Чем занять ребёнка в 1

Развивающие игры для детей в 1 год

Чтобы спокойно заниматься своими делами, предложите крохе одно из увлекательных занятий, которое займет его как минимум на 15-20 минут. Такие игры не просто обеспечат вам несколько спокойных минут, но и поспособствуют развитию кругозора годовалого крохи.

Учим окружающий мир

С помощью книжек и интерактивных плакатов ребенок сможет не просто выучить названия зверей и растений, но и узнает, какие звуки они издают, чем питаются и что любят, как развиваются.

Готовим вместе

Это вариант для активных непосед, которые не могут прожить без общения ни минуты. Возьмите годовалого кроху с собой на кухню и предложите ему помочь готовить. Дайте скалку и кусочек теста, попросите расставить кастрюли и пластиковые контейнеры на полке в шкафу и т.д.

Такие «взрослые» забавы дома обязательно заинтересуют всех малышей. Кстати, на помощь придет и детская посудка, а может, и детская кухня с холодильником, микроволновой печью и прочими предметами интерьера, что позволит занять кроху надолго.

Развиваем мелкую моторику

Соберите коробку мелких деталей для поделок. Это могут быть каштаны, ракушки (не острые), орехи, морские камешки, пуговицы, фасоль и пр. Организуйте для малыша специальное место дома, где он сможет без помех играться. Оптимальный вариант – это столик с бортиками или мягкий коврик.

Поскольку в 1 год кроха еще тянет в рот все предметы, за процессом игры обязательно следует следить, так что устанавливайте игровое место неподалеку от себя;

Творческие занятия

Малышу в 1 год уже будет интересно лепить из пластилина, рисовать красками и карандашами. Если вы уверены в послушании ребенка и не беспокоитесь о состоянии обоев и мебели, можете познакомить его с фломастерами

Они привлекают внимание своими яркими цветами и легкостью использования

Помогаем маме

Если перечисленные способы не помогают отвлечь малыша, попробуйте занять его домашними делами. Когда вы убираете в комнате, дайте ребенку тряпочку для пыли, пусть протрет свой столик. Загружая белье в машинку, попросите помощника принести испачканные мягкие игрушки. Если позволяют средства, купите детскую бытовую технику – пылесос, фен, кухонный комбайн. Малыш будет очень горд, что он также занят «взрослыми» делами.

Смотрим мультики

Современная мультипликация не просто позволяет отвлечь детишек, но и учит полезным навыкам и привычкам. Для 1 года отдайте предпочтение развивающим мультфильмам, к примеру:

  • «Уроки тетушки Совы»,
  • «Маленькие Эйнштейны»,
  • «Фиксики»,
  • «Семья Почемучек»

Чередуя такие занятия между собой, постепенно вы приучите ребенка заниматься, развлекаться и находить игры самостоятельно. Это освободит немало сводного времени для вас.

Игры для детей от года до двух лет

Конечно, все вышесказанное можно применить и к возрасту постарше, однако оно уже не увлечет надолго. Поэтому надо совершенствовать эти способы. Или придумывать новые!

  1. Палатка;
  •  Сделайте для детей домик из диванных подушек и пледа – наверняка вы в детстве играли с таким же!
  • Поставьте несколько стульев спинками друг к другу, накиньте сверху большой пододеяльник или нечто подобное, постелите внутрь коврик – самодельная палатка готова;
  • А уж внутри палатки можно играть в любые игры, они приобретут новую привлекательность – чаепитие с куклами, машинки, рассматривание картинок с фонариком.

Дети играют в магазин

  1. Игра в магазин;
  •  Даже если у вас нет игрушечной тележки или корзинки для покупок и детской кассы, всегда найдется пакетик или сумочка, старые флакончики, баночки, коробочки – все подойдет для магазина;
  • «Деньги» можно сделать из бумаги, пусть ребенок сам их и нарежет, расставит «товары», а потом посадит «продавца» и «покупателей» (куклы, мягкие игрушки).
  1. Трафареты и печати;
  •  Это уже чуть сложнее, чем просто «калякать» на бумаге, надо объяснить для начала, как обводить простые предметы. Трафареты ведь не обязательно покупать, возьмите монетку, баночку, короче – все, что можно обвести;
  • А печати самодельные изготавливают из кусочка губки для посуды, привязанному к карандашу. Макаешь в краску, а потом ставишь оттиск на бумаге;
  • Еще в гуашь можно макать нитку, потом произвольно ее укладывать на листок и складывать его вдвое, чтобы при разворачивании получился симметричный фантазийный рисунок.

Рисунки макаронами

  1. Крупа;

Если ребенок уже не тянет все в рот, кроме манки предложите ему и другие виды круп – фасоль, горох, пшено

Эта терапия поможет маленькому успокоиться, развивает моторику и внимание;
Предложите игру: разобрать перемешанные крупы по разным тарелочкам, пусть это называется, допустим, «Золушка»!
Из круп и макарон можно составлять и целые картины. Нужно только нарисовать контуры изображения, и чтобы оно было попроще

Пусть ребенок наносит клей на одну область и приклеивает какой-то вид крупы, потом на другую область второй вид.

  1. Разные яркие магниты;
  • Подойдет даже магнитная азбука. Пока вы заняты чем-то на кухне, дети пусть собирают картинки на холодильнике из магнитиков. Идеально, если есть звери;
  • Для детей постарше существуют магнитные пазлы и даже магнитные конструкторы, состоящие из деталей разной формы с одной магнитной стороной.

Игра в кукольный театр

  1. Кукольный театр;
  • Придумайте, из чего сделать ширму, покажите ребенку для примера небольшую сказку с участием даже обычных игрушек, не обязательно надевающихся на руку;
  • А потом дайте задание придумать и показать свой собственный спектакль! Если будет время, обязательно сделайте из обычной коробки кукольный домик для подобных игр.

Почему родители стремятся нас контролировать?

Когда-то вы были ребенком. Сначала совсем беспомощным и беззащитным. Потом взрослели. Но родители всегда были старше, больше, умнее. Они стремились защищать вас, научить тому, чего вы еще не знаете, «подготовить к жизни в суровом мире взрослых». Ребенок со всеми своим сложностями и проблемами идет к взрослому — который мудрее и опытнее.

Начался подростковый период, юношество — и девушка хотела принимать свои решения, искать свой путь в жизни, строить свои отношения. Но родители продолжали вмешиваться в ее жизнь… Кто-то бунтует против такой ситуации. Кто-то делает вид, что соглашается. Кто-то позволяет родителям принимать решения. Так тянется до 30, 40, 50 лет. А у кого-то и всю жизнь.

Что говорят родители в ответ на протесты?

«Мы жизнь прожили, мы такое уже видели!» «Мама плохого не посоветует!» «Мама лучше знает!» «Я люблю тебя и желаю тебе добра!»

Что на самом деле стоит за этими словами? Нежелание отпустить ребенка, дать ему быть собой. Эгоизм и стремление реализовать через него свои желания, мечты. Чувство собственности — это МОЙ ребенок. Страхи — постареть, стать ненужным, невостребованным.

А порой — стремление уйти от решения своих проблем в отношениях. И родители усиленно «живут жизнь» своей взрослой дочери вместо того, чтоб заняться собой. Если человек делает что-то для другого, и реакция этого человека (слова, действия, эмоции или отсутствие слов, действий, эмоций) человеку не нравится — значит, он делал это для себя.

Например: мама звонит вам каждый день со словами «Я беспокоюсь о тебе. Как у тебя дела? Хочу тебя поддержать». Вы отключаете телефон, не отвечаете или говорите, что вам неудобно сейчас разговаривать. Мама злится, грустит, расстроена или еще как-то выражает свое недовольство. Это значит, что она делает эти звонки не для вас. А для себя

Чаще всего мама хочет: проконтролировать вас, рассказать о своих проблемах с папой, пожаловаться, получить внимание и поддержку или еще что-то. Не решать свои проблемы в отношениях и в жизни — а переложить на вас как на бесплатного психолога.

И так ваша жизнь бежит по замкнутому кругу — ответили маме — приняли на себя чужие эмоции (да, эмоции родителей про их отношения — для вас чужие, ребенок не может разбираться с эмоциями мамы и папы!). Не ответили — приняли на себя еще больше эмоций — гнев, обиду и собственное чувство вины — «ах, какая я ужасная дочь, я не выслушиваю мамины жалобы на папу и их отношения…».

В мирное русло

Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления…

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Речевое развитие ребенка в год

Рассмотрим, как развивать речь ребенка в 1 год. К этому возрасту малыши уже умеют произносить примерно 10–12 слов из одного или двух слогов. Но дети отлично могут выразить свои желания мимикой, эмоциями, движениями. Хотя ваше чадо говорит еще совсем мало, вы не должны забывать о его речевом развитии, так как оно активно происходит как раз в годовалом возрасте.

Какие же занятия нужно проводить?

  • Не сюсюкайтесь с ребенком и не коверкайте слова. Вы для него являетесь главным примером, на котором он учится разговаривать. Тем более в этом возрасте дети уже хорошо понимают, что им хотят сказать.

  • Не рассматривайте книги молча, рассказывайте, что вы видите на картинках, задавайте легкие вопросы типа: «Покажи маме, где собачка?»

  • Начинайте читать короткие сказки, четверостишия, петь веселые песенки, слушать музыку.

  • Учить ребенка разным звукам и слогам, пропевая их, попросите повторить.

  • Во время прогулок не катайте молча коляску, а рассказывайте маленькому непоседе обо всем, что видите: что растет, летит, куда и зачем вы идете и т. д.

  • Рассматривайте картинки с логическим сюжетом, рассказывайте малышу короткие истории по ним, пытайтесь задавать вопросы. Например, нравится ему нарисованная кошечка или нет. Хотя он и не ответит словами, но эмоциями и жестами сможет выразить свои чувства.

Игры для годовалого ребенка. Игры, поощряющие творчество

Забава с бобами в мешочкахТакие мешочки представляют собой превосходные игрушки для малышей. Они мягки, безопасны и побуждают к творческой активности. Подумайте о том, что можно сделать с этими мешочками при игре с вашим ребенком. Бросайте их. Собирайте в кучу. Кладите их себе на голову. Кладите их себе на спину. Кладите их на живот. Лежа на спине с поднятыми ногами, балансируйте мешочками, положенными на каждую из ступней. Бросайте их в какую-нибудь коробку и т.п.Кубики из бумажных пакетовВам понадобится несколько бумажных пакетов из-под бакалейных товаров и множество газет. Попросите ребенка, чтобы он помог вам смять и скомкать газеты, а затем засунуть их в бумажные пакеты. Когда все пакеты заполнятся, крепко завяжите их лентой или веревкой. Эти пакеты можно использовать в качестве легких кубиков, которые вашему ребенку будет легко передвигать. Вместе с малышом придумывайте разные способы использования таких кубиков: кладите их один на другой, кладите вплотную один к другому, сделайте из них круг, бросайте их назад и вперед.Нарисуйте на пакетах разные забавы рожицы и превратите их в актеров кукольного театра.Игра в «каракули „Дав ребенку ручки и цветные мелки, вы поощрите его к рисованию. Ничего, что поначалу это будут всего лишь каракули

Такое занятие развивает согласованность движений глаз и рук, что так важно для дальнейшего развития. Наблюдение за первоначальным творчеством ребенка и участие в нем может превратиться в увлекательное занятие для вас и для вашего малыша

Сядьте к столу вместе с ребенком. Положите на столе листы бумаги для рисования для себя и для ребенка. Покажите малышу, как держать карандаш, и начинайте рисовать сами на своем листе. Ребенок станет вам подражать. Похвалите линии и закорючки, которые он изобразил. Скажите малышу, что он нарисовал красивую картинку, отметьте отдельные фигуры, например: “Мне так нравится этот красный круг на твоем рисунке ». Игры, подобные этой, увлекают детишек, захватывают все их существо и развивают в них уважение к самим себе.«Ча-ча-ча»Поместите камушки или другие предметы, издающие громкий звук, в металлическую банку. Плотно закройте ее крышкой и убедитесь, что у банки нет острых краев. Дайте банку ребенку, и пусть он потрясет ее, а вы в это время спойте какую-нибудь песенку. Заключите песню, пропев на тот же мотив слова: «Раз, два, ча-ча-ча ». Покажите малышу, как трясти банку в такт «ча-ча-ча ». Повторите все это несколько раз. Вскоре ваш ребенок поймет, как трясти банку в такт «ча-ча-ча ».Песни со звенящим колокольчикомКолокольчики – прекрасный аккомпанемент для песен. Колокола и колокольчики звучат по-разному в музыкальных произведениях, в школе или на морских судах. Очень подходит для сопровождения звоном колокольчиков и детский стишок «Вот так так, ну и ну! » Напевая его, звените колокольчиком перед началом каждой строки.Вот так так, ну и ну!Бык запрыгнул на луну,Кот на скрипке заиграл,Громко пес захохотал,А тарелки, миски, ложкиПоскакали по дорожке!Попробуйте звенеть колокольчиком и в быстром, и в медленном темпе.Чертим разные фигурыВам понадобятся большой лист бумаги для рисования и карандаш. Сядьте с ребенком к столу или на пол. Нарисуйте карандашом на бумаге круг. Затем дайте карандаш ребенку и водите его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Скажите ему, когда закончите: «Какая хорошая получилась картинка ». Таким же образом помогайте малышу рисовать другие фигуры и каждый раз повторяйте: «Какая хорошая получилась картинка ». Проводите зигзагообразные линии, позволяйте малышу свободно действовать карандашом и т.д. детишки любят эту игру, достаточно занимательную, чтобы возвращаться к ней снова. Ваш ребенок, скорее всего, будет давать вам карандаш и говорить: «Теперь нарисуй ты ». Каждый раз, начиная эту игру, берите карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета. Пользуйтесь мягкими карандашами – с ними ребенку легче обращаться.Рисование на свежем воздухеНаполните противень для выпечки пирогов песком или солью и вынести его во двор или садик. Предложите ребенку рисовать пальчиками на этом «грунте ». Когда ему надоест это занятие, встряхните противень, и рисунки исчезнут. Вынесите во двор или садик мольберт или просто подставку для будущего рисунка, а также краски и киски. Пусть ваш малыш попробует рисовать на мольберте. Когда он закончит, вывесите лист с нарисованным для просушки.

Развитие речи и коммуникативных навыков у годовалого ребенка

Вот несколько занимательных и развивающих игр и активностей, которые помогут вашему годовалому ребенку развить речь и коммуникативные навыки:

  1. Разговаривайте с ребенком о каждой его деятельности. Когда вы с ним играете или кормите его, описывайте все происходящее: «Смотри, ты играешь с мячиком» или «Сейчас мы будем есть вкусный банан». Это поможет развивать слуховое восприятие и позволит ребенку осваивать новые слова.
  2. Песенки и стишки также очень полезны для развития речи. Попросите ребенка повторять за вами звуки, слова или фразы. Можно петь песни, в которых повторяются одни и те же слова или звуки.
  3. Давайте ребенку возможность самостоятельно выбирать предметы или игрушки. Пусть он показывает на то, что ему интересно, и вы называете это слово. Например, если ребенок показывает на книжку, скажите: «Да, это книжка! Мы сейчас посмотрим картинки».
  4. Не забывайте об использовании жестов. Жесты могут помочь ребенку понять, что вы говорите, даже если он еще не до конца умеет говорить сам. Используйте жесты в сочетании со словами, чтобы усилить их значение.
  5. Читайте детские книжки вслух. Пусть ребенок смотрит на картинки и слушает ваши слова. Интересные и красочные книжки помогут развить его слуховое восприятие и пополнить словарный запас.

Помните, что каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому не стоит сравнивать его с другими детьми

Важно создавать для него атмосферу любви и поддержки, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог свободно общаться с вами

Мероприятия для сенсорного развития

Чтобы помочь вам начать, мы составили список занятий, которые могут быть направлены на сенсорное развитие вашего малыша и ускорить его рост.

1. Съедобный сад

Сделайте красивый сад для вашего малыша, который он сможет с удовольствием съесть, и превратите это в одно из самых прекрасных развивающих занятий для вашего ребенка.

Как сделать

Сделайте тесто из шоколада и используйте его для создания грязи для сада в миске и разложите вокруг съедобные предметы, такие как зефир и шоколадные чипсы, чтобы сделать камни и гальку. Пусть ваш ребенок выберет то, что ему нравится, из своего съедобного сада.

Чему это учит?

Ваш ребенок будет предпочитать есть эту грязь вместо любой другой и при этом получит хорошее представление о том, как держаться подальше от насекомых, не боясь их.

2. Разноцветная лапша

Превратите время перекуса в время игры с помощью этого замечательного занятия, которое наполняет желудки и сердца вместе.

Как сделать

Возьмите на рынке пищевую краску и спагетти. Приготовьте и поместите в отдельные пластиковые пакеты с разными пищевыми красителями. Правильно смешайте краски и поместите их в большую емкость. Позвольте ребенку возиться с лапшой, съедая часть и играя с остальными.

Чему это учит?

Слегка изменяя вкус каждого цвета, вы можете позволить ребенку начать ассоциировать цвета с различными чувствами.

3. Цветная смесь для крема для бритья

Дать малышу физическую возможность смешивать цвета и видеть, как из них получается новый оттенок.

Как сделать

Добавьте два дополнительных цвета в углы нескольких герметичных пакетов на молнии и перемешайте. Добавьте в них немного крема для бритья и плотно запечатайте пакеты. Пусть ваш ребенок поиграет с пакетом, сжимая или встряхивая его по своему усмотрению. Когда цвета смешаются, попросите его назвать новый цвет.

Чему это учит?

Магия смешивания красок и вид чистых рук будут для него совершенно новыми, как и присутствие новых цветов, возникающих из старых, и изучение сочетаний.

4. Время игры с водяными бусинами

Это настолько увлекательное занятие для детей, что вы захотите сделать его одним из ежедневных занятий для своего малыша.

Как сделать

Возьмите на рынке безопасный для детей набор бусин для воды и сформируйте эти бусины внутри пластикового пакета. Добавьте немного воды, чтобы бусинки хорошо плавали внутри. Дайте ребенку поиграть с пакетом. Позже попросите его разделить бусины по цветам на отдельные секции.

Чему это учит?

Помимо понимания концепций цвета, ваш ребенок будет лучше знаком с различными текстурами и восприимчив к тактильным ощущениям после прикосновения к ним.

5. Отражение цветного света

Пусть ваш ребенок начнет изучать различные цвета и будет в восторге от того, как красиво они смотрятся вместе.

Как сделать

Соедините несколько лампочек в картонной коробке, подключив их к общему проводу. Заверните коробку в фольгу, чтобы подчеркнуть соединения. Сделайте комнату темной и включите свет. Пусть ваш ребенок выкрикивает цвета, которые он видит.

Чему это учит?

Ваш ребенок не только быстро выучит цвета, но и познакомится с концепцией смешивания цветов, что запустит его творческие навыки визуализации.

Кому принадлежит ваша жизнь?

Пока вы бежите домой к 22:00, чтобы «отзвониться» родителям, и сообщить как прошел день, что вы дома и все в порядке — не вам. Пока вы делаете выбор одежды, интересов, круга общения, места работы, своего будущего с учетом того, как отреагирует мама с папой — не вам. Пока… можно много перечислять ситуации, которые показывают вмешательство родителей, мы потому и привели в начале статьи выдержки из писем.

ВАЖНО ЗНАТЬ: никто не имеет право управлять вами и вашей жизнью. ВАЖНО ЗНАТЬ: ваша жизнь принадлежит только вам!. И еще — родители не «отстанут», родители сами никогда не признают, что все их действия — это решение ИХ СОБСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (я говорю о ситуациях, подобных цитатам из писем).

И еще — родители не «отстанут», родители сами никогда не признают, что все их действия — это решение ИХ СОБСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (я говорю о ситуациях, подобных цитатам из писем).

И как бы логично и разумно не выглядели рекомендации родителей — это комментарии обращенные не к взрослой женщине, а к девочке, над которой они имеют власть. И их цель — сохранить контроль. А если дочь пытается «не замечать» их контроля, игнорировать, молча делать по своему — в ход идет тяжелая артиллерия. Воздействуют жестко. Через давление, манипуляции, обиды, «падения с давлением», обращение к долгу, чувству вины, страхам и т. д. Я указала лишь несколько излюбленных родительских приемов.

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)

Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.

Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

  • ;
  •  (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Возим каталку;

Чистим вареное яичко;

Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

Учимся расстегивать липучки, молнии;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)Уже знакомые игры:

Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;

Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Составляем кубики друг на друга;

Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Играем с сенсорными коробками;

Игра №7. Игры с пластиковыми бутылками

Опытные родители годовастиков знают, что выбрасывать любые пластиковые бутылки с крышками можно только после того, как малыш ими вдоволь наиграется. Раскручивать и закручивать пробки не только весело и интересно, но и полезно для развития мелкой моторики.

Заметив это, наш папа изготовил очень простую самодельную игрушку: срезал верхние части разных пластиковых бутылок и закрепил их на отрезе ткани. А чтобы крышечки «не убегали», мы зафиксировали их с помощью пуговиц: сделали отверстие в пробках, продели в него тесьму, закрепили, а на другом конце тесьмы привязали большие пуговицы, по диаметру большие, чем горлышки бутылок.

Такую игру очень легко обновлять, добавляя новые бутылочки с пробочками разной формы. Наш бутузик от каждого прибавления остается в полном восторге! А мне остается только наслаждаться тишиной и свободой

Единственное, но очень важное правило — все детали такого самодельного конструктора должны быть очень крепко прикреплены друг к другу.

Развитие мелкой и крупной моторики у годовалого ребенка

Годовалый ребенок находится на первом этапе своего развития, и родители могут помочь ему развить как мелкую, так и крупную моторику. Развитие мелкой моторики поможет ребенку развить точность и координацию движений рук, а развитие крупной моторики способствует развитию силы и устойчивости тела.

Развитие мелкой моторики:

1. Игрушки для лепки помогут ребенку развить мелкую моторику и фантазию. Можно предложить ребенку пластилин, чтобы он мог вытягивать, скатывать и лепить различные фигуры.

2. Позитивным занятием для развития мелкой моторики является рисование. Для этого нужно дать ребенку большой лист бумаги и крупные карандаши. Ребенок будет исследовать различные движения и развивать рисование.

3. Также ребенку можно предложить играть в конструктор и собирать разнообразные модели. Это поможет развить мелкую моторику рук и логическое мышление.

Развитие крупной моторики:

1. Ползание по ковру или коврику подходит для развития крупной моторики. Это помогает укрепить мышцы рук и ног, а также развивает координацию движений.

2. Прыгание на месте или на надувной площадке развивает силу ног и уравновешенность ребенка.

3. Возможность ходить на улице или в парке позволяет ребенку развивать крупную моторику. Он может бегать и ходить по неровной поверхности, что способствует развитию баланса и координации движений.

Предложение ребенку разнообразные занятия, способствующие развитию мелкой и крупной моторики, поможет ему стать более активным и ловким. Родители должны поощрять ребенка и поддерживать его в его стремлении к самостоятельности и развитию своих навыков.

Показатели правильного развития годовалого ребенка

К 12 месяцам малыш уже многое умеет, достигает важных показателей развития. Годовалый возраст является переходным периодом от младенчества к детству

Важно, чтобы становление ребенка соответствовало нормам

Развитие детей проходит в четырех направлениях: социальном, эмоциональном, физическом и когнитивном. Показатели становления малыша проявляются в каждой из этих сфер.

Когнитивное развитие связано с познавательными функциями, навыками мышления, к таким показателям относятся следующие:

  • ребенок правильно использует предметы. Для того чтобы сделать прическу, он берет расческу. Телефон он прикладывает к уху правильной стороной;
  • малыш копирует жесты взрослых. Если показать ему движение рукой, то он повторит. Если ребенок способен воспроизводить множество действий, то это говорит о значительном развитии головного мозга;
  • грудничок быстро находит спрятанные родителем предметы. Он ищет вещи в тех местах, где они обычно находятся. Это говорит о развитии зрительной памяти;
  • малыш способен ассоциировать предметы с их названиями. Если положить перед ним разные овощи и сказать название одного из них, то он укажет пальцем на правильный продукт;
  • ребенок пытается повторять звуки (например, сигнал машины, мяуканье кошки). Он хорошо запоминает звуки, хотя правильно произносить некоторые из них еще не умеет.

Физическое развитие связано с мускулатурой, ростом, грудничок должен уметь:

  • садиться без посторонней помощи;
  • хватать предметы всеми пальцами или только указательным и большим. Ловко доставать вещи из коробок;
  • ходить, опираясь на предметы мебели. Несколько шагов совершать без поддержки;
  • указывать пальцами на интересующие его предметы;
  • вставать на ноги у опоры или с помощью родителей. В год мышцы и суставы еще недостаточно крепкие для удержания веса тела.

К году у ребенка уже имеется три пары зубов: верхние и нижние центральные, боковые резцы. Улучшается качество зрения, развивается зрительно-двигательная координация. У малыша лучше получается определять расстояние.

Повышается точность в играх: грудничок может попадать мячом в цель. Эмоциональное и социальное развитие связано с появлением способности выражать чувства, общаться со взрослыми и сверстниками.

Показатели правильного развития годовалого ребенка:

  • выражает чувство страха путем крика, хватания одного из родителей за руку;
  • понимает и реагирует на простые просьбы (передает предмет, садится по указанию родителей);
  • внимательно следит за реакцией мамы и папы (например, когда отказывается есть или бросает игрушку);
  • беспокоится, становится застенчивым и нерешительным, когда в квартире находятся незнакомые люди;
  • пытается осмысленно разговаривать. Малыш отвечает на вопросы. Речь может быть еще невнятной;
  • предпочитает проводить время с родителями. Это означает, что у малыша развиваются социальные навыки.

Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально. Есть дети, которые быстро всему учатся

Бывают малыши, которым нужно много времени на освоение определенных навыков.

Большую роль играет срок появления на свет, наличие патологий физического и психического характера. Недоношенные дети отстают в развитии от тех, которые родились вовремя. Заболевания тормозят появление навыков и умений.

Мать должно насторожить, если малыш не может:

  • самостоятельно садиться;
  • сидеть без поддержки;
  • повторять простые жесты;
  • находить игрушки, которые родители спрятали в пределах его видимости;
  • становиться на ноги, даже если его поддерживают;
  • указывать пальцами на людей и предметы;
  • радоваться родным и проявляет полное безразличие к игрушкам и окружению.

Это симптомы задержки развития грудничка.

Если родители заметили отклонения в становлении ребенка, то нужно обратиться к педиатру для выявления причины возникновения такой проблемы. Рекомендуется регулярно проводить медосмотр малыша. Это позволит вовремя выявить нарушения и устранить их.

Надо учитывать генетический фактор в развитии малыша. Если один из родителей начал поздно говорить, то ребенок, скорее всего тоже станет произносить слова позже срока, указанного в календаре развития.

Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры

Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама.

В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.

Какие игры родители могут предложить малышу?

  1. Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.
  2. Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев. Они гораздо экономнее дорогих альбомов.
  3. Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
  4. Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
  5. Чтение книг. Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д. Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.
  6. «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч. Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.
  7. Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом. Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.
  8. Кубики, матрешки, пирамидки. Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
  9. Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
  10. Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.
  11. Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.

Рекомендации по развитию ребенка в год

В ваших силах помочь своему маленькому непоседе, если хотите, чтобы он был развит и легко воспринимал новую информацию:

  • Не стоит без причины брать малыша на руки, дайте ему возможность ходить самостоятельно.

  • Не молчите во время прогулок, рассказывайте ребенку про все ваши действия, читайте сказки. Это поможет развить его речь.

  • Играйте с развивающими игрушками: сортерами, рамками-вкладышами, пирамидками, сенсорными коробками и т. д. Попробуйте с малышом пальчиковые игры.

Вот время занятий с ребенком в возрасте одного года придерживайтесь некоторых правил:

  • Постоянство. Не занимайтесь, когда вспомните или когда нашли время для малыша. Занятия должны быть каждый день, приблизительно в один и тот же час. Так ребенок привыкнет к вашим развивающим играм, и эффект от них будет намного лучше.

  • Разнообразие. Не старайтесь в один день сделать все упражнения сразу, не играйте в игры только одного вида. Чередуйте занятия: сегодня развитие речи, завтра – моторики, послезавтра – тактильных ощущений и т. д.

  • Увлеченность. Пусть ваши занятия станут игрой, а не скучной рутиной.

  • Время. Маленькому непоседе в возрасте 1 года достаточно до 15 минут на каждую игру. Больше он не выдержит.

  • Поддержка. Будьте готовы во всем помочь малышу, ведь этот мир для него еще такой непонятный.

  • Уют. Комната, где проходят занятия, должна быть теплой, светлой, проветриваемой. А ребенок должен быть выспавшимся, сытым, в хорошем расположении духа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: