Опасность низкой самооценки
Пониженная самооценка приводит к развитию устойчивого комплекса неполноценности. Ощущая себя хуже других, такие дети постоянно испытывают неуверенность в наличии сил для решения тех или иных задач.
Если у ребёнка низкое суждение о себе, отсутствие веры в свои возможности, скорее всего, будет мешать ему, реализоваться как личности. Таким ребятам приходится испытывать постоянные трудности в общении с ровесниками, им мешает мысль о том, что с ними никто не хочет дружить.
В результате занижения своей самооценки детей могут ждать самые разные негативные последствия:
- Начинает снижаться эффективность учёбы. Если ребёнок постоянно ругает себя, считает себя не способным, ему не хватает ни сил, ни желания решать встающие перед ним задач.
- Теряется способность любить других людей. Нельзя любить другого, если нет здорового чувства любви к себе. Если становится непреодолимым путь к собственной значимости, теряется возможность уважать других.
- Снижается качество друзей. Парадоксально, но обычно такие дети выбирают в друзья тех, кто будет часто их критиковать. Потому что они видят себя именно такими, достойными критики. Ни на что не способными, никому не нужными.
- Приземистость цели. Дети с низкой самооценкой стараются не строить большие планы и не ставить перед собой высоких целей. Повышенная критичность к себе заставляет их ограничиваться решением самых простых задач.
Три основных вида оценки себя детьми
Есть 3 варианта результата исследований самооценки: адекватная (но это большая редкость для детей, как вы поняли), заниженная или завышенная. Для выявления отклонений и проводятся данные исследования. Разберем более детально позитивные и негативные стороны всех трех вариантов.
Завышенная
Детям с завышенным самомнением, свойственна повышенная уверенность в себе и, как часто бывает, чрезмерная самостоятельность. Правила, обязательные для всех — для них не писаны. Как им поступать решают только они. Им не нужны советы родителей, они готовы браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.
Такие дети всегда должны быть первыми и их стремление похвально, главное не переходить черту. Ребенку нужно объяснить, что не все средства хороши на пути к цели. Договоренности такой малыш предпочитает не соблюдать, ему это неинтересно и осуждение общества абсолютно безразлично. Стремление быть лидером, их претензия на авторитетность, часто сопровождается пренебрежительным отношениям к чувствам других. Поэтому, они часто страдают от отсутствия настоящих друзей. Дети с повышенным самомнением агрессивно реагируют на критику в свой адрес.
Заниженная
Придя в школу, ребёнок часто занижает свою самооценку. Малыш отказывается от сложных заданий, не веря в собственные силы. Это как правило, приводит к сознательному отказу от высокой оценки.
В свою очередь, это делает ребёнка очень ранимым. Становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Отсюда замкнутость, проблемы в общении с одноклассниками.
Таких ребят обязательно нужно хвалить за любые достижения. Пусть совсем незначительные. Не позволяйте ребёнку зацикливаться на неприятностях, настройте его на позитив, уверьте его в том, что он заслуживает большего.
Адекватная
Золотой серединой является адекватная самооценка. Она встречается значительно реже чем две предыдущие. Таким детям нравится учиться, они коммуникабельны. Их не пугают сложности. Они адекватно воспринимают критику если не справились с заданием, готовы принять к сведению замечания.
Существует 5 основных ошибок формирования адекватной самооценки у ребенка:
Не нужно сравнивать с другими детьми. Самая большая ошибка— сравнение детей с другими. Подобные замечания приводят лишь к росту неуверенности у ребёнка.
Не нужно делить эмоции на плохие и хорошие. Ребёнку можно не только радоваться, но и злиться. Нужно учить маленького человека проговаривать эмоции: «Мне больно», «Я огорчен». Это поможет лучше понимать и распознавать чувства других людей.
Не стоит требовать от детей самостоятельности не соответствующей возрасту. Есть ложкой и завязывать шнурки ребёнок должен уметь в соответствующее время. Если ваши требования не выполнимы для ребёнка, это будет снижать его самооценку. Старайтесь, наоборот, создавать ситуации для его успеха. Помогайте чаще браться за дела, которые получаются лучше всего. Тогда его уверенность в себе будет расти.
