Что происходит с подростком во время переходного возраста
Кратко подростковый возраст можно охарактеризовать так: кризис, разрушение и отрицание старого, время недовольства собой и окружающими. Это, безусловно, неприятно взрослым. Но и самому ребенку несладко, для него это тоже новые непонятные обстоятельства.
Чтобы нарисовать картину более детально, представьте: ребенок, большую часть жизни находившийся в относительно спокойном и беззаботном состоянии, внезапно начинает очень быстро расти. У него без причины меняется настроение, с телом происходят новые непонятные процессы, учителя твердят, что пора взрослеть и определяться, «кем ты хочешь стать», родители требуют послушания и порядка в доме, друзья кажутся крутыми, а сам себя он ощущает потерянным и никчемным. Полный раздрай, каша в голове и тотальное недовольство. Если разобраться чуть подробнее, изменения происходят по трем основным направлениям.
Гормоны
С гормональной точки зрения действительно идет серьезная перестройка. Мамы, вспомните, как вас штормило в беременность и сразу после рождения ребенка. Настроение менялось за несколько секунд, беспричинно накатывала тоска и слезливость, радость могла смениться яростью быстрее, чем вы успевали это осознать. Примерно то же самое чувствует тинейджер. Справиться с таким под силу не каждому взрослому, так что стоит быть немного снисходительнее к подросткам – с ними такое впервые.
Им и правда может быть сложно заснуть ночью, поэтому они садятся за компьютер или книжку, поскольку не знают, как себе помочь. Они тоже могут заедать стресс и выбирать для этого не самые полезные продукты
Им действительно бывает важно лечь спать днем после школы – не потому, что они ленивые или болеют, а потому что организму нужна подзарядка и перезагрузка. Это все связано с гормонами, которые ребенок не может контролировать
Физиология
Чисто физиологически подростки тоже заметно меняются. Тело, лицо, волосы – все это трансформируется стремительно и не всегда красиво. Парни сутулятся, комплексуя из-за слишком высокого роста, девушки переживают из-за внезапно округлившихся форм и изводят себя диетами. А тут еще прыщи, резко усилившийся запах пота, половое созревание. Словом, на подростков обрушивается настоящая лавина проблем.
Взрослые, которые уже проходили это, знают, что «катастрофа» временна и все наладится, гадкие утята станут прекрасными лебедями. Поэтому с высоты своего опыта могут обесценивать важные моменты и тем самым ранить подростков, отгораживаться от них. Проверьте, не критикуете ли вы внешность тинейджера, его вес (избыток или недостаток), нет ли в вашем лексиконе фраз вроде «Подумаешь, прыщик, то же мне проблема». Будьте очень деликатны. Критика внешности или даже неосторожная фраза, которая вам кажется безобидной шуткой, может серьезно задеть ребенка и зародить в его подсознании комплексы, которые потом перейдут во взрослую жизнь.
Некоторые процессы, происходящие в организме подростка, могут показаться вам не особо важными, но стоит отнестись к ним серьезно. Например, тинейджеры растут быстро и делают это неравномерно, как бы рывками. Поэтому часто у подростка болят кости, ноют суставы, тянет мышцы. Это может быть дополнительным раздражающим фактором, который негативно влияет на настроение
Важно замечать такие проявления, спрашивать о самочувствии, помогать снять симптомы и не отмахиваться, если ребенок жалуется на недомогание.
Отношения
Возраст с 12 до 17 лет – это время серьезного пересмотра отношений в самом широком понимании. Устойчивая связь с родителями и другими взрослыми начинает ослабевать, а ей на смену приходит социум в виде одноклассников, друзей и приятелей во дворе. Тогда же, в период пубертата, на первый план выходят отношения с противоположным полом, появляются интерес и влечение. Все это происходит на фоне снижения самооценки, переживаний о своей внешности и комплексов, что заметно усложняет ситуацию.
Сюда же добавляются внутренние переживания и отношения с самим собой, поиск своего места в мире. Представьте, что вы одновременно влюбились, разочаровались в близких, стремитесь соответствовать ожиданиям друзей и угодить начальнику на работе. Сколько сил, энергии и внимания это потребует? И так каждый день. Если в этот момент вы будете дополнительно получать от мамы ультимативные и противоречащие друг другу приказы вроде «Никуда не пойдешь, сиди дома» и «Пора уже взрослеть и быть самостоятельным», то так и до нервного срыва недалеко.
Вот почему подросткам нужны рядом внимательные, рассудительные и последовательные взрослые, которые не стремятся задавить авторитетом, но при этом помогают проходить сложный этап.
Почему правила — это не навсегда
Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.
И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.
Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.
Обязательно ли ронять авторитет родителей и почему без этого не обойтись
Увы, да. Это самое первое, что нужно понять взрослым. С точки зрения психологии главная задача подросткового периода – расстаться с детскими иллюзиями об «идеальности» родителей. Время, когда мама и папа были лучшими людьми на земле, которые знали ответы на все вопросы и чей авторитет был беспрекословен, прошло. Сейчас качели резко качнулись в противоположную сторону. Туда, где, по мнению ребенка, родители ничего не знают, не понимают, все делают не так и вообще мешают жить.
Ровно настолько, насколько мама с папой были для ребенка «богами», они теперь должны стать «никем». Потому что именно это – гарантия того, что в последующий, постподростковый период ребенок сможет увидеть родителей реальными и принять их со всеми плюсами и минусами. Только на этом осознании можно построить здоровые адекватные отношения, где сын не будет до старости держаться за мамину юбку, папа не будет указывать дочери, за кого и когда выходить замуж, а престарелые родители не будут плакать и сокрушаться, что у их детей не сложилась судьба. Состоится трансформация связки «родитель – ребенок» в связку «родитель – взрослый ребенок», где можно контактировать на равных, взаимно уважать и принимать друг друга.
Важно помнить, что у подростка еще недостаточно сформировано абстрактное мышление, он не способен оценить долгосрочные перспективы и последствия этого кризиса. Для него это просто какая-то «жесть», которая происходит здесь и сейчас и с которой он не хочет мириться
Поэтому ведущая роль в этом этапе все еще за взрослым.
Если вы сумеете пройти через подростковые бури и провести через них своего ребенка, ваш авторитет обязательно вернется. И не исключено, что даже будет расти с годами. Особенно когда у вашего сегодняшнего подростка появятся собственные дети.
Но это будет еще не скоро. А пока запасемся терпением и постараемся разобраться, что происходит с детьми и взрослыми на подростковом этапе и как можно помочь и тем, и другим минимизировать стресс и пройти этот путь без потерь.
Почему студенты любят пассивное обучение
Хотя исследователи уже несколько десятилетий говорят о преимуществах активных методов обучения, преподаватели и даже ученики всё же часто предпочитают пассивное обучение — стандартные занятия, когда можно просто послушать материал
На это обратили внимание специалисты из Гарварда и в 2019 году решили проверить, как студенты воспринимают пассивное и активное обучение, а главное — как это влияет на реальные результаты учёбы
Учёные провели эксперимент, участие в котором приняли 149 студентов на курсе по физике. Ближе к концу курса учащихся случайным образом поделили на две группы. Для каждой из них провели два занятия (по статике и по жидкостям).
В обеих группах студентам выдали учебные материалы на листочках: там были обозначены ключевые концепции по теме занятия и уравнения, а также примеры задач. На листочках также были пустые места для записи и ответов.
Одна группа проходила материал в пассивной форме, вторая — в активной, а на следующем занятии они поменялись. Вот как проходили занятия:
- Активное. Преподаватель предложил студентам решить задачи, приведённые в стартовом материале, а для этого объединиться в небольшие группы. Пока учащиеся были заняты делом, преподаватель перемещался по аудитории — отвечал на вопросы и давал рекомендации. Когда группы завершали работу над очередной задачей, он показывал и объяснял верное решение.
- Пассивное. Преподаватель показывал презентацию на основе розданного студентам учебного материала, давал подробные объяснения и показывал на примерах, как решать задачи. Студенты слушали его и записывали решения. Основной упор исследователи в этом эксперименте сделали на хорошую подачу материала преподавателем.
Задачи и материалы были одинаковыми для всех участников эксперимента. Разница состояла только в том, как они узнавали способ решения задач — сразу от преподавателя (пассивно) или пытались найти его сами (активно). После каждого занятия участников просили выполнить тест на проверку знаний и заполнить опросник об их ощущениях.
Учёные выяснили: опрошенные студенты предпочитали лекции и были уверены в том, что таким способом получают больше знаний. На деле же оценки за тесты оказались значительно выше после активных занятий.
Исследователи предположили три причины этого феномена:
- благодаря тому, что в хорошей лекции материал подаётся последовательно и системно, интересно, студентам кажется, что, слушая, они получают больше информации, чем во время активного занятия;
- поскольку темы новые, студентам трудно оценить, много ли полезной информации они получили в действительности;
- студенты, которые ещё не сталкивались с активным обучением, испытывают дискомфорт от когнитивной нагрузки — не понимая, что это как раз признак эффективности обучения.
Когда исследователи провели интервью с некоторыми участниками эксперимента, выяснилось, что тем тяжело давалось активное занятие методом «продуктивных ошибок». Он вызывал тревогу и непонимание. Невозможность или трудность в решении задачи они воспринимали как собственный недостаток знаний, хотя это совсем не так, уверены учёные (кстати, в некоторых вузах даже специально приучают студентов к ошибкам и провалам).
Фото: Jacob Lund / Shutterstock
А вот лекцию студенты слушали с удовольствием — просто она была понятнее и проще.
Но примечательно, что когда студентам показали результаты исследования и спросили, повлияют ли эти данные на то, как они учатся, 14 из 17 респондентов ответили утвердительно. То есть хотя пассивное обучение изначально казалось им продуктивным и простым, большая часть была готова перейти на активные формы занятия, убедившись в том, что в действительности они более эффективные.
Эксперимент на этом не остановился. В следующем семестре преподаватель курса по физике использовал ту же стратегию с активностями, однако в начале программы показал студентам презентацию — объяснил, чем полезно активное обучение, и предупредил, как студенты могут его воспринимать.
На лице написано
Очень важно не путать стеснительность с воспитанностью ребенка, его «корректностью» и способностью «критично» воспринимать ситуацию. Воспитанные дети тоже мягки и уступчивы
Они не стремятся любой ценой оказаться в центре внимания, могут быть молчаливыми и умеют проводить время в одиночестве. Но в то же время при обращении к ним, легко идут на контакт, и когда понадобится, скажут твердое «нет», смогут защитить себя. Тогда что же такое детская застенчивость?
Ее признаками могут быть:
-
трудности в коммуникации (ребенок стесняется начать или поддержать беседу, на заданные вопросы отвечает с видимым принуждением, сам вопросов не задает, не хочет или не может свободно излагать свою точку зрения);
-
скованность и зажатость при общении с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками);
-
молчание или односложные фразы в разговоре (не хочу, не буду, не пойду). В иных ситуациях у малыша может даже поменяться речь: она становится нечеткой, дрожащей, в ней заметны элементы заикания;
-
постоянное цепляние за старшего (родителей, бабушку, няню);
-
пугливость (ребенок опускает голову, прячет лицо, смотрит не в глаза, а в пол);
-
чрезмерная обидчивость.
Могут наблюдаться и внешние проявления сильного эмоционального напряжения: покраснение, испарина, повышенная потливость, подрагивание пальцев, тихий голос, ерзанье на стуле и т.д.
Как понять, что у ребёнка наступил переходный возраст
Подростками принято считать детей от 13 лет до совершеннолетия. Это те самые тинейджеры – люди возраста, который в английском языке оканчивается на -teen: 13 – thirteen,14 – fourteen, 15 – fifteen и так далее. Впрочем, сейчас многие специалисты и родители говорят о том, что все чаще подростковый период начинается у современных детей раньше общепринятой нормы. Некоторые подростковые черты или их предпосылки можно заметить у детей уже в 9–10 лет.
Присматриваться к поведению стоит уже в начальной школе, чтобы не пропустить начало подросткового периода и постараться максимально сгладить его. Если в 1–2 классе ребенок уже предпочитает общество одноклассников родителям, это должно насторожить. Такое поведение – сигнал, что ребенку нужно больше вашего внимания, совместных интересных занятий, позитивных впечатлений и эмоций. Аккуратно ограничивайте время с ровесниками, заменяя качественно проведенным временем вместе. Не «Я запрещаю тебе гулять и дружить с Пашей», а «Давай вместе сходим в кино на тот фильм, который ты хотел посмотреть, поиграем в футбол, пойдем в поход». Желательно, чтобы ребенок сам делал выбор в пользу вашего предложения. Сейчас есть множество мероприятий для всей семьи, где детям не будет скучно
Важно быть вместе с «предподростком», чтобы не потерять его и сохранить эмоциональную близость
Признаки переходного возраста:
- Для ребенка в большей степени становится авторитетна и актуальна группа сверстников, а не родители. Взрослые при этом обычно говорят что-то вроде: «Конечно, у тебя мама плохая, а друзья хорошие».
- Он по всем фронтам начинает отстаивать свои границы. Чаще всего это замки на двери, надписи «Не входить!», запрет убираться в его комнате, появление каких-то личных вещей, которые тинейджер прячет от взрослых. Девочки часто в это время заводят дневник.
- Любимый малыш, который еще вчера был послушным и милым, перестает реагировать на просьбы и замечания, начинает огрызаться, бубнить в ответ что-то недовольное либо просто отмалчиваться. Взрослому в такой момент кажется, что прежняя схема коммуникации сломалась, а ребенок просто обнаглел.
- Он провоцирует родителей всеми доступными способами. Именно в это время появляются пирсинг, татуировки, разноцветные волосы, первые отношения, портится учеба. Тинейджер, по сути, пытается проверить, что родители могут выдержать, а что – нет.
- Ребенок может стать раздражительным, плаксивым, обидчивым. Любая часто повторяющаяся эмоция с приставкой «слишком» – подсказка о приближении подросткового кризиса.
- Нежелание общаться с родителями, уклонение от рассказов о том, как прошел день в школе, – еще один важный признак. В это время оценки и школьные успехи могут потерять свою значимость, а необходимость ходить в школу в принципе расценивается как помеха и раздражающий фактор.
- Поиск себя может провоцировать и частую смену интересов. Сначала ребенок уговаривает купить ему гитару, а через два занятия заявляет, что в музыкальную школу больше ни ногой. Затем пробует себя в графике или живописи, но тоже быстро бросает. Это не главный признак начала пубертата, но он нередко проявляется в подростковый период.
Помните, что все вышеперечисленное ребенок делает не из вредности и не назло вам (в большинстве случаев). Он сам не понимает, что с ним происходит. Пытается разобраться в своих чувствах. Ему действительно намного важнее то, как он выглядит и какое место в коллективе занимает, чем то, какие отметки получает в школе и что по этому поводу думают родители. Полезно также напоминать себе, что это пройдет.
Каким навыкам нужно научить ребенка перед тем, как отправить жить отдельно?
Чтобы ребенок смог существовать в квартире самостоятельно и быть независимым от вас, научите его следующим навыкам:
- Приготовление еды. Ребенок должен уметь готовить несколько видов блюд. Суп, борщ. Каши, крупы. Картошку. Макароны. И так далее.
- Стирка вещей. Ребенок должен уметь стирать все виды одежды. Как трусы, носки, так и штаны/футболки/пайты. В том числе, и дорогие вещи.
- Мытье обуви. В обязательном порядке научите ребенка мыть обувь. И очищать ее от следов грязи. Если не научить ребенка делать этого, то он всегда будет ходить в запачканной обуви.
- Глажка. В обязательном порядке научите ребенка пользоваться утюгом. И разглаживать все свои вещи. Для того, чтобы он всегда выглядел опрятно.
- Мытье полов. Научите ребенка мыть полы. Скажите, что делать это в квартире ему предстоит минимум раз в 7 дней.
- Уборка пыли. Научите ребенка протирать полки. Избавляться от пыли.
- Мытье мебели. Научите ребенка оттирать мебель, если она пачкается.
- Порядок в шкафу. Научите ребенка соблюдать порядок, когда он раскладывает свои вещи. В обязательном порядке давайте ему возможность расфасовывать одежду по разным частям шкафа. И делать так, чтобы вещи лежали компактно. Не комкались.
- Чистоте. В обязательном порядке научите ребенка содержать квартиру в чистоте. Не разбрасывать в ней вещи. Мыть за собой посуду. Раскладывать одежду по полкам вовремя. Не допускать того, чтобы квартира захламлялась другими вещами.
- Выносить мусор. Скажите ребенку, чтобы не забывал выносить мусор. Делал это как минимум раз в день. Чтобы мусор не скапливался и не издавал в квартире неприятный запах.
- Вести себя прилично. Не звать больше одного друга за раз. Не устраивать шумные вечеринки. Не злоупотреблять алкоголем. Не курить сигареты. И уж тем более не употреблять наркотики.
Уделите каждому из вышеназванных пунктов особое внимание. Если ребенок будет обладать всеми этими умениями, то сможет полноценно существовать отдельно от вас
И никаких проблем при переезде у него не возникнет.
Правда и ложь в прятки:
Цель этой драматической игры — попытаться улучшить мимику. Вашим подросткам придется овладеть искусством убеждать и сохранять свое выражение лица независимо от того, лгут они или говорят правду.
- Если вокруг много подростков, все они могут сесть в круг и поиграть в игру. Если подростков не так много, можно разделить их на пары и попросить сесть лицом друг к другу.
- В игре каждый подросток должен начать с трех строк о себе. Подросткам придется сказать о себе две правды и одну ложь. При этом ваш подросток должен будет стараться сохранять выражение лица максимально спокойным и естественным, чтобы другие подростки не смогли распознать ложь.
- Другие подростки, которые слушают введение, должны будут попытаться прочитать выражения лиц и обнаружить ложь. Как только подросток попадает в ловушку, он выходит из игры, а подросток, обнаруживший ложь, получает очко.
- Подростки также могут сыграть это как групповое испытание, где одна команда будет наблюдателями, а другая команда должна лгать. Подростки в группе лжи могут выбирать, кто солгает. Когда все будет готово, подростки в группе лжи могут представиться, используя по одному предложению. Хотя все подростки в группе скажут правду, только один подросток будет лгать. Другая группа должна попытаться определить, кто лжет. Вы можете продолжать менять группы на лежачих и подглядывающих в каждом раунде.
Как организовать контроль?
Как же контролировать дитятко, дабы не пошло вразнос? На самом деле, несмотря на сложность, подросткам многое открывается в новом свете. Они узнают о себе гораздо больше, нежели раньше. Несмотря на гормональную бурю, «взбрыкивания», сыновья и дочери продолжают расти, учиться, продолжают все-таки на нас ориентироваться.
Но в определённый момент чадо начинает требовать больше свободы. Кому не известно: отстаньте от меня, я сам знаю, что делать. Перед родителями выбор.
- С одной стороны подрос, кое-что понимает, можно рассчитывать на самоконтроль и нужно дать побольше воли.
- С другой стороны страшновато давать свободу, потому что мир сильно изменился в последнее время. На его опасности тинейджеры не всегда в состоянии адекватно реагировать. Всякие компании, социальные сети, соблазны курения и прочего. Нет в этом ничего хорошего.
Дилемма. И не дать свободы нельзя, и не контролировать нельзя тоже, потому что милая деточка может пойти вразнос. Каждой семье приходится решать, сколько же нужно контроля именно нашему чаду.
Как принять решение?
Самый частый вариант – опора на собственный опыт. Но идея спорная.
Взрослые помнят себя в этом возрасте, свои ощущения и, принимая решение о количестве контроля, ориентируются на них. А сын или дочь ведь может быть полной противоположностью. Что хорошо было нам необязательно полезно ему. Поэтому может быть принято неправильное решение.
Даже свободу подросшие дочки-сыночки, исходя из своих особенностей, оценивают по-разному. Для одного: меня не любят, потому что постоянно контролируют. Для другого: у меня столько воли, очень обидно, когда на тебя не обращают внимания, твоей жизнью не интересуются.
В выигрыше бывают отцы-матери, знающие своих недорослей, их интересы, друзей. Словом, их жизнь. Из наблюдений создаётся собственная система, чего у вас будет больше – инспектирования или вольной воли. Или это будет баланс: на каникулах побольше свободы, во время учёбы будем побольше контролировать. Стоит помнить – мир другой, отношения другие. И они сильно влияют на подростка.
Самое печальное, что в ситуации выбора «контролировать — дать самостоятельность» нет абсолютно правильного решения. В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. Кто-то будет рваться к свободе, тратя все силы, чтобы вырваться из-под нашего инспектирования. А другого вполне устраивает имеющаяся ситуация.
Какие риски есть у пассивного обучения
Пассивное обучение может повлиять на академическое мошенничество — в частности, на списывание домашних заданий. Проще говоря, оно в некотором смысле расхолаживает студентов.
Специалисты из Института Образования НИУ ВШЭ решили проверить на основе данных мониторинга высшего образования, проведённого в 2020 году, как влияет формат обучения на частоту списывания. Исследователи проанализировали и сравнили ответы более 17 тысяч студентов.
«Наиболее часто используемыми педагогическими практиками, по оценке студентов, являются переписывание учебного материала и проведение дискуссий — около трети студентов отметили их как наиболее распространённые формы обучения, на которые приходится более 70% времени на семинарах и практических занятиях (36 и 32% соответственно)», — отмечали они.
Оказалось, что чем консервативнее процесс обучения (например, студенты переписывают и пересказывают учебные материалы), тем чаще учащиеся обращаются к списыванию. Причём это более характерно в ситуациях, когда на пассивные практики уходит от 30 до 70% учебного времени.
Активности (например, дискуссии), наоборот, связаны с более низкими рисками того, что учащиеся будут жульничать.
Ошибочные аргументы против пассивного обучения
В то же время не всем аргументам о недостаточной пользе пассивного обучения стоит верить безоговорочно. Например, ярые приверженцы активного обучения любят ссылаться на «пирамиду обучения» (предтечу пирамиды Дейла), созданную американской Национальной учебной лабораторией в 1950-х.
«Пирамида обучения» Национальной учебной лабораторииИллюстрация: Skillbox Media
На ней отражены показатели запоминания по разным видам деятельности: верхние четыре блока считаются пассивным обучением, а четыре нижних — активным. Активные методы, согласно этой пирамиде, дают гораздо больший эффект, чем пассивные. Данные об эффективности якобы были получены в результате проведённого лабораторией исследования. Проблема в том, что лаборатория не представила оригинал этого исследования и утверждала, что текст утрачен — а значит, относиться к представленным на пирамиде цифрам стоит с сомнением.
Кстати, ещё один расхожий миф о пассивных методах обучения связан с тем, что якобы учебную информацию надо по-разному представлять аудиалам, визуалам и кинестетикам. Исследованиями давно доказана несостоятельность этой теории.
Какой же вывод можно сделать? Вряд ли стоит совсем отказываться в образовательном процессе от элементов пассивного обучения (да и вряд ли это возможно), тем не менее, когда обучение строится только на пассивных методах, это не очень хорошо для результатов.
Шаг 3. Находим причину
В 99 % случаев подростки ничего не хотят по одной из следующих причин:
- их просто замучили требованиями,
- у них до сих пор не сформировалась собственная зона личных интересов, и они прямо сейчас, лёжа на диване, восполняют этот пробел, неосознанно пытаются услышать внутренние импульсы и чего-то захотеть.
- они просто сопротивляются родительскому давлению (и обычно вскакивают с дивана сразу, как только вы перестаете уговаривать, угрожать, контролировать и т. д.)
- им что-то мешает. Например, тревога: у подростков уровень тревожности значительно выше, чем у большинства взрослых. Тревога может, как чёрная дыра, пожирать весь наш ресурс.
Преимущества активного обучения
Активный способ обучения эффективно совмещается с интерактивным и пассивным. У него есть очевидные преимущества:
1. Комфортное взаимодействие. При активном методе обучения дети умеют выстраивать диалог не только с одноклассниками, но и с учителем. Они уважают преподавателя, но не боятся его. Школьники отвечают на вопросы педагога без страха ошибки. Они умеют формулировать мнение по теме и озвучивать его.
2. Прикладная польза. Многим детям скучно учиться в школе, потому что они не понимают, как полученные знания пригодятся им в реальной жизни
Поэтому во время уроков так важно посвящать время разбору интересных заданий, которые тесно связаны с бытом или потенциальной работой. Например, изучать тему процентов в математике стоит вместе с практической темой кредитов
3. Развитие аналитического мышления. Современного ребенка со всех сторон окружает огромное количество информации разной степени правдивости. Поэтому у школьников необходимо формировать навыки критического мышления. Подростки должны уметь самостоятельно искать информацию в различных источниках, сопоставлять ее между собой и вычленять крупицы истины.
4. Дополнительная мотивация. Если в процессе обучения учитывать интересы школьников, они будут мотивированы на углубленное изучение предмета. Дети должны свободно задавать вопросы учителю, чтобы исследовать тему в понравившемся направлении.
5. Включенность. Ученик активно работает на протяжении всего урока, а не только в момент ответа у доски, как при пассивном методе.
Почему школьники теряют мотивацию
Если школьников младших классов ещё можно увлечь красивой канцелярией и интересными иллюстрациями в книге, то подросткам этого не достаточно. Юношеский максимализм может сильно отвлечь от занятий и ударить по табелю успеваемости.
Но не торопитесь с яростной речью, чтобы при первых промахах в учёбе, отчитать школьника. Для начала попытайтесь выявить причины сложившейся ситуации.
Подросткам присуща излишняя молчаливость и скрытность, поэтому попытайтесь установить доверительный контакт с ребёнком, понять его возможные переживания и эмоции, отследить его точку зрения.
Порой за плохими оценками и нежеланием учиться скрываются более серьёзные проблемы:
- Буллинг или травля со стороны одноклассников. Это не даёт подростку сосредоточиться на учёбе. Вместо этого он занят своими переживаниями, о которых, возможно, боится рассказать взрослым.
- Недопонимание с педагогами. Между учителями и учениками могут происходить конфликты, которые расстраивают подростков и отбивают желание ходить на уроки.
- Сложные предметы. Иногда какой-либо предмет даётся школьнику тяжело: он его не понимает, не получается решать задания и запомнить всю информацию. Из-за этого у подростка пропадает желание учиться, что в свою очередь сказывается на мотивации ко всей учёбе в принципе.
- Неразделённая любовь. В подростковом возрасте мысли детей начинают занимать симпатии и влюблённости, что заметно отвлекает от учебной деятельности.
Если ваш ребёнок столкнулся с такими ситуациями, то не обвиняйте его, не осуждайте и не критикуйте. Психика подростка ещё не до конца сформирована и особо восприимчива к словам родителей. Станьте другом для ребёнка, убедите его, что вы понимаете его боли и принимаете, независимо от текущей учебной успеваемости.
Что делать родителям, когда ребёнок принёс из школы очередную двойку, рассказываем в статье «Опять двойка: почему не стоит ругать ребёнка за плохую успеваемость».
Медитируй
Телефон, компьютер, школа, друзья, родители… Столько всего! Бывает, что все наваливается и голова просто распухает. Тогда нужно немного времени, чтобы перезагрузиться — всего минут 10–20. И ты можешь это сделать!
Нужно все выключить — телефон, компьютер, музыку… даже свет, если хочешь. Ложись, садись, глаза можно закрыть или оставить открытыми. Как считаешь нужным — это ТВОЕ время. Теперь сосредоточься на дыхании и не думай больше ни о чем.
Пусть твой ум станет чистым, как безоблачное голубое небо. Мысли будут приходить и уходить, но представляй, что это лишь облака, проплывающие по небу. Они уходят, и ум опять становится чистым и синим. Слушай свои вдохи и выдохи и старайся дышать как можно глубже.
Почувствуй, как с выдохами напряжение покидает тебя. Иллюстрация из книги «Твое личное тело»
Пусть с каждым вдохом и выдохом живот расслабляется и расширяется. Если ум принимается блуждать и ты начинаешь думать о ссоре с мамой или о том, что красный свитер будет здорово смотреться с новыми джинсами, спокойно напомни себе, что сейчас время недумания, и сосредоточься на дыхании. Когда выдыхаешь, представляй, что эта мысль — облачко, которое ты отпускаешь, оставляя небо твоего ума чистым и голубым.
Вам может быть интересно
11.11.2019 Женский шопоголизм откуда берется страсть к покупкам и как от нее избавиться
19.11.2019 Лаванда и сон. О пользе ароматерапии
04.06.2019 Загадки памяти: короткий отдых помогает выучить быстрее
26.08.2019 «Я или она»: что делать, если муж ушел к любовнице
«Больше ни капли»: как отказ от алкоголя сделает вашу жизнь лучше
26.02.2019 Алкоголизм: любовь, которая убивает
05.06.2019 «Стальные нервы» или как развить стрессоустойчивость
12.07.2019 Как отложенные желания приводят к развитию тревожности
18.03.2019 Инфантилизм. Как повзрослеть взрослому человеку
22.05.2019 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Причины, симптомы, лечение
21.07.2019 Переходим на светлую сторону ЗОЖ: как изменить поведение, чтобы лучше себя чувствовать
28.10.2019 Электронные сигареты повреждают легкие