Постепенное развитие навыка
Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.
Как наладить процесс?
Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:
В обуви. Ортопеды советуют обуть ребенка, прежде чем он начнет самостоятельно ходить. Качественная обувь сделана из натурального материала, имеет жесткий задник и супинатор, поддерживающий свод стопы
Важно следить, чтобы нога не болталась. Не стоит впоследствии удивляться, что ребенок боится ходить, если в период обучения он натер ноги или чувствовал дискомфорт
Правильно выбранная обувь также препятствует развитию плоскостопия.
Босиком. Старшее поколение отдает предпочтение методу, когда кроха ходит босыми ножками. Обуться малыш всегда успеет, а хождение голыми пяточками по траве на даче укрепит связки, мышцы и суставы. К тому же вероятность правильного формирования стопы намного выше.
Поверхность. Первые шаги карапуза сопровождаются неуверенностью, потерей равновесия и падениями. Снизить их количество можно, выбрав безопасную поверхность. Для занятий совершенно не подходит скользкий пол: кафель, линолеум, паркет. Если кроха боится ходить, «познакомившись» с гладкой поверхностью, можно одеть ему носочки с прорезиненной подошвой.
Размер пространства. Необходимо расширить простор для «первопроходца», убрав крупные предметы, и быть готовым к тому, что ребенок не ограничится одной комнатой при исследовании квартиры. Чтобы развить в малыше любопытство и стремление покорять новые территории, желательно организовать уголки для отдыха и развлечения.
Искусственные вожжи. Нет никаких противопоказаний для так называемого «поводка», если ребенок начал самостоятельно ходить, но делает это не слишком уверенно. Иногда без подобной поддержки не обойтись, если родители не боятся косых и недоуменных взглядов.
ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка есть самостоятельно?
Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок упал с дивана: мнение Комаровского
Небольшой тест
Чтобы понять, когда малыш начнет ходить самостоятельно, ответьте на следующие простые вопросы.
- Мама малыша научилась ходить до года? А папа?
- Ребенок рано научился сидеть, стоять, ползать?
- Он активно интересуется предметами вокруг себя?
- Малыш весит меньше 10,5 кг?
- Как часто он общается с детьми, которые уже умеют ходить?
- Есть ли у него старшие братья и сестры?
- Делаете ли вы с малышом гимнастику? Массаж?
Чем больше утвердительных ответов, тем больше шансов, что ребенок пойдет довольно рано. Но даже если это не так, расстраиваться не стоит. Все детки индивидуальны, кто-то развивается быстрее физически, а кому-то больше нравиться учиться говорить, рисовать, лепить.
Как правильно научить ребенка ходить.
Но до первых шагов малышу еще необходимо встать на ножки и попытаться устоять. Многие родители считают, что для того чтобы встать нужны сильные ручки, чтобы подтягиваться и держаться за что нибудь, но это заблуждение. Для того чтобы встать, нужны сильные ноги, мышцы плечевого пояса и спины, ребенок должен вставать не подтягиваясь с помощью рук, а опираясь на мышцы ног. Не уверенно вставая на ножки, он опирается, на что нибудь и немного раскачивается, так будет продолжаться несколько дней.
Для того чтобы укрепить ножки и потренировать во вставании необходимо посадить ребенка в середину комнаты и позвать его, например к дивану привлекая яркой игрушкой, он подползет и встанет. Проделайте это упражнение несколько раз, а когда он устанет, положите его на большой мяч и покачивая сделайте легкий массаж.
Родителям в первое время нужно помогать малышу, опускаться обратно на четвереньки из вертикального положения, так как он еще не может сделать этого сам, но когда ножки окрепнут и появится уверенность, то он это сделает сам. Если вы поставили ребенка, а он стоит на цыпочках, то это верный признак того, что он еще не готов стоять и ходить.
Взрослые увидев, что малыш пытается встать на ноги, пытаются ему помочь, но этого делать не следует, он хоть и маленький, но сам чувствует, когда и что сможет сделать. Когда малыш учится ходить, главная ошибка родителей, это если ребенок встал на ноги, они берут его за ручки и пытаются вести, в этом случае тело заваливается вперед и назад. Если и удерживать ребенка в вертикальном положении, то брать его надо подмышки, чтобы не перенапрягать боковые мышцы и мышцы спины.
Ошибкой является и преждевременная помощь в ходьбе, когда он ходит еще на цыпочках, позднее это скажется и ребенок, будет ходить, загибая стопы внутрь. Чтобы не совершать этих ошибок родители должны знать как правильно научить ребенка ходить.
Когда малыш научился уверенно стоять, опираясь на опору, он начинает первые шаги в бок.
Малыш учится ходить приставным шагом несколько дней, а позднее начинает поворачиваться и тоже ходит боком. Первым шагам помогают предметы и игрушки, которые двигаются и за которые можно держаться.
Ходунки это не лучший выбор, чтобы научиться ходить, если их и использовать, то только на очень не продолжительное время. Находясь в ходунках, малыш чувствует себя стесненным, он не может сесть или поползти, чтобы отдохнуть от вертикального положения, он все время стоит, что может привести к проблемам с позвоночником.
Многие родители говорят, что их малыш не ползает, а стазу встает и пытается идти. Надо помнить, что умение ходить это эволюционный процесс, который начинается с переваливания, сидения,затем ползания, стояния и только потом ходьбой. Если что то из этого выпадает, то это говорит лишь о том, что родители форсировали процесс и очень рано начали заставлять ребенка стоять или ходить, при том, что еще не окрепли мышцы тела и это мажет пагубно сказаться на позвоночнике впоследствии.
Нужна ли обувь чтобы учиться ходить?
Как правильно научить ребенка ходить? Начинать ходить рекомендуется в обуви с высокой жесткой пяточкой, чтобы ребенок ставил ножку правильно, а не выворачивал ее и когда он захочет походить на носочках обувь этого не даст и походка будет прямой и красивой.
Учимся правильно падать
Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.
Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.
Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов
В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок. . И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты
Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки: упражнения
Способность ходить у малыша развивается практически с рождения. Если в первые два месяца его жизни взять ребенка на руки под мышки. Он начнет двигать ножками, имитируя тем самым процесс ходьбы. Со стороны будет создаваться ощущение, что малыш ходит. Это и является первыми попытками ребенка научиться ходить. С помощью этого упражнения производится укрепление ножек.
- Родители должны помогать ребенку ходить с раннего возраста. С пяти месяцев мама должна ставить ребенка к себе на колени для того чтобы он мог попрыгать. Сделать самостоятельно малыш этого не сможет. Поэтому маме необходимо помочь. Она должна взять его под мышки и поднимать, а потом опускать. Ставить твердо малыша на ножки при выполнении этого упражнения категорически запрещается. Это объясняется тем, что ножки еще не совсем окрепли, чтобы удерживать свой вес.
- В 9-10 месяцев малыш будет стоять уже самостоятельно и при этом держаться за опору. С этого времени начинается обучение малыша ходьбе. Изначально он делает один-два шага, опираясь на мебель. Далее малыш делает попытки поднять игрушку или любой другой предмет из положения стоя. По истечении определенного времени малыш станет сгибать колени и доставать что-либо из пола, сидя на корточках.
- С 11 месяцев малыш начитает сам стоять. Изначально он может удерживать равновесие доли секунды, а потом это время увеличивается. Если ребенку помогать, то он будет изначально ходить, держась за мамину ручку. По истечению нескольких недель он научиться ходить самостоятельно. С 13 месяцев три четверти детей начинают ходить самостоятельно. Они не требуют посторонней помощи, хотя во время ходьбы пошатываются. В некоторых случаях дети ходят с 16 месяцев или еще позже. Как правило, быстрее начинают ходить те дети, которые предварительно ползали, так как передвижение в вертикальном положении укрепляет их опорно-двигательный аппарат.
- После того как малыш сделает первые самостоятельные шаги, его моторика будет постепенно развиваться. С 14 месяцев малыш научиться самостоятельно стоять. К этому времени некоторые из детей наклоняются и выпрямляются. Навыки хождения развиваются у малыша очень хорошо 15 месяцам. Начиная со следующего года малыш будет стараться подняться по ступенькам, но для этого ему нужна будет помощь взрослого человека.
- Каким бы ни был малыш, он в обязательном порядке будет ходить. Для того чтобы ускорить этот процесс родители должны помогать своему ребенку.
- Ребенок будет учиться ходить самостоятельно в том случае, если ему будет обеспечена мотивация. У детей в таком возрасте уже появляются любимые игрушки. Родителям необходимо заметить какой из них он больше всего играется и взять ее в руки. Отойдите от ребенка на несколько шагов и покажите ее. Малыш обязательно захочет достать любимую вещи и сделает несколько шагов к вам.
- Во время проведения обучения этим методом необходимо произвести правильный подбор расстояния. Если оно будет большим, то малышу будет сложно его преодолеть. Это его очень сильно огорчит и может отбить желание ходить. Эта неудачная попытка его сильно огорчит. В таком случае повторить упражнение необходимо спустя некоторое время, чтобы ребенок забыл неудачу. Для обучения ребенка самостоятельной ходьбе не нужно использовать дополнительные аксессуары. Если кто-нибудь из родителей от него отойдет и протянет к нему руки, то ребенок в обязательном порядке пойдет ему навстречу.
Движения малыша должны постоянно поощряться родителями. Если он ходит с их поддержкой, то его необходимо хвалить практически за каждый проделанный шаг. Для того чтобы процедура обучения ходьбе была для ребенка не только интересной, но и приятной, родителям необходимо ходить вместе с ним. Дети будут чувствовать их поддержку, что будет их мотивировать к развитию.
ВАЖНО!В процессе обучения ребенка ходьбе не стоит торопить события. Ошибкой многих родителей является то, что они начинают интенсивно учить малыша ходить при достижении ним десятимесячного возраста
Но малышу все равно на существующие нормы развития
Он развивается индивидуально. Если он будет не готов к ходьбе, а родители его будут буквально заставлять это делать, то это может отбить у него охоту
Но малышу все равно на существующие нормы развития. Он развивается индивидуально. Если он будет не готов к ходьбе, а родители его будут буквально заставлять это делать, то это может отбить у него охоту.
Учить ребенка ходить необходимо только с мотивацией. Это будет его развивать не только физически, но и морально.
Особые ситуации
Когда груднички не начинают сидеть к возрасту полугода, как пишут во многих книгах по развитию детей, родители начинают переживать и пытаться упорно посадить свое чадо. Но делать этого не стоит, так как зачастую детям может быть интереснее передвигаться, чем сидеть в статичной позе.
Если к возрасту семи-восьми месяцев дети активно ползают, при этом почти не сидят, это говорит об активном развитии мышц рук и ног, и недостаточном развитии мышц спины. Такие дети садятся чуть позже, активно познавая мир в ползании.
Зачастую дети самостоятельно садятся уже после того, как они научились вставать на четвереньки и пытаются ползать. Они просто опускают попу на бок и садятся на нее, отпуская ручки.
Отсюда вывод, во сколько месяцев малыш начинает сидеть – это примерно период от 6 до 9 месяцев, по мере освоения навыков еще и ползания.
Во сколько месяцев ребенок может сидеть с поддержкой или на коленках у взрослых? Если спинка малыша слабая, торопить его с сидением не стоит, ранее 5-5.5 месяцев даже ненадолго присаживать детей не стоит, это вредно для их позвоночника.
Тем более нельзя в этом сроке сажать их в подушки или стульчики – обычно дети начинают искривляться в сторону из-за слабости мышц.
Если же к возрасту 8-9 месяцев ребенок не делает попыток садиться и ползать, стоит обратиться к врачу за консультацией, так как возможно, потребуется назначение лечебного массажа и гимнастики для укрепления тонуса мышц и помощи в формировании навыка.
7 комментария(ев) к “”
В чем я абсолютно на все 100% неоспоримо согласна с автором статьи — ребенка, который не готов еще сидеть, присаживать нельзя! Это так же касается и использования переносок кенгуру или эрго-рюкзаков. Последний вариант может быть применен раньше — месяцев в 6! Что касается моей семьи, уверенно сын сел после 8ми месяцев и наш педиатр проблемы в этом не видел и невролог так же не ставил никаких диагнозов. Малыш сядет не тогда, когда вы захотите, чтобы он сидел, а когда он будет сам к этому готов.
Согласна с автором статьи в том, что не стоит носиться и переживать, если ребёнок не сидит к полугоду. Сама была такой сумасшедшей несносной мамашей, котороя переживала по каждому пустяку: не сидит в полгода, не ползает, не начал ходить вовремя. Но в итоге малыш всему этому научился просто чуть позже) Так что просто следует следить за тем, чтобы развитие ребёнка не было сильно заторможено, а в остальном небольшие отклонения не опасны)
У меня ребенок сел сам ближе к 7 месяцев. Нам педиатр говорила, что до полугода усаживать ребенка нельзя и только начиная с 5 месяцев можно устраивать ребенка в полусидячее положение.
Примерно с пятимесячного возраста, ребенок переходит в новую, жизненно важную стадию, период повышенной активности и любознательности. Он уже не только уверенно держит голову, но и хватает игрушки, лежит на животе и учится переворачиваться. За его развитием с особым трепетом наблюдают родители, и одним из первых встает вопрос, когда ребенок начинает сидеть? Самостоятельные попытки малыша сесть, приводят любящих мамочек в восторг, но стоит ли торопить время, и в каком возрасте, малышу действительно пора и, когда нужно бить тревогу?
Несмотря на то что существуют усредненные показатели развития маленького человечка, сроки, когда малыш начинает сидеть сам довольно-таки размыты. Опытный специалист никогда не даст точной даты, объяснив, что у каждого ребенка свой период, зависящий от индивидуальных физиологических и психологических особенностей.
Вот лишь приблизительные параметры, на которые можно ориентироваться:
- С полугодовалого возраста ребенок может сидеть с поддержкой;
- Через месяц он находится в сидячем положении, но уже без поддержки;
- Приблизительно в 7 с половиной – 8 месяцев, он уже садится самостоятельно.
Опять же, это лишь усредненные показатели, которые не являются обязательными. Некоторые физически сильные малыши, что может быть генетическим фактором, могут сесть и месяцев в пять. Другие, наоборот, не считают нужным утруждать себя и садятся гораздо позже указанного срока.
Если пошел раньше или позже, хорошо это или плохо
Как гордятся родители, когда их дитя пошло рано. Но не стоит радоваться этому. Еще неокрепший позвоночник малютки не может долго оставаться в вертикальном положении. Часто у детей происходит искривление опорного столба, а также ног.
Если у ребенка возникло желание ходить, то это говорит о его готовности к этому. Но необходимо при рано начавшейся ходьбе стараться давать отдых позвоночнику и конечностям, проводить упражнения по укреплению мышечного аппарата. У тех, у кого поздно начал передвигаться малыш самостоятельно, не должно быть волнения по этому поводу. Стоит беспокоиться, если после 2 лет младенец даже не пытается ходить.
Как понять, что ребенок хочет начать учиться ходить:
- Ребенок самостоятельно подтягивается и удается встать. В этом ему не нужна помощь, так как это способствует развитию его мускулатуры и проявлению его характера. Этот процесс занимает много времени, поэтому ребенок встает, падает на попу и, осознавая, что он снова может встать, продолжает попытки.
- Когда ребенку удается подняться, он держится за опору, но его ножки подгибаются. В этот момент помощь мамы становится необходимой. Ребенок может испытывать страх сесть на попу, так как это для него новое. Легко поддержите его за подмышки и помогите ему постоять немного или присесть.
- В любом случае ребенку пока что необходима опора, чтобы встать.
- Если ребенок пытается идти вдоль опоры, поддержите его и помогите ему.
Ребенок начинает ходить на носочках: норма или отклонение?
В период обучения самостоятельной ходьбе родители нередко замечают, что кроха, делая первые несмелые шаги, ступает на носок, а не на полную стопу. Главное в этом случае — не паниковать, а присмотреться к поведению крохи: хождение на цыпочках не всегда является тревожным симптомом. Если малыш делает так время от времени, то он, возможно:
- экспериментирует;
- проявляет любознательность;
- пытается дотянуться до чего-либо;
- копирует увиденный где-то стиль ходьбы;
- боится наступить на что-либо;
- демонстрирует, что у него замерзли ножки (если он ходит босиком по прохладному полу).
Если же кроха ходит на носочках постоянно, в любой ситуации, то это серьезный повод для беспокойства, потому что таким образом могут проявляться некоторые неврологические заболевания. И чем раньше родители покажут малыша ортопедам и неврологам, тем больше шансов его диагностировать и вылечить.
Учимся ходить вместе с малышом
Побудить ребеночка делать шаги можно, но помогая ему выполнять необходимые упражнения.
- Подниматься и держаться самостоятельно. Сначала ребенок поднимается на ноги, далее встает на пальчики, придерживаясь за мебель. Теперь начинается реальная нагрузка для ног: он ставит первую ногу вперед, потом переставляет другую. Затем отпускает мебель, рассчитывая исключительно на свои ножки. Таким образом, с каждым днем они становятся все крепче, а шаги – увереннее. Позаботьтесь о том, чтобы вблизи каждый раз находился стул — малыш сумеет уцепиться за него, в случае падения.
- Стоять и идти. Когда малыш обучился подниматься и стоять самостоятельно, совершайте с ним не очень большие прогулки по комнате, держа за ручку. Так он быстро привыкнет переставлять ноги, не опираясь на что-то или не придерживаясь за мебель.
- Идти без поддержки. Когда ребенок начинает ходить без помощи других, он сам зачастую пугается своей смелости, садится на пол и доползает до цели уже на четвереньках. В это время рекомендуется поставить малыша в 2-х метрах от себя и распахнуть к нему призывно руки. Настанет час когда он осмелится и сделает самостоятельно шаг вам навстречу. Сначала робко неуверенно, а потом все смелее. Это событие родители сохранят в памяти навсегда.
Для того чтобы малыш быстрее начал сам ходить, можно использовать дополнительные занятия:
- Массаж. Его принцип – систематичность. Производите поглаживающие движения, затем перейдите к растиранию легкому, без нажима. Далее перейдите к слабому постукиванию по спинке, голеням и стопам ребенка. Систематическое массирование уберет гипертонус и укрепит мышцы.
- Зарядка с использованием стимулирующих упражнений. К этому комплексу причисляют сгибание и разгибание ножек в коленях, умение стоять на носочках, приседания на ножках и подпрыгивание. О количестве повторов упражнений необходимо выяснить у наблюдающего педиатра.
- Игрушки на колесиках (каталки). Ребята обожают такие игрушки. Играя, ребенок способен легко налегать на каталку и толкать ее вперед, делая при этом шаги. Что нельзя сказать о ходунках, они не создают мышцам требующейся нагрузки и не стимулируют навыков самостоятельной ходьбы.
- Необходимое пространство для ходьбы. Если у ребенка предостаточно свободного места, ему можно свободно перемещаться по комнате, то он быстро обучится ходить. Но необходимо обязательно позаботиться о его безопасности — спрятать небольшие вещи подальше, закрепить ненадежно стоящие предметы мебели, спрятать шнуры, обезопасить электророзетки и другие рискованные объекты.
Как нельзя держать ребенка
Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:
- Брать ребенка с горизонтальной поверхности, не поддерживая его голову. Чтобы поднять малыша, нельзя просто взять его под мышки или потянуть за ручки. Первым делом вы заводите ладонь под голову крохи, другой рукой поддерживаете спинку, поднимаете в воздух и только тогда укладываете его так, как вам нужно.
- Долго носить в одном положении. Пока малыш не способен самостоятельно принять удобную позу, ее должны обеспечить вы. Даже в уютной “колыбельке” нужно обязательно чередовать руки, чтобы предотвратить у малыша проблемы с позвоночником и кривошею.
- Агрессивно укачивать. Трясти ребенка не полезно ни в каком возрасте. Это не успокаивает, а пугает малыша. Но на первом году жизни такое укачивание может быть просто опасно для его здоровья и даже жизни. Мышцы шеи у маленького ребенка слишком слабые, чтобы удержать голову, а у младенцев она еще и непропорционально велика по отношению к телу. Ушибы, гематомы мозга, внутричерепные кровоизлияния, разрывы сосудов могут стать причиной инвалидности и даже смерти ребенка. Как бы вы не устали и не разозлились, не позволяйте себе подобные резкие движения. Минутной тряски может хватить, чтобы необратимо навредить здоровью вашей крохи.
- Выполнять опасную работу с ребенком на руках. Не подходите к горячим кастрюлям, когда держите малыша. Не работайте острыми инструментами. Не переносите вместе с ребенком тяжелые или громоздкие предметы. Если выполнение каких-то действий может быть потенциально опасно для ребенка, отложите свои дела до тех пор, пока ваши руки будут свободны.
Итак, каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Но есть и общие моменты для всех младенцев:
Первые попытки приподнять голову малыши делают после двух-трехнедельного возраста. С полутора до трех месяцев учатся удерживать голову на весу все увереннее, а к четырем-пяти свободно держат ее и крутят из стороны в сторону. Если ребенок совсем не держит голову до трех месяцев – нужно обратиться к педиатру и неврологу. До пятимесячного возраста, беря малыша на руки, всегда придерживайте его голову. Даже однократное резкое запрокидывание может привести к серьезным нарушениям здоровья младенца. На руках малыша можно держать горизонтально или вертикально, укладывать его животиком на руку или спинкой к себе на колени, когда вы сидите
Главное, чтобы его голова и тело были бережно зафиксированы и не было возможности упасть и травмироваться при неосторожном движении. Всегда помните о безопасности ребенка
Не трясите его при укачивании, не носите часами в одном положении
Не работайте с горячими, острыми, тяжелыми предметами, пока малыш у вас на руках.
( оценок; рейтинг статьи )
Как помочь ребенку (упражнения)
В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.
Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.
В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:
- в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
- с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
- в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,»подключаем» любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
- упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
- учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;
Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.
Помощь гаджетов
В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и , помогающих малышам. Среди таких «приспособлений»ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).
- Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
- Машинка с ручкой. Этот «гаджет» куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
- Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.
Когда бить тревогу
Сколько бы ни говорили о том, что каждый ребенок уникален и его развитие индивидуально, всем родителям хочется, чтобы их малыш развивался как «написано в книге». Так бывает далеко не всегда, однако существуют некоторые ориентиры, на которые смотрят специалисты. Нормально развивающиеся дети в возрасте 11 месяцев уже уверенно сидят, встают на ножки в кроватке, уверенно ползают.
Родителям стоит обратиться к врачу, если в 9-11 месяцев малыш не проявляет двигательной активности: не встает в кроватке, не ползает, не может удержаться на ногах, если его поставить. Причин такого поведения много: от психологических (малыш начинал двигаться, но сильно испугался) до наследственных. Специалист поможет найти верный путь решения проблемы.
Стимулирующие упражнения
Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать?
Для раннего возраста
Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе (см. также: массаж для ребенка в 6-9 месяцев: видео). Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра
Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой
Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору
Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игры в домашних условиях с 9 месячным ребенком
Для позднего возраста
- С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
- Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
- Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
- Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.
При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.