Пошел в школу

7.Петрановская возрастные кризисы у детей


Петрановская – психолог

Людмила Петрановская – известный психолог, которая специализируется на воспитании детей.

Она на простом языке объясняет, что происходит с ребенком в тот или иной момент жизни, дает подсказки родителям, как себя вести. Автор известных книг  “Что делать, если…”, «Что делать, если…2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы».

Также Людмила Петрановская ведет тренинги и семинары про возрастные кризисы у детей. В этой статье мы представим основные выдержки с ее семинаров по каждому кризису.

Людмила Петрановская рассказывает, что ребенок не развивается линейно, что существуют скачки роста и развития. Наступает момент, когда ребенок может резко сказать “нет” на что раньше с легкостью соглашался. Родители, как правило, не успевают за изменением детей, не готовы к их кризисам.  В нашей голове ребенок меньше, чем есть на самом деле.  Родители испытывают стресс, т.к. не готовы к новому “изменившемуся” ребенку, они еще не решили, как себя вести.

Если вы услышали фразы: “Нет”, “Не хочу!”, “Не буду”, “Ты плохая”, “Уходи”, “Не люблю тебя” – значит вы столкнулись с возрастным кризисом ребенка. Выдохните, это нормально и это проходит! Главное подойти к этому со всей любовью к вашему ребенку, мудростью и терпению!

кризис 1-го года

К концу 1-го года ребенок учится сам передвигаться и  понимает, что сам способен достать, что ему нужно.

В этот период он осваивает себя, предметы. Весь его день состоит из обучения. Но люди ему еще не интересны, осваивает пространство.

кризис 3-х лет

В это время ребенок осваивает речь, происходит развитие коммуникации. Он начинает противопоставлять себя другим.

Ребенок становится капризным, упрямым, вредным. Теперь он умеет держать контакт с желаемым, его сложнее отвлечь. Но он еще не научился справляться с отказами родителей, с фрустрацией (психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).


подборка “почему плачут дети”

3-х летка не может еще себя утешить и ему нужен рядом с собой мудрый взрослый, который ему поможет.

Еще этот кризис называют кризисом негативизма, в этот период происходит становление личности, чувств, умение вести себя в конфликте.

Как правило, по тому как пройден этот период  можно увидеть во взрослом возрасте. Есть люди, которые на все соглашаются, лишь бы не ввязываться в конфликт. Также есть люди, которые всегда стоят на своем. В идеале нужно быть гибкими, используя разные стратегии при разрешении конфликта. Вот этому и нужно научить ребенка!


кризис 3-х лет

Что нужно делать родителям:

кризис 7 лет

Людмила Петрановская рассказывает, что кризис 7 лет в основном происходит внутри ребенка. Ребенок может не выражать свои чувства открыто. Правда это может вылезти через нервные тики, дерматит, другие виды проявления психосоматики.

Ребенку нужно время, чтобы “переварить” оценочную систему и понять свою значимость, вне зависимости от школьных оценок. Хорошо, когда в семье благоприятная поддерживающая среда. Тогда ребенку можно поделиться с родителями своими переживаниями, адаптироваться к новым условиям.


кризис 7 лет

Обычно этот период заканчивается благополучно к 8 -9 годам.

А возраст 10 лет считается самым гармоничным у ребенка. В это время дети дружелюбны, спокойны, реже болеют и готовы помогать. 

вам может быть интересно “Как повлиять на ребенка”

подростковый кризис

Подростковый кризис у ребенка считается самым бурным. У ребенка-подростка возникает необходимость в своих оценках, суждениях, планах на жизнь, в психической автономии от родителей.

Первые проявления подросткового кризиса начинаются в 11-12 лет, заканчиваются в 16-17 лет.

Такой сепарационный кризис может закончится лишь в 21 год


подростковый кризис

Во время подросткового кризиса: 

  • у ребенка-подростка происходит глобальная перестройка мозга
  • он начинает думать о будущем
  • перестает жить только в настоящем времени
  • появляется мотивация
  • у подростка меняется представление о себе
  • он не может представить полностью картину последствий своего выбора
  • на эмоциональном уровне психологическое отдаление от родителей, поведение следования прекращается
  • ребенок-подросток не ориентируется на родителей, не разделяет их оценки.

Хотелось бы отметить, что интенсивность проявления и длительность возрастных кризисов у детей разные.

Это зависит от многих факторов: 

вам может быть интересно:

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Как помочь:

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

Что такое возрастной кризис

Слово «кризис» в языке чаще всего имеет негативную оценку, однако, в контексте воспитания ребенка, кризис — это лишь переход от одного этапа развития к другому, более совершенному и сложному по своей структуре. И чем меньше ребенок, тем тяжелее этот переход происходит.

Достаточно часто кризисы у детей проявляются в виде ярких эмоциональных всплесков, перепадов настроения, протестных реакций. И многим взрослым людям кажется, что подобное поведение, полное слез, истерик и протестов, совершается умышленно, будто «на зло». Но это совсем не так.

В первую очередь, стоит принять: ребенку в этот период гораздо сложнее, чем взрослым, потому что он пока не понимает свои эмоции, не знает, как справиться с ними, не чувствует стабильности и безопасности в эти моменты. Поэтому, прежде всего, необходимо с пониманием и сочувствием относиться к состоянию малыша.

У некоторых детей в моменты кризиса нарушается сон и страдает режим дня: ребенку становится слишком мало или слишком много бодрствования, пропадает дневной сон (если он был)

Кто-то из родителей обращает внимание, что во время очередного кризиса меняется аппетит или вкусовые пристрастия ребенка. Это довольно распространенная история, поскольку помимо психологических изменений, дети претерпевают изменения со стороны своего организма

Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я.

Детское чуство сказочности, волшебности, единения с миром постепенно исчезает. Сквозь пение птиц и зеленые деревья постепенно прступают очертания “взрослого” мира — он структурированный, жесткий, в нем есть добро и зло, и ему нет до меня никакого дела. Я маленький, а он такой огромный. Кто я для этого мира? Кто он для меня? Какая между нами связь? И есть ли она?

В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом? Мама, ты ведь однажды умрешь? Что делать если будет война или землетрясение? Зачем на свете смерть?

Причины и признаки кризиса семилетних детей

Кризис в 7 лет обусловлен глубокими физиологическими изменениями в организме и формированием основных качеств личности. Причины кризиса в 7 лет заложены в следующих процессах:

– формирование в дошкольном и начальном школьном возрасте основ самосознания;

– самоутверждение личности часто связано с протестом против указаний и рекомендаций взрослых;

– неустойчивость эмоционального состояния из-за психических перегрузок;

– поступление в школу связано с новыми обязательствами и задачами, с которыми ребенок ранее не сталкивался.

Кризис 7 лет объясняется тем, что в этом возрасте происходит переход к новым сложным обязанностям, зачастую это связывают с утратой детской безмятежности и непосредственности.

Проявление признаков кризиса 7 лет может наблюдаться в различной степени. Их интенсивность зависит от психологического климата в семье и психических особенностей малыша.

Значение самостоятельной диагностики кризиса 7 лет очень важно для родителей, так как это состояние не является патологическим, а обусловлено нормальными психическими и физиологическими процессами. Семилетний кризис обязательно нужно успешно преодолеть для дальнейшего полноценного развития личности

Внимательные родители должны обратить внимание на симптомы наступившего кризиса семи лет, чтобы помочь малышу пережить этот сложный период. Характеристикой кризиса 7 лет является:

  • – повышенная раздражительность, возбудимость и вспыльчивость ребенка (связана с нагрузкой на психику в результате обучения);
  • – грубость, настойчивость и резкость объясняется попытками самоутвердиться как личность;
  • – непослушание развивается вследствие попыток идентифицировать свою личность и отделить ее от родителей;
  • – подражание поведению взрослых может приводить к неестественности, манерности, демонстративности;
  • – непонимание со стороны окружающих нередко приводит к агрессивности.

Фобии, неуверенность в себе и застенчивость могут мешать адаптации и налаживанию контактов со сверстниками.

Этапы кризиса

Кризис у ребенка 7 лет развивается последовательно и проходит несколько основных этапов:

  1. – Происходит смещение сферы интересов – привычные игры сменяются занятиями с целью овладеть знаниями. Новые условия требуют дисциплинированности и организованности. Появляется желание стать похожим на взрослых.
  2. – Развиваются негативные симптомы – непослушание, раздражительность, вспыльчивость. Это связано с несоответствием требований и уровня развития личности.
  3. – Ребенок адаптируется к школе, стабилизируется эмоциональный фон.

К началу последнего этапа кризис разрешается, отношения в семье и в школе налаживаются.

Кризис 7 леток протекает более мягко и незаметно в том случае, если малыша отдали в школу в этом возрасте. Раннее начало учебы (с 6 лет) способствует более тяжелому течению сложного периода, так как ребенок еще не готов к новым условиям и необходимость резкого изменения жизненного уклада может нанести психологическую травму. Во всех случаях, вопрос о том, готов ли малыш к школе, должен решаться индивидуально после консультации специалистов.

Психологи о кризисе семи лет

Мнение большинства психологов сводится к тому, что кризис 6-7 лет – это необходимый элемент развития личности, связанный с взрослением. Большинство специалистов считают, что кризис взросления в 6-7 лет способствует осознанию новых обязанностей и является неизбежным явлением.

По Выготскому в психике малыша происходят бурные изменения и этим обусловлено появление первых признаков кризиса 7 летнего возраста. Циклическое течение стабильных и критических периодов дает надежду на благоприятный прогноз для такого этапа. Возрастная психология отмечает, что кризисы являются неотъемлемой частью жизни и развития и не должны восприниматься как патологическое состояние.

Некоторые детские психологи считают, что кризис у ребенка в возрасте семь лет проявляется наиболее остро, если родители допускают ошибки в воспитательном процессе. В неблагоприятном варианте создавшейся ситуации негативные реакции могут закрепиться и трансформироваться в черты характера.

Сохранение детства

Ребенок в 7 лет приходит к новому этапу становления личности. Планомерное расширение границ его возможностей позволит взрослым и детям восстановить баланс в отношениях. Родителям не стоит ожидать от малышей взрослых поступков.

В сложные моменты главными соратниками могут стать поучительные мультфильмы, сказки или фильмы. Малыш будет с удовольствием следить за приключениями любимых героев и постарается следовать их положительному примеру.

Родителям не стоит требовать от малыша полного погружения в учебный процесс. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время для игр.

Взрослым нужно проявлять творческий подход к выполнению рутинных заданий. Учитесь с малышом писать буквы разноцветными мелками на доске. Называйте слова на определенную букву, стоя в очереди. Устно решайте примеры во время поездки в общественном транспорте. Позвольте малышу стать учителем и объяснить вам новый материал.

Ребенок не может повзрослеть за один день. Не торопите события, позвольте малышу постепенно и самостоятельно отказаться от образа жизни, к которому он привык. Меньше требуйте и больше объясняйте – и тогда вам удастся достичь гармонии и взаимопонимания.

Трудный родительский возраст

– Итак, получается, что «трудный» подростковый возраст – это трудный период для родителей.

Сначала нужно перестать смотреть, доел ли он кашу на тарелке. Потом передать ответственность за уроки, за то, что он надел.

Если к моменту 14-16 лет в отношениях сохраняются сферы, которые родители пытаются жестко контролировать, – это огромная конфликтная почва. Если родители следят за диетой ребенка, там будет конфликт, за гардеробом, настаивая на своем выборе, – там будет конфликт. Все сферы, где родители не желают отпускать контроль из собственных рук, они потенциально могут быть очень конфликтогенными. Подростковый период – не время тотального контроля.

– И каким тут должно быть поведение родителей?

Нужно понять, чем родители могут эти самоощущения подтачивать. Несмотря на все конфликтные моменты, когда ребенок выстраивает защитные стеночки, шипит, кусается, не слушается, все равно он очень тесно связан с родителями, он очень чувствителен, все слышит.

Подрывать контакт может критика в адрес друзей, отторжение его интересов, агрессивное непонимание, сравнение не в его пользу. Очень сильно подкашивает отношения отсутствие кредита доверия. «У тебя тройка.Тройка это твоя оценка. Ничего выше тройки тебе не получить».

Критика внешности действует очень сильно. На внешности у любого подростка пунктик. Им всем, бедным, кажется, что они страшно некрасивые, независимо от реальных внешних данных

Не дай Бог, какое-то неосторожное слово! Они выпускают шипы, но это следствие хрупкости

А поддержать отношения могут противоположные действия – посоветоваться, спросить мнения, доверительно выслушать.

Иногда только тогда, когда собственный ребенок достигает подросткового возраста и начинает родителей мочалить, можно оценить какое-то поведение своих родителей.

Очень важно, когда ребенок достигает подросткового возраста, уметь менять фокус жизненных оценок. Если мы все время будем концентрироваться на проблемах, нам будет тяжело, и ребенку с нами будет тяжело

Необходимо уметь перефокусироваться с того, что с ним сложно, на то, что хорошо получается. Не забыть о проблемах, а отодвинуть их в сторону.

Иногда нам мешает наладить мир в семье склонность доводить все до конца, гнуть свою линию поведения, решать вопрос до основания. Где-то нужно отступить, оставить конфликт нерешенным. Глядишь, вещи в шкафу и развесили бы. А воевали бы, неизвестно, чем бы кончилось дело с вещами. Может, они оказались бы порезанными на мелкие лоскутики.

Не все нужно дожимать. Некоторые вещи решаются сами собой по ходу времени.

Если возникла ссора, поругались, – остановитесь, если есть возможность, переключитесь на что-то. Перенесите спор на завтра, не дожимайте его. Жалко тратить время на конфликт по разбору шкафа.

Важно культивировать семейные зоны, которые приносят ребенку радость, – посмотреть фильм всей семьей, пойти на выставку, в кафе посидеть, провести с ними интересно время. Это ведь довольно большие люди, с которыми интересно поговорить, – где-то понять, чем-то озадачить

Когнитивная составляющая

В силу недоразвития процессов мышления и речи дети не всегда способны осознать, что именно происходит, и выразить это. Детям не всегда удаётся соотнести своё актуальное эмоциональное состояние и поведенческие реакции с ситуацией, имевшей место некоторое время назад. Не всегда удаётся структурировать события и выявить причинно-следственные связи. Осложняется это тем, что родители, люди, которые ранее помогали в структурировании мира, сейчас тоже могут быть включены в эту кризисную ситуацию и не обладают достаточными психическими ресурсами, чтобы найти в себе силы объяснить ребёнку, что именно происходит, почему изменилась их жизнь, что значат те или иные события. В некоторых случаях родители табуируют обсуждения кризисной ситуации с целью обезопасить ребёнка, «не бередить раны». Вследствие такого ухода от болезненных тем ребенок остается наедине со своими мыслями, с которыми чаще всего не всегда способен разобраться. Это может повлечь за собой формирование новых убеждений, ведущих к еще большей деструктуризации окружающего мира. В психологической работе с детьми в кризисной ситуации довольно часто используют методы арт-терапии, позволяющие переработать эмоциональную составляющую, которая актуальна для ребёнка, но в данный момент в силу ряда причин недоступна для осознания и/или вербализации.

Кнопку заклинило

– Когда начинается подростковый возраст?

