Фонетико-фонематическое нарушение

Как налаживается произношение звука «р»

Для преодоления одного из распространенных ФФН – неправильного произношения звука «р» обычно применяют механический способ. Это логопедический зонд.

Один из вариантов его использования следующий. Ребенка просят произнести вместе два звука «т» и «ж». Только второй звук потянуть подольше. Должно получиться «тжжжжжжжжжжжжжж». Специалист в этот момент вводит логопедический зонд, на конце которого располагается шарик, под язык малышу. Логопед быстрыми отработанными движениями начинает водить зондом из одной стороны в другую.

Также могут быть использованы другие приемы решения проблем с фонематическими нарушениями речи ффн при произношении звука «р». Например, через многократное произношение «тдд», «ддд», «ззз-а», «зи» и других сочетаний звуков с применением логопедических манипуляций. Сразу подчеркнем, что это должен делать только опытный специалист с профильным образованием.

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.

Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)

Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты

Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша

При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.

Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок

Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.)

Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.

Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.

Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. К фонетическим дефектам относят искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Произносительные недостатки выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических речевых нарушений включает формирование правильных артикуляционных позиций, выработку речевого дыхания, постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.

Классификация фонетико-фонематического недоразвития

Нарушения речи имеют различную степень выраженности, зависят от различных причин, связанных с особенностями развития ребёнка. В логопедической практике ФФН у детей может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень:

  • легкие фонетические нарушения речи выражаются как в дефекте произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений;
  • средняя степень фонетико-фонематические нарушения характеризуется тем, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Отмечаются недостаточно чёткое овладение анализом звукового состава слова, специфические ошибки при чтении и письме, часто — в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове;
  • тяжелая форма общего недоразвития речи выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Отсутствует умение различать звуки речи, нет правильности слогового оформления слов, есть проблемы со словарем, грамматикой языка, связной речью. Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Что такое ФФНР

Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.

Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные

При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией

Почему сейчас дети позже начинают говорить?

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.

Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

  1. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог.
  2. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме.
  3. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.
  4. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.

Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша

Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе.
Есть простой способ для развития фонематического слуха.
Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.

Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.

В каком возрасте ставят задержку речевого развития?

Диагностика и лечение — Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние.

Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания). Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.

В каком возрасте надо обращаться к логопеду?

Вам следует обратиться к логопеду, если: До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист — логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей. Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки.

Симптомы ФНР

Фонетические недостатки включают дефекты произнесения звуков, нарушение звуко-слогового ритма слова и диспросодию. Искажения артикуляции могут касаться отдельных звуков, целой группы (например, сигматизм свистящих) или нескольких групп звуков (свистящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Искаженное звукопроизношение, как правило, не отражается на письме, поэтому не препятствует овладению грамотой.

Диспросодия приводит к изменению ритмического рисунка, снижению эмоциональной окраски высказывания. Существенное влияние на мелодико-интонационный контекст оказывает речевое дыхание, которое обычно нарушается у детей с ринолалией, дизартрией. Поэтому их голос звучит слабо, а речь ‒ недостаточно выразительно.

Причины ОНР II степени

К нарушению могут привести разные факторы. Их можно разделить на 2 группы:

  1. Биологические. К ним относятся: тяжелое протекание беременности, вредные привычки матери в период вынашивания, гипоксия плода, резус-конфликт плода и матери. В эту же группу входят и тяжелые роды: травматичные, стремительные или затяжные, асфиксия. Перечисленные факторы могут стать причиной поражения центральной нервной системы и привести к задержке психического развития, речевым нарушениям и другим проблемам;
  2. Социальные. В семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, дети очень страдают. Неблагоприятная обстановка, безразличное или жестокое обращение, побои, неправильное воспитание или отсутствие такового, агрессия со стороны взрослых, дефицит общения и развивающих занятий с родителями — все это влечет за собой целый спектр психических и неврологических нарушений.

Важно и то, что происходило с малышом в первый год жизни. Психоэмоциональные и физические травмы, нейроинфекции, частые заболевания раннего детства, черепно-мозговые травмы, которые происходят в доречевой период, могут стать причиной задержки речевого развития в будущем

ФНР (ФФНР) в логопедии — что это?

За аббревиатурой ФНР (ФФНР) скрывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – то есть нарушение звукопроизношения. Слова нечетко выговариваются из-за:

– дефектов периферического речевого аппарата (особенного строения челюстей или укороченной уздечки; неправильное строение неба (слишком высокого, низкого, плоского); узких или массивных губ;

– привычки неправильно их говорить на фоне отсутствия дефектов в строении артикуляционного аппарата.

Чтобы было легче определить ФНР, вот наиболее типичные его проявления:

– произносит слова правильно, но при соединении их в предложения заменяет сложными звуки близкими по артикуляции.

– ошибки в окончаниях;

– сложности с употреблением предлогов;

– ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными.

Причины возникновения ФНР

Среди причин развития фонетического недоразвития речи:

– воздействие вредных факторов в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития.

– сюсюканье при общении с маленьким ребенком;

– подражание ребенка сверстникам, которые говорят с речевыми нарушениями;

– родительская халатность по отношению к развитию речи у малыша;

– проблемы со слухом;

– неумение ребенка владеть своим языком;

– если родители говорят с малышом на разных (иностранных) языках.

В случае необходимости коррекции звукопроизношения надо обращаться к логопеду.

Как происходит исправление ФНР

Исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать с четырех лет. Происходит это путем логопедических занятий. Работа это непростая и продолжительная. Ведь дети чаще всего не способны заниматься подолгу. Поэтому исправление нарушений речи необходимо проводить в игровой форме. При фонетических нарушениях рекомендуется не только развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, но и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.

У детей с общим недоразвитием речи выделяют 4 уровня речевого развития:

– 1 уровень: у ребенка полностью отсутствует общеупотребительная речь;

– 2 уровень: очень бедный словарный запас;

– 3 уровень: появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон;

– 4 уровень: остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Вот наиболее типичные проявления ОНР:

– дети начинают разговаривать примерно в 3–4 года. В наиболее сложных случаях – в возрасте 5 лет;

– дети не понимают значения многих слов;

– неустойчивое произношение звуков;

– разговаривают лишь простыми предложениями.

Причины возникновения ОНР

Общее недоразвитие речи характерно для детей, беременность мам которых протекала со сложностями: с внутриутробной гипоксией или резус-конфликтом. Также причины могут крыться в сложных родах – с родовыми травмами и асфиксией (расстройства дыхания из-за недостатка кислорода). Общее недоразвитие речи – это отражение перенесенных в раннем детстве частых инфекций или хронических заболеваний, а также черепно-мозговых травм.

Обратите внимание и на тот факт, что речевое развитие во многом тормозит дефицит внимания и общения, а также неблагоприятная среда (когда взрослые мало общаются с ребенком, неправильно произносят слова). Перед тем, как начать коррекционную работу, на предварительном этапе диагностического обследования речи логопед совместно с невропатологом выясняют у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка

Перед тем, как начать коррекционную работу, на предварительном этапе диагностического обследования речи логопед совместно с невропатологом выясняют у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

Как происходит исправление ОНР

Исправление общего недоразвития речи необходимо начинать как минимум с трехлетнего возраста. Это очень трудоемкий и продолжительный процесс. Его техника зависит от того, какой уровень ОНР у малыша: первая, вторая, третья или четвертая стадии.

Фонетическое недоразвитие речи характерно для большинства малышей. Ведь практически каждый из них не справляется с произношением тех или иных звуков. Иногда это проходит с возрастом. В ряде случаев требуется помощь логопеда.

Общее недоразвитие речи встречается примерно у 40% детей с речевой патологией

И здесь очень важно не затягивать с обращением к логопеду. Ведь чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат

Если у вашего ребенка выявлено речевое нарушение, паниковать не надо: занятия с логопедом способны творить чудеса. Главное – терпение!

ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФН:

  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
  • Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
  • Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка

Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР

Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.

2. Составление речевой карты

Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:

— процесс протекания беременности;
— наличие осложнений во время родов;
— хронические заболевания матери;
— применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

3. Логопедическое обследование

Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша. Слуховое внимание и восприятие

Слуховое внимание и восприятие. Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику

Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Анализ восприятия речи.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами

Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: