесь — скользко, ты упадешь», «Я сама нарежу хлеб, ты порежешься», «Не трогай спички, ты неуклюжий, всю квартиру сожжешь». Как правило, все эти характеристики к ребенку не имеют не малейшего отношения, являясь в полной мере психологическими проблемами родителей. Именно так — с лучшими побуждениями и исключительно из любви мамы и папы делают своих детей неуверенными, слабыми, закомплексованными.
На самом деле, родительская гиперопека не имеет отношения к любви, а всего лишь под нее маскируется. В чем же тогда разница? Ее определить просто: в любви всегда есть доверие и уважение, в гиперопеке — контроль, недоверие, требование подчиниться родительской воле, попытка переделать ребенка «под себя». Правда, есть и другая крайность — полная вседозволенность. И хотя она выглядит мягче («Не надо тебе трогать нож, дорогой, я сама, не мужское это дело — салат резать»), но в результате приводит к тем же плачевным последствиям.
Как правило, от гиперопеки взрослых страдают дети одиноких и неудовлетворенных жизнью родителей: таким мамам и папам не хватает любви и уверенности, которые они мечтают получить от ребенка, «вложив» в него максимум «заботы».
Что такое привязанность и каковы её функции
Сам термин «привязанность» придумал в середине прошлого столетия английский психиатр Джон Боулби. Именно его первые работы о тесной и долгосрочной эмоциональной связи между детьми и родителями были заложены в основу классической теории привязанности. Канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд в 1999 году расширил и дополнил эту теорию, высказав идею, что в каждом ребёнке с момента рождения заложен потенциал стать зрелой самостоятельной личностью. В России же главным популяризатором теории привязанности выступает известный психолог Людмила Петрановская.
Что такое привязанность? Это безопасные поддерживающие отношения с родителями, в которых удовлетворяются все истинные потребности ребёнка. Исходя из определения, можно выделить две первостепенные задачи детско-родительской связи:
- Создание психологического контекста, в котором взрослому будет комфортно заботиться о ребёнке, а ребёнку — принимать эту заботу. Например, если ребёнок привязан к родителям, то он послушен, следует за мамой и папой, принимает инструкции как себя вести, что делать и что говорить. То есть мы берём за ребёнка ответственность, а малыш при этом действует согласно родительскому авторитету (без всякого насилия);
- Формирование трамплина для взросления. «Внутри» привязанности ребёнок ощущает себя в безопасности: он может выражать себя, изучать новое, исследовать мир, не боясь насмешек или сторонних оценок. Так ребёнок может взрослеть на всех уровнях: он всё ещё привязан к родителям, но постепенно освобождается от них совершенно естественно и безболезненно.
Строим связь сразу после рождения
Постарайтесь как можно раньше установить контакт «кожа к коже». Это базовое условие для формирования прочной связи родителя и ребенка, которая налаживается благодаря телесному контакту и запаху кожи друг друга. Биение маминого сердца, этот постоянный «саундтрек» жизни малыша до родов, успокаивает его и сейчас, а тепло ее тела — расслабляет и согревает.
- Приложите малыша к груди. После родов, когда акушерка выложит новорожденного вам на живот, в течение нескольких минут у него запустится поисковый рефлекс: он начнет совершать едва уловимые движения телом и головой в поисках материнской груди, заодно открывая рот, причмокивая губами и высовывая язычок. Это сигнал, что малыш готов к сосанию. В первое время после родов младенец не будет нуждаться в интенсивном кормлении: хватает предыдущих запасов, да и силы требуют восстановления, поэтому кроха будет много спать. Но молозиво, предшественник молока, должно передать малышу необходимые антитела для защиты его организма от инфекций. Стимуляция выработки молока (оно придет через несколько дней), естественная иммунизация организма малыша и восстановление единства мамы и ребенка — в этом заключается основная задача первых кормлений.
-
В случае, когда контакт «кожа к коже» не произошел в течение часа после родов (это могут быть кесарево сечение, реанимационные мероприятия для ребенка и другие причины), не беспокойтесь. Обеспечьте себе с малышом телесный контакт настолько скоро, насколько позволяют обстоятельства. Хорошо, если все время, пока мама восстанавливается, с ребенком находится его отец (или другой близкий человек).
Если малыш родился раньше положенного срока, его телесный контакт с мамой можно обеспечить, как только ребенок достаточно для этого окрепнет. В современных родильных домах родителям предоставляется возможность навещать детей, находящихся в палатах интенсивной терапии, и всеми доступными средствами налаживать контакт: разговаривать, читать, петь колыбельные, дотрагиваться, поглаживать, держать на руках. «Метод кенгуру» — так называется практика прикладывания недоношенного ребенка к груди родителя. Она полезна для профилактики инфекций (кожа малыша заселяется мамиными бактериями), для терморегуляции, но в первую очередь это делается для того, чтобы через любовь самого близкого человека на планете и его присутствие малыш набирался сил для выздоровления, а вместе родители и дети налаживали и укрепляли эмоциональную связь.
- Установите контакт глаз. Только-только родившиеся малыши обычно выглядят очень серьезными и сосредоточенными, и мамы инстинктивно пытаются окружить свое сокровище теплом, нежностью и заботой, чтобы снять с него стресс рождения. Известно, что продолжительный обмен взглядами позволяет выстраивать эмоциональные связи у взрослых, а начинается все в той близости, рождающейся между мамой и малышом, когда они смотрят друг на друга. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что младенец пока не очень ясно видит: дело не в четком фокусе, а в особой химии, которая начинает работать в мозге и организме обоих.
- Добейтесь совместного пребывания в роддоме. Уже с первых дней вы лучше узнаете друг друга, научитесь правильно интерпретировать сигналы новорожденного и ухаживать за ним: все это подготовит вас к возвращению домой, где вы не почувствуете себя растерянной и неуверенной в своих силах, а значит, будете больше думать о малыше, а не о правильности своих действий.
Что такое теория привязанности
Теорию привязанности разработал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби (John Bowlby) в 1950-х годах. Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби провёл ряд экспериментов и доказал, что привязанность детей к маме имеет более сложную природу: она обеспечивает эмоциональную стабильность и помогает малышу адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого — старшего человека, в контакте с которым малыш постоянно нуждается. Если в течение длительного времени ребёнок лишён возможности взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме.
Доклад Боулби на тему психологической привязанности ребёнка к родителям вызвал большой эффект в европейских странах. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные детсады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились.
Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970–1980-х годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация»: мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.