Игры для самостоятельной деятельности детей
Не взирая на родительскую любовь и желание проводить каждую минуту с ребенком, необходимо предоставить ему время для самостоятельного провождения, естественно под присмотром взрослых.
![]()
Основным видом деятельности детей от 2 лет до 5 — это взаимодействие с предметам и игра. Главная задача родителя — не подавляя интерес к самостоятельной деятельности направить игру в нужном направлении.
Игры — это наиболее удобное форма развития в ребенке любого качества и навыка.
Время, которое ребенок проведет сам поможет:
- Развить в ребенке инициативность.
- Развить чувство решимости и уверенности.
- Развить фантазию. Не зная чем заняться без родительской помощи, ребенок станет искать себе занятие, используя подручные средства. То есть подобным способом развивается не только фантазия, но и логика, мышление и даже творческие способности.
Говоря про самостоятельную игровую деятельность, не стоит думать, что ребенок сам себе предоставлен. Взрослые не только могут, но и должны в ней участвовать, как такие же члены игры. Планирование игры должно исходить из возможностей самого ребенка. Также необходимо подготовить место для самостоятельных игр — специально оборудованная комната с необходимыми игрушками и материалами.
От простого к сложному
Взращивая в ребенке самостоятельность, помните о принципе «от простого к сложному». Каждый значимый навык можно разделить на простые мини-навыки и постепенно осваивать их. Так, с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка будет увеличиваться, а помощь взрослого при этом должна сокращается. Сначала вы действуете вместе с ребенком, в это время происходит обучение на словах и практических примерах. Затем вы передаете ребенку новую часть навыков, тогда он начинает пробовать собственные силы и отрабатывать их
На данном этапе важно дать ребенку возможность ошибаться и помогать обернуть ошибки в опыт
Когда ваш ребенок что-то делает сам и вы видите, что у него это еще не очень хорошо получается, сдержите комментарии, подобные этим: «Ну что ты делаешь!», «Ну кто тебя так учил!». Ребенок услышит в них лишь вашу в нем неуверенность и у него возникнет ощущение, что лучше ему вообще ничего не пробовать, потому что все равно ничего не получится. Ваша задача — дать такую обратную связь, чтобы ребенок почувствовал гордость за себя и уверенность в своих силах, что его инициатива вами замечена и что вы рады этому. Скажите, например: «Мне так приятно, что ты это делаешь сам!», «Как здорово, что ты решил это сам попробовать!». Верьте в своего ребенка, и он обязательно поверит в себя!
Как определить, когда перестать мыть мальчика маме?
1. Возраст. Обычно, когда ребенок достигает 5-7 лет, он уже может начать мыться самостоятельно. Он обретает достаточно уверенности и навыков, чтобы справиться с этой задачей.
2. Знание процесса. Если ребенок понимает, как правильно мыться и знает, какие части тела нужно мыть, это может быть признаком того, что он готов взять на себя эту ответственность.
3. Физическая способность. Ребенок должен иметь достаточную физическую возможность для выполнения самостоятельного мытья
Также важно, чтобы он мог добраться до всех необходимых мест на теле
4. Желание и мотивация. Если ребенок проявляет интерес и желание мыться самостоятельно, это может быть хорошим сигналом, что он готов взять на себя эту ответственность.
5. Наблюдение и поддержка. Родители должны наблюдать за детьми и поддерживать их в попытках мыться самостоятельно. Они могут начать с помощи и постепенно увеличивать уровень самостоятельности, пока ребенок не сможет делать это полностью самостоятельно.
Учить ребенка самостоятельно мыться является важным шагом в его развитии и самостоятельности. Следует поддерживать и поощрять его в этом процессе, чтобы он мог стать независимым в уходе за собой.
Визуальный список шагов
В первую очередь, нужно подумать о том, чтобы облегчить этот процесс с помощью визуального расписания, либо каких-то других визуальных подсказок. Мне всегда была симпатична идея заламинированного визуального списка шагов, который описывает разные этапы необходимых гигиенических процедур. Такой список шагов можно составить как из картинок, так и из слов для хорошо читающих детей. Визуальный список, по сути, заменяет родителя, стоящего над душой ребенка в ванной и напоминающего о каждом следующем шаге, или, еще хуже, делающего каждый шаг вместе или вместо ребенка. Конечно, мы должны учитывать возраст и способности ребенка, но, в конечном итоге, мы хотим, чтобы все дети могли самостоятельно мыться без помощи родителей!
Если вы до сих пор помогаете ребенку в душе, и эта помощь уже становится несоответствующей возрасту, то начинайте обучать его самостоятельности с помощью техник прямой или обратной цепочки. Это значит, что вы помогаете ребенку на всех шагах, описанных в вашем визуальном списке, за исключением самого первого или самого последнего. Вы начинаете учить и поощрять ребенка делать этот самый первый/последний шаг полностью самостоятельно. Как только этот навык доведен до совершенства, и ребенку больше не нужно ни напоминать об этом шаге, ни помогать ему, вы переходите ко второму/предпоследнему шагу, и так, пока не охватите все шаги без исключения.
Переход от одного шага к следующему
Хотя присутствие визуального списка шагов может помочь, дети могут «застрять», если им трудно понять, на каком именно месте списка они находятся. Нужно проявить творческий подход, чтобы помочь ребенку каждый раз отмечать свое успешное продвижение по списку. Например, можно использовать мыльные карандаши (специальные карандаши из мыла, которые легко и быстро смываются), чтобы ребенок вычеркивал тот шаг на ламинированном списке, который он уже сделал. Простое вычеркивание шагов помогает ребенку отслеживать весь процесс и продвигаться вперед.
Не так давно я работала с одной девочкой, которая очень любила петь, и мы придумали для нее специальную песенку для мытья каждой части тела по ее визуальному списку. Она могла петь во время мытья, и это помогало ей не забывать, на каком этапе списка она сейчас находится. Для другого мальчика мы включали музыку в ванной, и как только заканчивалась песня, он знал, что должен перейти на мытье другой части тела! Конечно, оба таких подхода потребуют весьма коротких песенок, но даже с продолжительными песнями такой метод будет плодотворен по сравнению с тем, что было раньше. Возможно, родители или ребенок смогут сделать какую-нибудь специальную запись, которая будет проигрываться в ванной, направляя ребенка от одного шага к другому.
Как подготовить ребенка к пребыванию дома без взрослых
Современные дети вынуждены часто оставаться одни дома. Родителям приходится много работать, к тому же у них имеются свои сугубо взрослые дела. А бабушки с дедушками живут далеко. Однако ребенок в такие моменты не чувствует себя брошенным. Он знает, что у него есть заботящиеся мама и папа, которые, скорее всего, ради этой заботы и оставляют его на какое-то время одиноким хозяином в доме. И, тем не менее, нельзя просто взять и оставить ребенка на полдня одного.
Приучайте ребенка к самостоятельности постепенно. Первое время можно ограничиться десятью минутами. Этого времени хватит для посещения ближайшего магазина. Далее отсутствие мамочки постепенно увеличивается до 20, после до 30 минут. Нельзя, чтобы до 8-летнего возраста дети оставались одни более чем на 1,5-2 часа
Важно, чтобы ребенок понимал причину, по которой он остается один дома. Всегда сообщайте, во сколько будете дома и не опаздывайте ни на минуту
Ребенок может запаниковать, особенно если ему меньше 10 лет. В период с 7 до 9 лет детки очень боятся, что с их родителями может что-то случиться. Обязательно оставьте ребенку телефон, заранее убедившись, что он заряжен, и звоните ему каждые полчаса. Если у него еще нет мобильного, снабдите его им и запрограммируйте «горячие клавиши» на номера обоих родителей и близких родственников, чтобы в случае необходимости он мог позвонить кому-нибудь из взрослых, нажав на одну цифру. Вернувшись, поинтересуйтесь у ребенка, чем он занимался, не было ли ему страшно. Не ругайтесь, если малыш успел немного нахулиганить. Поведение детей, остающихся в пустой квартире, всегда выходит за границы дозволенного мамой. Причина тому – обычное любопытство. Помните, в квартире ребенка подстерегает множество опасностей. Перед выходом из дома убедитесь, что убрали подальше все лекарства, острые предметы, спички и зажигалки, перекрыли газ и т. д. Весьма вероятно, что любопытный малыш внимательно осмотрит весь дом. Поэтому желательно подальше убрать любые вещи, которые представляют ценность (украшения и важные документы) или по поводу которых вы бы не хотели объясняться с детьми (например, презервативы).
Даже если ребенок у вас послушный, самостоятельный и не пугливый, даже любит немного похозяйничать дома один, он вряд ли достаточно организован в свои 8-10 лет, чтобы первым делом поесть и выучить уроки, а потом уже заняться играми или чем-то другим, что более легко и интересно. Поэтому контролировать его все-таки придется, но делать это нужно не навязчиво.

Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте
Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:
Дети 2-4 лет
Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.
Дети 5-8 лет
В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене
Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей
Как приучить ребенка к чистоте? Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту
Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком
Дети 9-14 лет
Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».
Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет
Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.
КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА
Чтобы понять, насколько ребенок вообще знает, как поступать в той или иной ситуации, специалисты советуют задать по очереди 16 вопросов, чтобы найти слабые места, а также узнать, над чем следует поработать.

Что делать, если родителей нет дома, а дверь пытается кто-то открыть?
Первым делом следует позвонить мама и папе, а если они не берут трубку, то вызвать по телефону полицию. В первом варианте даже отсутствующие родители смогут связаться с соседями, чтобы те оперативно оказали ребенку помощь.
Можно ли брать конфеты у незнакомой женщины?
Нет! От незнакомых мужчин и женщин нельзя принимать ни сладости, ни игрушки, ни другие подарки.
Из розетки пошел дым, а взрослых нет дома. Что делать?
При пожаре следует покинуть квартиру, набрать номер пожарной службы либо службы спасения и обратиться за помощью к соседям. Самостоятельно пытаться потушить пожар специалисты категорически запрещают.
Незнакомый взрослый просит помочь. Поможешь или нет?
Нуждаясь в помощи, взрослый человек обратится к другим взрослым, но точно не к ребенку. Поэтому помогать такому странному взрослому не следует.
Что делать, если напала стая собак?
При встрече с собаками главное — быть спокойным и всем своим видом это спокойствие демонстрировать. Не следует провоцировать животных, но и убегать нельзя
Можно отвлечь их внимание с помощью зонтика или рюкзака, постепенно удаляться от стаи. Постараться не оборачиваться к собакам спиной и не давать себя окружить.
Пойдешь ли в гости к малознакомому ровеснику?
К малознакомым людям ходить в гости не следует
Даже если речь идет о ровесниках.
Что делать, если чувствуешь запах газа?
Следует позвонить в службу газа («104») или же в службу спасения («112»). По возможности следует открыть окна.
Можно ли ехать в лифте с незнакомцем?
Если ребенок ожидает лифт, а к нему подходит незнакомец, то ехать с этим взрослым человеком вместе не следует. Лучше, если ребенок и вовсе будет отвечать, что ждет тут родителей, которые вот-вот подойдут.
Что делать, если за тобой следят?
В таком случае нужно зайти в людное место и оттуда позвонить родителям, сообщив о странных наблюдателях.
Кому можно открывать дверь, если ты один дома?
Открывать дверь незнакомым людям нельзя независимо от их возраста, пола, профессии.
Что делать, если незнакомец схватил тебя и не отпускает?
В таком случае нужно максимально привлекать внимание людей, кричать и драться изо всех сил. Если рядом стоят машины, можно стучать и по ним, надеясь, что сработает сигнализация.
Что будешь делать, если потеряешься в толпе?
В таком случае нужно выбраться из потока людей, пытаясь сместиться к краю. При этом не следует бежать против толпы, а лучше идти в ту же сторону, что и остальные, постепенно смещаясь на открытое пространство.
Как поступишь, оказавшись на улице в грозу?
Следует найти безопасное укрытие вроде магазина либо подъезда. А вот стоять под деревьями или возле металлических конструкций нельзя. Также следует избегать и водоемов.
Что делать, если тебе или твоим близким угрожают в интернете?
Об этом следует сообщить родителям, а также в полицию, чтобы пресечь на корню угрозы любого характера.
Пойдешь ли поиграть на замерзший водоем, если тебя зовут друзья?
Нет! И исключений быть не может. Лед всегда может провалиться, а потому без родителей туда соваться нельзя. Да и с родителями тоже нежелательно.
Можно ли брать аптечку в отсутствие родителей?
Ребенок должен понимать, насколько опасным для жизни и здоровья может быть неправильное употребление медицинских препаратов. А потому трогать аптечку в отсутствие мамы и папы точно нельзя.
Детей нужно защищать. И в первую очередь делать это путем информирования, донося до ребенка, что можно, а что нельзя. В таком случае и чадо будет вооружено на случай непредвиденных ситуаций, и родители будут спокойнее, понимая, что их малыш может сам о себе позаботиться.
телеграм-канале
Взаимодействие с ребенком
Слушайте ребенка: Постарайтесь дать ему возможность самостоятельно выразить свои мысли и чувства. Слушайте, задавайте вопросы, проявляйте интерес к его рассказам. Это позволит ребенку почувствовать себя важным и любимым, а также развить навыки общения.
Покажите эмпатию: Важно проявлять понимание и сочувствие к чувствам и переживаниям ребенка. Учите его, что эмоции являются нормальными и естественными, и что он может обратиться к вам за поддержкой и пониманием
Учите ребенка эмоциональной грамотности: Помогайте ему распознавать и называть свои эмоции. Объясните, что не всегда эмоции нужно скрывать, а порой их можно и нужно выражать
Важно научить ребенка взаимодействовать с окружающими, уважать чужие чувства и выражать свои мысли и эмоции конструктивным образом
Будьте примером: Ребенок часто повторяет поступки и поведение своих родителей
Поэтому важно быть примером для него. Показывайте заботу, любовь и уважение к окружающим, а также умение управлять своими эмоциями и конструктивно решать конфликты
Поощряйте ребенка: Поощрение играет важную роль в формировании положительного взаимодействия с ребенком. Похвалите его за достижения, независимо от того, насколько они важны. Признавайте и поддерживайте его усилия, чтобы он чувствовал себя успешным и уверенным.
Уделяйте время: Найдите время для общения с ребенком и уделите ему внимание. Проводите совместное время, играйте вместе, разговаривайте, задавайте вопросы
Это позволит укрепить взаимоотношения и установить теплую и доверительную связь с ребенком.
Помните, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности и потребности
Важно быть открытым, терпеливым и заботливым во время взаимодействия с ним. Правильное взаимодействие с ребенком поможет ему расти и развиваться, а также создаст основу для здоровых отношений в будущем
Игры для самостоятельности
Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:
- «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
- «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
- «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.
Возраст, в котором дети могут оставаться одни дома
Взрослые стараются не оставлять детей до 12 лет дома без присмотра. Из-за повышенной тревожности своих родителей большинство мальчиков и девочек либо коротают вторую половину дня на продленке, либо проводят время с бабушкой или дедушкой, либо сразу после школы посещают секции и кружки. В результате вырастает поколение, не умеющее себя организовать. А между тем возраст до 12 лет – именно тот период, когда ребенка можно научить распоряжаться собственным временем. Далее наступает подростковый возраст, вступая в который, дети становятся менее контролируемыми, так как «разучиваются» слушать родителей.
С точки зрения психологов, детей можно оставлять одних дома с 7 лет. Разумеется, при условии, что ребенок организован, внимателен и не охвачен страхами. Начинать следует с небольших 15-минутных промежутков, постепенно увеличивая время своего отсутствия.
Важно: родители обязательно должны учитывать психологическое состояние школьника и быть уверенными в том, что он будет следовать необходимым рекомендациям

Этапы становления
Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.
К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.
Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.
К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.
Гигиена грудного ребёнка
Для ребёнка важна цикличность и ритмичность. Когда его день будет построен по одной цепочке повторяющихся действий, то ребёнок будет чувствовать себя комфортно, будет уверен в следующем этапе.
Начинаться ваш день должен с ежедневного туалета. Его лучше проводить лучше перед первым или вторым кормлением. Он включает в себя уход за глазками, носовой полостью, ушами, кожей. Протираем глазки по направлению от уха к носику. Для каждого глаза смачивается отдельный тампон.
Туалет полости носа проводиться жгутиками, категорически нельзя использовать ватные палочки, потому что они достаточно толстые для маленького ребёнка и нежную слизистую очень легко травмировать. Мы смачиваем жгутики в вазелиновом масле и аккуратными движениями прочищаем носовые ходы от корочек. Ушки тоже чистим ватными жгутиками.
Обязательно нужно ухаживать за складочками малыша, после подмывания мы протираем их детским кремом или маслом. Менять подгузники необходимо часто — минимум 7 раз в сутки, так как частая смена лучшая профилактика пелёночного дерматита и опрелостей. Также профилактикой и лечением опрелостей являются: частые воздушные ванны, мази с содержанием цинка под подгузник.

Как приучить ребенка есть ложкой самостоятельно?
Со временем каждый родитель столкнется с задачей обучения ребенка пользоваться столовыми приборами самостоятельно. Не стоит опережать природу, но и затягивать также не следует. До того, как ребенок попадет в сад, ему лучше уметь кушать самостоятельно.
![]()
Конечно, мама справится с этим заданием быстрее, плюс кухня останется чистой. Однако, в любом случае этот этап придется пройти. Ученые считают, что ребенок готов самостоятельно держать ложку к 10 месяцу жизни. А вот в полтора года он должен уверенно кушать сам. Стоит отметить, что все эти показатели условные, так как детский организм индивидуален: одни проявляют интерес к самостоятельному потреблению пищи до этого периода, другие не признают приборов к 2 годам. Есть случаи, когда кормить ребенка приходится в 4 года.
На первых порах, в силу неразвитой физической силы, ребенку будет тяжело удержать ложку в руках, потому будьте готовы помочь ему доесть кашу.
Так как дети раннего возраста лучше воспринимают обучение в игровой форме, постарайтесь сделать прием пищи интересным:
- купите яркую, красочную посуду, лучше детскую, объясните ребенку, что на дне тарелки его ждёт особый сюрприз, так он охотнее постарается ее опустошить;
- старайтесь проявить фантазию в оформлении блюда.
Приучая ребенка к самостоятельному питанию, лучше выбирать продукты пюреобразной консистенции.
Проследите, чтобы каждый в доме знал и понимал вашу позицию. Согласитесь, зачем прикладывать усилия сделать что-то самостоятельно, если на помощь придет, к примеру, бабушка?
И помните, что нет ничего лучше заслуженной похвалы. Хвалите ребенка за каждое достижение — это подтолкнет его к новым свершениям.
Можно ли приучить детей к самостоятельности
Не каждый ребёнок склонен сам проявлять инициативу в выборе досуга, садиться за уроки без родительского напоминания или предлагать помощь в домашних делах. Но привить детям самостоятельность вполне возможно, так как это не врождённая черта, а результат воспитания. Задача родителей — приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддержать его в стремлении к автономии и освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни.
Очень важно подойти к вопросу системно. Родитель должен сразу понимать, что взросление ребёнка — процесс из множества этапов
Формирование самостоятельности у детей начинается в два-три года, когда они учатся базовым навыкам вроде ходьбы, и продолжается до 15–16 лет. Этот путь требует длительной и постоянной работы со стороны родителей.
Родитель должен с самого начала хотя бы примерно представлять, в каком возрасте его ребёнок сможет самостоятельно совершать определённые действия, — так, чтобы на него можно было полностью положиться в конкретном деле. Например, оставить продукты в холодильнике, зная, что ребёнок сам сможет приготовить себе обед или разогреть готовую еду. После того, как цель обозначена в обозримом конкретном будущем, можно разбивать путь к ней на шаги.
Дети активнее всего осваивают новые навыки и учатся быть самостоятельными с 6 до 11 лет, но подготовиться к этому периоду стоит заранее — познакомить ребёнка со спектром дел, которыми занимаются взрослые, рассказать ему, что такое обязанности и ответственность, передать знания, которые позднее ребёнок сам испытает на практике.
Если вы хотите научить детей самостоятельности, ни в коем случае нельзя допускать резких переходов в своём поведении. Не стоит ограждать ребёнка от мира обязанностей и взрослых забот, ожидая, что он сам однажды освоится со всем, когда вырастет. Спонтанный отказ от помощи ребёнку ничуть не лучше чрезмерной опеки — и то, и другое оставляет ребёнка неподготовленным к взрослой жизни.
<<Форма демодоступа>>
Структура в ванной комнате
Можно использовать две водонепроницаемых коробки для туалетных принадлежностей ребенка, необходимых во время одной гигиенической процедуры. Одна коробка будет «Надо сделать», а вторая коробка — «Уже сделано». Задача ребенка использовать данное средство (по назначению), а потом переложить его из первой коробки во вторую. Например, в коробке «Надо сделать» для душа могут лежать мыло, шампунь и бальзам-ополаскиватель. (Хотя, если это возможно, попробуйте покупать своему ребенку одно из тех средств, которые можно использовать и для мытья тела, и для мытья головы. Однако у многих таких средств очень сильный запах, который может быть невыносим для ребенка или подростка с аутизмом). Ребенок использует мыло из «Надо сделать» для мытья всех соответствующих частей тела, а потом положит мыло в коробку «Уже сделано». Потом он использует шампунь, потом бальзам-ополаскиватель.
То же самое можно сделать на полочке над раковиной, включив в коробки такие предметы как зубную щетку, зубную пасту, зубную нить, средство для умывания лица или мыло, щетку или расческу, дезодорант и средства против подростковых угрей. После использования одного средства оно перекладывается в соседнюю коробку, после чего выбирается следующее.
Возраст и развитие ребенка
Возраст ребенка играет важную роль в его развитии и определяет, какие навыки и умения ему следует освоить. В процессе взросления ребенок проходит через различные стадии развития, каждая из которых характеризуется своими особенностями.
Первые годы жизни являются ключевыми для формирования основных физических и когнитивных навыков. Ребенок начинает учиться ходить, говорить и познавать мир вокруг себя
В этот период особенно важно обеспечить ребенка безопасной и стимулирующей средой для его физического и эмоционального развития
В возрасте до 5 лет ребенок активно развивает свою речь и мышление. Он начинает овладевать базовыми навыками общения, учиться анализировать и решать простые задачи
Важно помогать ребенку в его усилиях и предоставить ему возможность экспериментировать и изучать новые вещи
В возрасте 6-12 лет ребенок активно развивает свои социальные навыки и начинает формировать свою самооценку. Школьный период важен для развития умения общаться с другими детьми и решать конфликтные ситуации
Важно создать ребенку поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, чтобы он мог развивать свои интересы и таланты
В подростковом возрасте ребенок сталкивается с физическими и эмоциональными изменениями, связанными с половым созреванием. Он начинает формировать свою самостоятельность и идентичность
Важно предоставить подростку возможность самостоятельно принимать решения и обсуждать свои мысли и чувства
| Возраст | Особенности развития |
|---|---|
| 0-2 года | Формирование физических навыков, начало развития речи |
| 3-5 лет | Развитие речи и мышления, социализация |
| 6-12 лет | Формирование социальных навыков, развитие самооценки |
| 13-19 лет | Физические и эмоциональные изменения, самостоятельность |









![Навыки самообслуживания у ребенка [что это такое]: рекомендации для детей разных возрастов от экспертов «фрутоняня»](http://fokalbatros.ru/wp-content/uploads/e/e/5/ee5bb2e5527b168a1edc7e852b1b1789.jpeg)




















