Что такое система монтессори

Монтессори педагогика в детском саду и дома. развиваем самостоятельность.

Как проходит день в группе?

новой игре

Занятия длятся уже 2-2,5 часа. Так как детям не нужно помнить о «дедлайне», это время проходит для них достаточно быстро. Часто педагоги просят работать в команде, чтобы каждый ребенок нашел себе пару или мини-группу. Это необходимо для того, чтобы малыш не был оторванным от коллектива и постоянно находился в процессе общения со сверстниками.

После занятий дети выходят на прогулку, а потом отправляются на «тихий час». В системе Монтессори и здесь предусмотрена особенность, согласно которой ребенок при желании может не спать — ему разрешается тихонько играть в группе под присмотром воспитателя.

Если в группу включено послеобеденное пребывание, обычно оно посвящается творческим мастерским. Занятия в них точно так же построены на принципе индивидуальной работы в группе по собственному предпочтению и темпу. Только теперь воспитанники делают выбор среди зон лепки, рисования, оригами и ручного труда.

Последователи педагогики Монтессори верят в то, что она обеспечивает максимальную подготовку ребенка к самостоятельной взрослой жизни, в которой он сможет проявить себя как цельная и успешная личность.

Все больше родителей принимают решение отдать детей в детский сад по системе Монтессори.
Мария Монтессори – итальянский доктор наук. Эта легендарная женщина посвятила всю жизнь наблюдению за детьми, созданию методик раннего развития и формированию условий для их реализации. Успешность ее методики – давно доказанный факт.

Многие выдающиеся личности XXI века (основатели Google, Wikipedia, лауреаты Нобелевской премии, британские принцы) обучались с ранних лет по системе Монтессори. В этом обзоре мы расскажем об особенностях раннего развития по этой методике, рассмотрим лучшие сады Москвы.

Потому что у детей много свободы и ответственности

В монтессори-садах дети становятся инициаторами и авторами своего развития. Они выбирают игрушки, выбирают, чем и когда заниматься. Конечно, в саду есть расписание дня, но оно может быть гибким и педагог может отказаться от того или иного занятия, видя, что дети увлеклись совместной игрой или сами организовались на какое-либо дело. Большую часть дня занимает свободная игра, когда перемещаются по зонам в группе и занимаются тем, чем хотят и столько, сколько хотят. Их никто не заставляет играть определенными игрушками. Но педагог может вдохновлять на определенные дела и показывать, как работать с тем или иным оборудованием. 

В обычных садах детям также дают играть в то, что они захотят. Но иногда педагоги слишком жестко следят за расписанием и могут прервать ребенка, занятого интересной игрой. Расписание полезно и вырабатывает у детей привычку и режим, но стресс от того, что тебе не дали играть вдоволь может быть сильнее и вреднее. 

Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, ,. Искренне ваша, Яна Разначенко

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Суть сенситивных периодов

Центральной идеей метода Монтессори является концепция о сенситивных периодах в развитии. Эти периоды представляют собой временные окна, в которые дети более склонны к освоению определенных навыков или деятельности. Мария Монтессори заимствовала термин «сенситивные» из ботаники, где описываются фазы развития организмов.

В период от рождения до шести лет у детей существует шесть основных сенситивных периодов, в которые они лучше всего усваивают определенные умения, так как способны сосредотачиваться на них более продолжительное время:

Порядок (от рождения до трех лет): по системе Монтессори для самых маленьких, в этом возрасте легче овладевают навыками его поддержания в своем окружении.

Сенсорное развитие (от рождения до пяти с половиной лет): важно для детей активно исследовать мир через ощущения – осязание, вкус, запах, слух и зрение.

Развитие речи (от рождения до шести лет – для речи, с пяти до шести лет – для письма). Дети в эти периоды более податливы к изучению языков – как родного, так и иностранных – а также к овладению навыками передачи мыслей на носителях.

Освоение действий и движений (от года до четырех лет): ребята стремятся контролировать свое тело и развивать моторные навыки.

Мелкая моторика (от полутора до четырех с половиной лет): в этот период ребенок в системе Монтессори активно развивает умения, связанные с точными движениями рук, например, пользование мелкими инструментами.

Социальные навыки (от двух с половиной до шести лет): дети в это время активно формируют навыки взаимодействия с другими, обучаются социальной адаптации.. Однако точные временные рамки начала и продолжительности каждого сенситивного периода могут варьироваться у разных ребят

Важно для монтессори-педагога точно определить, на каком этапе развития находится каждый ребенок, и предоставить ему подходящие задания, активности. Пропуск оптимального периода может привести позже к трудностям в формировании навыков

Однако точные временные рамки начала и продолжительности каждого сенситивного периода могут варьироваться у разных ребят

Важно для монтессори-педагога точно определить, на каком этапе развития находится каждый ребенок, и предоставить ему подходящие задания, активности. Пропуск оптимального периода может привести позже к трудностям в формировании навыков

Детский сад по системе Монтессори Montessori Kid

Адрес:
Мичуринский проспект, 39. Из просторных трехметровых окон здания открываются великолепные виды на парк 50-летия Октября и башни-часы МГУ с другой стороны.

Интерьер, безопасность

Интерьер садика создавался совместными усилиями талантливых дизайнеров, медиков и психологов. Так, индивидуальные шкафчики в раздевалке выполнены в форме домика. Вся мебель сделана из соснового массива, соответствует нормам СанПин. Парты и стулья регулируются по высоте под индивидуальные параметры каждого ребенка. В помещениях под ламинатом и плиткой установлена система «теплый пол». Благодаря этому дети могут заниматься творчеством, играться на полу даже в холодное время года. В здании установлена система охранно-пожарной сигнализации, имеется круглосуточная охрана.

В группах расположено семь зон: зона сенсорного развития, творчества, физического развития, математики, практической жизни, изучения языков и естествознание. В зоне физразвития размещены гладиаторские и шведские стенки, канаты, турники, скалодром, полы покрыты мягкими матами. Все спортивное оборудование безопасно и имеет сертификаты качества.

Для детей возрастом от 1,5 до 3 лет работает группа Монтессори Toddler. Цель программы – развить у детей самостоятельность, обучить всем необходимым навыкам (переодевание, поддержка чистоты, уборка за собой)

Помимо этого педагоги уделяют внимание развитию мелкой моторики рук, координации движений, сенсорики. Режим работы группы – с 8.30 до 12.00, стоимость – 29500 рублей

Пробное занятие бесплатное.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет занимаются в группе Casa dei Bambini с психологом и логопедом, под чутким руководством опытных педагогов обучаются музыке, занимаются творчеством, получают развитие в новых дисциплинах: математика, история, языки, география, природоведение. Обретенные умения помогут в будущем лучше усваивать сложные и углубленные школьные предметы. В группу Casa dei Bambini можно отдать ребенка на весь день (с 8.30 до 17.00, стоимость составит 35 тысяч рублей), на неполный день (с 8.30 до 14.00, стоимость – 29500 рублей). Для новичков предусмотрена программа адаптации, сроком на один месяц. Ее стоимость – 25 тысяч рублей, пробное занятие бесплатное.

Отличительные особенности

Каждый воспитанник детского сада имеет дневник Montessori Kid. Это специальное электронное приложение, позволяющее отслеживать родителям все успехи малыша. В нем ежедневно обновляются фотографии, выкладывается видео, есть связь с педагогами, администрацией и многое другое.

Результаты раннего развития по Монтессори

Если соблюдать принципы методики, учитывать сенситивные периоды и правильно организовать развивающую среду, то первые результаты у ребенка можно увидеть уже через 2–4 недели.

Тут выигрывают обе стороны: с одной — родители, которые могут в это время заняться какими-то делами, с другой — ребенок, у которого появляется интерес и упорство. Сейчас, к примеру, ваши малыши одеваются на улицу «с боем», а после занятий в среде Монтессори они смогут сами выбирать одежду, натягивать на себя штаны. 

Эффект от домашней монтессори-среды будет даже в том случае, если ребенок ходит в обычный детский сад. В родных стенах дети проводят все-таки больше времени, и в семье формируются привычки.

Детский психолог Анна Демина поделилась собственным примером, как система Монтессори помогла ей и ее детям.

«У меня есть сын, которому сейчас 5 лет, и дочка, которой 1 год и 7 месяцев. На примере старшего ребенка я убедилась, что эта система точно работает. В бытовом плане у нас закрыты все вопросы: он может сам разогреть себе в микроволновке еду, нарезать хлеб и намазать его маслом, достать из холодильника молоко и налить в стакан, сделать омлет или салат.

Также он сам одевается, моется в ванной, чистит зубы, убирает за собой свою одежду. В познавательном плане сын тоже очень активен: мне не приходится придумывать, чем его занять. Он сам что-то постоянно инициирует, планирует свою деятельность, подбирает материалы.

Младший же ребенок может самостоятельно, например, налить себе воду и попить. Организация развивающего пространства облегчила мне жизнь: уже не нужно отвлекаться на мелкие просьбы». 

Для тех, кто хочет узнать о системе Монтессори больше, Анна советует книги Елены Тимошенко «Ваш малыш на кухне» и «Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний». 

Эксперты:

Анна Сергеевна Демина

Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется

Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

Что такое «система Монтессори» и немного об авторе

Автором направления является итальянский врач и педагог Мария Монтессори. Одна стала одной из первых женщин в Италии, получивших высшее медицинское образование. Проходя практику в качестве ассистента врача в психиатрической лечебнице, она столкнулась с одиночеством умственно отсталых детей, которых все игнорировали. Минимального внимания со стороны Марии, приносившей малышам простые предметы для игр, оказалось достаточно для повышения показателей их интеллекта.

На основе своих наблюдений молодой врач разработала собственную систему работы с юными пациентами, направленную на их обучение. Результаты превзошли все ожидания – умственно отсталые дети смогли сдать экзамены и даже обошли своих «нормальных» сверстников в чтении, письме и счете. Такие неожиданные итоги указали на тот факт, что стандартная программа образования в стране находится на низком уровне. Со временем система развития Монтессори была преобразована своим автором в обучающую методику для обычных ребят.

Мария Монтессори

Организация среды по программе Марии Монтессори

Помещение по программе развития Монтессори вне зависимости от возраста представляют собой большой зал, оформленный в сдержанных тонах, разделённый на зоны различной направленности. Разные клубы по-разному комплектуют свои зоны, но, как правило, они придерживаются стандартного набора для двух возрастных групп.

Для детей от 0 до 3 лет:

  • Зона развития крупной моторики
  • Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей
  • Зона сенсорного развития
  • Зона упражнений с сыпучими материалами
  • Зона упражнений с водой
  • Зона продуктивной и изодеятельности
  • Зона развития речи

Для детей от 3 до 6 лет:

  • Зона упражнений в практической жизни
  • Зона сенсорного развития
  • Зона математики
  • Зона русского языка
  • Зона космоса (изучение окружающего мира)
  • Зона продуктивной изо-деятельности

Что дает Монтессори — среда ребенку в возрасте от 3 до 6 лет.

Монтессори среда помогает ребенку раскрыть внутренний потенциал в соответствии с личным планом развития, заложенным самой природой.

Пока человек не научится быть, самостоятельным, (независимым), он никогда не станет свободным.

Полученный опыт дает ему уверенность в себе, ребенок ощущает свою значимость, начинает понимать свою роль в данном обществе. 

Дети учатся здесь дружить, уважать друг друга, доверять, прощать, заботится. Обучаются они этому через простые и понятные для них Уроки Вежливости. «Я покажу тебе, как можно попросить о помощи» -, говорит педагог и показывает презентацию.

Дети обучаются через наблюдения, исследования и многократные повторения различных видов деятельности. После этого включается осознанность, они учатся анализировать и совершать собственные открытия. 

Монтессори материалы привлекательные, эстетичные, натуральные и экологически чистые. В каждом из них таятся секреты для детей разного возраста. Дети обязательно найдут занятие по душе, удовлетворят свои потребности. Каждый вид деятельности в монтессори среде, помогает утончать движения, развивать речь, концентрацию, независимость. 

Упражнения в практической жизни помогают не только стать самостоятельными, но также сформировать представление о порядке, выстраивать последовательность, логически мыслить, длительно концентрироваться, а также готовят руку к письму. 

Сенсорные материалы помогают ребенку сформировать понятие о размерах, объемах, формах, цветах, знакомят с геометрией, готовят к изучению математики. 

Среда монтессори помогает ребенку познавать мир через наблюдения и практический опыт. 

Одной из главных потребностей-ребенка, является потребность в общении, развитии связной речи, построении грамматической основы языка. Этому он учится, работая с материалами в зоне русского языка. Здесь представлены материалы для расширения словарного запаса, для развития фонематического слуха, подготовки руки к письму. Ребенок знакомится с буквами письменного и печатного алфавита, учится читать и писать.

Математика – абстрактная наука. У детей до 6 лет, развито наглядно образное мышление, они обучаются через образы. М. Монтессори разработала уникальный математический материал, который помогает детям легко и без принуждения изучать счет, числа, сложение, вычитание и даже умножение и деление.  

Приходя в монтессори класс, малыш, чаще всего, начинает свою деятельность с упражнений в практической жизни. Он видит, как мама готовит, стирает, ухаживает за домом, заботится о семье и хочет научиться делать все сам. У ребенка появляется потребность стать самостоятельным, независимым. 

Ребенок получает первый опыт самостоятельной жизни. Он учится ухаживать за собой, за окружающей седой, учится заботиться о других.

 

Работая с материалами в естественно-научной зоне, ребенок знакомится с окружающим миром, знакомится с географическими понятиями, изучает животный и растительный мир, знакомится с разными видами классификаций.

В классе есть творческие виды деятельности. Мы не учим детей рисовать по образцу. Мы показываем техники работы с разными материалами: как работать с красками, мелками, гуашью, пластилином или соленым тестом. Ребенок в своих работах проявляет своё воображение, выражает свое внутренне состояние.

Большое внимание в монтессори классах уделяется урокам тишины. Через уроки тишины ребенок учится находиться в покое, быть наедине с собой, учится управлять своими мыслями, формирует волю, внутреннюю самодисциплину

Еще одно упражнение, которое помогает ребёнку формировать волю и внутреннюю дисциплину — это движения на линии. Эти упражнения учат контролировать свои движения, управлять своим телом, развивают баланс, концентрацию, взаимоуважение.
В монтессори среде растут свободные дети, с чувством собственного достоинства, умеющие принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Они могут сострадать, прощать, уважать и готовы прийти на помощь.

Организация развивающей среды для ребенка в домашних условиях

Методика Монтессори предоставляет родителям уникальную возможность применять принципы развивающей среды и в домашних условиях. Основная идея заключается в том, что ребенок должен быть активным участником повседневной жизни семьи, развивая практические навыки и интеллектуальные способности. Вот некоторые ключевые аспекты, которые помогут родителям создать монтессори-ориентированную обучающую среду дома:

Подключите ребенка к повседневным делам: готовьте пищу вместе, убирайте комнату, занимайтесь садоводством. Эти задачи не только развивают практические навыки, но и учат ответственности и самостоятельности.
Предоставьте ребенку доступ к реальным предметам, а не только игрушкам. Дайте ему возможность использовать настоящие, адаптированные под его возраст, предметы, такие как столовые приборы, инструменты, кисти и краски.
Создайте разные зоны в игровой комнате, соответствующие разным аспектам развития: естествознание, практическая жизнь, сенсорика, языковое и математическое становление

Разместите предметы так, чтобы ребенок мог легко их достать и убрать.
Игры по системе Монтессори с мелкими предметами, сортировка, нанизывание, осязание — все это формирует интеллектуальные способности и внимание. Используйте природные вещи, такие как камушки, шишки и ракушки, чтобы разнообразить опыт ребенка.
Выбирайте игрушки и материалы по системе Монтессори, которые обладают простыми и понятными свойствами

Избегайте перенасыщения множеством вещей, так как это может вызвать эмоциональное напряжение и затруднить концентрацию.
Создайте возможности для взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Разрешите ребенку сотрудничать и делиться своими знаниями и навыками.
Поощряйте малыша искать ответы на свои вопросы самостоятельно. Поставьте перед ним задачи и дайте возможность находить способы их решения.