Беречь личное пространство
Очень важно научить детей отстаивать свои личные границы. Важно, чтобы у него было личное пространство, где он всё может делать по-своему
Это касается не только вещей (комнаты, игрушек) но и чувств. Конечно, не стоит потакать любому капризу, но вы должны признавать за ним право иногда быть грустным, каждый имеет право на «просто плохое настроение».
Жизнь без критики. «Разве это возможно?», – подумают родители, и, наверное, очень удивятся узнав, что — да. Не нужно, словно дятел, стучать по голове маленького человека постоянными нотациями о небрежности, неаккуратности. Чаще замечайте его успехи. Похвала придаёт сил. А частая критика — к озлобленности и низкой самооценке.
Что нужно знать родителям
Многие родители озадачены вопросами, как формировать самооценку у ребенка, что им для этого нужно делать.
Самовосприятие можно назвать показателем любви к себе. Нельзя оценивать себя высоко без достаточной любви к самому себе.
Самооценка настолько значимый показатель, что можно с уверенностью сказать — от неё зависит то, как сложится жизнь человека. Нельзя добиться успеха в жизни не веря в свои силы. Основы самооценки закладываются в детстве, но со временем она может подлежать коррекции.
Формирование самооценки у детей родителям лучше начать с себя. Ведь именно родители закладываем основу самооценки ребенка. И какая она будет зависит во многом от родителей.
Отсутствие базовых знаний у родителей в этом вопросе, сказывается на самооценке, которая формируется у их детей, они вырастают неуверенными в себе. Как правильно сформировать самооценку ребёнка? С чего родителям нужно начинать.
Коррекция самооценки у детей в начальной школе
Поднять самооценку помогут 8 простых правил.
Одним из главных правил психологи считают необходимым исключить навязывания других детей в качестве примера. Это позволит детям правильно развиваться и легко выстраивать социальные связи.
Ребёнок чувствует себя более комфортней, когда примером служат его успехи в сравнении с его же достижениями на более раннем этапе. Дети сосредотачиваются на своём развитии, своих успехах. Они начинают воспринимать окружающих людей, как источник поддержки, а не критики.
Собственная оценка, сделанная публично – это, как правило, тяжёлый опыт для детей
Ребенку в это время очень нужна помощь в преодолении внутренних барьеров.
Большую роль в младшем школьном возрасте оказывает помощь взрослых в осознании детьми важности сторонней оценки их деятельности, развитии уважения к критическим замечаниям.
Адекватное восприятие неудач – ещё одна задача, которую родители должны помочь решить ребёнку. Важно научить его понимать, что периодические неудачи — это нормально
Главное извлечь из них пользу и ценный опыт.
Хвалить нужно вовремя и к месту. Ошибочно думать, что с помощью похвалы мы всегда лишь повышаем самооценку ребенка. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность. Если они поймут, что их высокая оценка далека от правды, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах. Скорректировать самооценку у таких детей станет сложно в дальнейшем.
Развивайте сильные стороны у ребёнка. Не нужно убеждать ребёнка стремиться быть лучше всех
Помогите ему разобраться с тем, что нравиться делать ему и уделите внимание развитию именно этой способности. Не обязательно быть успешным именно в математике или физике
Хорошее умение разбирать и собирать велосипед или плавать, помогут ему быть уверенным в себе ничуть не хуже.
Всемирно известный педагог, врач и писатель Януш Корчак сказал: «Детей нет, есть люди». Родители не должны забывать об этом и не позволять себе ничего такого в отношении детей, чего бы они не позволили в отношении взрослых людей.
Коррекция самооценки — это та работа, которой необходимо постоянно заниматься в любом детском коллективе. Психика у детей в младшем школьном возрасте очень подвижна, ей свойственна большая гибкость, что позволяет производить корректировку их самооценки без особых трудностей. Но если её отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку стать более уверенным в себе?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
следующие сведения:
— материальное положение владельца;
— его интересы — следит ли он за модой, стильный ли и т. п. ;
— куда он идет — на работу, вечеринку, в театр и т. п. ;
— занимается ли спортом и многое другое.
Необязательно выбирать одежду в соответствии с последними модными тенденциями
Важно чтобы она была чистой, целой, аккуратной
Именно это нужно прививать детям в дошкольном возрасте.
Приятный внешний вид является уважением к людям. Кому понравится общаться с человеком, от которого плохо пахнет, и кто может запачкать в чем-то? Выбирая наряд в соответствии с этикетом люди подчеркивают куда они идут и где находятся.
Помимо модной и немодной одежды существуют вещи по сезонам,
для разных занятий — спортом, пляжного отдыха, повседневной
носки и другие, верхняя и нижняя.
Важно правильно выбирать одежду. Для этого нужно обсуждать с. ребенком, что куда надевают
Например, в театр нельзя приходить
ребенком, что куда надевают. Например, в театр нельзя приходить
в спортивном костюме, а на урок физкультуры — в платье.
Задачи ребенка.
Приучение к опрятности должно быть в соответствии с возрастом.
Младшим дошкольникам дают небольшие поручения, например,
помыть руки и лицо, аккуратно снять одежду и повесить на стул.
Чем старше ребенок, тем сложнее ему можно предоставлять
поручения. Например, средним дошкольникам говорят о пятнах на
одежде или грязной обуви
Важно не использовать уничижительных формулировок, достаточно корректных замечаний
Можно предоставить дошкольнику возможность следить за своим
шкафом. Ему поручают складывать вещи, развешивать их, чистить
обувь от грязи и т. п. Не стоит полноценно поручать ребенку
следить за гардеробом, но сделать его помощником стоит.
Несколько советов для родителей.
Ребенок берет пример с взрослых и поэтому они должны быть
образцом. Поэтому если глава семейства ходит в растянутых
трениках, а мама в рванном халате, то какой опрятности научится
малыш? Никакой.
Важно хвалить и поощрять ребенка, говорить, как красиво он
выглядит и какие у него необычные вещи. Особенно стоит это
делать, если дошкольник сам выбрал одежду.
По началу нужно обращать внимание ребенка на проблемы. Например, «посмотри, у тебя пятно на платье» или «ты испачкал
Например, «посмотри, у тебя пятно на платье» или «ты испачкал
ботинки, нужно помыть их». Постепенно малыш привыкнет сам
осматривать себя и оценивать свой внешний вид.
Не нужно ждать моментального результата. Воспитание занимает
много времени и поэтому набирайтесь терпения
Важно не. использовать оскорбления, бранные слова и уничижительные
использовать оскорбления, бранные слова и уничижительные
конструкции. Они приведут только к негативной реакции со
стороны малыша.
Как и когда самооценка формируется
Формирование человека, как личности происходит ещё в совсем юные годы. Часто определённые черты характера родители начинают замечать у своих детей задолго, до того, как те начинают говорить.
К концу первого года ребенок чувствует отношение к нему окружающих людей. Если окружающий мир не перенасыщен раздражителями – никто не кричит, малыш чувствует себя комфортно. Дефицит ласки и внимания развивают в ребёнке чувство отчуждения, что не способствует зарождению адекватной самооценки.
В период раннего детства – от года до четырёх лет, ребенок проходит важный этап своей жизни. Возникают первые представления о себе и своей внешности.
От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится.
К пяти годам, как правило, характер начинает проявляться «во всю». К этому же времени самооценка у детей формируется до уровня, присущего взрослому человеку. К этому же времени у ребёнка появляются первые страхи и психологические барьеры. В общении с людьми, в решении каких-то ситуационных задач. Умение преодолевать эти проблемы и формирует самооценку и уверенность в себе. Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.
Дошкольный период условно расценивается как первый этап формирования самооценки. Ребёнок в это время ограничен рамками общения со взрослыми, окружающими его, как правило, это родители. В основном только они оказывают внешнее влияние на формирование самооценки.Понятно, что их должен волновать вопрос -Как помочь ребенку стать уверенным в себе.
Отсутствие тесного общения с ровесниками, не даёт до конца понять, в чём он действительно хорош, а в чём не очень. Поэтому слегка завышенная самооценка у ребёнка в первом классе школы – это просто особенность возраста.
Придя в школу, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими ровесниками. Их отзывы, понижают уровень его оценки самого себя.