Как понять, что ребенок подвергается насилию?

«особенности  работы с тревожными детьми»

Слайд 22 Помимо сознательной и бессознательной сенсорных систем можно выявить и систему подавленную(внесознаельную).Именно

это подавление одной из систем во многих случаях объясняет трудности и нарушения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка. Как это определить?

Подавление визуальной системы- ребенок буквально не видит окружающих людей и предметов, отчего движения его не ловки. Часто такие дети испытывают трудности в обучении чтению и письму, обладают неразвитой зрительной памятью.Ребенок с подавленной аудиальной системой производит впечатление невнимательного, рассеянного.В процессе обучения он не воспринимает информацию на слух. Такие дети часто страдают от отитов, хронического насморка, заболеваний полости рта.Ребенок с подавленной кинестетической системой – настоящий «человек — катастрофа». У него плохая координация движений, неловок, зажат, пассивен, или наоборот двигательно расторможен.

Типичные ошибки родителей

Некоторые родители совершают распространённые ошибки, которые мешают наладить с воспитателем детского сада доброжелательные отношения:

  1. Изначально себя негативно настраивают по отношению к воспитателю («Никто не будет любить моего ребёнка так, как я», «В группе столько детей, мой ребёнок не получит нужного ухода» и пр.). Конечно же, такая установка отражается на процессе общения: мама ведёт себя напряжённо, невольно демонстрирует свою подозрительность, контакт установить бывает сложно. Лучше успокаивать себя, настраиваться, что у ребёнка в саду будет всё хорошо.

  2. Дома родители позволяют себе нелестные высказывания по отношению к педагогу. Ребёнок же всё «впитывает в себя» и может проговориться в саду.
  3. При наличии какой-то проблемы, претензии мама не пытается решить конфликт непосредственно с воспитателем, а сразу устремляется в кабинет заведующей или, более того, сразу звонит в департамент образования. Конечно же, в этом случае определённые меры будут приняты, но вот только к ребёнку педагог относиться лучше не станет (если только внешне, при родителях).

Поведение детей в опасной ситуации: если взяли в заложники

Действия и поведение детей в чрезвычайных ситуациях должно быть четко скоординированным, ни в коем случае нельзя поддаваться панике.

К сожалению, возможны ситуации, когда вы или ваши знакомые оказываются в заложниках у террористов. В этом случае надо помнить следующее.

Обычно возможность скрыться с места захвата есть только в первые минуты теракта. Если рядом с вами нет террористов, если вас никто не видит, и вы можете скрыться, нельзя стоять на месте, следует как можно скорее убежать с места захвата. Не пользуйтесь электрошокерами, газовыми баллончиками, потому что террористы — злые люди, которым ребенок, оказавшийся в экстремальной ситуации, и даже многие взрослые не смогут оказать сопротивления.

Если скрыться нельзя, то верьте: вас обязательно спасут и освободят. Но сделают это не сразу. Поэтому надо настроиться на то, что какое-то время, возможно несколько дней, вы будете находиться вместе с террористами. Ни в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что террористы очень часто агрессивны и злы. Плач и крики только еще больше раздражают и озлобляют террористов.

Не делайте резких движений — это озлобляет террористов.

И взрослым, и детям в случае ЧС нельзя впадать в панику. Думайте о чем-нибудь хорошем, вспоминайте книги, решайте в уме математические задачи, молитесь. Слушайте и запоминайте, о чем разговаривают террористы, как они выглядят, но делайте это как можно более незаметно.

И помните, что с террористами ведут переговоры, и вас освободят!

Если вы поняли, что начался штурм, надо держаться как можно дальше от окон и дверей. Старайтесь найти укрытие и быть на максимально возможном расстоянии от террористов. Ни в коем случае не хватайтесь за брошенное террористами оружие! Если вы ранены, старайтесь как можно меньше двигаться — это уменьшит кровопотерю. Если террорист угрожает вам оружием, надо выполнить все его требования, потому что ваша главная задача — спасти свою жизнь.

Если раздаются хлопки свето-шумовых гранат (когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы почувствовали резкий запах дыма), надо упасть на пол, закрыть глаза, не тереть их, закрыть голову руками и ждать, пока спасатели не выведут вас из здания.

После освобождения надо обязательно сказать спасателям свои имя, фамилию, адрес, где вы живете.

