Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка
Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.
Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.
Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.
Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Что делать, если другие дети обижают вашего ребенка в детском саду
Причины непослушания
Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется бороться с капризами своего драгоценного чада.
Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.
Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.
Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.
Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.
Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.
Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.
Как понять, что сына или дочь обижают в учебном заведении
Не у всех детей складываются доверительные взаимоотношения с отцом и матерью. Школьники не могут откровенно рассказать о проблемных ситуациях, с которыми столкнулись в классе, и надеяться на понимание взрослых. Повествование будет слишком унизительным и снова переживать неприятные эмоции просто не хочется. Внимательные родители сразу поймут, что дети в школе недоброжелательно относятся и обижают их дочь или сына, понаблюдав за поведением отпрыска.
Явными признаками травли являются:
- нежелание школьника посещать учебное заведение;
- поиск причин, которые позволят остаться дома, в том числе жалобы на плохое самочувствие;
- снижение успеваемости;
- малыш приходит из школы в подавленном настроении, он часто расстроен по будням, но весел в выходные дни;
- возвращается домой без канцелярских принадлежностей или с испорченными тетрадями;
- на обуви или рюкзаке видны следы грязи, одежда порвана.
На вопросы взрослых ребенок дает односложные ответы, закрывается, отказывается разговаривать или устраивает бурные истерики
На этом этапе важно поговорить с чадом откровенно, в спокойном тоне и без эмоций, пытаясь выяснить причины конфликта. Не стоит сразу же поднимать все школьное руководство «на уши» и устраивать масштабное разбирательство – это не решит проблему, а лишь больше снизит авторитет школьника-жертвы. Что делать, если в школе обижают одноклассники, чтобы не травмировать своего ребенка? Необходимо воспитать в крохе внутренний стержень, чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах
Необходимо доходчиво объяснить, что делать, если тебя унижают в классе. Если он сможет противостоять обидчикам самостоятельно, то во взрослой жизни не будет пасовать перед трудностями
Что делать, если в школе обижают одноклассники, чтобы не травмировать своего ребенка? Необходимо воспитать в крохе внутренний стержень, чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Необходимо доходчиво объяснить, что делать, если тебя унижают в классе. Если он сможет противостоять обидчикам самостоятельно, то во взрослой жизни не будет пасовать перед трудностями.
Как вести себя родителям в случае детских конфликтов?
Если ребёнок попадает в непростую ситуацию, первым порывом родителей всегда будет помочь, защитить и наказать обидчиков.
Но если решать любой конфликт за ребёнка, он так и останется робким, боязливым и неподготовленным к взрослой жизни. Как показывает практика, игнорировать проблемы сына или дочери тоже нельзя, ведь исход может оказаться печальным. Так где же золотая середина?
Давайте разберёмся, чем могут помочь родители ребёнку в конфликтной ситуации, а чего делать не стоит.
Ранний возраст
Малыш в этом возрасте только учится общению со сверстниками и взрослыми и не всегда знает, как защитить себя в той или иной ситуации. Поэтому родители всегда должны быть на страже интересов ребёнка и следить за тем, чтобы невинная игра на детской площадке не переросла в драку.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
- яростно защищать имущество малыша, отбирая его у других детей;
- кричать на обидчика и его родителей;
- стоять в стороне, когда дети начинают драться.
Наблюдая за тем, как мама спокойно реагирует на ситуацию, ребёнок учится в будущем аналогичному поведению.
Дошкольный возраст
Чем старше становится ребёнок, тем больше он узнает о мире и о взаимоотношениях между людьми. И постепенно учится разрешать напряжённые ситуации самостоятельно, без помощи родителей.
Ваши действия при конфликте:
- Узнав о ссоре или драке ребёнка со сверстником, постарайтесь выяснить все обстоятельства произошедшего не только у самого ребёнка, но и у воспитателей.
- Узнайте у сына или дочери, что он думает по поводу конфликта, какие чувства испытывает, можно ли было поступить по-другому.
- Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости примирения с обидчиком.
Чего делать не стоит:
- угрожать обидчику (дядей-полицейским, страшной Бабой Ягой, которая обязательно заберёт к себе драчуна и прочими);
- высказывать своё недовольство работникам детского сада, что те не предотвратили конфликт между детьми;
- не разобравшись в ситуации, объявлять ребёнка виноватым в ссоре и публично отчитывать за содеянное;
- называть сына или дочь слабаком, неспособным дать отпор обидчику.
Полезным будет рассмотреть с дошкольником различные варианты развития конфликтных ситуаций из мультфильмов и книг и обсудить, что ребёнок думает по этому поводу.
Школьный возраст
Школьные конфликты могут быть спровоцированы на первый взгляд несущественными причинами: кто-то кого-то толкнул, не дал списать домашнее задание, обозвал обидным словом. Но последствия таких конфликтов могут быть самыми серьёзными, и если их вовремя не разрешить, у ребёнка впоследствии могут возникнуть комплексы и серьёзные психологические проблемы.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
- игнорировать конфликты в школе;
- при малейших разногласиях ребёнка со сверстниками идти жаловаться учителю или директору;
- стыдить ребёнка за то, что он не может постоять за себя.
Подростковый возраст
Дети в этом возрасте очень болезненно реагируют на конфликты, особенно если подросток сталкивается с ситуацией травли. Серьёзные разногласия со сверстниками, учителями или родителями могут стать причиной нервных срывов, депрессии, а в тяжёлых случаях – спровоцировать попытки суицида. Чтобы этого не допустить, родители должны внимательно следить за психологическим состоянием ребёнка и вовремя оказать помощь в решении острых ситуаций.
Ваши действия при конфликте:
- Подростки редко рассказывают родителям о своих ссорах и разногласиях со сверстниками. Если подозреваете, что сын или дочь находится в состоянии конфликта, постарайтесь в спокойной обстановке узнать у него, что случилось. Молча выслушайте ребёнка, не перебивая.
- Спросите, что подросток думает по поводу этой ситуации, и какие меры предпринимал, чтобы её решить. Выработайте совместный план действий по разрешению конфликта.
- Дайте понять, что вы всегда на стороне ребёнка и сможете его защитить, если он вас об этом попросит.
Чего делать не стоит:
- указывать ребёнку на его ошибки и читать нотации. Скорее всего, он и так понимает, что поступил неправильно. Не усугубляйте его чувство вины;
- навязывать свою помощь в решении конфликта. Да, порой она действительно необходима. Но когда мама 15-летнего подростка идёт разбираться с соседскими мальчишками, потому что они дразнят ее сына, – это выглядит смешно и нелепо. Ребёнку вы таким способом не поможете, лишь усугубите проблему;
- надеяться, что подросток сам разрешит конфликтную ситуацию, ведь он уже взрослый;
- призывать дать отпор обидчикам посредством кулаков. Неизвестно, кто окажется сильнее: ваш сын или группа разъярённых подростков.
Каким может быть буллинг
- Насилие может принимать физическое и психологическую формы.
- Физическое насилие принимает силовую форму (побои, избиения) или проявляется в порче имущества.
- Психологическое насилие – это более коварный метод, влияющий на моральное и эмоциональное состояние человека. Коллектив может воздействовать на психику подростка обзываниями, унижениями в словесной форме, бойкотами, запугиваниями и угрозами в течение длительного времени.
- В настоящее время широкое распространение получил — кибербуллинг, травля ведется посредством интернета.
- Отдельно выделяется сексуальное насилие, где имеет место принуждение к совершению каких-либо действий сексуального характера. Объектом насилия, как показывает практика, становятся не только подростки, но и дети. Опасность может исходить как со стороны одноклассников, так и взрослых.
Почему ребенка могут обижать в школе
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом. Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка
Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя
Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых
Этого допустить нельзя
Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации
К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы
Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Фото: rawpixel.com
Советы психологов родителям и детям
Чтобы ребёнок рос сильным и уверенным, а также способным правильно повести себя в конфликтной ситуации, родителям необходимо соблюдать определённые правила воспитания:
Конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но чтобы научиться их правильно решать, необязательно пускать в ход кулаки. Достаточно быть сильным и уверенным в себе человеком, способным отстоять собственное мнение и не идти на поводу у обидчиков.
В свое время известный сатирик Михаил Задорнов сказал, что никогда не стоит отвечать на оскорбление – оскорблением. Ведь когда на человека лает собака, он не становится на четвереньки, не скалит зубы и не гавкает в ответ. Но наш мир не идеален и, к великому сожалению, с разными формами агрессии вынуждены сталкиваться не только взрослые люди, но и дети. С агрессивным поведением и оскорблениями наши дети сталкиваются в детском саду, школе, на улице. Нередко вполне милые детишки начинают проявлять вербальную агрессию – обзываться, дерзить не только своим сверстникам, но и родителям, взрослым людям. Такое поведение нередко ставит в тупик даже самых опытных педагогов. В подобных ситуациях нередко теряются взрослые люди, что уж говорить о детях! Как себя вести ребенку в ответ на словесную агрессию? В этой статье мы рассмотрим варианты поведения детей и их родителей, попытаемся понять, чем может быть вызвана вербальная (словесная) агрессия со стороны ребенка, познакомимся с рекомендациями психологов и педагогов.
Что родителям нужно знать о буллинге?
- Это всегда неравенство сил.
- Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю.
- Насилие регулярно повторяется, становится системой.
- Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера.
- Прекратить его могут только взрослые.
В вопросах буллинга есть два перегиба. С одной стороны, в связи с плохой информированностью часто люди остаются толерантными ко многим видам насилия, и какие-то толчки, обидные клички, распространение слухов воспринимаются как игра или шутка, даже когда это происходит систематически.
С другой стороны, люди все чаще смешивают понятия и используют слово «буллинг» для описания любых конфликтов между детьми. Но это не так. Да, в детском коллективе дети часто ссорятся, спорят, дерутся, но конфликт — это нормальный этап развития группы. Часто он еще больше объединяет детей. Не стоит путать «буллинг» с непопулярностью ребенка или агрессивным поведением. Если взрослые и весь коллектив не поддерживают агрессивное поведение, то буллинг и не возникнет.
Здесь, пожалуй, стоит привести отличительные черты конфликта:
- равенство сил;
- случается разово;
- примерно одинаковая реакция сторон;
- без серьезных последствий для психики и здоровья;
- непродолжительность;
- роли меняются.
По нашим наблюдениям, как правило, дети младшего школьного возраста чаще сталкиваются с физической агрессией: толчками, подножками, подзатыльниками. В начальных классах авторитетом для ребенка является взрослый (учитель или тренер). Именно от его поведения и от того, как он выстраивает систему взаимоотношений в группе, зависит появление и распространение буллинга.
В подростковом возрасте инициаторами буллинга, как правило, становятся ребята, у которых есть определенные трудности, а единственный известный им способ решения — использование власти и своей силы. Подростки чаще подвергаются психологическому и вербальному буллингу: слухи, обидные клички, обзывательства, бойкотирование, игнорирование. Подросшие дети также используют для травли и цифровые технологии, поэтому все чаще мы сталкиваемся с кибербуллингом.
Чего делать не стоит
Признаки проблемы.
Лучше раньше заметить проблему и начать ее решать. К сожалению, ребёнку трудно выразить свои чувства, а взрослым не хватает проницательности. Конечно, ответственность за воспитание уравновешенного человека лежит в первую очередь на обоих родителях, а не на школьных преподавателях и обществе. Отцу и матери нужно хорошо знать свое чадо и анализировать любые изменения в его настроении, словах и поведении.
- упадок настроения перед школой и после общения с определенными ребятами
- появление депрессивных наклонностей в любое время, например
- потеря аппетита
- нарушение сна — слишком долгий сон или наоборот прерывистый и поверхностный,
- слезы и истерики без веской причины или при легкой критике,
- резкое обострение хронических заболеваний
- категорический отказ идти в школу или явное оттягивание этого момента,
- обособленность на переменах, в столовой.
- отказ ходить в столовую. Ребёнок «не может вспомнить» что кушал и что делал на перемене. (Возможно он был закрыт в туалете или подвергался агрессии, но не говорит об этом)
- отсутсвие друзей среди одноклассников
- отказ говорить про школу или одноклассников
- отказ учавствовать в школьных мероприятиях
- отказ ехать в летний лагерь с одноклассниками
- потеря вещей и денег ( старшие дети могут отбирать их у младших). Ребёнок не может «вспомнить» как произошла потеря или придумывает явную ложь.
- физические признаки — синяки и ссадины в местах явно не случайных, порезы и царапины ногтями других людей (хулиган бьет!)
- грязная одежда, порванные и сломанные школьные принадлежности
- сломанные новые вещи (агрессор ломает из зависти)
- пропуски определенных уроков
- отказ от подарков и новых вещей (человек с психологией жертвы не считает себя достойным чего-то нового и хорошего)
- агрессивное отношение к животным (жертва срывает свою обиду на более слабом)
Возможно, взрослые заметят и другие тревожные сигналы и смогут вовремя среагировать
Важно быть наблюдательным. Периодически полезно разговаривать с разными учителями о своём малыше, спрашивать про успехи и поведение, отношения с другими ребятами
Что делать ни в коем случае нельзя?
Конечно, каждый
родитель самостоятельно решает, как можно, а как нельзя реагировать на агрессию
в адрес своего ребенка, однако, дадим несколько советов, которые, пусть и сложно
выполнимые, но помогут вам в становлении личности ребенка. Итак, что точно
нельзя делать в том случае, если вашего ребенка обижают в школу?
Самостоятельно
разбираться с детьми-обидчиками. Самостоятельные разборки только усилят агрессию
и пренебрежение вашим ребенком. К тому же, в сознании самого ребенка закрепится
установка, что сам за себя он постоять не может, а, следовательно, его обидчики
были правы. Несмотря на то, что в конкретном моменте самостоятельное решение с
обидчиками кажется наиболее простым и очевидным способом, нужно понимать, что
это даст облегчение ситуации лишь на день; уже через неделю над вашим ребенком
снова будут издеваться.
Не стоит
конфликтовать с учителями и обвинять их в профессиональной непригодности.
Конечно, существует большое желание сделать это; однако, если вы хотите решить
проблему ребенка, а не почувствовать собственную значимость и отыграться на учителях,
то в этом случае привлекать учителя на первых этапах рановато. К тому же, как
показывает практика, учителя крайне неохотно влезают в разборки между
школьниками, так как ничего хорошего им это не светит. Не говоря уже о тех
ситуациях, когда инициатором обид и оскорблений является сам учитель: в этом
случае надо менять либо учителя (через директора), либо саму школу.
Нельзя прививать
ребенку смирение. Философия родителя, гласящая «Потерпи, и они отстанут» —
ошибочна. Не отстанут, а станут издеваться еще сильнее. К тому же, такой
паттерн поведения приведет к тому, что из ребенка вырастет очень слабый человек
с практически полным отсутствием воли и способности противостоять внешнему миру.
Объясните ребенку, что агрессия или оскорбления – это ситуация, из которой надо
выходить, и проблема, которую надо решать.
Что делать
Вот семь полезных советов, которые помогут в ситуации травли:
- По возможности избегай физического контакта с обидчиком.
- Умей за себя постоять, но еще важнее — знай, как себя обезопасить.
- Заводи себе друзей — вместе вы сильнее. Если надо, вступайся за них, не оставайся равнодушным наблюдателем.
- Не задирай обидчика в ответ.
- Не показывай своих эмоций.
- Расскажи о травле взрослому, который способен вмешаться.
- Постарайся найти юмор в этой ситуации. Те, кто задирает других, просто смехотворны.
Помни, что забияки — это несчастные, ущербные люди, которые хотят сделать остальных такими же. Лишай их удовольствия. Как правило, травля — это приобретенная модель поведения. Дети одновременно могут быть и жертвами чьих-то нападок, и задирами. Не твое дело исправлять их, но порой с ними можно найти общий язык. И это не значит натравить его на другую жертву. Приведу тебе один пример.