Как дети выглядят в собственных глазах
Похвала складывается из двух компонентов — наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т, д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей:
Правильная похвала: “Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!”
Возможный вывод: “Я хорошо поработал, и мою работу оценили”.
(Неправильная похвала: “Ты просто молодец”.)
Правильная похвала: “Твое стихотворение меня очень тронуло”.
Возможный вывод: “Хорошо, что я умею писать стихи”.
(Неправильная похвала: “Для твоего возраста это неплохие стихи”.)
Правильная похвала: “Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!”
Возможный вывод: “Я умею плотничать”.
(Неправильная похвала: “Ты хороший плотник”.)
Правильная похвала: “Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!”
Возможный вывод: “Я помог маме”.
(Неправильная похвала: “Ты сделал это лучше, чем наша мама”.)
То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру.
Хаим Дж. Джайнот,
За что хвалить?
Хвалить ребенка нужно правильно: за его поступки и действия. Не говорите просто, что он молодец, а расскажите, что он сделал что-то намного лучше, чем делал до этого. И все это результат его работы над собой, его упорство и труд.
Предлагаем вам пример, как можно построить разговор в определенной ситуации.
Ваша восьмилетняя дочь хорошо расчистила снег во дворе. Вам понравилась ее работа. Вот вариант разговора, который может произойти между мамой и дочерью.
— Я даже подумать не могла, что ты смогла убрать столько снега за один день!
— Я старалась и смогла.
— Во дворе было так много снега!
— Я все сама убрала.
— Ты отлично потрудилась!
— Я старалась.
— Теперь на двор приятно посмотреть и папа сможет в гараж без проблем проехать.
— Да, стало так красиво!
— Спасибо тебе, мое солнышко!
— За что спасибо? Мне так нравится вам помогать.
Мама похвалила работу дочери, а та почувствовала свою значимость.
Итак, первое правило – поощрять нужно поступки сына или дочери. Нужно разговор строить так, чтобы малыш сам сделал вывод о своих поступках.
Почему детей вообще нужно хвалить
Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Научно установлено, что похвала благоприятно влияет на наше развитие. Она действует на организм человека мотивирующее. Этот эффект проявляется не только у детей, но и у взрослых.
Подобный механизм напрямую связан с возникновением положительных эмоций у человека.
Похвала — отличное побуждение к действию и саморазвитию ребенка.
Какое влияние это оказывает на развитие
Похвала, в первую очередь, позволяет сформировать ребенку понятия «хорошо» и «плохо». Реакция ближайшего окружения: родителей, бабушек и дедушек, всегда наиболее важна для малышей, чем мнение общества.
Этот принцип важно использовать в первые годы жизни чада. С помощью похвалы можно существенно улучшить отношения с ребенком, обеспечить доверительное общение даже в сложные, кризисные моменты жизни, как например, пубертат
Зачем хвалить, если результата нет
Бывают ситуации, когда взрослые хвалят ребенка просто так. На самом деле у них нет прецедента для похвалы, но они все равно высказывают поощрение.
В целом, это неправильная позиция, ведь со временем ребенок начнет осознавать, что взрослый мог руководствоваться одним из двух принципов:
- похвалил, чтобы от него отстали;
- он слишком мягкохарактерный.
Чревата неприятными последствиями и первая, и вторая позиция. В первом случае активно начинает развиваться дефицит внимания
Ребенок старается привлечь внимание взрослого, вызвать у него «живые» эмоции. Во втором, дите начинает использовать манипуляции, чтобы «сесть на шею»
В этом случае самым правильным вариантом будет придумать повод для похвалы. Не бывает абсолютно негативных ситуаций, поэтому даже в самом ужасном поступке, необходимо найти крупицу чего-то хорошего и задействовать конструкцию: «это не очень, но…».
К примеру, малыш принес показать рисунок. Работа выполнена неаккуратно, хвалить его явно не за что. В этом случае взрослый должен начать с объективной оценки, например, сказать, что работа выполнена не очень аккуратно, а затем подметить позитив, например, можно похвалить сочетание цветов, отдельно нарисованный элемент.
В конце следует предложить помощь и нарисовать этот же рисунок, но с подсказками, или найти видеоурок, который поможет научиться рисовать красиво.
Используйте игровые методы, чтобы превратить рутинные задачи в увлекательные дела.