Подростковый кризис сильно помолодел. Более того, подростковый период может вообще не кончиться, человек может остаться подростком до самой старости.Подростковый возраст – период непростой. Он определяет дальнейшие отношения человека с семьей и социумом. Сейчас сильно изменилась периодизация подросткового возраста, дети взрослеют раньше. Непонятно, в чем тут дело – то ли в генномодифицированных продуктах, то ли в скорости развития современного мира, но, по факту, дети сейчас входят в подростковый возраст на 1,5 – 2 года раньше, чем 50 лет назад. Так же как кризис трехлетнего возраста приходится сейчас не на три года, а на два.

– Почему такое большое значение придается подростковому возрасту?

– В подростковом возрасте должны быть решены определенные задачи развития и, если они в этот период не решаются, они с человеком остаются. Многие могут вспомнить какого-нибудь взрослого персонажа, который в душе и по поведению ведет себя как подросток.

Начну со второго. Семейный фактор – очень значимый.

Здесь важно вспоминать свой подростковый возраст, потому что то, как мы себя ведем или будем вести себя с  подростками,  во многом определяется протеканием этого периода в нашей собственной жизни. Память о нашем подростковом возрасте у нас есть,  и при определенном поведении ребенка она будет актуализироваться

В целом, исследования говорят о том, что дети в конфликтных и дисфункциональных семьях взрослеют раньше. Они входят в подростковый возраст раньше,  и протекать он может дольше и более глубоко. Это общая закономерность.

Ребенок отделяется от своей семьи, оглядывается в окружающем мире, мире сверстников и выходит на другую орбиту, связанную с семьей. Он отделяется не полностью, он остается по-прежнему связанным, но эта орбита гораздо более отдаленная, чем до того, как этот период начался.

Можно сказать, что конфликтно-дисфункциональные семьи – они чуть раньше ребенка выталкивают на эту орбиту. В полной гармоничной семье ребенок дольше остается в домашнем бульоне, теплом, питательном, надежно защищенном мире, и ему не надо взрослеть. Хотя бывают всякие истории, связанные с личным опытом, заставляющие ребенка взрослеть помимо изменения семейного  климата.

Основное новообразование подросткового возраста, говоря словами психолога, – это рождение самосознания, осознание себя как отдельного человека.

– Как это новообразование подростка, его вновь обретенная самостоятельность сказывается на отношениях с родителями?

– Подросток начинает  смотреть  на своих родителей и близких взглядом со стороны. Это сложный период развития – увидеть людей,  в которых ты был растворен, которых ты считал лучшими людьми, со стороны. Даже если родители близки к идеалу по всем параметрам, что бывает редко, – это стрессовое переживание.

У подростка появляется взгляд критика и эксперта. И он в этом не виноват!

Это непроизвольные изменения, это как ребенок в 2,5 года начинает говорить «нет» и «мама плохая». Он это не специально делает, он развивается. Так же и подросток, когда начинает видеть, что мама не самая лучшая, у нее ноги не такие, образование не то.

Мы ведь тоже можем посмотреть на близких экспертным взглядом. Но у нас есть кнопка выключения, с нами происходит это произвольно. Подросток не умеет, у него кнопка включатся и ее заклинивает.

Что делать?

Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.

Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому

Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления

В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.

В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.

В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.

Изменения после кризиса

Несмотря на то, что кризис – это непростое явление, которое нередко сопровождается конфликтами и переживаниями, его разрешение и окончание имеет несколько значимых плюсов:

  1. Ребенок становится психологически готовым к посещению школы и учебе: он стремится получить похвалу за свои старания, заслужить расположение одноклассников и учителей.
  2. У него появляется свое социальное «Я»: он осознает и принимает свои новые обязанности, мирится с определенными ограничениями и т. д.
  3. Между его эмоциями и действиями появляется осмысленность, благодаря которой он может объяснить, почему он зол или, наоборот, почему рад. Это огромный шаг в формировании малыша как личности, ведь так у него появятся первые интересы, хобби и т. д.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: