Как поднять самооценку подростку? советы психолога

Вопросы, влияющие на уверенность в себе, с которыми сталкиваются подростки:

“Кто я?”

В период раннего и среднего подросткового возраста молодые люди эмоционально развиваются, совершая важный выбор в отношении того, как они видят себя и свою уникальную личность. Молодые люди могут испытывать давление, требующее уверенности в том, кто они такие, в том числе в принятии решений о сексуальной ориентации. Возможность экспериментировать с разными образами жизни и личностями – так же как выбор разной одежды и причесок, – составляет суть подросткового возраста.

Но эти приключения могут быть полны пугающих, неловких и болезненных моментов, поскольку подростки крайне чувствительны к тому, что о них думают другие люди

Даже если они выглядят уверенными, важно помнить, как хрупка их самооценка на самом деле, и как чувства могут меняться изо дня в день. На самом деле, может пройти несколько лет, прежде чем подросток почувствует уверенность в правильности своего выбора

Часть того, что у них на уме, может быть связано с сексуальными чувствами и отношением к своему телу.

 “С кем я хочу быть?”

Возрастает значимость отношений вне семьи, особенно с друзьями одного пола. Устанавливаются очень интенсивные дружеские отношения и привязанности, но они, как правило, подвижны, и меняются по мере развития подростковой самоидентификации. Неотъемлемой частью этого процесса теперь является постоянное пребывание подростка в соцсетях и медиа на своем смартфоне. 

Как родители, вы должны быть в курсе того, как идут дела в кругах общения вашего ребенка. Помните, что аудитория интернета может мгновенно ранить критикой или отвержением, в результате чего в доме появится очень несчастный подросток.

Вопросы от девочек-подростков: “Действительно ли люди принимают меня?”

Девочки-подростки часто тянутся к тесным дружеским отношениям, которые могут быть источником уверенности и самоуважения, если они хорошо складываются. Когда ситуация с «лучшей подругой» становится сложной, девочки могут быть уязвимы к болезненному чувству неуверенности в себе. В зависимости от типа личности, это может привести к апатии и замкнутости, либо к усилению экстравертности и даже рискованному поведению, обусловленному компенсацией.

Конечно, тела девочек развиваются. Месячные и развитие груди могут начаться рано или поздно, а сексуальные чувства и обновленные телесные формы не всегда соответствуют тому, насколько взрослыми себя ощущают девочки-подростки

Очень важно в доступной форме говорить об этих вещах, поскольку они могут показаться пугающими для ребенка. Такие разговоры могут помочь подростку повысить самооценку и чувствовать себя более уверенно

Вопросы от мальчиков-подростков: “Кем я хочу быть?”

Мальчики могут по-разному выражать свою чувствительность и то, с чем они сталкиваются. Они могут казаться угрюмыми, расстроенными и враждебными или валять дурака. В разных семьях может быть разное понимание, каким должен быть мужчина, но это не всегда совпадает с тем, что чувствует внутри ваш ребенок.

С повышенным сексуальным возбуждением может быть трудно справиться. Мальчики могут чувствовать свою беспомощность или вину из-за эрекции и мастурбации. Мальчикам может быть трудно понять, как вести себя в присутствии других

Они также подвержены неуверенности в себе и критике, и важно, чтобы у них был доступ к поддержке и возможности все обсудить, это окажет положительное влияние на их самооценку

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир). 
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Завышенная самооценка

Недавно на бензозаправке наблюдал такую картину. Подъехала новенькая, тонированная Ауди. Из нее вылез паренек лет восемнадцати. Очень такой модный, в солнцезащитных очках. И начал с барским видом давать указания сотрудникам заправки. Что им нужно делать, где нужно протереть. После того, как его заправили. Он небрежным жестом кинул девушке, которая его обслуживала пятьдесят рублей на чай и укатил.

По парню было видно, что его просто распирает от чувства собственной значимости, которую он стремится показать всегда и везде. И со стороны создается впечатление уверенного, крутого парня. Про таких говорят, «поймал звездную болезнь» или говорят, что у человека завышенная самооценка. Он действительно производит впечатление сверхуверенного человека, который очень высокого мнения о себе.

Но это только впечатление. В реальности, я считаю, что нет людей с завышенной самооценкой. На мой взгляд, это вариант нестабильной самооценки. Просто человек, создавая свою внутреннюю классификацию людей, несколько неправильно определил свое место.

Очень часто завышенная самооценка бывает у молодых людей, которые проецируют на себя успехи родителей. То есть деньги, связи, социальный статус родителей, это мой статус. Так как человек считает успехи родителей своими успехами, то он и находит семе место в классификации, на одном уровне с родителями. Соответственно он и ведет себя так, как будто он достиг таких высот. В тоже время остальные люди видят картину более объективно. И ставят его ниже, чем он сам себя оценивает.

Поэтому возникает определенный дисбаланс, между тем как человек оценивает сам себя, и тем как его оценивают окружающие. И у окружающих возникает впечатление, что человек оценивает себя неадекватно высоко. Поэтому и появилось выражение завышенная самооценка. Хотя далеко не все люди это понимают. Обычно возле человека с завышенной самооценкой, всегда крутятся люди, которым льстит такое крутое знакомство.

Будучи на ролях фактически шестерок, они с помощью этой связи компенсируют свою неуверенность. Ну и звезде хорошо, всегда есть кто-то, кто тобой восторгается, кем можно управлять и почувствовать себя еще более значимым.

Происходят мелкоамплитудные колебания, выше уровня реальности. Пики уверенности с фантазиями могут быть, а могут и не быть. Некоторые люди с завышенной самооценкой настолько вне себя от себя, что у них даже нет фантазий. А зачем фантазии, если я уже живу как в сказке.

А вот пики неуверенности для них нехарактерны. Потому что, столкнувшись с неудачей, они начинают искать причины неудач. И обычно находят их либо в других людях, либо во внешних обстоятельствах. И такое объяснение помогает сохранять самооценку. На графике есть один зубец падения самооценки. Такое может случиться, если человек столкнулся с серьезной проблемой и потерпел неудачу, либо получил осуждение от кого-то из того небольшого количества людей, которых он ставит выше себя.

Но эта яма в самооценке, как правило, не продолжительная. Человек снова быстро уносится вверх. Так как мы определились, что завышенная самооценка это вариант самооценки нестабильной, то и поведение по отношению к другим людям будет такое же, как мы описывали выше. Только оно может быть в еще более утрированной форме. Если в жизни случается ситуация, при которой происходит изменение своего места в классификации, то в результате происходит изменение графика самооценки.

Часто самооценка становится типичной для человека с нестабильной самооценкой. То есть появляются пики неуверенности, сопровождающие склонностями к депрессии. Во время которых человек может злоупотреблять спиртным.

Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа

Поэтому важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова

Говорите позитивные послания ребенку

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера: «Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие: «Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности: «Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка: «Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда? Но многие взрослые забывают об этом…

Практика «Браслет Силы»

Эта «магическая» практика от нашего замечательного психолога Веры Рулевской поможет вам сблизиться с вашим ребенком, а ребенку — осознать свои сильные стороны, развить внутреннюю опору и стать увереннее в себе.

Практика подойдет для младших школьников и подростков и, особенно для тех, кто стал жертвой буллинга. Необходимые материалы: нитки, цветная пряжа или леска, бусины, шармы, подвески и ножницы.

– Первый шаг – поговорите с ребенком:

  • О его сильных качествах, которыми вы восхищаетесь в нём.
  • Спросите его о стрессовых и сложных ситуациях в его жизни и о том, что из его личных качеств помогло ему справиться с ними.
  • Вспомните вместе с ребенком о том, как он проявлял себя в разных ситуациях: был лидером, помогал организовать что-то, смог исправить плохие оценки и т.д.
  • Если ребенку трудно сказать о себе что-то хорошее, помогите ему и расскажите, каким вы его видите и какие хорошие качества у него есть.

В результате у вас обоих должно быть ясное понимание сильных сторон и качеств ребёнка. Например: сильный, ловкий, хорошо запоминает, смелый, упертый, добрый, любящий и т.д. Запишите их аккуратно на листе бумаге.

– Шаг второй – выбор материалов для Браслета Силы

После того, как вы определили и записали сильные стороны ребенка:

  • Покажите ему нитки, пряжу, шармы, подвески и предложите выбрать то, что будет олицетворять или напоминать ему об этих его качествах.
  • Пусть ребенок САМ выберет то, что ему нравится.

Вы можете спросить: что из этого больше всего подходит для такого-то твоего качества? Почему? Например, какая нитка/подвеска напоминает о твоей доброте? Можно даже специально пойти с ребёнком в магазин для рукоделия и выбрать с ним то, что ему понравится.

!Подсказка: порекомендуйте малышу вспомнить больше своих сильных сторон и, соответственно, выбрать больше цветных ниток. Ведь на прочность браслета будет влиять количество ниток, которые он выберет. Так же и в жизни — чем больше своих сильных сторон мы осознаем, тем мы сильнее и устойчивее.

– Третий шаг – вместе с ребенком сплетите его Браслет Силы!

Помогите младшему школьнику, а подростку предложите на выбор разные техники плетения — от простой косички с подвеской, до сложных узоров из бисера (техники плетения можно подсмотреть на Ютубе).

– Задание для продвинутых родителей – сплетите Браслет Силы и для себя.

Для этого обсудите с ребенком ваши сильные качества. Вы можете спросить его, какой мамой или каким папой он вас видит, какие сильные стороны замечает в вас. В чем вы для него являетесь героем.

Терапевтический эффект «Браслета Силы» достигается не благодаря правильным подвескам, а благодаря вашему вниманию и любви к ребенку, сближению с ним, совместному обсуждению его качеств и присвоению этих качеств ребенком себе: «Да, это мое! Это правда я!..».

Как вам такая «магическая» практика для ребенка? И какие рекомендации из этой статьи стали вам полезны? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Значимость подросткового возраста для формирования самооценки

В возрасте 10-11 лет (начальный подростковый возраст) детям в самооценке свойственна особенная критичность. По статистике, не менее 34% мальчиков и 26% девочек не находят в себе положительных черт.

Достигнув 12 лет, подростки начинают проявлять ситуативное отношение к себе. Оно часто также бывает отрицательным и зависит во многом от отношения окружающих. При этом мнение взрослых отступает на второй план. Подрастающим детям становится более важным отношение к ним со стороны сверстников.

Подросток жаждет признания среди сверстников

К 14-15 годам при формировании самооценки подростки начинают ориентироваться на определенный эталон, который включает в себя положительные черты других людей.

Именно в этом возрасте формируется и, так называемая, оперативная самооценка, которая определяет отношение тинейджера к себе в режиме настоящего времени.

И здесь может быть дан только один совет, которому настоятельно рекомендуется следовать неукоснительно: важно понимать, что самооценка подростка на 90% зависит от его места в социуме. Если опора в социуме подростком не находится, его потребность в самоуважении продолжает оставаться нереализованной

Как результат, возникает серьезный личностный дискомфорт. Это может даже привести к утрате адаптации в коллективе

Если опора в социуме подростком не находится, его потребность в самоуважении продолжает оставаться нереализованной. Как результат, возникает серьезный личностный дискомфорт. Это может даже привести к утрате адаптации в коллективе.

Чтобы дети оценивали себя адекватно, нужно им уделять внимание

Самооценка практически любого подростка отличается нестабильностью. Но ее характер определяет формирование определенных личностных качеств. Так, например, подросток с адекватным отношением к себе станет уверенным, настойчивым и самокритичным человеком. Как правило, у таких детей стабильно высокий уровень успеваемости и широкий диапазон интересов.

Подростки с тенденцией к завышению оценки себя, напротив, ограничены в своих интересах, но при этом переоценивают свои возможности. Как результат, у ребенка появляются совершенно необоснованные претензии, которые окружение обычно не поддерживает.

Тинейджеры, обладающие низкой самооценкой, более остальных групп склонны к депрессиям. При этом психологи выделяют два основных вида низкой самооценки:

  • Тотально низкая самооценка (сочетается с низким уровнем притязаний).
  • Аффект неадекватности (сочетается с низкой оценкой окружающих).

Агрессивным подросткам характерна максимально положительная или максимально отрицательная самооценка и повышенная тревожность. Они испытывают страх перед социальными контактами, с трудом находят выход из сложных ситуаций и отличаются эгоизмом.

Самооценка тинейджера формируется под влиянием совокупности разноплановых факторов. Но если она низкая, поднимать ее необходимо в обязательном порядке. И самое главное, что должен помнить любой родитель — ребенка окружают как сверстники, так и взрослые. Несмотря на то, что функции и роли у них различные, и первые, и вторые необходимы подростку. Среди друзей и одноклассников он отыскивает образцы для подражания, а в отношениях со взрослыми он знакомится со «взрослым» поведением.

Роль родителей невозможно переоценить

Как узнать, что у вашего подростка низкая самооценка?

Если вы заметили у своего подростка несколько или более из следующих признаков, вероятно, у него низкая самооценка.

  • Проявление эмоционального безразличия
  • Склонность избегать нового или нового опыта
  • Сложность в общении со сверстниками и друзьями
  • Низкий уровень мотивации и энтузиазма
  • Постоянный страх затруднений или неудач
  • Высокий уровень разочарования
  • Отрицательный разговор с самим собой
  • Проблема с новыми друзьями

Если у вашего подростка низкая самооценка, он может избегать ситуаций с риском неудачи. В крайних случаях низкая самооценка может привести к долговременным проблемам.

Долгосрочные последствия низкой самооценки у подростка

Низкая самооценка не всегда приводит к чему-то вредному или плохому для подростка, особенно если вы вовремя определите и решите эту проблему. В некоторых случаях это может привести к долгосрочным последствиям, в том числе:

  • Проблемы с тревогой
  • Панические атаки
  • Проблемы в отношениях
  • Проблемы с изображением тела
  • Зависимость от алкоголя или наркотиков для улучшения самочувствия
  • Депрессия

Всего этого можно избежать, приложив некоторые усилия со стороны родителей и ребенка.

Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки. Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи. Каждая решенная проблема добавит уверенности.

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels.com

Что может сделать сам подросток?

Несмотря на сильное влияние родителей, подросток  также может оказывать влияние на коррекцию своей самооценки.

Советы самому подростку – как повысить собственную самооценку:

  • если есть ощущение уверенности и внутренних перемен, но окружающие не воспринимает вашу новую личность, есть смысл сменить окружение – класс, школу, компанию друзей;
  • заведите себе внутреннего помощника, того, кто вас любит, понимает и поддерживает, в любой ситуации, затем запишите на листке бумаги ободряющие фразы и комплименты, которые он говорит вам;
  • отмечайте все свои успехи и удачи, даже самые маленькие, неизменно хвалите себя за них, и даже немного вознаграждайте, к примеру, чем нибудь вкусненьким;
  • превратите свои минусы (те, за которые вы себя критикуете) в плюсы – излишняя разговорчивость полезна при общении, помогает заводить друзей, способствует коммуникабельности, а бардак в комнате – это творческий беспорядок, признак креативной личности!

Поддержка родителей

Семья первична

Уже давно доказано, что первична для детей именно семья. Следовательно все остальное (школа, друзья, компания во дворе, учителя) – вторично.

Основные рекомендации

  • научитесь доверять своему чаду, особенно в том, что касается его личной жизни – подросток имеет право выбирать друзей, обжигаться и совершать свои собственные ошибки;
  • забудьте о приказном тоне, «допросах», вопросах вроде «чего молчишь?», «уроки сделал?», «что ты себе думаешь», «в кого ты такой уродился?» и тому подобных;
  • говорите со своим ребенком не о школе и проблемах, а о жизни в целом, о его взглядах, вкусах, мнении;
  • хвалите его, по возможности искренне, как можно чаще, без «но» и лишних замечаний;
  • создавайте возможности для реализации чада – это могут быть не только кружки и секции, но и путешествия, увлечение фотографией, другие хобби;
  • просто любите сына или дочь, безоговорочно, как бы ребенок себя ни вел, каким бы ни был, и не стесняйтесь говорить о своей любви.

Важные дополнения

К тому же, крайне важно, чтобы подросток ощущал, что он в любом случае достоин любви, заботы и  внимания (прежде всего родительского). Чтобы он ни при этом ни натворил

Кроме того, хороший способ для родителей, помимо внимательного отношения к подростку, его проблемам, уважения к его мнению – это еще и небольшие подарки-сюрпризы.

Безусловно, мы ни в коем случае не призываем вас заваливать своего любимого тинейджера подарками – они ведь совершенно не решают проблему заниженной самооценки! Но скромные презенты (даже без явного повода) лишний раз порадуют, напомнят о вашей любви, будут подтверждением родительской заботы!

Как родители влияют на самооценку детей?

Отзывчивые и любящие родители помогают ребенку развиваться с нормальной самооценкой. А негативные отношения в семье порождают неуверенность и замкнутость: ребенок зацикливается на своих неудачах, становится мнителен, порой проявляется агрессия и тревожность.

При формировании самооценки подростка важен стиль общения внутри семьи:

  • Симметричный – все члены семьи взаимодействуют друг с другом на равных. В такой семье ребенок чествует себя важным, его мнение учитывается во всех ситуациях. Ребенок формирует собственные критерии оценки своих действий на основании оценок родителей.
  • Ассиметричный — ребенка практически не допускают к участию по принятию решений. Такая модель формирует негативное восприятие собственного Я.

Важно понимать, что ребенок – это такой же член семьи. У него есть свое мнение на ситуацию или действие в его адрес

Стоит учитывать мнение ребенка в вопросах, которые касаются его косвенно или напрямую. Не стоит пренебрегать словами ребенка, так он может почувствовать свою ненужность и замкнуться в себе еще больше.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах

Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении

Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Что влияет на детскую самооценку?

Рассмотрим основные факторы, влияющие на самооценку ребенка и подростка.

Мнение о нём близких взрослых

Подросток &ndash, всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь. А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности. В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься &laquo,под мальчика&raquo,. Но её мама сказала: &laquo,Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего&raquo,.

Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца. Её мама &ndash, ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея &ndash, вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия. Разумеется, совершенно неправильного.

На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

Однако что-то говорить детям, чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало: &laquo,Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!&raquo,

И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа.

Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

Такой подросток никогда не будет уверен в себе.

Эмоциональное благополучие

Тут тоже всё зависит от родителей, особенно &ndash, от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

Безусловная любовь &ndash, это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений &ndash, а просто так.

Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: &laquo,Любят ни за что и несмотря ни на что&raquo,.

Отец любит ребёнка как раз за что-то. За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

Школьные успехи

Или неуспехи.

Учёба в школе &ndash, главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе, правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

Отношения со сверстниками

Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников. Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе

Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой, его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: