«первые три класса ты в **** (шоке)»: как учатся балету в россии

Отдавать ли девочку в балет. к станку! чем полезны занятия балетом

Спектакль «Тщетная предосторожность»

Это, пожалуй, самый собирательный балет из тех, что я видела. И старейший из всех, что идут на мировой сцене: его премьера состоялась в Бордо за две недели до взятия Бастилии. Среди создателей — сценарист Доберваль, композиторы Луи Герольд, Джон Ланчбери и Петер Гертель, хореограф Фредерик Аштон.

Музыка такая легкая, ритмичная и незатейливая, что оставляет в памяти не мотивы, а общее ощущение — праздника и радости жизни. Радуют глаз достоверные костюмы крестьян, сельские пейзажи и оригинальный занавес с надписью на французском: «Девушку плохо охраняли». Однако глядя на Симону в исполнении грозного на вид Николая Цискаридзе, трудно поверить, что ее дочь может остаться без присмотра.

По словам хореографа театра, М.Мессерера, Цискаридзе хотел сыграть Симону еще в Большом театре, но там не получилось. А в Петербурге, уже в статусе ректора Академии, все сложилось.

При этом он был очень смешным, играл с удовольствием. Впечатление, правда, было скорее театральным; так хотелось больше танца от Мастера! Зрители реагировали аплодисментами при каждом появлении, только к третьему акту немного стихли. Танец в сабо — чечетка с пейзанками — стильно, со вкусом.

Николай Максимович так оттягивал на себя внимание, что главные герои на его фоне смотрелись совершенными детьми. А так оба они были абсолютно на своих местах — красивая вдохновенная пара

Разве что хотелось видеть у Колена прыжок повыше. Весь спектакль Лиза (А. Кулигина) не уставала улыбаться, а Колен (И. Зайцев) — ею восхищаться.

А какая ответственная и сложнейшая роль у Алена! Вероника, давясь от смеха, назвала его «дуралеем». А он выделывал много трюков, сохраняя туповатое выражение лица. Его роль напомнила о Санчо Пансе, но, похоже, еще более технически сложная.

Назову сцены, запавшие в душу:

  • танец в сабо — чечетка в деревянных башмаках;
  • мужской танец с палками;
  • майское дерево — красочная карусель с лентами;
  • гроза. Дождь-гром-молния — эффектно, многопланово, динамично: глаза разбегаются. И полный восторг, когда Ален улетел на своем зонтике.

Какая работа со светом, шумовыми эффектами! Это надо увидеть своими глазами!

Постоянная конкуренция и вражда

Не берусь утверждать, что этого нет совсем. Здоровая конкуренция в профессии — это нормально, она подстегивает многих к самосовершенствованию и повышению уровня мастерства. 

Другое дело, что есть и темная сторона соперничества. Обычно к ней прибегают недостойные люди, которые не способны доказать свое первенство работой и искусством. Тогда в дело идут слухи, сплетни и зависть. Но стекла в пуантах и порванные пачки — это единичные случаи, которые выходят за рамки обыденности. Эти издержки профессии всегда были, есть и будут. Их побеждают сильные люди с закаленным с детства характером. Бывают случаи и крепкой дружбы между балетными артистами.

Отсутствие семьи

Много лет назад, может, так и было. Но современный мир диктует новые тенденции. Сейчас это очередной стереотип, который разрушают действующие балерины. Часто семейные пары складываются между балетными артистами, кому-то так проще: разговаривать с человеком на одном языке, ездить вместе на гастроли. Нередко избранниками танцовщиц становятся люди и из других профессий.

Некоторые балерины не хотят делать перерыв в работе, терять форму на пике карьеры, поэтому откладывают рождение детей на потом. Но есть масса примеров успешного совмещения материнства, даже многодетного, и профессии артистки балета.

Светлана Захарова – прима-балерина Большого театра и этуаль миланского театра «Ла Скала» – счастлива в браке. Вместе с мужем, выдающимся скрипачом Вадимом Репиным, они воспитывают дочку. Это не препятствует творческой деятельности родителей.

Наталья Огнева – единственная в мире действующая прима-балерина классического балета, родившая троих детей. Она считает, что семья и дети – самое главное в жизни. И это только помогает ей порхать на сцене по сей день.