Создание развивающей среды по методике Монтессори в домашних условиях не только способствует разностороннему развитию ребенка, но и помогает проявить самостоятельность, ответственность и уверенность в своих способностях. Этот подход создает фундамент будущего обучения и жизни, в которой он сможет успешно адаптироваться и реализовывать потенциал.

Как формируются Монтессори-группы?

разный возраст

Все воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, родной речи и окружающего мира — то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.

Важный момент, который не подходит многим родителям: детсадовские группы Монтессори чаще всего работают лишь полдня. У малышей есть возможность оставаться в послеобеденное время для посещения дополнительных занятий, но это должно оплачиваться сверху.

Польза обучения по системе Монтессори для детей

Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.

Какими ключевыми особенностями наделены детские сады Монтессори

Мария Монтессори была уверена в том, что процесс развития ребенка можно существенно ускорить, создав для него подходящую атмосферу. Занятия проводятся в игровой форме, дети получают радость от обучения, пытаются сами увидеть и исправить свои ошибки.

Категорически запрещены различного рода давления, подталкивание, критика и принуждение, наказание и поощрение. Ребята самостоятельно решают, чем хотят заниматься, сами определяют темп учебы. Роль педагога – понять, что интересно малышу, пробудить интерес, обеспечить нужную среду для занятий и непринужденно научить пользоваться этой средой. Помимо этого Мария делает акцент на групповых упражнениях. Они помогают обрести навыки общения, адаптироваться. Монтессори группы, в которых дети взаимодействуют друг с другом, эффективнее индивидуальных занятий с педагогом.

Окружающая обстановка и материалы – важнейшие элементы методики. Комнаты, в которых занимаются дети, разделяют на несколько областей:

  • Область практической жизни.
  • Сенсорное развитие.
  • Зоны умственного развития (математические, географические, языковые и т. д.).
  • Творческие зоны (танцевальная, художественная, музыкальная и т. п.).

Мария Монтессори в методике раннего развития детей ввела термин монтессори-материалы. Это развивающие игры, пособия, прочие предметы обучения. Все дидактические материалы Мария разрабатывала экспериментальным путем. Тщательно проверяя реакцию детей, она отвергала те предметы, которые не вызывали детского интереса. Настоящие сады, работающие по системе Монтессори, используют оригинальные дидактические материалы, без них достигнуть нужного эффекта не получится.

В процессе выбора монтессори-сада важно убедиться в том, что он настоящий. У педагогов должно быть подходящее образование, многое о заведении поведает окружающая обстановка

Давайте рассмотрим детальнее 5 лучших московских садов Монтессори.

Монтессори детский сад HappyBee

Адрес:
Островной проезд, д. 12 к. 1. Это красивое и тихое место, без городской суеты. Территория садика отлично охраняется.

Интерьер, безопасность

В центре большие комнаты с высокими потолками и просторными окнами. Мебель изготовлена из качественной древесины, соответствует росту ребенка. Все дидактические материалы безопасны, оригинальны, имеют соответствующие сертификаты.

Режим работы, группы

В HappyBee имеется 2 Монтессори группы

  • Toddler (возраст 18 месяцев – 3 года). Она работает ежедневно с 9.00 до 17.00, предусмотрено 3-х разовое питание;
  • Primary (возраст 2,5-6 лет). Режим работы с 9.00 до 19.00, 4-х разовое питание.

Особенности

В HappyBee работают сертифицированные педагоги, огромное внимание уделяется изучению английского языка. С этой целью в команду центра были приглашены носители английского языка

Ежемесячно администрация садика проводит семейные мероприятия и тренинги, родители регулярно получают фотоотчеты об успехах детей.

Как формируются Монтессори-группы?

Все воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, родной речи и окружающего мира — то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.

Важный момент, который не подходит многим родителям: детсадовские группы Монтессори чаще всего работают лишь полдня. У малышей есть возможность оставаться в послеобеденное время для посещения дополнительных занятий, но это должно оплачиваться сверху. 

В Монтессори-группах занимаются дети от 2 до 7 лет.

Основные принципы системы

В основе метода Монтессори лежит отсутствие принуждения ребенка к занятиям. А во главу угла ставится детская индивидуальность. Педагогика Монтессори не ставит задачи ускорить темп развития своих учеников и сделать их более эрудированными по сравнению с другими сверстниками. Истинная цель — развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и интерес к познанию. 

Каждый день в саду Монтессори малыши свободны в выборе занятий для себя. Это гарантирует тот факт, что ребенку нравится его деятельность. Педагоги на таких «уроках» пристально наблюдают за детьми и помогают при необходимости, но не пытаются влиять на выполнение задачи. К тому же, пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их самостоятельно, без инструкций от взрослых.

Отметим, что специалисты выделяют один существенный недостаток этого подхода: после посещения детсада Монтессори ребенку бывает трудно приспособиться к обычной школе, где образовательная система построена на следовании учебному плану и подчинению учителю. 

Занятия в Монтессори-классе проходят со специальными материалами и пособиями.

Организация пространства

Отдельно стоит рассказать о помещениях, в которых занимаются дети. Система Монтессори предполагает деление пространства на пять уголков: 

  • Зона практической жизни, где малыши приобретают навыки, необходимые в быту (застегивание пуговиц, сворачивание одежды, мытье посуды и т.д.).
  • Зона сенсорного развития, где ребенок углубляет свое восприятие цвета, размера, веса, шума и запахов. 
  • Зона математики, где дети оперируют не столько цифрами, сколько абстрактными математическими понятиями.
  • Языковая зона, где дети учат как буквы алфавита, так и звуки.
  • Космическая зона с глобусами, картами, флагами, образцами насекомых, макетами географических ландшафтов и многим другим для изучения окружающего мира.

Разумеется, для каждой зоне предусмотрены свои Монтессори-материалы. А ребенок сам решает, в какой части помещения и чем именно он будет заниматься. Пространство в Монтессори-классе разделено на 5 познавательных зон.

Как проходит день в группе?

Каждый день в Монтессори-группе начинается с «круга». Это особая форма общения между всеми детьми и педагогами. Тема свободная — она может основываться на новой игре, интересной новости от воспитателя или на том, что хотели обсудить сами ребята. Беседа занимает 15-20 минут, после чего малыши приступают к занятиям в Монтессори-классе.

Занятия длятся уже 2-2,5 часа. Так как детям не нужно помнить о «дедлайне», это время проходит для них достаточно быстро. Часто педагоги просят работать в команде, чтобы каждый ребенок нашел себе пару или мини-группу. Это необходимо для того, чтобы малыш не был оторванным от коллектива и постоянно находился в процессе общения со сверстниками. 

После занятий дети выходят на прогулку, а потом отправляются на «тихий час». В системе Монтессори и здесь предусмотрена особенность, согласно которой ребенок при желании может не спать — ему разрешается тихонько играть в группе под присмотром воспитателя.

Если в группу включено послеобеденное пребывание, обычно оно посвящается творческим мастерским. Занятия в них точно так же построены на принципе индивидуальной работы в группе по собственному предпочтению и темпу. Только теперь воспитанники делают выбор среди зон лепки, рисования, оригами и ручного труда. 

Впечатления от просмотра

После просмотра фильма, где девочка сидя в кафе прочитала мысли и увидела будущее посетителей, остаются невероятные впечатления и непреодолимое чувство волнения. Фильм представляет собой захватывающий психологический триллер, который неотрывно держит зрителя в напряжении на протяжении всего сюжета.

Один из главных элементов, который поразил меня, — это увлекательное сочетание мистических и паранормальных явлений с загадками и головоломками. Каждый новый поворот сюжета раскрывает новые тайны и представляет новые вызовы для главных героев. Лабиринты разума, в которые они погружаются, оказываются не только физическими, но и психологическими, заставляя зрителя самостоятельно размышлять и делать свои предположения.

Актерская игра в фильме также заслуживает похвалы. Главные герои передают эмоции и напряжение с такой убедительностью, что зритель легко переживает их перипетии и полностью вовлекается в их историю. Химия между персонажами и их взаимодействие добавляют реализма и глубины в фильм.

Визуальная составляющая фильма, где девочка сидя в кафе прочитала мысли и увидела будущее посетителей, также не оставляет равнодушным. Зритель погружается в темные и атмосферные локации, которые отлично передают ауру загадочности и мистики, присущую всему сюжету. Кадры переплетаются, создавая непредсказуемость и дополняя общую атмосферу фильма.

В целом, фильм, где девочка сидя в кафе прочитала мысли и увидела будущее посетителей, является захватывающим путешествием в мир тайн и загадок. Он вызывает у зрителя массу эмоций и заставляет размышлять над границами реальности и влиянием разума на нашу жизнь. Это фильм, который оставляет долгое послевкусие и заставляет задуматься о том, что находится за пределами нашего восприятия.

Заключение

Запишитесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас, чтобы познакомиться с нами поближе и самостоятельно оценить все возможности для развития вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагогСоколова Оксана

В будние дни Валера посещает Монтессори-сад, но сегодня выходной, поэтому мы проведём этот день дома. Валера занимается по системе Монтессори с раннего детства, поэтому мы, как могли, задействовали все пространство квартиры, чтобы ребёнку было удобно самостоятельно полноценно развиваться. Я подготовила видео нашего Монтессори дня, а подробнее напишу в описании.

Подъём даётся тяжело, в выходные Валера обычно спит до 9-10 утра. Новый день начинается с перестановки дня недели и даты на календаре. Таким непосредственным образом Валера быстро запомнил дни недели и продолжает запоминать месяцы в году.

Подставка к раковине, мыло, щетка с пастой в свободном доступе и полотенце на индивидуальном крючке позволяют в любое время без помощи взрослых умыться, если испачкался. В туалете тоже Валера справляется без посторонней помощи — включает светильник (выключатели света находятся высоко).

Самостоятельно одеваться полностью Валера научился не так давно, и это вызывает всегда массу восторга!

После завтрака начинается свободная деятельность с Монтессори материалами. Наш стеллаж поделен на 3 зоны — практическую, зону языка и зону математики. Сенсорная зона и зона творчества находятся рядом, а зона космоса пока убрана, на её месте мы организовали пространство для маленькой Кристины.

В этот день Валера выбрал не самые любимые занятия. Обычно в его фаворитах коробочка с молотком и гвоздями подвижный алфавит. С помощью коробки с примерами можно наглядно понять, как решаются простые действия сложения.

Математический планшет развивает воображение, а также, засчет пальчиковых щипков, готовит руку к письму.

Идею со швейной коробочкой Валера принёс из садика, очень она ему там полюбилась.

После дневной прогулки наступает время обеда. Готовим мы с Валерой всегда вместе. В будни обычно после садика, так как это ему очень нравится. О любви к кулинарии можно писать очень долго.

С появлением второго ребёнка, младшей Валериной сестры Кристины, у меня не всегда есть возможность по первому зову угостить его фруктами, печеньем, напитками. Поэтому на кухне в шкафчиках сына находятся тарелочки с печеньем, конфетами, сушёными яблоками, которые он может взять сам, когда захочется. А на стеллаже подносики с фруктами и овощами, которые предлагается почистить, порезать и съесть. И всегда в свободном доступе кувшин с питьевой водой.

Рядом с кухней находится уголок чистоты. Намусорил — убрал за собой. Валера по своей натуре очень педантичен и любит чистоту так же, как я.

При любом удобном случае сын тренируется в спортивном уголке. Большой интерес вызывают кольца и скакалка.

Вечером Валера любит заниматься на световом столе, рисовать, чертить, обводить по трафаретам. Перед сном он обязательно принимает теплый душ или ванну, ест вкусную витаминку, а потом засыпает, смотря на светящиеся звезды и планеты на потолке своей комнаты.

Фото, видео и текст — Ксения Зайка

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: