Сидит один в наушниках, а на все вопросы отвечает: «нормально». у подростка депрессия?

Как заставить подростка соблюдать ваши правила. воспитание подростка

Что происходит с подростком во время переходного возраста

Кратко подростковый возраст можно охарактеризовать так: кризис, разрушение и отрицание старого, время недовольства собой и окружающими. Это, безусловно, неприятно взрослым. Но и самому ребенку несладко, для него это тоже новые непонятные обстоятельства.

Чтобы нарисовать картину более детально, представьте: ребенок, большую часть жизни находившийся в относительно спокойном и беззаботном состоянии, внезапно начинает очень быстро расти. У него без причины меняется настроение, с телом происходят новые непонятные процессы, учителя твердят, что пора взрослеть и определяться, «кем ты хочешь стать», родители требуют послушания и порядка в доме, друзья кажутся крутыми, а сам себя он ощущает потерянным и никчемным. Полный раздрай, каша в голове и тотальное недовольство. Если разобраться чуть подробнее, изменения происходят по трем основным направлениям.

Гормоны

С гормональной точки зрения действительно идет серьезная перестройка. Мамы, вспомните, как вас штормило в беременность и сразу после рождения ребенка. Настроение менялось за несколько секунд, беспричинно накатывала тоска и слезливость, радость могла смениться яростью быстрее, чем вы успевали это осознать. Примерно то же самое чувствует тинейджер. Справиться с таким под силу не каждому взрослому, так что стоит быть немного снисходительнее к подросткам – с ними такое впервые.

Им и правда может быть сложно заснуть ночью, поэтому они садятся за компьютер или книжку, поскольку не знают, как себе помочь. Они тоже могут заедать стресс и выбирать для этого не самые полезные продукты

Им действительно бывает важно лечь спать днем после школы – не потому, что они ленивые или болеют, а потому что организму нужна подзарядка и перезагрузка. Это все связано с гормонами, которые ребенок не может контролировать

Физиология

Чисто физиологически подростки тоже заметно меняются. Тело, лицо, волосы – все это трансформируется стремительно и не всегда красиво. Парни сутулятся, комплексуя из-за слишком высокого роста, девушки переживают из-за внезапно округлившихся форм и изводят себя диетами. А тут еще прыщи, резко усилившийся запах пота, половое созревание. Словом, на подростков обрушивается настоящая лавина проблем.

Взрослые, которые уже проходили это, знают, что «катастрофа» временна и все наладится, гадкие утята станут прекрасными лебедями. Поэтому с высоты своего опыта могут обесценивать важные моменты и тем самым ранить подростков, отгораживаться от них. Проверьте, не критикуете ли вы внешность тинейджера, его вес (избыток или недостаток), нет ли в вашем лексиконе фраз вроде «Подумаешь, прыщик, то же мне проблема». Будьте очень деликатны. Критика внешности или даже неосторожная фраза, которая вам кажется безобидной шуткой, может серьезно задеть ребенка и зародить в его подсознании комплексы, которые потом перейдут во взрослую жизнь.

Некоторые процессы, происходящие в организме подростка, могут показаться вам не особо важными, но стоит отнестись к ним серьезно. Например, тинейджеры растут быстро и делают это неравномерно, как бы рывками. Поэтому часто у подростка болят кости, ноют суставы, тянет мышцы. Это может быть дополнительным раздражающим фактором, который негативно влияет на настроение

Важно замечать такие проявления, спрашивать о самочувствии, помогать снять симптомы и не отмахиваться, если ребенок жалуется на недомогание.

Отношения

Возраст с 12 до 17 лет – это время серьезного пересмотра отношений в самом широком понимании. Устойчивая связь с родителями и другими взрослыми начинает ослабевать, а ей на смену приходит социум в виде одноклассников, друзей и приятелей во дворе. Тогда же, в период пубертата, на первый план выходят отношения с противоположным полом, появляются интерес и влечение. Все это происходит на фоне снижения самооценки, переживаний о своей внешности и комплексов, что заметно усложняет ситуацию.

Сюда же добавляются внутренние переживания и отношения с самим собой, поиск своего места в мире. Представьте, что вы одновременно влюбились, разочаровались в близких, стремитесь соответствовать ожиданиям друзей и угодить начальнику на работе. Сколько сил, энергии и внимания это потребует? И так каждый день. Если в этот момент вы будете дополнительно получать от мамы ультимативные и противоречащие друг другу приказы вроде «Никуда не пойдешь, сиди дома» и «Пора уже взрослеть и быть самостоятельным», то так и до нервного срыва недалеко.

Вот почему подросткам нужны рядом внимательные, рассудительные и последовательные взрослые, которые не стремятся задавить авторитетом, но при этом помогают проходить сложный этап.

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Обязательно ли ронять авторитет родителей и почему без этого не обойтись

Увы, да. Это самое первое, что нужно понять взрослым. С точки зрения психологии главная задача подросткового периода – расстаться с детскими иллюзиями об «идеальности» родителей. Время, когда мама и папа были лучшими людьми на земле, которые знали ответы на все вопросы и чей авторитет был беспрекословен, прошло. Сейчас качели резко качнулись в противоположную сторону. Туда, где, по мнению ребенка, родители ничего не знают, не понимают, все делают не так и вообще мешают жить.

Ровно настолько, насколько мама с папой были для ребенка «богами», они теперь должны стать «никем». Потому что именно это – гарантия того, что в последующий, постподростковый период ребенок сможет увидеть родителей реальными и принять их со всеми плюсами и минусами. Только на этом осознании можно построить здоровые адекватные отношения, где сын не будет до старости держаться за мамину юбку, папа не будет указывать дочери, за кого и когда выходить замуж, а престарелые родители не будут плакать и сокрушаться, что у их детей не сложилась судьба. Состоится трансформация связки «родитель – ребенок» в связку «родитель – взрослый ребенок», где можно контактировать на равных, взаимно уважать и принимать друг друга.

Важно помнить, что у подростка еще недостаточно сформировано абстрактное мышление, он не способен оценить долгосрочные перспективы и последствия этого кризиса. Для него это просто какая-то «жесть», которая происходит здесь и сейчас и с которой он не хочет мириться

Поэтому ведущая роль в этом этапе все еще за взрослым.

Если вы сумеете пройти через подростковые бури и провести через них своего ребенка, ваш авторитет обязательно вернется. И не исключено, что даже будет расти с годами. Особенно когда у вашего сегодняшнего подростка появятся собственные дети.

Но это будет еще не скоро. А пока запасемся терпением и постараемся разобраться, что происходит с детьми и взрослыми на подростковом этапе и как можно помочь и тем, и другим минимизировать стресс и пройти этот путь без потерь.

Почему студенты любят пассивное обучение

Хотя исследователи уже несколько десятилетий говорят о преимуществах активных методов обучения, преподаватели и даже ученики всё же часто предпочитают пассивное обучение — стандартные занятия, когда можно просто послушать материал

На это обратили внимание специалисты из Гарварда и в 2019 году решили проверить, как студенты воспринимают пассивное и активное обучение, а главное — как это влияет на реальные результаты учёбы

Учёные провели эксперимент, участие в котором приняли 149 студентов на курсе по физике. Ближе к концу курса учащихся случайным образом поделили на две группы. Для каждой из них провели два занятия (по статике и по жидкостям).

В обеих группах студентам выдали учебные материалы на листочках: там были обозначены ключевые концепции по теме занятия и уравнения, а также примеры задач. На листочках также были пустые места для записи и ответов.

Одна группа проходила материал в пассивной форме, вторая — в активной, а на следующем занятии они поменялись. Вот как проходили занятия:

  • Активное. Преподаватель предложил студентам решить задачи, приведённые в стартовом материале, а для этого объединиться в небольшие группы. Пока учащиеся были заняты делом, преподаватель перемещался по аудитории — отвечал на вопросы и давал рекомендации. Когда группы завершали работу над очередной задачей, он показывал и объяснял верное решение.
  • Пассивное. Преподаватель показывал презентацию на основе розданного студентам учебного материала, давал подробные объяснения и показывал на примерах, как решать задачи. Студенты слушали его и записывали решения. Основной упор исследователи в этом эксперименте сделали на хорошую подачу материала преподавателем.

Задачи и материалы были одинаковыми для всех участников эксперимента. Разница состояла только в том, как они узнавали способ решения задач — сразу от преподавателя (пассивно) или пытались найти его сами (активно). После каждого занятия участников просили выполнить тест на проверку знаний и заполнить опросник об их ощущениях.

Учёные выяснили: опрошенные студенты предпочитали лекции и были уверены в том, что таким способом получают больше знаний. На деле же оценки за тесты оказались значительно выше после активных занятий.

Исследователи предположили три причины этого феномена:

  • благодаря тому, что в хорошей лекции материал подаётся последовательно и системно, интересно, студентам кажется, что, слушая, они получают больше информации, чем во время активного занятия;
  • поскольку темы новые, студентам трудно оценить, много ли полезной информации они получили в действительности;
  • студенты, которые ещё не сталкивались с активным обучением, испытывают дискомфорт от когнитивной нагрузки — не понимая, что это как раз признак эффективности обучения.

Когда исследователи провели интервью с некоторыми участниками эксперимента, выяснилось, что тем тяжело давалось активное занятие методом «продуктивных ошибок». Он вызывал тревогу и непонимание. Невозможность или трудность в решении задачи они воспринимали как собственный недостаток знаний, хотя это совсем не так, уверены учёные (кстати, в некоторых вузах даже специально приучают студентов к ошибкам и провалам).


Фото: Jacob Lund / Shutterstock

А вот лекцию студенты слушали с удовольствием — просто она была понятнее и проще.

Но примечательно, что когда студентам показали результаты исследования и спросили, повлияют ли эти данные на то, как они учатся, 14 из 17 респондентов ответили утвердительно. То есть хотя пассивное обучение изначально казалось им продуктивным и простым, большая часть была готова перейти на активные формы занятия, убедившись в том, что в действительности они более эффективные.

Эксперимент на этом не остановился. В следующем семестре преподаватель курса по физике использовал ту же стратегию с активностями, однако в начале программы показал студентам презентацию — объяснил, чем полезно активное обучение, и предупредил, как студенты могут его воспринимать.

На лице написано

Очень важно не путать стеснительность с воспитанностью ребенка, его «корректностью» и способностью «критично» воспринимать ситуацию. Воспитанные дети тоже мягки и уступчивы

Они не стремятся любой ценой оказаться в центре внимания, могут быть молчаливыми и умеют проводить время в одиночестве. Но в то же время при обращении к ним, легко идут на контакт, и когда понадобится, скажут твердое «нет», смогут защитить себя. Тогда что же такое детская застенчивость?

Ее признаками могут быть:

  • трудности в коммуникации (ребенок стесняется начать или поддержать беседу, на заданные вопросы отвечает с видимым принуждением, сам вопросов не задает, не хочет или не может свободно излагать свою точку зрения);

  • скованность и зажатость при общении с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками);

  • молчание или односложные фразы в разговоре (не хочу, не буду, не пойду). В иных ситуациях у малыша может даже поменяться речь: она становится нечеткой, дрожащей, в ней заметны элементы заикания;

  • постоянное цепляние за старшего (родителей, бабушку, няню);

  • пугливость (ребенок опускает голову, прячет лицо, смотрит не в глаза, а в пол);

  • чрезмерная обидчивость.

Могут наблюдаться и внешние проявления сильного эмоционального напряжения: покраснение, испарина, повышенная потливость, подрагивание пальцев, тихий голос, ерзанье на стуле и т.д.

Как понять, что у ребёнка наступил переходный возраст

Подростками принято считать детей от 13 лет до совершеннолетия. Это те самые тинейджеры – люди возраста, который в английском языке оканчивается на -teen: 13 – thirteen,14 – fourteen, 15 – fifteen и так далее. Впрочем, сейчас многие специалисты и родители говорят о том, что все чаще подростковый период начинается у современных детей раньше общепринятой нормы. Некоторые подростковые черты или их предпосылки можно заметить у детей уже в 9–10 лет.

Присматриваться к поведению стоит уже в начальной школе, чтобы не пропустить начало подросткового периода и постараться максимально сгладить его. Если в 1–2 классе ребенок уже предпочитает общество одноклассников родителям, это должно насторожить. Такое поведение – сигнал, что ребенку нужно больше вашего внимания, совместных интересных занятий, позитивных впечатлений и эмоций. Аккуратно ограничивайте время с ровесниками, заменяя качественно проведенным временем вместе. Не «Я запрещаю тебе гулять и дружить с Пашей», а «Давай вместе сходим в кино на тот фильм, который ты хотел посмотреть, поиграем в футбол, пойдем в поход». Желательно, чтобы ребенок сам делал выбор в пользу вашего предложения. Сейчас есть множество мероприятий для всей семьи, где детям не будет скучно

Важно быть вместе с «предподростком», чтобы не потерять его и сохранить эмоциональную близость

Признаки переходного возраста:

  1. Для ребенка в большей степени становится авторитетна и актуальна группа сверстников, а не родители. Взрослые при этом обычно говорят что-то вроде: «Конечно, у тебя мама плохая, а друзья хорошие».
  2. Он по всем фронтам начинает отстаивать свои границы. Чаще всего это замки на двери, надписи «Не входить!», запрет убираться в его комнате, появление каких-то личных вещей, которые тинейджер прячет от взрослых. Девочки часто в это время заводят дневник.
  3. Любимый малыш, который еще вчера был послушным и милым, перестает реагировать на просьбы и замечания, начинает огрызаться, бубнить в ответ что-то недовольное либо просто отмалчиваться. Взрослому в такой момент кажется, что прежняя схема коммуникации сломалась, а ребенок просто обнаглел.
  4. Он провоцирует родителей всеми доступными способами. Именно в это время появляются пирсинг, татуировки, разноцветные волосы, первые отношения, портится учеба. Тинейджер, по сути, пытается проверить, что родители могут выдержать, а что – нет.
  5. Ребенок может стать раздражительным, плаксивым, обидчивым. Любая часто повторяющаяся эмоция с приставкой «слишком» – подсказка о приближении подросткового кризиса.
  6. Нежелание общаться с родителями, уклонение от рассказов о том, как прошел день в школе, – еще один важный признак. В это время оценки и школьные успехи могут потерять свою значимость, а необходимость ходить в школу в принципе расценивается как помеха и раздражающий фактор.
  7. Поиск себя может провоцировать и частую смену интересов. Сначала ребенок уговаривает купить ему гитару, а через два занятия заявляет, что в музыкальную школу больше ни ногой. Затем пробует себя в графике или живописи, но тоже быстро бросает. Это не главный признак начала пубертата, но он нередко проявляется в подростковый период.


Помните, что все вышеперечисленное ребенок делает не из вредности и не назло вам (в большинстве случаев). Он сам не понимает, что с ним происходит. Пытается разобраться в своих чувствах. Ему действительно намного важнее то, как он выглядит и какое место в коллективе занимает, чем то, какие отметки получает в школе и что по этому поводу думают родители. Полезно также напоминать себе, что это пройдет.

Каким навыкам нужно научить ребенка перед тем, как отправить жить отдельно?

Чтобы ребенок смог существовать в квартире самостоятельно и быть независимым от вас, научите его следующим навыкам:

  1. Приготовление еды. Ребенок должен уметь готовить несколько видов блюд. Суп, борщ. Каши, крупы. Картошку. Макароны. И так далее.
  2. Стирка вещей. Ребенок должен уметь стирать все виды одежды. Как трусы, носки, так и штаны/футболки/пайты. В том числе, и дорогие вещи.
  3. Мытье обуви. В обязательном порядке научите ребенка мыть обувь. И очищать ее от следов грязи. Если не научить ребенка делать этого, то он всегда будет ходить в запачканной обуви.  
  4. Глажка. В обязательном порядке научите ребенка пользоваться утюгом. И разглаживать все свои вещи. Для того, чтобы он всегда выглядел опрятно.
  5. Мытье полов. Научите ребенка мыть полы. Скажите, что делать это в квартире ему предстоит минимум раз в 7 дней. 
  6. Уборка пыли. Научите ребенка протирать полки. Избавляться от пыли.
  7. Мытье мебели. Научите ребенка оттирать мебель, если она пачкается. 
  8. Порядок в шкафу. Научите ребенка соблюдать порядок, когда он раскладывает свои вещи. В обязательном порядке давайте ему возможность расфасовывать одежду по разным частям шкафа. И делать так, чтобы вещи лежали компактно. Не комкались.
  9. Чистоте. В обязательном порядке научите ребенка содержать квартиру в чистоте. Не разбрасывать в ней вещи. Мыть за собой посуду. Раскладывать одежду по полкам вовремя. Не допускать того, чтобы квартира захламлялась другими вещами.
  10. Выносить мусор. Скажите ребенку, чтобы не забывал выносить мусор. Делал это как минимум раз в день. Чтобы мусор не скапливался и не издавал в квартире неприятный запах.
  11. Вести себя прилично. Не звать больше одного друга за раз. Не устраивать шумные вечеринки. Не злоупотреблять алкоголем. Не курить сигареты. И уж тем более не употреблять наркотики.

Уделите каждому из вышеназванных пунктов особое внимание. Если ребенок будет обладать всеми этими умениями, то сможет полноценно существовать отдельно от вас

И никаких проблем при переезде у него не возникнет.

Правда и ложь в прятки:

Цель этой драматической игры — попытаться улучшить мимику. Вашим подросткам придется овладеть искусством убеждать и сохранять свое выражение лица независимо от того, лгут они или говорят правду.

  • Если вокруг много подростков, все они могут сесть в круг и поиграть в игру. Если подростков не так много, можно разделить их на пары и попросить сесть лицом друг к другу.
  • В игре каждый подросток должен начать с трех строк о себе. Подросткам придется сказать о себе две правды и одну ложь. При этом ваш подросток должен будет стараться сохранять выражение лица максимально спокойным и естественным, чтобы другие подростки не смогли распознать ложь.
  • Другие подростки, которые слушают введение, должны будут попытаться прочитать выражения лиц и обнаружить ложь. Как только подросток попадает в ловушку, он выходит из игры, а подросток, обнаруживший ложь, получает очко.
  • Подростки также могут сыграть это как групповое испытание, где одна команда будет наблюдателями, а другая команда должна лгать. Подростки в группе лжи могут выбирать, кто солгает. Когда все будет готово, подростки в группе лжи могут представиться, используя по одному предложению. Хотя все подростки в группе скажут правду, только один подросток будет лгать. Другая группа должна попытаться определить, кто лжет. Вы можете продолжать менять группы на лежачих и подглядывающих в каждом раунде.

Как организовать контроль?

Как же контролировать дитятко, дабы не пошло вразнос? На самом деле, несмотря на сложность, подросткам многое открывается в новом свете. Они узнают о себе гораздо больше, нежели раньше. Несмотря на гормональную бурю, «взбрыкивания», сыновья и дочери продолжают расти, учиться, продолжают все-таки на нас ориентироваться.

Но в определённый момент чадо начинает требовать больше свободы. Кому не известно: отстаньте от меня, я сам знаю, что делать. Перед родителями выбор.

  1. С одной стороны подрос, кое-что понимает, можно рассчитывать на самоконтроль и нужно дать побольше воли.
  2. С другой стороны страшновато давать свободу, потому что мир сильно изменился в последнее время. На его опасности тинейджеры не всегда в состоянии адекватно реагировать. Всякие компании, социальные сети, соблазны курения и прочего. Нет в этом ничего хорошего.

Дилемма. И не дать свободы нельзя, и не контролировать нельзя тоже, потому что милая деточка может пойти вразнос. Каждой семье приходится решать, сколько же нужно контроля именно нашему чаду.

Как принять решение?

Самый частый вариант – опора на собственный опыт. Но идея спорная.

Взрослые помнят себя в этом возрасте, свои ощущения и, принимая решение о количестве контроля, ориентируются на них. А сын или дочь ведь может быть полной противоположностью. Что хорошо было нам необязательно полезно ему. Поэтому может быть принято неправильное решение.

Даже свободу подросшие дочки-сыночки, исходя из своих особенностей, оценивают по-разному. Для одного: меня не любят, потому что постоянно контролируют. Для другого: у меня столько воли, очень обидно, когда на тебя не обращают внимания, твоей жизнью не интересуются.

В выигрыше бывают отцы-матери, знающие своих недорослей, их интересы, друзей. Словом, их жизнь. Из наблюдений создаётся собственная система, чего у вас будет больше – инспектирования или вольной воли. Или это будет баланс: на каникулах побольше свободы, во время учёбы будем побольше контролировать. Стоит помнить – мир другой, отношения другие. И они сильно влияют на подростка.

Самое печальное, что в ситуации выбора «контролировать — дать самостоятельность» нет абсолютно правильного решения. В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. Кто-то будет рваться к свободе, тратя все силы, чтобы вырваться из-под нашего инспектирования. А другого вполне устраивает имеющаяся ситуация.

Какие риски есть у пассивного обучения

Пассивное обучение может повлиять на академическое мошенничество — в частности, на списывание домашних заданий. Проще говоря, оно в некотором смысле расхолаживает студентов.

Специалисты из Института Образования НИУ ВШЭ решили проверить на основе данных мониторинга высшего образования, проведённого в 2020 году, как влияет формат обучения на частоту списывания. Исследователи проанализировали и сравнили ответы более 17 тысяч студентов.

«Наиболее часто используемыми педагогическими практиками, по оценке студентов, являются переписывание учебного материала и проведение дискуссий — около трети студентов отметили их как наиболее распространённые формы обучения, на которые приходится более 70% времени на семинарах и практических занятиях (36 и 32% соответственно)», — отмечали они.

Оказалось, что чем консервативнее процесс обучения (например, студенты переписывают и пересказывают учебные материалы), тем чаще учащиеся обращаются к списыванию. Причём это более характерно в ситуациях, когда на пассивные практики уходит от 30 до 70% учебного времени.

Активности (например, дискуссии), наоборот, связаны с более низкими рисками того, что учащиеся будут жульничать.

Ошибочные аргументы против пассивного обучения

В то же время не всем аргументам о недостаточной пользе пассивного обучения стоит верить безоговорочно. Например, ярые приверженцы активного обучения любят ссылаться на «пирамиду обучения» (предтечу пирамиды Дейла), созданную американской Национальной учебной лабораторией в 1950-х.


«Пирамида обучения» Национальной учебной лабораторииИллюстрация: Skillbox Media

На ней отражены показатели запоминания по разным видам деятельности: верхние четыре блока считаются пассивным обучением, а четыре нижних — активным. Активные методы, согласно этой пирамиде, дают гораздо больший эффект, чем пассивные. Данные об эффективности якобы были получены в результате проведённого лабораторией исследования. Проблема в том, что лаборатория не представила оригинал этого исследования и утверждала, что текст утрачен — а значит, относиться к представленным на пирамиде цифрам стоит с сомнением.

Кстати, ещё один расхожий миф о пассивных методах обучения связан с тем, что якобы учебную информацию надо по-разному представлять аудиалам, визуалам и кинестетикам. Исследованиями давно доказана несостоятельность этой теории.

Какой же вывод можно сделать? Вряд ли стоит совсем отказываться в образовательном процессе от элементов пассивного обучения (да и вряд ли это возможно), тем не менее, когда обучение строится только на пассивных методах, это не очень хорошо для результатов.

Шаг 3. Находим причину

В 99 % случаев подростки ничего не хотят по одной из следующих причин:

  • их просто замучили требованиями,
  • у них до сих пор не сформировалась собственная зона личных интересов, и они прямо сейчас, лёжа на диване, восполняют этот пробел, неосознанно пытаются услышать внутренние импульсы и чего-то захотеть.
  • они просто сопротивляются родительскому давлению (и обычно вскакивают с дивана сразу, как только вы перестаете уговаривать, угрожать, контролировать и т. д.)
  • им что-то мешает. Например, тревога: у подростков уровень тревожности значительно выше, чем у большинства взрослых. Тревога может, как чёрная дыра, пожирать весь наш ресурс.

Преимущества активного обучения

Активный способ обучения эффективно совмещается с интерактивным и пассивным. У него есть очевидные преимущества:

1. Комфортное взаимодействие. При активном методе обучения дети умеют выстраивать диалог не только с одноклассниками, но и с учителем. Они уважают преподавателя, но не боятся его. Школьники отвечают на вопросы педагога без страха ошибки. Они умеют формулировать мнение по теме и озвучивать его.

2. Прикладная польза. Многим детям скучно учиться в школе, потому что они не понимают, как полученные знания пригодятся им в реальной жизни

Поэтому во время уроков так важно посвящать время разбору интересных заданий, которые тесно связаны с бытом или потенциальной работой. Например, изучать тему процентов в математике стоит вместе с практической темой кредитов

3. Развитие аналитического мышления. Современного ребенка со всех сторон окружает огромное количество информации разной степени правдивости. Поэтому у школьников необходимо формировать навыки критического мышления. Подростки должны уметь самостоятельно искать информацию в различных источниках, сопоставлять ее между собой и вычленять крупицы истины.

4. Дополнительная мотивация. Если в процессе обучения учитывать интересы школьников, они будут мотивированы на углубленное изучение предмета. Дети должны свободно задавать вопросы учителю, чтобы исследовать тему в понравившемся направлении.

5. Включенность. Ученик активно работает на протяжении всего урока, а не только в момент ответа у доски, как при пассивном методе.

Почему школьники теряют мотивацию

Если школьников младших классов ещё можно увлечь красивой канцелярией и интересными иллюстрациями в книге, то подросткам этого не достаточно.  Юношеский максимализм может сильно отвлечь от занятий и ударить по табелю успеваемости. 

Но не торопитесь с яростной речью, чтобы при первых промахах в учёбе, отчитать школьника. Для начала попытайтесь выявить причины сложившейся ситуации.

Подросткам присуща излишняя молчаливость и скрытность, поэтому попытайтесь установить доверительный контакт с ребёнком, понять его возможные переживания и эмоции, отследить его точку зрения.

Порой за плохими оценками и нежеланием учиться скрываются более серьёзные проблемы:

  • Буллинг или травля со стороны одноклассников. Это не даёт подростку сосредоточиться на учёбе. Вместо этого он занят своими переживаниями, о которых, возможно, боится рассказать взрослым. 
  • Недопонимание с педагогами. Между учителями и учениками могут происходить конфликты, которые расстраивают подростков и отбивают желание ходить на уроки.
  • Сложные предметы. Иногда какой-либо предмет даётся школьнику тяжело: он его не понимает, не получается решать задания и запомнить всю информацию. Из-за этого у подростка пропадает желание учиться, что в свою очередь сказывается на мотивации ко всей учёбе в принципе. 
  • Неразделённая любовь. В подростковом возрасте мысли детей начинают занимать симпатии и влюблённости, что заметно отвлекает от учебной деятельности. 

Если ваш ребёнок столкнулся с такими ситуациями, то не обвиняйте его, не осуждайте и не критикуйте. Психика подростка ещё не до конца сформирована и особо восприимчива к словам родителей. Станьте другом для ребёнка, убедите его, что вы понимаете его боли и принимаете, независимо от текущей учебной успеваемости. 

Что делать родителям, когда ребёнок принёс из школы очередную двойку, рассказываем в статье «Опять двойка: почему не стоит ругать ребёнка за плохую успеваемость».

Медитируй

Телефон, компьютер, школа, друзья, родители… Столько всего! Бывает, что все наваливается и голова просто распухает. Тогда нужно немного времени, чтобы перезагрузиться — всего минут 10–20. И ты можешь это сделать!

Нужно все выключить — телефон, компьютер, музыку… даже свет, если хочешь. Ложись, садись, глаза можно закрыть или оставить открытыми. Как считаешь нужным — это ТВОЕ время. Теперь сосредоточься на дыхании и не думай больше ни о чем.

Пусть твой ум станет чистым, как безоблачное голубое небо. Мысли будут приходить и уходить, но представляй, что это лишь облака, проплывающие по небу. Они уходят, и ум опять становится чистым и синим. Слушай свои вдохи и выдохи и старайся дышать как можно глубже.

Почувствуй, как с выдохами напряжение покидает тебя. Иллюстрация из книги «Твое личное тело»

Пусть с каждым вдохом и выдохом живот расслабляется и расширяется. Если ум принимается блуждать и ты начинаешь думать о ссоре с мамой или о том, что красный свитер будет здорово смотреться с новыми джинсами, спокойно напомни себе, что сейчас время недумания, и сосредоточься на дыхании. Когда выдыхаешь, представляй, что эта мысль — облачко, которое ты отпускаешь, оставляя небо твоего ума чистым и голубым.

Вам может быть интересно

11.11.2019 Женский шопоголизм откуда берется страсть к покупкам и как от нее избавиться

19.11.2019 Лаванда и сон. О пользе ароматерапии

04.06.2019 Загадки памяти: короткий отдых помогает выучить быстрее

26.08.2019 «Я или она»: что делать, если муж ушел к любовнице

«Больше ни капли»: как отказ от алкоголя сделает вашу жизнь лучше

26.02.2019 Алкоголизм: любовь, которая убивает

05.06.2019 «Стальные нервы» или как развить стрессоустойчивость

12.07.2019 Как отложенные желания приводят к развитию тревожности

18.03.2019 Инфантилизм. Как повзрослеть взрослому человеку

22.05.2019 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Причины, симптомы, лечение

21.07.2019 Переходим на светлую сторону ЗОЖ: как изменить поведение, чтобы лучше себя чувствовать

28.10.2019 Электронные сигареты повреждают легкие

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: