Развитие ребёнка и музыкальное образование: что даёт музыка

Влияние музыки на учебу

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Исполнители

Разделяя музыку на вокальную и инструментальную, мы сразу же получаем и разделение тех, кто ее исполняет, на певцов и музыкантов-инструмента-листов.

Певец-исполнитель будет называться солистом, если выступает один, и артистом хора, если он поет вместе с другими вокалистами. Любой, кто владеет инструментом,— скрипач, пианист, виолончелист, флейтист и т. д.,— также может как выступать самостоятельно, солируя, так и быть участником камерного или симфонического оркестра, то есть артистом камерного ансамбля или оркестрантом.

Кроме певцов и музыкантов, к исполнителям музыки относят и дирижеров, что вполне справедливо. Любой коллектив нуждается в управлении, и хор или оркестр — не исключение.

Хотя функция «управленца» в музыке одна и та же — добиться максимально слаженного и выразительного звучания группы музыкантов или певцов, а то и тех, и других разом, называют его по-разному: тот, кто управляет симфоническим, военным, эстрадным оркестром, именуется, собственно, дирижером, светским хором руководит хормейстер, церковным — регент. Также еще принято выделять концертмейстеров. Это помощники дирижера, которые отвечают за работу отдельно взятой группы инструментов(скрипок, духовых медных, щипковых и т. д.). Однако концертмейстерами могут быть и аккомпаниаторы (чаще пианисты), которые сопровождают игру всего оркестра во время репетиций и выступлений и помогают солистам разучивать свои партии.

Инструмент для дирижера

До конца XVIII века дирижеры в оркестрах не пользовались палочками. Такт отбивал сам композитор или один из музыкантов каким-нибудь инструментом или кивками головы. Для создателя французской национальной оперы Жана-Батиста Люлли трость для отбития такта стала причиной смерти. Он поранил ногу наконечником трости, и развившаяся гангрена привела к летальному исходу

Уроки игры на фортепиано улучшают языковые способности детей

В 2018 году в ведущем американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, где публикуются результаты исследований в области медицины, биологии и социальных наук, появилась интересная статья. В ней рассказывалось о том, как занятия по фортепиано помогли улучшить языковые потенциал у детей в возрасте 4-5 лет.

В эксперименте Массачусетского технологического института приняли участие 74 ребёнка, которые говорили на китайском языке. Их разделили на 3 группы. Дети из первой группы в течение 6 месяцем занимались на пианино 3 раза в неделю по 45 минут. Малышам из второй группы в качестве дополнительных занятий предложили внеклассное чтение. Третья группа была контрольной, то есть их учебный план остался прежним.

Китайский язык выбрали отнюдь не случайно. Это тоновый язык, где значение слов меняется в зависимости от повышения или понижения высоты каждого слога. В связи с этим логично было предположить, что уроки фортепиано могут влиять на восприятие звуков, а значит и на улавливание китайских слов на слух. Но учёные надеялись, что уроки чтения тоже принесут свои плоды.

В итоге при помощи электроэнцефалографии им удалось выяснить, что обучение игре на фортепиано с репетитором значительно улучшает способность к распознаванию звуков и их последующему воспроизведению. А это влияет на развитие языковых умений у детей дошкольного возраста. Внеклассное чтение, к сожалению, дало менее впечатляющие результаты.

Лучшие преподаватели по фортепиано доступны для занятий

5 (5 отз.)
Мариам

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Анастасия

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (7 отз.)
Alana

₽450 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Павел

₽2500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Диана

₽2000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Ирина

₽2500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (3 отз.)
Даниил

₽2500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (3 отз.)
Мануэла

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Мариам

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Анастасия

₽1200 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (7 отз.)
Alana

₽450 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Павел

₽2500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Диана

₽2000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Ирина

₽2500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (3 отз.)
Даниил

₽2500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (3 отз.)
Мануэла

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка для учебы и концентрации внимания: как подобрать правильную?

Для эффективной учебы студенту нужна сосредоточенность и высокая продуктивность. И в этом нам помогает музыка. Главное – правильно подобрать мелодии.

Ученые Бирмингемского университета доказали эффективность музыки при выполнении монотонных действий. Заполнение таблиц, проверка электронной почты, работы с формулами и любые другие скучные действия можно выполнять быстрее с музыкой.

Но если человек выполняет сложную интеллектуальную или творческую работу, важен грамотный подбор музыки, а не просто ее наличие. Вот примеры музыки, которая поможет лучше учиться даже когда мозг и тело сопротивляются.

Звуки природы

Исследователи Политехнического института Ренселлера увидели повышение работоспособности у людей, которые учились в опен-спейсах, где воспроизводились звуки живой природы.

Как и белый шум, звуки природы маскируют посторонние звуки (гул, человеческую речь, шум транспорта), которые так отвлекают человека. Кроме того, они улучшают концентрацию внимания и когнитивные функции.

Природные звуки явно повышали общую удовлетворенность испытуемых во время работы

Благотворным эффектом обладают звуки щебетания птиц, дождя, журчания ручья, шума горного потока

Все они повышают внимание при выполнении каких-то действий

Внимание повышается вне зависимости от того, слушаем ли мы запись отдельных звуков природы или же музыки со включением данных элементов

Любимая мелодия

У каждого из нас есть песни, заставляющие сердце биться быстрее, а улыбку расширяться в геометрической прогрессии. Так вот ученые заметили, что плей-лист из любимых треков оказывает большую пользу во время учебы.

Тереза Лисиук из университета Майами в своих исследованиях пришла к выводу, что к поспешным решениям человека приводит стресс, сильно снижая зону внимания. А вот улучшить настроение поможет любимая музыка, которая расширяет кругозор и увеличивает количество вариантов решения проблемы.

Особенно интересен факт, что любимые треки наиболее эффективны у студентов и других людей, еще не ставших специалистами в какой-то области. Приятные знакомые мелодии способствуют более быстрому выполнению задач и генерации лучших идей.

Нейтральная музыка

Разные люди по-разному воспринимают окружение. И есть те, кто отвлекается при прослушивании любимой песни, полностью уходя в нее.

Тайваньский университет провел исследования, в ходе которого установил: максимально и минимально привлекательная мелодия приводит к понижению концентрации внимания у некоторых людей.

Если вы – один из тех, кого знакомая музыка сильно отвлекает, старайтесь выбирать для учебы мелодии, к которым вы безразличны и которые не вызывают выраженных эмоций.

Инструментальная музыка

Исследования, проведенные Cambridge Sound Management, показали: к падению производительности приводит не столько шум в целом, сколько именно слова (как отдельно, так и в составе музыки).

Слыша человеческую речь, наш мозг автоматически переключается с текущей задачи, стараясь выявить тему разговора. Это наша природа, с которой не стоит бороться.

И если вы – один из тех, кто старательно прислушивается к тексту песен во время прослушивания треков, в этом случае старайтесь отдавать предпочтение инструментальной музыке.

Чем меньше слов, тем меньше отвлекающих факторов

Музыка в стиле барокко

Темп музыки во многом влияет на состояние человека. Это подтверждают канадские исследования, во время которых увидели лучшую результативность у тех, кто сдавал IQ-тесты под динамичную музыку, и в частности – под музыку эпохи барокко.

Ученые из университета Филадельфии и госпиталя Балтимора, а также малайзийского инженерного колледжа подтвердили ее эффект. Более того, в результате ее применения было выявлено значительное снижение стресса. У испытуемых отметили наличие признаков релаксации во время прослушивания музыки, темп которой соответствовал 60 ударам в минуту.

Средняя громкость

Идеальной для прослушивания является не тихая или сильная, а именно средняя громкость. К такому выводу пришли ученые сразу четырех университетов, отметив прилив сил и благоприятной воздействие на творческое мышление при средней силе звучания.

И средняя, и сильная громкость способствует абстрактному мышлению. Но чрезмерная громкость создает мозгу помехи в обработке информации.

Композитор

Композитор

Композиторы сочиняют музыкальные произведения для концертов,
фильмов, театральных постановок, исполнителей. Человек, решивший стать
композитором, должен обладать такими профессиональными качествами и навыками,
как:

  • воображение и творческий потенциал;
  • острый музыкальный слух;
  • общая эрудированность;
  • умение играть на одном или нескольких музыкальных инструментах;
  • знание специальных компьютерных программ.

Композитору, как человеку из творческих кругов, также
пригодится умение заводить нужные знакомства и налаживать связи, а также знание
законов шоу-бизнеса. 

Уровень зарплаты композитора зависит от уровня мастерства,
уникальности и репутации. В России средняя зарплата композитора равна 70
тысячам рублей. Более достойно зарабатывать композитор сможет после того, как
сделает себе имя. Это возможно через плодотворную работу с каким-либо
музыкальным коллективом или режиссёром. Когда композитор пройдет длинный
тернистый путь по карьерной лестнице, снищет славу и почёт, то он может
задуматься о преподавательской деятельности и руководстве своим собственным
коллективом. 

Учатся на композитора в высших учебных заведениях: консерваториях, академиях или музыкальных университетах. Поступить в вуз на специальность «Композиция» можно либо после 11 класса, либо после музыкального училища. 

Увеличение объема памяти

Люди, которые получили музыкальное образование, обладают лучшей вербальной памятью, чем все остальные. То есть они запоминают услышанное намного лучше. Немецкие исследователи провели эксперимент, в котором были задействованы второклассники. Была выделена группа детей, которые должны были еженедельно по 45 минут заниматься музыкой. Через некоторое время был проведен тест. Все дети читали набор слов, а потом должны были воспроизвести его. Так вот, те дети, что занимались музыкой, справились с заданием гораздо лучше. Более того, эта информация отложилась у них в голове на длительный промежуток времени.

Музыка социальная

По общему признанию, изучение инструмента может быть одиноким занятием, когда дело доходит до практики. Но как только вы научитесь играть дуэтами, в небольших группах и, в конечном счете, с оркестром, социальные аспекты становятся значимыми и часто приводят к дружбе на всю жизнь и невероятным социальным навыкам.

Это удивительный момент, когда вы входите в комнату, полную людей, которые также занимались в одиночку, и обнаруживаете, что у всех вас есть одна общая черта – любовь к музыке. Эти люди говорят на вашем языке, понимают ваши шутки о “ща-бемоль мозоль” и разделяют вашу любовь к определенным композиторам или произведениям. Вы также можете посочувствовать игре в гаммах, а в случае игры в оркестре или группе есть шанс развить удивительные навыки сплочения команды. Хотя некоторым людям это может показаться не таким уж важным, но это всего лишь одна из причин, которые подтверждают важность музыкального образования для развития каждого ребенка. Польза не только от игры на инструменте, но и от пения в школьном хоре. Я уверен, что вы сейчас спрашиваете, почему музыкальное образование важно здесь? Ну, потому что это полезно для наших душ, эмоционально и ментально. Пение побуждает нас дышать глубоко и осознанно, получая больше кислорода в кровь. Оно значительно улучшает наши навыки слушания и дает нам возможность выступать в благоприятной обстановке, получать положительные отзывы от аудитории и чувствовать себя хорошо. Сам акт пения поднимает настроение

Польза не только от игры на инструменте, но и от пения в школьном хоре. Я уверен, что вы сейчас спрашиваете, почему музыкальное образование важно здесь? Ну, потому что это полезно для наших душ, эмоционально и ментально. Пение побуждает нас дышать глубоко и осознанно, получая больше кислорода в кровь. Оно значительно улучшает наши навыки слушания и дает нам возможность выступать в благоприятной обстановке, получать положительные отзывы от аудитории и чувствовать себя хорошо. Сам акт пения поднимает настроение

Звукооператор

Звукооператор

В подчинении у звукорежиссера находятся звукооператоры, непосредственно
отвечающие за производство качественной записи. Звукооператор создает эту запись
из нескольких аудиодорожек, контролирует уровень шумов, балансирует звуки, и таким
образом добивается идеального звучания. Если звукооператор сопровождает концерт,
то ему нужно отслеживать качество живой акустики. А если его местом работы
выступает телекомпания, то работать ему приходится не только с записями, но и в
прямом эфире.

Вот список наиболее
важных навыков, которые понадобятся звукорежиссеру и звукооператору:

  • отменный слух;
  • умение запоминать различные источники звуков;
  • понимание, как устроена акустика помещений;
  • выносливость
    и хорошая реакция;
  • умение микшировать;
  • умение обрабатывать звук до идеального
    состояния;
  • умение разбираться с аудиоаппаратурой;
  • умение расставлять микрофоны для записи.

На звукооператора можно идти учиться после 9 класса: поступление в один из колледжей на специальность «Театральная и аудиовизуальная техника» даст возможность строить карьеру в этой профессиональной области. Работа звукооператора оплачивается суммой, равной 25-35 тысячам рублей.

Улучшение памяти и внимания

Изучение музыки положительно влияет на работу мозга

Музыка усложняет задачу памяти и требует активизации многих участков головного мозга, что в свою очередь улучшает память и внимание

Исследования показали, что занятия музыкой улучшают память, особенно в работе с последовательностями. Это связано с тем, что в процессе обучения музыке требуется запоминать множество мелодий и аккордов.

Кроме того, музыка помогает улучшить внимание и концентрацию. Работа над музыкальным произведением требует от ученика высокой концентрации на каждой ноте и ее продолжительности

Это упражняет мозг и научит его фокусироваться на задаче.

Изучение музыки в школе помогает развивать и улучшать память и внимание учеников;
Занятия музыкой улучшают работу многих участков мозга, что положительно влияет на умственное развитие;
Музыка делает работу мозга более сложной и требовательной, что помогает ученикам улучшить память и внимание;

Одним из главных преимуществ изучения музыки является то, что улучшение памяти и внимания происходит не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни. Музыкальные умения, полученные в школе, могут оказаться весьма полезными в жизни, помочь ученикам овладеть узкоспециализированными профессиями, улучшить восприятие как музыки, так и других видов искусства и повысить качество жизни в целом.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий

Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Труд

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий

Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Дополнительные материалы

Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.

Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:

  • В. Вахромеев,Элементарная теория музыки»
  • И. Способин, «Элементарная теория музыки»
  • В. Хвостенко, «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки»
  • Ю. Холопов, «Очерки современной гармонии»
  • Т. Мюллер, «Полифония»
  • В. Осипова, «Полифония. Полифонические приемы»
  • М. Пилхофер, Х. Дей, «Теория музыки для «чайников»
  • Н. Бритва, «Пособие по теории музыки и сольфеджио»
  • О. Хромушин, «Джазовое сольфеджио»
  • А. Шугаев, «»
  • Г. Гельмгольц, «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки»
  • Г. Шатковский, «Развитие музыкального слуха»
  • П. Бережанский, «Абсолютный музыкальный слух»
  • С. Оськина, Д. Парнес, «Музыкальный слух»
  • В. Лелеко, «Развитие музыкального слуха и интонирования студентов-пианистов заочного отделения»
  • К. Малинина, «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио»
  • Д. Тищенко, «Самоучитель игры на пианино»
  • К. Герольд, «Современные зарубежные хиты в легком переложении для фортепиано»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на синтезаторе»
  • К. Герольд, «Самоучитель игры на клавишных»
  • Г. Наумов, Л. Лондонов, «Школа игры на аккордеоне»
  • Л. Биткова, «Учимся играть по нотам: начальный курс игры на аккордеоне для детей»
  • А. Басурманов, «Самоучитель игры на баяне»
  • М. Филипс, Д. Чаппел, «Гитара для «чайников»
  • Д. Агеев, «Самоучитель игры на электрогитаре + аудиокурс»
  • Д. Агеев, «Полный справочник гитарных аккордов»
  • Л. Морген, «Школа-самоучитель игры на бас-гитаре»
  • Л. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке»
  • Е. Желнова, «Самоучитель игры на скрипке»
  • И. Кобец, «Начальная школа игры на трубе»
  • Д. Стронг, «Ударные инструменты для чайников»
  • В. Горохов, «Школа игры на ударной установке»
  • В. Каиров, «Программы для сведения музыки и голоса»
  • И. Евсюков, «Ошибки при сведении музыки»
  • А. Загуменнов, «Компьютерная обработка звука»

 Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:

  • Развитие голоса и речи – онлайн-курс
  • Актерское мастерство – онлайн-курс
  • Навыки актера, которые пригодятся каждому
  • Зачем и как развивать мелкую моторику

И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.

Развитие эмпатии

Эмпатия — это способность чувствовать чужие эмоции и переживание. Эту способность в людях развивает музыка. Дело в том, что все мелодии имеют эмоциональную окраску. Занимаясь музыкой, дети учатся распознавать чувственные ноты и понимать, какое настроение они несут. В дальнейшем эта способность проецируется на сферу человеческих отношений. По голосу и интонации человек может улавливать эмоциональные сигналы в разговоре. Он может понимать, в каком настроении пребывает собеседник.

Также исследователи выявили, что занятия музыкой благотворно влияют на состояние детей с эмоциональными проблемами восприятия. В частности, были отмечены положительные изменения у детей-аутистов.

Установление связи между правым и левым полушарием

По результатам исследований ученые сделали вывод, что занятия музыкой способствуют активной выработке белого вещества, которое отвечает за взаимосвязь между полушариями мозга. Это значит, что творческая и аналитическая стороны начинают работать сообща. Таким образом, у человека появляется способность к креативному решению проблем. Он может с легкостью найти выход из таких ситуаций, в которых растеряются другие.

Интересно, что не все, кто в детстве занимался музыкой, обладают такими способностями. Наиболее выраженная взаимосвязь правого и левого полушарий мозга отмечается у тех, кто начал обучение до 7 лет. Чем дольше проходило обучение, тем сильнее будет взаимодействие творческого и аналитического механизмов.

Музыковед

Музыковед

Эта профессия — чисто теоретическая, ведь музыковедение —
это наука, одна из ветвей искусствознания. Деятельность музыковеда
предполагает:

проведение научных исследований; 

  • систематизацию данных;
  • создание музыкальных словарей;
  • влияние на вкусы масс. 

Специалисты в области музыковедения изучают историю музыки, теорию стилей и другие теоретические дисциплины, а потому у них широкий выбор работы в смежных сферах — от преподавания до литераторства. Музыковеды могут выступать музыкальным критиками, журналистами, обозревателями, ведущими. Для работы музыковедом не так важна физическая подготовка, как логическое мышление, дисциплинированность и литературный талант. В услугах музыковедов заинтересованы филармонии, театры, теле- и радиокомпании, а ВУЗы и ССУЗы готовы принять представителей профессии в качестве профильных преподавателей. Чтобы работать арт-менеджером, организатором event-мероприятий или продюсером, музыковеду также нужны познания в области менеджмента и маркетинга, современных музыкально-информационных технологий и психологии. 

Кто такой музыкант?

Музыкант — это очень широкое понятие для профессий, которые связаны с исполнением и созданием музыкальных произведений. Профессия относится к творческому типу личности. 

Музыкальные вузы: как стать музыкантом?

Рассмотрим самые распространенные профессии, связанные с музыкой:

  • Композиторы и аранжировщики. Композиторы сочиняют музыку, аранжировщики, в свою очередь, адаптируют музыку для исполнения (например, для одного вокалиста или для целого хора).
  • Исполнители музыки. Это большая плеяда музыкантов, включающая не просто певцов и вокалистов, но и исполнителей инструментальной музыки, а также дирижеров.
  • Продюсеры и арт-менеджеры. В сфере музыки также можно заниматься менеджментом и организовывать разнообразные концерты и мероприятия. 
  • Звукорежиссеры. Без этих людей мы не смогли бы нормально смотреть наши любимые сериалы на Нетфликсе или слушать любимых исполнителей.
  • Музыкальные критики и обозреватели, педагоги. Этот блок профессий более узких. Критики и обозревали всегда в курсе последних событий в мире музыки и могут разбить в пух и прах новый альбом модного рэпера.

Специальности среднего профессионального образования из приказа Министерства Образования РФ:

53.02.02

Музыкальное искусство эстрады (по видам)

53.02.03

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

53.02.04

Вокальное искусство

53.02.05

Сольное и хоровое народное пение

53.02.06

Хоровое дирижирование

53.02.06

Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель

53.02.07

Теория музыки

53.02.08

Музыкальное звукооператорское мастерство

53.02.09

Театрально-декорационное искусство (по видам)

Направления подготовки высшего образования из приказа Министерства Образования РФ:

Бакалавриат

53.03.01

Музыкальное искусство эстрады

53.03.02

Музыкально-инструментальное искусство

53.03.03

Вокальное искусство

53.03.04

Искусство народного пения

53.03.05

Дирижирование

53.03.06

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

Специалитет

53.05.01

Искусство концертного исполнительства

53.05.02

Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором

53.05.03

Музыкальная звукорежиссура

53.05.04

Музыкально-театральное искусство

53.05.05

Музыковедение

53.05.06

Композиция

53.05.07

Дирижирование военным духовым оркестром

Магистратура

53.04.01

Музыкально-инструментальное искусство

53.04.02

Вокальное искусство

53.04.03

Искусство народного пения

53.04.04

Дирижирование

53.04.05

Искусство

53.04.06

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

Учителя

Бесспорно, невозможно написать прекрасную музыку, не имея таланта. Но даже гению необходимы профессиональные навыки работы с инструментом. Без знания нотной грамоты музыкант не сможет прочесть и исполнить произведения композитора. Без развитого слуха не избежать фальши в исполнении. Без широкого музыкального кругозора не постичь истинного смысла, вложенного автором в произведение. Всему этому человека нужно научить. Именно этот тяжелый и требующий бесконечного терпения труд выпадает на долю музыкантов-педагогов.

В музыкальных школах они учат детей читать ноты, ведут практические занятия, раскрывая ученикам тайны извлечения звуков, на уроках сольфеджио всесторонне развивают слух, на уроках музыкальной литературы знакомят детей с биографиями великих композиторов и с историей развития музыки всех стран и континентов.

Сольфеджио (итал. solfeggio, от названия музыкальных звуков «соль» и «фа») — учебный предмет музыкально-теоретических дисциплин. Целью сольфеджио является воспитание слуха, осознание элементов музыкальной речи и их роли в музыкальном произведении. Развивает мелодическую и гармоническую память, представление о ритмических соотношениях звуков, тембре и так далее

Однако для полноценного культурного развития в музыкальном образовании, хотя бы начальном, нуждается каждый человек, а не только одаренные дети. И поэтому в детских садах и обычных школах тоже ведут уроки музыки, этим занимаются учителя музыки и музыкальные руководители.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: