Роли в ситуации травли
Травля — это всегда дело всего коллектива, и участники делятся на три основные категории: жертва, свидетели и агрессор.
Роль Жертвы
Жертвами могут стать абсолютно любые дети. Причины могут быть разными — от внешности до особенностей характера или материального положения
Важно понимать, что жертва никогда не виновата в том, что стала объектом травли
Роль Свидетеля
Свидетели — это те, кто наблюдает за происходящим, и их реакция может меняться со временем. Изначально они могут сочувствовать жертве, но постепенно, видя, что ситуация не меняется, начинают относиться к происходящему равнодушно или даже одобрительно. Это связано с психологической защитой — невозможно постоянно переживать за другого, не видя изменений.
Свидетель травли, не вмешивающийся в ситуацию, со временем тоже может стать жертвой. Даже если подросток остается просто свидетелем и не подвергается травле, у него может развиться ощущение, что мир опасен и тревожен.
Как быть с отличниками в школе?
Для начала определите тип отличника, это не составит труда.
Первый тип (дисциплинированный отличник)
Как ни странно, с послушным и трудолюбивым учеником может быть непросто:
Сначала надо сдвинуть его с мертвой точки. Лично я, когда слышу фразу “Я не знаю, как решать эту задачу”, сразу же прошу ученика рассказывать, о чем он думает, и устраиваю емумозговой штурм. Прошу его придумывать что-то, не связанное с методами решения задачи, воображать и фантазировать. Также прошу объяснить мне задачу: что дано и что требуется в этой задаче. Иногда при пересказе у него появляются свежие идеи и мысли.
Также стоить потихоньку приучать к тому, что ученик может ошибаться. Сделать упор на то, что, может, задачу он решил и неправильно, но зато получил опыт и теперь будет знать, как надо поступать
Хвалить за риски и не осуждать за ошибки! Также можно продемонстрировать на какой-нибудь задаче, что есть несколько способов решения задачи и он может применить любой метод, если будет пробовать новое.
Прививать любовь к решению задач
Не акцентировать внимание на результате, а вызывать положительные эмоции во время выполнения задания — например, при решении задачи можете придумать какое-нибудь забавное условие или рассказать смешную историю.
Таким детям можно задавать достаточное количество домашнего задания, но во время занятий уделить время истории своего предмета или интересному событии, пытаться заинтересовать.
Ну и, конечно же, понемногу объяснять, что оценка — это далеко не самое важное. Привести пару примеров двоечников, добившихся успеха
И успокаивать таких детей при получение плохих оценок, выслушать их и попробовать подбодрить.
Они должны знать, что, если они получат плохую оценку, меньше их уважать и любить не будут!
Второй тип (уникум)
Если отличник второго типа, то тут все немного проще:
- Ему надо дать задачи, которые он не сможет решать, чтобы вызвать интерес.
- Затем стоит подогревать интерес задачами все сложнее и сложнее, периодически обсуждая теорию и продолжая обучение в том же духе.
Отличник и троечник: в чём разница?
Мысль о том, что к троечнику и отличнику в школе просто нельзя применять одинаковый подход в обучении, заняла меня особенно сильно в тот момент, когда я одновременно взялся за обучение двух учеников 10 класса (самое забавное, что они были тезками — их обоих звали Ваня): отличника и троечника-ударника.
Я решил провести сравнительный анализ по нескольким пунктам и записал это все в таблицу, для того чтобы сделать индивидуальную программу обучения для каждого.
Отличник | Ученик со средней успеваемостью | |
---|---|---|
Интерес к предмету | Не особо заинтересован в предмете. | Не особо заинтересован в предмете. |
Усвоения материала | ● Необходимо два и более занятия на повторение;● больше предпочитает слушать, нежели говорить;● стесняется решать задачи, и пробовать новые методы. | ● Необходимо одно занятие на повторение;● пытается освоить все достаточно быстро;● придумывает собственные методы решения;● плохо запоминает правила. |
Психологическое состояние | ● Напряженность, и переживание за оценки и экзамены;● боязнь совершить неправильных ход, боязнь ошибки;● завышенные требования к себе;● неумение в стрессовой ситуации сконцентрироваться на задании. | ● Плохие отношения с учителями;● неуверенность;● переживание за экзамены;● депрессия;● уверенность в том, что что его никто не понимает;● быстрая переключаемость;● спокойное отношение к ошибкам;● отсутствие концентрации. |
Выполнение домашнего задания, дисциплинированность | ● Выполняет ДЗ;● дисциплинирован, сам делает дополнительные задачи. | ● Чаще всего не выполняет ДЗ;● зачастую опаздывает, отсутствие дисциплины. |
Возможно, вас удивят эти характеристики, но это частные случаи, а ни в коем случае необязательные черты, которые свойственны всем отличникам и всем троечникам во всех школах.
Из сравнения я понял, что оба ученика находятся не в самых комфортных состояниях ни тому ни другому не легче. Что у отличников, что у троечников есть свои сильные и слабые стороны.
И настоящий педагог должен пытаться улучшать сильные стороны и сводить к минимуму слабые. Вот и вся суть индивидуального подхода. Это довольно просто понять, но гораздо сложнее воплотить.
Усложняет ситуацию ещё и тот факт, что отличник отличнику рознь.
Что делать, если травлю поддерживает учитель?
Если агрессором является учитель, ситуация становится более сложной. В таком случае могут быть различные причины: устаревшие представления об авторитете, профессиональное выгорание или отсутствие поддержки со стороны администрации школы
В этих случаях важно вовлекать вышестоящие органы управления образованием и, при необходимости, привлекать юридическую помощь
Если в школе учителя используют крик как средство дисциплины, это требует внимания со стороны администрации школы. Нужно предложить учителям другие методы ведения уроков. Но если такие методы не работают, начните взаимодействие с администрацией школы и учителем, который является агрессором. Сохраняйте спокойствие и уважение, попытайтесь понять их точку зрения, но также донесите, как ситуация воспринимается ребенком.
В таких случаях полезно вести дневник буллинга, который поможет фиксировать все инциденты. Если прямой диалог с учителем и администрацией не приносит результатов, не бойтесь давать огласку ситуации. Это может включать обращение к администрации района, министерству образования, а при необходимости — в прокуратуру. Школы ценят свою репутацию, и это может стать рычагом влияния на них.
Если преподаватель становится агрессором, важно морально подготовиться к возможному отсутствию поддержки. В таком случае обратитесь за юридической помощью и рассмотрите возможность перехода в другую школу
Однако помните, что ваш ребенок имеет право на безопасность в любой школе, и это проблема школы, а не ребенка.
В случае, если агрессором является учитель, работа администрации школы должна включать профилактику выгорания учителей и предотвращение подобного поведения. Обратитесь за поддержкой к психологу, это может быть эмоционально сложно.
Что делать, если ваш ребенок агрессор?
Родители буллера должны понимать, что их ребенок может быть опасен для окружающих. Необходимо разобраться, откуда появилась агрессия и с чем связано такое поведение. Возможно в семье присутствует грубость и неуважение, жестокое поведение одного из родителей, или влияние СМИ. Если ребенок видит, что отец бьет маму, ребенок считает это нормальным поведением и разрешает себе делать то же самое по отношению к более слабым.
В первую очередь, начните налаживать микроклимат в семье: создайте доброжелательную атмосферу, разговаривайте без грубости и негатива. Покажите ребенку, что такое любовь, понимание и взаимоуважение. Расскажите, как можно решать конфликты без применения физической силы и эмоционального прессинга.
Посмотрите, с кем общается ваш ребенок. Убедитесь, что в кругу его общения нет отрицательного воздействия. Поинтересуйтесь, какие сериалы смотри ребенок, какую музыку слушает на досуге. Постарайтесь исключить негативные факторы из его жизни.
Запишите ребенка на кружок или секцию – пусть направит лишнюю энергию в спортивные достижения.
Если факт буллинга повторился, серьезно поговорите с ребенком. Объясните ему, что такое поведение недопустимо. Ребенок должен знать жесткую позицию родителей.
Причины буллинга
Как мы уже отмечали, буллинг – явление коллективное, значит, и одна из предпосылок этого явления кроется в группе. Школьный класс формируется «сверху»: ученики не выбирают, с кем они будут рядом в течение длительного периода времени. К примеру, дворовая компания формируется совсем по другим принципам.
Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.
Следовательно, буллинг в школе – это своеобразное проявление коллективной динамики. Но тогда почему не во всех классах процветает подобная практика? Тут огромную роль играет личность педагога. Если он попустительствует травле или даже одобряет её, то проблема неизбежна. И напротив: когда учитель создаёт благоприятный психологический климат в группе, то буллинг невозможен.
Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым
Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.
Ребенка обижают в школе: что делать
Нет единственно верного ответа на вопрос, как бороться с буллингом. Но самое главное очевидно – необходимо заявить о проблеме, озвучить её, назвать издевательство издевательством. Тогда агрессоры и свидетели поймут, что это не прикольный междусобойчик, а постыдный поступок. Сделать это должен учитель или директор.
Психологи убеждены, что решать ситуацию в плоскости «жертва – буллер» бесполезно, поскольку так или иначе в этом процессе задействован весь класс. Поэтому главная задача педагога и школьного психолога – создать нормальную атмосферу в коллективе. Но всё это возможно, если учителя и дирекция идёт навстречу просьбам родителей.
Если буллинг – психологический либо физический – не прекращается, нужно действовать по-другому.
Действуйте следующим образом.
Борьба с физическими издевательствами
Это очень опасно. Нужно сделать следующее.
- Не пускайте ребёнка в школу, если он пришёл оттуда с серьёзными травмами.
- Обязательно обратитесь за медосвидетельствованием. Доктор снимет побои, даст справку. Это доказательства! В их качестве также могут выступить сообщения с угрозами, видеоролики с побоями.
- Обратитесь в полицию и прокуратуру.
- Напишите заявление на имя чиновника, отвечающего за образование в вашем городе или регионе.
- Обратитесь к общественности. Это могут быть некоммерческие организации, пресса, депутаты, омбудсмен.
Как реагировать на буллинг?
Если ваш ребенок столкнулся с буллингом, первое, что нужно сделать — это обсудить эту проблему в поддерживающей и открытой манере
Важно показать ребенку, что вы его слышите и поддерживаете. Затем следует обратиться в школу и, если необходимо, к специалистам за дополнительной помощью
Также важно обсудить с детьми их ответственность, если они становятся свидетелями или участниками буллинга. Я рекомендую учить детей эмпатии и пониманию последствий их действий для других
Если ваш ребенок наблюдает за буллингом, важно обсудить с ним, как значима поддержка и помощь тем, кто страдает от травли.
Важно помнить, что травля — это проблема всего коллектива, и ответственность за ее решение лежит на школе и учителях, которые создают атмосферу в классе. Если ваш ребенок стал участником процесса травли, независимо от его роли, обязательно обратитесь за помощью к психологу
Для родителей жертвы травли основная задача – помочь ребенку завести друзей и создать для него безопасную и поддерживающую среду. Можно организовывать совместные мероприятия с одноклассниками, чтобы у ребенка формировались положительные воспоминания и дружеские отношения.
Также важно заботиться о цифровой безопасности ребенка, особенно в современном мире, где большая часть общения и взаимодействия происходит в интернете. Родители должны обучать ребенка основам кибербезопасности и следить за тем, как он ведет себя в сети
Если же ребенок является агрессором, важно пересмотреть семейную политику и обратить внимание на развитие у ребенка эмпатии и альтернативных способов проявления лидерских качеств, не связанных с унижением других
Причины агрессивного поведения у подростков
За счет агрессивного поведения подросток чаще всего хочет самоутвердиться среди друзей и сверстников. Психологи выделяют цели подросткового буллинга:
Ребенок хочет доказать и показать свою силу и влияние в коллективе.
Обращает на себя внимание.
За таким поведением пытается скрыть комплексы и свою неуверенность в себе.
Жажда доминирования.
Своей агрессией ребенок пытается показать, что он главный, ему все можно. Пытается захватить инициативу в свои руки, чтобы не стать жертвой агрессии самому.
Просто так человек не становится жестоким и безжалостным. Счастливый и жизнерадостный ребенок не будет смеяться над сверстником, потому что, например, у него футболка не того цвета. Должно быть объяснение поведения, которое побуждает подобные действия. К основным причинам буллинга среди подростков можно отнести:
Недостаток воспитания
Родители, которые не уделяют должное внимание воспитанию детей, или своим примером показывают, что агрессия, крики, физическая сила – это норма поведения в семье, получают склонных к агрессии подростков. Бывают исключения: ребенок смотрит на происходящее в семье и принимает решение быть добрым, справедливым и благородным
Но чаще всего в рамках такого психологического климата взращиваются будущие тираны и агрессоры.
Семейное насилие. Как известно, у большинства деспотов и тиранов были психологические травмы, полученные в детстве. Если над ребенком издеваются родители, а он не может дать им отпор, то свою агрессию он вымещает на более слабых сверстниках. К сожалению, такое поведение часто перетекает и во взрослую жизнь. Вместо консультации психолога и проработки детских травм и переживаний, человек выбирает новых жертв и подвергает их травле.
Самоутверждение. Агрессия и нападки на более слабых – популярный способ доказать свое лидирующее положение в обществе. Когда ребенок не может показать свое первенство успешными результатами или выдающимися талантами, он скорее всего, выберет путь унижения слабых. Кроме того, если у буллера в семье нездоровые психологические отношения, ситуация только усугубляется.
Различные психические отклонения:
- Нарциссизм –самовлюбленный агрессор считает себя выше всех остальных. Позволяет себе любые действия по отношению к другим.
- Театральное расстройство – желание всегда быть в центре внимания. А буллинг – самое простое средство достижения этой цели.
- Обсессивно-компульсивное расстройство – действует как средство снятия стресса при таком состоянии.
От школьного буллинга в первую очередь страдает жертва. В тяжелых случаях некоторые пострадавшие впадают в затяжную депрессию и могут быть склонны к суициду
Но стоит принять во внимание и самого буллера. В первую очередь это ребенок, которому нужна поддержка, любовь и забота
Если вовремя не оказать помощь агрессору, он не научится взаимодействовать с людьми. Как следствие, люди не смогут самореализоваться в жизни и еще больше будут страдать от этого.
Советы педагогу
1. Признайте проблему и покажите, что травля неприемлема
Ошибкой будет называть участников травли по ролям и обсуждать их. Говорите о буллинге как о явлении, без имён. Дети часто не осознают, что именно делают. У них в голове это «мы его дразним», «мы так играем» или «мы его не любим». Дети должны узнать от взрослого, что когда они так поступают, это называется вот так и это – недопустимо.
2. Обозначьте травлю как проблему группы
Скажите, «наша группа заболела». Если человек не следит за чистотой рук, он может подхватить инфекцию. А если группа не следит за чистотой отношений, она может заболеть насилием. Это очень грустно, вредно и плохо. Давайте вместе срочно лечиться.
Такой подход снимает противопоставление между жертвами, агрессорами и свидетелями – они все в одной лодке. Проблема-то общая.
⠀
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить «Повелителя мух» или (лучше) «Чучело». С маленькими — «Гадкого утенка».
3. Включите мораль
Важно вывести детей из «стайного» азарта в личную осознанную позицию, включить моральную оценку. ⠀
⠀
Например, можно предложить детям оценить их вклад в болезнь класса под названием «травля». 1 балл – это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Затем пусть все одновременно покажут на пальцах, сколько баллов поставили бы себе.
⠀
Если это не подростки, «троек» не будет даже у самых отпетых агрессоров
Здесь важно не пытаться уличить их в неправде, а наоборот, сказать: «Я очень рад! Никто из вас не считает, что травить – это хорошо. Значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс»
Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, – её дают сами дети.
⠀
Конечно, если группа уже погрязла в насилии, конфронтация может быть более жёсткой. Здесь можно попытаться обратиться к агрессору. Например, напомнить детям историю про гадкого утёнка и её конец. Утёнок стал прекрасным лебедем, а птицы, что травили его в детстве, так и остались злобными курами. А затем предложить каждому найти свою роль в этой истории.
4. Сформулируйте позитивные правила жизни в коллективе
Конечно, сделать это должен авторитетный взрослый. Нельзя запретить детям прежние способы реакций и не дать другие. Так не работает.
⠀
Что делать? Достаточно вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. Не оскорбляют друг друга. Не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают». И так далее.
⠀
Есть замечательный терапевтический приём – «подписание контракта». Когда новые «правила» записываются на большом листе, затем за них голосуют и каждый подписывается, обязуясь выполнять.
5. Поддерживайте позитивные изменения
Изучайте приёмы сплочения коллектива. Предлагайте игры – это самый эффективный способ работы с детьми. Найдите сильные стороны каждого ученика – один лучше всех поёт, другой рисует, третий забивает самые красивые голы и т.д. Праздники, конкурсы, походы и экспедиции – чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.
⠀
6. Травлю легче предупредить, чем лечить
Самый простой и эффективный способ предотвратить травлю – дети должны столкнуться с тем, что авторитетный человек не принимает эту позицию.
⠀
Проще говоря, если есть педагог, которого дети уважают, к которому тянутся и хотят понравиться, и если этот педагог сразу доносит позицию однозначного неприятия травли, травли не произойдёт.
⠀
Невозможно бороться с травлей, не называя её, ища оправдания и допуская виновность жертвы. Путь решения один – авторитетный взрослый должен однозначно сказать, что буллинг не приемлем. Ни в каком виде. Ни по каким причинам. Ни над кем.
⠀
Конечно, хорошо, если взрослый сразу работает на сплочённость группы. Если следит за ролями, взаимоподдержкой, привычкой решать конфликты словами – в таком коллективе травля не возникнет. А если возникнет, группа сама это искоренит до вмешательства взрослых.
⠀
Если же вы столкнулись с явлением травли, важно пройти этот путь вместе с детьми и помочь им найти выход. ⠀
⠀
Кто участвует в травле
Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов
Дети-агрессоры
Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).
И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.
Дети-жертвы
Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.
Буллинг и группа сверстников
Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге
В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу
Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
Жертва: подвергается травле.
Почему возникает травля?
Как помочь ребёнку
Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?
- Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
- Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
- Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.
Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.
Кикимора
Аня, студентка, 21 год
В детстве меня травили из-за проблемной кожи и много из-за чего ещё.
Одноклассники и ровесники обзывали меня «прыщом», «кикиморой». Мне было очень обидно. Единственное, что было тогда на уме, — «бей и беги». Так и справлялась: агрессией на агрессию. Не лучший способ, но попробуй объясни это ребенку. Меня никто никогда не учил, как общаться с мальчиками.
Анна
Папа умер, отчим тоже говорил немало неприятных слов в мой адрес
Справилась я с этим не сразу, прошло несколько лет, пока я научилась не обращать внимание на дураков
Я обращалась за помощью к психологу. Но у нас такой менталитет: скажи детям, что их одноклассница пошла за помощью к психотерапевту, и её сразу причислят к психопатам. На самом деле, нет ничего постыдного в обращении к психологу. Многие вещи мы не понимаем, а у родителей не всегда есть время беседовать с детьми об их переживаниях.
Люди, которые травят, чувствуют неуверенных в себе людей. Они, как стервятники, налетают на свою жертву, чтобы потешить свое эго. Но прыщи временны, а отсутствие мозгов — это на всю жизнь.
Причины возникновения травли в школе
Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.
- Искусственное создание группы — ученики не выбирали быть вместе, класс сформирован случайным образом извне, администрацией школы, для организации учебного процесса. То есть группа создана взрослыми и должна находиться под их контролем.
- Отсутствие общей цели — ученики работают исключительно на свой результат, их не сплочает общекомандная цель или благо группы, так как это не является приоритетом в современном образовании. Травля в школе позволяет ученикам почувствовать себя частью группы.
- Провокация со стороны учителей — учителя могут неосознанно спровоцировать буллинг одного или нескольких учеников, публично отчитав его или же поставив в командную игру слабого в ней.
Последствия буллинга в реальной жизни
Российская криминалистика знает случай, когда маньяк, убивший 5 женщин, был в школе объектом насмешек, что, кстати, тоже один из видов буллинга.
И это был тот случай, когда школьная травля непосредственно была связана с его преступлениями. Он рос болезненным ребенком и в холодное время года бабушка заставляла 10-11-летнего мальчика носить под брюками колготки. Этот факт стал поводом жестокой травли в школе.
Позже, выросший в благополучной семье и уже работающий в органах внутренних дел молодой человек стал убийцей женщин. Он со своими жертвами обращался так же, как и жестокие одноклассники с ним много лет назад.
Этот случай лишний раз доказывает опасность такого явления, как буллинг. И это не обычный конфликт, когда силы в общем-то равны. Буллинг предполагает именно дисбаланс власти. Поэтому с ним надо бороться и пресекать любые попытки унижения человеческого достоинства.
Подводя итог…
Эффективного средства от буллинга среди подростков, к сожалению, не существует. Это проблема не только жертвы и агрессора. Это проблема общества, в котором находятся конфликтующие дети. Несмотря на то, что причина конфликта может быть ясна и понятна, суть психологического конфликта внутри личности требует проработки. Необходимо наладить микроклимат внутри семей конфликтующих сторон, а также отношения в коллективе внутри школы.
Самое главное, чтобы ребенок не оказался один на один с агрессорами
Для этого важно иметь доверительные отношения между родителями и подростком. Решение проблемной ситуации, связанной с буллингом лежит в трех ключевых областях:
Психолого-педагогическая работа. В первую очередь необходима работа психолога и педагога с коллективом и участниками травли. Необходимо провести разъяснительную работу — как с агрессором, так и с его родителями. В первую очередь психологическая поддержка крайне необходима жертве буллинга. Психолог может оказать своевременную помощь подростку, помочь родителям выстроить эффективную траекторию действий.
Административные решения. Не всегда психолого-педагогических решений достаточно для прекращения травли. В некоторых случаях необходимо подключать администрацию учебного заведения
Важно, чтобы педагоги и администрация учебного заведения занимали однозначную позицию осуждения травли и проводили комплекс мер по профилактике и недопущению подобных проявлений.
Юридический аспект. Некоторые виды буллинга являются нарушением законодательства и наказываются законом (побои, шантаж, воровство, раскрытие конфиденциальной информации)
В определенных случаях необходимо быть готовыми к обращению в правоохранительные органы.
Подросток, подвергшейся травле часто закрывается, испытывает депрессию, боится заводить новые знакомства и вступать в новые коллективы. В нашу Студию практической психологии «Эмпатия» нередко приходят ребята, у которых был опыт травли. Для них доброжелательная, безопасная и дружеская атмосфера группы является важнейшей опорой и поддержкой.
Для некоторых ребят это вообще новый опыт, когда в коллективе отсутствует агрессия, травля, но есть понимание и поддержка. Получение такого опыта конструктивного и дружеского общения зачастую является терапевтическим, показывает иную альтернативу взаимоотношений и создает мощный задел для построения гармоничных отношений со сверстниками.