Реакция ребенка на детские страшилки
Дети воспринимают страшилки по-разному. Кто-то может закрыть глаза, кто-то — уши, кто-то же, наоборот, постарается дополнить детские небылицы еще более ужасающими деталями. Если вы видите, что ребенок боится, надо помочь ему справиться со страхом.
Как же помочь ребенку преодолеть страх?
Если ребенок рассказал страшилку, услышанную от других детей, внимательно его выслушайте и оцените, насколько задела его пугающая информация. Если ясно, что малыш действительно испугался, помогите ему проработать этот страх. Нарисуйте персонажей страшилки, скажите о том, что их можно победить и попросите ребенка придумать, как это сделать. Сочините вместе с ребенком страшилку (или несколько страшилок), которыми он сможет поделиться со своими друзьями. Научите его придумывать смешной конец страшной истории.
Вот примеры таких «перевертышей»: «Черный-черный гроб едет по черному-черному лесу и в нем сидит черный-пречерный человек и думает, где бы остановиться и… попИсать».
«Одна семья переехала в новую квартиру. На полу был вбит гвоздь, и им сказали этот гвоздь ни в коем случае не трогать.
Почему дети так любят рассказывать страшилки?
Рассказывать друг другу небылицы дети начинают в 4-5 лет.
Некоторым малышам нравится придумывать разные истории и делиться ими с окружающими, проверяя их реакцию. Первыми слушателями становятся родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Если реакция будет ожидаемой: «Очень интересно
А что было дальше? Ой, я боюсь!», ребенок убеждается, что его рассказ вызвал определенные эмоции, пока ему еще не важно, какие именно, и начинает развивать свои фантазии. Опробовав очередную детскую страшилку на родственниках, карапуз рассказывает свои страшные истории друзьям в группе детского сада или на игровой площадке
Какими бывают детские страшилки
Лучшей классификации, чем у молодого стажера Рахманина из книги Эдуарда Успенского «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы» не придумаешь. Он разделил детские небылицы на понятные ужасы, ужасы научно-фантастические и самые ужасные ужасы. Первая группа — это традиционные рассказы, связанные со скелетами, вампирами, Красным печеньем, с котлетами, в которых обнаруживается вдруг человеческий ноготь.
Например: «У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное. Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось. Дети позвали полицию, и она всех арестовала».
Откуда есть и пошли детские страшилки
Как ни странно, но с первыми персонажами-злодеями детей знакомим мы, родители.
Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Став постарше, дети принимают от нас эстафету, населяя свой мир другими, но все равно такими же ужасными персонажами и происшествиями. Психологи давно заметили, что в детской страшилке традиции волшебной сказки проецируются на реальные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в своей жизни. Не зря ведь главными действующими лицами страшилок становятся обычные дети. Они сталкиваются с предметом, который по ходу развития сюжета начинает вредить всем и каждому.
Сюжет, как и положено в сказке, незамысловат и строится по принципу: предупреждение или запрет — нарушение — наказание тех, кто ослушался. Есть страшилки и со счастливым концом: вызванная детьми или взрослыми полиция, или любая другая подмога наводит порядок и арестовывает (прогоняет) тех, кто напугал детей. Как правило, современные страшилки — это синтез из услышанного, увиденного и придуманного. Наряду с крылатым, зубастым невиданным зверем в них могут появляться полицейские, роботы, великаны, привидения. Так что у многих детских страшилок есть вполне «приземленная роль»: показать ребенку, что старших надо слушаться
Обычно ужасы происходят, когда нарушается запрет или не принимается во внимание предупреждение
Страшилки не сводятся только к сюжету. Не менее важна обстановка, в которой они рассказываются. Как правило, это происходит в темноте, обязательно в более-менее многочисленной компании детей в отсутствие взрослых.