3 арт-терапевтических упражнения, которые сделают вас счастливее
Рекомендация: Делать нужно одно упражнение в неделю (не более!)
На три предлагаемых мною упражнения у вас уйдет 21 день. И будьте уверены, вы сами себе будете завидовать! Ну что, готовы?!
Упражнение №1 «Благодарность»
Силу искренней благодарности сложно переоценить! Ведь благодарность — это вклад, который приносит колоссальные дивиденды! И не важно, благодарите ли вы высшие силы за исполнение своих мечт и желаний, земного человека за помощь и поддержку или вообще за то, что уже есть в вашей жизни
Итак:
Составьте список людей, которые лично для вас являются дорогими, любимыми и (важно!) уважаемыми.
Подумайте над способами, которыми вы сможете выразить свою благодарность, уважение, признание и любовь к ним. Например, это могут быть слова либо прикосновения (если это очень близкий человек), подарки, телефонный звонок или SMS, письмо (возможно, написанное от руки) либо деньги и др.
Рядом с каждым именем напишите свои искренние (это важно!) намерения выразить знак внимания.
Укажите время, до которого вам нужно будет это сделать.
Выразите знаки внимания (благодарность, признание, любовь) людям, которые значимы для вас!
Почувствуйте удивительное чувство легкости и внутренней гармонии от своих добрых дел
Будьте уверены, что с этого момента вы стали совершеннее — и да, 100% счастливее!
Рекомендация: Каждый день мысленно (лучше перед сном), в действии (начиная с утра и до вечера) благодарите людей, события, которые встретились вам в этот день!
Обязательно наблюдайте за изменениями в вашей жизни! Вам они непременно понравятся!
Наблюдайте за добрыми переменами в вашей жизни. Вам они точно понравятся!
Упражнение № 3 «Карта моих ценностей»
- Выберите одну из сфер вашей жизни, которая уже сейчас требует вашего внимания: профессиональная деятельность, отношения с людьми, любовь, здоровье, материальное благосостояние, творчество, дети, путешествия и так далее.
- Возьмите лист бумаги любого размера и в центре нарисуйте себя. Как можете и как умеете. В этом случае ваши художественные навыки совсем не важны. Как вариант, можно использовать свою фотографию (это было бы просто замечательно!)
- Вокруг нарисуйте все то, что вы хотите иметь в выбранной вами сфере своей жизни. Как вариант, можете сделать коллаж (вырезав красивые картинки из любимейшего печатного журнала, аккуратно их приклеив).
- Изображаемая ситуация обязательно должна иметь идеальнейшею, совершенную форму, как будто она уже существует сейчас. И главное, вы сами должны в это верить! Желательно, чтобы рисунок был красочным – это усилит влияние на ваше подсознание.
- Нарисуйте символ бесконечности в своей карте ценности. Это может быть солнце, свет, Христос, Бог, бесконечная Вселенная…
- В самом верху запишите: «Всё, что здесь изображено, я принимаю с удовольствием и благодарностью!»… Эти магические слова творят чудеса!
- Смотрите на свою карту ценностей несколько минут в день (возможно, после пробуждения или перед сном) и вспоминайте о ней в течение дня!
Обязательно действуйте и предпринимайте усилия для реализации задуманного в вашей жизни
Это так же важно, как и мечтать!. Наблюдайте за позитивными изменениями в своей жизни
Вам они 100% понравятся!
Наблюдайте за позитивными изменениями в своей жизни. Вам они 100% понравятся!
Любви вам , Радости и Творчества!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Примеры психологических игр
1. «Поделись с другом»
В игре должно участвовать не менее трех детей.
Взрослый берет любой привлекательный предмет (колокольчик, игрушечное яблоко), показывает его малышам и описывает («Какой красивый синий колокольчик! Послушайте, какой он звонкий!»/«Какое красивое красное круглое яблоко»). Участники игры должны по очереди передавать друг другу предмет (можно делать это несколько раз). Если ребенок капризничает и не хочет отдавать игрушку, предлагаем ему другую или просим дать другую игрушку другу.
Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, научить делиться, ждать своей очереди.