Похвала и критика ребёнка — как найти баланс
Так или иначе взрослые дают оценку любой деятельности ребенка. Ее способ и форма зависят от возраста чада и основного вида деятельности. Речь сейчас идет вовсе не о школьных отметках, которые получает каждый школьник за свои успехи.
Все начинается гораздо раньше, буквально с самого детства. Многие родители и ближайшие родственники хвалят малыша за любые достижения. Это происходит интуитивно. Они не задумываются о своих намерениях. В целом это выглядит как своеобразная мотивация. Так вербальным способом взрослый может поддержать малыша, дать ему мотивацию, для дальнейшего развития.
Однако по мере взросления, в оценку включается и диаметрально противоположный фактор — порицание. Таким образом взрослым удается продемонстрировать ребенку свою негативную оценку происходящего.
Словесное ее сопровождение может быть разным, но недовольный тон, возглас, порой переходящий на крик, сдвинутые брови, сжатые губы — все это остается неизменными спутниками негативной оценки.
В результате у многих родителей происходит смещение баланса в одну из сторон — взрослые либо слишком часто хвалят ребенка, либо же постоянно ругают. На общее развитие личности влияет плохо, что одно, что второе.
Важные советы
Чтобы не вдаваться в крайности, родители должны научиться переводить ситуацию в нейтральное положение. К примеру, ребенок активно играл с конструктором, но после этого в комнате остался бардак.
Вместо того чтобы накричать на малыша, родитель должен сказать, что пришло время навести порядок, перевести ситуацию в игру, предложив стать ребенку уборочной машиной или полицейским, который ловит преступников.
Это не значит, что критики и похвалы нужно избегать полностью, однако, таким образом, их следует дозировать.
Хвалим правильно
- Хвалить надо с искренностью, с полной серьезностью, не использовать насмешек и говорить четко, понятными для ребенка словами.
- Хвалить за то, чего он действительно заслужил, за то, что он сумел сделать приложив при этом усилия.
- Ни в коем случае никогда и ни с кем не сравнивать успехи своего ребенка.
- Не перебарщивать с хвальбой, ее не должно быть очень много. Но и совсем не хвалить нельзя, может развиться комплекс неполноценности.
Важно помнить, что это для вас сложить вещи, выбросить мусор — это очень легко, а для ребенка это настоящее достижение, он заслуживает похвалы даже за небольшие достижения, но все нужно делать в меру, не перебарщивать. Главное, никогда не забывайте, что хвалить своего ребенка очень важно
Именно благодаря оценкам поступков вашего ребенка, должна формироваться его дальнейшая оценка личности. Такой способ хвальбы по мнению профессионалов является наиболее правильным. Допустим, если ребенок научился правильно застегивать пуговки, одевать шапку, завязывать на кроссовках шнурки, обязательно похвалите его, за то, что он старался, был настойчив, а в конце обязательно скажите ему какой он умничка. Такое отношение позволит идти ребенку правильным путем, разбираться в том какие поступки хорошие, а какие делать не стоит
Главное, никогда не забывайте, что хвалить своего ребенка очень важно. Именно благодаря оценкам поступков вашего ребенка, должна формироваться его дальнейшая оценка личности
Такой способ хвальбы по мнению профессионалов является наиболее правильным. Допустим, если ребенок научился правильно застегивать пуговки, одевать шапку, завязывать на кроссовках шнурки, обязательно похвалите его, за то, что он старался, был настойчив, а в конце обязательно скажите ему какой он умничка. Такое отношение позволит идти ребенку правильным путем, разбираться в том какие поступки хорошие, а какие делать не стоит.
Важно еще, конечно, чтобы родители сами понимали, что хорошо, а что плохо, когда ребенок заслуживает хвальбы, а когда хвалить его не стоит. Умение правильно похвалить, очень важная часть процесса в воспитании ребенка и формировании его личности.. Если все делать правильно, то ребенок обязательно вырастет человеком самостоятельным, уверенным в себе и способным радоваться жизни, даже по мелочам
Главное – это найти правильный подход к его воспитанию
Если все делать правильно, то ребенок обязательно вырастет человеком самостоятельным, уверенным в себе и способным радоваться жизни, даже по мелочам. Главное – это найти правильный подход к его воспитанию.
Как часто и за что хвалить ребенка?
Хвалить ребенка за процесс лучше не после того как он закончил, а когда он как раз занимается. Т.е. если вы увидели, что ребенок делает что-то очень усердно и хорошо. Поощряйте его «здесь и сейчас». Эффект от похвалы только усилится.
Похвала так же зависит и от возраста малыша. Малышам (дошкольникам) нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться. А вот с детьми постарше посложнее, так как нужно учитывать некоторые особенности.
- Хвалите школьника за креатив, новые подходы к решению проблемы. Это поможет и замотивирует его искать и в следующий раз пути решения проблем. Похвала тут должна быть словно толчок для дальнейших действий.
- Чаще всего детей хвалят определенным образом, используя определенные фразы:
Умница! Ты – самая красивая, самая умная, самая талантливая) девочка в мире. Ты лучше всех делаешь аппликации (поешь, танцуешь).
И вроде бы прекрасная похвала, но есть в такой формулировке некоторая опасность, заключающееся в том, что оценивается личное качество ребенка, а не его действие. У ребенка может сегодня что-то получится очень хорошо, а завтра плохо. И будет сложно объяснить почему сегодня он не самый лучший. К формулировке «Ты – самый лучший» дети привыкают быстро и просто ждут ее от родителей, как что-то обязательное. А если его снова так не похвалить ребенок может обидеться.
К такой формулировке дети привыкают, и такие фразы для них уже звучат как стандарт. То есть, дети к похвале привыкают и ждут ее как реакцию родителей. А если не похвалить? Как он отреагирует? Обидится. Ведь до этого его все время хвалили.
Чем вредна неправильная похвала
-
Привыкание к похвале
Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым он может все также зависеть от одобрения других и похвалы. Опасность заключается в том, что он может стать зависим от мнения других людей -
Потеря интереса
Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает ради родительского «молодец». И свои лучшие качества он будет проявлять только ради хороших слов, а не потому что ему так хочется. Это обязательно оставит след на его будущем. -
Манипулируя с помощью похвалы
Когда мы хвалим ребенка словами «молодец», «хорошо», мы оказываем ему значительную поддержку. Тем самым «подкрепляем действие». Некоторые пользуются таким методом, как «манипуляция похвалой». Ребенка хвалят за определенное поведение постоянно, навязывая ему тем самым свою волю. У ребенка закрепляется в сознании правильность его поступков. И вроде бы это действенный метод, но он не разумный для самого ребенка.
Неразумность метода состоит в том, что ребенка могут поругать за беготню, а за спокойное поведение хвалят. Чаще всего так и происходит. Но проблема в том, что у ребенка скапливается большое количество энергии и для него естественно желание резвиться. Но из-за наказаний мамы и папы, он мучительно терпит и сидит тихонько, лишь бы получить одобрение. При этом в его голове скрываются и накапливаются мысли о том, почему такие позитивные действия вызывают неодобрение у родителей. У него начинают просыпаться противоречия, а это может нанести вред психике.
- Больше не рад.
Некоторые родители могут спешить похвалить малыша. Каждый шаг ребенка не стоит нахваливать. Так как, таким образом, ребенок ориентируется на успех. Ведь малышу нужно пространство, чтобы самостоятельно радоваться за свои успехи. Поэтому не удивляйтесь, если вместо вопроса «я сделал это хорошо?», вы услышите – «я молодец?».
- Пропадает мотивация
Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня все выйдет, завтра нет. Дети расслабляются, когда им говорят, что они делают что-то лучше других.
Несколько важных правил
Женский сайт sympaty.net составил несколько правил, которые не должны игнорировать родители.
Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми.
Никогда не критикуйте при детях их сверстников, ставя своих детей выше. «Как хорошо, что ты это сделал намного лучше, чем Петя». Ваши дети будут в дальнейшем стремиться избегать сложных задач, чтобы не ошибиться, как Петя, с которым вы его ранее сравнили. Ведь он боится потерять звание ребенка «лучше, чем Петя».
Сравнивайте его с «собой вчерашним», то есть, с самим собой.
Никогда не сравнивайте братьев и сестер между собой. Если вашему старшему легко давалась математика, это не значит, что об этом все время следует напоминать младшему, которому математика не дается. Вы плохо повлияете на обоих: и на старшего, у которого начинает зашкаливать самооценка, и на младшего, у которого она падает.
Не смешивайте критику и похвалу. Часто родители хвалят за что-то, а потом указывают, что вот тут-то можно было сделать лучше. Критика запомнится, а похвала забудется.
Будьте конкретными. Не говорите общими фразами, а описывайте, что именно вы одобряете.
Не ждите совершенства и не скупитесь на одобрение. Ели вы будете ждать от детей идеально выполненного задания или решения задачи, то разочаруетесь, если этого не увидите. Оценивайте даже маленькие шажки и попытки сына или дочери сделать что-то лучше, чем было.
Не ворчите на детей. Если ребенка не хвалят, а постоянно критикуют, он к этому привыкает и никак не старается сделать что-то лучше. Зачем ему стараться?
Эмоции более выразительны, чем слова: не льстите и не преувеличивайте заслуг. То, как вы это говорите, намного важнее, чем то, что вы говорите. Обычное «спасибо» можно сказать по-разному. Поощряйте детей искренне.
Хвалите, но не перехвалите. Все имеет свои границы. Если вы проявите чрезмерный энтузиазм и будете захваливать сына или дочь, они почувствуют давление с вашей стороны. Дети зададут себе вопрос: «А если в следующий раз у меня не получится сделать это также хорошо? Что обо мне подумают родители?».
Не льстите детям. Дошкольников не бойтесь хвалить часто, но при этом не забывайте, что лесть и похвала – не одно и то же. Лесть развивает гордыню.
Не вспоминайте прошлых промахов. «Я так боялась, что ты и в этот раз не справишься, но ты сделал намного лучше». Такая формулировка похвалы неправильная.
Хороший вариант одобрения действий ребенка – рассказать о его достижениях в разговоре с третьими лицами так, чтобы он это ненавязчиво слышал
Но при этом важно не переиграть. Сделать это можно, например, в телефонном разговоре с бабушкой: «Как Анютка эту задачу решила? Я даже не сразу о таком способе догадалась
Как она это сделала?».
Чтобы наши дети в будущем выросли успешными, а не только красивыми, мы будем ребенка правильно поощрять и хвалить. Делать это будем тогда, когда нужно. А слова подбирать будем только правильные, чтобы не перехвалить и не перестараться, чтобы сын или дочь не чувствовали напора и лести с нашей стороны.
Ведь дети, которых не забывают хвалить, верят в свои силы и способности
При этом поощрять и одобрять нужно грамотно и последовательно: обращать внимание даже на маленькие успехи, уточнять, за что именно вы хвалите и не использовать оценочную лестную похвалу
Автор — Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Статью проверила Грызлова Ольга Юрьевна, педагог, специальный психолог. Подробнее про авторов сайта
Копирование этой статьи запрещено!
Как хвалить правильно?
Вам стоит запомнить, что одного слова молодец не достаточно!
Вспомните себя, ведь вам приятно, когда вас хвалят и называют за что? Верно?
Ваша задача дать малышу понять, что он сделал хорошо. Постарайтесь называть глаголы, отвечающие за то действие, которое он сделал хорошо.
Ты супер быстрый, сам собрал игрушки.
Ты такой у меня хозяйственный, сложил все кубики.
Умненький, назвал правильно букву…
Рекомендации от психолога Екатерины Кес — Бусловой:
https://youtube.com/watch?v=QLVQvb2DEPI
За учебу — подводные камни
За учебу, используют родители сразу несколько подходов: материальная похвала, похвала за хорошие оценки, а также словесная за высокие баллы.
Если вы привязываете самооценку ребенка к оценкам, то следует быть осторожнее, ведь оценка — это лишь субъективное мнение учителя, а завтра Марь Ивановна будет в плохом настроении и поставит на балл ниже или на 2.
Как тогда?
Хвалите уже лучше за знания, за уровень и показывайте, что вчера ты читал 97 слов в минут, а уже через месяц наших с тобой тренировок, ты читаешь уже больше 120 слов в минуту.
Похвала работает лучше наказания
Мы используем ее, чтобы поддержать ребенка тренировать и практиковать больше и больше то поведение, которое мы хотим. Таким образом мы строим привычки. Нам нужно повторение поведения. Похвала увеличивает вероятность того, что ребенок снова и снова будет вести себя определенным образом. Метод как правильно хвалить ребенка направлен на поощрение ребенка практиковать определенные действия.
Это как игра на музыкальном инструменте. Мы начинаем с малого. Несколько навыков, таких как проигрывание нот на инструменте, а затем несколько простых песен. Затем мы будем опираться на эти простые упражнения с большей практикой и более сложными навыками, пока не научимся играть сложные произведения. Это повторяющаяся практика. Повторяющаяся практика формирует привычку и на самом деле меняет мозг, способствуя построению новых нейронных связей.
Когда вы попробуете этот метод дома, сначала сосредоточьтесь на одном или двух видах поведения, чтобы вы могли практиковать похвалу часто и последовательно.
Вам не нужно будет вечно хвалить ребенка, чтобы он что-то делал. Похвала за определенное поведение – это очень короткая временная программа. Вы получаете поведение, а затем останавливаетесь.
Вы не можете испортить ребенка похвалой или заставить его ожидать от вас похвалы за все. Вы хвалите поведение, получаете повторную практику, вырабатываете привычку. Потом вы перестаете его хвалить за эту привычку. И можете начать хвалить другое поведение.
Иногда одного ребенка приходится специально поощрять, хвалить для выработки определенного поведения, а другой ребенок и так добродушен, готов к сотрудничеству. Некоторые дети рождаются с ангельским характером. Люди и дети сильно отличаются друг от друга, разные темпераменты, разные личности. Мы даже знаем, что идентичные близнецы на самом деле очень разные. Мы не знаем, насколько определенный ребенок нуждается в такой практике похвалы или почему определенный ребенок может нуждаться в ней больше чем другой, но мы знаем, что с помощью этой практики, можно создать благоприятные условия для внесения изменений в поведение ребенка.
По материалам курса Алана Каздина, профессора психологии и детской психиатрии в Йельском университете.
Зачем ребенку похвала
В первую очередь она помогает оценить правильность своего поступка. Если родитель говорит: «Не делай так, это не хорошо», ребенок осознает ошибку. Пусть и не сразу, но это произойдет. Похвала поможет исправить поведение. Например, он разрисовал обои, после чего извиняется перед взрослыми и хочет помочь с уборкой. Здесь она сыграет важную роль.
На что влияет одобрение родителей
Похвала помогает ребенку во многих жизненных ситуациях. Даже взрослые любят, когда их хвалят, а дети тем более. Они стараются поступать правильно и совершать только хорошие поступки, чтобы их снова похвалили. Это формирует адекватную самооценку и ребенок чувствует себя значимым. Одобрение его поступков по делу становится причиной развития само мотивации.
Если ребенка не хвалить совсем, то он становится плаксивым, беспокойным, склонным к плохому поведению, повышенной тревожности и неврозам.
Надо ли хвалить без причины
Психологи уверяют, что для похвалы не нужна веская причина. Они советуют хвалить ребенка даже за незначительные поступки. Если это делать регулярно, сначала самооценка ребенка повысится. Это, конечно, хорошо, но после этого ребенок приходит к выводу, что для того, чтобы заслужить похвалу, ничего не нужно делать. И из средства мотивации она превращается в нечто должное. Ребенок перестанет совершать хорошие поступки. К тому же, он потеряет самостоятельность и в старшем возрасте не состоится как личность.
Как правильно, когда и за что хвалить детей — рекомендации психолога
Важно понимать, как хвалить детей. Советы психологов в этом случае практически одинаковые — хвалить только по делу, например, за отличную работу по дому или за хорошую оценку
Не игнорируйте достижения.
Также похвала должна быть безусловной. То есть, нельзя сравнивать воспитанника с другими. Также не допускаются уточнения вроде «но…». Желательно хвалить детей без перехода на личности. Это же касается и осуждения поступков.
Мальчиков
Хвалите мальчиков за их поступки, а не их самих. Некоторые мамы употребляют чрезмерно много фраз со словами «умный», «красивый», «лучший». Но это способствует развитию высокого и не обоснованного самомнения. Ему начинает казаться, что он и так лучше всех, и дальше не нужно стараться. Побуждайте мальчиков к совершенствованию и оценивайте результаты его работы. Это не значит, что такие слова не стоит употреблять вовсе, а делать это уместно. Вместо того, чтобы называть его солнышком, покажите гостям машинку, которую он сделал из конструктора. Для него это лучшая похвала.
Оценивайте старания, даже если они не увенчались успехом. Ничего страшного, что он не выиграл в конкурсе в детском саду, зато старался и несколько дней усердно готовился.
Девочек
Не слишком часто акцентируйте внимание на красоте дочери. Из-за этого у неё сложится ложное представление, будто именно красота, а не ум и упорство является ключом к успешной жизни
При общении с девочками важную роль играют эмоции. Обычное слово «спасибо» можно сказать разными интонациями. Иногда важнее то, как человек говорит, а не что.
За что и как хвалить ребенка
Многие родители понимают важность похвалы, то есть знают, зачем это делать, но не понимают за что и как хвалить ребенка. Обычно это свойственно взрослым, которые сами не получали похвалы в детстве или росли с холодными и отстраненными родителями, которые все время были заняты
Как правильно хвалить ребенка
Похвала будет идти на пользу, только если она правильная. Во-первых, она должна быть вовремя – то есть, когда вы увидели работу и оценили ее, а не через неделю. Во-вторых, нужно понимать, за что именно стоит хвалить ребенка и в каком ключе это делать.
Крайне важно разделять похвалу и критику, то есть не совмещать их в одной фразе. Например, не стоит говорить: «Умница! Так держать! Молодец, что убралась в квартире, но почему не пропылесосила?» или «Хорошо, что написал на 4, но почему не 5?»
Эти фразы перечеркивают все достижения ребенка, приводят к разочарованию в себе. Как итог у малыша либо исчезает желание, то есть, мотивация что-либо делать, либо формируется нездоровый перфекционизм, при котором ребенок пытается все делать идеально, зависит от мнения других, занимается бесконечным самокопанием и не умеет получать удовольствие от работы, думает только об ее оценке.
Можно ли часто хвалить ребенка
Положительные стороны комплиментов детям понятны. Но это не значит, что нужно перехваливать ребенка, ведь это может привести к негативным последствиям:
- завышенной самооценке, которая не соответствует реальным достоинствам;
- себялюбию и эгоцентризму;
- убеждению ребенка, что он лучше других, пренебрежительному отношению к окружающим;
- неспособности адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, а значит и неспособности ставить реально достижимые для себя жизненные цели;
- неумению проявлять настойчивость – захваленные дети часто бросают дело при первых же трудностях;
- болезненному реагированию на свои ошибки и привычке перекладывать вину на других: «Это учитель меня завалил, я не виноват, что получил 2!», «Начальник ко мне вечно придирается»;
- отсутствию внутренней мотивации что-либо делать, если за это ребенку никто не обещает награды.
Проблема в том, что внешний мир – это не заботливая мать, которая всегда поддерживает и никогда не ругает. Выходя в социум, ребенку придется сталкиваться с критикой, справедливой и не очень, с осуждением, с тем, что кто-то делает что-то лучше него, кто-то добивается большего. Но если у малыша нет «прививки» от всего этого, то у него может наступить шокирующее разочарование и подрыв уверенности в себе. Это иногда приводит к тому, что человек, повзрослев, обижен на весь мир: «Меня не принимают», «Меня не понимают», «Никто не ценит мои таланты», «Они все завидуют, поэтому так относятся ко мне».
Меры поощрения
Не только фразы могут показать ваше одобрение, но и улыбка, объятья, совместное времяпрепровождение. Не забывайте благодарить малыша
Важно хвалить ребенка, не пренебрегая физическим и эмоциональным контактом с ним
В некоторых семьях принято использовать материальные награды – деньги, игрушки, покупки чего-либо
Нужно ли их использовать? В целом такие меры поощрения неплохи, но нужно проявлять осторожность и не перебарщивать. Ведь это может привести к тому, что ребенок будет делать что-то не из-за интереса или не из-за понимания нужности своих действий, а только ради денег
Это может перерасти в вечные торги: «Я не буду убираться, ты же мне за это не платишь».
На что стоит обратить внимание
Рассмотрим несколько простых рекомендаций, которые помогут родителям и существенно облегчат их жизнь.
1
Важно найти золотую середину. Не стоит хвалить по каждому пустяку
Убрать за собой тарелку или собрать игрушки – это хорошие поступки, отметить их с положительной стороны нужно, но постоянное и чрезмерное восхищение ни к чему, оно обесценит действие и, в конце концов, будет выглядеть как издёвка.
Молчать и сдерживать гордость за чадо или обходиться сухими фразами в те моменты, когда ребёнок отлично выступил на школьном концерте, нарисовал хороший рисунок, помог другу, сделал что-то значимое и ценное для него, будет абсолютно неправильным и убьёт все будущие порывы к действию.
2. Хвалите не обобщающими фразами. Ты молодец, ты самый красивый, ты самый лучший в классе или в мире – подобные фразы не являются полноценной и эффективной похвалой. Они приводят к установке планки, которую ребёнку придётся тянуться всю жизнь, чтобы не разочаровать близких. Абстрактная похвала не даёт ребёнку понимания, за что его хвалят, что он делает хорошо и правильно.
3. Похвала должна быть направлена на что-то конкретное. «У тебя получился красивый рисунок, особенно мне нравится, как ты нарисовал дерево/собаку/домик/солнце, получилось отлично», «Мне нравится твой выбор цвета в этом рисунке», «Ты с выражением читал стихотворение, у тебя отлично получилось» и т.п.
4. Похвала, сравнение и «НО» не совместимы. «Ты приготовила пирог хорошо, но если бы добавила шоколад, было бы ещё лучше», «Здорово, что ты убрал комнату сам, но вот Петя делает это каждый день, может и тебе стоит».
Родителям важно вовремя останавливать подобные порывы «мотивировать» ребёнка, эти фразы с большой вероятностью вызовут совершенно противоположные эмоции — разочарование и чувство недооцененности
5. Эмоциональная окраска слов очень важна. Улыбнитесь, обнимите, погладьте по голове. Представьте, что ваше чадо старательно собирает пазлы, приносит вам результат своего труда, а вы говорите «Молодец!», продолжая читать книгу или смотреть телевизор, вряд ли это можно назвать похвалой.
Но если вы отвлечётесь, рассмотрите картинку и скажите «Вот это да! Здесь столько деталей, а ты совсем разобрался, это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности, ты такой молодец! Мне очень нравится!», искренне улыбнетесь ему в ответ – это похвала, которая действительно вдохновит к дальнейшим действиям.
6. Не за что хвалить. Довольно часто возникает ситуация, когда родители не знают за что и как похвалить, особенно если дело касается «проблемных» детей. От родителей можно услышать «За что его хвалить? Он ведь уроки не делает, учится плохо, ведёт себя хуже некуда!». В этом случае место для добрых слов должно находиться в обязательном порядке.
Дети воспринимают всё намного острее и зачастую именно «двоечникам» не хватает поддержки и участия, нельзя, чтобы ребёнок в семье чувствовал себя изгоем и постоянно подвергался упрёкам, нравоучениям. Совет может быть один — начать следует с мелочей. Отмечайте элементарные вещи.
Например, встал по звонку будильника без долгих уговоров, собрал школьный портфель с вечера или заинтересовался какой-либо темой по школьному предмету.
7
Родителям так же стоит помнить о важности хвалить не только за конкретный результат или школьную оценку, а за тот путь, который ребёнок проделал, чтобы добиться успеха
Обязательно нужно отмечать старания и усилия. Можно сказать: «Коля, ты так увлечённо занимаешься, твоё усердие нас очень радует». Такой подход будет побуждать к изучению и познанию, а не только к оценке.
8. Одним из основных моментов является искренность произносимых слов. Дети чувствуют эмоции, поэтому если родители начинают говорить наигранно и через силу, это приводит к замкнутости.
9. Разделяйте похвалу и упрёк. Не нужно говорить «Какой ты порядок навел в комнате, всё убрал, здесь очень чисто, молодец! Обычно-то у тебя такой бардак». Будьте уверены, что запомнится только последняя фраза. Решив похвалить, только хвалите.
10. Что касается вознаграждений в знак похвалы и благодарности, то они возможны, но усердствовать не стоит, чтобы не превращать поступки в гонку за очередным подарком.
Как же, все-таки, хвалить детей правильно?
Дети строят свою самооценку опираясь на суждения окружающих. Примитивный мозг нашего человека устроен так, чтобы искать подтверждения у других. Мы хотим быть принятыми «племенем», чтобы мы были в безопасности и защищены от внешних угроз. ⠀⠀⠀⠀⠀
Тем не менее мы можем существенно повлиять на то, насколько ваш ребенок ценит свое мнение о себе и своей работе. ⠀
Конечной целью нашей похвалы должно быть развитие внутренней мотивации ребенка.
Мы должны поддерживать и приободрять детей. Но нам не нужно, чтобы дети пристрастились к похвале, и были мотивированы исключительно внешним одобрением. Наши дети должны прилагать усилия, проявлять себя, учиться и совершенствоваться, потому что это приносит им личное удовлетворение.
Эффективная похвала, сделанная в нужное время, может способствовать развитию внутренней мотивации. Это может помочь нашим детям стать уверенными, выносливыми и самостоятельными.