Как проявляется кризис 3 лет?
- Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
- Проявление негативизма;
Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.
- Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
- Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
- Желает чувствовать себя взрослым.
Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова. Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;. Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;
Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;
Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.
Читайте актуальную статью Безопасность ребенка на улице>>>.
Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;
О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием>>>.
Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;
Такое поведение направлено не на личность (маму или папу), а на уклад жизни, определенные правила: убирать игрушки, мыть руки, говорить «спасибо», просить прощения и т.д. (читайте по теме статью: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>)
Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.
Кризис семи лет
В большинстве случаев кризис семи лет происходит внутри ребенка, и в основном это переживание очень интенсивное, но не проявляемое ярко. Это даже минус, потому что когда он сучит ногами, кричит, хоть понятно, что у него сильное чувство. А семилетка может не стучать ногами, не рыдать, но у него заболит живот, начнется дерматит, нервный тик или еще что-нибудь.
В это время происходит рывок в развитии мозга, некоторые его зоны в это время очень интенсивно развиваются. И поскольку мозг — очень сложная конструкция, то когда какие-то зоны мозга интенсивно развиваются, то другие могут проседать. Забегая вперед, например, у подростков при активном развитии участков мозга, отвечающих за абстрактное мышление, проседают зоны, которые отвечают за планирование и предсказание последствий поступков.
Фактически что происходит в кризис? Прежняя конструкция как бы разбирается и собирается в новое. Пока она разобрана, всем участникам процесса бывает непросто.
Семилетка сталкивается много с чем. Например, у него развивается зона мозга, отвечающая за обобщение и абстрагирование, за произвольность. Это очень сложно. До этого возраста у ребенка поведение импульсивное. Он увидел — захотел, схватил — побежал, захотел — сказал. Взрослые умеют оттормаживать импульсы, у нас поведение волевое.
У детей нет понимания, что нужно подумать о других, у них еще нет тех участков мозга. Мы можем сказать: «Смотри, вот ты сейчас шумишь, Машеньке рядом не слышно», и он даже понял, но только у него нет еще тех участков мозга, которые позволят ему не делать этого.
Почему до семи лет не надо отдавать детей в школу? Самое сложное в жизни первоклассника — оттормаживать в течение нескольких часов свои импульсы: вскочить, повернуться, закричать, сказать, посмотреть в окно, достать что-то из портфеля. Он тратит огромное количество психической энергии на то, чтобы оттормаживаться. Гиперактивные дети такие активные не потому, что у них очень много сил, а потому, что у них не хватает энергии оттормозить все лишние импульсы.
Поэтому первоклассник приходит из школы и падает спать, не потому, что он устал складывать два и три, а потому что устал целый день оттормаживаться. Или он может прийти из школы и беситься, или, если он более чувствительный, может плакать из-за каждого пустяка.
Еще у семилеток появляется способность сопоставлять и сравнивать себя и других. В пять лет рассказал стишок — молодец; запнулся, забыл, рассказал не теми словами — все равно молодец. А тут он идет в школу с ее оценочной системой. Каждому человеку хочется, чтобы оценки всегда были хорошие, чтобы я был всегда лучше всех, а если это не так, то я против, сделайте как было, я так не играю и от вас ухожу, я не буду этого делать. Пока он научится относиться конструктивно к этому, со здоровой долей пофигизма, пока он научится не разрушаться от этого, пройдет время. Некоторые дети довольно быстро учатся, но иногда это доходит и во взрослую жизнь: или лучше всех, или никак.
Ребенку приходится находиться довольно долгое время в ситуации, когда он должен делать то, что должен, при этом родителей рядом нет, не от кого восстановиться, почерпнуть ресурс. Поэтому это довольно непростое время.
Но все эти процессы в основном проходят внутри ребенка, редко какие дети бурно проявляют себя. Часто это пассивный протест, когда ребенок зависает, болеет, тупит. Если ребенок может сказать: «Мама, не хочу я идти в эту школу», это очень хорошо, потому что вы можете обсудить его чувства. Это лучше, чем когда он покорно идет, но почему-то его рвет каждый день по дороге в школу.
Позитивные моменты для ребёнка и родителя
В 3 года дети уже мыслят наперёд, представляя себе конкретную ситуацию, например, что после магазина он с родителями пройдётся вдоль набережной.
Когда взрослые решают поехать домой на автобусе, картина мира ребёнка испытывает стресс, поэтому он закономерно начинает проявлять недовольство – ведь всё должно быть именно так, как он себе представил.
Со временем дети учатся тому, что нельзя предугадать то, что будет – становятся готовыми к непредвиденным ситуациям, способам выхода из неё.
Положительные моменты для ребёнка скрываются во всём, потому как по итогу сложного периода появляются новообразования. Для родителя это возможность выстроить тактику своего поведения таким образом, чтобы в дальнейшем малыш был счастлив, всегда с радостью отзывался о детстве, менее травматично переживал последующие кризисы и с доверием относился к домочадцам.
«Серийная моногамия» становится нормой
Отношения с противоположным полом, создание семьи — тоже очень сильно изменился контекст. Отношение к браку изменилось буквально на протяжении очень короткого времени, это произошло у меня на глазах. Я когда-то оканчивала филологический факультет — «факультет невест». Это был самый-самый конец 80-х. И я помню, что где-то со второго курса все мои однокурсницы начали выходить замуж, и к пятому курсу уже почти все были замужем, многие были с детьми, некоторые со вторым ребёнком, некоторые развелись уже, и кто-то уже снова вышел замуж. То есть к 22−23 годам у людей была за плечами уже богатая матримониальная жизнь. Потом я сама вышла замуж, какое-то время пожила, оглянулась: стали выходить замуж уже мои ученицы и жениться ученики. И я поймала сама себя на мысли, что, если кто-то это делал в 25−26, то я думала: «Почему так торопятся? Куда так рано?». Ну, я там понимаю, ближе к тридцатнику об этом подумать… То есть переосмысление того, когда и как это делать и что считается «нормой», произошло в моей голове и всего моего поколения буквально за десять лет.
Понятно, что сам развод может быть очень стрессовым событием, но они даже не говорят про свои предыдущие браки как про неудачные. Одна моя знакомая говорит: «Когда мой второй брак благополучно завершился…» Это то, что терминологически называется «серийная моногамия», и то, что становится, в общем, нормой и, видимо, будет становиться всё больше нормой в связи с меняющейся продолжительностью жизни. Всё-таки не у всех будет получаться 50−60 лет прожить в одной паре. Кто-то будет выращивать детей и после этого создавать новые пары. И это не будет драмой, это не будет крушением. Это будет про пожили-пожили, выполнили какие-то жизненные задачи, каждый за это время изменился и хочет ещё чего-нибудь.
Кризис 3 лет у ребенка симптомы
Первый возрастной кризис в жизни человека приходится на возраст трех лет. Именно в этот период ребенок попадает из раннего возраста в дошкольный.
В эти мгновения резко и кардинально перестраиваются сложившиеся личностные механизмы малыша, ребенок приобретает новые очертания своего сознания, своей личности. Вырабатываются иные подходы во взаимоотношениях с окружающими.
Кризисом трех лет психологи именуют достаточно условный период, который у разных детей протекает в разные периоды. Данный период может приходится на период от двух до четырех лет.
Продолжительность данного кризиса также является условной и занимает небольшой отрезок времени, около нескольких месяцев. Степень выраженности и интенсивности данного периода зависит непосредственно от конкретного ребенка.
Кризис трех лет психологи предлагают охарактеризовать «семизвездием симптомов»:
Стремление к деспотизму
Данный признак проявляется в том, что кроха пытается проявить деспотическую власть и подчинить себе, в первую очередь, своих родителей и заставить их выполнять все его прихоти.
Обесценивание
У ребенка теряется ценность всего того, что было важно до этого периода жизни малыша. Это могут быть скандалы с родителями, небрежное отношение к самым любимым игрушкам, хулиганское поведение в песочнице
Протест-бунт
Протест-бунт
Протест-бунт
Формирование воли, независимости и самостоятельности может проявляться бунтарским поведением. Малыш начинает требовать серьезного отношения к его самостоятельности.
В случаях, когда ребенок не чувствует, что к его мнению родители прислушиваются, он начинает протестовать. Протест однозначно будет касаться прежнего поведения, прежних отношений, прежних рамок.
Ребенок протестует
Своеволие
«Я — сам!» — такой фразой характеризуется один из симптомов кризиса трех лет. Не всегда ребенок, имея желание удовлетворить познавательную потребность, может оценить свои силы и способности, что неизбежно приводит к дополнительным конфликтам с родителями.
Не всегда родители готовы осознать, что ребенок не пытается им мешать, а лишь проявляет активность и любознательность, необходимые для утверждения личности малыша, для формирования стимула к совершенствованию своего «Я» и саморазвитию.
Строптивость
Данный симптом характеризуется противостоянием не конкретному человеку, а нормам и системам, сложившимся в семье в целом. Это и воспитание, и отношения, и образ жизни семьи.
Ребенок балуется за столом
Упрямство
Этот показатель проявляется в том, что ребенок ни при каких обстоятельствах не отступит от требуемого лишь потому, что он требует желаемого именно у взрослого. Скорее всего ребенок не откажется от своего решения, даже если изменятся обстоятельства.
Существует тонкая грань между упрямством и настойчивостью в достижении цели. Родителям стоит научиться различать эти два понятия.
Негативизм
Негативизм выражается в противостоянии конкретному человеку — к примеру, дома только одному из родителей, а в детском саду только одному из воспитателей.
Избирательное поведение ребенка заключается в том, чтобы сделать все без исключения наоборот, но не так, как предложил конкретный родитель или воспитатель.
Ребенок расстраивает маму
В этой ситуации вкладываться нужно в то, что точно пригодится
Соответственно, мне кажется, что если говорить про наши тревоги родительские, про то, можем или не можем мы детей подготовить к современному миру, мне кажется, что наша задача всё-таки посмотреть на это на метауровне. Не убиваться на конкретные темы, например, ходить ли на занятия английским дополнительно. Потому что, ну, не знаем мы ответа на этот вопрос. Если мы спросим сейчас — прямо сейчас без английского очень плохо, знаете это сами. Но если мы спросим себя про «через 15 лет»… Понимаете, у нас в телефоне, возможно, будет коммутатор, который совершенно будет решать эти вопросы, абсолютно, вот на том уровне, которой сейчас требует много-много часов на протяжении многих-многих лет дополнительных усилий, дополнительных работы. А мы украли эти часы у того, чтобы ребёнок играл с друзьями во дворе. Может быть, мы неправы. И, понимаете, мы не знаем ответа на этот вопрос и будем очень часто сталкиваться с тем, что мы не знаем. И в этой ситуации вкладываться нужно в то, что точно пригодится.
Ещё раз повторю, что пригодится, как мне кажется: знать, понимать себя, понимать свои ценности и вообще мыслить о том, что я могу принимать решения опираясь на ценности, что это важно, и третье — это отношения. Источник
Источник
7 признаков нездоровых отношений и как из них выйти
Распознать деструктивные отношения бывает непросто: они могут длиться годами. Но тревожные звоночки все же есть, главное – услышать их …«Далее»
Топ-5 похитителей жизненной энергии
Очень часто мы теряем силы из-за каких-то плохих мыслей и пустяков. Давайте посмотрим, от чего и как нужно избавляться, чтобы …«Далее»
Как справиться с синдромом самозванца
Впервые об этом синдроме заговорили в 1978 г. психологи Полин Роуз Клэнс и Сюзан Аймс. Они обнаружили, что женщины, которым …«Далее»
Уйти от абьюзера. А что дальше?
Манипулятор умело жонглирует вашим чувством вины, поэтому разорвать с ним отношения не так просто. А если вы решились это сделать, …«Далее»
Ходьба приведет мысли в порядок
Осознанная ходьба помогает пробудить креативность и начать генерировать новые идеи. Разбираемся, чем полезны прогулки в одиночестве …«Далее»
Как понять, что у вас утомление
Действуете на автопилоте? Окружающие вызывают лишь раздражение? Не помните, когда по-настоящему чему-то радовались? Все это – признаки утомления, которое может …«Далее»
Никсен: искусство ничего не делать
Психологи утверждают: нечастое безделие является лучшей профилактикой стрессов. Об этом говорит и голландская философия никсен …«Далее»
Сложности в воспитании в этот период
Родители в шоке. Их малыш, некогда такой милый и послушный, вдруг становится непохожим на себя. Демонстрирует резко негативное поведение. Наряду с этим, происходят вкусовые изменения ребёнка. Всё, что прежде вызывало у него восторг, оставляет равнодушным либо приводит в ярость. Родители не понимают, что происходит. Главный вопрос, который они задают себе:«Что случилось с нашим ребёнком?». Он демонстративно ломает свои любимые игрушки, вызывающе себя ведёт, перечит папе и маме, делает что-то назло, cловно проверяя реакцию взрослых: «А что, если…».
Во время кризиса 3 лет ребёнок может отказаться от любимых прежде вещей, еды и развлечений
Истерики, манипуляции
Кто из нас хотя бы раз не видел следующую сцену: на детской площадке малыш бросается на землю, требуя, например, машинку, а не лопатку. Кричит, бьётся в истерике. Под осуждающими взглядами и словами окружающих родители теряются. В этот момент чувство стыда ведёт их на поводу маленького провокатора. Ребёнок понимает, как можно быстро получить желаемое. И, ощущая свою власть над обезоруженными в этот момент взрослыми, делает всё, что ему хочется. Эта схема откладывается в его сознании.
Разногласия родителей в вопросе воспитания
Родители, сами того не осознавая, иногда провоцируют психологические проблемы у своих детей. Так, противоречивое воспитание в семье оказывает негативное влияние на формирование личности. Сколько примеров можно привести, когда взрослые не могут прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания собственного чада. Отсюда споры, непонимание, двойные стандарты и невозможность определить рамки дозволенного.
Если в семье один из родителей жёстко контролирует ребёнка во всём, не давая шанса на малейшую ошибку, а второй всё позволяет, то вряд ли ребёнок может понять, что же от него хотят, что есть норма и каких правил придерживаться. Он начинает приспосабливаться к ситуации, ищет защиты у одного родителя от другого. Ни к чему хорошему это не приведёт. Родители должны суметь договориться в первую очередь между собой. Иначе это вызовет конфликт между ними, что опять же скажется на эмоциональном и психологическом состоянии ребёнка.
Скандалы между родителями негативно отражаются на психологическом здоровье ребёнка
Подавление естественной активности малыша
Ещё одна нередко встречающаяся ситуация: родители «победили» — сумели своими активными действиями подавить волю ребёнка. Он становится тихим, послушным, абсолютно безынициативным. Малыш понимает, что лучше не выделяться, не пытаться что-либо сделать. В его понимании именно так он будет хорошим в глазах родителей. Это ещё одна крайность, которая в будущем сделает ребёнка не свободной и самодостаточной личностью, а забитым и полным комплексов человеком.
Боязнь потери близкого человека
Нередко в вопросах воспитания родители совершают грубые ошибки, в силу, может быть, своей неопытности. Конфликты между мамой и папой — серьёзное испытание для маленького человека. Каждый из родителей, вольно или нет, пытается перетянуть малыша на свою сторону, не понимая, насколько большую и недетскую ответственность возлагают на него. Ребёнка пугает вероятность потерять папу или маму, одинаково сильно им любимых. И, как следствие, он пытается быть максимально хорошим в глазах взрослых. А бывает и наоборот: малыш демонстрирует плохое поведение, что объединяет родителей, и они пытаются найти совместное решение проблемы.
Развод в семье, пережитый ребёнком в раннем детском возрасте, разрушителен для хрупкой и несформировавшейся детской психики. Но и совместное пребывание родителей ради ребёнка против их воли ни к чему хорошему не приводит. Ошибочно полагать, что в возрасте 3–4 лет дети ничего не понимают. У малыша формируется чувство глубочайшей вины.
Часто ребёнок считает себя причиной развода родителей
Как выгуливать личность трехлетки?
Прямо сейчас, с ходу, придумайте десять бытовых ситуаций, когда ваш ребенок может сам полноправно что-то решать про себя и свою жизнь. Например:
— Утром ребенок сам решает, какие ему надеть колготки (трусы, футболку) какие резиночки подобрать для прически.
— Ест на завтрак кашу, но выбирает, что положить в нее — ягоды, изюм, варенье.
— В магазине он может выбрать аромат мыла, которым вы будете мыть руки.
— На прогулке сообразит сам, что ему нужно в вашем мешке с игрушками.
— Придумает, что вы будете делать вечером в субботу, и т. д.
Постарайтесь в эти моменты не «включать красный свет»: позвольте ребенку принимать решение там, где это безопасно и необременительно для вас.
Когда ребёнок начинает разговаривать?
Речь формируется постепенно, но речевые навыки совершенствуются довольно стремительно, отклонения можно заметить ещё у грудничков. Сроки становления осмысленной речи – понятие относительное, некоторые дети уверено переходят от слогов к словам уже в 10–12 месяцев, другие ещё в 2 года только начинают делать первые попытки
Этапы развития речи
Возраст | Речевые навыки |
3 месяца | Груднички активно гулят. |
6 месяцев | Дети живо реагируют на жесты родителей, особенно в процессе игр, груднички постоянно лепечут. |
8–10 месяцев | Умение повторять за родителями простые слова, появляются первые осмысленные слоги. |
1 год | Дети начинают говорить первые слова, словарный запас состоит минимум из 12–15 простых слов, произносят их чётко, используют часто и правильно. Умеют называть знакомые предметы на своём языке, но в словах присутствует много схожих звуков. |
1,5 года | Речь становится понятной для окружающих, дети легко выполняют простые просьбы. |
2 года | Словарный запас пополняется ежедневно, дети умеют объединять предметы по общим признакам, пользуются местоимениями, предлогами, глаголами. Даже если ребёнок не хочет говорить, при правильном развитии он легко совершает 2 последовательных действия. |
2,5 года | Дети активно общаются, знают названия животных, частей тела, начинают составлять предложения |
Упрямство
«А я хочу так!» или «Не знаю как, но не так!». Упрямство – это когда ребенок действует только по своему желанию и не слышит ваших увещеваний. К упрямству очень близка строптивость – это когда чадушко не хочет подчиняться никаким требованиям взрослых. Одним словом, любимый малыш превращается в армию Сопротивления, сконцентрированную в единственном лице.
Цель такого поведения – показать себе и миру, что ты уже не беспомощный младенец, а взрослый и независимый человек. Приступы упрямства начинаются уже с полутора лет и продолжаются в среднем лет до четырех. В период острого кризиса их может быть от пяти до двадцати в день, и мальчики обычно бывают упрямее девочек. Так что готовимся!
Тактика борьбы
В тех случаях, когда ребенок упрямо настаивает на своем, хотя вы прекрасно знаете, что это закончится для него не самым лучшим образом, неплохо работает метод естественных последствий. Ведь это только ваш опыт и ваше знание – что время не бесконечно, что иголка острая, а чайник горячий.
Разумеется, мы не призываем вас разрешать ребенку на собственном опыте познавать опасности уличного движения или засовывать в целях эксперимента ножницы в розетку. Но зачастую мы слишком сильно оберегаем наших детей от бытовых проблем. Например, ничего страшного нет в проверке на практике, что если слишком долго убирать игрушки, то не останется времени почитать любимую книжку. А если коснуться пальцем горячей кастрюли, ощущения будут не самыми приятными.
Кстати, когда ребенок убедится в вашей правоте в мелочах, ему, возможно, не захочется проверять ее в ситуациях, которые связаны с риском для жизни и здоровья.
Какой хороший я!
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
- Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
- Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
- Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
Негативные моменты
Ребенок не может отвлечься и не расстраиваться. Автор рассматривает вопрос об эмоциональной регуляции. Если малыш начинает испытывать определённое чувство, он не способен его контролировать, подавлять или скрывать.
Главная опасность для родителей состоит в том, что предугадать, когда ребёнок начнёт демонстрировать внутренние эмоции, и какими они будут, нельзя.
Сохранить самообладание в такие моменты бывает крайне сложно, как и ребёнку научиться управлять своими эмоциями. В эти моменты дискомфорт чувствуют все члены семьи.
Негативная ситуация развития в большей степени складывается благодаря взрослым. Постоянные крики, наказания, угрозы, неадекватные реакции на буквально невинные проступки создают постоянный психологический дискомфорт в сознании взрослого и ребёнка, который в дальнейшем обязательно будет придерживаться схожей позиции – непримиримой, необъективной, импульсивной.
Главные ошибки взрослых
Важно понимать, что дети во время кризиса капризничают неосознанно. Они ещё не знают, как можно делать что-то специально
Однако многие родители убеждены, что их малыш намеренно испытывает их терпение, специально провоцирует на агрессию – это в корне неверно.
Помочь взрослым сохранить самообладание может простой, но эффективный приём – понимание и принятие того, что негативные проявления являются неотъемлемой частью жизни любого человека, что это всего лишь негативная сторона очень важных и положительных изменений. Именно от их протекания будет зависеть дальнейшее становлении воли и личности малыша.
Насилие в семье неприемлемо. Это крайность, которая сильно влияет на сознание ребёнка. Он неизменно всегда ориентируется на модель поведения значимых взрослых. Если они повышают голос, проявляют жестокость – значит, это нормально, и ему можно поступать также.
Спор не должен быть важнее отношений, иначе, повзрослев, ребёнок будет бояться выражать собственные мысли и желания.
Трёхлетний ребёнок впервые сталкивается с ситуацией, когда взрослый оказывается с ним не согласен и на даёт желаемого. Сначала он закономерно демонстрирует протест и испытывает шок, но позже, если родитель даёт ему это время, начинает приспосабливаться, осваивать разные модели поведения, учится жить с мыслью, что его собственные приоритеты не всегда могут поддерживаться и одобряться близкими и значимыми людьми.