«а вы мне ничего не сделаете»

Школьные наказания

Насилие

Эрик Фиор, владелец частной французской школы в Йокогаме и отец трех сыновей, прошедших через японскую государственную систему образования, сказал, что в японских школах существует сильное давление, чтобы дети «соответствовали».

«Мальчики склонны к физическому насилию, и там будут толкать или толкать, что может закончиться дракой, но у девочек все по-другому», — сказал он. «Издевательства там, кажется, больше связаны с исключением девушки из группы или сплетнями о ней, и такого рода психическое насилие может быть столь же разрушительным, как и физический вред.»

Учителя часто не имеют подготовки или времени, чтобы тратить на обуздания хулиганов и жертв издевательств. Опрос Mainichi Shimbun показал, что 70 процентов учителей хотели бы сделать больше, чтобы предотвратить издевательства, но просто не имеют времени, в связи с уменьшением персонала в школах. Будучи ответственными за большое количество мероприятий, уроков, опросов и бумажной работы, подготовку классов и другую работу.

Учителя опасаются потерять контроль над классом. Механизм зарплаты и повышения по службе учитывает этот навык, поэтому учителя не решаются сообщать о травле. Хотя они не могут цинично игнорировать проблему, мы думаем, что это побуждает учителей выстраивать защиту поведения: «все хорошо, дети шутят и веселятся». Когда учителя не умеют управлять классом, имеют маленький авторитет, это более легкая позиция по умолчанию, чем вмешательство в жизнь класса, где уважение к ним уже минимально. Так что они согласны с «шутниками».

Министерство образования попыталось придать позитивный оттенок последним данным, утверждая, что 28-процентное увеличение числа зарегистрированных случаев свидетельствует о том, что учителя становятся более бдительными и строгими в отношении этой проблемы, которая ранее скрывалась.

Литература

1. Бочавер А.А. Метафора как инструмент анализа убеждений (в контексте представлений учителя о своей работе) // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 1. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50114.shtml (дата обращения: 30.09.2014).2. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.phtml (дата обращения: 30.09.2014).3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2013. Т. 10. № 3.4. Думов С.Б. Роль педагога в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 2.5. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма). 2010. URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36278_full.shtml6. Кутузова Д.А. Травля в школе. Мифы и реальность. URL:http://mediclabbor.ru/?p=294 (дата обращения: 09.09.2013).7. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1.8. Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1.9. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2.10. Собкин В.С., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т XVI. Вып. XXVIII. М., 2012.11. AMOK Antimobbekonsulenterne/Mobbeland. URL: http://www.mobbeland.dk (Дата обращения 20.12.2014).12. Boulton M. Teachers’ views on bullying: definitions, attitudes and ability to cope // British Journal of Educational Psychology. 1997. 67(2).13. Craig W., Harel2Fisch Y., Fogel2Grinvald H., Dastaler S., Hetland J., Simons2Morton B. et al. A cross*national profile of bullying and victimization among adolescents in 40 countries // International Journal of Public Health. 2009. 54.14. Hazler T., Miller D., Carney J., Green S. Adult recognition of school bullying situations // Educational Research. 2001. 43(2).15. Kochenderfer2Ladd B., Pelletier M.E. Teachers’ views and beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and students’ coping with peer victimization // Journal of School Psychology. 2008. 46.16. Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. N.Y., 2011.17. Lee C. Exploring teachers’ definitions of bullying // Emotional and Behavioural Difficulties. 2006. 11 (1).18. Maunder R.M., Harrop A., Tattersall A.J. Pupil and staff perceptions of bullying in secondary schools: comparing behavioural definitions and their perceived seriousness // Educational Research. 2010. 52 (3).19. Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. N.Y., 1993.20. Olweus D. Sweden. In: The nature of school bullying: A cross*natural perspective / Eds. K.P. Smith, J.M. Junger*Tas, D. Olweus, R. Catalano, P. Slee. London, 1999.21. Violence prevention works! Safer schools, safer communities. Home of the Olweus bullying prevention program. URL: http://www.violencepreventionworks.org/public/index.page (дата обращения: 20.12.2014).

Что делать, если мой ребёнок буллит других?

Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

Агрессия возникает:

  • из-за сложностей с коммуникацией,
  • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
  • из-за давления учителей,
  • из-за возрастного или личностного кризиса.

В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

Что поможет:

Распознавание буллинга

На рис. 1 выстроены по рангу те признаки, которые указывают респондентам на то, что в классе, возможно, происходит буллинг. Физический и вербальный виды агрессии преимущественно упоминаются ими вместе, либо не дифференцируются («агрессия»), поэтому они на гистограмме объединены. Можно заметить, что среди наиболее «популярных» признаков оказываются не только физическая и вербальная агрессия, но и, менее очевидно, травматичные формы поведения, такие как унижения, насмешки, негативные комментарии, пренебрежение и игнорирование (упоминаются более чем половиной респондентов, что отличается от данных зарубежных исследований). Как и ожидалось, очень редки упоминания о сплетнях и слухах (1 ответ) и вообще негативных отношениях в классе (2 ответа). В целом можно говорить о широком спектре ситуаций, определяемых как проявления травли, и о достаточно высокой компетентности респондентов в отношении распознавания буллинга.

«За ушко да на солнышко»

В Советской России официальный запрет на телесные наказания в школах действовал ещё с 1918 года. Впрочем, он нередко нарушался, особенно в трудовых коммунах, в детских учреждениях системы ГУЛАГ и позже в детских исправительных учреждениях.

Заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Еникополов рассказал Русской службе Би-би-си о временах своего детства: «Хорошо помню, как в третьем-четвертом классе многие мои одноклассники приходили в школу и не могли сесть за парту, у них там всё горело».

Сегодня, по российскому законодательству, родители могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 116 УК за телесные наказания детей. Она предполагает наказание в виде штрафа или обязательные работы, или арест на срок до трёх месяцев.

Каждая образовательная организация принимает так называемые локальные нормативные акты — документы, которыми регулируются различные вопросы деятельности школы. К ним относятся Устав, Правила внутреннего распорядка, Правила проживания в общежитиях и интернатах и другие. За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов школы обучающегося могут наказать.

Наказывают учеников путём наложения дисциплинарного взыскания. Их существует три вида:

За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Законодательно установлен запрет на применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.

Недопустимыми видами наказания является оставление после уроков, оскорбления, унижение человеческого достоинства, применения физической силы.

Кого наказывать нельзя?

Не допускается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении:

• учеников начальных классов,

• учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни или каникул.

Что влияет на выбор наказания?

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается:

• тяжесть дисциплинарного проступка,

• причины и обстоятельства, при которых совершён проступок,

• предшествующее поведение обучающегося,

• психофизическое и эмоциональное состояние ученика,

• мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей несовершеннолетн их обучающихся.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. В данные сроки не входит время, когда учащийся болел, был на каникулах, в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком.

Мера взыскания по истечению 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.

Здравствуйте. У меня такой вопрос: моему ребенку 7 лет, имеют ли право в школе ученика первого класса, за плохое поведение (например, во время перемены) наказывать публично, перед всеми учениками на линейке. Законно ли это?

Юлия, С Мухоршибирь, 40 лет

Задать свой вопрос

Что такое буллинг?

Термин «буллинг» происходит от английского слова bullying, что переводится как «запугивание». По сути, это преследование и травля кого-либо со стороны агрессивно настроенного человека или группы лиц. Травля может быть физической и психологической.

Психологическая травля – это оскорбления, угрозы, насмешки, унизительные комментарии в адрес жертвы, высмеивание ее интеллектуальных способностей, внешнего вида, прочих особенностей. Как вариант, группа лиц может объявить жертве бойкот и организовать для жертвы социальную изоляцию.

Физическая травля – это удары и толчки, порча и отъем личных вещей жертвы, в запущенных случаях – побои и прочие формы насилия.

С развитием цифровых технологий появился такой формат буллинга, как кибербулинг – травля через социальные сети, мессенджеры, электронную почту. Помимо обычных угроз и оскорблений, агрессивно настроенные лица часто создают контент, компрометирующий жертву, как с помощью Photoshop, так и путем видеосъемки в раздевалке перед уроком физкультуры, душевой кабинке в спортивной школе и т.д. Нередко такой материал используется для шантажа и вымогательства денежных средств под обещание удалить компрометирующее видео.

Почему такое происходит в современном и вроде как цивилизованном мире? Давайте разбираться!

Какое наказание предусмотрено?

Нанесение побоев ученику наказывается по ряду статей УК РФ. Наказание зависит от наличия или отсутствия повреждений на теле ученика, а также от отягчающих обстоятельств содеянного.

При ударе по голове, не повлекшем возникновения следов побоев, учителя, бившего ученика, можно привлечь к ответственности по статье 116 УК РФ. В качестве наказания применяется:

  • Штраф до 40 тысяч рублей.
  • Арест до полугода.
  • Обязательные работы до 360 часов.
  • Исправительные работы до 6 месяцев.

При наличии отягчающих обстоятельств применят:

  • Обязательные работы до 360 часов.
  • Исправительные работы до года.
  • Условное наказание до 2 лет.
  • Принудительные работы на тот же срок.
  • Арест до полугода.
  • Лишение свободы до 2 лет.

Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести квалифицируется по 112 статье УК РФ. В данном случае накажут: 

  • Принудительными работами до 36 месяцев.
  • Условным или реальным лишением свободы до 3 лет.

Дополнительно к уголовному наказанию применяют дисциплинарное. За избиение учителя уволят.

Культура унижения

Тем не менее культура унижения тех, кто в чем-то отличается, глубоко укоренилась в детях многих обществах, поясняет Накабаяси, хотя она согласна с тем, что Япония имеет некоторые уникальные особенности.

В Японии важна групповая культура. Эта практика означает, что каждый должен быть частью группы, следовать правилам и иметь то же мнение, что и другие участники. Это означает, что каждый человек, который отличается от других или не соблюдает правила, будет исключен и станет мишенью для хулиганов. Это также причина, по которой некоторые смотрят, но не реагируют; если вы не один из хулиганов, вы можете стать следующей жертвой. Это также относится к учителям, которые иногда знают, что происходит, но закрывают глаза или даже участвуют в издевательствах, чтобы избежать неприятностей.

Групповая культура также связана со школьным давлением, поскольку от учеников всегда ожидается успеваемость и наивысшие баллы, а те, у кого есть трудности, не получают никакой поддержки, им просто нужно идти вместе с остальным классом. Этот аспект японской культуры может объяснить, по крайней мере частично, проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе и которые могут привести их к желанию завершить свою жизнь.

Проблема усугубляется культурой, которая диктует, что посещение школы — единственный вариант.«Это настоящий ад для детей, которые знают, что над ними будут издеваться в школе, но у них нет другого выбора, кроме как пойти», — сказала она. Школы «ставят во главу угла коллектив. Страдают дети, которые не ладят в группе

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Причины того, что учитель бьёт ученика, нередко связаны с поведением детей. Без должного воспитания со стороны родителей, а также при неумении учителя наладить образовательный процесс, он может стать жертвой постоянных провокаций и издёвок со стороны детей. Не всегда нервы учителя выдерживают такое поведение учеников. Но ни при каких обстоятельствах он не вправе бить ученика.

Факт удара подталкивает родителей ученика к обращению в полицию. Закон позволяет действовать таким образом, но спешить с подачей заявления не стоит. Сначала нужно обратиться к администрации школы, чтобы выяснить обстоятельства и привлечь учителя к ответственности по месту работы.

Не всегда удаётся разрешить конфликт и наказать виновных в рамках учебного заведения. В таком случае нужно обращаться в полицию и суд. Родителей ученика ждёт длительное разбирательство, начинать которое нужно с:

  • Подачи заявления в полицию.
  • Сбора доказательств (медицинских справок, свидетельствующих о нанесении побоев).

В тексте заявления нужно подробно описать, что учитель бьёт ученика, рассказать об обстоятельствах произошедшего и указать данные участников конфликта и возможных свидетелей.

Помимо привлечения к ответственности, через суд можно взыскать с учителя моральный ущерб. При подаче такого иска стоит обратиться за помощью к опытному адвокату, поскольку удовлетворение исков о моральном ущербе во многом зависит от аргументированного исчисления суммы ущерба.

От синяков до сотрясений мозга

Насилие со стороны учителей в школах — явление, увы, не новое. Ещё наши родители рассказывали, как за накрашенные глаза старшеклассница могла получить указкой по пальцам, или хулиган, срывающий урок, зарабатывал от преподавателя подзатыльник. Времена поменялись — сейчас у каждого школьника есть смартфон, поэтому подобные инциденты не остаются в стенах школы, моментально попадают в сеть, вызывая общественный резонанс.

В последнее время случаи жестокого отношения учителей к детям участились. Так, в конце января этого года учительница из Смоленска ударила ученика в столовой за то, что он решил забрать домой недоеденную котлету. В Санкт-Петербурге примерно в эти же дни первоклассницу так ударила учительница, что ребёнок попал в больницу с сотрясением мозга. В Подмосковье преподаватель не трогала детей сама, но стравливала их между собой. Первоклашку жестоко избили одноклассники с разрешения учителя физкультуры, которая заявила, что «сегодня — день каннибала» и ребята могут пинать своего товарища, который «слишком долго завязывает шнурки». У ребёнка диагностировали сотрясение мозга и серьёзные ушибы.

Такой случай, без преувеличения, ломает психику ребёнка. Он переживает, иногда ему страшно рассказать о случившемся, он чувствует себя униженным и беззащитным, боится, что его не поймут и не поддержат родители, ведь ударил не абы кто, а взрослый и авторитетный человек.

Комментирует дипломированный психолог с 20-летним стажем, эксперт в области семейных отношений, действующий преподаватель по практической психологии детского научного лагеря «Экстерн» Ольга Свиридова:

— К сожалению, в системе образования не всегда работают высококвалифицированные кадры, и в некоторых ситуациях они позволяют себе совсем не педагогичное поведение. Каждый случай индивидуален, и прежде, чем подавать на педагога в суд, конечно, надо разобраться, что случилось.

С точки зрения психологии, дети, травмированные такой ситуацией, не хотят после этого идти в школу. Зачастую ребёнку приходится менять школу, при том, что он был не виноват в сложившейся ситуации

Для родителей важно учесть, насколько устойчивой психикой обладает их ребёнок, и, по возможности отодвинув эмоции на второй план, взвесив все «за» и «против» дальнейшего нахождения в этой конкретной школе, идти на разговор, причём не с учителем, а с администрацией учебного заведения

Если ребёнок по характеру «боец», то достаточно провести разъяснительные беседы, заверить, что подобное больше не повторится, дать понять, что родители и администрация школы на его стороне, и тогда возобновить занятия в школе. Если ваш ребёнок с менее устойчивой психикой, здесь может понадобиться помощь психолога. Что теперь испытывает ваш сын или дочь при словах «школа», «занятия», «учитель»? Страх. И справиться с ним бывает непросто

Родителям важно не принижать чувства ребёнка фразами вроде «ну что ты как маленький», «да ладно, все уже и забыли», а быть всё это время рядом с ребёнком, поддерживать его и вовремя обратиться к специалисту

Сейчас детские преступления, мат и оскорбления никого не удивят. За такое поведение нужно наказывать, но простой учитель этой возможности лишён. Невоспитанные дети сейчас ничего не боятся — они прекрасно знают, что за их «шалости» им ничего не будет.

Небольшой пример, характеризующий отношение советского общества к наказанию детей: семидесятые годы, праздник Ивана Купала. Жаркий летний рабочий день, дети (8-12 лет) обливают водой всех прохожих — и детей, и взрослых. Один из мальчиков облил из ведра проезжавшую мимо машину, в которой оказалось открыто окно. Машина останавливается, из неё выходит строго одетый мужчина в рубашке, брюках и туфлях, мокрый и очень недовольный… Обливший его сразу стал убегать. Мужчина погнался за ним и с разбегу дал пацанёнку хорошего такого пинка под зад, после чего мальчик стал потирать пострадавшую часть тела, а мужчина спокойно сел в автомобиль и уехал.

Сейчас этот случай стал бы громким скандалом и несомненно привлек внимание СМИ, но в советское время на все это смотрели гораздо проще, и ни у кого не было и мысли идти в милицию писать заявление за побои или жаловаться родителям — те бы сами ещё выписали «добавки». Даже сами дети считали, что получали заслуженно — раз уж решили проказничать, то надо быть готовым и к последствиям за шалости

Еще одна история от бывшего учителя английского языка, у которого пятьдесят лет стажа и звание Заслуженного учителя России: сельская местность, семидесятые годы, большая группа молодых педагогов только-только начала работать в школе. Старшеклассники и старшеклассницы в них повлюблялись, а вот хулиганы помладше начали новых учителей травить: заедать, пакостить, обзывать, срывать уроки… Молодые педагоги сначала терпели, а потом рассказали обо всём директору. Привели в кабинет главного зачинщика и устроили ему порку прямо на директорском столе. После такой «экзекуции» дисциплина у всех хулиганов заметно улучшилась, а травля прекратилась.

Да, никто не спорит, что в советской школе тоже хватало невоспитанных детей, доставлявших всем проблем, только вот советский учительский подход при работе с подобным контингентом несколько отличался от нынешнего. За оскорбление учителя могло последовать ощутимое наказание от самих же учителей.

Сейчас сложно представить ситуацию, чтобы простой прохожий или же учитель мог отвесить заслуженный пинок школьнику-хулигану, общество очень сильно изменилось за последние десятилетия. В советское время учитель был всегда прав, хоть порой случалась явная несправедливость в отношении детей. На сегодняшний день ситуация перекошена в абсолютно другую сторону и всегда прав не учитель, а ученик и его родители. Факт есть факт — в СССР проблем с детской вседозволенностью и безнаказанностью не было. По крайней мере, не в таком масштабе.

Виссарион Белинский

— С самого первого дня, как в жизни ребенка появляется учитель, меняется все вокруг. Меняется мышление, меняются цели и обязанности, а самое главное меняются идеалы. Этим идеалом как раз таки является сам учитель. Ребенок начинает делать все, что говорит учитель, начинает говорить как он. И тут появляется вопрос, как ученику стремиться стать лучше учителя, когда он является воплощением идеала!?

С одной стороны, стремление стать лучше – лучшее стремление, которое может быть у человека. Достигать с каждым днем все большего, и становиться лучше, и стараться самому стать для кого-то идеалом. Наставник нарочито подталкивает ученика, что он станет лучше его.

Но если посмотреть с точки зрения: как стать лучше своего идеала, и как понять, что ты стал лучше, – появляется другое мнение. Ведь мысль стать лучше наставника является большим преступлением для ученика. И ему кажется, что это невозможно.

2 стр., 889 слов

Взаимоотношения учителя и ученика

… читают: Картинка к сочинению Взаимоотношения учителя и ученика Популярные сегодня темы Каждое произведение … ученик превзойти своего учителя? По-моему, да. Если ученик превзойдёт своего учителя, то это значит, что учитель … Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести … В детстве нам хотелось стать счастливыми обладателями волшебной палочки. …

Мне кажется, ученик может и должен становиться лучше своего учителя. И хороший учитель сам подтолкнет его к этому. И нужно стать лучше, и познавать те рубежи, о существовании которых ты не знал только потому, что твой идеал казался тебе той самой вершиной, после которой выше и лучше нет. Ученик должен стать лучше своего учителя, и так должно быть всегда.

А что в цивилизованной Европе?

А вот во Франции
, например, ученику может попасть из-за своих родителей, которые опаздывают забирать ребенка из школы. Тут даже ввели штрафы тем, кто более двух раз опоздал за своим чадом. При этом малыш получает неуд по поведению.

Германия
более лояльна к своему новому поколению. Но есть и тут наказание, которого учащиеся боятся как огня. Летняя школа

Если ты недобрал количество часов посещений, неважно по каким причинам, болезнь ли или что-то серьезнее, школа обязывает три недели каждый день вместо каникул посещать специальное летнее образовательное учреждение. Оплачивают это учебу, естественно, родители.

Представление о последствиях буллинга

В ходе анкетирования задавался сложный составной вопрос о последствиях буллинга для разных категорий участников (жертв, преследователей, свидетелей, учителей), а также для всего класса и учебного процесса. При этом целенаправленно акцент сдвигается с рассуждений о буллинге как персональной истории отношений между преследователем и жертвой на представление о нем как о социально-динамическом процессе, характеризующем весь класс. Респонденты дали достаточно согласованные ответы, перечисляя серии последствий, которые вполне согласуются с данными зарубежных исследований. Наиболее частотные представления о последствиях буллинга перечислены ниже (в скобках указан процент респондентов, дающих такой ответ).

  • Для жертв: суицидальные мысли и попытки (50%); депрессия, психологическое и физическое страдание (42%); замкнутость (38%); психологическая травма (38%); снижение самооценки (33%); агрессия (26%); прекращение учебы (26%); антисоциальное поведение (13%).

  • Для преследователей: привычное агрессивное поведение (51%); негативная социальная идентификация, плохая репутация (37%); административное наказание (32%); дисгармоничное развитие личности (жестокость, безразличие и т.п.) (29%); делинквентное поведение (21%); неэффективные коммуникации (12%).

  • Для свидетелей: психологическая травма (28%); потеря веры в справедливость (27%); привычка к равнодушию (24%); необходимость выбора занять чью-то сторону либо изолироваться (17%); переживание себя как соучастника травли (16%); девиантное поведение (13%); биполярное восприятие мира (люди либо агрессивны и имеют власть, либо неагрессивны и становятся жертвами) (11%).

  • Для учителей: нервное напряжение (26%); проблемы с дисциплиной в классе (25%); снижение статуса среди учеников (18%); возможность профессионального роста (18%); снижение самооценки (17%); выговор, административные взыскания (10%).

  • Для всего класса: плохие отношения и разобщенность (61%); небезопасная атмосфера (36%); сложности с учебой (14%); недоверие к учителю (10%).

  • Для учебного процесса: снижение успеваемости (53%); обесценивание, потеря значимости учебы (38%); прекращение учебы (13%).

Если посмотреть на вклад различных «мишеней» в совокупном представлении о последствиях буллинга (рис. 2), то видно, что большая часть упоминаемых последствий (29%) приходится на жертву, что соответствует обыденным представлениям о том, что буллинг — процесс, травматичный для жертвы. Однако достаточно много разнообразных (почти всегда негативных) последствий рассматривается и в отношении преследователя, и свидетелей, и учителей, и класса в целом. Хочется отметить, что 18% респондентов говорят о том, что ситуация травли, с которой сталкивается сотрудник школы, предоставляет ему возможность для профессионального роста и развития собственной компетентности.


Рис. 2. Распределение упоминаемых последствий (доли от всех упоминаемых последствий по «мишеням»)

Как восстановить справедливость

Что делать, если учитель гнобит ребёнка? Первое, что необходимо, — это поговорить с самим ребенком на предмет оснований обвинения педагога. Лучше всего, если ваши дочь или сын запишут видео или аудио с доказательствами своих слов.

Если у вас есть неоспоримые доказательства, свидетельства и факты нарушения прав своего ребенка в учебном заведении, следует немедленно обратиться к администрации школы с жалобой.

Встреча родителей с педагогом и учащимся должна проводиться в присутствии психолога и администрации школы в лице директора.

Если конфликт невозможно урегулировать путем мирных переговоров двух сторон, то разумно привлечь в дискуссию уполномоченного по правам ребенка.

Для этого родители потерпевшего обращаются в полицию с заявлением по факту избиения их ребенка в учебном учреждении.

В заявлении указываются обстоятельства ситуации, зафиксированные медицинские обследования, доказательства слов заявителя, персональные данные учителя, ученика и подающего заявление родителя, подпись.

Полиция занимается допросом подозреваемого и потерпевшего, составлением обвинительного акта, передачей дела в судебную инстанцию для подтверждения или опровержения виновности. В течение одного месяца суд рассмотрит дело и вынесет решение.

Жалобы в вышестоящие инстанции могут быть коллективными. Их составлением занимается родительский комитет класса, в котором обучаются потерпевшие дети (также с указанием правовых оснований обращения, предмета недовольства, персональных данных обеих сторон, подписями заявителей).

Социальные нормы

«Издевательства распространены во многих странах, поскольку не все дети цивилизованные в раннем возрасте, но я чувствую, что здесь, в Японии, все по-другому», — сказала Миеко Накабаяси. —В здешних школах мишенью будет ученик, который отличается от других. То же самое происходит и в японском обществе. Соответствие очень знаменательно.

Это отношение настолько распространено в японском обществе, что есть поговорка, которая подводит итог тому, как обращаются с каждым, кто выделяется из толпы:  «Гвоздь, который торчит вверх, забивают».

По словам Накабаяши, существуют своеобразные социальные нормы, особый менталитет.

Мальчик

По словам родителей, 15-летний школьник души не чаял в своих бабушке и дедушке, что сделало убийство дедушки и нанесение ножевых ранений бабушке 18 октября 2019 года еще более загадочными.

Однако, когда его арестовали на следующий день, все стало намного яснее. Хотя и не менее ужасно.

Мальчик, личность которого не была озвучена властями, поскольку он несовершеннолетний, рассказал полиции, что он отправился в дом своих бабушки и дедушки в префектуре Сайтама, к северу от Токио, чтобы убить их, потому что он не хотел, чтобы они стыдились того, что он планировал сделать впоследствии. Мальчик собирался пойти в свою школу и зарезать одноклассника.

Бабушка и дедушка мальчика стали статистами в кризисе, который уже давно преследует японские школы, но, как показывает новое исследование, становится все более острым.

Как наказывают школьников в других странах?

Есть на карте мира и страны, в которых система образования наказание школьников не только предусматривает, но даже поощряет.

В странах Африки наказания не редкость. Так, в Намибии детей наказывают не только за драки и оскорбления учителей, но и за простые шалости, свойственные всем детям. Например, здесь учителя имеют право поставить ученика под дерево, где он будет стоять рядом с гнездом ос. В Либерии и Кении за непослушание могут ударить плетью.

В Германии детей заставляют отрабатывать все пропущенные школьные дни за год. В США и Канаде в качестве наказания отстраняют от учебы на некоторое время, а в это самое время ребенок должен посещать психотерапевта. В Англии в некоторых школах до сих пор разрешены физические наказания, например удары указкой или линейкой. Кроме того, в Великобритании принято назначать за провинности отсидку в классе с такими же провинившимися. Во время такой отсидки дети должны читать или переписывать заданный текст (помните Гарри Поттера и его «я не должен лгать»?).

В Корее наказания бывают индивидуальными и групповыми: в случае небольших проступков ребенка могут слегка ударить указкой, а весь класс заставить подолгу стоять и держаться за руки, поднятые вверх. Самое страшное наказание для детей в Бразилии — это запрет играть в футбол не переменах. А во Франции дети могут пострадать за непунктуальность родителей: если последние забудут вовремя забрать ученика из школы, то взрослые получат штраф, а дети — «неуд» по поведению.

В недавнем интервью «Дождю» Рудковская сказала, что её родители в детстве пускали в ход ремень в воспитательных целях и она сама ценит некоторую жёсткость в воспитании сына ради того, чтобы он «вырос мужчиной».

Это признание вызвало скандал. В среду продюсировавшая Диму Билана светская львица опубликовала в «Инстаграме» видео, в котором её сын (она называет его «Гном Гномыч») называет рассказ матери о наказаниях шуткой.

Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога

Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное

В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: