Как найти общий язык с высокочувствительным ребенком

Признаки сверхчувствительности у детей

Высокочувствительный ребенок часто проявляет себя интровертом или кажется отстраненным, а иногда проявляет эмоции демонстративно. Специалисты выделили несколько черт характера таких детей, которые позволяют определить тип восприятия окружающего мира. Сверхчувствительный ребенок часто вздрагивает, обладает неплохим чувством юмора и широким словарным запасом, имеет развитую интуицию, размышляет над многими вопросами. Он теряется перед выбором, любит уединение, сопереживает страданиям других людей, принимает все близко к сердцу, чувствует себя лишним в многолюдных и ярко освещенных местах. Если эти утверждения подходят вашему ребенку, то он сверхчувствителен.

Поддерживайте предсказуемую для ребенка привязанность

Создайте и поддерживайте ритуалы, последовательности и расписание. Чувствительные дети подмечают детали и глубоко перерабатывают информацию. 

Вы обещали кино в субботу и забыли? Малыш вам точно напомнит, а заодно и начнет тревожиться, помните ли вы о нем. Хорошо создавать ритуалы и предсказуемое расписание дня, чтобы не способствовать повышению тревожности. Ведь если ребенок не знает, будет что-то или нет, придете вы за ним в 15 часов в школу или в 19, то доверие к вам рухнет быстро. 

Держите свои обещания, напишите на доске мелом расписание на день, продолжайте знакомую для ребенка последовательность действий и ритуалов в течение дня – и тогда чувствительный малыш будет постепенно сам справляться с перенапряжением нервной системы, которое присуще очень чувствительным детям по причине перегрузки информацией и деталями. 

Можно также сообщать сыну или дочке временную последовательность действий, например: “Сейчас мы пойдем в магазин за хлебом, а потом зайдем к соседке Ане. Затем вернемся домой”.

Кто такой «волевой ребёнок»?

Часто родители считают таких детей упрямыми и трудными, но лучше видеть их в другом свете – цельными личностями, взгляды которых очень трудно переменить. Как определить, есть ли у ребёнка сильный, волевой характер? На это могут указывать некоторые признаки, которые также говорят о том, что это вовсе не плохое свойство натуры ребёнка.

Таких детей отличает отважность, они готовы сами всё познать, не довольствуясь услышанным от других мнением. Именно это подталкивает их снова и снова пробивать границы дозволенного.

Они не любят, когда ими командуют, и сами стараются всегда оказаться правыми.
Если такой ребёнок чем-то увлечётся, то его мозг трудно переключить на что-либо другое.
Всё изучать они хотят самостоятельно.

У них насчёт любой мелочи есть собственное мнение, начиная от нелюбви к некоторым пищевым продуктам и заканчивая надписи на своей футболке

Пока родители размышляют, как постричь сына без лишних протестов с его стороны, он успеет найти массу аргументов в пользу того, чтобы этого не делать.

Они не боятся пуститься против течения. Обладающие сильной волей дети отлично знают, чего и насколько сильно хотят, а мнение окружающих на это их совершенно не интересует. Но следование своим желаниям и отстаивание собственного мнения вовсе не делает таких детей трудными, напротив, они становятся только увереннее и смелее, идут к намеченной цели, игнорируя мнение окружающих. Дети с сильной волей благодаря кипящей в них энергии способны добиться многого.

У них всегда есть аргументы. Если обычным детям достаточно заявления взрослого «потому что я так сказал», то с детьми с сильным характером такой довод не пройдёт. Тут важен подход – если обыкновенный малыш проявляет свои эмоции (бьётся в истерике, кричит), то волевой ребёнок стремится обращаться к фактам или тем утверждениям, которые он принимает за факты. В такой момент к ребёнку лучше отнестись, как к взрослому, показать восхищение его настойчивостью, и тогда от похвалы он расцветёт.

У них есть чёткое разделение на «правильное» и «неправильное», а поскольку они делают лишь то, с чем согласны, то готовы яростно бороться за то, во что верят.
Также эти целеустремлённые отпрыски не прочь поиграть с родителями в борьбу за власть. Но для борьбы нужны две стороны, и родитель не обязан в неё ввязываться, если ребёнок его провоцирует. Можно поступить мудрее и сделать так, чтобы и чадо «сохранило лицо» и поступило так, как этого хочет именно взрослый. Лучше уклониться от очередной бессмысленной схватки, в которой взрослый сам уподобляется беснующемуся ровеснику отпрыска. Мало кто любит, когда ему пеняют, что нужно делать, а для волевых детей это вовсе неприемлемо. Избежать ненужного противостояния и оставить за собою право устанавливать границы взрослый может, дав ребёнку понять, что его поняли. Задачей родителей является найти приемлемое для всех решение: взрослые уберегут нервы, а их чадо получит урок достижения компромисса.

Присутствуйте душой и телом полностью, когда общаетесь с ВЧ-ребенком и слушаете его

Чувствительные дети “считывают” все сигналы – тела, слов, эмоций, и если вам кажется, что вы слушаете дитя, глядя в смартфон, то ребенок это безусловно увидит. И расценит это как отвержение и игнорирование. Присядьте рядом, показывая свой интерес к его занятию, выслушайте, глядя в глаза, примите участие, обнимите (а тактильный контакт – один из самых ценных и поддерживающих), разделите его эмоции по поводу потерянной игрушки или того, что одноклассник-друг не обращает на вашего ребенка внимания…

Этим вы покажете, что он и его события в жизни небезразличны вам, что он вам ценен и важен. И совсем не обязательно бросаться решать проблему за ребенка. Разделив его чувства, вы откроете дорогу собственному решению ребенка.

Как распознать в ребенке гиперчувствительную личность

Психологи объясняют, что дети с высокой чувствительностью обращают внимание на мелочи, автоматически фиксируют нюансы общения, поэтому понимают, как взрослые относятся друг к другу. Для них важнее эмоции, чем внешние проявления, поэтому родители могут чувствовать себя некомфортно, из-за чего срываться

Подобное поведение наносит развивающейся личности травму и может сломать ее. Поэтому, увидев признаки высокочувствительности, необходимо разработать тактику поведения.

Легко пугается

Страх вызывают:

  • незнакомая обстановка;
  • визиты неизвестных людей;
  • внезапно включившийся яркий свет;
  • гром;
  • темнота.

Чувствительный ребенок боится громких резких звуков.

Имеет хорошую интуицию

Интуитивные способности быстро развиваются из-за повышенной внимательности к деталям, ускользающим от других. ВЧЛ воспринимают эмоциональные нюансы и намеки, которые остальные могут не заметить.

Это помогает им лучше понимать окружающих и ситуации, быстрее реагировать на изменения среды. Повзрослев и разобравшись в себе, они могут использовать свою интуицию, чтобы принимать лучшие решения и избегать возможных проблем.

Плохо переносит большие перемены

Высокочувствительный ребенок с тревогой воспринимает все новое.

Эмоциональную нестабильность могут вызывать:

  • перемена комнаты в доме или переезд на новое место;
  • смена школы;
  • развод родителей.

У личностей с гиперболизированным восприятием действительности больше выражена эмоциональная привязанность к окружающим. Они испытывают страх перед будущим. Родители должны помочь им адаптироваться ко всему новому.

Задает много вопросов

Высокочувствительные дети хотят понять, как устроен мир вокруг них, с 2–3 лет уже пытаются анализировать свои эмоции. Из-за повышенной восприимчивости чувствуют малейшие изменения, вызывающие у них тревогу. А чтобы понять, что происходит, задают вопросы.

Старайтесь отвечать на все вопросы малыша.

Очень восприимчив к боли

Реакция на боль зависит от различных факторов.

К ним относятся:

  • наследственность;
  • образ жизни;
  • состояние здоровья.

Но есть еще одна важная составляющая – эмоциональная сфера. Чем выше восприимчивость, тем ниже болевой порог. Дети, которые быстро поддаются тревожности, чувствуют неприятные ощущения из-за малейших негативных влияний (например, не очень мягкой ткани, смены температуры воды и т. д.)

Предпочитает тихие игры

Шумные забавы вызывают сильные эмоции, что приводит к развитию дискомфорта. Высокочувствительные дети инстинктивно избегают шума и повышенной активности.

К тому же им доставляет удовольствие проявлять креативность, включать воображение. Поэтому они выбирают рисование, конструирование, лепку и другие занятия, в которых могут проявить свои творческие способности.

Дети любят что-то делать своими руками.

Прекратите винить себя и стыдиться того, что у вас очень чувствительный ребенок

Это генетика, а также опыт рождения и условий жизни. Порицая ребенка за чувствительность, вы только еще больше обесцените его. Это не болезнь и не медицинский синдром, так как чувствительность присуща около 15-20% людей на земле (и не только среди млекопитающих), согласно исследованиям Д-ра Элейн Эйрон, ведущего мирового исследователя повышенной чувствительности. 

Высокая чувствительность – это стратегия выживания определенной части нашего вида. Недостаток же – это социальный ярлык, но вы ведь не хотите “подрезать” ребенка под кальки общества?

Вы бы хотели, например, попасть к невнимательному хирургу или дантисту, который не заметит другие симптомы или дефект в соседнем зубе? Или непорядок в другом органе? Думаю, что нет.

Чувствительность со временем и адекватной поддержкой становится точным GPS-навигатором для подрастающего ребенка в отношениях, в выборе профессии и в работе.

Если же у вас регулярно появляется стыд и вина за повышенную чувствительность у ребенка, то вам нужна поддержка, чтобы прожить эти сложные чувства в заботливых отношениях с другими взрослыми, а не за счет ребенка. Скорее всего, абсолютно бессознательно вы будете проецировать эти чувства на дитя, которое, благодаря своей глубине обработки деталей, вполне может “взять вину на себя”, хотя винить тут не за что. И некого. Чувствительность – отличный “слуга” в соблюдении своих границ, поэтому “избавляться” от нее незачем.

Встречайтесь с родителями похожих детей, которые так же интересуются высокочувствительностью

Родителям чувствительных детей очень непросто. Высокая чувствительность в нашей культуре адекватно не принимается, табуируется за нее стыдят. Поддержкой будет общение с родителями, которые разделяют ваши взгляды и стремление поддержать ребенка, а также найти нестандартные способы и подходы к такому малышу.

Подбадривайте друг друга, обменивайтесь опытом, читайте литературу по теме, образовывайте себя, делитесь опасениями и страхами с “коллегами”.

Найдите себе поддержку в лице психотерапевта, знакомого с повышенной чувствительностью, который разделит ваши эмоции. У вас будет больше ресурса на отношения с вашим ребенком. 

На русском языке уже есть несколько книг ученых-исследователей о повышенной чувствительности, например, книги Д-ра Элейн Эйрон (“Чувствительный ребенок”, “Сверхчувствительная натура”, “На перекрестках любви и власти”), а также книга Уильяма Поллака “Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве”, где в деталях рассказано, как поддержать мальчика и защитить его от стереотипов мачо-культуры.

Хотелось бы завершить этот перечень замечательного актера Евгения Леонова: “Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита”. Именно такой родитель-защитник и нужен чувствительному ребенку, который расцветет всем своим существом при внимании и заботе.

Уверена, что это неполный список “ключиков” к чувствительному ребенку. А какими пользуетесь вы?

А теперь уважайте это и примите как есть

Повышенная чувствительность и вообще такая чувствительность, которая есть у человека – это в основном генетика, а также пережитый опыт.

Можно злиться и расстраиваться, “тренировать” и “наращивать шкурку” у ребенка, но результатом будет нарушение отношений и привязанности, обида ребенка на вас, что вы хотите его подстроить под себя и каноны общества, а также удар в его самооценку.

Не получается принять ребенка таким, какой он есть? Обратитесь лично к психотерапевту и посмотрите, что мешает именно в вас принять его таким, какой он есть. Стыд? Вина? Эти чувства требуют проживания, иначе вы не сможете адекватно отзеркалить чувства ребенка.

Не пытайтесь “натренировать” ребенка, чтобы он стало менее чувствительным

Многие родители действуют именно так, думая, что если дадут чаду больше тренировок, то его тело быстрее окрепнет и станет менее восприимчивым к нагрузкам. Нет, так не сработает. Давайте нагрузку сообразно возможностям ребенка и ограничениям его нервной системы на текущее время. 

Год от года ребенок будет более выносливым, его нервная система будет крепче, а мозг сможет обрабатывать больше возбуждающих событий. Слушайте, что говорит вам ребенок про свои ограничения – если 10 отжиманий уже достаточно, то следующий раз сделайте 11-12, а не сразу 20. Заведите систему и дневник, чтобы ребенок сам видел свои достижения и увеличение возможностей.

Хвалите и подбадривайте малыша, и, самое главное, сравнивайте его только с самим собой, а не с мальчиком Колей из соседнего подъезда, который в 3 года смотрит с папой фильмы ужасов и не плачет.

Отчасти и с возрастом, примерно после 7-10-лет, мозг ребенка научается проживать сложные и смешанные чувства и эмоции. Природе, главное, не мешать, и острая сенситивность может уйти сама по себе, с дозреванием мозга.

Этот пункт в особенности важен для родителей чувствительных мальчиков, из которых стараются сделать “мужика” уже в 5 лет, запрещая ему плакать, жаловаться, отказываться от дополнительных физических нагрузок, заставляя его смотреть на насилие и ужасы по ТВ или в фильмах и вешая на него ярлыки “нюни” и “маменькиного сынка”. 

В мире и так хватает агрессивных людей-“воинов”, а вот взвешенных советников со способностью видеть проблему со всех сторон (актеров, поэтов, дипломатов, медиаторов, учителей и наставников), восприимчивых к малозаметным, но важным деталям, найти сложно. Каковы последствия? Зашкаливающее насилие в мире, действия без предварительного анализа и взвешенного подхода.

Изучите особенности чувствительности вашего ребенка

К чему именно он чувствителен? Двух одинаковых людей на планете, как известно, не существует. Так и с чувствительностью. Например, можно воспользоваться списком-тестом-вопросником на чувствительность Д-ра Элейн Эйрон (США), приведенным в ее книге “Высокочувствительный ребенок”. 

Или такой простой типологией ученого Д-ра Поланд (США):

  • низкий порог сенсорной чувствительности (например, остро реагирует на жесткие и колючие ткани, не переносит резких запахов и душных помещений);
  • социальная чувствительность (не переносит публичных мест, супермаркеты или концертные мероприятия больше определенного времени, например, полчаса);
  • эмоциональная чувствительность (такие дети демонстрируют большую глубину проживания чувств, если, например, умер родной человек или сильно заболело ваше домашнее животное, или в классе кто-то “задел” вашего ребенка несправедливым замечанием);
  • сложности с проживанием изменений и новшеств (например, нужно утром переодеться в другую одежду – А ни за что! Или, например, приходится переезжать в другую страну, в которой адаптация будет сложнее и более долгой).

Спорт без конкуренции

Физические нагрузки делают нас более здоровыми, улучшают настроение и помогают бороться со стрессом, поэтому они необходимы абсолютно всем. Но для сверхчувствительных людей есть небольшой нюанс: им лучше отказаться от командных и соревновательных видов спорта.

Ребенка с чувствительной нервной системой могут эмоционально выматывать конкурентная борьба и нацеленность на результат. Так что индивидуальные физические упражнения будут для него гораздо полезнее, чем, к примеру, игра в школьной спортивной команде по волейболу.

Идеально подойдут пешие прогулки, бег (в своем темпе, а не на скорость), йога, катание на велосипеде, коньках или лыжах.

Компьютер и телевизор

Тревожные новости, фильмы про маньяков, жестокие шоу, несметное количество рекламных роликов, шутеры (игры-стрелялки) могут вызвать перенапряжение и проблемы со сном даже у того, кто не считает себя сверхчувствительным человеком.

Введите для ребенка определенные ограничения. Во-первых, под запретом должны быть игры, фильмы и передачи, где присутствуют сцены насилия. Во-вторых, время, проведенное у экрана, нужно сократить до минимума (нескольких часов в неделю вполне достаточно). В-третьих, после девяти вечера лучше совсем отключать телевизор, компьютер, телефон, планшет и остальные гаджеты.

