Мой ребенок

Правополушарные детишки. особенности развития, воспитания, обучения

Как поступать родителям: советы

  • В детском саду и школе обязательно расскажите учителям об этой особенности ребенка, и попросите, чтобы его не переучивали на уроках письма. Контролируйте этот вопрос, пока не убедитесь, что к ребенку относятся лояльно и не заставляют держать ручку в правой руке.
  • Поддерживайте малыша морально. Убеждайте его, что в мире есть множество людей, которые также леворуки, но достигли огромных результатов в жизни. К ним относятся Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо — всемирно известные гениальные художники, ученые — Альберт Эйнштейн и Иван Павлов, музыканты и композиторы — Л. В. Бетховен и И. С. Бах.

Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров

Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также  амбидекстров.

Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров

  • Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают  аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
  • Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают  творческой натурой.
  • Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.

Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.

Стоит ли переучивать левшей?

Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у  маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это  может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.

Совет от специалиста

Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева  (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:

Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием.
И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.

Методика обучения левшей письму

Прежде всего нужно правильно организовать рабочее место. Источник света должен быть справа, чтобы тень от руки не падала на бумагу. Если в школе парты двухместные, ребёнок должен сидеть слева — иначе они с соседом-правшой будут мешать друг другу локтями.

Позиция руки для письма у левши такая же, как у правши, но в зеркальном отражении. Ручка лежит на правой стороне среднего пальца, прижимается указательным сверху, а справа — большим. При письме кисть опирается на верхний сустав согнутого мизинца.

Пишущая рука располагается чуть ниже строки. Кисть образует прямую линию с предплечьем. Тетрадь левша двигает правой рукой. Чтобы рука не слишком заслоняла текст при письме, левши держат ручку на 3,5 сантиметра выше, чем правши. Нужно избегать давления на средний палец, чтобы не натереть мозоль.

Желательно, чтобы ручка не была ребристой — грани сильнее натирают палец. Хорошо подходят ручки с резиновым покрытием. Толщина основания зависит от длины пальцев — кому какая удобнее. Стержень должен быть тонким и хорошо писать под любым углом

Но самое важное — паста. Чернила должны высыхать очень быстро, чтобы рука их не размазывала

Гелевые ручки не подойдут.


В продаже можно встретить ручки для левой руки, с необычным изгибом. Но необходимость в специальных приборах для левшей (за исключением ножниц) вызывает сомнения. С ними ребёнок так и не научится пользоваться обычными вещами.

Техника безотрывного письма, которую обычно преподают в школах, леворуким недоступна. Для обучения левшей письму разработаны специальные прописи.


Схема начертания букв из «Прописей для левшей» Татьяны Шкляровой

Левой рукой неестественно писать буквы с наклоном вправо. Обычно почерк у левшей прямой или с лёгким левым наклоном. Если учитель требует правый наклон — можно расположить тетрадь под нужным углом. Но лучше найти учителя, для которого это не принципиально.

Не стоит требовать от левши каллиграфического почерка. Если ребёнок сам поставит цель — он научится писать разборчиво и чисто.

Надо ли переучивать

Это связано с неустоявшейся детской психикой, при переучивании маленький левша не понимает, почему ему нельзя выполнять привычные действия удобной рукой, выпадая из зоны комфорта. И это грозит развитием у ребенка различных видов неврозов: головными болями, беспричинными страхами, нарушениями сна, энурезом, раздражительностью, нарушением аппетита, заиканием.

Переучивание левшей – это попытка изменить саму природу. Педагог, стараясь привить привычку действовать правовой рукой, на самом деле, тормозит процессы происходящие в правом полушарии, что неблагоприятно сказывается на общем развитии ребенка.

Ребенок-левша. Что делать?

Путем длительных наблюдений, тестов, анализа генеалогического древа на предмет наличия в роду леворуких вы выяснили, что ваш ребенок – левша. Что делать? По-прежнему любить и принимать малыша таким, какой он есть. Не пытаться переделывать! Леворукость никак не влияет на успешность ребенка. А вот попытки его «перелицевать» могут иметь малоприятные последствия. Известны случаи, когда дети-левши, которых пытались сделать правшами, теряли аппетит, быстрее уставали, мучились от головных болей и бессонницы, энуреза, даже начинали заикаться. 

Просто помните, что ваш ребенок уникальный. И возьмите на заметку несколько полезных советов:

  • Объясните малышу, что левшество – это не недостаток, а индивидуальная особенность, можно сказать, признак эксклюзивности, уникальности. 

  • Обсудите этот деликатный момент с воспитателем в саду или учителем и дайте понять, что вы категорически против переучивания.

  • Если левшество, плохой почерк или неправильный наклон букв становятся поводом для снижения оценок, поговорите с учителем, при необходимости дойдите до директора.

  • Купите для маленького левши специальные канцелярские принадлежности, позаботьтесь о правильном освещении рабочего места. 

  • Леворукие отличаются повышенной эмоциональностью, быстрее утомляются. Поэтому для них очень важен четкий распорядок дня, тихий час в дневное время. 

  • Малыши с ведущей левой трепетно относятся к оценкам, их нужно чаще хвалить, одобрять их действия, поощрять за хорошо выполненную работу. 

  • Любые шаблонные действия – например, всегда складывать вещи на место, каждое утро заправлять кровать, два раза в день чистить зубы – требуют от левшей особых усилий, поэтому родителям стоит быть более терпеливыми и сдержанными. 

  • Поскольку у леворуких ребят хорошо развито образное мышление, им будет значительно проще воспринимать и запоминать материал при помощи различных наглядных пособий, иллюстративных материалов. 

  • Читать левше будет намного удобнее, если следить за строчками в книжке, используя линейку или закладку. 

  • Еще одна изюминка леворукого малыша – способность читать и писать цифры или буквы в любом направлении (вертикально, горизонтально, зеркально), а также менять привычное начертание, добавляя или убавляя элементы. Ругать за это бессмысленно – остается относится с пониманием и терпеливо исправлять ошибки.

Обучение письму

Отечественная педагогика только разрабатывает специализированные методики обучения письму левшей. Вот почему леворукие дети учатся так же, как и их праворукие сверстники.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

В чём причины леворукости?

Причина первая. Наследственность

Одной из причин леворукости современные исследователи называют наследственность. Ведь у родителей-левшей леворукие дети рождаются чаще, чем у правшей. Причём если левшой является мать, то вероятность того, что леворуким будет и ребёнок выше, чем если из родителей левша только отец.

Интересно, что в качестве подтверждения правильности этой версии приводят очень раннее проявление ведущей роли одной из рук. При УЗ-исследовании нередко можно увидеть, как даже десятинедельные плоды посасывают пальчики, причём будущие правши обычно предпочитают пальцы правой руки, а левши – левой.

Тем не менее, у этой вполне правдоподобной версии есть и слабые стороны. Ведь не только среди братьев и сестёр, но даже и среди однояйцевых близнецов (!) нередко встречаются как правши, так и левши.

Причина вторая. Пол

Мужчины больше склонны к леворукости, чем женщины. Это объясняют более высоким количеством тестостерона у мужчин, замедляющего развитие левого полушария, отвечающего среди прочего за ведущую роль правой руки. Хотя разница не так велика: мужчин-левшей больше, чем женщин-левшей примерно на 1,5 – 2 %.

Причина третья. Время зачатия

Эта причина тесно связана со второй. Несколько лет назад австралийские учёные установили, что чаще леворукими рождаются мальчики, зачатые весной или в начале лета. Чем дольше световой день и ярче солнечный свет, тем больше вырабатывается тестостерона у плода мужского пола, который, как уже было сказано, во многом «виноват» в рождении левшей. Именно поэтому мальчики, родившиеся зимой (т.е. зачатые весной), обладают более развитым правым полушарием мозга. Интересно, что на девочек эта закономерность не распространяется.

Причина четвёртая. Место рождения

Статистика утверждает, что наибольший процент леворуких живёт в странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Европы. С чем связано подобное распределение левшей по земному шару, пока не установлено.

Рекомендации на каждый день

Левши плохо понимают, где право и лево, долго не могут усвоить эту простую для остальных истину. Чтобы ребенок был более сконцентрирован и не путался, сделайте цветной красивый браслет и наденьте на левую руку.
Постепенно «привлекайте» правую руку, чтобы ребенок научился пользоваться обеими в равной степени. Но при этом не забывайте, что доминирующей все равно останется левая.
Особенно в старших классах леворуким детям трудно даются сложные темы. Помогайте ребенку. Если он не поймет все дополнительные вспомогательные темы на уроке, то не сможет усвоить урок в полном объеме.
Обязательно переделайте и организуйте рабочий стол именно под леворукого ребенка. Источник света и учебник на подставке располагайте с правой стороны.
На уроках труда дети не смогут вырезать из бумаги фигурки или пользоваться обычными ножницами. Они приспособлены для праворукого человека

На сегодняшний день в специализированном магазине можно приобрести ножницы для левши разных размеров, учитывая возрастную группу.
Особое внимание уделите математике, особенно счету и решению задач. Лучше составлять схему или памятку, потренироваться и применять самые удобные и понятные для ребенка варианты

Помогает «рисование задачи». Учитывайте, что ребенок прекрасно владеет воображением, поэтому такой способ очень хорошо помогает решить задачи любого уровня.
В письме левша может не дописывать фразы, иногда наблюдается зеркальное письмо или переписывание текста с середины. Поэтому терпеливо учите и постоянно хвалите даже за маленькие успехи.
Чтение также дается с трудом. Поэтому рекомендуется применять специальную закладку. Так ребенок будет четко видеть строку, а не перескакивать снизу вверх или наоборот.

Интересно: 13 августа — День Леворуких людей. Сделайте эту дату семейным праздником. Обязательно отмечайте достижения своего ребенка и дарите небольшой подарок за старание и трудолюбие.

Когда школьник научится применять, показанные вами, навыки в учении, то процесс учебы не только не принесет особых хлопот, но и станет для ребенка удовольствием. Если малыш обожает рисовать или сочинять истории, то поддерживайте его желания и, кто знает, возможно из него вырастет настоящий художник, писатель или поэт.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ — ЛЕВШЕ

Ребенку-левше, конечно, можно и нужно помочь. И сделать это лучше еще до школы.

С помощью специальных занятий по нейрокоррекции можно наладить нейронную связь между двумя полушариями, сделать нагрузку на каждое полушарие более равномерной — дефицитарные функции (внимание, контроль поведения, двигательное поведение) начнут развиваться активнее. А также добиться того, чтобы связи внутри самих полушарий стали более дифференцированными — чем сложнее нейроны сцеплены между собой, тем лучше работает мозг

На занятиях ребенок начинает усваивать понятия последовательности, структурирования, организации, стратегии, цели.

Детей-левшей ни в коем случае нельзя переучивать. Жесткое и насильственное вмешательство в незрелую, впечатлительную психику ребенка, необоснованная борьба с его природой может нанести ему серьезную психологическую травму, последствия которой будут преследовать его всю жизнь в виде повышенной возбудимости, агрессивных и неадекватных реакций на внешние ситуации, астении, тревожности, несамостоятельности, неуверенности в себе.

Невротические состояния негативно влияют на моторную функцию воспроизведения речи. Внутренние зажимы на уровне психики могут проявиться и на физическом уровне: в форме логоневрозов (заиканий), спастики челюстей, бруксизма (скрипения зубами), гипертонуса или, наоборот, гипотонуса мышц артикуляционного аппарата — и, как следствие, нарушения звукопроизношения.

Главное, что стоит уяснить родителям правополушарных детей:

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Как узнать: ребенок левша или правша

Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша, для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы. Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко, бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку… При этом, предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и оцените их в конце дня. Если из десяти заданий минимум семь были проделаны левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.

Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок – левша, можно воспользоваться специальными тестами:

  • «Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
  • «Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки ложится сверху.
  • «Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
  • «Одновременная работа двумя руками». Этот тест показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука, медленнее, но более четкие. Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму, можно попросить написать двумя руками свое имя. Обычно левша ставит руки в середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой — зеркально.
  • «Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание доминирующей рукой.

Причины леворукости

У многих из нас есть знакомые, которым почти все удобнее делать левой рукой. Зайдя к ним домой, мы не можем не заметить, что многое здесь стоит и лежит как бы «наоборот»: настольная лампа на письменном столе находится с правой стороны, ручки сковородок на кухне тоже повернуты вправо и так далее. Нам в этой обстановке становится слегка некомфортно, как будто мы попали в другой мир, напоминающий зеркальное отражение нашего мира. Нам неудобно писать, когда свет льется справа, так как наша тень падает на бумагу. Нам неудобно переворачивать котлеты левой рукой, придерживая сковороду за ручку правой. Точно так же нелегко приходится в нашем праворуком мире и левшам. Тем более, что некоторым из них даже читать удобней не слева направо, а наоборот – справа налево. Им трудно осваивать технические профессии, тогда как музыкантов, художников и спортсменов среди левшей, напротив, очень много. Связано это с тем, что у левшей правое полушарие головного мозга активнее левого, тогда как у праворуких, наоборот, доминирует левое полушарие. Но это если речь идет именно о левше, а не просто о человеке, у которого ведущей является левая рука. Ведь причиной леворукости может быть не только активная работа правого полушария.

Причин леворукости может быть несколько:

  1. Специалисты говорят о наличии так называемого «генетического левшества», когда леворукость передается по наследству от одного из родителей. Если левши у малыша и мама, и папа, то он уже почти наверняка тоже окажется левшой. Каким образом передается этот признак, ученые наверняка еще не установили, но имеено наследственное левшество и является самым распространенным. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
  2. Совсем иные причины имеет «компенсаторное» левшество – оно связанно с каким-либо поражением мозга, чаще – левого полушария.  Если это произошло на раннем этапе развития ребенка, то соответствующие функции может взять на себя правое полушарие и, таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего, и при письме. У ребенка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и прочие, которые, как и леворукость, будут следствиями одних и тех же причин.
  3.  Третий вид – это «вынужденное» левшество, когда выбор ведущей руки связан с травмой правой руки или является результатом подражания родным или друзьям.

Если все дело в подражании, то ребенка можно переучить, в остальных случаях целесообразность переучивания стоит под большим вопросом.

Если ребёнок — левша: это должен знать каждый родитель

Мозг человека не симметричен. Это значит, что левое и правое полушария отвечают за разные функции. Левое контролирует логику, правое — образы, чувства, эмоции. Кроме того, одно из полушарий всегда доминирует над другим.

В этой статье мы поговорим о познавательных, эмоциональных и поведенческих особенностях детей, которые появились на свет с ведущим правым полушарием. В большинстве случаев такие дети рождаются левшами.

Начнем с познавательных функций. Каких способностей мы ждем от ребенка? Чтобы он хорошо соображал, был внимательным, усваивал и запоминал информацию. Как раз с этим у правополушарных детей, скорее всего, будут проблемы.

Мышление ребенка-левши имеет свои нюансы: он мыслит образами, и с классической логикой ему сложновато

Выстраивание взаимосвязей, разделение важного и второстепенного, способность обобщать — все это дается с трудом

Однако такие дети способны видеть нестандартное в самых обыденных вещах и могут придумать необычное решение задачи.

Внимание — также не самая сильная сторона ребенка-левши. Ему трудно сосредоточиться, собраться

Собственно, дефицит внимания — та проблема, с которой часто приходится обращаться к специалистам.

Память левшей также опирается на образность, основана на впечатлениях. Они способны запоминать большое количество информации, сохраняя в памяти мельчайшие детали, полученные на ощупь, зрительно, на слух. Но при этом опосредованная, знаковая память (через ассоциации) у них хромает. Они испытывают сложности с запоминанием, например, букв и цифр.

Эмоции играют определяющую роль и в познавательной деятельности левшей, и в особенности их поведения. Яркие и сильные эмоции часто мешают ему трезво осмысливать ситуацию (как человеку в состоянии предаффекта).

Помните про дефицит внимания? А вот и гиперактивность.

В нормативном поле левшам сложнее. Пик трудностей приходится на начальную школу, когда деятельность ребенка становится оцениваемой. «Не слушается, не может успокоиться, невнимателен, плохо соображает» — эмоциональные, творческие дети-левши такие оценки, увы, получают часто. Они долго включаются в работу, долго формулируют ответ.

Учитель, например, просит классифицировать предметы. Левополушарный ребенок, скорее всего, машинки и фрукты положит отдельно. Ведь это логично. Ребенок-левша может фрукты и технику сложить в одну кучку — ссылаясь, например, на одинаковость цвета. Это «логика» левшей.

Еще им свойственно читать текст «про себя», зачастую справа налево. Поняв, что прочитали бессмыслицу, они не решаются произнести это вслух. Учителя при этом делают вывод, что ребенок либо не умеет читать, либо делает это слишком медленно. А ведь именно в первых классах у ребенка закладывается ощущение собственной успешности или неуспешности. Ситуация неуспеха сильно сказывается на детской самооценке.

Но не всё так плохо.

С другими когнитивными функциями — такими как ощущение, восприятие, представление и воображение — у левшей все намного лучше. Картина мира воспринимается ими гораздо ярче, живее, чувственнее. У правополушарных детей очень сильно развито воображение. В их представлении мир трансформируется в нечто большее, из реального с легкостью становится воображаемым.

Творческие способности, интуиция, чувственность (сочувствие и эмпатия) — сильная сторона левшей.

Если первые простые слова давались малышу довольно легко, он повторял за родителями «мама» и «папа», то более сложные слова уже начинают вызывать у него сложности.

Ребенок может не проговаривать слова полностью, не улавливать их смысл или повторять одни и те же слова по нескольку раз. Более взрослые дети, начиная строить фразы, с одной стороны, все правильно выстраивают интонационно, держат тему разговора, а с другой — могут так переставить в предложении слова местами, что ничего невозможно понять.

Это не психическое и не органическое неврологическое заболевание. Просто превалирование образного восприятия над абстрактно-логическим привносит в речь ребенка свои особенности.

Считается, что в левом полушарии — том самом, которое в случае левшей менее активно, — находятся речевые центры, отвечающие за построение речи и понимание ее смысла. А в правом полушарии — том самом, которое у левшей доминирует — «рождается» образное восприятие речи.

Причины явления

По статистике 8-17 % планеты рождаются правополушарными (примерно каждый седьмой младенец). Такая особенность совсем не считается какой-либо патологией и не влияет негативно на развитие малыша. В основном выделяют три причины такого явления:

  1. Генетический фактор (особенность передалась ребёнку через ДНК).
  2. Травматический фактор (при родах могут возникнуть травмы правого полушария, из-за которых левое будет развиваться сильнее).
  3. Внешний фактор (малыш мог повредить правую руку, и из-за неё начать больше пользоваться левой и т.д.).

Ребёнок-левша

Как определить, является ли ребёнок левшой

Первые признаки можно увидеть уже тогда, когда малыш начинает использовать предметы самостоятельно: брать игрушки, держать ложку, чистить зубы щёткой, рисовать карандашом и т.д. Более точно с латеральностью (выбором главной руки) определяются в период с 3 до 6 лет. Кроме этого можно понаблюдать, как чадо хлопает в ладоши (какая кисть сверху), какой стороной опирается при падении и т.д. Также есть и те детки, которые умеют владеть в одинаковой мере сразу двумя руками.

Советы родителям леворуких детей

Главной проблемой левшей является то, что они принадлежат к меньшинству. Реалии нашей жизни таковы, что часто правыми оказываются те, кто сильнее либо принадлежат большинству. Подсознательно малыш может переживать из-за своей «неправильности». Это беспокойство может спровоцировать формирование так называемого «комплекса левши».

Как нельзя себя вести с ребенком левшой

Основной совет в воспитании левши – не пытайтесь сделать из него правшу, а тем более наказывать его за использование «неправильной» руки. Переучивать левшу держать ручку или ложку в правой руке – значит переносить врожденные функции ведущего правого полушария на левое. Результатом становится следующее:

  • малыш, которого переучивают, начинает проявлять излишнее упрямство, плохо спит и теряет аппетит;
  • на нервной почве у ребенка могут начаться боли животе и головные боли, энурез;
  • формирование речи у крохи происходит со значительной задержкой, появляются логопедические проблемы;
  • взрослый, которого в детстве переучивали, отличается неумением ориентироваться на местности, неспособностью танцевать, плохо воспринимает мелодии.

В общении с ребенком левшой нельзя акцентировать внимание на его «особенности», подчеркивая отличия правшей от левшей. Постоянное напоминание об этом, как и попытки переучивать малыша, может понизить самооценку и сформировать маленькому человеку жизненный сценарий неудачника

Природная ранимость и чрезмерная впечатлительность малыша покажет себя, если на него кричать. Несдержанность родителей, как и излишняя педантичность, способна привести к потере их контакта с ребенком. Не воюйте с ним из-за постоянного упрямства, старайтесь сгладить острые углы с помощью игры.

Если ребенок левша проявил какие-либо таланты, не стоит стремиться довести их до совершенства, постоянно завышая планку. В случае, когда родители решили самостоятельно обучить ребенка письму и чтению до школы, нельзя ругать его за неудачи. Помните, что всему свое время.

Когда наступит школьная пора, не стоит отдавать ребенка левшу в класс с углубленным изучением предметов. Леворукие дети часто не справляются с перегруженной школьной программой. А учебные заведения с жесткой дисциплиной и уставным порядком (вроде суворовского училища или кадетского корпуса) и вовсе не для них.

Что нужно делать, воспитывая левшу

Следите за тем, чтобы леворукость чада не вызывала у вас раздражения. Детям левшам нужно в три раза больше родительского внимания и терпения, чем их праворуким сверстникам. Кроме этого, не позволяйте окружающим давать советы, как переучить малыша пользоваться правой рукой.

Ребенок левша нуждается в похвале. Поощряйте его за малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки. Обязательно поддержите таланты малыша и помогите в их развитии.

Быт леворукого ребенка следует организовать с учетом его потребностей: свет из окна и настольная лампа должны быть справа, тетрадь или книга иметь наклон справа налево, облегчая тем самым процесс письма и чтения. По возможности приобретите принадлежности для левшей. Ручка, не закрывающая написанное, ножницы и даже специальная зубная щетка помогут крохе лишний раз не отвлекаться на его «особенность» в повседневной жизни.

Из-за отличий нервной системы, левши быстро переутомляются. Поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут, после чего нужно обязательно отдохнуть. Передышка восстановит силы ребенка, и он снова будет готов трудиться.

Для левши прекрасно подойдет секция с тем видом спорта, в котором в равной мере задействованы обе руки: лыжи, плавание, баскетбол. Кружок по лепке или вязанию на спицах, класс фортепиано музыкальной школы – вот, что можно выбрать для леворукого ребенка.

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения: генетический фактор.

    Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.

  • При рождении: травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения: фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: