Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Хорошие манеры для детей и правила хорошего тона

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.

Правильная посадка за столом

Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами. А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение

А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение

Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом

А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.

Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами

А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами

Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей

Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей

Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.

Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.

Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Обучение этикету

Главную роль в процессе успешного перехода ребенка от одной ступени владения этикетом к другой играет семья:

  1. до 5 лет малышу надо принять за должное необходимость уважительного отношения к окружающим людям (не шуметь, не толкаться, не грубить);
  2. в 5-10 лет ребенок учится сдерживать себя и не демонстрировать свои эмоции, делать комплименты;
  3. к 14 годам подросток способен к проявлению доброты (уступить место в транспорте, предложить помощь тем, кто в ней нуждается).

Обучение этикету не является каким-то подобием регламентированного учебного курса, как в школе обучение математике. Правила этикета для детей воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Поэтому каждый родитель сам решает для себя, с какого возраста будет приобщать его к нормам жизни в обществе. Прислушиваться в этом вопросе следует к компетентному мнению психологов, профессиональных педагогов-воспитателей.

Когда начинать обучение

Известна притча о том, как родители пришли со своим малышом к мудрецу за советом, когда начинать воспитывать младенца. А тот, узнав, что крохе уже исполнилось шесть месяцев, ответил единственным словом: «Поздно».

Из этой притчи можно сделать вывод, что начинать обучение этикету необходимо как можно раньше. Понятно, что в период раннего детства, когда ребенку нет и года, речи о полноценном воспитании не идет, но основы доброжелательного, уважительного отношения закладываются у младенца на подсознательном уровне благодаря эмоциям, которые родители вызывают у него своим ровным тоном, спокойствием, улыбкой и добротой в голосе.

Как лучше обучать

От одного до трех лет достаточно ненавязчиво прививать малышу привычку здороваться, есть аккуратно, сказать «спасибо», если угостили и т.п.

Для этого возраста свойственно естественное стремление подражать близким людям, поэтому карапуз зачастую до самых мелочей копирует поведение взрослых. Значит, родителям необходимо контролировать свои манеры, стараясь вести себя в полном соответствии с нормами этикета, когда малыш рядом.

Особенно важна эта методика воспитания в период детского кризиса трех лет. «Упрямое» дитя будет проверять своих родителей на то, как они поведут себя в той или иной ситуации

Ведь ему важно знать, если что-то запрещено, действительно ли это так, или же, продолжая упрямиться, он сможет добиться желаемого. Поэтому родители должны твердо стоять на своем, оставаясь полными доброты, спокойствия, в этом случае правила вежливости для детей станут само собой разумеющимися

Обучение этикету в игре

После трех лет, помимо потребности в подражании, на ведущее место у малыша выходит еще и потребность в игре. Все, чему ребенок должен научиться, ему надо преподносить не строгим менторским тоном, а именно в игровой форме:

  • рассказывая о манерах поведения во время еды, мама вместе с сыном или дочерью может брать игрушки и рассаживать их за столом, объясняя что им можно делать, а что нельзя, показывая на примере куклы, как сидеть или где держать руки;
  • можно придумать с малышом целую историю о правилах поведения, при этом он сможет сам анализировать, что персонажи сделали верно, а где ошиблись;
  • существует множество забавных, содержательных сказок, стихов, загадок для детей о правилах этикета в разных ситуациях, чтение которых помогает понять малышу скучные постулаты;
  • познакомив ребенка с основными теоретическими правилами, следует чаще организовывать совместные походы в магазин, кинотеатр, парк, где можно сразу мягко и деликатно обсуждать ошибки, которые он допускает.

При обучении ребенка родителям следует помнить о том, что и этикет сам по себе – это правила игры, принятой среди взрослых. Самое главное: не дать ребенку повода думать, что если он ведет себя не так, как ожидается, то родители будут любить его меньше.

Что делать, если малышу что-то не нравится?

Исследования показали, что дети должны попробовать новую пищу до четырнадцати раз, прежде чем она им понравится.

Поэтому важно правило: ребенок должен сначала что-то попробовать. «Не нравится» с самого начала не применяется. Это также помогает формированию вкуса

Это также помогает формированию вкуса.

Родители могут мотивировать своего ребенка пробовать что-то новое, награждая его за это. Например, в одной семье наклейки оказались очень эффективными методом – малыш с интересом знакомился с блюдами, а за каждый новый вкус получал маленький презент.

В награду не должно быть чего-нибудь съедобного – не подходят, например, сладости. Тут можно многому научиться у маркетологов пищевой промышленности. У некоторых продуктов не только порой есть небольшие бесплатные подарки, но и, например, они рассказывают истории о своих товарах на упаковке. Кстати, интересные факты о еде – это тоже награда хорошему едоку.

