Кто имеет повышенный риск к психосоматическим заболеваниям?
В первую очередь, это дети любого пола и возраста. Среди детей наиболее вероятно психосоматическое заболевание в возрасте психологического кризиса – это год, три года, семь лет и переходного возраста 13-17 лет. Дети обладают ярким и реалистичным воображением, благодаря чему стираются границы между реалиями и фантазиями. Каждый родитель, кто сталкивался с нежеланием своего ребенка вставать рано утром и идти в детский сад замечал, что его ребенок часто болеет. Причиной этих болезней является сам ребенок, который создает защитную реакцию на не желаемые действия.
В качестве причины болезней у ребенка можно также рассматривать недостаток внимания. Если ребенок удовлетворен общением с родными, болезни не будут причиной, чтобы требовать больше заботы. Пугающие и неопределенные обстоятельства послужат причиной заболеваний, чтобы выразить свое недовольство и возмущение. Самым элементарным примером действия психосоматики являются заболевания ребенка во время развода родителей или когда в семье не все гладко на протяжении длительного времени.
Обращая внимание на индивидуальные качества своего ребенка, на то, как он реагирует в стрессовых ситуациях, можно с легкостью найти глубинные, запрятанные в подсознание причины болезней. Более серьезным и хроническим заболеваниям подвержены дети с такими особенностями:
- Неумение контролировать стресс;
- Недостаток внимания от родителей и окружающих, когда нужно рассказать о своих личных проблемах;
- Постоянный пессимистический настрой, когда ребенок ждет подвоха;
- Тотальный или постоянный родительский контроль;
- Отсутствие радости в жизни и желания сделать подарок или сюрприз своим близким;
- Требования от родителей, педагогов или воспитателей завышенные, поэтому ребенок переживает, что не будет соответствовать им;
- Отсутствие режима дня, несбалансированное питание;
- Мнение окружающих воспринимается ребенком тяжело и болезненно;
- Частые депрессии могут происходить из-за нежелания меняться и развиваться со временем (выбросить старые игрушки, завести новые знакомства и друзей).
Любой из перечисленных параметров может случиться с любым человеком любого
возраста, но более подвержены этому дети, вследствие незнания себя и неумения справляться с негативными эмоциями. Продолжительные эмоции, негативные установки, нескончаемый страх и переживания, в отличие от одноминутной апатии, способны вызвать заболевания разного рода.
Профилактика психосоматических заболеваний
Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.
Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни. Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.
Это не значит, что к больному ребенку не нужно проявлять внимание. Нужно, но не чрезмерное
К тому же важно стараться наполнить жизнь здорового малыша достаточным количеством радостей, в которых больной ребенок будет ограничен. Соизмеряйте нагрузку и требования
Не стоит ждать от ребенка только отличных оценок, иначе каждая четверка станет для него огромным стрессом. Не нужно также занимать каждую его свободную минуту какими-то занятиями и кружками. Развитие ребенка не должно происходить в ущерб его собственному свободному времени
Соизмеряйте нагрузку и требования. Не стоит ждать от ребенка только отличных оценок, иначе каждая четверка станет для него огромным стрессом. Не нужно также занимать каждую его свободную минуту какими-то занятиями и кружками. Развитие ребенка не должно происходить в ущерб его собственному свободному времени.
Современный ритм жизни почти не оставляет нам времени на себя и наших детей
Однако крайне важно все же находить время. Пусть это будет всего лишь час или даже полчаса, но вы должно посвящать его только ребенку и его интересам
Помните о том, что чрезмерная опека и постоянные запреты могут быть не менее губительны, чем полное отсутствие внимания. Оставьте своему малышу личное пространство, хозяином которому будет только он.
Какими бы сложными ни были отношения в семье, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка это не касалось. Не ругайтесь при детях, не кричите и не устраивайте скандалов. Не говорите плохо о тех людях, которые дороги вашему малышу.
Доброжелательная спокойная атмосфера любви и понимания в семье – лучшая профилактика любых психосоматических расстройств у детей. Да и взрослым она будет только на пользу, ведь мы так же подвержены психосоматике, как и дети.
