Тело ребенка – это важно
Ребенок не должен терпеть неудобную одежду, обувь, жесткую мочалку, холодную/горячую воду и другие некомфортные вещи. Ведь они могут натирать нежную кожу ребенка, ранить его, создавать дискомфорт. Из-за этого он может терять связь со своим телом и сигналами о неудобстве, поступающим от него.
Из-за этого уже во взрослой жизни человек способен переставать обращать внимание на симптомы простуды или других болезней, обращаясь к врачу уже с запущенными формами. Такое часто происходит тогда, когда в детстве родители регулярно говорили ребенку: «Терпи, твои неудобства не важны, я лучше знаю, как должно быть»
Два основных вида личных границ
Прежде чем переходить к обсуждению того, как помогать ребенку формировать личные границы, давайте взглянем на два основных вида этих границ.
Физические границы. Это наше тело и пространство вокруг него. И если для одного человека для того, чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо, чтобы окружающие находились на расстоянии не менее чем в полутора метрах, то для другого и сосед в полуметре от него не будет вызывать ощущения неловкости.
Обычно разделяют четыре вида зон по степени нашего доверия.
- Интимная зона – до 50 см вокруг нас (в нее мы пускаем только самых близких нам людей).
- Зона друзей – от 50 см до 1 м.
- Зона знакомых – от 1 м до 1,5 м.
- Зона для остальных – от 1,5 м.
У детей стеснительных, замкнутых или интровертов часто большие физические границы. Им дискомфортно, когда другой (особенно незнакомый или малознакомый человек) подходит слишком близко
Родителю важно это учитывать, не заставляя ребенка принимать знаки внимания, которые ему не нравятся – например, поцелуи троюродных бабушек или прикосновения соседей. Также не стоит настаивать на том, чтобы он играл с детьми, которых он видит в первый раз
Психологические границы. В них входит все то, о чем мы думаем и мечтаем, наши фантазии о себе, окружающем мире и других людях. Наши память, знания, мысли, эмоции, чувства – это зона нашего комфорта и гармонии, а также нашего внутреннего и внешнего мира. Это все принадлежит нам. И мы можем впускать туда людей (делиться с ними этими мыслями) или нет. Это право каждого человека. Априори. В том числе и ребенка.
Эти пункты научат ребенка выстраивать и сохранять полноценные отношения с собой и окружающими людьми так, чтобы ему не приходилось подавлять себя и свои эмоции, а также чтобы окружающие понимали, что ему подходит, а что нет.
Стоит установить правило уважения личных границ каждого члена семьи
Нужно обговорить с ребенком, какие бывают границы и в чем заключается их уважение. Полезно написать список личных границ (то есть важные правила и пожелания от каждого члена семьи) и повесить его на магнитной доске или на самом видном месте в вашем доме.
Например: «У мамы есть личное время, и когда она закрывается в спальне, то ее не стоит беспокоить, пока она не выйдет». Или: «Если мама наклеивает на дверь желтый кружок – это значит, что она отдыхает»
Ребенку важно, чтобы в его дверь стучали, разрешали в субботу приглашать друзей в гости после обеда. Проговаривай с детьми, какие эмоции у тебя возникают от нарушения границ: злость, обида, раздражение, возмущение, разочарование и т
д.
Я, я и только я. В первую очередь надо заботиться о себе, а потом уже решать, как и в каком объеме вы можете позаботиться об окружающих. Это не эгоизм, а тем более не самовлюбленность. Вспомните, как в самолете инструктируют перед полетом: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на других. Это практический пример заботы о себе, очевидно, нацелен на общее благо. Цитата из книги «Личные границы» Дж. Миллера и В. Ламберта
Дети имеют право говорить «Нет, мне это не подходит» любому человеку
Да, абсолютно любому. И родителям, и другим родственникам, и чужим людям, и в детском саду, и на игровой площадке. Ярким примером «Не подходит» может стать отказ отдавать свои игрушки совершенно незнакомым детям, да и знакомым тоже – ребенок не должен этого делать. Это родитель думает о приличиях, доброте, щедрости.
А ребенок только начинает ощущать чувство собственности и принадлежности. И игрушки часто являются продолжением его самого. Как это – отдать руку или нос? С мишкой или машинкой то же самое. Или «Я не хочу обниматься и целоваться со всеми родными в этом доме. Я хочу сам решать – с кем мне комфортно это делать, а с кем нет». И тут опять мы встречаемся с чувствами родителей: это неудобно, а что подумают бабушки, а вдруг они обидятся и так далее…
Мультипликационные фильмы
Кинокомпания Bazelevs при участии фонда «Синдром любви» представляет мультфильм о мальчике с синдромом Дауна «Дневник Андрюши». Мультфильм создан по мотивам произведения Екатерины Денисовой «Дневник Андрюши». В центре истории – мальчик Андрюша, храбрый и очень добрый. В своем дневнике он делится происходящими событиями, считает дни до дня рождения, рассказывает о друзьях и ситуациях, с которыми сталкивается. Каждый день переживая маленькие радости и тревоги Андрюша остается искренним, честным и любящим мальчиком, а также дорогим для своей семьи. Он несмотря ни на что с оптимизмом воспринимает все сложности.
Эмпатия. Короткий испанский видеоролик про эмпатию (способность эмоционально поставить себя на место другого человека, сопереживать его проблемам)
Короткометражный мультфильм «Про Диму», доносящий здоровым детям информацию о людях с особенностями развития, стал доступен для свободного просмотра. Таким образом, социальный проект уже можно назвать реализованным. Сюжет мультфильма строится вокруг девочки Миры, мальчика Димы и мам ребят. «Дима плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы её мамы становятся началом настоящей дружбы. Мире предстоит понять, что знакомству и игре диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается», – рассказывают о сути проекта его создатели.
Короткометражный мультфильм «The Present» немецкого мультипликатора Якоба Фрея про мальчика, который получил в подарок собаку. Мультфильм собрал более 50 всевозможных наград и был показан на 180-ти фестивалях. «Теперь, когда наше успешное фестивальное путешествие подошло к концу, мы решили, что настало время поделиться нашей работой со всем миром», — рассказал Фрей. Трогательный конец мультика точно не оставит вас равнодушными.
Короткий мультфильм «Макрополис», снятый британским режиссером Джоэлем Саймоном: история игрушечного кота и собачки, выбракованных из-за фабричных дефектов, но сумевших найти друга, который полюбил их такими, какие они есть.
Источник — https://www.youtube.com/watch?v=TUvg878_DRs
The Telegraph выпустил забавный ролик, где в виде комиксов рассказано о первых днях отца, у которого родился ребенок с церебральным параличом. Переведено на русский язык.
Источник — https://www.youtube.com/watch?v=mTfVHiaSCAk&app=desktop