Публикация «Рекомендации родителям по профилактике суицидов у подростков „Как уберечь ребенка от рокового шага?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Суицид. Профилактика
- Темочки
Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т. д. ;
Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите
возможные пути решения возникшей проблемы;
Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Что в поведении подростка должно насторожить
• Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
• Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
• Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
• Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь
(Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает
Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
• Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.
Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.
Не следует говорить ребенку :
• «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
• «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
• «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
• «Где уж мне тебя понять!»;
• «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
• «Не получается – значит, не старался!»;
• «Все дети, как дети, а ты …»;
• «Сам виноват…не жалуйся…. бестолочь».
Обязательно скажите ему:
• «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
• «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
• «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
• «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
• Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
• Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.
Четыре основные причины самоубийства:
• Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
• Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
• Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
• Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Как не упустить суицидальное поведение у подростка?
Психическое здоровье человека является одной из основных ценностей личности и общества в целом. Именно этот показатель определяет физическое и социальное благополучие человека. Детско-подростковый возраст сопровождается радикальными комплексными изменениями тела и психики.
В формировании отклонений нервно-психического развития важны не только предшествующие негативные факторы, такие как токсикоз матери во время беременности, недоношенность, родовые травмы, действие токсических веществ. Значительное влияние оказывают условия микроклимата, отношения в близком окружении ребёнка.
Неблагополучие в семье, алкоголизация родителей, плохие взаимоотношения между членами семьи приводят не только к психическим расстройствам ребёнка, но и к асоциальному поведению и суициду. Суицид детей страшен по своей сути, порой совершенно непредсказуем.
Немного терминологии
- Суицидом называют лишение себя жизни тем или иным методом.
- Суицидальные мысли – это мысли о способе ухода из мира, о реакции окружающих людей, о болезненности самого процесса лишения себя жизни.
- Суицидальные замыслы отличаются от суицидальных мыслей тем, что человек начинает продумывать детали планируемого суицида: где, каким способом, с наличием свидетелей или оставив предсмертную записку и т.д. Это первый этап перед моментом подготовки к суициду.
- Парасуицид – некая инсценировка лишения себя жизни, осуществляется напоказ, при свидетелях. Основной его смысл не уход из жизни как таковой, а получение желаемого: внимания, жалости, исполнения требований.
- Расширенный суицид характеризуется не только лишением себя жизни, но и убийством окружающих людей.
- Завершённый случай суицида – суицидальное поведение, завершившееся смертельным исходом.
Грустная статистика
Как это ни печально, Россия находится в лидерах в мире по уровню самоубийств среди детей и подростков. Показатели более чем в 3 раза выше, чем в других странах. За последние десятилетия пики суицидальной активности наблюдались в 1990 – х годах, затем в 2002 г. Уровень среди подростков в среднем остаётся высоким – около 21 на 100 000 человек.
Стоит отметить, что юноши чаще совершали суицид, чем девушки: 33 и 8 на 100 000 человек соответственно. За последние 5-6 лет суицидальная активность держится на одном уровне.
Различается количественный показатель суицидов относительно регионов Российской Федерации. Самое большое число самоубийств среди подростков регистрируется в Чукотском автономном округе – 255 на 100 000 населения. Самый низкий этот показатель в Чечне — до 2,3 на 100 000 населения. Таким образом, южные регионы и области страны характеризуются более низкой смертностью от суицидов, чем северные районы (Чукотка, Бурятия, Алтай, Якутия, Тыва, Хакасия, Иркутск, Камчатка, Калмыкия).
Несмотря на такие высокие показатели частоты суицидов, даже эта статистика не способна в полной мере отразить реальную картину самоубийств. Колоссальное количество людей, совершивших суицид, остаётся за гранями отчётности психиатрической службы.
Это происходит в связи с различными причинами, такими как отрицание родственниками случившегося, проблемами со страховыми компаниями и т.д.
Первые «звоночки»
Распознать и предотвратить самоубийство не так просто, ведь далеко не каждый человек, планирующий суицид, сообщает о своих намерениях окружающим.
Суицидальный риск в разы увеличивается при присутствии в психическом состоянии депрессивных расстройств.
Первыми явными признаками возможного наступления суицида у детей и подростков является депрессивное состояние.
Основные моменты, на которые стоит обращать внимание:
- сниженное настроение;
- потеря аппетита;
- апатия;
- нарушение сна (кошмарные сновидения, поверхностный, тревожный и чуткий сон, бессонница или повышенная сонливость);
- мысли и высказывания о нежелании жить;
- снижение школьной успеваемости;
- ограничение общения с друзьями и знакомыми;
- слезливость,;
- отказ от посещения учёбы и секций.
Что может помочь преодолеть суицидальные мысли у ребенка?
- Любовь, забота, понимание и принятие родителей. Мало понимать ребенка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и принимать самостоятельные решения. Ребенок — это не собственность, и родители — не хозяева, чтобы диктовать поведение ребенка, принимать за него все решения и т.д. С детства постепенно нужно учить и давать ребенку больше самостоятельности, приучать нести ответственность.
- Собственный пример. Родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть бодрыми, оптимистичными, желающими справиться с любыми трудностями.
- Литература, кино. Читая вместе с ребенком или рекомендуя ему те или иные книги или фильмы, вы можете помочь ребенку ориентироваться в этом мире: различать добро и зло, ценить жизнь, уметь понимать себя и других. Лучше читать те книги и смотреть те фильмы, где герои, сталкиваясь с трудностями, сохраняют бодрость духа, юмор, предпринимают попытки выхода из ситуации. Очень полезно обсуждать прочитанное и просмотренное вместе, за ужином, за вечерним чаем — пусть это будет доброй традицией.
- Добрые дела. Ребенок не должен расти эгоистом, он должен понимать, что в мире есть те, кому может быть нужна его помощь. С раннего детства можно приучать ребенка кормить птиц, выносить дворовой собаке воду и косточки, ухаживать за домашними питомцами. Это поможет осознавать свою значимость, ребенок будет знать, что его забота кому-то нужна.
- Спорт, музыка и другие увлечения. С детства нужно формировать и способствовать появлению у ребенка устойчивых интересов, новых знакомств. Расширяйте кругозор ребенка, посещайте выставки, музеи, экскурсии, смотрите разные передачи — в этом мире ребенок должен найти что-то для себя, то, что будет ему интересно, и то, что будет направлять его дальнейшую жизнь. Если не получилось с музыкой, попробуйте танцы, не получилось с танцами, запишись в бассейн, не вышло с бассейном — в археологический кружок.
И нельзя не сказать о том, что в доме должна быть благоприятная для проживания обстановка: мир и лад в семье, своя комната или свой «угол» у ребенка, чистота и порядок. Ребенок должен полноценно питаться, соблюдать режим, полноценно отдыхать. Взрослые, живя подчас в бешеном темпе, забывают о необходимости этих простых условий развития ребенка.
Упражнения на снижение тревоги у детей
Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность.
- Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
- Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
- Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
- Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.
Подходы к лечению
Медикаментозная терапия
При отсутствии угрозы жизни врач оценивает выраженность депрессивной симптоматики, особенности склада личности человека. Терапия проводится группой антидепрессивных препаратов. Предпочтение чаще отдаётся группе селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС): Пароксетин, Сертралин, Эсциталопрам. Длительность приёма препаратов от 5 – 6 месяцев активного лечения с последующим переходом на поддерживающую терапию.
В начале приёма антидепрессантов назначаются небольшие дозировки транквилизаторов (Феназепам, Грандаксин). Эти лекарства снижают уровень тревоги и нормализуют сон.
Возможно использование антипсихотиков в малых дозах при острой психотической симптоматике (Тералиджен, Рисперидон, Хлорпротиксен).
Психотерапия
Психотерапия является основным компонентом в терапии суицидального поведения. Выбор метода психотерапии подбирает врач, исходя из особенностей конфликтной ситуации, склада личности и целей.
Семья также должна непосредственно участвовать в лечении и способствовать налаживанию правильных и доверительных отношений между родственниками. Семья является лакмусовой бумажкой для выявления проблем, которые могут привести к суициду.
Особое значение придаётся налаживанию коммуникации пациента со сверстниками и взрослыми, формированию позитивного мышления и перспективы своего будущего.
Групповая терапия имеет положительный эффект, ведь только в кругу единомышленников подросток чувствует себя нужным, значимым. Человек более легко делится своими переживаниями и активно поддерживается другими членами группы.
Арт-терапия широко применяется у детей. Дети очень ярко и образно способны передать особенности психотравмирующей ситуации, внутренние переживания. С помощью психотерапии творчеством врач вместе с пациентом находят выход из трудной ситуации, активизируют внутренние резервы и способности. Методики различны: изображение художественных образов, музыкотерапия, драмтерапия.
Какие подростки чаще всего склонны к самоубийству
При подробном рассмотрении проблемы суицида среди подростков, всегда можно найти серьезные проблемы в жизни молодых людей. Они не всегда лежат на поверхности. Порой, сводит счеты с жизнью ребенок из обеспеченной, благополучной и на первый взгляд идеальной семьи. Потом выясняется, что ребенок рос в атмосфере тотального одиночества, его родители оказались эмоционально отстраненными людьми, занятыми карьерой, зарабатыванием денег, своими проблемами. Рассмотрим основные факторы, которые толкают тинейджеров к последней черте – какие подростки особенно склонны к суициду?
Страдающие психическими заболеваниями, получившие травмы мозга или его сотрясение
Ученые из Университета Торонто выяснили, что люди, перенесшие сотрясение мозга, в три раза чаще склонны у самоубийству, чем остальные люди. Лидером среди психических заболеваний, провоцирующих самоубийство, является подростковая депрессия, а также шизофрения и БАР.
Алкозависимые или наркозависимые
Аддиктивное поведение у подростков: алкоголизм, наркомания, игромания становятся мощным фактором суицидального поведения. Тинейджер теряет контроль над собой и своей жизнью, он не способен осознавать последствия своих поступков. Употребление алкоголя, никотина или наркотиков в подростковом возрасте уже повод бить тревогу – это саморазрушающее поведение, так называемое растянутое самоубийство.
Имеющие родственников с психическими отклонениями, зависимостями или покончившими собой
Семейная депрессия в ряде случаев увеличивает вероятность того, что подросток будет страдать от данного психического расстройства. Пример человека из близкого окружения, покончившего с собой, также повышает степень суицидальной угрозы.
Жертвы насилия или жестокого обращения
Если тинейджер становится жертвой насилия, школьной травли, жестокого обращения, то угроза суицида повышается в разы
Ребенок, переживший сильнейший стресс, закрывается в себе, поэтому важно оказывать ему поддержку и всегда быть рядом. Не обесценивать его чувства
Страдающие от неизлечимой болезни
Часто подростки, страдающие от неизлечимого заболевания, принимают решение покончить с жизнью, наполненной болью.
Тревожные симптомы суицида подростка
Ребенок гораздо менее устойчив к стрессу, чем взрослые. Поэтому, если в его жизни случилось какое-то несчастье: смерть близкого человека, неудачная влюбленность, предательство друга, несостоявшиеся отношения с одноклассниками, нельзя оставлять его без внимания. К факторам риска можно добавить развод родителей, рождение младшего брата или сестры и ощущение ненужности в собственной семье, уход от реальной жизни в виртуальную. Велик риск суицида у детей, переживающих травлю в школе или дворе, а также, если им пришлось пережить сексуальное насилие.
По ряду признаков можно распознать, что подросток не справляется со стрессом, и его посещают мысли о суициде.
1. Стремление к уединению. Одно дело, если ребенок всегда немного сторонился общества людей. Другое дело, если раньше у него была куча друзей, он всегда делился с родителями радостями, успехами, проблемами, и вдруг его словно подменили. Он не выходит из своей комнаты, не желает общаться ни с кем, равнодушен к общесемейным делам.
2. Тревожность, необоснованные страхи. Ребенок беспокоен, плохо спит, просит довезти его до школы и встретить после уроков, хотя раньше ходил один или с другом. А ночью из комнаты видна полоска света от ночника. Это могут быть признаки тяжелой депрессии или развивающегося психического заболевания. И суицид для подростка – единственный способ выйти из этого состояния.
3. Неестественный интерес ко всему, что связано со смертью: фильмы про убийства, передачи про самоубийц, бесконечное сидение в интернете, аватарки в соцсетях не с собственной фотографией, а с изображением персонажа аниме, покончившего с собой, странные статусы и друзья, разделяющие с ним интерес к смерти.
4. Причисление себя к субкультуре вроде ЭМО или «челкастых, смена имиджа, частое наложение грима, где превалирует красный цвет, толстые браслеты на запястьях, вдруг возникшая любовь к одежде или головным уборам с черепами и прочими атрибутами смерти.
5. Девиантное поведение: прогуливание уроков, грубость в отношении близких, мелкие проступки, опасные селфи, прогулки по крышам в компании таких же подростков.
6. Устное или письменное высказывание мыслей о трудностях жизни и единственного способа ухода от всех проблем.
7. Истерики и шантаж, когда от родителей нужно добиться чего-то, например, денег на посещение развлекательного центра или покупку квадроцикла.
8. Дружба с подростками, в жизни которых уже были попытки суицида.
Как быть родителям
Ели у ребенка наблюдаются некоторые из перечисленных выше симптомов, необходимо немедленно действовать. Самое первое, что нужно сделать:
1. Попытаться вывести на откровенный разговор и выслушать, если ребенок начнет изливать душу. Разговаривать с ребенком, пока он еще маленький, и плавно перенести традицию таких бесед в его подростковый возраст. Говорить обо всем на свете и не меньше часа в день. Не давать сузиться сознанию ребенка, показывать, как широк и разнообразен мир.
2. Чаще вместе совершать прогулки, ходить в магазин, готовить обед или ужин, слушать вместе музыку, которая нравится подростку, а на следующий день ту, которой отдают предпочтение родители, обсуждать произведения искусства, фильмы
Важно избавить ребенка от ощущения одиночества, которое усугубляет дурные мысли.
3. Если ребенку кажется, что его проблемы не имеют решения, привести примеры из своей молодости или знакомых, когда сложились похожие обстоятельства. Однако, вам удалось найти в себе силы и справиться с ситуацией. Главное дать ему понять, что это сегодня он опечален происходящим, а через много лет вспомнит и даже посмеется над этим.
Найти самые правильные пути выхода из опасного состояния подростку должен помочь психолог, к которому просто необходимо его отвести.
Как заметить, что ребенок тревожен
Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.
Тревожность у детей до 1 года
У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:
- беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
- частым плачем;
- плохим сном;
- ухудшением аппетита.
Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.
Тревожность у детей дошкольного возраста
Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).
Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.
В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.
Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.
Школьная тревожность
Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.
Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:
- низкая самооценка;
- быстрая утомляемость;
- робкое поведение;
- беспокойство;
- плохая концентрация на выполняемых заданиях;
- плохой сон, снятся кошмары;
- смущение;
- часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
- частые расстройства желудка;
- может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
- повышение потоотделения при волнении;
- снижение аппетита.
В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.
9 вещей о подростках и самоубийстве, которые должны знать все родители
Об этом трудно говорить, но это очень важно!
«Как человек, который боролся с суицидальными мыслями в подростковом возрасте, я помню, что это было похоже на маленькую тайну, вызывающую чувство стыда, и как мало у меня было поддержки. Я не могу себе представить, как бы изменилась ситуация, если бы у меня было безопасное место, где я могла бы обсуждать свою тайну открыто, лучше — со взрослыми. С ростом количества самоубийств среди подростков, как никогда важно, чтобы родители знали о фактах, были знакомы с предупреждающими знаками и вооружены инструментами не только для того, чтобы при необходимости вмешаться, но и для того, чтобы постоянно говорить со своими детьми о психическом здоровье», — говорит Анна Борхес, главный редактор раздела Health (портал SELF). По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно происходит около 800 тысяч суицидов
Среднемировая смертность в результате самоубийств — 10,5 случаев на 100 тысяч человек, а Россия занимает третье место в мире по этому показателю — 26,5 случая на каждые 100 тысяч человек
По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно происходит около 800 тысяч суицидов. Среднемировая смертность в результате самоубийств — 10,5 случаев на 100 тысяч человек, а Россия занимает третье место в мире по этому показателю — 26,5 случая на каждые 100 тысяч человек.
Из данным ВОЗ самоубийство — вторая во всем мире по распространенности причина смерти среди молодых людей от 15 до 29 лет (первая – ДТП). При этом в организации считают, что в России ситуация с подростковыми самоубийствами особенно тяжелая.
«Любая смерть — это трагедия для семьи, друзей и коллег погибшего. Но суицид можно предотвратить, — подчеркивает генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус. — Мы призываем все страны включить в свои национальные программы образования и здравоохранения проверенные стратегии по предотвращению самоубийств».
В идеальном мире ни одному родителю не нужно было бы искать у своего ребенка признаки суицида. Но реальность такова, что мы должны открыто говорить о самоубийстве и суицидальных идеях, чтобы развенчать мифы и обеспечить безопасность детей, подростков, молодых людей.
Это может быть особенно важно для подростков, поскольку многие родители ошибочно принимают предупреждающие признаки суицидального поведения за обычные подростковые выходки. Анна Борхес поговорила с тремя экспертами по самоубийствам подростков, и составила 9 вещей, которые необходимо знать родителям
Чем опасно состояние тревожности для детей
Тревожность — широкое понятие, в которое входят разнообразные варианты неблагополучного с эмоциональной и психологической точки зрения состояния ребенка. Причины тревожности разнообразны: это могут быть отношения с учителем и одноклассниками, низкая самооценка и неуверенность в своих знаниях, стрессовая ситуация на контрольной работе и боязнь отвечать устно — каждая из этих причин может вызвать или усилить проявления тревожности у ребенка.
При этом давно установлен факт того, что развитие многих соматических заболеваний провоцируется некомфортным эмоциональном состоянием человека, особенно тем, которое продолжается в течение длительного периода времени. Поэтому тревожность опасна для здоровья школьников. Нельзя забывать и о вероятных психологических проблемах, вызываемых постоянной или периодически возникающей тревожностью. Это могут быть нарушения нейротичного характера, развитие депрессии. Мотивом деятельности школьника в этом случае становится не желание достичь успеха, положительного результата, интерес к содержанию предмета, а стремление избежать промахов, неудач.
В социальном отношении высокий уровень тревожности не позволяет ребенку адекватно себя оценивать, на равных общаться со сверстниками, одноклассниками. Часто у таких детей нет друзей, они некоммуникабельны.
Таким образом, тревожность негативно сказывается на всех сферах жизни ребенка, поэтому педагог должен постараться не только своим стилем преподавания не стать причиной развития тревожности у детей, но и научиться помогать своим ученикам ее преодолевать, избавляться от нее.
Что делать, если вы думаете, что ваш близкий хочет покончить с собой?
Между мыслями и серьёзными попытками лежит целая пропасть, до действий так никогда может и не дойти. Однако если вам кажется, что ваш близкий хочет покончить с собой, то вот несколько советов:
-
Поговорите с человеком прямо. Задавайте простые вопросы, узнайте причины его поведения, настроения. Разговор должен быть построен дружеский, искренний и добрый, без нравоучений и обвинений. Задавайте вопросы откровенно, без наводящих и каверзных предложений.
-
Нельзя недооценивать ситуацию. Если вам кажется, будто кто-то неспособен на самоубийство — это неправда. Решиться может любой человек, в самое неожиданное время. Поэтому угрозы покончить жизнь самоубийством, пусть даже самые призрачные пускать на самотёк нельзя.
-
Относитесь серьёзно к причинам суицида. Даже если причина, по которой человек больше не хочет жить вам кажется смешной и нелепой, это не значит, что для него это не вопрос жизни и смерти. Если вы не поддержите собеседника, а начнёте его поучать — скорее с вами больше не поделятся сокровенными мыслями. Поэтому старайтесь заверить, что вы все понимаете, но уверены, что в этой ситуации можно найти выход. Не спорьте, а предлагайте свою помощь.
-
Занимайте позицию активного слушателя. Люди с суицидальными мыслями часто страдают от сильного чувства одиночества, отчуждения. Они очень остро нуждаются в обсуждении больных для себя тем: своей боли, горя, отчаяния. Предоставьте возможность выговориться. Слушайте, вникайте, постарайтесь определить истинные мотивы поведения.
-
Никогда не спорьте и не учите. Если начать объяснять последствия его смерти в виде расстроенных родственников или позора на всю деревню, в ответ можно получить ещё большую подавленность, обиду и даже агрессию человека. Выиграть спор у вас вряд ли получится, а вот потерять человека запросто.
-
Утешать надо правильно. В этом случае противопоказаны варианты: “Нашёл из-за чего умирать. Мне бы твои проблемы”; “Да ладно тебе, всё пройдёт и наладится”; “Всё будет хорошо”. Все эти высказывания не имеют ничего общего с утешением, наоборот, усугубляют чувство собственной беспомощности и ненужности.
-
Предложите ценные и конструктивные советы, если можете. Подумайте вместе, как можно решить данную ситуацию, предложите конкретные действия. Возможно есть знакомые, которые помогут или есть опыт решения таких проблем.
-
Вселяйте надежду честно и убедительно. Поговорив о конкретной печали, вы можете внушить близкому, что трудные периоды временны, а жизнь вернуть не получится. Укрепляйте силу и возможности страдающего, приводите блестящие примеры его побед в прошлом, расскажите свой похожий опыт и как вы с ним справились, если он готов и хочет вас выслушать. Надежда — это вера в жизнь, в доброе, во всё хорошее, что было и будет.
-
Никогда не оставляйте человека один на один с суицидальными мыслями. Проводите как можно больше времени с ним, попросите друзей или знакомых с ним посидеть.
-
Обращайтесь к специалистам. При всём искреннем желании помочь, человек, вряд ли, сможет вылечить близкого от депрессии или суицидальных мыслей. Для такого уровня проблемы необходим психотерапевт и психиатр. Не бойтесь, не стесняйтесь обращаться за помощью. Суицидальную угрозу недооценивать нельзя. В наше время существуют не только частные, но и государственные клиники, которые могут оказать психологическую помощь. Используйте все возможные ресурсы, ведь “на кону” жизнь человека.
-
Оберегайте, дарите любовь и заботу. Даже если страшная трагедия миновала, ваш близкий успокоился и как будто забыл про смерть, вы забыть это не имеете права. Окружайте его заботой, продолжайте наблюдать за поведением. По статистике половина суицидентов совершают повторные попытки лишить себя жизни спустя три месяца. Поэтому нужно быть начеку.
Признаки детского суицида
Выделяют признаки детского суицида, когда ребенок готовится к совершению действия, а существуют симптомы того, что у ребенка могут возникнуть мысли о самоубийстве. Следует рассмотреть и то, и другое.
Симптомы, которые указывают на возможность развития суицидальных мыслей:
Потеря аппетита или обжорство.
Повышенная сонливость или бессонница.
Погруженность в тему о смерти.
Скука при выполнении ранее любимого дела или в компании интересных друзей.
Жалобы на соматические недомогания: головные боли, частая сонливость, боли в животе, постоянная усталость.
Приступы гнева, возникающие из-за мелочей.
Пренебрежение собственным внешним видом.
Одиночество, изоляция от родственников и друзей, уход от общения с людьми.
Чувство грусти, бесполезности, вины и одиночества.
Сниженное внимание и качество работы.
Отсутствие целей на будущее.
О том, что готовится суицидальное действие, можно распознать по следующим признакам:
- Внешняя расслабленность и удовлетворенность в сочетании с приливом сил. Человек уже принял решение и составил план действий.
- Приготовление. Человек отдает ценные вещи, упорядочивает, упаковывает.
- Оставление указаний другим людям.
- Потеря чего-то ценного (особенно близкого человека).
- Прощание и слова благодарности окружающим.
- Угрозы.
- Бессонница.
- Агрессивность в действиях у подростков.
Один из наиболее важных шагов, который вы можете предпринять, — это регулярно разговаривать с ребенком.
«Вы будете удивлены, узнав, как много людей не разговаривают со своими детьми», — говорит Эмануэль.
Хорошая новость — начинать никогда не поздно. «Первые несколько попыток будут неловкими», — говорит Мацца.
«Вы можете сказать: «Эй, мы мало разговаривали, я виновата. Давай поговорим, как у тебя дела?».
Послание таково: «Я забочусь о тебе, и я не знаю, что происходит в твоей жизни. Хочешь поделиться со мной?»
«Подростки лучше воспринимают ежедневные ритуалы, чем это может казаться, — говорит Теллоне. — Поэтому, если вам трудно найти момент для общения, возможно, стоит регулярно выделять время, чтобы наверстать упущенное. Может быть, за чем-нибудь веселым, например, вечером за пиццей или игрой. Ребенок будет знать, что это время вы регулярно проводите вместе, и ему будет легче найти момент для обсуждения сложных тем.