Почему страхи могут быть вредными
Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.
Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?. В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен
В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.
Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.
Детерминанты тревожных расстройств у детей
Стиль воспитания
На риск развития ТР у детей во многом влияет стиль воспитания. При авторитетном стиле воспитания детское тревожное расстройство — большая редкость. Авторитарное, разрешительное, гиперопекающее родительство приводит к обратному эффекту.
Авторитетное воспитание — баланс между дисциплиной, правилами, эмоциональной поддержкой и доверием. Авторитетные родители устанавливают правила поведения, но они допускают их изменение в разумных пределах, учитывают мнение детей, позволяют им проявлять инициативу. Дети авторитетных родителей демонстрируют просоциальное поведение, высокий самоконтроль, развитые когнитивные и социальные навыки, низкий уровень тревожности.
Разрешительное воспитание связано с отсутствием контроля и каких-либо правил. Многие родители считают этот путь самым правильным — полная свобода позволяет детям развивать самостоятельность. Но вседозволенность приводит к отсутствию у детей навыков самоконтроля и социальной регуляции, необходимых для общения с окружающими. У ребенка снисходительных родителей не складываются отношения со сверстниками и учителями, и он начинает воспринимать мир как угрожающий, враждебный. Всё это провоцирует повышенную тревожность и способствует развитию ТР.
При авторитарном воспитании решения принимают только родители, основной принцип их коммуникации с детьми «я приказываю — ты исполняешь». Они считают вполне допустимыми такие формы воспитания, как телесные наказания, психологическое насилие. Родительство в стиле «кнут без пряника» приводит к возникновению у детей интернализирующих и экстернализирующих расстройств.
Гиперопека также провоцирует ментальные проблемы у детей. Когда ребенок растет в «тепличных условиях», у него развивается выученная беспомощность — состояние, когда любое препятствие, даже незначительное, воспринимается как непреодолимое.
Гиперзаботливым родителям свойственен высокий уровень тревоги, который передается и детям, провоцируя инфантилизм, неуверенность в себе. Гиперопека относится к провокаторам сепарационной тревоги и социофобии.
Наследственность
Один из факторов риска развития ТР у детей — наследственность. Тревожность передается по наследству с вероятностью в 40–50%. Также предполагается, что дети могут наследовать от родителей низкую стрессоустойчивость.
Вероятность передачи по наследству специфических фобий составляет 35–45%, агорафобии — 61%. Исследования с участием близнецов продемонстрировали, что социальная тревога имеет генетические механизмы передачи, общие с нейротизмом и экстраверсией.
Предполагается, что ТР возникают из-за дисфункции некоторых структур мозга и нейромедиаторных систем (ГАМК-ергической, норадренергической), которая может передаваться по наследству.
Материнский стресс во время беременности
Пренатальный стресс влияет на развитие тормозных нейронов плода, отвечающих за ослабление и подавление процесса возбуждения. В свою очередь, нарушение работы тормозных нейронных систем — провокатор многих психопатологий.
Определение болезни — ОКР
Обсессивно-компульсивное расстройство — это навязчивые состояния у детей и подростков, особая форма психического заболевания с навязчивыми поступками и мыслями. Необычность болезни заключается в том, что человек полностью осознает патологический характер своих действий, но они появляются независимо от своего желания и подолгу не проходят самостоятельно.
С одинаковой частотой болеют юноши и девушки. Первые проявления ОКР появляются обычно у подростков. Напряженное состояние психики выражается в особой потребности многократно совершать однотипные действия, заставлять окружающих людей делать то же самое. Только так пациенту удается снизить высокий уровень тревоги и психологического перенапряжения.
В еще более раннем возрасте (до 6 лет) ОКР у детей начинается со страхов. Фобии могут быть самыми разными — боязнь темноты, смерти, утраты близких и т.д.
Любые навязчивости не контролируются сознанием. Настойчивые попытки избавиться от них вызывают новые болезненные симптомы, чаще всего депрессию, утрату работоспособности и возможности полноценно общаться с окружающими людьми.
В Международном классификаторе болезней ОКР указано под кодомF42.0-F42.2.
Какие страхи поможет победить заговор?
Повседневная жизнь несет в себе череду стрессов, тяжелых ситуаций, непростых выборов. Страх затуманивает мысли, мешает сосредоточиться — в таком состоянии вы не можете принимать обдуманные решения. Обычный испуг может перерасти в панику — состояние, когда ваши физические и психические силы вас подводят, человек становиться слаб, подвержен воздействию. Как только чувствуете:
- вам страшно;
- от страха не можете сконцентрироваться;
- нападает паника;
- необъяснимая тревога;
- сковывающий ужас.
Вашим близким тоже сможете помочь, особенно детям, ведь им тяжелее объяснить как вести себя в подобной ситуации. Необходимо знать текст заговора наизусть.
Необходимо собрать всю свою волю в кулак, произнести четко, без спешки текст несколько раз. Эффект не заставит себя ждать.
Цель первая. Как помочь ребенку и взрослому найти и завершить «незавершённые во время стресса действия?»
Общее направление работы состоит в том, чтобы проиграть ситуацию, найти в ней и подчеркнуть моменты персональной активности. Концепция «незавершенных действий» предполагает, что любое остановленное действие (импульс) стремится к тому, чтобы восстановить свою форму (траекторию, силу, динамику). Например, если вас отвлекли от какого-то действия, в удобном случае вы почувствуете, что психика возвращает вас к нему почти автоматически. Даже если действие утратило свою полезность и свою актуальность. А что произойдет, если ситуация давно завершена, все участники ситуации разошлись по дорогам жизни, все контексты стали другими, а импульсы остановленных порывов, чувств или действий продолжают храниться в памяти и ждут удобного момента? Речь идет не о том, чтобы сделать по-другому, правильно или эффективно. Речь о том, что сами по себе, по физиологическому закону, нервные и двигательные импульсы продолжают быть «наготове». Чем тяжелее и сложнее была ситуация, тем больше разнонаправленных и сильных импульсов было у человека, который пережил стресс. Чем меньше с человеком разговаривали после ситуации («Может, как-то сам забудет, отвлечется»), тем больше, как легко догадаться, эти импульсы создают основу для недифференцированной тревоги. И тревога эта суммируется с событиями актуального времени, но никак не может найти своего разрешения. И, в свою очередь, становится питательной средой для развития ПТСР.
Дарья Александровна Фрейдинова
Авторская программа
Неврозы у детей и подростков. Диагностика, профилактика и психокоррекция.
Подробнее
Симптоматика ПТСР весьма разнообразна. Это навязчивые сновидения, повторяющиеся мысли о событии, телесные реакции, которые проявляются в особых условиях, неадекватные реальности по силе и форме аффективные реакции, навязчивости и многое другое. Например, неадекватная реакция девочки Маши на то, что автомобиль ехал быстро, могла указывать на старую травму и ПТСР.
Нужно помочь сначала выразить (не останавливая утешениями) страх и потом получить помощь «в духе Голливуда». Меня не будет смущать сказочная наивность завершения сюжета и тот факт, что в жизни все бывает жестко, не как в сказке. Если у ребенка или взрослого уже образовался «симптом», то это значит для меня как для консультанта, что ему действительно пришлось заблокировать часть своей творческой активности и часть своей спонтанности. Он уже живет и действует «ограниченно», метафорически выражаясь — движется по жизни, как стреноженная лошадь по свободному полю. Поэтому призывать пострадавшего человека к пониманию того, что «жизнь — непростая штука, не бойся, терпи» — это дополнительно фрустрирующее послание от мира, которые ограничивает даже надежды нашего героя на освобождение.
Принцип терапевтической помощи людям, часть психической активности которых «застряла» в области «незавершенного действия»: признать, что переживания из комплекта стресса (страх, агрессия) должны получить свободу для небольшого по амплитуде, но однозначного выражения. Тормозящим фактором будут утверждения со стороны близких людей: «Не надо бояться, все будет хорошо»; так как они намекают человеку, что его спонтанные инстинктивные чувства в ситуации являются нежелательными и неправильными. Если терапевт помогает найти форму и выразить истинные разноплановые чувства, относящиеся к ситуации травмы, это, как ни странно, помогает разрядиться старому напряжению. Хотя чувства проявляются «негативные» и «неприятные».
Письма родителям
Для того чтобы избавиться от социальных проблем детства, а также других неприятных воспоминаний, необходимо тщательно отработать свои отношения с родителями.
Если вы не желаете вступать в диалог, то выполните следующее упражнение. Возьмите чистый лист бумаги и напишите письмо своим родителям. Сделайте это отдельно для матери и отца. В каждом письме расскажите о том, что вас тревожит, за что вы злитесь на родителей, за что благодарны. Откройте им все свои скрытые эмоции, обвиняйте их, если хотите, пишите все, что приходит вам в голову. Делайте это наедине и так, чтобы у вас в распоряжении было достаточно времени. Прекращайте только тогда, когда будете чувствовать себя полностью опустошенными. Если проблем у вас много, то повторите упражнение несколько раз. Поверьте, мысли будут литься из вас, как из ведра.
Виды детских тревожных расстройств
К самым распространенным ТР у детей относятся тревожно-фобические расстройства, реже встречаются генерализованное ТР, сепарационная тревога и селективный мутизм.
Тревожно-фобические расстройства (ТФР)
ТФР возникают у 5–12% детей и подростков. К ним относятся:
- Агорафобия — боязнь мест, которые невозможно быстро покинуть при развитии панической атаки. Ребенок с этим расстройством боится находиться в толпе, общественных местах. Обычная поездка в транспорте вызывают у него дрожь в теле, нехватку воздуха, панику. Как правило, детская агорафобия стартует в 15–17 лет. Из всех ТФР это самое дезадаптирующее расстройство, которое может превратить общительного ребенка в замкнутого и одинокого, заставить его сидеть дома, прогуливать школу, отказываться от общения с друзьями.
- Социальная фобия — патологический страх оказаться в центре внимания и быть негативно оцененным. Чаще всего социофобия возникает во время пубертата, когда из-за гормональной перестройки любая критика воспринимается болезненно. Приступы социальной тревоги сопровождаются соматическими симптомами — покраснением лица, тошнотой, дрожанием рук и голоса, головокружением. При социофобии возрастает риск депрессии в 3 раза, а суицидального поведения — в 6 раз. Дети с этим расстройством часто бросают школу.
- Специфические фобии — страх реальных или выдуманных объектов (животных, насекомых, сказочных персонажей), определенных ситуаций (высоты, темноты, замкнутого пространства). В эту же группу входит нозофобия — боязнь развития опасных заболеваний. При столкновении с источником страха ребенок испытывает ужас, впадает в панику. Специфические фобии чаще всего возникают до 10 лет и очень редко проходят самостоятельно. В подростковом возрасте они никуда не исчезают, а лишь меняют свое содержание.
У детей с ТФР индекс тревожности в 1,5 раза выше по сравнению со здоровыми ровесниками. Также у них более выражены такие ментальные проблемы, как незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, фрустрация, трудности в общении и депрессивность.
Генерализованное тревожное расстройство
При генерализованном ТР нет какого-то определенного объекта или события, вызывающего патологическую тревогу и страх. Дети беспокоятся о разных сферах жизни — здоровье, взаимоотношениях с одноклассниками и родителями, своей успеваемости в школе, повседневных делах. Они могут подолгу прокручивать в голове одни и те же события, часами сидеть над легкими школьными заданиями, бесконечно составлять списки текущих и будущих дел. Постоянные спутник расстройства — страх совершить ошибку.
Лечение ОКР у детей
Как лечить ОКР у подростка, решает врач-психотерапевт. Он определяет длительность, сложность и место лечения — в условиях поликлиники или в стационарном отделении.
Медикаментозное лечение ОКР у подростков включает назначение:
-
антидепрессивных препаратов — позволяют улучшить настроение, снять симптомы повышенной тревожности;
-
нейролептиков — уменьшают перевозбуждение мозговых центров, снижают эмоциональную напряженность;
-
транквилизаторов — успокаивают нервную систему, ослабляют чрезмерное беспокойство пациента;
-
общеукрепляющих и симптоматических средств.
Основное внимание в лечении обсессивно-компульсивного расстройства у детей врач уделяет психотерапии:
-
Когнитивно-поведенческий метод психотерапевтического воздействия используется наиболее часто. Врач искусственно создает стрессовую ситуацию, наблюдает за поведением пациента и одновременно его корректирует, подсказывает, как вести себя наиболее рационально. В течение 7-10 сеансов воспроизводится раздражитель, на который пациент реагирует навязчивостями. Врач указывает на ошибки в реагировании и предлагает способы их устранения.
-
Гештальт-терапия. Гештальт в переводе с немецкого означает образ человека, его мыслей и поведения. В условиях клинического эксперимента пациент лучше узнает собственное “я”, распознает свои страхи и затаенные обиды. Врач определяет источник внутреннего конфликта, на конкретном примере показывает, как от него избавиться и сформировать обновленный образ личности без внутренних противоречий.
-
Психоанализ. На сеансах происходит работа с переживаниями раннего детства, послужившими причиной психотравмы. Негативный детский опыт определяет поведение человека во взрослой жизни. Психотерапевт помогает осознать причины имеющихся нарушений, проговорить их и благополучно устранить.
-
Семейная психотерапия. Вместе с членами семьи больного врач прорабатывает конфликтные ситуации в семье, которые часто служат причиной навязчивых негативных мыслей и поступков. Одновременно специалист обучает родственников основам психологии, показывает возможности коррекции появившихся изменений личности в домашних условиях. После таких занятий пациенту легче избавиться от депрессии и адаптироваться в обществе.
Лечение психического расстройства у детей, в том числе ОКР, нельзя доверять “домашним” экстрасенсам и целителям. Только врач может подобрать индивидуальную методику, которая подходит заболевшему ребенку, и вернуть утраченную радость детства.
59 комментариев
Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде
Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации
Такую боязнь у ребенка психолог может устранить очень быстро и легко.
А вот если страх появился из-за внушений и запугиваний взрослых, он начинает подпитываться детской фантазией, и побороть такой страх очень сложно. Еще сложнее, если родители малыша сами склонны к фобиям, и навязывают ребенку боязливое восприятие мира, постоянно предостерегая его от травм, различных несчастий и угрожая наказанием.
Катализаторами детских страхов являются: чрезмерная опека взрослых, неуверенность родителей в себе, постоянные разговоры взрослых о болезнях и смерти, напряженность в семье, а также ссоры и крики родителей. Когда в семье разлад, первыми страдают дети. Они чувствуют себя отверженными и теряют ощущение безопасности, что приводит к появлению систематических страхов. Существуют и другие скрытые причины детской боязни, которые могут выявить только психологи.
Советы родителям
Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни
Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка
Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:
- Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
- Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
- Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.
Психологи советуют также поменять отношение к детям.
Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.
Как страх становится фобией
Страх — одна из базовых эмоций человека. Он возникает в ответ на какую-то опасность, реальную или мнимую. Такая реакция была необходима нашим предкам для выживания: окружающий их мир был полон всевозможных угроз и опасных вызовов. Наш мозг склонен переоценивать опасность: в самом деле лучше принять камень за медведя и избежать столкновения с хищником, чем принять медведя за камень и погибнуть. Сегодня опасных ситуаций в нашей жизни становится все меньше, но реагируем на них мы точно так же, как и тысячи лет назад.
У детей за счет большей подвижности психики и меньшего жизненного опыта практически любой негативный жизненный опыт может перерасти в фобию — гипертрофированную форму страха. Чтобы фобия появилась во взрослом возрасте, необходимо довольно сильное травмирующее воздействие. В детском возрасте все иначе: всего одна агрессивно настроенная собака может стать причиной кинофобии, панического страха перед этими животными.
В основе развития детских страхов лежат:
- Физиология. Реакция на опасность зависит от особенностей строения мозга и гормональной системы. Чем сильнее организм реагирует на опасные ситуации, тем сильнее страх и выше вероятность развития фобий. Стоит отметить, что чисто физиологические причины редко становятся причиной сильных страхов. На них всегда накладываются другие факторы.
- Семья. Отношения с родителями напрямую влияют на возникновение фобий. Если мы сами постоянно тревожимся, беспокоимся по любому поводу и остро реагируем на любую опасную ситуацию, ребенок перенимает нашу манеру поведения. Когда мы постоянно говорим сыну или дочери об окружающих его опасностях, он начинает считать окружающий мир небезопасным и боится всего, чего только можно. Также на тревожность одинаково влияют как гиперопека и сильные реакции родителей, когда мы все делаем за ребенка, так и дефицит общения и ровное отношение к любой опасности.
- Психология. На формирование фобий влияют и особенности психики ребенка. Если ребенок высокочувствительный, принимает все близко к сердцу и у него хорошо развита фантазия и воображение, риск развития фобий увеличивается.
Если не работать с детскими страхами, во взрослом возрасте они могут обернуться самыми неожиданными проблемами.
Как распознать детских страх?
Немаловажно знать, как выглядит проявление детского страха. Многие родители не обращают внимания на изменения в поведении ребенка и считают их возрастными
Но как узнать детский страх?
Дети плохо умеют скрывать эмоции, поэтому ребенка, у которого появился страх, распознать можно по следующим признакам:
Тяга к родителям
Ребенок, который имеет сильный страх, старается быть ближе к родителям: постоянно ходит за членами семьи и находится в окружении взрослых.
Попытки спрятаться
Если ребенок перед сном прячется под одеяло, во время игры сидит в шкафу, и, в общем, пытается все время спрятаться, то это яркие показатели наличия детского страха.
Плаксивость, агрессия к окружающим, капризы
Если ребенок стал более эмоциональным: плаксивым, не способным сдерживать свой гнев, очень капризным, то, скорее всего, он приобрел фобию.
Мрачные рисунки
Дети, которые имеют навязчивый страх, зачастую изображают свои чувства в рисунке. Творчество такого ребенка будет в темных тонах, с пугающим сюжетом и страшными персонажами. Зачастую, дети бояться своих рисунков, стараясь их спрятать: убрать в темный уголок или на дальнюю полку.
Нервные проявления
Дети, находящиеся под влиянием страха, очень часто грызут ногти, сосут палец, дергают волосы, ковыряют в носу, теребят одежду. Таких проявлений огромное множество, и, к счастью, неестественность и специфичность таких действий вполне заметна.
Дети не всегда рассказывают о своих страхах, в силу недопонимания своих чувств и эмоций или сложной обстановки в семье, но родители, которые вовремя заметят наличие фобии, помогут не только облегчить состояние малыша, но и не дать страху прогрессировать.
Как бороться с детскими страхами?
Детский страх – это сложное явление, избавление от которого требует времени и усилий. Так что же нужно делать, чтобы эффективно устранить фобию ребенка:
Разговаривайте
Разговоры обо всем на свете важны и нужны. Благодаря им, можно не только узнать о наличии страха, но и побороть его. Разговаривайте с ребенком о его фобии, спрашивайте о ней.
Рисуйте
Как говорилось ранее, дети очень часто рисуют свои страхи. Воспользуйтесь этим. Пусть ребенок нарисует свой страх, а потом можно сжечь, порвать или утопить в воде пугающую картинку. Еще один хороший метод борьбы со страхом – добавление смешных и милых деталей. Предложите малышу накрасить монстру губы или надеть на паука юбку и пугающие персонажи мгновенно приобретут смешной и нелепый вид.
Играйте в театр
Предложите ребенку перенести свой страх в сценку: взять на себя роль монстра, застрять в придуманном лифте, пройтись по воображаемому канату на высоте тысячи метров.
Сочиняйте
Предложите ребенку сочинить сказку, которая связана с фобией. Конец обязательно нужно сделать положительным, а пугающие персонажи должны высмеиваться по ходу выдумывания истории.
Боязнь неопределенности
«Нет опасности страшнее неизвестности» — так говорилось в одном известном научно-фантастическом сериале (Fringe). Так думает и большинство людей в реальной жизни. Поэтому они часто избегают всего нового. Ведь никто не может дать гарантии, что, к примеру, твой бизнес-проект станет прибыльным, а не провальным.
Мы забываем о том, что новое — это синоним развития. Ограждая себя от того, с чем ты еще не сталкивался, ты стоишь на месте. Не позволяй страху неопределенности лишать тебя новой интересной работы или же нового места жительства. В любом случае при исходе, который тебе не по душе, можно будет вернуться к прежнему положению.
Как избавиться от постоянного страха и тревоги
Предлагаем несколько эффективных упражнений и инструментов.
Представьте наихудший вариант развития событий
В случае с периодически напоминающими о себе фобиями психологи советуют следующий метод, как преодолеть страх: нужно прокрутить в голове наихудший вариант развития событий, причём желательно утрированный. Например, если вы боитесь публичных выступлений, а вам нужно выступить на совещании с презентацией проекта, нужно задать себе вопрос: что произойдёт, если вы провалитесь? Допустим, ваш проект не возьмут в работу. Вы лишитесь премии, вас понизят в должности или вообще уволят. Дурная слава о вас распространится на всю страну, и вы больше никогда не найдёте работу по специальности. Вам придётся устраиваться на работу дворником, вы будете жить в нищете, начнёте пить или употреблять наркотики… И всё из-за злополучного выступления на совещании! Согласитесь, звучит нелепо и даже смешно. Этого эффекта и нужно добиться: прокрутить в голове такие ужасные последствия встречи с вашим страхом, что они вызовут смех. И вот страх уже отступает, ведь вы понимаете, что бояться, по сути, нечего, и все трудности можно преодолеть.
Работайте с дыханием
Также бороться со страхом помогает работа с дыханием. Один из признаков страха — учащённое сердцебиение и сбивчивое дыхание. Если его восстановить, перебороть страх будет проще.
Вариантов дыхательной гимнастики множество. Например, можно считать до четырёх: вдох — задержать дыхание — выдох — опять задержать дыхание, и каждая из этих стадий на четыре счёта. Можно считать по-другой схеме, увеличивая продолжительность выдоха: вдох на пять счётов — задержка дыхания на пять — выдох на пять, вдох на пять — задержка на четыре — выдох на шесть, и так далее, пока продолжительность выдоха не достигнет 10.
Наконец, можно не считать продолжительность вдоха и выдоха, а просто глубоко дышать, полностью сконцентрировавшись на дыхании. Так вы направите мысли в другое русло, отвлечётесь от страха и успокоите нервную систему.
Эти упражнения помогают справиться со страхом на любом этапе. Например, их можно выполнять перед выходом на сцену для публичного выступления. Или уже после того, как произошла пугающая вас ситуация, например, встреча с бездомной собакой. Такая дыхательная практика помогает убрать симптомы страха, успокоиться и успешно преодолеть ситуацию, которая его вызвала.
Изменение поведения по методу 7Spsy
Но если фобии стали неотъемлемой частью вашей жизни и подобные методы вам уже не помогают, то, чтобы побороть страх самостоятельно, стоит провести работу с проблемной моделью поведения. На это направлена технология изменения поведения 7Spsy. Курс 7Spsy поможет вам одержать проблему над страхами, снять нервное напряжение и вновь обрести доверие к миру. Работая дистанционно, с поддержкой опытного психолога, всего за 2-6 недель вы сможете выявить установки, которые подпитывают ваши фобии, и изменить их на более позитивные.
Поможем избавиться от фобий
Записаться на консультацию
Метод 7Spsy помогает избавиться даже от самых сильных внутренних страхов — например, вы поймёте, как избавиться от навязчивого страха смерти. Совсем скоро вы начнёте новую жизнь, в которой есть место радости и спокойствию, а страх сигнализирует только о реальной опасности.
- Николай Козлов, «Паническая атака у вас: что делать» https://www.psychologos.ru/articles/view/panicheskaya-ataka-u-vas-dvoe-zn—chto-delat
- Варвара Сидорова, «Страх побуждает нас действовать» http://www.psychologies.ru/standpoint/strah-pobujdaet-nas-deystvovat/
- Юрий Щербатых, «Психология страха. Популярная энциклопедия»
Страх разлуки, страх перед школой
Причина: непомерно сильная связь с близким человеком. Иногда травматический опыт разлуки в прошлом.
Симптомы:
- отказ от посещения школы и извещение об этом родителей;
- физические жалобы без обнаруженной органической причины;
- депрессивное настроение;
- чрезмерная пугливость;
- страх перед внезапным заболеванием, потерей или катастрофой.
Лечение
При продолжительном отказе от посещения школы необходимо стационарное лечение.
Цель стационарного лечения: обособление пациента, формирование его социальной независимости, поэтапное приучение к школе.
Медикаментозное лечение: антидепрессанты.
Заключение
Часто в популярной литературе встречается мнение, что плохие ситуации учат человека справляться с трудностями. Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее!». Однако мы на практике замечаем, что что-то не совсем ладно с идеей обучения через стресс. Симптомы ПТСР скорее мешают адаптации, чем помогают личностному развитию. Поэтому мы придерживаемся на практике простого принципа: сначала реабилитация, а потом уже обучение, воспитание и педагогика
Итак, когда же можно приступить к воспитательной работе? Ведь взрослым важно, чтобы ребенок соблюдал правила безопасности, берег свою жизнь, был осторожен в ситуациях, опасных физически, или сложных в человеческом отношении.
После завершения реабилитации (не раньше!!!), через несколько часов или в другой день можно перейти к завершающей стадии. Обсудить, какие выводы сделал ребенок, как можно в будущем избежать неприятностей, как построить план лечения (если это необходимо), что ему нужно думать о своей травме и так далее