2. «Веселый паровоз»
Дети (не менее трех) цепляются друг за друга и изображают «паровозик» под песенку:
Веселый паровоз гудит,
По рельсам он вперед спешит,
У него вагонов много!
Кто же в первом сидит? (называем имя)
(«Какой замечательный у нас первый вагон! Как он быстро едет»!).
Цель игры: побудить малыша проявить себя, стать более уверенным, создать атмосферу доверия.
3. «Пожалей игрушку»
Прочитайте крохе всем известное стихотворение Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка» и инсценируйте его. Посадите зайку на стульчик, «поплачьте» за зайку.
Предложите ребенку зайку пожалеть, погладить, спрячьте его под зонтик, угостите морковкой.
Цель игры: научить сопереживанию, побудить к помощи.
Аналогичным образом можно проигрывать другие сюжеты:
- спрятать зайчонка от серого волка;
- накормить голодного котенка;
- пожалеть куклу, которая упала.
4. «Растущий цветок»
Посадите малыша на стульчик и скажите, что он цветочек, который нужно полить.
Изобразите, что поливаете его из лейки (желательно взять настоящую лейку). При это мне просто поливайте, а говорите приятные слова типа «расти, мой любимый/красивый/хороший/пригожий» и т.п.
Ребенок должен встать со стульчика и потянуть руки вверх.
Потом можно поменяться местами, и цветком будете уже вы.
Если кроха не умеет разговаривать, пусть просто Вас «поливает» и гладит.
Цель игры: укрепить отношения, научить малыша проявлять чувства, показывать позитивное отношение окружающим.
5. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Попросите ребенка погладить самого себя под стишок «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Можно поочередно гладить ручки, ножки, животик, головку («Ах, какие у Ванечки ручки замечательные!»).
Цель игры: формирование самооценки.
Упражнение №3: Котелок хорошего настроения
Сварить хорошее настроение? Проще простого! Предложите ребёнку этот вариант снятия напряжения. Выберете любую ёмкость (например, кастрюлю, казан или сковороду-вок) и решите, из чего же вы можете сварить хорошее настроение.
Дайте ребёнку простор для фантазии: может, для хорошего настроения нужен цветок герани? Три конфеты и апельсин? Любимая игрушка? Пять деталей от конструктора, рисунок с улыбкой, солнечный зайчик и радужный слайм?
Придумайте рецепт вместе и реализуйте его. По окончании кулинарного мастер-класса задайте ребёнку вопрос: чего ещё не хватает в блюде? Какой ингредиент он считает самым важным? А какое блюдо получится, если убрать один из компонентов? Какое бы еще «зелье» ребёнок хотел сварить?
Арт терапия: что это и как работает?
Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.
Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.
Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.
Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.
С родителями
Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить.
Работа с творческим мусором
Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.
Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить.
Из отобранных безделушек составьте общую композицию. При этом, не забывая вслух обосновыать свою нелюбовь к тому или иному предмету и благодарить каждую вещицу за жизненные уроки и бесценный опыт.
Вместе полюбуйтесь сотворённым шедевром и… сожгите его.
Работа в группах. Индивидуальное рисование
Мир письма
Чтобы проводить арт-терапию с детьми посредством письма, необходимо: учитывать возраст при выборе занятий.
Возможное упражнение — описать самих себя. После завершения вместе с ними проводится анализ причин каждого аспекта, а также того, что они хотели бы улучшить, а что нет.
Еще одно упражнение арт-терапии для детей — написание рассказов
Речь идет о том, как дети создают рассказ, обращая внимание на каждого персонажа, место, где он происходит, и сцену. Кроме того, они затем вместе размышляют, чтобы понять историю, прося ребенка связать персонажей с людьми, которых они знают, следуя тому же процессу с местами и действиями в рассказе. Это предоставит много информации о том, что происходит с ребенком, и как мы можем помочь ему решить эту проблему
Как видим, письмо стимулирует внимание, развивает творческие способности и освобождает детей от проблем, под руководством терапевта. «Письмо — краска голоса»
«Письмо — краска голоса».
-Вольтер-
Арт-терапия для взрослых
Она позволяет высвободить отрицательные эмоции и внутренние переживания, не причиняя ущерб окружающим вещам и людям. Применяя простые и доступные приемы, терапевт оценивает физическое и душевное состояние пациента, устраняет выявленные проблемы и улучшает эмоциональное состояние.
Психокоррекция проводится с применением одного из выбранных способов, например, работа с больным по определенной выбранной схеме. В данном случае перед человеком ставится некая задача, например, нарисовать рисунок либо сделать поделку по определенному шаблону и на заданную тематику.
Еще одним способом арт-лечения можно назвать общение на свободную тему, когда пациент сам определяет материал, сюжет и инструменты самовыражения. В конце такого общения врач оценивает критерии выбора и манеру выполнения.
Наиболее эффективными техниками арт-лечения в случае со взрослыми, когда пациенты могут практиковать упражнения самостоятельно являются:
- Работа с так называемым творческим мусором, когда из вещей, вызывающих негативные эмоции, составляется определенная композиция.
- Сказка, написанная о каком-то герое самим пациентом. Тут пациент сам определяет характер, образ жизни, время и место действия героя.
- Для того чтобы справиться с внутренними страхами, комплексами и агрессией, можно вылепить и уничтожить физически этих монстров внутри себя.
Виды игр на эмоциональное развитие
Цели и задачи курсов
Цель упражнений курсов по арт-терапии заключается в приведении психического и эмоционального состояния пациента в норму через самоисследование и творческое самовыражение. Ценность курсов арт-терапии в том, что человек может невербально выразить свои чувства и эмоции через искусство, при этом, дав клиническому психологу гораздо больше необходимой информации, чем на классической консультации по психотерапии.
Арт-терапия позволяет на символическом уровне выразить различные чувства и переживания. В каждом произведении искусства, созданном во время занятий, отражается душевное состояние человека, проявляется его внутреннее «Я».
Задачи арт-терапии следующие:
• сконцентрировать пациента на собственных чувствах и ощущениях;
• облегчить и ускорить процесс психотерапии и коррекцию психологических расстройств личности;
• вывести пациента на контакт, чтобы выявить психологические проблемы;
• помочь взрослому или ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, избавиться от негатива;
• проработать психологические травмы;
• развить творческие способности;
• повысить самооценку;
• провести коррекцию поведения, сменив неэффективные поведенческие привычки на эффективные.
Лечение с помощью рисования картин – изотерапия
Это – наиболее популярный метод лечения и профилактики многих проблем, вызванных нарушенным психоэмоциональным фоном. Метод изучен досконально и используется во всем мире. Его основу составляет «сигнальная цветовая система», ведь в подавляющем большинстве случаев с помощью цвета и ребенок, и взрослый подает миру сигналы о своей проблеме, рассказывает о том, что у него внутри.
Поскольку все дети, независимо от природных способностей очень любят рисовать, они охотно создают картины красками и карандашами. Опытный специалист на основании нарисованной картинки может провести анализ эмоционального и психического состояния малыша и подростка и разработать эффективную программу помощи в борьбе с эмоциональной зажатостью, комплексами и фобиями.
Любая эмоция и внутреннее переживание ребенка отображается в его рисунках. При этом часто такой ребенок не может или не желает выразить свои эмоции словами.
Арт-терапевт обращает внимание на следующие детали рисунка:
- общую цветовую гамму;
- преобладание какого-либо оттенка;
- наличие или отсутствие определенных элементов в рисунке;
- характер линий;
- особенности штрихов и т. д.
Ребенок любого возраста стремится выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить в линиях и цвете свое состояние, настроение, показать миру проблемы, страхи и переживания. Грамотный врач деликатно обсуждает готовый рисунок с ребенком. Это необходимо для лучшего понимания его психологического состояния. В дальнейшем, в ходе процесса избавления ребенка от негатива, его рисунки начнут меняться. Результат психотерапевтических сеансов обязательно наглядно виден по изобразительному творчеству ребенка. Малыш постепенно вносит определенные коррективы в рисунок, использует иную цветовую гамму и детали.
С кем лучше играть: с игротерапевтом или с мамой?
Конечно, получить специализированный курс игротерапии можно в кабинете детского психолога. Он сможет подобрать методики, наиболее подходящие для вашего ребенка в зависимости от его потребностей и задач, которые вы перед ним поставите.
Но, тем не менее, специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек.
Кроме того, польза от занятий, которые проводят с ребенком родители, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, меняются детско-родительские отношения. Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту. Поэтому если вы все еще думаете, играть или не играть, — играйте! Помогайте своему малышу, а заодно и себе!
Виды игр
Игра поможет ребенку снять напряжение, предупредит развитие комплексов, поможет наладить отношения и просто весело провести время.
Так какие игры помогут от детских страхов?
Современные психологи работая со страхами ребенка с 2 лет до 7 используют несколько вариантов избавления, коррекции и профилактики.
Настольные игры. Это могут быть «Ассоциации», «Шашки — Уголки». Такие простые на первый взгляд игры помогут ребенку преодолеть робость, научиться достойно проигрывать, поверить в себя и менять ход событий игры, применяя другую стратегию.
Проводя такие игры давайте возможность ребенку выигрывать, иначе это не принесет ожидаемого результата. Он должен ощутить не только вкус процесса, но и вкус победы.
- Рисуем детские страхи.
- Маски страха. Ребенок рисует из плотной бумаги или картона маску, которую он считает страшной и пугающей. Потом можно пугать игрушки или взрослого, но не наоборот!
Можно одеть на куклу и расспросить малыша, боится он или нет. Если боится, попытаться разрисовать маску так, чтобы она стала выглядеть добрее или смешнее.
Выдумываем истории. Здесь ребенок должен сочинить сказку на ходу. На основе тех сказок, которые он уже знает или которые ему больше по душе.
Персонаж — это не сам ребенок, а выдуманный. Ребенок должен играть роль того, кого пожелает. Но должен чередовать свои роли: играть и плохого, и хорошего героя.
Благодаря этому ребенок начинает меньше бояться плохих героев, так как сам побывал ими. А если он смелый и отважный главный герой, который всех спас, то он уже испытывает меньше страха в реальности, например, в темной комнате.
Куклотерапия. Здесь может использоваться любимый персонаж ребенка или любой другой по договоренности и разыгрывается ситуация, которая вызывает у ребенка страх или тревогу.
История разворачивается таким образом, что герой ребенка обязательно побеждает то, чего боится ребенок. Такие игры хорошо корректируют неразвитую речь, тревоги, страхи, неуравновешенность, замкнутость.
Подвижные игры на преодоление страха. Посредством таких игр дети преодолевают скованность, замкнутость, панику, неуверенность в себе и своих силах. Помогают вывести ребенка из зомбического состояния, активировать, зажечь.
Это могут быть любые активные игры на быстроту реакции: игры в мяч или воздушными шариками (футбол, баскетбол, боулинг, подбрасывание и ловля воздушных шаров), полоса препятствий как дома, так и на улице.
Занятия на спортивных комплексах и турниках (лазание и спрыгивание на мат, преодолевая страх высоты, страх пораниться).
Здесь можно заниматься и в одиночку, но лучше если это будут соревнования в команде или эстафета, чтобы ребенок ощутил процесс соперничества, командный дух.
- «Прятки», как на улице, так и дома. Можно прятаться как всем игрокам, так и прятать различные предметы или игрушки. Если ребенок боится темноты можно прятать кукол в темной комнате при включенном ночнике.
- «Жмурки», в эту игру современные дети соврем не играют, а жаль. Благодаря такой простой игре ребенок научится полагаться на себя, избавится от нерешительности, поможет побороть страх темноты, неизвестности, замкнутого пространства, одиночества, научиться быть осторожным и доверять своей интуиции.
Водящему завязывают глаза и он должен вытянув вперед руки на ощупь найти другим участников игры. Но при этом ему на пути могут быть расставлены препятствия и он должен быть очень осторожен (стулья, небольшие коробки).
Сюжетно — ролевые игры, где ребенок берет на себя роль взрослого: например врача, полицейского и пр.
Посредством таких игр мы можем проиграть с ребенком болезненную для него ситуацию, например боится врачей: пусть сам побудет доктором и полечит маму, папу, кукол, других детишек.
Такие игры благоприятны для общего психического развития ребенка, развивают воображение, учат планированию, принятию самостоятельных решений, развивают память, нравственные качества, помогут побороть агрессию или наоборот замкнутость.
Обязательно ли обращаться к психотерапевту, чтобы заниматься арт-терапией?
Смотря какая у вас цель. С помощью рисования можно выплеснуть накопившиеся эмоции, расслабиться, отвлечься, снизить уровень стресса и тревоги. Этим можно заниматься и самостоятельно дома.
Но если вы хотите использовать творчество как метод лечения ментальных проблем и расстройств (а ей успешно лечат ПТСР, депрессии и зависимости), то обязательно обратитесь к специалисту с психотерапевтическим образованием.
В России один из главных популяризаторов арт-психотерапии — врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук Александр Копытин. Можно начать знакомство с методом по его лекциям, статьям и книгам.
Упражнение №5: Рисование музыки
Визуализация музыки благоприятно влияет на эмоциональный фон ребёнка. Кроме того, это упражнение активно задействует детское воображение, концентрацию внимания и избавляет от повышенной тревожности.
Включите ребёнку приятную музыку и попросите его любыми инструментами (ручками, фломастерами, карандашами) нарисовать то, что он слышит. Это будет сложно, зато весьма увлекательно. Кстати, особенно эффективно будет создать целый ряд таких «музыкальных» картин, включая ребёнку разную музыку: классическую и современную, грустную и весёлую, медленную и быструю. И вы присоединяйтесь! Рисовать музыку очень увлекательно!
Формы арт-терапии
Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.
Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.
Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.
Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.
Игры для детей от 6 до 14 лет
Свое любимое времяпровождение дети этого возраста могут найти и в играх, перечисленных выше и наоборот.
Игра «Боулинг»
Наборы для игры продаются в детских магазинах, но играть можно чем угодно. Кеглями могут быть книги, которые легко падают практически от любого мячика.
Эта игра способствует самоконтролю и, как все соревновательные игры, учат проигрывать. Подбадривая и помогая, в игре с родителями дети проживают свои неудачи и готовятся вступить во взрослую конкурентную жизнь.
Игра «Крокодил»
По очереди необходимо показать (без слов) животное, в старшем возрасте – абстрактное понятие или эмоцию.
Всем знакомая игра учит общению, повышает самооценку, внимательность, стимулирует фантазию, увеличивает словарный запас.
Игра «Семейная история»
По кругу каждый предлагает одно предложение, чтобы получилась страшная история (веселая или фантастичная). Получившуюся историю можно разыграть в ролях.
В рассказе, как и в жизни, у вас разные события, но общая семейная история.
Игра «Истина или ложь»
Бросив мяч, задаем вопрос одному из членов семьи. Нужно ответить: «правда или ложь». Если участник дает правильный ответ, право спрашивать переходит к нему. В зависимости от утверждения игра может быть обучающей, сплочающей и расслабляющей. Хотите выучить столицы, спрашивайте: «Правда ли, что столица Казахстана – Астана?» Между вами недоразумение: «Правда ли что я на тебя обижаюсь/осуждаю/не люблю?». Хотите поговорить о сексе, но не знаете как: «Правда, что единственный эффективный способ предотвратить беременность – презерватив» (для предотвращения конфуза у ребенка, вопрос может задать мама папе, но ребенок обязательно получит важную для него информацию).
Игра «Кто я»
Каждый из игроков пишет на маленьком листе бумаги имя литературного персонажа/актера/героя мультфильма и передает другому так, чтобы никто не видел. Листочек держим на лбу. В результате игрок видит имена всех, кроме своего. Игроки по очереди начинают задавать окружающим наводящие вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет».
Игра способствует коммуникации, фантазии, внимательности.
Прекрасными играми являются мафия, морской бой и «точки» на бумаге. А также игры, которые можно приобрести в магазинах: шахматы, шашки, домино, лото, монополия, дартс, твистер, дженга, пентаго, нарды, настольный хоккей, футбол, боулинг, снукер, гольф и многие другие.
Будьте детьми с детьми и почувствуйте, как это здорово!
Автор Александра Антропова
5
4
голоса
Рейтинг статьи
Арт-терапия на дому
Среди всех новых направлений психотерапии занятия творчеством все больше и больше становятся популярными благодаря своей многофункциональности. Их активно используют как самостоятельно, так и в дополнении к гештальт-терапии. Человек может заниматься лечением дома. Возможности домашней арт-терапии распространяются только на индивидуальные занятия. Групповая система на дому малоэффективна.
Самостоятельно избавиться от стресса, снять физическое и умственное напряжение и хорошо провести время можно с использованием антистрессовых раскрасок. Заполняя разными цветами пространство черно-белых иллюстраций, человек отключается от внешнего мира и выражает свои чувства и эмоции. Занятия на дому подходят для маленьких детей.
Сущностные психоэмоциональные проблемы свойственны и взрослым. Специфика терапии в том, что каждый человек может выбрать для себя занятие, которое ему ближе по духу. Психологи помогут подобрать метод, кратко объяснять его суть, а выполнение задания проводится самостоятельно. Кому-то по духу рисование, другим ландшафтный дизайн, некоторые пишут стихи, вкладывая в слова свои чувства. Символы спокойствия и радости прячутся в занятии любимым делом.
Сказкотерапия подходит для детей и может проводиться на дому
Упражнение №4: Сотри свой страх
Само задание изобразить страх мобилизует в ребёнке отвагу и смелость, ведь даже начать рисовать этот самый страх — дело нелёгкое. Ребёнок преодолевает психологический барьер, а потом проживает негативные эмоции через творческие действия. Таким образом, страхи значительно уменьшаются.
Выполнять упражнение рекомендуется на поле для песочной терапии. В домашних условиях им может стать любая поверхность с тонким слоем песка, манки или крупы. Попросите ребёнка, используя руки или другие приспособления, нарисовать свой страх, а потом вместе сотрите его движением руки или разными инструментами (к примеру, скребком для разрезания пластилина, щеткой). Можно придумать вместе сказку о том, как этот страх зародился на песке и как пришёл добрый волшебник и стёр его.
Задачи терапии
Можно выделить следующие задачи:
- Установление контакта с окружающими людьми.
- Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.
- Создание условий для безопасного выхода агрессии и других негативных чувств.
- Работа с подавляемыми мыслями и эмоциями.
- Развитие самоконтроля.
- Развитие творческих способностей.
- Повышение самооценки.
Отсутствие противопоказаний и доступность методов дают возможность использовать терапию искусством людям любого возраста и при любом состоянии здоровья. Ею успешно занимаются дети и взрослые. Особенно заметные результаты дает арт-терапия для детей дошкольного возраста.
Для применения методов терапии искусством в работе с детьми дошкольного возраста главные условия — понятность, привлекательность, доступность средств и безопасность. Занятия проводятся индивидуально или в группе.
Отличие арт-терапии от обычного творчества
В России до сих пор существует распространенное заблуждение о прочной связи между арт-терапией и творчеством. Из-за этого у людей сложилось мнение, что для использования ее методов (специалистом или участником) необходимо обладать выдающимися талантами — уметь петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать или выступать на сцене.
Арт-терапия является одним из видов психотерапии, где основная цель не заключается в производстве художественных работ. В процессе работы участник не должен фокусироваться на сочетании цветов, нот или технических аспектах. Его творчество направлено на другие цели:
- проявлять;
- осознавать;
- проецировать;
- трансформировать;
- перерабатывать эмоции, чувства;
- сочувствовать;
- формировать или изменять установки, цели.
Арт-терапевт не судит о конечном результате работы, для него не имеет значение то, насколько удачной получилась картина
Он обращает внимание на проявление и анализирует уровень открытости пациента, оценивает, удалось ли ему поделиться мыслями, страхами и преодолеть их
Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых
- «Работа с творческим мусором». Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным — обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
- «Сказка о герое». Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
- «Мое настроение». Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает — грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
- «Лепим монстра». Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
- «Кактус». Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре — адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу — низкая самооценка; вверху — завышенная самооценка; слева — сосредоточенность на прошлом, справа — на будущем. Размер: меньше 1/3 листа — заниженная самооценка, 2/3 и больше — завышенная. Линии: четкость — уверенность, штриховка — признак тревоги, прерывистость — импульсивность, сильный нажим — напряжение, слабый — пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.
Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.