Достоинства и недостатки чувствительности

Сверхчувствительные дети отличаются эмоциональной теплотой и отзывчивостью. Они следуют всем установленным правилам, делятся волнениями с близкими людьми. Это творческие личности, стремящиеся к духовному поиску и саморазвитию.

Несмотря на большие преимущества у чувствительных людей есть некоторые недостатки. Чаще всего это плохой сон, сниженный аппетит, быстрая утомляемость и, как следствие, низкая продуктивность в работе и учебе. Они избегают шумных компаний, предпочитая круг близких друзей.

Как помочь сверхчувствительному ребенку:

  • Ни в коем случае нельзя путать эмоциональные переживания ребенка с капризами. Вместо упреков помогите ему принять свою особенность и научиться ей пользоваться.
  • Восполните потребность ребенка в спокойном времяпрепровождении после активной деятельности. Например, не зовите его в магазин за продуктами после утомительного школьного дня.
  • Подойдите к его эмоциональной отзывчивости и сверхчувствительности с позитивной оценкой, напомните о его достоинствах.
  • Объясните, как превратить эту черту в сильное качество.
  • Не сравнивайте его с обычными детьми, особенно с братом или сестрой. Это может нанести ребенку большой вред.

Родителям лучше работать с гибким графиком нагрузок и отдыха, а в дальнейшем ребенок сам научится регулировать степень социальной активности. Не стоит предъявлять завышенные требования, упрекать и обвинять.

Роль похвалы в воспитании

Сверхчувствительного ребенка невозможно перехвалить. Эти дети реально оценивают свои возможности. Чувство собственной недостаточности не дает им понять всю ценность свойств, которые таятся в их характере. Они нуждаются в поддержке со стороны взрослых, а точнее в семейном тепле, спокойном отношении к неудачам, проговаривании различных жизненных ситуаций, радости успехам, поддержке в сложные моменты. Все эти условия помогут ребенку взрослеть в спокойной обстановке, зная, что его любят и принимают.

При воспитании ребенка, особенно сверхчувствительного, очень важно сдерживать свои эмоции, не показывать негатив, осознавать свои чувства и работать с ними. Развивать такие навыки помогает курс «Эмоциональный интеллект»

Он ориентирован на проработку собственных эмоций и развитие умения ими управлять, а также понимать эмоции других людей.

Не гиперопекайте

Бытует иллюзия, что сверхчувствительных детей лучше опекать и оберегать от ранящих событий. От ранящих – безусловно, да (в особенности маленьких и даже подросших детей), но чувствительный ребенок – такой же, как и все остальные, и со временем встретится с миром, разным – и добрым, и ранящим.

Не проживайте жизнь за ребенка, этим вы поселите в его сердце ворох иллюзий. Лучше быть рядом, и если нужно – поддержать сына или дочь, когда они столкнулись со фрустрирующим событием, человеком или ситуацией.

Учитывая, что повышенная чувствительность – это телесная характеристика и особенность устройства нервной системы, необходимо тренировать и поддерживать тело. Давайте ребенку высыпаться, прогуливайтесь на свежем воздухе, в лесу, у озера, позволяйте покричать, если ему это нужно, пошвырять камни или палки – этим ребенок проживет чувства через тело, а не через “симптомы”, заболевая от того, что ему не позволяют чувствовать запретные эмоции вроде агрессии, ярости, злости, отвращения. 

Можно также проводить оздоравливающие процедуры, например, контрастный душ, начиная с теплой воды и погорячее и постепенно расширять амплитуду температур. Также хорошо зарекомендовали себя витамины, лецитин для поддержания мозга, аромамасла (в особенности лавандовое) и гомеопатические препараты, успокаивающая и классическая музыка (например, произведения Моцарта).

Как избежать усиления эмоциональных всплесков

То, как вы реагируете на эмоции вашего ребенка, имеет большое значение. Иногда родители непреднамеренно побуждают детей к эмоциональным вспышкам.

Если вы работаете над тем, чтобы помочь своему ребенку лучше регулировать его эмоции, лучше избегать следующего:

Награда вашего ребенка за успокоение: Если вы предлагаете своему ребенку особое удовольствие каждый раз, когда она берет себя в руки, она может узнать, что расплакаться — хороший способ получить то, что она хочет.

Поливая вашего ребенка вниманием: Хотя важно обеспечить комфорт, убедитесь, что вы не переусердствовали. Вы не хотите, чтобы ваш ребенок узнал, что расстраиваться — лучший способ привлечь ваше внимание.

Постоянно успокаивая вашего ребенка: Полезно дать уверенность, но также важно научить вашего ребенка навыкам, которые ему понадобятся, чтобы успокоиться, чтобы он мог справляться со своими эмоциями, когда вас нет, чтобы вмешаться и помочь.

Говорить вашему ребенку, чтобы он прекратил плакать: Попросить ребенка перестать плакать может расстроить его
Если она увидит, как ты возбуждаешься из-за ее слез, она подумает, что делает что-то не так — и от этого не будет легче перестать плакать.

Объявляя, что ваш ребенок чувствителен: Если вы предупредите каждого учителя, тренера или родителя друга о том, что ваш ребенок чувствителен, возможно, вы отправляете сообщение о том, что он не может справиться со своими чувствами

Оставьте это позитивным, сказав: «Мой ребенок испытывает большие эмоции».

Как правильно воспитывать чувствительного ребенка

Нужно сразу понять, что переделывать ребенка не нужно. Он здоровый, у него нет психологических отклонений. Но у него иное восприятие окружающего мира, и ему нужно помочь адаптироваться, чтобы не подвергать насмешкам окружающих.

Если научить его контролировать эмоции, перестать стесняться себя, он сможет легко входить в разные группы социума. А пока ребенок подрастает и осознает, чем он отличается от своего окружения, постараться создать ему спокойную обстановку.

Использовать меньше критики в разговорах

Нельзя общаться с ВЧД с иронией, позволять себе насмешки. Повышенная восприимчивость к мнению взрослых выращивает внутренние комплексы, заставляет стыдиться себя. В дальнейшем ребенок будет занимать позицию жертвы.

Нужно быть готовым всегда выслушать, объяснить, как можно воспринимать ситуации с другой стороны. Нельзя обесценивать переживания, усугубляя страдания. Если поступок неправильный, желательно объяснить почему и как его можно исправить.

Не пристыжать

Нельзя заставлять стыдиться своих потребностей. Например: «Все укрываются подобным одеялом, а ты не можешь». Или пытаться подавить чувствительность, специально причиняя дискомфорт, чаще заставляя присутствовать на многолюдных мероприятиях, потому что там «веселятся все».

Нужно учиться прислушиваться к просьбам ребенка, помогая ему раскрываться. Человек, который стыдится своего поведения, становится пассивным и начинает остро ощущать собственную беспомощность.

Помогая ребенку, открывая ему «большой мир», никогда нельзя концентрировать внимание на опасениях. Наоборот, дать возможность узнать самому, что новое интереснее и не опаснее старого

Сделать это легко – в первое время разделять с ним все, что кажется испытанием.

А для облегчения адаптации следует ограничить выбор. Такой подход поможет быстрее принять решение. Например, сразу сказать: пойдем в парк, но, если устанешь, сразу вернемся.

Не давите и не критикуйте своего чувствительного ребенка.

Обратиться к спокойной дисциплине без грубости

Приступы непослушания у ВЧД указывают на повышенную требовательность родителей и ошибки в воспитании. Приучая такого ребенка управлять эмоциями, нужно научиться сдерживаться самому.

Разговаривая с ним, необходимо:

  1. Проявлять терпение и внимательность.
  2. Всегда объяснять, почему данный поступок неправильный, как он отразится на других.
  3. Вместо запретов всегда предлагать альтернативу.
  4. Избегать физического наказания.

Хорошее поведение всегда следует поощрять. Подобное отношение поможет сформировать нужные навыки и ускорит социальную адаптацию.

Уметь разговаривать о чувствительности

Когда ребенку исполнится 6–7 лет, уже можно обсудить особенности темпераментов, объяснить их отличия. Рассказать, что все люди разные, и он, такой эмоциональный, не один. Поэтому не следует считать себя хуже или лучше других. Слово «чувствительность» лучше не употреблять.

Воспитывая ВЧР, необходимо осознавать его особенности, предугадывать реакции в некомфортных ситуациях.

Может, с ним правда что-то не так? Терпение и внимание!

Когда мы начинаем выяснять, что же кроется за смущенным родительским «ТАКОЙ…» и опущенными в пол глазами, то обнаруживаем, что ребенок пришел уже с целым пакетом «ярлычков», порой обклеенный ими до такой степени, что и ребенка-то за ними не видно. Он рассеянный, он стеснительный, он медлительный, он застенчивый, он интроверт, он рохля, он «ловит ворон», он истеричный, он плакса, он тихоня, он диконький, людей боится… Список можно продолжать и продолжать, порой вплоть до историй о том, что какой-то психолог сказала, что, наверное, он аутист, но… мама надеется, как всегда, на лучшее и идет в монтессори-группу как в последнее пристанище, в растерянности, как еще можно пристроить и социализировать ТАКОГО ребенка

Часто в глазах мамы этого малыша боль и смущение, у папы в гуляющих желваках видно раздражение и неприятие, особенно если речь идет о мальчике. 

Безусловно, монтессори-группы открыты для индивидуальности ребенка и мы начинаем наблюдать и действительно видим ребенка, который постоянно на что-то жалуется, он бывает рассеян, порой медлителен, медленно движется в исследовании нового, часто бывает в дурном настроении, а попытки его «развеселить» приводят лишь к ухудшению его настроения, иногда мы видим, что он предпочитает заниматься один, может порой искать укромный уголок и прячется там, он не любитель резких изменений и порой расстраивается и очень эмоционально воспринимает мелочи, которые других детей совсем не волнуют! Может, с ним и правда что-то не так? 

Вместе с тем, монтессори-педагог – это человек, который в первую очередь наблюдает, обладает профессиональным запасом терпения и внимания к индивидуальности ребенка, поэтому за таким ребенком мы так же порой с удивлением замечаем, что он обращает внимание на детали и нюансы, о которых больше никто в группе не подумал, порой и мы сами тоже; если вдруг он разговорится, то можно удивиться глубине его восприятия и наблюдательности, эмпатичной прозорливости, богатству внутренней эмоциональной жизни и осознанности восприятия! Порой именно этот ребенок создает какое-то новое упражнение с материалом, находит совершенно нетривиальное решение задачи, ему интересно исследовать и понять каждое явление, которое привлекло его внимание, до самого глубокого уровня, его не удовлетворяют простые поверхностные знания – он хочет понять и узнать все до мельчайших деталей, обращает внимание на нестандартные взаимосвязи явлений. У него действительно не сказать, чтобы много друзей, но те, с кем он дружит, – это действительно люди, которых он выбрал и в отношения с которыми он вкладывает много душевных сил

Это не похоже на часто поверхностные отношения детей – сегодня я дружу с Машей, завтра я не дружу с Машей, а дружу с Наташей… – для него это серьезно!

Однако ради справедливости нужно отметить, что многие ценные качества, которые мы замечаем в таком ребенке, действительно как бы исчезают, стоит условиям вокруг резко измениться, часто такой ребенок долго «приходит в себя» после отпуска с родителями, новогодних каникул, появления братика, переезда – кажется, что он плохо переносит малейшие стрессовые факторы.

Возможные проблемы с воспитанием

Очень часто дети с повышенной чувствительностью замыкаются в себе. Это вызвано неприятием со стороны окружающих. Их называют капризными, избалованными, советуя родителям проверить на аутизм.

Из-за подобного отношения проявляется агрессивность, которая маскирует внутреннюю неуверенность. Тревогу близких вызывают следующие черты.

Острое внимание к деталям

Родителей может пугать, что ребенок замечает все:

  • перемену во внешности;
  • нюансы в общении с окружающими;
  • смену поведения и т. д.

Поскольку в раннем возрасте держать в себе эмоции невозможно, то все, что вызывает вопросы, озвучивается. Это может спровоцировать ссоры в семье или конфликты с окружающими.

Чтобы помочь систематизировать поступающую информацию, желательно все изменения объяснять. Разговаривать как с равным, не делать скидку на возраст.

Например, одеваясь на корпоратив, объяснить, зачем мама красится более ярко. А меняя духи – почему старый запах надоел. Нельзя подавлять чувства, заставлять молчать, закрываться в себе. Чем ближе эмоциональная привязанность к родителям, тем комфортнее будет ощущать себя ребенок.

Разговаривайте со своим ребенком.

Перевозбуждение

Возбуждение у ребенка с ВЧ распространяется на все сферы – эмоциональную, познавательную, физическую. Вызвать неадекватное беспокойное поведение могут активные игры, громкая музыка, новые впечатления, полученная интересная информация. Перевозбуждение проявляется как отказ от еды, расстройство сна, повышенная подвижность рук.

Чтобы успокоить высокочувствительного ребенка, можно воспользоваться одним из следующих советов:

  1. Найти ему спокойное место, где он сможет остаться один и расслабиться.
  2. Предложить ему вместе подышать, сделать несколько простых упражнений.
  3. Подготавливать его заранее к ситуациям, которые вызывают эмоциональные вспышки.
  4. Освоить технику расслабляющего массажа.

Сильные вспышки эмоций

Истерики и повышенная плаксивость – это реакция на ограничения.

Некоторые проявления могут пугать:

  • падения на пол;
  • задержка дыхания;
  • потеря сознания.

Физическое наказание или попытка подавить проявление только ухудшат ситуацию, могут спровоцировать скрытую агрессию или дать толчок к развитию замкнутости.

Если у ребенка повышенная чувствительность, не нужно «включать игнор». Достаточно объяснить, почему нужно делать то, что требуют родители на данном этапе. Разговор в спокойном тоне поможет переключить эмоции и сформировать навыки правильного поведения.

Осторожность в новой ситуации

Психолог Элейн Эйрон объясняет подобное качество у детей с ВЧ тем, что они рано начинают понимать, что в незнакомых обстоятельствах нужно менять манеру поведения, а как, еще не осознают.

То есть они стремятся к приключениям, но стараются «подстелить соломку». Подобное вызывает недоумение у родителей. Например, когда предлагают покататься на карусели, а ребенок отказывается.

Неприятие и раздражение вызывают:

  • ввод в рацион нового блюда;
  • выбор одних и тех же игрушек и одежды;
  • аттракционы.

С одной стороны, это хорошо. При переходе через дорогу такие дети обязательно посмотрят налево и направо, не будут лазить по деревьям, если есть риск, что ветка сломается, пробовать наркотики.

Но с другой – если не расширять границы, то познавать окружающий мир невозможно.

Чтобы создать ребенку комфортную обстановку, нужно разговаривать с ним, разделять ежедневные трудности, приводить примеры, помогая ему знакомиться с новыми возможностями.

А чтобы снизить порог возбуждения, стараться уменьшить выбор. Например, ограничить количество новых игрушек, вводить в меню новые вкусы по одному. Заранее рассказывать о поездках и визитах, чтобы дать возможность внутренне подготовиться.

Объясните ребенку о причинах  возможных изменений.

Мифы о мальчишестве

Высокочувствительным мальчикам приходится труднее всего. C ранних лет их приучают вести себя жестко. Если они проявляют мягкость и не скрывают эмоции, то взрослые обычно объясняют, что подобное поведение неприемлемо. Очень часто можно услышать такие фразы: «Не реви, ты же не девчонка», «Что это еще за телячьи нежности?», «Будь настоящим мужчиной, дай сдачи».

Не удивительно, что ребенок учится отказываться от своего истинного «я», пытаясь заслужить признание родителей и сверстников. Это отрицание может вызвать страх, беспокойство и низкую самооценку.

Избавьтесь от стереотипов! Мальчик не обязан быть агрессивным, грубым, сильным и активным. Если ему скучно слушать новости о спорте или неприятно смотреть боевики, это не свидетельствует о его ненормальности. Он не должен следовать кодексу жесткого мужского поведения только потому, что в обществе сложились такие стандарты.

Позвольте ребенку быть самим собой. Примите его мягкость и чувствительность. Не ругайте, а объясните, как успокаиваться и справляться с внешними раздражителями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: