НА ВОЛНЕ ХАЙПА
– Я пришла в ужас и начала выяснять, почему дочка вообще это смотрит. Она же с неожиданным рвением кинулась защищать преступника и оправдывать. Мол, многие девочки в ее классе считают его жертвой, – говорит Алла. – Я не смогла переубедить дочь самостоятельно, мы поссорились. Пришлось обратиться за помощью к психологу.
В Комитете Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности сообщили, что ожидали подобной реакции в обществе.
– В какой-то степени здесь сработали и средства массовой информации: в Сети, особенно в «желтых» изданиях, появилось много непроверенных «фактов». А, как известно, чем невероятнее ложь, тем охотней люди в нее верят, – поясняет эксперт. – Стремясь к хайпу, некоторые СМИ начали героизировать казанского стрелка, хотя в нем нет абсолютно ничего героического. Это глубоко несчастный человек, который не нашел себя в этой жизни и пошел по пути разрушения.
В чем причина бунтарства?
Почему у подростка появляются бунтарские желания? Этот вопрос волнует многих родителей тинейджеров. Еще одним вопросом озабочены они: «Почему их дети не спешат делится чувствами с родителями, а ищут для этого компании схожих с ними юных бунтарей?»
Родители должны с пониманием относиться к естественному стремлению ребенка находится в обществе подростков со схожими проблемами и ощущениями. Основные причины бунтарства, состоят в следующем:
- Если в семье существуют жесткие ограничения, где ребенок не может проявить себя, самовыражаться. Его окружает частокол правил, нарушение которых влечет еще более жестокие ограничения. Это подобно стремлению намазать холодное масло на мягкий хлеб, когда увеличение усилий приводит к еще худшему результату — хлеб только больше крошится.
- Когда устрашение — основной метод воспитания в семье. Но даже, изменив тактику жестких наказаний на другую, более гибкую, можно не добиться толку, если не снять ограничений в свободе и не смягчить систему контроля за подростком.
- Нечетко оговоренные родителями правила поведения часто приводят к тому, что даже не являясь злостным нарушителем и не стремясь им стать, ребенок экспериментирует с этими правилами. Он пытается эмпирически проверить, как далеко можно зайти в нарушениях. Если один раз ему удается остаться безнаказанным даже за значительный проступок, то в следующий раз он попытается пойти дальше, таким образом проверяя наличие границ вседозволенности.
- Неблагоприятная домашняя обстановка, где один из родителей либо наркоман, либо алкоголик или проявляет жестокость к другому родителю.
- Если родителям нет дела до ребенка, они не интересуются, чем он живет.
- Недостаток внимания со стороны взрослых и сверстников.
- Порочность в воспитании, когда напрочь отсутствуют границы дозволенного, что порождает у подростка эгоизм, эгоцентризм.
- Расхождение в словах и поступках родителей, когда они требуют от ребенка того, в чем сами не являются для него примером.
- Физиологические особенности этого возраста — усиленная выработка гормонов и неумение сдерживать их давление. Пик гормонального фона часто дает сбой в организме и ведет к неврозам.
Что делать родителям
Даже взрослому человеку, любящему родителю сложно не сорваться в конфликтной ситуации. Если уровень раздражения высок, хочется закричать, для начала нужно посчитать про себя до 10, несколько раз сжать и раздать кулак. Это поможет немного успокоиться, не отвечать агрессией на агрессивное поведение подростка.
Но и постоянно терпеть хамство не следует. Родителям нужно говорить ребенку о том, что его поведение и тон огорчают, сердят, растаивают. Необходимо отказаться продолжить разговор, если подросток не снижает тон.
Рекомендации для родителей подростков:
-
Постараться выяснить причину агрессивного поведения. Подростки способны одинаково бурно реагировать на серьезные проблемы, и различные мелочи. Нельзя говорить, что его проблема незначительная, ерундовая. Ребенок решит, что мама или папа его не понимают, безразлично относятся к его жизни. И еще больше замкнется.
-
Стараться решать проблемы вместе. Чтобы не случилось, ребенок всегда должен знать, что родители на его стороне. Что он всегда может поделиться неприятностями, получить совет и помощь. Родитель-друг – лучшая манера поведения матери, отца.
-
Проявлять больше внимания и любви. Но без фанатизма. Излишняя опека никому еще не пошла на пользу.
-
Объяснить последствия агрессивного поведения. Штрафы для родителей, учет в детской комнате.
-
Разговаривать на равных, как со взрослым человеком. Не обманывать, сдерживать обещания, или объяснять спокойно, почему сейчас, или вообще, сделать что-то невозможно.
-
Найти занятие для души. Спортивные секции, творческие студии, конкурсы, олимпиады. Все, что действительно может заинтересовать подростка, помоет ему самовыражаться, или выплескивать негативные эмоции без ущерба для окружающих.
Если подросток внезапно стал молчаливым, замкнутым, нелюдимым – велика вероятность того, что он стал объектом чужой агрессии, буллинга.
Если уровень агрессии достиг критического уровня, самостоятельные попытки привести ребенка в чувства не приносят результата, нужно обратиться к психологу. Ошибочно полагать, что подростковая агрессия пройдет по мере взросления. Этого не будет. Если игнорировать ситуацию, она только усугубится. Следствие – алкоголизм, наркомания, уголовная ответственность, самоубийство.
Угрозы физической расправы: как оценивается их серьезность и сколько за них можно получить?
Дети и подростки, также как и взрослые, могут столкнуться с угрозами физической расправы в своей повседневной жизни. Однако, такие угрозы для несовершеннолетних имеют особую значимость, поскольку они находятся в более ранимом положении и не всегда могут адекватно оценивать и реагировать на подобные ситуации.
Какая ответственность грозит за угрозы физической расправы в Краснодаре?
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, преступления, связанные с угрозой физической расправы, могут нести наказание вплоть до 4 лет лишения свободы (ст. 119 УК РФ). В зависимости от обстоятельств дела, суд может принять решение о назначении более мягкого или строгого наказания.
Как оценивается серьезность угрозы физической расправы?
Оценка серьезности угрозы физической расправы будет зависеть от множества факторов, таких как: характер угрозы, степень конкретности, наличие агрессивных действий, отношение к угрозе потерпевшего и действительная возможность осуществить угрозу.
Какие последствия возможны за угрозы физической расправы?
За угрозы физической расправы юноша или девушка может быть привлечен(-а) к уголовной ответственности. Это может привести к исправительным работам, штрафу, обязательным работам, лишению свободы на определенный срок или даже к длительному лишению свободы, в зависимости от обстоятельств дела и степени тяжести преступления.
Что делать, если тебе грозит угроза физической расправы?
Если несовершеннолетний столкнулся с угрозой физической расправы, в первую очередь необходимо обратиться в полицию и сообщить о произошедшем, а также рассказать своим родителям, учителям или сотрудникам школы. Не стоит пытаться решать подобные проблемы самостоятельно, так как это может только усугубить ситуацию.
Куда обращаться, если угроза физической расправы произошла в школе?
Если случай угрозы физической расправы произошел в школе, следует обратиться к учителям, директору учебного заведения или сотрудникам Управления по вопросам семьи и детства города Краснодара. Имея подробную информацию о случившемся, они могут предпринять необходимые меры для защиты и поддержки пострадавшего ребенка.
Что будет, если несовершеннолетний напишет заявление о преступлении?
Если несовершеннолетний решит написать заявление о преступлении, относящемся к угрозе физической расправы, его заявление будет рассмотрено соответствующими правоохранительными органами. В случае установления вины виновного лица, преступник будет привлечен к уголовной ответственности. Однако, следует помнить, что уголовные дела с участием несовершеннолетних могут иметь свои особенности и требовать специального подхода к расследованию.
Сколько за угрозу физической расправы можно получить?
Серьезность угрозы
Вид наказания
Без причинения вреда здоровью
Штраф или исправительные работы до 2 лет
С причинением легкого вреда здоровью
Исправительные работы или ограничение свободы до 2 лет
С причинением средней тяжести вреда здоровью
Исправительные работы или ограничение свободы до 3 лет
С причинением тяжкого вреда здоровью
Лишение свободы до 5 лет
С причинением особо тяжкого вреда здоровью
Лишение свободы до 8 лет
Росгвардеец или психолог?
На следующий день после казанской трагедии, 12 мая, во всех школах России ввели усиленный режим безопасности — больше охранников, дежурных, полный недопуск посторонних лиц. Социальные сети тут же наполнились язвительными комментариями — мол «в России меры всегда принимаются только после того, как всё плохое уже случилось».
Доцент кафедры психологии НовГУ Наталия Кондратова издевательских оценок не разделяет. Потому что после каждого школьного шутинга она с въедливостью эксперта собирает всю доступную информацию по трагедии. И делится кое-какими выводами.
— Я знакомилась с мнением специалистов, которые изучают случаи стрельбы в школе и их влияние на социум, — рассказывает Наталия Кондратова. — И они считают, что «эффект заражения» возможен. То есть один инцидент может спровоцировать другие.
К подобному выводу пришли учёные из США, которые в XX веке изучали самоубийства. Они пытались ответить на вопрос — может ли один суицид вызвать «цепную реакцию», если его начинают активно обсуждать в обществе?
— Исследователи выявили закономерность: когда в СМИ появляется новость, что кто-то покончил с собой, то после этого всегда наблюдается всплеск суицидов, — говорит психолог Альфия Панова. — Это не домыслы, это — научный факт. И подобное, я допускаю, может происходить и с шутингами. Сейчас, когда все активно обсуждают в СМИ инцидент в Казани, основная часть людей ужасается. Но ведь этот Ильназ не единственный в стране подросток с такими проблемами, он не один чувствует себя невидимым и бессильным
И другие могут воспринять его поступок как сигнал, что можно так сделать и отомстить, получить внимание
— То есть это меры, вводимые в школах, оправданы?
— Наполовину. Ведь рано или поздно волна спадёт — через год, через два. Может, периодически будут проводить учения: что делать, если в школу зашёл вооружённый человек.
Психологи сходятся во мнении, что одной «силовой» реакции на трагедии, подобные казанской, недостаточно. В школы должны приходить не вооружённые охранники и росгвардейцы, а психологи, специализирующиеся на кризисных ситуациях. К такому выводу приходит доцент кафедры психологии НовГУ Наталия Кондратова
Она предлагает представить, что завтра в школу массово придёт вооружённая охрана. Как это скажется на психологическом состоянии учеников?
— Скорее всего, они считают такой шаг как сигнал, который говорит, что окружающий мир — опасен, — говорит Наталия Кондратова. — В клинической психологии есть понятие — тревожные расстройства. Основной признак — частое и интенсивное переживание тревоги, низкий порог её возникновения. Поэтому эти расстройства довольно распространены. Для них характерен определённый стиль восприятия мира и себя. В его основе три пункта: я слаб, мир опасен, никто не поможет. Почему так? А что культивируется в нашем обществе на всех уровнях? Агрессивное поведение. Неуважение, силовой способ разрешения конфликтов разлит в обществе. И мы его не замечаем, — говорит Наталия Кондратова.
Нагнетание обстановки через агрессивную риторику может привести к печальным последствиям. Например, из-за того, что 20% подростков страдают депрессией. Об этом говорят как американские, так и российские исследования.
— А среди неблагополучных подростков депрессией этот процент ещё выше — около 50%, — подчёркивает Наталия Кондратова. — Депрессивные состояния могут сочетаться с тревожными. Когнитивный стиль при депрессиях проявляется в негативном восприятии себя, окружающего мира, будущего — я плохой, жизнь плоха, будущее бесперспективно. Человек чувствует себя никудышным, отвергнутым, мир для него недружелюбен и он не видит возможности что-то изменить в будущем. Крайнее проявление депрессии — суицидальное поведение. И ведь стрелок из Казани перед стрельбой написал в соцсетях, что он убьёт других, а потом совершит самоубийство.
Ильназ Галявиев, лишивший жизни других, несмотря на намерения, себя убить не решился. Наталия Кондратова этому факту не удивляется. Говорит, так происходит довольно часто.
Причины подростковой агрессии
Ежегодно дети становятся все более агрессивными, это отмечают учителя, психологи. Пик приходится на 11-17 лет, на период переходного возраста. У девочек пиковые проявления наблюдаются до 13 лет. У мальчиков – в 14-16.
Почему подростки становятся агрессивными:
Пример для подражания. Как бы родители не пытались уберечь ребенка от негативной информации, дети все равно видят сцены насилия, агрессивного поведения. И часто делают выводы, что злость, агрессия – верный путь стать лидером.
Механизм защиты. Подросток постоянно испытывает стресс, тревожность. Учеба, отношения с учителями, сверстниками, противоположным полом, родителями, неуверенность в себе. Все эти факторы расшатывают и без того неустойчивую психику. Ребенок становится агрессивным, потому что не знает других методов защиты.
Способ самоутверждения
В 13-15 лет ребенку важно признание сверстников. Подростки часто начинают совершать необдуманные поступки, чтобы его заметили друзья и одноклассники
Или стремятся подражать тому, кого считают своим кумиром.
Крайности в воспитании
Для ребенка одинаково опасно гиперопека и недостаток внимания.
Желание привлечь внимание родителей.
Социальный статус семьи. Негативно повлиять на поведение ребенка может бедность или чрезмерная обеспеченность родителей.
Ревность
Появление в семье младшего ребенка, новые отношения у родителей – частые провокаторы агрессии у подростков.
Биологические аспекты. Юношеский максимализм, поиск себя, гормональная перестройка,
Агрессия порождает агрессию. Часто родители начинают кричать на ребенка по любому поводу. Что приводит к ответной реакции в виде крика, подросток начинает крушить все вокруг себя, начинает вести себя еще более вызывающе. Любой промах родных людей может стать спусковым крючком для подростковой агрессии.
Основные черты агрессивных подростков – завышенная самооценка или неуверенность в себе, примитивность мышления, отсутствие интересов, ценностей. Агрессивные дети бедны духовно, у них низкий уровень интеллекта, они склоны к подражательству, внушаемы, грубы и озлоблены. Агрессия нередко развивается на фоне чувства вины, повышенной обидчивости, пессимизма и недоверия к людям.
Почему подросток отвергает все ценности родителей?
Подростковый возраст характеризуется стремлением к независимости, которое проявляется как порыв освободиться от родительского присмотра. Начало осознания своих чувств связано у них с тягой к самостоятельным мышлению и поступкам.
Если раньше ребенок верил всему, что ему говорили, родители были для него примером для подражания и неоспоримым авторитетом, то для подростка это не характерно. У него есть обо всем свое представление: о мире, людях, справедливости, красоте и прочем. Подростки безапелляционно критикуют и переоценивают все ценности. Такую позицию часто принято называть юношеским максимализмом.
Основные конфликтные ситуации между детьми и родителями разворачиваются из-за диаметрально противоположного понимания сторонами автономии, на которой настаивают подростки. Дети видят в ней лишь свободу от влияния взрослых, бунтуя против родительских ценностей. Это и свобода в выборе своего жизненного стиля, а именно: кодекса поведения, выбора друзей, одежды и прочего. Они не признают другой стороны этого понятия — ответственности. Такое однобокое понимание ценностей нередко порождает споры и конфликты. Ведь свобода без ответственности превращается в анархию.
Система ценностей подростков зачастую строится на основе:
- разрушение того, что строилось на основе опыта предыдущих поколений, он, отторгая предлагаемое ему готовое, стремится создать свое собственное;
- основная ценность — свобода, он стремится делать все, что желает;
- познание мира во всеобщем экспериментировании с окружающими его предметами, отношениями и даже самим собой;
- приверженность нестандартной идеологии, поклонение сильной личности, кумиру, бунтарю;
- выбор из всех навыков отношения с миром наиболее доступных и, с его точки зрения, достойных.
Формы подростковой агрессии
При классификации агрессивного поведения учитывают мотивы, вид воздействия, активность, направленность на объект.
Виды агрессии у подростков:
-
Физическая. Проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах. Часто направлена на людей, животных.
-
Вербальная. Словесное нападение, угрозы, оскорбления.
-
Косвенная. Сплетни, сарказм, обсуждение за спиной человека.
-
Прямая. Различные приемы применяются непосредственно в адрес конкретного человека.
-
Агрессия-защита. Реакция на деструктивное поведение другого человека, группы людей.
-
Агрессия-провокация. Нанесение удара первым с целью получить определенную реакцию.
-
Экспрессивная форма. Нервные жесты, удары по предметам, гримасы и недовольное выражение лица, крик, ненормативная лексика.
-
Скрытая. Ребенок выглядит спокойным, но при этом игнорирует замечания и просьбы.
Опасна и аутоагрессия – агрессия направленная внутрь себя. У таких подростков часто наблюдается склонность к суициду, депрессии, они рано начинают курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества.
Девочки чаще проявляют агрессию косвенно, вербально. Для мальчиков характерна физическая, открытая, прямая агрессия.
Почему плохая компания затягивает подростка?
Одной из причин, почему плохая компания затягивает подростка, является желание быть принятым и востребованным. Подростки стремятся найти своих сверстников, с которыми они могут разделить общие интересы и цели
В некоторых случаях, когда подростку трудно найти компанию, он может поддаться влиянию негативных личностей, потому что даже негативное внимание лучше, чем его отсутствие
Еще одной причиной является неуверенность в себе и стремление к социальному признанию. Плохая компания может обещать подростку легкую популярность и признание, не требуя от него больших усилий или изменения его личности. Подросток может видеть эту компанию как способ самоутвердиться и показать свою значимость. Это особенно актуально для подростков, которые испытывают проблемы с самооценкой и чувствуют себя непривлекательными или несообщительными.
Важной причиной, почему молодые люди попадают в плохую компанию, является влияние окружающей среды и культуры. Общество и медиа демонстрируют определенные образцы поведения, которые подросток может воспринять как норму
Если окружающая среда или культурные ценности санкционируют негативное поведение, подросток может рассматривать его как принятый и приемлемый образ жизни.
Чего делать не нужно
При появлении подростковой агрессии у многих родителей наступает ступор, они начинают совершать ошибки одну за другой. Что только усиливает агрессивное поведение.
Запрещенные приемы:
вторгаться в личное пространство;
усугублять конфликты криком, ссорами;
критиковать, негативно отзываться о действиях, чертах характера ребенка;
обсуждать с посторонними людьми плохое поведение подростка;
высмеивать физические недостатки;
постоянно акцентировать внимание на достоинствах других детей, занижать, недооценивать таланты собственного трудного подростка.
Да, родителям бывает сложно вовремя остановиться в споре. Но осознанное родительство – это постоянная работа над собой, своими ошибками.
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ
Впрочем, далеко не все подростки склонны романтизировать преступное поведение, отмечает ведущий психолог-консультант Электростальского центра психологии и судебно-психологической экспертизы «Древо жизни» Марина Барышева.
– У родителей со здоровой ценностно-смысловой сферой, в функциональной семье дети сделают единственно адекватные выводы из подобной ситуации – сопереживание пострадавшим и осуждение преступного поведения, – поясняет психолог
– А вот девочки из дисфункциональной семьи будут стремиться получить то, чего им не хватает в рамках близких родственных отношений – внимание, душевную теплоту, приятие, любовь
Психолог подчеркивает: подростки, знакомые с насилием разного уровня, придерживаются поведения жертвы. Они очень часто увлекаются преступниками и психопатами, которые притягивают их даже своим внешним видом.
Чтобы обезопасить детей от подобного контента в интернете, Барышева советует воспитывать их так, чтобы подобная информация даже не привлекла их внимания или вызвала отвращение на первых секундах просмотра. Не нужно забывать и про фильтры контента и программы для отслеживания поведения ребенка в интернете.
– Но самое главное – нужно делать все возможное, чтобы собственная семья каждого из нас стала здоровой и чтобы именно в семье ребенок удовлетворял потребность в любви и приятии, а не искал их на стороне, в объятиях мерзавцев, – напоминает психолог.
Романтизация преступной среды появилась не сегодня, напоминает уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.
Как отвлечь подростка от плохой компании
Задача эта непростая, и в данной ситуации помогут только доверительные отношения. Больше разговаривайте с подростком, интересуйтесь всем, что с ним связано, старайтесь увлечь действительно стоящим делом. Поначалу будет сложно, но, как говорится, вода камень точит. Можно совершать увлекательные и познавательные поездки в выходные или во время каникул, записать сына (дочь) в спортивную секцию либо в кружки по интересам, чаще устраивать общесемейные мероприятия.
Надо делать все возможное, чтобы подросток больше не общался с неблагополучными знакомыми, вплоть до перемены места жительства. Но жесткого давления со стороны родителей быть не должно, иначе последует обратная реакция.
что делает подростка счастливым;
причины изменения поведения у подростков;
как реагировать на перепады настроения и повышенную раздражительность подростков;
что делать, если ребенок грубит и хамит;
как наладить отношения с подростком;
как развить у подростка чувство ответственности;
о важности правильного питания для подростков.
Как сохранять спокойствие родителям
Когда вы узнаете, что ваш подросток попал в плохую компанию, важно сохранять спокойствие и не паниковать. Ведь ваше эмоциональное состояние может повлиять на ваше общение с ребенком и на эффективность помощи
Вот несколько советов о том, как сохранять спокойствие в такой ситуации:
Дышите глубоко и медленно. Погрузитесь в свои эмоции, но не позволяйте им управлять вами. Контролируйте свое дыхание, чтобы успокоиться и снять напряжение.
Отведите время для размышления. Если вам кажется, что ваши эмоции начинают взять верх, дайте себе мгновение, чтобы успокоиться и прояснить свои мысли.
Найти поддержку. Обратитесь к близким друзьям, родственникам или специалистам, чтобы поделиться своими переживаниями. Их поддержка и мнение могут помочь вам сохранить спокойствие и найти решение.
Поставьте себя на место ребенка. Спросите себя, как бы вы хотели, чтобы вас поддержали в подобной ситуации. Будьте эмпатичными и понимающими, чтобы ваш ребенок чувствовал вашу поддержку и безопасность.
Будьте готовы к тому, что процесс помощи может занять время
Решение проблемы не всегда приходит мгновенно, и важно быть готовым к длительному процессу, требующему терпения и настойчивости.
Помните, что важно оставаться спокойными и уравновешенными, чтобы эффективно помочь своему подростку. Всегда стоит помнить, что ваша поддержка и любовь – самое ценное, что вы можете предложить своему ребенку, вне зависимости от того, в какой компании он находится
Меры предупреждения преступности и профилактика девиантного поведения
Чтобы подросток никогда не связывался с преступной деятельностью, родителям придется провести специальные профилактические мероприятия
Особое внимание следует уделить индивидуальной профилактике. Это форма воздействия на ребенка, которая поможет исправить его поведение
Существует несколько распространенных вариантов профилактики преступности:
- Ограничение воздействия негативных факторов, которые могут стать причиной дальнейшего совершения преступлений. В данном случае родителям придется тщательно контролировать подростка и следить за кругом его общения.
- Регулярное проведение профилактических бесед. Надо периодически общаться на тему, связанную с законом, преступлениями, а также их последствиями.
- Посещение психолога. Не секрет, что совершение правонарушений часто связаны с неустойчивой подростковой психикой. Поэтому рекомендуется следить за психоэмоциональным состоянием ребенка.
В заключении можно отметить, что подростковая преступность является серьезной проблемой, которая требует внимания и усилий со стороны родителей и государства в целом. Если все социальные институты будут работать вместе и проводить комплексную работу с подростками, то возможно предотвратить совершение преступлений и обеспечить социальную адаптацию молодежи.
Полезные книги
Могу посоветовать вам неплохие книги, в которых вы найдете психологический взгляд на проблему. Возможно, они помогут вам лучше понять своего ребенка и найти с ним общий язык.
В книге Лоуренса Стейнберга «Переходный возраст» собраны серьезные научные исследования, повествующие о физиологической и психологической перестройке организма подростка.
Вы узнаете как думает ваш ребенок, какие методы защиты его от самого себя существуют, какую помощь вы способны оказать, чтобы он мог самостоятельно регулировать свои эмоции и чувства, научился контролировать себя.
В этой книге масса ценных советов, а небольшой недостаток кроется лишь в сложности темы и как следствие непростом восприятии для читателя. Пользы масса, но не надейтесь на то, что чтение будет легким.
В разы меньше физиологии и объяснений, а основной упор на психологию подростка в книге Януша Корчака «Уважение к ребенку». Доверие, уважение и свобода дадут вам куда больше преимуществ, нежели крики и наказания, которые лишь выстаивают дополнительные стены между вами.
Родителям действительно сложно отпустить малыша, который еще вчера падал на ровном месте и пытался засунуть в нос конфету. Эта книга поможет вам сделать первые шаги к дружбе со своим ребенком и научиться смотреть на него иначе.
Ну и последняя книга максимально проста: «50 секретов для родителей. Воспитание подростков» Валентины Резниченко.
Существуют распространенные проблемы, с которыми сталкиваются все родители. К примеру, как сформировать уважение у девочки, что делать если не знаете ответ на вопрос ребенка, можно ли уберечься от влияния улицы, что делать, если вы злитесь, когда подросток не слушается. В этой книге собраны ответы на эти вопросы.
Алгоритм для родителей
Если вы поняли, что ребенка обижают в школе, или он сам рассказал вам об этом, обязательно вмешивайтесь в ситуацию. Многим кажется, что помощь родителей только все испортит, но ни жертва, ни агрессор не смогут остановить насилие без вмешательства взрослых.
Обязательные для родителя шаги:
1. Обязательно поговорите с ребенком. Объясните ему, что он не виноват в том, что с ним произошло, и что жертвой агрессора мог стать любой. Не обвиняйте его, не говорите, что он мог бы что-то изменить, если бы лучше учился или был более сговорчивым. Ребенок должен ощущать вашу полную и безграничную поддержку. Он должен знать, что в самой сложной ситуации он может рассчитывать на вашу помощь.
2. Разработайте алгоритм действий. Постарайтесь придумать стратегии поведения для каждой возможной ситуации. Помните, что игнорирование не решает, а только усугубляет проблему. Вместе с ребенком придумайте спокойные ответы на оскорбления. Расскажите, что не стыдно обращаться к учителю, если у него забрали какую-то вещь, что-то сломали или приклеили жвачку на стул
Научите его привлекать внимание и просить помощи у взрослых, если агрессоры хотят причинить ему физический вред
3. Обратитесь к учителю. Поговорите с классным руководителем ребенка о травле. Предложите совместные внеклассные активности для учеников класса, с помощью которых дети могли бы наладить отношения и стать настоящей командой. Будьте готовы к тому, что это потребует вашей включенности в жизнь класса и школы.
Если учитель не реагирует на ваши обращения, обратитесь к администрации школы. Направьте на адрес директора письменный запрос с описанием ситуации и попросите его повлиять на проблему. Если и это не помогает, обратитесь в контролирующие органы — Управление образования вашего города, территориальный орган Роспотребнадзора, Уполномоченному по правам ребенка.
4. Пишите заявление в полицию. Снимайте побои, пишите заявления о краже и порче имущества в отделении полиции. До 16 лет ответственность за действия ребенка несут его родители. После 16 привлечь можно самого агрессора. К сожалению, это не работает в случаях эмоционального насилия, потому что доказать случаи таких издевательств очень сложно.
5. Обратитесь к психологу. Профильный специалист поможет ребенку проработать травму, развить нужные качества, которые могут противостоять травле, поднять самооценку и поддержать в трудной ситуации.
6. Смените класс или школу. Если ничего не помогает, и травля продолжается, переведите ребенка в другой класс вашей школы или подыщите ему новую школу. Если ребенок не хочет ходить в школу, обсудите с ним возможности семейного образования. Ищите такое решение, которое не скажется на качестве образования, но не будет травмировать ребенка.
Помните: травлю начинают дети, а останавливают ее взрослые. Без вашего вмешательства ситуация не изменится. Наша главная задача — защитить интересы ребенка и помочь ему преодолевать сложные испытания.
Рекомендуем для изучения
Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос
Что почитать еще:
Другие статьи по теме:
- Функциональная диагностика
- Болезнь Паркинсона, паркинсонизм и другие экстрапирамидные патологии
- Психиатрия
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.
Моральные эмоции
Исследователи провели подробные интервью с 50 молодыми правонарушителями, изучая роль моральных эмоций в решении совершить насилие. Их спрашивали о недавнем акте насилия, и в некоторых случаях это произошло за день до самого интервью. Выводы ученых свидетельствуют о том, что эмпатии, стыда и вины не хватало. Например, когда молодых людей спрашивали: «Вы чувствовали стыд или вину, когда другие узнали об этом?», некоторые из них отвечали, что «если честно, во всей ситуации не так много вины».
Выводы ученых подтверждаются результатами новаторского исследования, проведенного в Кембриджском университете. Исследование развития подростков в Питерборо (PADS +) отслеживало жизни большой репрезентативной выборки молодых людей в течение десяти лет, уникальный и тщательный подход к выяснению того, как и почему мы ведем себя определенным образом. Около 4% выборки исследования – примерно только 35 молодых людей – были ответственны за почти половину всех общих преступлений, о которых сообщили около 700 человек за десятилетний период с 12 до 22 лет.
Эта небольшая горстка людей сообщила о слабых моральных эмоциях: сочувствии, стыде и вине. Было обнаружено, что лица, сообщившие о самых слабых моральных чувствах, допускали участие в среднем в 71 преступлении. Напротив, те, кто сообщает о сильнейшем моральном чувстве, допускают участие только в одном преступлении.
Тенденции и статистика подростковой преступности
В свете этого, анализ статистики подростковой преступности является важным шагом в разработке стратегии предотвращения, а также создания соответствующих программ реабилитации и ресоциализации подростков-правонарушителей.
По данным исследований, тенденции подростковой преступности в последние годы остаются на высоком уровне. Среди основных видов преступлений с участием подростков можно выделить кражи, грабежи, изнасилования, наркотические преступления, угон автомобилей, мошенничество и т.д.
Год | Число подростковых правонарушений |
---|---|
2015 | 156 000 |
2016 | 162 500 |
2017 | 170 000 |
2018 | 183 700 |
2019 | 195 200 |
Статистика показывает, что количество подростковых правонарушений с каждым годом увеличивается. Это говорит о необходимости принятия дальнейших мер по профилактике и пресечению подростковой преступности.
Проблема подростковой преступности является многоаспектной и требует комплексного подхода. Данные исследования позволяют лучше понимать специфику преступного поведения подростков и разрабатывать эффективные программы и стратегии для снижения уровня преступности среди молодежи.
Виды подростковой агрессии
В зависимости от отношений в семье, индивидуальных нюансов характера подростки выражают агрессивность по-разному. Ее можно разделить на скрытую и явную.
Явно выраженная агрессия может проявляться в следующих вариантах:
- Физический – применение физической силы против окружающих;
- Вербальный – выражение негативных чувств словами, угрозами, криком;
- Повышенная раздражительность – ребенок становится грубым, вспыльчивым, резким в общении;
- Подозрительность – негативный настрой, недоверие к окружающим;
- Косвенный – выражение агрессивности против конкретного человека посредством других людей (травля, сплетни, злые шутки);
- Обида по любому, даже самому незначительному поводу.
Скрытый негатив выражается в пассивно-агрессивном поведении. Подросток намеренно делает все медленно или не делает то, о чем ему говорят, вообще. Он может легко забыть или проигнорировать просьбы, поручения.
Когда нужно вмешиваться в общение ребенка с определенными людьми?
Вмешиваться в общение ребенка с определенными людьми стоит тогда, когда вы замечаете, что компания является скрытной. Когда чадо не может познакомить вас с тем, с кем дружит. Всячески увиливает от разговоров о том, чем занимается со своей компанией.
Когда дети знакомят своих друзей со своими родителями — это вполне нормально. Правильные приятели не стесняются взрослых. И с радостью приходят в гости ко своим друзьям. Если же ребенок не водит приятелей из своей компании домой, то будьте осторожны. Скорее всего, это признак плохого круга общения. Который может повлиять на ребенка деструктивно.