Вечно больные ноги и кровавые мозоли

У балерин правда часто болят ноги. Сказываются постоянные нагрузки и работа на пределе возможностей

Здесь важно заботиться о своем «рабочем инструменте». Восстановиться после тяжелого трудового дня помогают солевые ванночки, массаж и успокаивающие кремы.

Мозоли тоже привычное дело, но чаще всего их появление можно предотвратить профилактикой и подготовкой ног к репетициям. Пальцы ступней многие танцовщицы заклеивают пластырем, а внутрь пуант надевают специальные вкладыши, которые смягчают сцепку с полом и  помогают чувствовать себя комфортнее в танце.

Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Зритель в театре видит только одну сторону балетного искусства. Неизвестность порождает так много слухов. Не все из них имеют отношение к правде. Чтобы узнать истину, лучше спросить  самих танцовщиков. Они, как никто другой, знают эту профессию изнутри и каждый день встречаются с ее изнанкой.

Особенности детского балета в разном возрасте

Прочно укоренившееся в представлении многих людей мнение, что классическая хореография это изнурительная работа у станка, хотя и обосновано, но все же не полно. Каждое занятие строится по определенному плану, в который включается разминка, основная часть и заминка. Наиболее насыщенной является основная часть. Она, безусловно, включает работу у станка, но также подразумевает выполнение ряда других упражнений, в том числе в центре зала и партере (на полу). Они направлены на:

  • общую физическую подготовку;
  • растяжку;
  • улучшение координации движений;
  • развитие выносливости;
  • развитие артистизма, музыкальности, чувства ритма и т. д.

Поэтому балет не ограничивается экзерсисом у станка, а предполагает целостную программу, направленную на комплексное развитие детского организма и освоение характерных танцевальных движений, шагов, позиций рук, ног, развитие выворотности ног.

Нагрузка и характер упражнений подбираются на основании возраста детей, так как рост и развитие изменяются волнообразными темпами. Это обязательно учитывается при составлении программы занятий.

4—6 лет

Дети этого возраста относятся к младшей возрастной группе. На уроках они осваивают:

  • простые позиции рук и ног;
  • различные виды танцевальных шагов;
  • правильную постановку корпуса;
  • шпагаты и другие виды растяжки;
  • выворотность ног.

Занятия проводятся под соответствующую возрасту музыку с элементами игры. Поэтому дети не скучают и не теряют желания продолжать заниматься классической хореографией. Дополнительно педагог помогает развивать ритмику и музыкальный слух, а в конце занятия часто дает время на танцевальную импровизацию, что позволяет не только сделать занятие интереснее, но и развить артистизм, уверенность в себе.

6—10 лет

Для этой возрастной категории занятия усложняются, поскольку дети уже становятся более осознанными и дисциплинированными. Нередко увеличивается и время тренировки с часа до полутора часов. Постепенно увеличивается количество проводимого времени у станка с выполнением классического балетного экзерсиса, движения усложняются, вводятся новые и осваиваются их связки. Также дети закрепляют уже полученные навыки и направляют усилия на их совершенствование: увеличение гибкости и пластичности, осваивание новых более сложных элементов и т. д. С этого возраста можно уже отрабатывать легкие прыжки, ставить номера.

Про еду

Любой культурный выход моей дочери можно омрачить отсутствием перекуса. Сколько дома я ее ни кормила перед выходом — бесполезно. Так что я смирилась и всегда хожу в театр с красивой, но большой сумкой, куда кроме сменных туфелек и воды помещается мешочек с: некрупными яблоками, мандаринами, сушеным мясом, орехово-ягодной смесью, некрошащимся печеньем, сушками.

Если смотритель заметит, что вы едите в ложе, он сделает вам замечание. Поэтому мы едим либо в коридоре, либо я выдаю маленькими порциями на месте. Да, если в спектакле два антракта, она ест оба раза. Скорее всего, так бывает не у всех, рассказываю только о своем опыте.

Возможные негативные последствия

Если речь идет о любительских занятиях балетом, то они не наносят никакого вреда детскому организму, а дают лишь пользу. Конечно, нельзя полностью исключить вероятность получения травмы, в частности растяжения связок, вывиха, крайне редко перелома. Но они становятся скорее исключением из правила, подтверждающим его. Для детей нагрузка всегда подбирается в соответствии с возрастом и физическими возможностями. Хореограф никогда не заставит ребенка выполнять те движения, к которым он не готов или которые не соответствуют уровню психофизического развития. Поэтому детский балет или классическую хореографию считают безопасными и всесторонне развивающими.

Все страсти, которыми пугают родителей маленьких балерин, связаны с пуантами. Справедливости ради действительно стоит отметить, что длительная, а именно профессиональная, работа в пуантах приводит к образованию водянок, мозолей и деформации стоп с вальгусным отклонением большого пальца. Это является так называемой профессиональной вредностью.

Но первые пуанты в жизни маленькой балерины могут появиться только после 10 лет и только при условии, что связки и мышцы стопы уже достаточно натренированы и готовы к такой нагрузке. При этом пуанты являются необязательным элементом в любительском балете. Поэтому если вашей целью не является Мариинский или Большой театр, занимайтесь балетом в удовольствие и не бойтесь никаких отрицательных последствий для здоровья.

Необразованность

Помимо физических нагрузок, балет — это еще и умственный труд. Каждый день танцовщики запоминают комбинации движений, учат порядок спектаклей или танцуют уже знакомый хореографический текст. Будущие артисты со школы совмещают балетные уроки с общеобразовательными предметами, поэтому говорить о том, что у них в голове только балет, неправильно.

После хореографического училища многие, помимо артистической деятельности, продолжают учиться в высших учебных заведениях по профилю или же выбирают другое направление. Здесь все зависит от самого человека и от того, насколько он хочет быть разносторонне развит. Каждый сам распоряжается свободным временем и расставляет приоритеты. Было бы желание.

С какого возраста можно заниматься балетом и критерии приема

Разные хореографические студии предъявляют различные требования к возрасту детей. Но учитывая особенности физического и психологического развития, начинать заниматься балетом и девочкам, и мальчикам рекомендуется не раньше 3-х лет. Оптимальным возрастом считается 4 года. Но и слишком затягивать не стоит, поскольку, чем младше ребенок, тем легче ему будет даваться обучение, растяжка, так как связки сохраняют высокую эластичность, а суставы подвижность. При этом в любительские студии балета, на долю которых приходится 99% от всех имеющихся, принимают всех желающих, которым по состоянию здоровья можно заниматься балетом. В таких студиях ведется прием на курс классической хореографии, что в целом означает то же, что и балет. На таких занятиях дети осваивают основы, учатся работать у станка, развивают гибкость и комплексно физически развиваются.

Если возникает желание профессионально заниматься балетом, в 8—10 лет следует обратиться в специализированное балетное училище. Но в этом случае важен не только возраст, но и соответствие ребенка ряду требований. В такой ситуации также следует проходить отбор как можно раньше, т. е. с 8—10 лет. При наборе детей в класс преподавательская комиссия будет оценивать:

  • пропорции тела – предпочтительным является долихоморфный тип (узкое туловище, плечи и таз при относительно длинных руках и ногах);
  • осанку – в норме все 4 физиологических изгиба выражены умеренно, а правая и левая стороны тела симметричны;
  • величину подъема стопы, так как от этого зависит возможность создать законченную линию ноги в танце, а также способность поддерживать равновесие (плоскостопие является существенным недостатком для танцора);
  • выворотность ног или способность развернуть бедра, голени и стопы наружу – очень важный показатель для артистов балета, так как при недостаточной выворотности движения будут смотреться скованными и неуклюжими (на него влияют особенности строения тазобедренного сустава и ног);
  • гибкость – один из главных критериев для балета, так как показывает пластичность тела, от чего зависит выразительность танца (зависит от гибкости позвоночника и способности ребенка отклониться назад и вперед);
  • высоту балетного шага – способность поднять ногу в выворотном положении и выпрямленную в коленном суставе в сторону на 90° и более (зависит от подвижности тазобедренных суставов и выворотности ног);
  • высоту прыжка – от нее зависит легкость, воздушность, полетность танца, а качество прыжка определяется силой мышц, согласованностью работы всех частей тела;
  • координация движений и музыкально-ритмическая координация, т. е. умение согласовать движения частей тела под музыку;
  • темперамент – предпочтение отдается сангвиникам и флегматикам;
  • устойчивость.

Таким образом, с 3-х лет можно начинать заниматься в любительских студиях классического танца и, если у ребенка есть данные и желание связать свою дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность с балетом, в 8—10 лет стоит пройти кастинг в профессиональное балетное училище. Некоторые из них набирают детей только с 10-ти лет, другие же имеют так называемые подготовительные классы, куда принимаются желающие с 8-ми лет. Этим и обусловлен разброс в возрасте. Но в любом случае перед началом занятий следует пройти комплексное медицинское обследование, чтобы оценить состояние здоровья ребенка и определить, нет ли у него противопоказаний для работы в хореографических студиях.

Нередко профессиональные балетмейстеры рекомендуют с 3-х лет отдать ребенка не только на классическую хореографию, но и на художественную гимнастику. Это поможет добиться нужного для поступления в хореографическое училище уровня растяжки и пластики.

Балерины питаются воздухом

На крайний случай шпинатом на завтрак, обед и ужин… Это самое частое заблуждение, с которым сталкиваются люди при упоминании балерин. Каждый день артисты балета тратят огромное количество сил и энергии на многочасовые интенсивные физические нагрузки. В зависимости от расписания количество активных часов варьируется от 1,5 до 12. Сюда включаются утренняя разминка, дневные и вечерние репетиции, спектакли, переезды и гастроли. Без восполнения питательных веществ в организме танцовщицам не хватало бы сил для того, чтобы выходить на сцену, выполнять техничные партии, прыгать и вращаться.

Изнуряющие диеты чаще остаются в подростковом возрасте, когда идет перестройка организма. Взрослым артистам, как и всем людям, нужна правильная и здоровая пища. Каждая балерина знает, в каком весе ей комфортно находиться, и старается придерживаться его, время от времени позволяя себе любимые лакомства. Отсутствие запретов в еде и колоссальные энергозатраты позволяют сохранять артисткам балета легкость и невесомость. 

Танцовщики рано уходят на пенсию

Артист может выйти на пенсию, прослужив в театре 20 лет. То есть средний пенсионный возраст танцовщика – 36−37 лет. Но многие задерживаются на сцене и дольше – до 40 так точно. Например, знаменитой этуали Алессандре Ферри 54, и она до сих пор в строю. Майя Плисецкая выходила на сцену и в 70. Все зависит от здоровья танцовщика и масштаба его личности. Михаил Барышников, например, тоже недавно исполнил премьеру – соло Fiver, которое для него поставил хореограф Джастин Пек.

К тому же, попрощавшись со сценой, танцовщики не прекращают работать. Многие остаются в театре как педагоги-репетиторы, кто-то идет преподавать детям, кто-то становится хореографом. Бывшего артиста могут назначить художественным руководителем труппы. Некоторые осваивают кардинально новые профессии: все-таки 37−40 лет в современном мире – не приговор.

Балет – это 3 акта и Чайковский

Этот миф особенно распространен на постсоветском пространстве, где сильна классическая традиция. И чаще касается не балета, а потенциального зрителя, который предпочитает держаться от театра подальше, потому что там царят наивные истории про принцев и принцесс на 3 часа, пыльная бутафория и громогласный оркестр.

На самом деле, классических спектаклей, которые попадают под это описание, осталось около 10, и не все они в постоянном репертуаре театров. XX и XXI век подарили балету новую пластику и новые формы. Увидеть балерину в пачке теперь скорее редкость, а на пуанты иногда становятся даже мужчины. На сцену могут выйти босиком, на каблуках или в кроссовках, танцевать – совсем без музыки или под рок, как во многих постановках Complexions. Декорациям все чаще предпочитают пустую сцену и активно осваивают 3D-мэппинг. Западные театры, особенно в США, специально строят репертуар так, чтобы в течение сезона каждый человек мог открыть для себя балет, который ему понравится. И потому чередуют классические спектакли, которые постоянно обновляются, с современными. Продумывают даже благотворительные программы для малообеспеченных семей, привлекая в театр как можно больше новых зрителей.

Увы, в украинских театрах классика все еще в основе репертуара и обновляется крайне редко. Но всегда можно спланировать поход на балет в путешествии (западные театры обычно публикуют афишу на сезон вперед) или следить за независимыми гастролями зарубежных трупп в Украине.

Увидеть необычный балет под музыку Боуи:

25 ноября — Киев

27 ноября – Одесса

***

#bit.ua

Читайте нас у Telegram

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: