«рынок настолько большой, что места хватит всем». edutech-стартапы

В тюмени родители в складчину открыли необычную школу для детей / skillbox media

В чём был смысл работы педагогов-новаторов, развивавших свободное образование в начале 20 века?

В том, чтобы найти способ, который позволил бы дать хорошее образование детям из бедных семей.

Макаренко и Корчак работали с сиротами и бездомными. Они, а также Монтессори, Вальдорфская педагогика и многие другие (даже наш Лев Толстой ещё в середине 19 века) ориентировались на беднейшие, угнетенные слои общества. Книга Фрейре «Педагогика угнетенных» (1969) будет практически про это.

При всей мистичности и неизмеримости такой цели (увидеть можно, измерить нельзя), она вполне сохранит актуальность до 21 века. Для Нилла демократическая система управления школой, где отношения играют роль более важную, чем учебная программа и экипировка школы, станут решением этих проблем.

Путь школы Саммерхилл

Начался он из Теософского общества, где Нилл работал редактором, само собой, теософского журнала «Новая эра». К этому времени он уже успел закончить Эдинбургский университет, стать учителем математики, побывать редактором нескольких журналов, директором и учителем нескольких школ, о чём написал пару книг, и даже какое-то время послужить в армии.

Фото: двор школы Саммерхилл

Именно по линии Теософского общества он отправляется в Германию, в пригород Дрездена, где и участвует как сооснователь в организации Международной школы. Один из предметов, который там изучался активно, была эвритмия – соединение танца, света и музыки, придуманная и созданная на базе философии Рудольфа Штайнера. Но называть школу вальдорфской, пожалуй, не стоит. Сам факт говорит нам, что основатели школы были вполне в курсе новаторских идей в педагогике.

Школа в Германии была основана в 1921 году. Именно этот год официально считается годом основания Саммерхилла. Из Германии школа переезжает в Австрию, а оттуда в Англию в Лайм-Реджирс (в это время в школе всего пять учеников). Там Нилл покупает усадьбу Саммерхилл. В 1927 году школа переезжает в Саффолк, под городок Лейстон в небольшую усадьбу, стоящую на совершенно ровном месте, сохранив, однако, прежнее название Саммерхилл. С тех пор школа там и находится (только на время войны школа переедет, но не закроется, в здании будет госпиталь для военных).

Во время войны школа Нилла переполнена. Не потому, что родители прониклись идеями демократического образования. Они отправляют детей в сельские школы подальше от обстрелов и налетов фашистской авиации. Как только война заканчивается, родители забирают детей и школа пустеет. 

В Саммерхилле очень мало учеников. Школа едва сводит концы с концами. Финансовая проблема одна из главных проблем Саммерхилла. Нилл никогда не будет состоятельным человеком. Школа существует на деньги родителей, на пожертвования спонсоров, на гонорары Нилла за лекции, выступления и книги. К 1960 году в школе всего двадцать пять учеников, и денег нет совсем. Но именно этот год станет для Нилла и школы самым важным.

Что мы могли бы взять из школы Нилла?

Можно построить самую современную школу, оснащенную самыми современными компьютерами. Можно сделать в школе самый современный дизайн с общим и индивидуальным пространством, прекрасной столовой и спортзалом, даже с чудесной художественной мастерской и учебной кухней. Но будет ли в этой школе уютно, если ребёнок не будет в ней счастлив, если он будет считать ее чужой? Будут ли хорошие оценки важны, если даваться они будут болью и насилием? Будет ли образование правильным, если ребёнок ушёл из школы, поняв математику, но не поняв себя?

Фото: школа Саммерхилл

Механизм демократического самоуправления – эффективный способ сделать ученика причастным ко всему, что происходит в школе. Это способ сделать школу родной и понятной ему

И тогда уже не важно, какого года стоят компьютеры в школе, не важно, что на покраску потолка не хватает денег. Не деньги становятся важными! А отношения, эмоции, с которыми приходит человек учиться или учить, если он преподаватель

Ученик может участвовать в честных выборах, в управлении школы, в Совете школы, стать Президентом школы. Обиженный всегда может найти защиту, сильный защитить слабого, и слабый защитить сильного. И эти очень простые механизмы доступны в любой школе и не требуют финансовых расходов. Но они способны превратить до сих пор ненавистную школу в место, где ребенка понимают, любят и ценят. А там уже совсем близко и понимание себя, своего призвания. Появляется внезапное желание учиться и развиваться.

Человек покинет стены школы с представлением о том, что такое права человека и честные выборы не из учебника обществознания, а про умение договариваться узнает не из русских народных сказок, а о призвании не из книг о личностном росте. Он узнает всё на своём опыте. Возможно, тогда не мир будет менять школу, а школа изменит мир.

Август 2023

Читайте далее:

Как организован сам образовательный процесс

Учительница, ставшая основательницей этого сообщества, призналась, что первые полгода её работы стали самыми сложными, потому что все дети до этого учились по разным программам и нужно было уравнять их знания. Ребята проходят те же темы, что и в обычных школах. Правда, делают они это с помощью… советских учебников.

«Мы думали учить детей по сталинскому букварю, но когда сверяли программы, то поняли, что многих тем не хватает. А детям нужно в конце года сдавать аттестацию в обычной школе, чтобы подтвердить уровень знаний. Поэтому мы выбрали современные советские учебники — 70–80-х годов. Мы их распечатываем, потому что в интернете есть только файлы PDF. Есть буквально пара экземпляров старых учебников, нам их принесли родители», — рассказала она.

Здесь нет музыки и физкультуры — чтобы минимизировать шум в помещении

Финансовую грамотность, которая не так давно появилась в ФГОС начального и основного общего образования, в школе тоже не преподают, а «разговоры о важном» (беседы о том, «какими людьми мы вырастем») в ней свои

Студенты и учащиеся

В восторге от обучения

В школе мне было очень сложно учиться, и я еле-еле получила проходной балл. Я всегда была расстроена и уставала до изнеможения. Потом я прошла программу Прикладного образования под названием «Навыки обучения для жизни». Никогда раньше я не училась с таким большим желанием. Я в восторге от обучения. После прохождения этой программы и применения технологии обучения я изучаю всё, что мне нужно, с удовольствием. Затем я прошла курс «Основы обучения» и начала учиться быстрее, чем когда-либо раньше. Технология обучения дала мне инструменты, с помощью которых я смогу воплотить в жизнь мои мечты. Я. А., студентка

Это было настоящее чудо

Шестнадцатилетняя девушка бросила школу, когда она училась в 10-м классе. Она так и не смогла научиться основам чтения и письма и потеряла всякую надежду овладеть этими навыками. После того как с ней позанимался репетитор в местном центре, она написала:

«Это было настоящее чудо. За полтора месяца я научилась читать и писать. Да, теперь я действительно могу прочитать целую книгу. После этого я стала гораздо увереннее в себе, и теперь я полна решимости учиться в вечерней школе». Дж. Ф., студентка

С тех пор я получаю только пятёрки

Технология обучения и те способности, которые я получил на этих курсах, просто невероятны. В десятом классе я прошёл программу «Грамматика и коммуникация», и с тех пор я получаю только пятёрки. Программы не только помогли мне учиться, но и невероятно увеличили моё самоуважение и уверенность в своих силах. Е. Ф., студент

Я чувствую уверенность независимо от того, что я изучаю

Когда я закончил колледж, я не чувствовал уверенности в своих знаниях. Мне казалось, что я изучил целую гору информации, но никто не сказал мне, как её ПРИМЕНЯТЬ в реальном мире. Когда я узнал о технологии обучения, я выяснил, ПОЧЕМУ я всегда пытался отодвинуть учёбу «на потом», почему я её ненавидел и почему я всегда был уставшим и сонным перед экзаменом. Я понял, почему я чувствовал себя тупым и помнил данные только из тех курсов, которые изучал в последнем семестре!Теперь я знаю технологию обучения и чувствую уверенность независимо от того, что я изучаю, и я не пытаюсь отодвинуть учёбу «на потом». Я не засыпаю и не ищу, чем бы мне заняться вместо учёбы. И более того, я знаю, ЗАЧЕМ я учусь, я могу связать то, что я использую, с тем миром, в котором я работаю, и я ЗНАЮ и могу использовать то, что я изучаю, чтобы достичь своих целей в жизни! Б. Дж., студент

Ух ты!

В колледже я изучал обществознание. Я знал, что обществознание имеет какое-то отношение к обществу, но на протяжении всего курса этому слову так и не дали определения. Так что у меня никогда не было полного понимания того, что представляет собой этот предмет, и у меня было довольно мало идей по этому поводу. Я ходил на занятия и читал учебники.Я занимался спортом вместо уроков. Мои оценки были в порядке, потому что кое-что я заучил. После нескольких лет обучения я закончил колледж. После этого я никогда не использовал этот предмет и почти не вспоминал о нём.Через несколько лет, узнав о технологии обучения, я прояснил определение слова «обществознание». Я выяснил, что оно обозначает изучение развития, структуры и функционирования общества. Ух ты! Я понял, что в колледже я впустую потратил время, когда пытался изучать предмет, на самом деле не зная, что именно я изучаю. И я понял, почему, получив «корочки», я стал работать в совершенно другой области. Д. О., студент

Я смог понять, что написано в учебнике

Несколько лет назад я начал изучать астронавигацию (способ прокладывать путь посредством наблюдения за Солнцем, Луной и звёздами), и этот предмет казался мне устрашающим. Я испытал множество неприятных физических ощущений, в том числе тупую боль, которая быстро перешла в глубокую бессознательность. Я с трудом мог продержаться хотя бы 30 секунд, не засыпая. Используя технологию обучения, которую я изучил, я добрался до сути этого предмета после того, как получил ясное понимание КЛЮЧЕВЫХ слов. Я обнаружил, что в некоторых случаях я думал, что понимаю слова, хотя на самом деле я придумал для них дефиниции, которые были совершенно неправильными. Изучив правильные значения этих слов, я почувствовал, что мою усталость как рукой сняло, и я смог понять, что написано в учебнике, в который я не мог даже смотреть за несколько часов до этого. Дж. Б., студент

Австралия: медиаторство и медитация в школе Montessori East Bondi, рассказывает Катя Клименко

“Два раза в неделю в школе проходят практики осознанности – уроки, похожие на медитацию (mindfulness practice). Они длятся около сорока минут, и проводит их сертифицированный практик. 

На уроке много говорят и практикуют разные техники и упражнения. Например, просят вспоминать ситуации конфликта или чувств злости, тренируются в дыхательных упражнениях, пытаются успокоить себя, думать о положительных словах, которые можно сказать обидчику, чтобы дать понять о своих чувствах (в технике Non-violent communication).

Есть предпринимательская группа, в составе которой дети 10-12 лет, закупают органические овощи и фрукты оптом, затем расфасовывают и продают по коробке каждой семье. Вырученная прибыль идет на пожертвования дому сирот в Тайланде.

Приобщиться к волонтерству могут дети постарше. Раз в год выпускники средней школы (12 лет) отправляются в “путешествие помощи”, в котором они пару недель работают в доме для малышей-сирот, – помогают с ремонтом и работой в саду”.

Израиль: уроки дискуссии и понимания, рассказывает Елена Ройтман

“У нас раз в неделю проводят урок “дискуссии” (можно перевести с иврита как “спор”). Детей учат спорить с энергетически правильным посылом к оппоненту и/или аудитории. На уроках обсуждают технику речи, ее содержание, пластику тела, мимику, внутренние ощущения и визуализацию своих слов в процессе спора.

Один час в неделю посвящен уроку, похожему на групповую терапию. 2-3 человека из класса по очереди рассказывают о проблеме, которая на данный момент волнует их больше всего. Кто-то говорит о компьютерных играх, а кого-то беспокоят проблемы межличностного общения, например, недопонимание в семье. 

На другом часе выбранная учителем (из предложенных детьми) проблема обсуждается всем классом: как к этому относиться, как решать и так далее. Занятие проходит во внеурочное время, – аналог нашему внеклассному чтению. Чтобы говорить о своих эмоциях, нужно не бояться быть уязвленным, предполагать, что тебе припомнят эту откровенность на следующий день на переменке. Поэтому степень открытости у детей разная

Одни рассказывают о каких-то незначительных вещах, другие – откровенно о важном”

Уроки дискуссии также распространены в Голландии в рамках урока родного языка. Обычно класс делят на две части. Первым предлагают защищать одну позицию, вторым – другую.

Несмотря на то, что ребенок может быть с этой позицией абсолютно не согласен, ему необходимо найти факты в поддержку. Учитель смотрит на ряд моментов в презентационной речи: как собрана информация, как она преподнесена, есть ли агрессия, которая часто проскальзывает у людей в споре, и т. д. По сути, такая практика учит детей участвовать в полемике без агрессии, видеть другую точку зрения, понимать, что всегда есть факты в пользу разных позиций.

Классические беседы и школа на дому

Для меня обучение сына было в приоритете, поэтому я прошла курс по гуманной педагогике Амонашвили и пришла к выводу, что важнее всего строить обучение через отношение к ребёнку.

Сразу скажу, что подход сработал и Серёжа прошёл два класса за один год, особо не напрягаясь. Мы занимаемся всего четыре раза в неделю и делаем совсем небольшие домашние задания.

При подготовке уроков я опираюсь на темы, которые прописаны в официальных стандартах, а занимаемся мы по советским учебникам 30-х годов, но используем и современные разработки. Если сравнивать с сегодняшними учебниками, то мы опережаем программу на полгода.

Наше обучение на дому состоит из двух блоков – классические беседы и домашняя школа.

Классические беседы – это методика, основанная на классическом античном образовании. Её разработала американская мама-авиаконструктор Ли Бортинс для своих детей. Несколько лет назад Ирина Шамолина привезла её в нашу страну. За короткое время программа полюбилась семьям по всей России. Сначала мы с сыном ходили на занятия как слушатели, а в прошлом году я прошла инструкторскую подготовку и открыла своё сообщество недалеко от дома. Для этого не требуется педагогическое образование, это может сделать любой подготовленный родитель, дети которого состоят в сообществе и посещают занятия. Здесь важна личная заинтересованность инструктора.

Фото из личного архива И. Баранцевой

Мне понравился такой подход гуманностью и христианской составляющей. Занятия проходят в сообществе единомышленников с обязательным присутствием родителей один раз в неделю по три часа. Я веду две группы, поэтому Серёжа ходит на классические беседы два раза в неделю. Основы, на которые ходит мой сын, делятся на пять составляющих: штудии (от слова «штудировать» – прим. ред.) из разных областей знания, среди которых латынь, география, история, хронология, наука, русский и математика; изучение изящных искусств; научный блок; доклады и повторение пройденного.

Мне нравится, что это именно сообщество единомышленников, которые поддерживают друг друга, проводят время вне занятий, отмечают праздники.

Изучая штудии по предметам, мы используем все органы чувств и мнемотехники для быстрого запоминания. Например, изучая историю можем одеться в её героев и петь песни, на русском – показать подлежащее и сказуемое с помощью жестов, на географии используем ламинированные карты, на которых можно рисовать и стирать много раз. Главное условие – объяснение должно быть простым, как «палкой на песке».

Просто об интересном: 10 научно-популярных подкастов о науке, технологиях и человеке

Читать подробнее

Ещё классическое образование предполагает умение рисовать, музицировать и знать изящные искусства. Поэтому мы изучаем основы музыки и рисунка (пропорцию, перспективу и другие понятия), композиторов и художников, например, рисуем картины под крышкой стола, чтобы представить, как это делал Микеланджело, когда расписывал потолок Сикстинской капеллы, готовим доклады и практикуем навыки публичных выступлений.

В другие дни Серёжа ходит в домашнюю школу, которую я организовала у нас дома. Некоторые ученики, с которыми мы занимаемся в сообществе, ходят в нашу домашнюю школу два раза в неделю. Небольшой компанией мы учимся читать, осваиваем математику и русский, учим английский с преподавателем из вальдорфской школы.

Также они своей дружной компанией ходят на дополнительные занятия по истории, имиджу и этикету, мастер-классы по трудам. У моего сына ещё есть музыкалка, где он играет на скрипке, и театральная студия при «Театре Луны».

Сериалы, музыка, игры: 5 способов ненапряжно учить иностранный язык

Читать подробнее

Обычную школу не рассматривали

Когда моему старшему сыну Серёже оставалось несколько лет до школы, я начала ходить на онлайн-мероприятия и конференции об образовании. Мне были интересны современные программы, такие как гуманная педагогика Амонашвили, вальдорфская система и другие, основанные на личностном подходе.

Обычную школу мы не рассматривали, но на всякий случай за год до первого класса подали заявку. Я понимала, что если выбираешь домашнее обучение, то не можешь планировать день только с учётом своей занятости. В обычную общеобразовательную школу можно отдать ребенка на весь день и продлёнку, а вечером спокойно забрать после работы.


Но мне казалось, что если есть возможность исследовать настоящий живой мир вместе с ребёнком, то он будет гораздо проще воспринимать информацию, чем со страниц безжизненного учебника. Драгоценное время детства будет использовано гораздо эффективнее, а знания, полученные вместе с впечатлениями, останутся в голове на долгие годы.

Ирина Баранцева

Мы с мужем рассматривали государственную вальдорфскую школу, но не попали туда, поэтому решили выбрать обучение на дому. Причём не один на один с преподавателем или компьютером, а в группе

Детям важно учиться коммуницировать и слушать друг друга. В стандартной школе с классом в 30 человек всё строится на дисциплине, а не умении договариваться.

Ребёнок хочет учиться в другом городе, а родителям трудно его отпустить. Что делать?

Читать подробнее

В чём смысл образования с точки зрения Александра Нилла?

Смысл образования в том, чтобы сделать человека счастливым и помочь реализовать его таланты.

Каким образом? – Найти его призвание, смысл его жизни.

Как это сделать? – Убрать социальные и моральные рамки, выставленные государством или моралью, созданной церковью (идеологией государства, враждебного правам личности) и ее запретами. Увлечения ребёнка сделать основой его обучения.

Как это реализовать в школе? – В демократической школе нет институтов, разделяющих учеников: нет классов, нет уроков. Главное – процесс творчества. Каждый может выбрать для себя область интересов и реализовать себя в ней. В школе равные права учеников и учителей. Нет авторитарного управления, нет власти старшего. Есть уважение, право каждого высказаться и быть услышанным. Главное в школе – атмосфера счастья, творчества, уважения, равенства. Эта атмосфера и называется свободой. Её поддерживает и защищает Совет школы и Трибунал (Суд).

Как принимаются решения? – Власть в школе осуществляется путём прямой демократии, через выборы в Совет школы и в Трибунал (Суд). Решения принимаются на общих собраниях, где каждый ученик и учитель может выступить и высказать свою точку зрения. То есть создаются демократические принципы управления и решения конфликтов. Это позволяет сделать человека свободным в рамках школы. А свобода, в свою очередь, двигатель, который приводит человека к счастью, к призванию, к самореализации. А это и есть главная цель образования.

Не будет ли анархии? – Законы, правила устанавливаются всеми учениками и учителями в ходе общего обсуждения, и все обязаны их соблюдать. В случае их несоблюдения есть Трибунал, который принимает решения о наказании. Свобода – это не анархия, а добровольное соблюдение законов, соблюдение общей договорённости. Ваша свобода не должна мешать другим людям.

Фото: Творческая мастерская и музыкальный кабинет школы Саммерхилл

То, что Александр Нилл предлагал и реализовал в школе Саммерхилл, в корне отличается от того, что предлагает массовое образование. Главное его достижение – перенос акцента реформ школы с внешних изменений (новое оборудование, новая программа) на изменения внутренние, изменение духа школы, на «скрытое содержание образования»

Нилл определяет важность отношений внутри школы, духа школы, атмосферы. От них зависит, будет ребенок счастлив или нет, будут проблемы в школе или нет, будет ли буллинг, будет ли радость, будут ли конфликты между детьми и учителями

Нилл предлагает решение – школа как модель демократии. Он готовит детей для нового общества и дает им модель поведения для жизни, где есть уважение друг к другу, и есть общество без насилия.

Александр Нилл:

  1. изменил систему управления школой, дав больше полномочий в решении внутренних вопросов детям, персоналу, но сохранив за собой некоторые права, хотя и не большие,
  2. положил в основу учебной программы интересы ребенка, его увлечения и его желания, и как цель образования – удовлетворение этих интересов.

Почему родители предпочли такой формат обучения

Побеседовав с родителями, журналисты выяснили, что причины, по которым они предпочли такой формат обучения детей, разные — кто-то недоволен новыми ФГОС, а кто-то — общей обстановкой в массовых государственных школах, кто-то очаровался камерной атмосферой, а кто-то переживает за безопасность детей в обычных школах после череды нападений. Одна из мам отметила, что не хотела отдавать ребёнка в традиционную школу, потому что «там происходит нейтрализация индивидуальности».

Кстати, ранее учёные из НИУ ВШЭ выяснили, что во время пандемии детей в России стали чаще переводить на семейное обучение. А прошлогодний опрос онлайн-школы Skysmart показал, что только 10% россиян считают государственное школьное образование хорошим. Исследование SuperJob, проведённое этим летом, тоже выявило, что родители не очень высоко оценивают влияние школы на развитие навыков. По мнению респондентов, хуже всего дела обстоят с критическим мышлением.

Кстати, летом директор Европейской гимназии предположил в интервью, что родительским сообществом будут востребованы неофициальные частные школы.

Германия, Франкфурт-на-Майне

Одна из самых крупных образовательных программ в начальной школе в Германии – Klasse2000. Она направлена на предупреждение насилия и зависимости и пропагандирует здоровый образ жизни. Дети узнают факты о правильном питании, пользе физических упражнений, методах расслабления, учатся говорить “нет” наркотикам и алкоголю.

Программа Klasse2000 предназначена для детей от 6 до 10 лет. Ее проводят учителя, которые целенаправленно проходили тренинги по этому направлению. Это могут быть как школьные учителя, так и внешние консультанты с образованием в области медицины и педагогики. 

На родительские вечера приглашают мам и пап, но многое о сути программы родители узнают из рассылки и журналов, посвященных этому классу.

Домой дети приходят с домашними заданиями, которые часто нужно делать вместе с родителями, что дает возможность обсудить проблему в рамках семьи.

Если в целом смотреть на динамику, то все развитые страны постепенно вводят в свою программу уроки эмоционального воспитания детей. Те, которые развивают так называемые soft skills, необходимые при общении с людьми. Навыки, которые помогают понимать себя и других, а значит, успешнее взаимодействовать с людьми. Именно их видят специалисты как компетенции будущего: умение работать в команде, решение проблем, коммуникация без агрессии. 

Как говорит психолог Джон Готтман, успех и счастье определяются осознанием своих эмоций. Кстати, об этом же говорит Джек Ма, китайский магнат, основатель Алибаба. Он считает, что будущее за теми, кто, помимо привычного IQ, будет развивать в себе EQ (emotional quotient эмоциональный интеллект) и LQ (love quotient – коэффициент любви).

США, Нью-Йорк: будущие CEO в средней школе с математическим и научным уклоном (math and science middle school), рассказывает Анастасия Морозова

“У нас есть приятный предмет – Exploration (Исследование). Он предполагает изучение разных сфер и носит абсолютно прикладной характер. Дети всем классом выезжают в разные районы города, чтобы узнать ситуацию изнутри. 

Например, в шестом классе дети должны пройти теорию и практику по трем темам: еда, урбанистика и водные курсы. Проект о еде отвечает на ряд вопросов: откуда берутся продукты, какова их реальная стоимость, как выращивают овощи и так далее. 

По окончании проекта дети сами “открывают ресторан”: покупают еду, готовят ее, сервируют стол и убирают за всеми.

Exploration занимает 5 академических часов, то есть почти весь день, и проходит раз в неделю. Через раз дети едут “в поля” знакомиться с темой вместе с учителем и сопровождающим.

Остальные занятия посвящены обучению в классе. Например, если в прошлый раз была поездка на городской фермерский рынок, то теперь в классе будут изучать экономическую сторону вопроса. 

Интересно, что речь будет идти даже о маркетинге. Расписание одного из проектов выглядит так:

  • Забота о саде;
  • Работа в группах: разработка рецептов и концепции ресторане;
  • Система ответственного производство продуктов;
  • Выезд: исследование работы ресторана;
  • Полезный коэффициент в продуктах;
  • Сбор урожая и приготовление салата;
  • Создание рецептов;
  • Рабочий персонал в сфере разработки продуктов;
  • Разработка ресторана и создание брендинга.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: