Игры на эмоциональное развитие в детском саду: эмоциональный букварь для детей и взрослых

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает
кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции
– обиду, грусть, злость. 

Когда ребёнок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребёнку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять своё отношение к произошедшему. 

Когда ребёнок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает своё настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать своё поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребёнок учится понимать чувства других людей

Почему это важно?. В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты

Узнайте большое о том, как развить коммуникативные навыки

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Узнайте большое о том, как развить коммуникативные навыки.

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для
формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие
своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Комплекс оживления младенца

Как можно повлиять на развитие комплекса оживления младенца? С первых дней его жизни не следует вступать в активное взаимодействие с ним. Малыш пока очень много спит и просыпается, чтобы покушать, что хорошо для его эмоционального и физического развития. На это время ему нужно обеспечить покой, уют и тепло. Когда малыш нуждается во внимании, следует ему его уделять.

В первый месяц не следует его привлекать яркими игрушками и громкой музыкой. Достаточно обычного общения и совместного времяпрепровождения. Уже в последующем можно будет прибегать к подобным мерам.

Комплекс оживления можно распознать по:

Зрительной остановки глаз на предмете или человеке.
Зрительному изучению предмета или человека. Если малыш смотрит на человека, то концентрируется на глазах.
Появлению улыбки на лице, которая указывает на радость малыша увиденному.
Активным движениям, которые возникают и указывают на заинтересованность малыша тем, на что он смотрит

Он может вскидывать ручки, двигать ножками, прогибать спинку и пр.
Голосовым выкрикам, которыми малыш привлекает к себе внимание.

Все симптомы должны проявляться в комплексе, что и характеризует сам комплекс. Они одновременно в одном промежутке времени проявляются, указывая на то, что развитие малыша происходит соответственно его возрасту.

Однако следует понимать, что малыш подобным образом реагирует на то, что ему знакомо: на людей, которые за ним постоянно ухаживают (мама, папа и пр.), и на предметы, с которыми он постоянно до этого игрался.

Если у малыша имеются какие-то неврологические нарушения, тогда возможна задержка в проявлении комплекса оживления малыша. Реакции могут возникать не одновременно, а частично. В данном случае можно проконсультироваться с детским неврологом, чтобы он посоветовал, как можно устранить проблему.

  1. Первые 2 недели сопровождаются концентрацией внимания малыша на предметах, с которыми он постоянно контактирует.
  2. Уже к концу первого месяца он начинает различать отдельные звуки и понимать, откуда они идут.
  3. Через несколько недель после этого малыш начинает осваивать каждый навык по отдельности и совершенствовать его.

Комплекс оживления сначала мало развит. Ребенок поначалу может улыбаться абсолютно всем людям, не различая, кто его мама, а кто — незнакомый человек. Однако в середине первого года жизни он уже начинает различать лица. Эмоции будут проявляться в зависимости от ситуации и эмоционального настроя, в котором малыш постоянно пребывает.

Если комплекс оживления не возникает в нужное время, следует задуматься над причинами данной проблемы. Может оказаться, что у него развиваются серьезные отклонения, например, задержка психического развития или аутизм.

Родителям рекомендуется как можно чаще и больше общаться с малышом. Однако не следует ждать от него определенных действий и проявлений. Следует позволить ему быть свободным в своих проявлениях, выражать эмоции тогда, когда ему хочется, и делать то, что хочется. Другими рекомендациями будут:

  1. Показывать ему свои эмоции, на которые он будет отвечать аналогичным образом.
  2. Окружать его интересными игрушками, на которые малыш с удовольствием реагирует.
  3. Постоянно включать в его окружение новые предметы: игрушки, развивающие коврики и пр.

Кто вы? Экстраверт или Интроверт?

Экстраверт вы или интроверт, можно предположить уже по внешним
признакам. Как правило, более развитой половиной лица у экстравертов
является левая, а у интровертов правая. Активная сторона лица кажется
более вытянутой, активный глаз больше и осмысленнее. В целом, лица
экстравертов подвижнее, у интровертов мимика сглажена (на лбу практически
не бывает морщин).

Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять
других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от внешнего
мира «прозрачной стеной». Себя ему понять легче, чем других. Для
экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он
обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же «в чужой монастырь со
своим уставом не ходит» и скорее сам постарается приспособиться.
Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои
шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации
со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение,
что «экстраверт это общительный весельчак», а «интроверт угрюмый
отшельник». В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек
выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто
противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно
обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту,
ни в другую сторону.

Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но
рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее. но
прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее
интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение
производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело
участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы.
Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это
сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого
развития отрасли. Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию
системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит
конкуренции, мало интересуется чужими сферами влияния. Это сфера малого
бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно
изобретателем качественно нового товара является интроверт, а
организатором его производства экстраверт.

Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей.
Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как
насилие. У интроверта все наоборот он с удовольствием выполняет свои
обязанности и всячески старается уйти от того, что называется
ответственностью

В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их
«расшевелить», рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь
внимание к себе, а если не замечают ему становится неинтересно.

Экстраверт это вдохновитель и организатор

Интроверт прикрывает его
тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если
очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт
постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт что
проявил «излишнюю активность. Критику за избыточную деятельность первый
расценит как комплимент. Для второго же любая неосторожная реплика о том,
что он перестарался, может надолго отбить желание действовать. Более
устойчивые отношения бывают в браках, где один из партнеров экстраверт, а
другой интроверт.

Таким образом:

Экстраверт:

  • ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;
  • активен, инициативен, склонен к риску;
  • открыто высказывает свое мнение;
  • контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;
  • соотносит свои взгляды с мнением окружающих;
  • хорошо работает в коллективе.

Интроверт:

  • ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних
    факторов;
  • часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг
    друзей;
  • стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;

  • внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;
  • обычно не любит неожиданностей;
  • хорошо работает в одиночку.

Игра «Тренируем эмоции»

В эту игру мы играем всей семьей, чем больше людей, особенно детей, тем лучше.

Выбираем ведущего и он называет эмоцию, которую нужно изобразить. Причем не просто нужно изобразить улыбку, а придумать интересный сюжет: «Улыбка беззубого младенца» или «Улыбка хитрой лисички».

Когда требуется изобразить злость, можно показать сюжет «Голодный злой волк» или «Злая бабка ежка»

Еще мы изображали усталость: «Папа устал, перетаскивая тяжелый шкаф», «Мама устала, неся большой пакет продуктов».

В этой игре мы старались изображать все эмоции, даже самые простые с разными ситуационными оттенками.
Победителем становится тот, кто сможет подобрать больше всего вариантов эмоций.

Они не нуждаются в постоянном одобрении

Эмоционально зрелые люди доверяют себе в достаточной мере для того, чтобы нести ответственность за собственные решения и поступки. Поэтому они не нуждаются в постоянном одобрении и не ищут его прежде, чем начать действовать. Они советуются, получают дополнительную информацию, выслушивают разные точки зрения, но действуют так, как считают нужным, сохраняя при этом уважение к чужим взглядам.

Природа создала нас в первую очередь эмоциональными существами, а затем уже мыслящими. Наша начальная реакция на любое событие или явление всегда будет эмоциональной – этими биологическими процессами в нашем теле мы не в состоянии управлять

Но только мы сами можем контролировать те мысли, которые возникают в ответ на эмоции, поэтому так важно уметь их распознавать. Это – базовый фактор эмоционального интеллекта: осознать свои чувства, разбираться в них и выбирать позитивную реакцию

Как развивать эмоциональный интеллект

Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и способствуют этому, конечно же, родители. Этот процесс естественен, так как через общение с ребёнком, через проявление к нему чувств малыш учится понимать эмоции.       

Взрослый должен объяснить ребёнку все многообразие эмоций и чувств, объяснить, что испытывать те или иные эмоции нормально, даже если это злость или страх

Важно не обесценивать эмоции ребёнка распространёнными фразами типа «мужчины не плачут». Так Вы поселите в душе ребёнка стыд за собственные ощущения, а это негативно скажется на развитии высокого уровня эмоционального интеллекта.       

Когда малыш плачет, в первую очередь родители пытаются его как можно скорее успокоить быстрыми методами. Попробуйте объяснить ему, почему возникла такая эмоция. Например, «ты расстроился, потому что не хочешь идти домой с прогулки». Испытывая собственные эмоции, также рассказывайте ребёнку, какие они и почему возникли.      

Проявление и понимание всех эмоций, вне зависимости от того, негативные ли они или положительные, очень важно для здоровой психики у ребёнка. Подавленные эмоции в детстве негативно отражаются на качестве жизни уже во взрослом возрасте

Поэтому взрослым так важно помогать ребёнку улучшать эти навыки.

Виды игр на эмоциональное развитие

Существует три группы игр, направленных на развитие умения понимать и направлять эмоции в нужное русло.

Таблица: группы и виды игр на эмоционально-волевое развитие

Группа игр
Вид
Цели
Пример (возрастная группа)
Дидактические
Настольная

развивать внимание;
учиться анализировать увиденное и услышанное.

«Найди лицо»: детям раздаётся два комплекта карточек — с героями, переживающими какие-то эмоции, и со смайликами. Задача малышей: соединить лицо с подходящим смайлом.(Младшая группа)
Сенсорная

учиться устанавливать взаимосвязь между предметом и его запахом;
тренировать внимание.

«Пахучий мешочек»: малыши берут по мешочку-саше с содержимым, обладающим характерным запахом (апельсиновым, лимонным, ароматом сирени, розы и пр.)

Ребёнок должен отгадать, что в мешочке.(Младшая, средняя группы)
Музыкальная

учиться распознавать передаваемые музыкой настроения;
воспитывать эстетический вкус.

«Подбери картинку»: дети подбирают картинку с изображением персонажей в разном настроении под подходящую по эмоциям музыку. Для музыкального сопровождения можно взять «Детский альбом» Чайковского.(Средняя группа)
Словесная

учиться улавливать настроение через речь;
развивать монологическую/диалогическую речь.

«Нарисуй настроение»: дети слушают историю (можно взять аудиосказку «Сказка о рыбаке и рыбке», например) и рисуют деда/бабу в конкретном сюжетном повороте (к примеру, радостного деда, когда он рыбку поймал, или грустную бабку в начале сказки), а затем описывают эмоции нарисованного героя.(Подготовительная группа)
Подвижные
На имитацию

учиться распознавать эмоции по движениям;
тренироваться в беге, ходьбе;
развивать речь.

«Угадай настроение». Выбирается водящий, остальные дети — пчёлки, которые, выбрав себе конкретную эмоцию, «летают» по площадке. Задача водящего: поймать пчёлку, осалив её, и угадать, какую эмоцию она демонстрирует.(Средняя, старшая группы)
На тренировку ловкости и внимания

учиться повторять динамику движений;
развивать внимание;
тренировать навык расшифровки эмоций по невербальным проявлениям;
развивать речь.

«Человек и отражение»: дети разбиваются на пары, один из участников — человек, другой — его отражение. Первый показывает свои эмоции через движения, второй в точности их копирует. По команде «Стоп» все останавливаются, участник-отражение описывает, что за эмоции показывал «человек».(Средняя, старшая группы)
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевая

учиться передавать эмоции вербальными и невербальными средствами выразительности;
воспитывать сопереживание.

«Что случилось»: малыши разыгрывают сценку «Мама забирает ребёнка из детского сада», в которой и у «мамы», и у «малыша» определённое настроение. Задача аудитории: назвать и объяснить эмоции участников, составив цельный рассказ.(Старшая группа)
Режиссёрская

тренировать навык выбора средств выразительности для демонстрации той или иной эмоции;
развивать творческий потенциал;
воспитывать умение работать в группе.

«Подскажи и помоги»: малыши по очереди показывают различные эмоции, остальные участники помогают «персонажам» советами. Например, этого нужно отвести в больницу — он ведёт себя так, будто у него болит зуб, этого надо пожалеть — он чем-то расстроен и т.д.(Подготовительная группа)

Большинство игр на эмоциональное развитие включают элементы театрализации

Рассматривание картинки

Для игры пригодятся сюжетные картинки с изображением различных настроений. Задача ребенка: соотнести, что делает тот или иной персонаж на картинке и что он при этом чувствует.

Помимо игр с карточками и картинками, можно предложить детям разыграть различные мини-сценки. Расскажите ребенку краткий сюжет и пусть он попробует его «актерски» обыграть. Сюжеты могут быть самыми разными, как на основе сказок и историй, знакомых вашему малышу, так и придуманными прямо «на ходу».

«Баба-Яга». Выражение гнева. «Баба-Яга, костяная нога, поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает».

«Фокус». Выражение удивления. «Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана вылетел голубь».

«Лисичка подслушивает». Выражение интереса. «Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петух, и подслушивает».

Но детей надо учить не только общаться, но и учить их эмоционально расслабляться, сбрасывать напряжение. Ведь постоянное сознательное подавление эмоций ведет к перенапряжению не только нервной системы, но и определенных групп мышц. О влиянии чувственных переживаний на мышечную усталось указывал в своих исследованиях еще русский физиолог В.М.Сеченов. На этой же тесной связи эмоциональных переживаний и мышечных напряжений построены принципы телесно-ориентированной терапии.

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.


‍Колесо эмоций Роберта Плутчика‍

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

ВАЖНО

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. 

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребёнка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. 

«Похоже, тебе сейчас очень весело.» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.» «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен». «Я вижу, что ты очень растерян». «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев». 

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного

Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:

  1. Понять свою эмоцию;
  2. Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;
  3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;
  4. Принять решение, как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».

Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние

Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:  «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

ВАЖНО

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование. 

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели анального вектора не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Примеры диалогов с ребёнком

Диалоги, приведённые ниже, создают безопасное пространство, в котором ваш ребёнок научится лучше понимать себя и других, а также будет чувствовать вашу поддержку и принятие.

Давайте разберём конкретные ситуации.

Пример 1. Вы видите, что ребёнок обижается

Вместо таких обидных фраз, как: «перестань обижаться», «на обиженных воду возят», «да ладно, ерунда какая», «я тоже на тебя обижусь» и т.д., ОЗВУЧЬТЕ чувство ребёнка: «Я вижу, что ты обиделся на меня (папу, бабушку, мальчика)».

Далее, объясните ребёнку, ПОЧЕМУ он это чувствует:

Научите ребёнка тому, как он может сказать о переживании своими словами: «Ты можешь сказать: «Я обиделся на тебя» и тогда мне будет понятно, что с тобой.» 

Пример 2. Вы видите, что ребёнок злится

Вместо: «хватит злиться», «злиться нельзя», «фу какая ты некрасивая, когда злишься», «хорошие девочки не злятся», «злюка», «иди злиться в свою комнату» и т.д., скажите:

– Я вижу, ты сердишься на сестру, потому что она сломала твой домик Конечно, это неприятно, когда то, что ты строишь, ломают. Ты можешь сказать сестре: «Я злюсь на тебя, так делать нельзя!». Давай подумаем, как это можно исправить.

Пример 3. Вы видите, что ребёнок капризничает

Вместо: «хватит ныть», «рот закрой», «надоела уже», «ну что тебе еще нужно», «я тоже устала», «прекрати сейчас же», скажите:

– Я вижу, что тебя что-то беспокоит. Возможно, ты устал или не выспался, или голодный? А может быть, тебе хочется моего внимания? Ты можешь сказать: «Мама, мне грустно, обними меня, я хочу твоего внимания». Иди ко мне.

– Я понимаю, ты расстроился, потому что не хотел уходить с площадки. Давай мы вечером снова придем сюда. А сейчас, по дороге домой поиграем в игру «кто больше увидит красных машин».

Пример 4. Вы видите, что ребёнок боится или волнуется

Если ваш ребёнок боится то, вместо: «трусишка», «это совсем не страшно», «не придумывай всякую ерунду», скажите:

– Я вижу, ты немного боишься, потому что в комнате темно. Расскажи мне, что тебя беспокоит (слушаете). Давай подумаем, что можно сделать. Оставить тебе ночничок и открытую дверь в комнате? Я могу с тобой посидеть.

– Я вижу, что ты волнуешься, потому что мы первый раз идем в школу и там никогда раньше не был. Все будет хорошо. Давай я тебе сейчас подробно расскажу, что будет происходить и тебе это поможет.

Также в развитии эмоционального интеллекта ребёнка вам поможет книга Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы»» – описание и ссылка на книгу здесь.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: