Индивидуальная и групповая игротерапия
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа каждого случая. Когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия. Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:
- ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;
- явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;
- ускоренное сексуальное развитие;
- крайняя агрессивность;
- актуальное стрессовое состояние.
Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.
Групповая игротерапия — это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Групповая игротерапия призвана:
- помочь ребенку осознать свое реальное «Я»,
- повысить его самооценку и развить потенциальные возможности,
- отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции,
- уменьшить беспокойство и чувство вины.
В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется. Большое значение для успеха работы коррекционной группы имеет также состав группы, представляющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. Подбор кандидатов в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными нарушениями, что обеспечивало бы возможность идентификации с альтернативными образцами поведения. Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек, неуспеха и отвержения. В группе не должно быть более 5 человек, причем в одной группе нежелательно присутствие детей, контактирующих вне игротерапевтической ситуации. Группа не должна включать более одного ребенка делинквентного поведения, уравновешенного, по крайней мере, одним нейтрализатором. Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 месяцев. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек). Деятельность игротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной единицы. В таких группах могут участвовать дети в возрасте от 5 до 12 лет.
Методы и подходы игровой терапии
Методы, использующиеся в психотерапии, специалист подбирает индивидуально в зависимости от возраста, потребностей клиента и других его особенностей. Отдельно подбираются и техники, использующиеся в работе с человеком.
Ролевые игры
Ролевая игра переносит клиента на “сцену”, где тот действует как в драматической постановке. Взаимодействуя с помощником, он изображает чувства, которые передают комплекс важнейших переживаний. Также может использоваться метод “двух стульев”, во время которых человек представляет, что перед ним сидит его образ, которому нужно обратиться, чтобы транслировать важнейшие мысли.
Использование игровых материалов
Игротерапия — это основной метод в работе с детьми. Она применяется в терапии РАС, фобий, эмоциональных расстройств, ПТСР и других психологических нарушений. В процессе игротерапии активно используются различные материалы: маленькие фигурки мужчин и женщин, кубики, животные, деревья, машины, поезда, карандаши, листы бумаги, веревки, пластилин и многое другое. Большое разнообразие вспомогательных материалов дарит ребенку возможность для передачи глубоких внутренних переживаний.
Творческие и художественные методы
Игротерапия имеет точки соприкосновения с арт-терапией. Творческий подход помогает человеку реализовать чувства, эмоции и переживания, которые не находят словесного выхода. Специалист не должен вносить ограничения в игру: он занимает роль помощника или наблюдателя.
Игровые сценарии и моделирование ситуаций
Психолог проговаривает сценарии, в которых обыгрываются игровые ситуации, связанные с известными обрядами и традициями. На основе ответов и дополнений, данных клиентом, он делает выводы о психологическом состоянии, прошлом опыте и подавленных переживаниях человека. Этот метод используется в работе с детьми, поскольку он позволяет достичь таких целей:
- обогащение игрового опыта с помощью воображаемых ситуаций;
- умение комбинировать различные тематические сюжеты;
- расширение знаний об окружающем мире с помощью игры.
Структурированные игры
Во время структурированной игры создается травмирующая ситуация. Для этого психотерапевт использует игровые материалы или вносит в игру сюжетные повороты, связанные с переживаниями человека. Во время проработки посттравматических расстройств этот метод активно применяется. Ребенок проигрывает травмирующее происшествие до тех пор, пока переживания, связанные с ними, не ослабевают.
Рассказы и истории
Этот метод может использоваться взрослыми людьми, работающими в группах. Он требует активной вовлеченности участников группы. Каждый человек по очереди проговаривает рассказ, сказку или условную реальную ситуацию. Затем другой участник вносит в нее свои дополнения или изменения в сюжет. Заключительный этап — это совместное обсуждение итогов.
Основные виды и формы игротерапии
Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.
1. В зависимости от роли в игре взрослого:
- директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов;
- недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.
2. По структуре материалов для игры:
- структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
- неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.
3. По форме организации процесса:
- групповая;
- индивидуальная.
На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.
Групповая игротерапия
Для определения необходимой формы занятий в каждом конкретном случае анализируется потребность малыша в общении. Если она не сформирована, то будет выбрана индивидуальная, но при условии, что нет противопоказания – глубокой степени умственной отсталости. Во всей остальных случаях предпочтительнее игровая терапия, которая позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, наиболее полно раскрываясь. Но сначала необходимо убедиться, что у них нет противопоказаний к использованию такой формы занятий. У ребят не должны наблюдаться следующие выраженные симптомы:
- сексуальное развитие, опережающее возрастные нормы;
- излишняя агрессивность, которую сложно унять;
- стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;
- асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;
- детская ревность.
Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Благоприятно на этом процессе сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре. Целью работы специалиста является не вся группа, а ее участники в отдельности.
В возрасте ребят не должно быть разницы более 1 года. Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:
- становление положительной «Я-концепции»;
- воспитание ответственности за поступки;
- развитие навыков самоконтроля;
- закрепление способности принятия самостоятельных решений;
- обретение веры в собственное «Я».
Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.
Виды игровой психотерапии
Наиболее часто в своей работе с маленькими клиентами психологи используют различные сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и арт-терапию (рисование, лепку из пластилина и др.), причем специалист может работать как один на один с ребенком, так и сразу с группой детей. Видов игровой психокоррекции и психотерапии существует очень много, так как помочь ребенку справиться с волнением, побороть страхи и скорректировать поведение можно с помощью множества разных на первый взгляд игр. И исходя из целей и особенностей игр, использующихся при терапии, все виды игровой психокоррекции можно разделить на три основных направления:
- Структурированная игровая терапия — комплекс мер, направленных на решение конкретной психологической проблемы ребенка. К примеру, если малыш часто конфликтует со сверстниками, психотерапевт подберет для него сюжетно-ролевую игру с четко обозначенными правилами, чтобы ребенок, проигрывая одну ситуацию за другой, учился адекватно взаимодействовать с другими детьми в разных случаях. При структурированной игровой терапии психотерапевт в игровой форме показывает ребенку правильную модель поведения и дает возможность малышу впервые испробовать эту модель в ходе игры.
- Освобождающая игровая терапия — виды игровой психокоррекции, позволяющие помочь ребенку освободиться от напряжения, переживаний, стресса и страхов. Так как причиной сильных негативно окрашенных эмоциональных переживаний ребенка всегда является какой-либо травмирующий опыт из его жизни, психотерапевт организовывает игру таким образом, чтобы дать маленькому клиенту «проиграть» конфликтную или пугающую его ситуацию в спокойной доброжелательной обстановке. В ходе игры малыш сможет не только «понарошку» пережить травмирующую ситуацию и выплеснуть подавленные негативные эмоции, но и победить многие детские страхи.
- Игровая психотерапия, направленная на построение отношений — комплекс методов игровой терапии, нацеленных на помощь ребенку найти наиболее эффективные методы взаимодействия с окружающим миром. В ходе сеанса игровой психокоррекции психолог сначала исследует поведение ребенка, а затем строит сюжет игры так, чтобы ненавязчиво подвести малыша к самостоятельному нахождению более правильных моделей поведения.
В большинстве случаев при работе с маленькими клиентами психолог не ограничивается одним направлением игровой терапии, а комбинирует несколько методов так, чтобы всесторонне проанализировать поведение ребенка, найти источник его волнения или причину неправильного поведения (агрессии, замкнутости и др.), а затем в процессе игр устранить проблему и помочь ребенку обрести полезные навыки.
Виды и методы игротерапии для детей
Игротерапия для детей и ее виды
Главной задачей игротерапевта при работе с детьми является сохранение откровенной и задорной атмосферы. Чтобы полностью раскрыться ребята не должны ощущать себя в кабинете врача, а иметь возможность получать настоящее удовольствие от игры. Тогда метод будет результативным, поможет определить проблему и избавить маленьких пациентов от ее негативного влияния.
Взрослый специалист принимает участие в организации игры, озвучивает правила и задания. В некоторых случаях он берет на себя роль ведущего или участника игрового процесса, а иногда – предоставляет детям полную инициативу.
Лечебная игра может быть:
-
структурированной (с применением кукол, машинок и других игрушек, которые помогают малышам выразить желания, прививают нормы поведения, исправляют асоциальность);
-
неструктурированной (при которой выполняются физические или спортивные упражнения, применяются пластилин или песок для выражения скрытых мыслей и ощущений).
По способам организации и проведения игровой процесс может быть следующих видов:
-
индивидуальный (для необщительных детей, стесняющихся других);
-
групповой (для более полного раскрытия малышей в процессе совместной игры с другими детьми; применяется для непоседливых, агрессивных, пассивных).
Перед совместными играми в группе специалист анализирует поведение и особенности каждого ребенка-участника. Некоторые дети нуждаются в предварительной коррекции, чтобы избежать возможной агрессии, стресса, истерики во время игры.
Групповые занятия способствуют:
-
снижению тревожности;
-
желанию общаться со сверстниками;
-
понижению чувства вины;
-
воспитанию ответственности за свои решения и поступки;
-
формированию навыка самоконтроля;
-
веры в себя и свои силы.
Лечебные игры специалист подбирает, исходя из имеющихся проблем и индивидуальных особенностей ребенка.
Например, для маленьких агрессоров подойдет игра в обзывалки (игроки становятся в круг и шутя обзывают друг друга фруктом или цветком; такие действия помогают трансформировать агрессию в позитив), а для малышей, подверженных страхам, поможет игра в привидение (выбирается водящий, на которого набрасывают простыню или полотенце, его задача догнать других игроков, которые пытаются с веселым визгом убежать и не попасться в лапы «привидению»).
Помимо конкретных игр терапевт использует и основные методы арт-терапии:
-
песочную терапию (игра с песком, которая дает ребенку возможность раскрыться, справиться с кризисными ситуациями, развивает фантазию и мелкую моторику рук);
-
сказкотерапию (рассказывание, сочинение или проигрывание сказок и историй помогает снизить тревожность, дать волю воображению, прожить состояния сказочных героев в реальной жизни, сделать поучительные выводы);
-
куклотерапию (лечение куклами, помогающее регулировать свои эмоции, научиться самовыражаться, наладить отношения с родителями, братьями и сестрами);
-
музыкотерапию (коррекция психического состояния с помощью музыки даст путь к выражению эмоций, поспособствует успокоению, гибкости мышления и повышению культурного уровня ребенка).
Существует огромное множество интересных, полезных и познавательных игр, которые помогают маленьким пациентам решить свои проблемы и научиться с комфортом жить в этом мире. Все методы для работы с детьми разных возрастов можно изучить на нашем дистанционном курсе по арт-терапии. Опытные психологи расскажут, как использовать современные техники на практике для борьбы с детскими расстройствами. Вы поймете механизм воздействия искусства на психику детей и взрослых и научитесь применять методы арт-терапии для эффективной помощи людям.
2 Психологу важно понять поведение обоих родителей, их отношения между собой
Ребенок не сравнивает родителей, по умолчанию он не способен ценить и любить одного больше, чем другого. Есть папа и есть мама — они одинаково важны и оба сильно влияют на ребенка.
Когда на консультации присутствуют оба родителя, психолог может увидеть противоречия, сложности в их взаимоотношениях, даже если они сами об этом не говорят. Они могут перебивать друг друга, выяснять отношения, расходиться в оценках поведения и развития ребенка. Один родитель может считать, что у ребенка серьезные проблемы; второй может быть уверен, что ребенок в порядке, только ленив — и нужно его как следует напугать или наказать. В итоге ребенок находится в постоянном напряжении, как бы между мамой и папой.
Если отец не принимает участие в воспитании, психолог не увидит его на консультации. Мама может обесценивать такого отца, выставлять его в негативном свете. Но для ребенка важны оба родителя, и такое отношение мамы может вызвать в нем сложные переживания. В итоге с отцом, а точнее его образом, все равно придется поработать и маме, и ребенку.
Кто может пройти игровую терапию?
Психотерапевты чаще всего используют игровую терапию у детей, но в некоторых обстоятельствах это может помочь и взрослым. Практикующие психиатры могут использовать ее для лечения целого ряда состояний:
- Тревожно –депрессивные поведенческие расстройства, такие как расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство
- При поведенческих проблемах, возникающих вследствие жизненных событий, таких как тяжелая утрата, развод или травматический опыт.
Игровая терапия также может быть вспомогательным вмешательством для людей с различиями в развитии нервной системы. Это может включать в себя:
- аутизм
- СДВГ
- неспособность к обучению
Игровая терапия не «лечит» эти состояния, а обеспечивает эмоциональную поддержку и обучает навыкам, которые помогают детям учиться и общаться.
Исследования показывают, что игровая терапия может помочь в следующих случаях:
Аутизм
Игровая терапия помогает детям с аутизмом овладеть навыками. Было проведено небольшое исследование в 2018 году, в котором изучались эффекты игровой терапии у 20 детей, страдающих аутизмом. Через 2 года у детей произошло значительное улучшение их поведенческих навыков и навыков развития. Авторы исследования предполагают, что игровая терапия может помочь детям с аутизмом в социальном взаимодействии. Однако необходимы исследования в более крупной группе детей, чтобы подтвердить, эффективна ли игровая терапия.
Улучшить обучении при СДВГ
Исследование, проведенное в 2017 году с участием трех учеников первого класса, показало, что игровая терапия, ориентированная на ребенка, помогла уменьшить симптомы СДВГ, включая трудности с концентрацией внимания, навязчивое поведение и оппозиционное поведение. Дети участвовали в трех сеансах в неделю в течение 6 недель. Терапия помогала в разной степени, начиная от небольших улучшений и заканчивая значительными улучшениями. Однако это было очень небольшое исследование, посвященное трем конкретным случаям. Это не может отражать, насколько эффективна игровая терапия в большей популяции.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) – это состояние, при котором ребенок постоянно враждебен и отказывается сотрудничать со сверстниками и авторитетными лицами. Клиническое испытание 2019 года с участием 45 детей с оппозиционно-вызывающим расстройством показало, что по сравнению с отсутствием лечения как индивидуальная, так и групповая игровая терапия улучшили симптомы. Дети, получавшие игровую терапию, проходили один сеанс в неделю в течение 8 недель. В конце исследования родители, воспитатели и учителя сообщили о снижении уровня странного поведения. Эти улучшения продолжались не менее 2 месяцев, что позволяет предположить, что игровая терапия может привести к длительным изменениям. Однако для подтверждения этого необходимы дополнительные исследования.
Правила проведения игровой терапии
Игровая терапия обычно осуществляется в несколько сеансов, чтобы полностью закрепить результат. У каждого вида терапии есть свои особенности проведения.
На предварительном сеансе родители должны обсудить со специалистом проблему их ребенка. Психолог определяет, какой вид игровой терапии подойдет в этом случае. Он подбирает игровой сценарий и необходимые материалы. Затем проводится первичный сеанс с участием ребенка.
Ребенок знакомится со средой игровой комнаты. Психолог устанавливает контакт с клиентом.
Терапевт в игровой форме прорабатывает с ребенком его переживания из реальной жизни. Психолог демонстрирует правильный алгоритм действий для решения проблемной ситуации.
Ребенок обучается нужной модели поведения. Он приобретает навык регулирования своих эмоций и действий.
Терапевт закрепляет результат с ребенком через повторение.
Что должен делать психолог по отношению к ребенку:
— Выстраивать доверительные отношения.
— Давать большую степень свободы действий.
— Уметь распознавать чувства и желания.
— Принимать и поддерживать решения.
— Не снимать ответственность за поступки.
— Избегать критики и осуждения.
Игровая терапия обычно проводится в специальной комнате. Помещение должно выглядеть безопасно, тепло, уютно. В комфортной обстановке терапевту будет легче расположить к себе ребенка.
Психолог подбирает особые игрушки и материалы в соответствии с возрастом клиента. Предметы, с которыми будет играть ребенок, должны давать широкий простор для самовыражения и эмоциональных реакций. Например, кукольная семья позволит разыгрывать сценки с участием родственников
Игрушки должны сразу привлечь внимание и заинтересовать
Игрушки для терапии делятся на три большие группы:
1. Игрушки из реальной жизни: куклы, домики, марионетки, машинки. С их помощью ребенок показывает кризисы и конфликты в своей семье. Например, выражает страх из-за развода родителей или гнев из-за соперничества с братьями и сестрами.
2. Игрушки для отреагирования агрессии: солдатики, резиновые ружья и ножи, дикие животные. Еще для этого подойдет глина. Ее можно интенсивно мять, кидать, бить, рвать на куски. С помощью таких игрушек у ребенка получится выразить сильные негативные эмоции.
3. Материалы для творческого самовыражения и ослабления эмоций: краски, бумага, кубики. Ребенок точно испытает удовольствие от игры, потому что эти вещи не ограничивают его фантазию. Песок и вода отлично подойдут для замкнутых или застенчивых детей.
По результатам окончания терапии психолог обсуждает с родителями состоянии их ребенка. Иногда он рекомендует, как конкретно нужно вести себя в определенных ситуациях. Также психолог может посоветовать обратиться за помощью к психиатру или другому врачу, если обнаружит симптомы болезни.
Во время игры с психологом ребенок чувствует, что его действительно понимают и принимают. В таких условиях он способен преодолеть внутренние конфликты и страхи. Маленький клиент получает возможность личностно расти и развиваться. В этом и заключается ценность игровой терапии.
Курсы детской психологии
Виды и методы игротерапии
Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.
В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:
- ИТ в психоанализе;
- игротерапия в отечественной психологической науке;
- примитивная ИТ;
- игровая терапия построения отношений;
- ИТ отреогирования;
- игровая терапия с неструктурированным материалом;
- индивидуальная ИТ;
- групповая игротерапия.
Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.
- Песочный
- Сказкотерапия
- Активный
- Пассивный
- Куклотерапия
- Освобождающий
- Структурированный
- Терапия отношениями
- Шахматный
- Музыкальный
По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.
Play Therapy работает?
Тот факт, что существует множество теорий о чем-то и множество разных способов сделать это, не обязательно доказывает, что это работает. Итак, ваш вопрос на данный момент может быть «Да, все это звучит хорошо, но действительно ли это работает?» Ответ — да, он работает для многих клиентов всех возрастов. Лицензированный терапевт может использовать терапевтические возможности игры, чтобы облегчить клиенту благоприятный опыт терапии.
Терапевтические силы игры
Игровые терапевты относятся к терапевтическим силам игры. Это все разные способы, которыми игра может принести пользу человеку, который играет. Они включают:
- Прямое или косвенное обучение
- Самовыражение
- Улучшенные отношения
- Формирование здоровых привязанностей
- Отпускать негативные эмоции
- Уменьшение стресса
- Творческое решение проблем
- Построение самооценки
- И другие.
Результаты исследований
Многочисленные исследования снова и снова показывают, насколько эффективной может быть игровая терапия. Хотя некоторые ученые осудили этот тип терапии как метод, который еще недостаточно изучен, в одном научном обзоре было найдено 93 исследования с контролируемым исходом игровой терапии для сравнения и противопоставления. Методы лечения, которые были показаны наиболее эффективными в этих исследованиях, были гуманистическими и / или те, которые вовлекали родителей в игровую терапию.
Индивидуальные результаты
Люди, особенно дети, у которых есть возможность заняться игровой терапией, получают множество преимуществ. Результаты их игровой терапии могут включать в себя:
- Они становятся более ответственными.
- Они становятся более успешными в школе, на социальной сцене или в своей карьере.
- Они учатся находить творческие решения проблем.
- Они больше уважают себя и других.
- Они развивают большую способность испытывать и выражать свои эмоции.
- Они учатся или повышают свою способность чувствовать сочувствие и уважение к мыслям и чувствам других.
- Они учатся справляться с социальными ситуациями более эффективно.
- Они учатся здоровым способам взаимодействия с другими членами семьи.
- Они получают положительные ответы на свои способности и становятся более уверенными в себе.
Как стать игровым терапевтом
Если вас интересует игровая терапия, вы можете подумать о том, чтобы стать игровым терапевтом. Это может быть не только прибыльная профессия с относительно высокой зарплатой, но и приятное времяпрепровождение. Если вы планируете ввести вас или вашего ребенка в игровую терапию, вы также можете узнать, какие специальные препараты должны пройти терапевты, чтобы стать игровыми терапевтами. Вот краткое изложение курса обучения:
- Первым шагом является получение степени магистра или выше в области психического здоровья.
- Затем им необходимо получить лицензию на психическое здоровье или сертификацию для клинической практики.
- Им нужны занятия по психологии, которые сосредоточены на использовании игры в терапевтическом процессе. В настоящее время, чтобы стать зарегистрированным игровым терапевтом, они должны иметь как минимум 150 часов занятий по этой дисциплине.
- Им нужен соответствующий опыт, включая тренинги по игровой терапии под наблюдением и клинические часы.
- Они должны соответствовать всем критериям и быть зарегистрированы в Ассоциации игровой терапии.
- Они должны получить сертификат игровой терапии в своем штате.
- Они должны соответствовать стандартам и кодексу поведения ассоциации игровой терапии в своем штате.
Роль родителей
Если клиент игровой терапии — ребенок, родители могут быть важной частью процесса. Первый шаг — понять, что ребенку нужна помощь
Если вам интересно, есть ли у вашего ребенка проблемы или проблемы, которые ему необходимо решить, но, похоже, вы не можете справиться с ними в одиночку, то самостоятельно вы можете поговорить с терапевтом, который поможет вам принять это решение. Это также может помочь вам улучшить свое психическое здоровье, чтобы вы были лучше подготовлены к оказанию помощи своему ребенку. К счастью, удобная, недорогая индивидуальная, детская и семейная терапия доступна онлайн через Better Help. Это займет всего минуту, чтобы начать, но результаты могут длиться всю жизнь.
Игровая терапия с ребёнком
Игровая терапия проходит в специально организованном пространстве, где много места, ребёнку удобно и безопасно двигаться, можно сидеть и лежать на полу. В комнате должно быть достаточно много специально подобранных игрушек: домики, кубики, фигурки животных и людей, посуда, мебель.
Что происходит во время игровой терапии
Во время игровой терапии детский психолог предлагает ребёнку построить или сделать всё что он хочет с любым набором предметов: кубиками, конструктором, набором зверей, человечков. Ребёнок начинает что-то творить, следуя своему внутреннему зову. Сам того не подозревая, он начинает выстраивать с помощью подручного материала некоторые сюжеты своей жизни и ситуации, которые его в данный момент заботят и волнуют. То есть, говоря психологическим языком, ребёнок проецирует свои внутренние состояния, чувства и идеи в игровое пространство.
Для неподготовленного зрителя внешне всё может выглядеть как простая детская игра. Психолог же смотрит на этот процесс совсем под другим углом, анализируя, что делает ребёнок и помогая ему справиться с различными внутренними конфликтами, страхами и другими чувствами.
Какова задача детского психолога во время игровой терапии
Задача детского психолога – помочь ребёнку осознать, что происходит в этой игровой ситуации, и как бы он хотел, чтобы ситуация менялась. Для этого ребёнку можно предложить «оживить» фигурки, чтобы они задвигались, заговорили. Таким образом, ребёнок может проиграть волнующие его сюжеты, а специалисту становится видно, что именно сейчас больше всего беспокоит ребёнка, как он воспринимает какие-то отношения или значимых людей из его жизни, что он на самом деле хочет им сказать или с ними сделать. Специалист также может участвовать в игре от имени каких-то персонажей, исходя из тех проблем, с которыми ребёнок пришёл на консультацию.
С помощью такой игры возможно, во-первых, диагностировать, что происходит с ребёнком и почему. Во-вторых, психолог помогает ребёнку через игру понять и осознать свои чувства, чувства других и научиться чему-то новому.
Как самому устроить сеанс игровой терапии для ребёнка
Наберитесь терпения и предложите вашему ребёнку что нибудь построить и кого-нибудь туда поселить, а сами садитесь или ложитесь рядом, и наблюдайте.
Чаще всего он сам проговаривает то, что он делает, что строит и кто там живёт. Вы можете сами задавать вопросы: «А кто это?», «Что он тут делает?», «А для чего это?», «А как он себя чувствует?», «А чего он хочет?» и т.д.
Избегайте вопросов: «Почему?». Ребёнку сложно отвечать на эти вопросы.
Самое главное – не навязывать никаких сюжетов ребёнку, не учить его, как и что надо делать, как правильно действовать тому или иному персонажу.
Важно не стыдить ребёнка за то, что какие-то персонажи игры, с вашей точки зрения, могут находятся в очень невыгодном положении. Например, персонаж «мама» может неудобно лежать или быть запертым в домике
Кто-то может остаться без домика, кто-то на кого-то может кричать или драться с кем-то. Всё это происходит в игре не случайно и отражает потребности вашего ребёнка в данный момент что-то для себя «проиграть», «отыграть», пережить, понять и т.д. Просто наблюдайте, будьте рядом, задавайте вопросы
Например, персонаж «мама» может неудобно лежать или быть запертым в домике. Кто-то может остаться без домика, кто-то на кого-то может кричать или драться с кем-то. Всё это происходит в игре не случайно и отражает потребности вашего ребёнка в данный момент что-то для себя «проиграть», «отыграть», пережить, понять и т.д. Просто наблюдайте, будьте рядом, задавайте вопросы.
Ребёнок вам сам многое расскажет и, возможно, вы сможете его лучше понять.
Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!
P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.
Неврология, лежащая в основе важности игры
Хотя игра часто рассматривается просто как способ расслабиться для людей, особенно детей, научные исследования доказали, что игра является решающим фактором в здоровом развитии ребенка. Исследования показывают, что новорожденные младенцы обладают миллиардами клеток мозга; однако эти молодые клетки лишены сложной нейронной взаимосвязи, которая характерна для зрелого, полнофункционального человеческого мозга. Неврология показала, что большая часть роста мозга происходит в течение первых пяти лет жизни ребенка, и игра вносит значительный вклад в развитие взаимосвязей между нейронами. Эти нейронные связи играют важную роль в ключевых областях жизни ребенка, таких как обучение, социальное развитие, эмоциональное развитие и память.
Игра считается особенно важной для здорового развития детей, переживших стрессовые события или прошлые травмы. Хотя последствия травмы, как правило, проявляются в невербальных областях мозга — гиппокампе, миндалевидном теле, таламусе и стволе мозга, — способность человека общаться и обрабатывать неблагоприятные проблемы находится в лобных долях мозга
В результате детям, пострадавшим от травмы, может быть трудно дать понять другим людям, что им нужна помощь. Физическая и ролевая деятельность, связанная с игровой терапией, оказалась полезной для передачи травматических воспоминаний и ощущений из невербальных областей мозга в лобные доли.