Рекомендуем к просмотру: Выступление эксперта
Родителям о здоровье детей: детская психосоматика
Советуем почитать: «Взрослые» болезни детей: вульвовагинит у девочки
Автор
Оксана Белокур
Врач педиатр
Поделиться
Вы здесь:
Главная
»
Ребенок
»
Это всё от нервов, или психосоматические расстройства у детей
Почему человек часто болеет простудными заболеваниями
А общее таится в их психическом. Все эти пациенты являются носителями зрительного вектора. Он наделяет своего носителя способностью видеть сотни оттенков цвета
Такие люди обладают возможностью замечать и ценить все прекрасное и вместе с тем обращать внимание на человеческие эмоции. От их глаз не скроется расстроенный родственник или чем-то удрученный коллега
К ним тянутся все — и дома и на работе, даже в транспорте или в магазине, у них любят спрашивать дорогу, часто обращаются за советом. Они общаются глаза в глаза, выслушают, сочувствуют — глядишь, и на душе становится легче.
Обладателям зрительного вектора очень тяжело видеть людскую боль и страдания.
Тяжело быть чувствительным в современном мире
А что происходит, когда в силу определенных причин зрительник лишается возможности развить свои способности? Он мог бы стать художником, но ему не давали карандаши и бумагу. Что-то нарисовал — его раскритиковали… Не стал художником или дизайнером, но без этого можно прожить.
А вот если не развил свои способности к сопереживанию, не научился создавать эмоциональные связи, организм обязательно отреагирует — либо склонностью к частым простудным заболеваниям, либо постоянной тревожностью, паническими атаками и фобиями.
По своей природе зрительники очень чувствительные, обо всем переживающие люди. Для них норма — плакать, когда они видят, что кому-то больно.
А что происходит с маленьким зрительником, когда ему запрещают плакать, заставляют быть сильным и стойким, и он привыкает воспринимать слезы как проявление непозволительной слабости? «В нашем мире нельзя быть мягкотелым и бесхребетным! Надо быть жестче! Давай сдачу! Не распускай сопли и слезы! Плачешь, как девчонка! Нюня, неженка!» — скромные определения, которыми любящие родители пытаются выдрессировать свое чувствительное чадо. А человечек рожден для того, чтобы нести в общество культуру, учить на своем примере, как надо создавать эмоциональные связи между людьми, учить состраданию и сопереживанию.
Когда страхи мешают жить
Тогда поднимает голову бич зрительного вектора — природный страх. Мы можем бояться разных вещей: кто-то темноты, кто-то одиночества, кто-то собак. В основе лежит страх смерти — своей или чужой, не имеет значения.
Носитель зрительного вектора бессознательно отрицает убийство в любом виде, он не может убить даже муху или жучка, не говоря о вирусах и микробах. И как жить с таким телом — и душой, не способной сохранять собственную жизнь?
Сила не в том, чтобы быть сильным физически — а в том, чтобы не бояться своих слабостей. Слабый иммунитет не может сопротивляться любому воздействию. Факторами риска являются и холод, и жара, и духота, сухость воздуха и повышенная влажность. При таком раскладе атакуют вирусы, бактерии, грибы, и организм зрительника не может сопротивляться. Как эту слабость повернуть во благо?
Пути исцеления психосоматических недугов у детей
Для начала вспомним, что исходя из своей практики, доктор В. Синельников делает вывод, что все болезни детей – это отражение поведения и мыслей их родителей.
Отсюда – подсказка для родителей: родители могут помочь выздороветь ребенку, МЕНЯЯ СВОИ принципы, мысли и поведение.
Согласна и с такой позицией психологов, что болезнь ребенка – это его КРИК о помощи. Ребенок нуждается в психологической помощи и эмоциональной поддержке родителей, так как ему плохо, ему больно, ему страшно из-за непонятных, но пугающих его ситуаций в жизни (холод в отношениях, шумная ссора между двумя дорогими ему людьми, неприятие его самого (крики на него «не так», «неправильно делаешь» и т.п.)).
Родители должны помнить, что ребенок отражает отца и мать (физически это так и есть: 23 пар хромосом передаются ребенку от папы, 23 – от мамы). А на энергетическом плане именно через них в нем присутствует и развивается мужское и женское начало Вселенной.