Рекомендации для родителей

Несмотря на кажущуюся лёгкость, прививка правильного поведения – это трудоёмкое занятие, которое потребует от семьи большого количества терпения и концентрации. И дело заключается не в ребёнке, а в первую очередь в родителях и членах семьи.

Первым и самым важным правилом является собственный пример поведения. Если мама с папой ругаются или позволяют себе осуждать людей, обращаются друг другу с пренебрежением, то ребёнок, как губка будет впитывать именно это.

Папа никогда не благодарит маму за обед, не делает ей комплименты – сын растёт безразличным к чужому труду и не учится выстраивать отношения с противоположным полом.

Мама кричит на папу, пренебрегает своим внешним видом – дочери будет трудно стать женственной в будущем, и заботливой по отношению уже к своей семье. Именно собственным примером можно научить ещё маленького человека общению.

Предложите малышу игру «Найдём хорошее». Возьмите изображения героев сказок, как положительных, так и отрицательных и попросите рассказать о достоинствах каждого из них.

Ролевые игры так же придут на помощь родителям, которые решили ненавязчиво, но эффективно научить ребёнка основам хорошего поведения.

«Званый ужин». Пригласите игрушки на ужин, ребёнок, как хозяин дома должен подготовиться – придумать блюда, чтобы каждому было вкусно, например, для плюшевого мишки мёд, для зайчика морковку, развлечения для гостей.

Обыграйте встречу, приветствие, разговор, правила поведения за столом, момент прощания. Можно заранее приготовить для малыша что-то в подарок, ведь гости не приходят с пустыми руками. Благодарите кроху за отлично проведённое время. Малышу понравится эта игра и принесёт пользу без скучных нравоучений.

Обыграть можно что угодно, например, момент приветствия и знакомства. Спрячьте игрушки в комнате так, чтобы малыш мог их легко найти. Затем попросите его найти и поздороваться с каждой найденной игрушкой. «Здравствуйте! Меня зовут Данил, а вас? У Вас очень красивое платье!» — может сказать ребёнок, если найдёт куклу. Мама в свою очередь отвечает на вопросы и поддерживает диалог со стороны игрушки.

Важно не только играть с детьми, но и «выводить в свет», чтобы у них появилась возможность проявить себя. Не бойтесь брать ребёнка с собой, ведь чем раньше малыш начнёт контактировать и знакомиться с миром, тем легче и естественнее в его жизнь войдут правила этикета и хорошие манеры. Если ребёнок забыл поздороваться или поблагодарить, не нужно его одёргивать или поправлять, просто сделайте это за него, а после, когда останетесь наедине, ещё раз проговорите важность этих, казалось бы, обычных слов

Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо

Если ребёнок забыл поздороваться или поблагодарить, не нужно его одёргивать или поправлять, просто сделайте это за него, а после, когда останетесь наедине, ещё раз проговорите важность этих, казалось бы, обычных слов. Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо. Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно

Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно

Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо. Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно.

Будьте вежливыми и благодарными!

До новых встреч!

Пишите комментарии и заходите в соц. сети!

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Особенности поведения за столом в разных странах

Если вы часто путешествуете, предельное внимание уделите столовому этикету других стран, поскольку то, что допустимо у нас, может считаться абсурдным у других народов. Например:

  • В Японии чавканье считается высшей похвалой, а суп пьется прямо из чашки без использования приборов. Следите за палочками для еды, они должны лежать на специальной подставке или параллельно краю стола. Если воткнуть палочки в блюда, окружающие сочтут это плохой манерой, так как этот символ в Японии обозначает поминки.
  • В Корее считается, что если вы поели первым, значит, порция была слишком мала, поэтому старайтесь не спешить. Здесь также строго поддерживается субординация: за стол первыми за стол садятся самые старшие по возрасту и положению.
  • В Германии считается нормой отрыжка за столом, поэтому не стоит яро реагировать на подобное поведение. А еще немцы никогда не ходят в гости без подарков.
  • В Бразилии в заведениях общепита на столе обычно лежит специальный жетон, стороны которого окрашены зеленым и красным цветами. Зеленая обозначает, что посетитель не наелся, а красная — наоборот. Если вы заметили, что официант приносит блюда снова и снова, просто переверните жетон красной стороной.
  • В Грузии любой прием пищи сопровождается вином. Обязательно опустошайте бокал после каждого тоста, иначе вызовите всеобщий интерес.
  • В Индии левая рука считается нечистой, поэтому принимать пищу старайтесь правой.
  • В Италии кофе принято пить только до обеда, а добавлять пармезан в пиццу или пасту недопустимо. Здесь очень любят гостей, поэтому застолья у итальянцев очень продолжительны.
  • В Испании за столом соблюдается непринужденная обстановка. Никто даже не заметит, что вы опоздали на обед, положили в тарелку слишком много еды или заговорили на повышенных тонах.
  • В Китае нельзя переворачивать блюда из рыбы, поскольку это считается плохой приметой и может поспособствовать крушению лодки моряка.

Прежде чем ехать в какую-либо страну, ознакомьтесь с ее культурой и нормами питания.

Знания норм культуры питания и правил этикета позволяет показать себя в общество подобающим образом. Старайтесь соблюдать нормы поведения и питания не только в общественных заведениях, но и в гостях или семье. Чтобы научить своего сына или дочь нормам питания, воспитывайте себя и ребенка, так как дети всегда берут пример с родителей.

Как научить ребенка соблюдать этикет за столом?

Самым наглядным примером и авторитетом для малыша должны быть его родители, так что если хотите вырастить воспитанного, социально приспособленного человека, следите в первую очередь за своим поведением. Дети – это наше отражение, и если в кругу семьи у вас позволена отрыжка, громкие разговоры за столом, выражение неудовольствия едой, то и ребенок будет поступать так же, что неприемлемо для общественности.

Маленьким деткам можно рассказывать об этикете в игровой форме, посадив за импровизированный стол зайчиков, медведей и других мягких игрушек, для детей постарше любые правила нужно доступно объяснять и не лениться каждый раз повторять их до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их автоматически.

Подавайте еду ребенку в разной посуде: в глубокой супы, в мелкой вторые блюда, в розетках и блюдцах десерты. Подсказывайте, какой прибор для какого блюда нужен: для супа – ложка, для второго – вилка, для десерта – маленькая ложка. Таким образом, вы ненавязчиво прививаете ребенку правильное поведение за столом. Просите у ребенка помощи в сервировке стола, и уже после нескольких семейных праздников ребенок лучше вас будет знать, какой прибор куда положить или поставить, и зачем он вообще нужен. Когда вы учите ребенка, никогда на него не кричите, потому что в этом случае малыш как бы закрывается от вас, и ни одно ваше слово до него не дойдет. Новые правила поведения за столом вводите постепенно, а не рассказывайте ребенку всё по пунктам за один обед. Когда ребенок научится выполнять одно требование, пора приучать его к другому, и так постепенно вы достигнете успехов в его обучении этикету. Правильное поведение за столом для детей является непосильной задачей, но благодаря вашему терпению и желанию научить ребенка правильно себя вести, в будущем вы будете горды за свое чадо.

Ссылаясь на неусидчивость своих крох, мамы часто прощают им мелкие шалости, постоянное ёрзанье, баловство. Такое поведение терпимо, когда ребенку годик – два, но чем старше становится малыш, тем строже к нему нужно относиться. И если ребенок откажется в очередной раз вести себя хорошо, скажите, что больше за стол со взрослыми он не сядет, а это очень важный момент для ребенка — сидеть со взрослыми за одним обеденным столом и делать то же, что и они.

Когда ребенок, наваливаясь всем телом, пытается достать хлеб или соль на другом конце стола, скажите, что так делать некрасиво, к тому же можно вымазаться едой. Объясните малышу, что он за столом не один, и маме будет только в радость помочь своему чаду. Передайте ему солонку или хлеб, и скажите, чтобы в следующий раз ребенок просил передать ему то, до чего он не дотягивается вытянутой рукой.

Отрыжки пресекайте сразу, и объясняйте доступным языком, что так делают только невоспитанные дети. Чтобы не случалось таких казусов, не давайте ребенку газированную воду. Ну а если ребенок все же не сдержался, учите его закрывать рот и обязательно извиняться в таких случаях. Если он не будет делать отрыжку дома, то и в гостях за него переживать не стоит.

Если ребенку не нравится приготовленное блюдо, он тут же скажет об этом, да еще и в обидной форме, потому что еще не понимает, что такое тактичность. Наверняка маме, которая стояла у плиты полдня и готовила ужин, будет очень неприятно слышать такие вещи. Объясните ребенку, что о еде нельзя отзываться плохо, даже если она ему не нравится. Лучше ничего не сказать, чем обидеть маму, так что если ребенку не нравится суп, пусть он его просто отставит и попросит что-то другое, но не будет огорчать кормилицу. Если ребенок не ест за столом, и каждый раз отказывается от пищи, то родителям нужно пересмотреть список продуктов и добавлять с каждым разом новые ингредиенты или готовить новые блюда – дети любят красивую, красочно украшенную, новую и вкусную еду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: