Детство и юность
Достоверная дата рождения Даниила Бернулли – 8 февраля 1700 года. Он родился в городе Гронинген в Нидерландах. Его родителями были Иоганн Бернулли и Доротея Фолкнер. Отец Иоганн (родом из Базеля) был квалифицированным врачом и блестящим математиком. Репутация Иоганна была настолько высока, что его называли «Архимедом своего времени». Неудивительно, что с таким отцом, как Иоганн, Даниил быстро прогрессировал в науке. Два брата Даниила тоже стали первоклассными математиками.
Семья Бернулли из Бельгии бежала в Швейцарию от преследования католиков. Глава семьи Николай (отец Иоганна, дед Даниила) нажил состояние на торговле пряностями. В 1705 году, когда Даниилу было пять лет, его семья переехала в Базель в Швейцарии (родной город его родителей), где его отец был назначен заведующим кафедрой математики в местном университете.
Даниил поступил в Базельский университет в возрасте 13 лет, чтобы изучать философию и логику. Он сдал экзамен на степень бакалавра в 1715 году и получил степень магистра в 1716 году. Несмотря на высокую репутацию, отца Даниила возмущала низкая зарплата, которую платили математикам. Поэтому он выбрал для сына карьеру врача. Даниил изучал медицину в Гейдельберге в 1718 году и Страсбурге в 1719 году. Он вернулся в Базель в 1720 году и получил степень доктора медицины в 1721 году в возрасте 21 года, защитив диссертацию по механике дыхания. Бернулли надеялся получить место преподавателя в Базельском университете, но проиграл в процедуре жеребьёвки. Безуспешно пытаясь найти работу в Базеле, Даниил изучал математику.
Даниил Бернулли на портрете (1720-1725)
Судьба и музыка
Юрий Богданов имеет множество интересов: обожает природу, ходит по грибы и неплохо в них разбирается, пишет композиции собственного сочинения и стихи (как утверждает виртуоз, «пока в стол»), ценит возможность поплавать, прекрасно образован в области педагогики.
Богданов был бы талантливым человеком и без фортепьяно. Однако, как он сам говорит, судьба и родители направили его на жизненный путь, неразрывно связанный с музыкой.
В игре Юрия Богданова нет «демонизма», свойственного Паганини, он не испытывает необходимости записывать диски на студии (хоть и имеет 8 компактов) и не пугается зала, как это происходило с Гленном Гульдом. Богданов не выбрасывает на сцену волны энергии, не поражает бесконечной экспрессией. Он просто играет классику, играет классику так, что тысячи молодых пианистов хотят быть похожими на него, маститые профессора и серьезные музыкальные сообщества интересуются его мнением о том, как должна звучать музыка.
В сорок один год Богданов уже успел стать непререкаемым авторитетом среди пианистов и мастеров классического исполнения. Он интерпретатор, он композитор, он актер, который помогает публике постигнуть «творчество, происходящее во времени».
Сейчас Богданов – это живая классика, живая история музыки, его исполнение не вызывает транса, но, наблюдая за игрой этого человека, ощущая, как из-под тонких пальцев льется мелодия, слушатель постепенно погружается в музыку. Даже не обладая особым слухом, слышащий проникается величием искусства, дошедшим до нас из глубины веков и исполненным с должным старанием.
На протяжении всей жизни Богданов развивался, совершенствовался и эволюционировал, чтобы сейчас человек, пришедший на его концерт, мог понять, как звучит легенда. Своими уроками и своей игрой Богданов дает старт множеству новых музыкальных талантов.
И кто знает, может быть, достаточно услышать его игру, чтобы ощутить в себе живое биение музыкального пульса.
Тайны и загадки Паганини
Музыкант нередко заявлял о неких секретах своего исполнения, которые он раскроет только по окончании карьеры. С этим же связана его нежелание публиковать собственные сочинения, что якобы сможет рассекретить его тайну. Некоторые особо рьяные зрители видели на плече музыканта во время выступления Сатану, другие лицезрели его полет на небо в карете вместе со свитой.
Он стал первым, кто использовал на концертах игру на скрипке наизусть, а не по нотам. Постоянные занятия игрой на музыкальных инструментах позволили развить феноменальную силу кистевых мышц, поэтому Паганини мог без труда сломать двумя пальцами фарфоровую тарелку.
Никколо был виртуозным исполнителем. Однажды на спор он блестяще дирижировал оперой, играя на скрипке из двух струн. А на очередном дне рождения Наполеона он исполнил одноименную с ним сонату только на четвертой струне. По мнению Д. Ф. Ойстраха, феномен Паганини заключается в необыкновенном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, позволявшего по максимуму применять психофизиологические качества.
После смерти церковь воспротивилась захоронению останков музыканта на христианском кладбище, так как он отказался причащаться. Причина такого поступка Паганини была ясна — он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.
Реальный пианист или вымышленный герой?
Вопрос о реальности или вымышленности главного героя фильма «Легенда о пианисте» волнует многих зрителей. Приверженцы теории о реальности пианиста ссылаются на то, что это история основана на реальных событиях и рассказывает о жизни талантливого музыканта Новейла.
Другие утверждают, что герой фильма является вымышленным персонажем и история о нем не имеет оснований в реальных событиях. Критики указывают на то, что нет подтверждений существования Новейла и его достижений в мире музыки.
Вспоминается, что в титрах фильма указано, что история вымышленная, однако не все зрители обращают на это внимание. Независимо от того, является ли Новейл реальным пианистом или вымышленным героем, фильм «Легенда о пианисте» оставляет яркое впечатление и восхищение своей музыкой и историей
В нем демонстрируется величие музыки, страсть и преданность искусству, которые могут захватить каждого зрителя
Независимо от того, является ли Новейл реальным пианистом или вымышленным героем, фильм «Легенда о пианисте» оставляет яркое впечатление и восхищение своей музыкой и историей. В нем демонстрируется величие музыки, страсть и преданность искусству, которые могут захватить каждого зрителя.
Независимо от истинности истории, фильм великолепно передает атмосферу мира пианиста, его музыкальную виртуозность и приверженность искусству
Так или иначе, «Легенда о пианисте» является одним из самых известных фильмов о жизни музыканта и ставит акцент на важности искусства в нашей жизни
Первые путешествия
Леопольд мечтал, чтобы его сын стал композитором. По старинному обычаю, будущие композиторы сначала должны были зарекомендовать себя в качестве исполнителя. Чтобы мальчику начали покровительствовать известные дворянские особы, и в дальнейшем без проблем можно было бы получить хорошую должность, отец Моцарт принял решение устроить детский гастрольный тур. Он повёз детей путешествовать по княжеским и королевским европейским дворам. Эта пора странствий продлилась почти 10 лет.
Первая такая поездка состоялась зимой 1762 года, отец с детьми отправился в Мюнхен, жена осталась дома. Это путешествие продлилось три недели, успех чудо-детей был громким.
Отец Моцарт укрепился в своём решении возить детей по Европе и на осень запланировал поездку в Вену всей семьёй. Этот город был выбран не случайно, в то время именно Вена слыла культурным европейским центром. До поездки оставалось ещё 9 месяцев, и Леопольд начал усиленно готовить детей, особенно сына. В этот раз он сделал ставку не на успешную игру мальчика на музыкальных инструментах, а на так называемые эффекты, которые зрители воспринимали куда воодушевлённее, чем саму музыку. К этой поездке Вольфганг научился играть на затянутых материей клавишах и с повязкой на глазах, при этом он не делал ни единой ошибки.
Когда наступила осень, вся семья Моцартов отправилась в Вену. На почтовом корабле они плыли по Дунаю, делали остановки в городах Линце и Ибсе, давали концерты и везде слушатели были в восторге от маленького виртуоза. В октябре слава о талантливом мальчике докатилась до императорского величества, семье был назначен приём во дворце. Встретили их вежливо и тепло, концерт, который давал Вольфганг, длился несколько часов, после чего императрица даже разрешила ему посидеть у себя на коленях и поиграть со своими детьми. Для будущих выступлений она подарила юному дарованию и его сестре красивую новую одежду.
Каждый день после этого Леопольд Моцарт получал приглашения выступить на приёмах у высокопоставленных лиц, он принимал их, маленький уникальный мальчик выступал по несколько часов. В середине зимы 1763 года Моцарты вернулись в Зальцбург, и после небольшого перерыва началась подготовка к следующему путешествию в Париж.
Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года
Вердикт: это почти правда.
Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год Stadtmuseum, Linz
Первые дошедшие до нас автографы То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.
Смерть и захоронение
Последние годы жизни Никколо Паганини провел в Ницце, куда он переехал в 1838 году. Там его состояние еще больше ухудшилось. 20 мая 1840 года епископ Ниццы отправил местного приходского священника совершить причастие. Веря, что он будет жить, Паганини отказался. Но он внезапно умер от внутреннего кровотечения 27 мая 1840 года, не совершив последние обряды.
После его смерти церковь отказала его телу в католическом погребении из-за отказа принять причастие и предполагаемой связи с дьяволом. После неоднократных запросов сына четыре года спустя останки Никколо Паганини были перевезены в Геную, но не были захоронены.
Только в 1876 году его тело было погребено в Парме. В 1896 г. Паганини был перезахоронен на кладбище Ла Виллетта, также в Парме. Позже там был установлен памятник.
Учеба в Парме
К началу 1795 года Никколо Паганини в своем родном городе зарекомендовал себя как известный музыкант, обычно играя на концертах свои собственные композиции. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Поняв это, отец решил отвезти его в Парму к Алессандро Ролла.
Чтобы поехать и остаться в Парме, нужны были деньги, а у семьи их не было. Поэтому отец заставил его практиковаться еще больше, чтобы он мог собрать достаточно денег на благотворительном концерте, который состоялся в Театре Св. Агостино в июле 1795 года. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Никколо Паганини уехать в Парму в 1796 году.
Добравшись до дома Ролла, они обнаружили, что хозяин болен и лежит в постели. Пока они ожидали его, мальчик заметил музыкальный инструмент и композицию, лежавшую рядом. Взяв скрипку, Никколо Паганини начал играть. Ролла, хотя и был очень болен, был поражен его игрой и сказал подростку, что ему нечего предложить. Однако он в течение нескольких месяцев давал ему уроки, а затем предложил изучать композицию у Фердинандо Паэра и контрапункт у Гаспаро Гиретти.
Никколо учился полгода. Под руководством Паэра написал 24 фигуры для четырех рук, а обучаясь у Гиретти, он написал огромное количество инструментальной музыки. Никколо также дал ряд концертов, как в Парме, так и в Колорно, зарабатывая себе славу и деньги.
Международная слава
К концу 1809 года, после того как отношения с Великой княгиней осложнились, Никколо Паганини покинул Флоренцию, чтобы начать карьеру свободного музыканта. Теперь он путешествовал по Генуе и Парме и был признан местным зрителем виртуозом. Однако за их пределами он оставался неизвестным.
Первый большой прорыв в биографии Паганини произошел, когда 29 октября 1813 года он дал свой первый концерт в миланском театре «Ла Скала»
Выступление было чрезвычайно успешным и привлекло внимание выдающихся музыкантов Европы. В течение десяти недель он выступал там же еще 6 раз
Вскоре Паганини стали считать главным скрипачом в Европе. Он дал более ста концертов в разных городах Италии, таких как Генуя, Парма, Флоренция, Турин, Неаполь, Болонья, Венеция и Рим. Это был также период, когда из-за своего невоздержанного образа жизни он много болел.
Интересные факты о Моцарте
- Однажды маленький Вольфганг сообщил австрийской эрцгерцогине Марии Терезии, что в будущей взрослой жизни он женится на ее дочери, Марии-Антуанетте. И всё из-за того, что она отнеслась к нему с добротой и помогла подняться на ноги, когда он упал.
- Предположительно череп Моцарта был выставлен в Зальцбурге, затем передан в частную коллекцию Моцартеума, но его подлинность не была доказана. Согласно экспертизе ДНК черепа не совпала с ДНК двух родственников композитора, эксгумированных из семейного склепа в Зальцбурге.
- Помимо родного немецкого, Моцарт владел итальянским, английским и французским языками. Он также хорошо знал испанский, русский, латинский, голландский, чешский, польский и турецкий языки, хотя в этих языках он был менее сведущ. В общей сложности он знал 12 языков.
- Моцарт утверждал, что научил любимого скворца петь вступительную часть своего фортепианного концерта № 17, К 453.
- Есть лягушка, названная в честь Моцарта, Eleutherodactylus Amadeus, или, для краткости, лягушка Моцарта. Он назван так потому, что кваканье лягушки напоминает музыкальные ноты.
- Вам понадобится 202 часа или около 8 с половиной дней непрерывного прослушивания, чтобы освоить все произведения Моцарта.
- В XVII веке Ватикан заказал песню, которая должна была исполняться исключительно в Сикстинской капелле. В течение 150 лет композиция держалась в секрете. До тех пор, пока 14-летний Моцарт не прослушал ее дважды. Затем он переписал ее по памяти и создал первую несанкционированную копию песни. Однако убедительных доказательств этого факта не существует. По этой причине это считается мифом.
- У него были близкие, возможно, интимные отношения со своей кузиной Марией Анной Текла Моцарт, или Марианной. Десять их писем сохранились и получили название «Письма маленькой кузины». Письма содержат довольно откровенные сексуальные намеки, которые не позволяют поверить, что они были просто друзьями.
- У него было шестеро детей, но только двое выжили в младенчестве. Ни у одного из двух его выживших детей не было собственных детей, что положило конец родословной Моцарта еще до конца восемнадцатого века.
Учеба у Джакомо Косты
Очень скоро Серветто понял, что его музыкальных знаний недостаточно для обучения такого талантливого ребенка. Поэтому он направил его к Франческо Гнекко, а тот в свою очередь — к своему собственному учителю, Джакомо Косте.
В 1793 году в течение шести месяцев он дал Никколо тридцать уроков. Довольный прогрессом своего ученика, Коста пригласил его играть в нескольких церквях в Генуе. Первое зарегистрированное публичное выступление Никколо Паганини состоялось в церкви Сан-Филиппо Нери 26 мая 1794 года.
Во второй раз он выступил 1 декабря 1794 года в соборной церкви Ностра Синьора делле Винье по случаю Дня святого Элигия. За это он был впервые упомянут в рукописном журнале Avviso.
Продолжая выступать публично, в мае 1795 года Паганини снова появился в церкви Сан-Филиппо Нери, и вновь был упомянут в выпуске Avviso от 30 мая 1795 года. В нем говорилось, что «гармоничный концерт в исполнении приятного 12-летнего мальчика, г-на Никколо Паганини, ученика профессора г-на Джакомо Косты, завершился всеобщим восхищением и одобрением».
Когда его слава начала распространяться, отец становился все более строгим, заставляя сына упражняться по 15 часов в день. Если Антонио думал, что он тренировался недостаточно усердно, заставлял его практиковать больше, отказывая ему в еде. Таким образом, Никколо терпел физическое и психическое насилие.
Самостоятельная жизнь
Обрушившаяся на молодого человека слава стала тяготиться влиянием отца, и при первом же удобном случае Никколо покинул родительский дом, став первым скрипачом в Лукке. Он страстно отдает себя работе, возглавляя городской оркестр и параллельно с этим концертируя. В это время музыкант начинает наслаждаться многими радостями жизни, играя в карты и предаваясь любовным утехам. Увлеченный некой «сеньорой Диде», он даже на несколько лет оставляет гастроли, только «с удовольствием щупая струны гитары».
В 1804 году Паганини возвращается к творчеству, но уже на следующий год стал служить придворным скрипачом в Лукке. Здесь правил Ф. Бачокки, супругой которого была сестра Наполеона княгиня Элиза, с которой у музыканта возникают страстные отношения. С 1808 года он возобновляет гастрольную деятельность.
В 1814 году Никколо дает концерты на родине. Здесь его встречают с огромной теплотой, называя не иначе, как гением. Публику поражала необычайная легкость владения скрипкой и виртуозное исполнение сложных партий. Неслучайно музыканта неоднократно приглашали выступать в знаменитом театре «Ла Скала».
В 1821 году Паганини вновь оставляет концертную деятельность из-за большого букета обострившихся болезней — ревматизма, туберкулеза, кишечных и желудочных болей. Это вынуждает его переехать в Павию поближе к известному врачу С. Борда. Кровопускание, жесткая диета и втирание мазей помогли не сразу. От нахлынувшей слабости музыкант долго не рисковал брать в руки скрипку, и его единственной отдушиной оставались частные уроки с сыном генуэзского купца юным К. Сивори.
Победив болячки, кроме «невыносимого кашля», Паганини в 1824 году выступает в Милане, Павии и Генуе. Чуть позже музыкант создает новые произведения — «Военную сонату», «Польские вариации», а вместе с ними и три концерта для скрипки, наиболее известным из которых стал второй со знаменитой рондой «Кампанелла».
Ранние профессиональные успехи
Детство Моцарта было насыщено музыкой с самого раннего возраста. Его отец, Леопольд Моцарт, был музыкантом и музыкальным преподавателем, который старался развивать музыкальные способности своего сына.
В возрасте всего шести лет Моцарт начал давать свои первые публичные выступления в качестве пианиста и скрипача. За несколько лет юный Моцарт проявил свое исключительное музыкальное талант. Он умел играть на множестве инструментов, включая скрипку, фортепиано, орган и клавесин. В 1762 году Моцарт даже отправился в большой турне по Европе, где выступал перед королевскими семьями и знатными гостями. Профессиональные успехи Моцарта начались в очень раннем возрасте и только устанавливались с годами.
Произведения
- № 1, ми мажор
- № 2, си минор
- № 3, ми минор
- № 4, до минор
- № 5, ля минор
- № 6, соль минор
- № 7, ля минор
- № 8, ми-бемоль мажор
- № 9, ми мажор
- № 10, соль минор
- № 11, до мажор
- № 12, ля-бемоль мажор
- № 13, си-бемоль мажор
- № 14, ми-бемоль мажор
- № 15, ми минор
- № 16, соль минор
- № 17, ми-бемоль мажор
- № 18, до мажор
- № 19, ми-бемоль мажор
- № 20, ре мажор
- № 21, ля мажор
- № 22, фа мажор
- № 23, ми-бемоль мажор
- № 24, ля минор
№25 си минор и аля мажор
6 сонат для скрипки и гитары, Op. 2
- № 1, ля мажор
- № 2, до мажор
- № 3, ре минор
- № 4, ля мажор
- № 5, ре мажор
- № 6, ля минор
- 6 сонат для скрипки и гитары Op. 3
- № 1, ля мажор
- № 2, соль мажор
- № 3, ре мажор
- № 4, ля минор
- № 5, ля мажор
- № 6, ми минор
15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4
- № 1, ля минор
- № 2, до мажор
- № 3, ля мажор
- № 4, ре мажор
- № 5, до мажор
- № 6, ре мажор
- № 7, ми мажор
- № 8, ля мажор
- № 9, ре мажор
- № 10, ля мажор
- № 11, си мажор
- № 12, ля минор
- № 13, фа минор
- № 14, ля мажор
- № 15, ля минор
Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля минор (1830 г.)
Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
Концерт для гитары с оркестром ля мажор
Ведьмы (Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто»), Op. 8
Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
Концертное аллегро Moto Perpetuo , соль мажор, Op. 11
Вариации на тему Non più Mesta , Op.12
Вариации на тему Di tanti Palpiti , Op.13
60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba , Op. 14 (1835 г.)
Кантабиле, ре мажор, Op. 17
Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор
Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)
Соната для большого альта (вероятно, 1834)
Великий музыкант ли одинокий гений
Многие великие музыканты и композиторы были известны не только своим уникальным талантом, но и своей одиночеством. Миф о том, что гениальность и одиночество идут рука об руку, был подкреплен многими историческими фактами.
Музыка, как искусство, требует кропотливой работы и глубокой саморефлексии. Большинство музыкантов проводят много времени в одиночестве, занятыми практикой, исследованием и композицией. Этот процесс может быть тяжелым и изнурительным, что может привести к отчуждению от окружающего мира.
Одинокий гений может быть связан с тем, что великие музыканты видят мир по-другому, они часто воспринимают и понимают его глубже и интенсивнее, чем обычные люди. Их гениальность может часто ставить их в ряд с особыми личностями, чье поведение и мышление не всегда понятны или трактуемы нашим обычным пониманием.
Одинокий гений также связан с тем, что музыку нельзя создать коллективно. Композиторы и пианисты могут консультироваться с другими музыкантами, но в конечном счете их пьесы являются продуктом их собственного гения. Они индивидуалисты, уникальные в своем творческом подходе и восприятии музыки.
- Один из примеров одинокого гения в мире музыки — Людвиг ван Бетховен. Он был глухим и изолировался от общества, но его музыка все равно до сих пор восхищает и вдохновляет людей во всем мире.
- Другим примером является Фредерик Шопен, чьи пианистические шедевры перенесли слушателей в мир мечты и эмоций. Он был склонен к хроническому одиночеству и боролся с непостижимой болезнью.
- И еще один пример — Сергей Рахманинов, известный своими меланхоличными и эмоциональными композициями. Он был одиночкой, который страдал от депрессии и часто предпочитал одиночество компании.
Однако следует отметить, что не все музыканты-гении были полностью одинокими. Некоторые из них могли иметь круг близких друзей и коллег, которые источали взаимопонимание и поддержку. Такие отношения могли вдохновлять и мотивировать музыкантов на творчество, но их внутренний мир и их великолепная музыка все равно оставались уникальными.
Таким образом, многие великие музыканты-гении действительно были одинокими и непонятыми в своем времени. Но это одиночество служило основой для их творчества и позволило им создать великую музыкальную легенду.
Раннее детство
В городе Зальцбурге, бывшем на тот момент столицей Зальцбургерского архиепископства, на улице Гетрайдегассе в доме 9 появился на свет музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцарт. Это произошло 27 января 1756 года. Папа Вольфганга, Леопольд Моцарт, служил в придворной капелле у местного князя-архиепископа композитором и скрипачом. Мама малыша, Анна Мария Моцарт (девичья фамилия Пертль), была дочерью комиссара-попечителя Санкт-Гильгенской богодельни, она родила всего семь детей, но живыми остались лишь двое – Вольфганг и его сестра Мария Анна.
То, что малыши одарены от природы музыкальным талантом, было заметно с самого раннего детства. Девочку уже в семилетнем возрасте отец стал обучать игре на клавесине. Это занятие нравилось и маленькому Вольфгангу, ему было только 3 годика, а он уже садился за инструмент после сестры и развлекался, подбирая созвучные мелодии. В таком раннем возрасте он мог по памяти проиграть на клавесине некоторые фрагменты услышанных им музыкальных пьес. Отец был впечатлён способностями своего сына и стал разучивать с ним менуэты и пьесы на клавесине, когда мальчику было чуть больше 4-х лет. Уже через год Вольфганг сочинял свои первые маленькие пьесы, а отец записывал за ним. А к шести годам, кроме клавесина, мальчик самостоятельно научился играть на скрипке.
Отец очень любил своих детей, и они платили ему взаимностью. Для Марии Анны и Вольфганга папа стал самым хорошим человеком в их жизни, воспитателем и учителем. Брат с сестрой ни разу в своей жизни не посещали школу, при этом получили отличное образование на дому. Маленький Моцарт в полной мере увлекался тем предметом, который изучал в данный момент. К примеру, когда он обучался арифметике, весь дом, стол, стены и стулья исписывались мелом, кругом были только цифры, в такие моменты он даже на время забывал о музыке.
Поиски признания
В родном городе молодой музыкант поступил на службу капельмейстером к архиепископу Коллоредо. Человеческие отношения между ними не сложились, патрон вел себя высокомерно по отношению к Моцарту. Вольфганг старался освободиться из-под зависимости и брался за заказы в других городах — в Вене, Праге, Лондоне — чем вызывал еще большее раздражение. Коллоредо уволил Моцарта, впрочем, тот был рад такому исходу. Теперь он мог вырваться из провинциального Зальцбурга и поискать признания в других странах.
В 1781 году Вольфганг поселился в Вене, с которой связано самое плодотворное последнее десятилетие его жизни. Здесь он обвенчался с Констанцей Вебер.
Вена, музыкальная столица того времени, была избалована множеством талантливых музыкантов, композиторов, и после шумного успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году несколько охладела к следующим его произведениям. Зато в Праге он был любим и принят.
Рис. 3. Семья Моцартов
Моцарт близко дружил с Йозефом Гайдном, эти два музыканта безмерно восхищались и понимали друг друга. Вопреки литературному мифу, Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери не соперничали, а относились друг к другу с большим уважением, несмотря на то, что в Вене соперничество среди музыкантов было очень острым.
Однако у Моцарта были другие завистники. Не только из-за таланта и славы, но и из-за независимого и прямодушного нрава гения. Вольфганг не получил постоянного места при дворе или при каком-нибудь влиятельном вельможе, но его талант и труд в финансовом плане хорошо обеспечивали его. Обретя такую желанную независимость, Моцарт не таил своих мыслей, даже нелицеприятных, высказывался прямо и с достоинством.
Великий композитор и его место в семье
Вольфганг Амадей Моцарт был седьмым ребенком в семье. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, Австрия. Его отец Леопольд Моцарт был признанным композитором и скрипачом, а его мать Анна Мария была талантливой музыканткой и певицей. У Моцарта также было сестра, Мария Анна, которую он прозвал Наннерль и которая также была очень талантливой музыканткой.
В семье Моцартов было еще пятеро детей, однако только двое из них, Вольфганг и Наннерль, проявили изначальный музыкальный талант. Они с детства занимались музыкой и активно участвовали в концертах и выступлениях. Отец Леопольд был строгим учителем и тренером для детей, он с самого раннего возраста развивал их музыкальные способности.
Вольфганг писал свою первую композицию в возрасте пяти лет, а в восьмилетнем возрасте уже выступал перед австрийской императрицей Марией Терезией. Его преждевременное развитие поражало окружающих, и многие считали его чудом природы. Моцарт входит в список тех детей-чудес, которые уже в раннем возрасте показывают выдающиеся способности в определенной сфере.
Моцарт был гением, и его талант прославился по всей Европе. Он написал более 600 произведений, включая симфонии, оперы, концерты и камерную музыку. Моцарт также был одним из первых композиторов, который писал музыку для фортепиано соло. Его музыка впечатляет своим разнообразием стилей и глубиной выражения.
У Моцарта было непростое детство и отношения в семье были сложными. Вместе с отцом и сестрой они много путешествовали по Европе, чтобы демонстрировать их музыкальные таланты. Отец строго контролировал детей и постоянно тренировал их. В конечном счете, Моцарт и Наннерль стали одними из самых известных музыкантов своего времени.
В большой семье Моцартов любовь к музыке передавалась из поколения в поколение. Семейство Моцартов стало символом таланта и музыкального гения. Наследие, оставленное Моцартом и его семьей, остается несомненным вкладом в музыкальное искусство.
Орден за музыкальную память
Чудо-ребёнок Моцарт младший снова и снова продолжал и до сих пор продолжает удивлять мир. Уже начиная с 4-х лет (такого не было в истории) он даёт концерты, разъезжая по всей Европе с папой и тоже очень музыкально одарённой 6-летней сестрёнкой Нинерль.
Когда Вольфангу исполнилось 14 лет, его музыкальные произведения, также как и его искусство блестящего пианиста, получают широкую известность. И тут хотим рассказать ещё об одном проявлении феноменальных музыкальных способностей юного гения.
Весной 1770 года Вольфанг был на гастролях в Риме. Приближался день рождения Нинерль и мальчик, который очень любил сестрёнку, размышлял о том, чтобы ей подарить.
Как-то папа рассказал ему, что по религиозным праздникам папский хор исполняет литургическую мессу известного итальянского композитора Грегорио Аллегри для двух хоров. Он сказал ему также, что месса Аллегри –личная собственность папского хора. Её ноты запрещается переписывать, а, тем более. издавать. Месса хранится в рукописи, под строгой охраной, в одном экземпляре. Тогда у юного Моцарта появляется сумасшедшая, абсолютно мальчишеская идея – записать по памяти эту мессу и подарить сестре на день рождения.
Как раз приближался религиозный праздник. Вольфанг пошёл в церковь, прослушал один раз эту сложнейшую, девятиголосную, длившуюся целый час мессу и, придя домой, записал её в нотах. По памяти! Ниннерль была очень довольна столь необычным подарком.
Однажды вечером около гостиницы, где во время гастролей проживал Леопольд Моцарт с детьми, остановилась карета с папским вензелем. Из кареты вышел священник в чёрной сутане. Он спросил портье, в каком номере проживают Моцарты. Поднялся на второй этаж и постучал. Открыл дверь Моцарт старший.
– Я руководитель папского хора, – представился пастор. – Проходите, пожалуйста, садитесь, – пригласил его Леопольд, подозревая о чём пойдёт речь и немного волнуясь.
Они сели. Вольфанг и Нинерль вышли из соседней комнаты.
– Это правда, что Ваш сына по памяти записал мессу Аллегри? – спросил священник. Леопольд помолчал и посмотрел на сына. – Да, правда, – сказал мальчик. – Разве это запрещено. – Принеси, пожалуйста, ноты, – не отвечая на вопрос, попросил пастор.
Вольфанг взглянул на сестру. Та ушла в соседнюю комнату, вернулась с рукописью и передала её руководителю хора. Тот погрузился в изучение нот. Все напряжённо молчали.
– Просто немыслимо, – воскликнул священник, просмотрев рукопись до конца. Я не нашёл ни одной ошибки. Неужели ты слушал мессу всего один раз? – Да, один.
Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в истории музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.
Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его родственникам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как творчество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.
История знаменитого инструмента
Кто сделал скрипку, которую Паганини завещал в подарок Генуе? У мастера Паганини была огромнейшая коллекция скрипок, которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Но именно одна была самой любимой. Имя ей – «il Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за итальянских событий, происходящих в первой половине XIX века.
Тогда по стране развернулось национально-освободительное движение, и неистовая скрипка Паганини лишь воодушевляла борцов за свободу. Концерты Паганини не раз оказывались под запретом, но скрипка продолжала звучать…
Так кто же из всех мастеров сделал скрипку, которую Паганини подарил Генуе, чью работу маэстро завещал родному городу?
Мастер, сделавший скрипку, которую Паганини завещал Генуе — Бартоломео Джузеппе Гварнери, внук Андреа Гварнери. Изготовлена она была, по данным архивов, в 1743 году (по другим данным – в 1742 году) . Семнадцатилетнему Никколо она была преподнесена одним парижским купцом, имя которого в истории не сохранилось.
Он был поражен силой звучания инструмента: он выдерживал мощный напор смычка, при этом звук оставался ровным и не искажался. Именно поэтому скрипка стала любимым концертным инструментом Паганини.
Музыкант относился к ней как к живому существу. Однажды скрипка потеряла голос, и музыкант понес ее скрипичному мастеру Вильому. О мастере этом ходила слава, что он может вдохнуть в любой инструмент вторую жизнь.
Паганини с надеждой обратился к мастеру. Через неделю, прибыв в дом Вильома, Паганини с тревогой и болью коснулся смычком струн и выдохнул с облегчением – звук остался прежним, сильным и мощным. В награду за это Паганини подарил Вильому драгоценную шкатулку, инкрустированную камнями.
При этом он так объяснил свой подарок: «У меня было две такие шкатулки. Одну из них я подарил своему врачу – он исцелил мне тело, а вторую отдаю Вам – вы исцелили мою «Cannone».
После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини». Ни один музыкант не смог извлечь из нее звучание, как удавалось Никколо.
В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.
В музее (Палаццо Дориа-Турси) скрипка хранится с 1851 года. Кстати, в том же зале выставлены некоторые вещи Маэстро, его личные письма, партитуры и аксессуары для занятий музыкой.
Знаменитая скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – температура должна быть 20 градусов, а влажность не должна превышать 50%.
Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать. Правда, это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Мастера может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…
Примечательно, что одна из скрипок, ранее принадлежавшая Мастеру, сейчас находится в России. Скрипка работы Карло Бергонци была приобретена в ноябре 2005 года на аукционе «Sotheby`s» гражданином России Максимом Викторовым, сумма торга составила 1,1 млн. долларов.
Викторов является учредителем и председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства. Фонд занимается поддержкой и развитием скрипичного искусства в России, а также поддержкой талантливых исполнителей скрипичной музыки.