Если между папой (символ мужского начала) и мамой (символ женского начала) происходят конфликты, то ребенок не может соединить и вобрать в свой внутренний мир эти две космические энергии, так важные в жизни каждого человека. Поэтому у него внутри, в душе начинается дисбаланс, конфликт, который провоцирует негативные переживания. А длительные негативные переживания, как нам уже известно, приводят к нарушениям в работе детского организма, к болезням.
Отсюда следует, что если родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, они, именно они должны хорошо относиться друг к другу, к своему ребенку (он – это Вы), к окружающему миру.
Это все возможно, при условии, что в душе у них царят Любовь и Мир. Остается за малым: взращивать в себе эти жизненно важные чувства и состояния души.
Да, бывает и так, что часто ребенок (его душа) сам выбирает для себя непростой недуг (аутизм и т.п.) по определенным, только ему известным причинам. Поэтому родители не должны винить самих себя или кого бы то ни было: если таков выбор и решение ребенка, значит, его душе (а вместе с ней, и душам родителей, так как именно к ним пришел такой ребенок) нужно пройти через этот жизненный урок для развития каких-то качеств и способностей.
Еще один важный момент: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Всегда помните, что это вы, родители захотели стать папой и мамой и мечтали о ребенке, призывая его прийти к вам (не забывайте, что кто-то годами вымаливает, чтобы это чудо пришло к ним). Ребенок откликнулся и пришел. А что делали вы, готовясь к его приходу? Взращивали ли в себе любовь и терпение, понимание и согласие, и другие качества, необходимые для дружной семьи?
Да, даже когда вы хотите сказать, что это зачатие произошло случайно, то возникает вопрос: как два взрослых человека позволили себе быть столь безответственными (как еще можно это назвать?), чтобы впоследствии страдал маленький ангел, который есть отражение вас?
То есть, когда страдает ваш ребенок (от болезней ли, от скандалов ли и т.п.) – это страдает часть вас самих, ваша кровная часть, часть вашей души. Зная это, каждый нормальный человек сделает все, чтобы прекратить страдания и создать условия Любви и Мира в своей семье.
И не стоит отговариваться, что «нас растили так-то и сяк-то». Да, ваши родители таких «тонких» вещей не знали, любили и растили так, как могли, думая, что делают все верно.
Но сейчас все – в ваших руках
Вы можете дать вашему ребенку то (я имею в виду любовь, тепло, доброту, внимание, чуткость, уважение и др.), что хотели бы, чтобы и к вам было такое отношение, так как ваш ребенок – это вы, продолжение вас. Ведь, если ваш ребенок будет счастлив и здоров – счастливы и здоровы будете вы (так как у вас не будет переживаний и тяжелых дум по поводу него, а будет только радость от его достижений)
Так, действуйте!
Желаю вам счастливого родительства и дружной семьи!
Лада
Детская психосоматика: что делать?
Когда я описывала детские болезни, то уже немного рассказала о специфике исцеления. Сейчас же поговорим об общих рекомендациях.
Ориентироваться на истинные потребности ребенка
Помните, ребенок не всегда хочет того, что хотят его родители. Конечно, полностью «плясать вокруг ребенка», забывая о себе, тоже неправильно. Но и думать «я лучше тебя знаю» неверно.
Держаться срединного пути важно не только в воспитании, но и в других сферах жизни. Этому я учу на своем тренинге «Десять принципов жизни в Тайцзицюань»
В процессе тренинга на европейское восприятие жизненных ситуаций накладывается восточный подход. И это тоже получается срединный путь, избавляющий от противоречий и страданий.
Посвящать больше внимания семье в целом
Многие слышали знаменитую речь Стива Джобса перед студентами. Она действительно очень вдохновляет на подвиги, на покорение вершин, на поиск «своего дела». Но немногие глубоко изучали его биографию.
Об этом мало говорят, т.к. это не согласуется с образом успешного и выдающегося человека. Но тем не менее это так
Многие перед лицом смерти вспоминают об истинных ценностях, о том, что действительно важно
Может, не стоит ждать таких глобальных событий? Уделите время своей семье сейчас.
Позвольте себе и другим (и особенно вашим детям) быть несовершенными
Думаю, вы уже догадались, что если психолог работает с темой «детская психосоматика», то работа с родителями неизбежна
И здесь очень важно, чтобы родитель позволил себе и своему ребенку быть несовершенными
Когда мама только ждет малыша, процесс воспитания рисуется ей самыми яркими радужными красками. Но действительность оказывается другой.
Отрицая одно – вы не принимаете и другое. Мир на самом деле не полярен, как нам всегда пытались навязать с детских лет. Мир – многообразен, и каждое существо этого мира уникально.
Вместо того, чтобы соответствовать шаблонам «счастливой семьи», «одаренного ребенка», «правильной мамы», просто будьте счастливыми.
Об этом мы с вами еще не раз поговорим, как и на страницах моих книг, так и на моем новом онлайн тренинге, посвященном анализу сновидений. Уверяю, вас ждет множество приятных открытий.
Лечение психосоматических заболеваний
Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.
Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.
В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.
Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики
Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать
После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.
Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.
Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.
Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.
Что такое психосоматика
Психосоматика – особый раздел медицины, где рассматривается связь тела с душой человека при влиянии на его болезни ряда психологических факторов. Неоднократно специалистами в области медицины утверждалось, что любой физический недуг имеет психологическую основу. Врачи нашего времени также настаивают на том, что настроение больного, степень силы его духа напрямую связан с процессом выздоровления.
Наиболее глубже в эту связь начали вникать ученые США, России и Израиля в начале XX века. Детальное обследование малыша может не показать различные физические причины заболевания, которые способствуют его развитию. В этом случае говорят о психосоматическом заболевании ребенка (болезнь без видимой физической причины). Также, если при выполнении всех назначений врача, приеме необходимых препаратов болезнь не отступает, говорят о ее психосоматическом происхождении.
Специалисты, работающие с психосоматикой, даже самую острую болезнь изучают через связь души с телом. По их мнению, человек уже владеет всеми средствами выздоровления, главное – откопать истинные причины недуга и начинать принимать меры.
Часто и многие родители своих детей сталкиваются с тем, что врачи, диагносты и другие специалисты в области медицины не способны установить причину заболевания или применяют все меры для выздоровления, но ничего не помогает. Единственное, что они говорят – хроническое заболевание, и продолжат пичкать ребенка курсами препаратов. Вылечить ребенка в таком случае и установить причины болезни поможет психосоматическая медицина.
Часто болеющие дети или… вторичная выгода
Встречаются случаи в моей практике жалоб уставших мам на часто болеющих детей.
Ну, дескать:
- нет уже сил,
- в садик отдать дитя невозможно,
- воспитывать получается плохо и непоследовательно,
- самой чем- то полезным заняться некогда,
- а о том, чтобы на работу выйти, и думать нечего.
«И старший был таким же болезненным, и в детский сад отдали со второй попытки только, год еще дома просидел, а потом малыш родился, с двумя мне уже не справиться…»
Что я слышу: — «Со старшим дома остаться не получалось, но теперь у меня есть младший ребенок, от него –то мне точно не отойти, он очень болеет».
На вопрос «Чем, собственно болеет?», как правило, ответы туманные и пространные. «Постоянно болеет, простуды, температура, обследования, аллергия. Очень больной ребенок, ну как тут работать?», — вздыхает мама, повторяя как мантры все эти фразы, а я вижу, как участливо кивают и муж, прикидывающий как можно подхалтурить в такси, и свекровь, самозабвенно закрывающая очередную порцию витаминов в банках, и подруги, галдящие то о новом шефе, то о грядущем отчете.
«А хочет ли эта мама работать в принципе?» — задаюсь я вопросом и предлагаю обсудить вторичную выгоду сложившейся ситуации.
Вторичная выгода – то, что удерживает человека в том проблемном состоянии, которое он получил. Внешне человек может чего- то очень хотеть, постоянно об этом говорить, но ситуацию не менять. Или он страдает, устает, жалуется, но дальше слов дело не идет.
Притча о собаке и гвозде… вторичная выгода
В связи с этим в памяти всплывает притча о собаке и гвозде. «Собака лежала около своего хозяина и скулила, а на вопрос любопытного странника «Что с ней не так?», мудрец отвечал: «Псина лежит на гвозде, ей неудобно, и она скулит. Но, видимо, недостаточно больно, чтобы поднять свой зад и перейти в другое место».
У каждого решения есть бонусы, и они либо осознаются, либо вытесняются в бессознательное. И те из них, которые перевешивают, влияют на либо на удержание, либо изменение текущего положения дел. Признаться же в том, что «лежать на гвозде» может быть выгодно, весьма трудно, но необходимо для разрешения ситуации.
Обратитесь к себе, поразмышляйте
Для этого обратитесь к себе, поразмышляйте и выпишите несколько моментов, оправдывающих ваш выбор.
Сидеть дома- комфортно, не надо каждое утро делать укладку и макияж, много времени остается на себя….
Если совсем ничего не приходит на ум, используйте, например, метафорические карты. Картинки- метафоры, обращенные к вашему бессознательному, служат хорошим подспорьем для поиска ответов.
Затем честно ответьте себе, готовы ли вы отказаться от легализованных выгод? Выход на работу как выход из зоны комфорта.
Возможно, вы отыщите способ получить желаемое другим способом? —Творческая самореализация в домашних условиях.
Если нет, примите свой выбор, не изводите себя чувством вины и живите с миром. Да, я домохозяйка, это моя работа и я получаю от этого удовольствие.
В случае терзания смутными сомнениями:
- представьте себе все ожидаемые дивиденды от противоположных действий,
- пропишите их, чтобы убедить сознание в их приятных плюсах
- и смело действуйте.
А проблемы будете решать по мере их поступления.
Ребенку расхочется болеть, если…
Бывает, что подобные двойные сценарии используются и детьми
Для того, чтобы ребенку «расхотелось» болеть, попробуйте уделять внимание ребенку больше, когда он здоров. Покажите ему плюсы хорошего самочувствия и опишите планы интересного времяпровождения (В воскресенье все идут в поход на велосипедах, или едут на экскурсию в заброшенный форт искать клад…) Догадываетесь, что он выберет оставаться здоровым? Но для этой работы, вам самим необходимо изменить сценарий
Есть в психологии методика «Небесной лавки». Выбрать не что-нибудь, а – «больного ребенка», которого потом можно будет годами обследовать, лечить, опекать, заменяя этим сложным и многокомпонентным процессом все остальные пути личностной самореализации, это не самый приятный, но все- таки ваш выбор. И в ваших руках возможность его изменить.
Анастасия Венедиктова, психолог.
Часто болеющие дети или… вторичная выгода
Как формируются психосоматические заболевания?
Волнения, страхи, негативные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их не надо копить внутри. В противном случае повторяющиеся травмирующие ситуации навалятся как снежный ком и в конце концов выльются в какие-либо физиологические симптомы. Стресс – это защитный механизм, сформированный эволюцией, позволяющий детям выживать, быстро «откликаясь» на ситуации, возникающие неожиданно.
До семилетнего возраста малыш имеет естественную сильнейшую эмоциональную связь с мамой. В случае ее более раннего разрыва, ребенок оказывается в тяжелой стрессовой ситуации. Зеркальные нейроны центральной нервной системы работают так, что человек распознает эмоции и состояние другого человека по мышечным движениям лица, внешнему виду, жестам. Ребенок, тесно связанный с мамой настроен на чтение ее чувств и настроения. Поэтому частое улавливание негативных эмоциональных изменений, вызывает психологическое напряжение.
Нормальным и необходимым этапом развития ребенка является детское магическое мышление. Это официальный термин означает убеждение младенца о собственном всемогуществе, а позже во всесильность близкого человека – матери.
Многие психологи предполагают, что для новорожденного мир и собственное “Я” составляют единое целое. С возрастом ребенок разочаровывается, что мама не может сделать все и не является всемогущей. Подростки обычно не верят в собственную уязвимость, почти как в компьютерной игре.
Все дети не просто эгоцентричны, но и совершенно уверены – они причастны ко всему что случается вокруг. Например, напряженные отношения в семье, ответственность за проблемы – ребенок считает это своей «заслугой». А чувство тягостной вины в конечном итоге может спровоцировать болезнь.
В некоторых случаях, когда малыш ощущает нехватку внимания, тогда психика может начать повышать участие взрослого через болезни – чтобы мама открыла больничный и побыла рядом.
Снежный ком
На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот.
Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.