Слайд 21Почему полезно знать о «ключах» доступа?Вы сможете избежать распространенной ситуации, когда

родители буквально выходят из себя, пытаясь довести что-то до сведения ребенка:»Послушай же, что тебе говорят?!!», а он в это время слушает не вас , а свой внутренний голос. Вовремя это заметив, вы можете активизировать его восприятие, прикоснувшись к нем, включив в свою речь слова, характерные для его ведущей и бессознательной сенсорных систем.В свое общение с ребенком вы можете сделать более эффективной, учитывая особенности его восприятия. Если он увлечен зрительными образами –предложите ему представить себе то, о чем вы говорите ему. Если бессознательно опирается на кинестетическое восприятие, используйте побольше «чувственных»прилагательных и глаголов

Детям на случай ЧС: опасные ситуации в жизни ребенка

«Осведомлен — значит вооружен». Нашим детям приходится жить в мире, где ежедневно звучат стрельба и взрывы, а по телевизору показывают в прямом эфире захват заложников и последствия террористических актов. Понятно, что малышей не стоит перегружать информацией и пугать, говоря, что, мол, вот придут террористы и всем будет плохо! Поэтому делай так… (и по списку зачитываете пункты «Памятки»), Делать этого, конечно, не надо. Но если малыш увидел в новостях или услышал от взрослых о террористическом акте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка, лучше поговорите с ним на важную и сложную для всех тему. Ведь ребенок понимает, что взрослых тоже тревожит сюжет из теленовостей.

Объем информации и ее «подача» зависят от возраста ребенка. Малышам и дошкольникам не нужны длинные лекции о безопасности». Им нужно знать об их личных действиях в определенных ситуациях, чтобы ребятишки не паниковали, а смогли сориентироваться, насколько это возможно, в сложной обстановке. А вот младшим школьникам и подросткам можно рассказать подробнее и о терроризме, и о террористах, и о поведении обычных людей при возникновении такой угрозы.

Но перед началом обучения детей правилам безопасности выясните, что знает ваш ребенок о терроризме. Как понимает и представляет себе поведение людей во время каких-то страшных и угрожающих событий? Поможет вам небольшой тест. Внимательно выслушайте мнение ребенка по вопросам, пусть выберет ответ, какой он считает правильным. А вы обязательно похвалите за правильный ответ и расскажите, как действовать, если малыш ошибся.

Для взрослого нетрудно заметить, что все правильные ответы «В». А вот у ребенка могут быть ошибки, поэтому помогите малышу, доходчиво объяснив, почему нельзя «самому захватывать террориста» или дышать слезоточивым газом. Многие малыши считают, что они уже большие для «взрослых войн», храбрятся и думают: «Вот я бы уж не растерялся, сразу бы понял, что это террорист, и схватил его!» Мягко разубедите ребенка, скажите, что в нашем государстве есть специальные организации, где готовят настоящих бойцов против террористов. Они умеют действовать в сложных ситуациях, и мешать им во время таких операций не нужно. Лучшая помощь взрослым в настоящей войне — не мешать. А борьба с терроризмом это и есть настоящая война.

Настоящая война — это не «игра в войнушку». Но отказываться от игры не надо, наоборот! Именно в игре можно обучить малыша каким-то основным, базовым моделям поведения в любых, даже самых критичных ситуациях. Ребенок быстрее запомнит правила поведения в чрезвычайных ситуациях, как вести себя при захвате заложников или при обнаружении опасных предметов, если поиграть с ним в «фильм». Только предупредите малыша сразу, что «боевики» с героем-одиночкой вроде Бэтмана или Человека-Паука — это фантазия. В жизни проявлять геройство против вооруженных бандитов ни в коем случае нельзя, многие из террористов психически неуравновешенные люди, а некоторые находятся еще и под воздействием разных наркотических веществ. И человек, решивший «сам победить всех плохих, как в кино», рискует не только своей жизнью, но и подвергает опасности других.

В реальности даже взрослые в сложных ситуациях теряются и от страха не могут сообразить, что делать. А ребенок? Ему-то каково? Панический страх не завладеет вашим малышом, если он уже «был» в подобной ситуации, пусть даже в игре. Рассказывая детям о защите в чрезвычайных ситуациях, ваша задача — создать такой «сценарий фильма», чтобы проиграть как можно более подробно самые разные опасные ситуации. Ведь чтобы ребенок сумел «теоретические знания» применить, если понадобится, в жизни, ему одних бесед мало, нужна практика. Вот и практикуйтесь в играх!

Или представьте, что произошел взрыв (например, из-за неисправной газовой плиты), и ваш дом разрушился. Как вести себя под завалом? Пусть деревянный Буратино сыграет роль такого «заваленного», а вы на примере игрушки обязательно покажете малышу, как надо действовать.

А можете, обучая ребенка поведение в экстремальных ситуациях, предложить «тренироваться», чтобы стать настоящим «спасателем». Такие героические игры не только обучают малыша навыкам поведения в сложных ситуациях, но и повышают самооценку, Укрепляют уверенность в себе.

Когда что-то случается внезапно, нет времени на раздумья, надо суметь защитить себя и своего ребенка, т. е. действовать. А для этого и вы, и ваш малыш должны знать, как действовать правильно.

Не критикуйте

«Почему вы вывели ребенка гулять, не надев ему под футболку майку?», «Зачем вы сегодня сделали замечание моему сыну, если драку начал не он?», «Что вы ее все время отсаживаете?» — эти вопросы родителей, заданные с плохо скрываемым возмущением, способны показать педагогу, насколько он некомпетентен в их глазах. Каждая подобная фраза транслирует воспитателю четкую мысль о том, что он работает плохо и непрофессионально. А это задевает, отталкивает и отнюдь не мотивирует меняться в лучшую сторону, даже если в этом есть объективная необходимость. Очевидно, что ни один специалист не застрахован от ошибок в своей работе. И резко указать на них без попыток спокойно выяснить причины — значит обеспечить себе впредь дистантные и очень прохладные отношения с людьми, которые играют, занимаются, гуляют и общаются с ребенком 5 дней в неделю. Критикующая и обвиняющая позиция родителей по отношению к педагогу быстро впитывается малышом. И тогда — жди непослушания в группе, капризов и нежелания посещать сад.

Признаки и способы работы

Воспитатель может обратить особое внимание на следующие признаки, указывающие на необходимость особой работы с ребенком:

  • Эмоциональная неустойчивость. Если ребенок часто меняет настроение, быстро впадает в ярость или плачет без видимой на то причины, ему требуется дополнительная поддержка и забота со стороны воспитателя.
  • Социальная изоляция. Если ребенок часто отводит взгляд в сторону, избегает контакта с другими детьми, не проявляет интереса к играм и общению, ему необходимо помочь в развитии социальных навыков.
  • Трудности в обучении. Если ребенок испытывает трудности в освоении новых навыков, имеет проблемы с концентрацией внимания или памятью, ему необходимо предоставить дополнительную поддержку и помощь в обучении.
  • Повышенная тревожность. Если ребенок постоянно переживает, беспокоится или испытывает страхи, он нуждается в защите и поддержке воспитателя для развития способностей управлять своими эмоциями.
  • Нарушение саморегуляции и поведения. Если ребенок проявляет агрессивность, нарушает правила поведения, имеет трудности с самоконтролем и самодисциплиной, воспитатель должен помочь ему справиться с этими проблемами.

Для эффективной работы с такими детьми воспитатель может использовать следующие методы:

Индивидуальное внимание и подход

Воспитатель должен установить близкий контакт с ребенком, проявлять интерес к его нуждам и желаниям, благодаря чему ребенок почувствует свою важность и будет больше открыт для общения и взаимодействия.
Создание безопасной и поддерживающей среды
Воспитатель должен создать атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищенно. Важно предоставлять ребенку возможность самостоятельности, но при этом быть рядом, чтобы помочь ему в случае необходимости.
Использование игровых и творческих методов

Для стимуляции развития и общения с такими детьми воспитатель может применять игры, ролевые игры, музыку, рисование и другие творческие активности. Это поможет ребенку выразить свои эмоции, научиться сотрудничать с другими и развивать свои способности.
Работа с семьей. Воспитатель должен поддерживать контакт с родителями ребенка, обсуждать с ними его прогресс и проблемы, предоставлять рекомендации и помощь по воспитанию.

Что такое агрессия и каких видов она бывает?

Причины и лечение детской агрессии

Поведение ребенка можно считать агрессивным, если его действия и мысли направлены на причинение вреда себе и окружающим. Агрессия выражается отрицательными эмоциями, желаниями и делами. То есть, агрессивный малыш может не слушаться, раздражаться, оскорблять других, отказываться общаться и даже проявлять насилие (кусать и драться).

Такое расстройство может возникнуть в любом детском и подростковом возрасте. Мальчики раздражаются и гневаются в более открытой форме, чем девочки. Взрослые обычно легко определяют агрессивное поведение у детей, поскольку жестокий ребенок ломает игрушки, дерется со сверстниками и родителями, употребляет грубые и неприличные слова, часто закатывает истерики.

Агрессивное поведение имеет классификацию и различается по следующим видам:

  1. Вербальный вид агрессии, который выражается в словах. Агрессор (чаще девочка) разговаривает на повышенных тонах, угрожает, оскорбляет, унижает собеседника.

  2. Физический вид, при котором агрессия принимает форму физической силы (чаще подвержены мальчики). При такой форме агрессивного поведения наносится вред человеку или вещам (драки, удары, укусы).

  3. Прямой вид проявляется в отношении конкретного объекта.

  4. При косвенном виде ребенок демонстрирует агрессию при помощи сплетен, злобных шуток, клеветы и провокаций.

  5. Экспрессивный вид часто не осознается или отрицается малышом, в этом случае агрессия может проявляться скрыто – с помощью мимики, жестов и поз.

  6. Аутоагрессия – вид агрессивного поведения, направленный против себя самого. Ребенок или подросток может вырывать себе волосы, кусать, грызть ногти.

Важно отличать агрессию от агрессивности. Агрессия – это «разовая акция», при которой ребенок нарушает моральные и поведенческие правила и может причинить вред себе и окружающим, а вот агрессивностью считается жестокое поведение, перешедшее в хроническую форму.

Не жалуйтесь за спиной

Если родители, имея определенные вопросы по пребыванию ребенка в группе, предпочитают решать их «сверху», минуя откровенный разговор с воспитателем, — подрыва доверия в отношениях не избежать. Ничто так не обижает педагога как поданная «за спиной» жалоба выше. Написать ее современным родителям не составляет труда. Заведующая, районный отдел образования, соответствующее министерство, администрация президента в конце концов — все они легко узнают о проблеме, получив лаконичный емэйл. А далее — по факту каждого обращения на любой уровень руководства должна быть проведена тщательная проверка. Она крадет у педагогов время, нарушает привычный ритм работы и вызывает досаду от признания того факта, что, обратись родители непосредственно в группу, — ситуация решилась бы быстрее и легче. Обида, непонимание, ощущение предательства, а порой и беззащитности — те чувства, которые вспыхивают в воспитателе, столкнувшимся с попыткой родителей решить проблему «на высшем уровне». Недоверие и желание держаться подальше, которое впредь эти родители будут вызывать у педагога, порой сказываются и на ребенке. Такого, как понимают воспитатели, лучше вообще не трогать. Во всех, даже самых позитивных смыслах этого слова. А то вдруг снова нажалуются.

Галерея эмоций

Ничто так не выдает психологическое состояние человека как его эмоции. Если вы видите, что ребенок начал переживать или расстраиваться из-за событий, которые раньше на него не оказывали никакого влияния, то это повод для беспокойства. Беспричинная тревожность и ранимость – ненормальные состояния.

Однако и чрезмерная веселость, иногда переходящая в приступы смеха и истерики —  также состояния, требующие помощи. 

Если вы видите, что ребенок стал ощущать нетипичные для него резкие чувства, то это сигнал о проблемах, которые необходимо решать. 

  1. Спать и еще раз спать 

Казалось бы, что плохого во сне? Многие психиатры подтвердили, что необходимость в избыточном количестве сна – признак нестабильного эмоционального состояния

Важно отметить, что речь идет о нетипичном поведении ребенка. То есть если ребенок в течении всей жизни спал примерно по 8 часов, в последнее время никакие нагрузки не увеличивались, но теперь он может проспать хоть весь день, то это не является нормой

Такое поведение может объясняться наличием определенных психологических проблем. Ведь во сне наш мозг отдыхает, мы не концентрируемся на проблемах и страхах. Это является своеобразным уходом от реальности. 

Сюда также можно включить видеоигры, резкую любовь к чтению. Безусловно, в меру это замечательные занятия, которые даже могут развить ребенка. Однако мы говорим о случаях крайности, когда ребенка кроме этого занятия перестает интересовать абсолютно все вокруг. Это является ярким примером ухода от реальности, по научному – эскапизма. Ребенок, как страус, засовывает голову в песок, прячется от проблем с помощью различных действий, заменяющих реальность. 

В таком случае также необходима помощь родителя, так как самостоятельно из подобного состояния бывает крайне трудно. 

Не игнорируйте слова воспитателей

Пребывание ребенка в саду сопряжено с необходимостью следовать правилам группы, соблюдать распорядок и выполнять требования воспитателей. Малыш учится этому постепенно. И на этом пути воспитатель может обращаться к родителям с просьбами. Например, учить ребенка дома пользоваться столовыми приборами и самостоятельно одеваться, осваивать с ним спокойные игры, прививать культуру общения без драк. Так ребенку проще привыкнуть к саду, а воспитателю — к ребенку. Когда родитель игнорирует просьбы педагога и оставляет его один на один с вопросами воспитания малыша, это затрудняет работу, а некоторые ситуации и вовсе делает неразрешимыми. Пренебрегать рекомендациями воспитателя стоит лишь тогда, когда вы согласны потерять с ним контакт и хотите явно подчеркнуть свое неуважение к его опыту и педагогическому профессионализму.

Если требования педагогов никак не совпадают с вашей философией воспитания, подумайте, а действительно ли вам нужен детский сад. Исторически созданный для формирования в ребенке «нормативных» (признанных, ожидаемых, поддерживаемых) способов поведения, общения и познания мира, сад задает одинаковый, общий уровень требований для посещающих его детей. Если вам они претят, воздержитесь от бесполезных попыток изменить систему и, забрав ребенка из учреждения, подумайте, какие другие способы организации его развития вам доступны. Сейчас таких много: и частные развивающие клубы, и коммерческие группы, и детские центры с разнообразными педагогическими системами.

Больше полезных и интересных материалов для мам и пап — в нашем канале на .

Слайд 30Маленький врунишка или маленький Мюнхгаузен?Ценнейший источник знаний о ребенке – его

фантазии. Это его территория внутренней свободы, где ему не требуются защитные барьеры, где нет принуждения и необходимости притворятся кем-то другим, подлаживаясь под требования взрослых. Известно, что одна из важнейших функций фантазий – компенсаторная. То есть в воображении ребенок предстает перед самим собой таким, каким бы он хотел быть. Однако если ребенок большую часть времени проводит погруженный в свой вымышленный мир, то у вас есть повод задуматься. Отказ от реальности в пользу вымышленного мира — это настоящий сигнал о помощи. Не тяните время и обратитесь к специалисту.

Памятка для детей по противодействию терроризму

С представленной ниже памяткой для детей по противодействию терроризму необходимо ознакомиться всем членам семьи и доходчиво объяснить непонятные моменты малышу.

Памятка детям «О противодействии терроризму»:

Терроризм — это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх в обществе и совершают насилие над людьми. Все террористы — преступники, и после того, как они попадают в руки стражам правопорядка, их судят и сажают в тюрьмы.

Скорее всего, вам не придется столкнуться с этим страшным злом — терроризмом, но, к сожалению, угроза терактов существует, и лучше всего быть к ней готовыми. Мы расскажем вам о том, что делать, если теракт все же произошел.

Всегда готов! Вы никогда не должны бояться, и это — главное.

Но вы всегда должны быть настороже. Нужно быть внимательным к тому, что происходит вокруг, замечать, всели нормально.

Надо знать, где находятся выходы из здания, в котором вы находитесь.

Нельзя принимать пакеты, сумки, коробки и даже подарки от посторонних людей.

Ни в коем случае нельзя трогать предметы, оставленные на улице, в транспорте, в магазинах и общественных местах, даже если это игрушки, мобильные телефоны.

Надо знать, где находится ближайшие травмпункт и поликлиника, на случай, если вы или кто-то из ваших родных или знакомых получил ранение или травму.

Всегда относитесь серьезно к просьбам покинуть здание (эвакуироваться), даже если вам говорят, что это учения. Такие просьбы надо выполнять обязательно!

Если объявили эвакуацию, помните, что надо держаться подальше от окон, стеклянных дверей.

В чрезвычайных ситуациях следуйте указаниям родителей и старших.

Если все же бедствие произошло, не мешайте работе спасателей, полицейских, врачей, пожарных.

Научите ребёнка поведению в случае возникновения какой-либо угрозы

Выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК, заместитель начальника управления Комитета административной полиции МВД РК Жасулан Жуманалин обратился к казахстанским родителям с просьбой регулярно обсуждать с детьми основные правила безопасности в случае возникновения какой-либо угрозы.

Как отметил Ж

Жуманалин, безопасность детей всегда находится под пристальным вниманием органов полиции, но с наступлением летнего периода на этом делается особый акцент

— Несмотря на ежегодно проводимую разъяснительную работу с населением, мы продолжаем сталкиваться со старыми проблемами, угрожающими безопасности детей. Это дорожно-транспортные происшествия, бесконтрольное нахождение детей на улицах, в том числе и в ночных заведениях, – сказал спикер.

Сейчас сотрудники полиции уделяют большое внимание профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей. Также правоохранители отмечают, что взрослые переоценивают способность детей учиться методом проб и ошибок

Например, некоторые родители сами передают ключи от автомашин своим несовершеннолетним детям, что приводит не только к нарушениям правил дорожного движения и ДТП, но и ставит под угрозу жизнь как самих несовершеннолетних, так и тех, кто может оказаться рядом.

Несоблюдение родителями ПДД копируется ребенком, который должен знать эти правила и в любых ситуациях придерживаться их

Важно научить ребенка смотреть по сторонам, прежде чем переходить улицу, и быть внимательным во дворах — останавливаться перед выходом за припаркованную машину, которых немало во дворах многоэтажек

Министерство внутренних дел РК рекомендует родителям регулярно напоминать детям о простых вещах, которые обезопасят их жизнь:

— не вступать в диалог с любым незнакомым взрослым, пусть игнорируют его внимание;

— не брать угощений и подарков от незнакомых людей на улице. Если их предлагают, пусть позвонят родителям;

— разъясняйте детям, что если незнакомый взрослый хочет увести ребенка в другое место, предлагает показать новую игру в телефоне, котенка, щеночка либо что-то другое, они должны знать, что они в опасности;

— научите кричать, бежать, сопротивляться, всячески привлекать внимание других людей. Когда по улице за ними идет незнакомый взрослый, советуйте не заходить в подъезд дома либо дождаться, когда в подъезд зайдет знакомый человек;. — если все-таки ребенок зашел в подъезд, а следом зашел незнакомый взрослый, научите не садиться в лифт

— если все-таки ребенок зашел в подъезд, а следом зашел незнакомый взрослый, научите не садиться в лифт.

— если все-таки ребенок зашел в подъезд, а следом зашел незнакомый взрослый, научите в случае опасности звонить, стучать в любую квартиру на площадке, кричать, просить о помощи.

— Почаще проговаривайте с детьми эти ситуации, дайте им понять, что к родителям они всегда могут обратиться за помощью и советом, — заключил Жасулан Жуманалин.

Подготовила Анна МАСТЕРКОВА

Ни с кем не тусуюсь, ничем не интересуюсь

Еще одним тревожным звоночком является потеря интереса. Существует выражение «горят глаза», наверное, каждый родитель отдал бы многое, лишь бы его ребенок смотрел подобным взглядом на весь окружающий мир. Но если день ото дня ребенок теряет интерес ко всему, то это демонстрирует наличие явной психологической проблемы. Например, его больше не интересует, что на обед, ему без разницы, какая за окном погода, он не хочет встречаться с друзьями. Безусловно, здесь описано состояние полного безразличия и апатии, до такого нельзя позволить дойти своему ребенку. Именно поэтому, если вы чувствуете, что взгляд начинает «тухнуть», вещи которые ранее вызывали восторг становятся безразличными, новых интересов и хобби не появляется, то нужно пытаться решить проблему. Жизнь ребенка не должна ограничиваться рутиной – дом, школа. Подростковый период – один из самых ярких и запоминающихся в жизни человека. Постарайтесь помочь ребенку прожить это время интересно. 

Обучение детей безопасности: основные правила поведения

Каждый родитель обязан научить детей правилам безопасности, ведь их поведение часто далеко от идеального. «Никогда не разговаривай с неизвестными». Нет, это не цитата из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это — одно из важнейших правил поведения, которое должно быть внушено ребенку с детства. Правда, надо очень точно определить для малыша, что такое в данном случае «не разговаривай» и кто такие «неизвестные» (или, как принято говорить сейчас, «незнакомцы»). Вот как понять «не разговаривай»? Заходим с мамой в магазин, она и сама здоровается, и меня учит — но ведь продавец незнакомый, а мы с ним разговариваем? Или уходим из поликлиники и гардеробщице говорим «до свидания» — но ее мы тоже не знаем? Есть правила вежливости, и в таких случаях мы общаемся с незнакомыми людьми. Но если незнакомец заводит с тобой разговор или пытается тебя куда-то увести, вступают в силу правила безопасности.

Гораздо сложнее объяснить малышу, что не всем взрослым надо доверять. В силу возраста ребенок всех старших воспринимает сильными, умными, надежными. Поэтому научите ребенка отказу: говорить «нет» в ситуациях, когда поведение взрослого «не такое», «необычное», «странное». И конечно, научите безусловному отказу, когда малыша пытаются позвать куда-то, увести без разрешения родителей. Поэтому перечислим коротко, что должен знать малыш.

Отличать «хорошие» прикосновения от «плохих». П. Лич сделала небольшую классификацию.

«Хорошие» прикосновения:

  • Обнять, когда этого хочет ребенок.
  • Подержаться за руки.
  • Нежно обнять ребенка за плечи.
  • Нежно поцеловать в щеку перед сном.
  • Покачать или подержать на руках маленьких детей.

«Плохие» прикосновения:

  • Объятие слишком крепкое и долгое.
  • Непрошеный поцелуй.
  • Щекотать ребенка после его просьбы перестать.
  • Прикосновения взрослого к интимным местам.
  • Взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его.

Научите малыша, если кто-то пытается его «потрогать», говорить четко и громко: «Это нехорошо! Отпустите меня!», или «Меня нельзя трогать!», или «Не трогайте здесь — это мои интимные места!»

  • Научите малыша, что физические ласки (объятия, поцелуи, поглаживания) позволены только членам семьи (или нескольким главным людям в его жизни). В общении с другими людьми достаточно слов.
  • Малыш должен твердо знать, что нельзя без вашего разрешения принимать подарки или угощения от людей, не принадлежащих к вашему семейному (близкому) кругу.
  • От родителей нельзя ничего скрывать. Здесь уместно привести слова П. Лич: «Скажите вашему ребенку: «Взрослые не должны просить детей держать что-то в тайне» и «Взрослым не позволено говорить ребенку, что с ними или их родными случится что-то плохое, если он не согласен хранить что-то в тайне». В некоторых известных из СМИ случаях домогатели с целью заставить молчать своих юных жертв пользовались угрозами типа «убить на их глазах любимых кроликов или котят»; затем они говорили детям, что далее наступит их очередь, если они не будут хранить тайну. Скажите вашим детям, что никто не смеет угрожать им, и добавьте: «Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне».

Одно из основных правил безопасности ребенка – уметь различать знакомых и незнакомых. «Незнакомец» — это тот, кого ты не знаешь.

Знать и уметь пользоваться номерами телефонов службы спасения. МЧС — единый номер службы спасения для звонков с сотовых телефонов в экстренных ситуациях (можно звонить даже без сим-карты, без денег на счете и с заблокированной клавиатурой телефона), телефон — 112. Можно позвонить по номерам: 101, 102, 103, 104 (до 2017 года действуют и «старые» номера: 01, 02, 03, 04).

Что делать родителям?

Важно разговаривать и всегда занимать сторону ребенка. Верить ему

Прежде чем начать разговор, взрослый должен задать себе вопрос: для чего я хочу узнать правду? Если родителю важно утвердиться, что он хороший родитель и правильно дал наставления, то скорее всего он начнет критиковать, наказывать, обесценивать. Это именно то, чего боятся дети и почему молчат. Иногда мама и папа уставшие и предпочитают игнорировать изменения, списывая их на плохую оценку либо на то, что им показалось. Глядя на вымотанных родителей, ребенок может решить не расстраивать и не просить о помощи. 

Родители должны собрать все свои чувства в кулак и отнести их психологу, подруге, мужу — и там плакать, рыдать или злиться. Для ребенка они должны стать опорой и контейнером, который может прояснять, принимать все те переживания и чувства, которые появятся у ребенка от облегчения и расслабления, когда он сможет рассказать — и увидит, что ему сочувствуют и его слышат

Если родители не в состоянии это сделать, то важно найти взрослого, который поможет их ребенку.

Статья по теме

Победить Бабу-ягу. Как помочь ребенку справиться со страхом

Важно всегда выполнять приказы спасателей

Если спасатель говорит вам, что конкретно нужно делать и как именно стоит защитить детей, не стоит задавать лишних вопросов или пытаться что-то объяснять. Даже если приказы — именно так, не просьбы и не предложения — кажутся вам необычными, дикими или обидными. Терять драгоценное время на слова — самое глупое, что можно сделать, когда времени нет.

Человек, который взял на себя командование вами и ситуацией в целом, знает, что и почему он делает, оценил ваши возможности и потенциальные способности, поэтому, если вам говорят прыгать, — прыгайте. Приказывают стоять — стойте, даже если возникает ощущение, что сделать шаг безопаснее. Часто это может быть шаг к гибели. Вам могут приказать раздеться полностью, пописать на конкретное место, лечь или ползти, молчать или кричать погромче — просто делайте и все. Потом вам все объяснят, когда вы будете спасены. Если у вас еще будут какие-то вопросы.

Если спасателя нет, руководить группой людей должен кто-то один. Никаких лишних телодвижений, никаких споров. В любом случае действовать сообща эффективнее, чем тянуть каждому одеяло на себя.

Слайд 27ЧТО РИСОВАТЬ? Рисуночные тестыТест «Несуществующее животное»используется с детьми младшего и среднего

школьного возраста. Неплохо работает он и с подростками. Если же ребенок маленький, можно предложить ему это задание, но скорей всего нарисует он все-таки какой то известный персонаж

«Моя семья» — данная методика дает информацию о том, как ребенок воспринимает свое положение в семье, какими ему видятся отношения между близкимиПопытки анализировать специальные «тестовые» рисунки могут представлять большой интерес, но к ним нужно относиться с осторожностью. Поспешная и необдуманная интерпретация может подчас принести больше вреда, чем пользы

Кроме того, эти рисунки и их анализ представляют большой интерес именно для посторонних лиц, работающих с ребенком, но не для родителей.

Изменения в поведении

Для всех форм насилия характерно то, что после происшествия поведение ребенка кардинально меняется. Это можно проследить во времени, например, в октябре ребенок стал замкнутым, странным, плаксивым или агрессивным. 

Физическое насилие. Его легко определить по оставшимся синякам, ссадинам. Если побои происходят периодически, то при повышении голоса ребенок замирает, а при резком взмахе руки или шуме он вздрагивает, зажимается, закрывается, как будто защищается от предстоящего удара. Если насилие происходит в саду, то маленькие дети с 2 до 5 лет могут откатываться в развитии назад: если он обходился без соски, то возвращается к соске или начинает сосать пальчик, если умел писать в горшок, то может начать писаться, появляется энурез, энкопрез, тики. Частый признак насилия — нарушения сна, ночные кошмары, вскрикивания по ночам, снижение аппетита. 

Недетские трудности. Что делать, если ребенок стал жертвой травли?
Подробнее

Эмоциональное насилие. Ребенок становится похож на ёжика: либо уходит в себя, становится замкнутым, либо становится агрессивным.  Появляется излишнее беспокойство. Он теряет доверие к окружающим людям, перестает радоваться. Он не будет защищать себя, так как формируется заниженная самооценка, и другие дети могут называть его глупым, страшным. При систематическом эмоциональном насилии у таких детей может быть задержка физического и умственного развития. Нарушается построение контакта с другими детьми и взрослыми. Могут появиться тики, энурез, ожирение. 

Буллинг. Раньше ребенок с удовольствием ходил в сад или школу, а теперь категорически не хочет. Может появиться психосоматический «синдром понедельника»: утром перед школой начинает болеть живот, может быть рвота, поднимается температура. Либо ребенок с вечера или утром, всхлипывая, просит не идти в садик: может мы не пойдем, давай не пойдем… Появляется плаксивость. Если брать школьника, то одним из признаков будет резкое снижение успеваемости в школе, чрезмерная замкнутость, нежелание общаться даже с друзьями, невозможность вытащить ребенка из дома. 

Сексуальное насилие. Если понаблюдать за свободной игрой дошкольника издалека, можно заметить, что он проигрывает сексуальные действия с игрушками, возможна мастурбация. У ребенка могут быть неадекватные реакции на взрослого: закрытость, страх остаться наедине либо, наоборот, соблазнение, обольщение. Ночные кошмары, нарушение сна, энурез, энкопрез, тики, навязчивость, регрессивное поведение. Дети постарше закрываются, отказываются от общения, может появиться плаксивость, агрессивность. Если девочка ещё играет в куклы, то можно заметить, что она выкалывает глаза, пачкает игрушку, рвет на ней платье. Это происходит, потому что у ребенка меняется образ «Я» и отношение к себе. «Я грязная, испорченная». Может появляться вульгарность в поведении.


Точно поссоритесь! Какие фразы приведут родителей к конфликту с подростком
Подробнее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: