Российские звёзды, которые занимаются благотворительностью

Больничная клоунада - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «знание.вики»

Литература

Книги

  1. Ольшанский В. М. Путь клоуна. История смехотерапии / В. М. Ольшанский — Москва: Зебра Е, 2013
  2. Казинс Н. Анатомия болезни / Н. Казинс — Москва: Физкультура и спорт, 1991
  3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет — Москва: Международная педагогическая академия, 1994
  4. Мазайлова Т. А., Сиротина Т. В. Основы паллиативной помощи / Т. А. Мазайлова — Барнаул: Алтайский Государственный Университет, 2015

Статьи

  1. Долженкова М. И. Больничная клоунада в структуре технологий социокультурной реабилитации / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. — Т.21. — № 8. — С.84-94
  2. Гурьева Е. С. Теоретические аспекты больничной клоунады анализ отечественной и зарубежной литературы / Казанский педагогический журнал. Серия: Науки о здоровье. — 2016.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2ЖОРЖ САНД:
ВЕСЕЛЬЕ — ЛУЧШАЯ ГИГИЕНА ДУШИ И ТЕЛА

с тяжелыми заболеваниями ЧУ «Доктор-клоун».Нас 41 Докторов-клоунов: 30 в Москве

и 11 в Санкт-Петербурге.НКО «Доктор-клоун» это первая и единственная в Российской Федерации организация объединяющая и обучающая докторов- клоунов, является уникальным, в своем роде, центром, основывающим свою деятельность на серьезной теоретической, методической и практической базе

Слайд 4История Развития2005 Работы Клоуна Кости в РДКБ2006 год – Начало

обучения у клоуна щвейцарcкой организации Theodora2008 – Открытие первой Школы

Докторов клоунов в РДКБ2008 –Открытие 2 школы докторов клоунов в НИИ им. Блохина2009 – Проведение 3 школы клоунов в Москве2009 – Открытие 4 школы клоунов в Санкт-петербурге2010 – Проведение 5 школы клоунов, ОБУЧЕНИЕ RIRE MEDECIN

Слайд 5Что мы делаем?Оказываем помощь в реабилитации :детям, проходящим длительное и

кризисных ситуациях;детям при адаптации на новой территории больницы;Обеспечиваем проведения психологических, реабилитационных, социально-культурных и развлекательных мероприятийВозвращаем ощущение детства

Слайд 6Как мы работаем Наша деятельность имеет 3 основных направления:Групповая работа:

ролевые игры, фокусы и интерактивИндивидуальная работа в боксах с детьми

онко-пациентамиСпециальная работа с индивидуальными целями

Слайд 8Специальная работа с индивидуальными целями
Работа с детьми в предоперационный периодРабота

с детьми во время манипуляцийРабота по запросам диабетологов для выявления

и усиления мотивов принятия пищиРабота с детьми в реанимации и в палатах пробуждения.Работа с детьми в приемном отделениии

в отделениях.Цели Сбор информации о пациентеКонтакт с медицинским персоналом –

в общей командеНаблюдение динамики развития психологического состояния пациента

Слайд 10Основные правила Доктора КлоунаСистематическое посещение больницИмпровизация и интерактивное общение

воли ребенка и родителей, первенства роли врачаИскренность и неагрессивность в подходе к детямПонимание своего места в структуре больничной жизни

Слайд 11Куда мы ходим?В 12 клиник России с регулярностью 1 раз

детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы НИИ РенгенрадиологииОнко Центр в балашихеНИИ им. Бурденко ТКМ им. Р.М. Горбачевой (Питер)НИИ Онкологии (Питер)31 больница (Питер)1 ГКБ (Питер)Так же Хоспис № 1 с частотой раз в месяц За период 2 лет работы мы гостили более чем в 10 детских домах и домах инвалидовУже участвовали более чем в 20 крупных благотворительных акциях.

Слайд 12Зарубежные организации и партнеры 32 организации докторов Клоунов. 3-основные школы больничной

хирургического и консервативного леченияОтвлечение и психологическая разгрузка ребенка в предоперационный период и непосредственно после операции в реанимацииОтвлечение и снятие болевого синдрома при проведении медицинских манипуляций, которые ребенок оценивает как агрессиюПсихологическая гармонизация ребенка в больнице через игру и интерактивное общениеМотивация детей на правильное и при этом веселое принятие лекарств и пищи

импровизации, что позволяет детям в меру их возможностей участие в

действии, центром которого они являютсяЦель клоун-терапии — принести облегчение как физическое, так и моральное, детям, находящимся на излечении в больницеПроект включает в себя подготовку докторов клоунов и их сопровождение в детских клиниках, разработку национального профессионального кодекса, квалификации, методологии и научное исследование Доктор Клоун – это постоянная работа: 2 раза в неделю (от 3 до 5 часов), при этом клоуны также работают по основному месту работы, не связанному с больничной клоунадой

Больничные клоуны провели шуточный субботник в детской больнице

Клоуны Манюня и Винтик посетили отделение онко-гематологии: «Приобщали всех к общегородскому субботнику с фокусами и играми. В одной из палат — вместе убирались, в другой — прибирались уже в духе «зя-низя»(что можно, а что нет), девчонки и мамочки не только помогали нам, но и сами с удовольствием участвовали в нашем шуточном «субботнике». Когда уходили, увидели, что в холле играли мальчишки. Как настоящих мужчин учили их строить дом, на отделении такие замечательные мягкие пуфики-конструкторы!!!! Стройка вышла знатная!!! Так что с уверенностью можем сказать, что наши ребятки к труду, миру и маю готовы».

Больничная клоунада в России

История

В России существует направление «Больничная клоунада» с 2005 года, когда впервые появилась информация о больничном клоуне Константине Седове. Встречи клоунов с детьми осуществляются двумя благотворительными организациями:

  • Автономная некоммерческая организация «Больничные клоуны», где работают профессиональные клоуны.
  • «Доктор клоун», которая является волонтёрской организацией.

В настоящее время профессиональные клоуны из организации «Больничные клоуны» действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Орле и Рязани. Присутствие больничных клоунов в детских отделениях стационаров в России одобрено ведущими медицинскими учреждениями страны, среди которых:

  • Российская детская клиническая больница, Москва.
  • Федеральный научно-клинический центр им. Дмитрия Рогачева, Москва.
  • Центр трансплантации костного мозга имени Р. М. Горбачевой, Санкт-Петербург.
  • Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н. Н. Петрова, Санкт-Петербург.
  • Клиника Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета, Санкт-Петербург.
  • и другие детские медицинские учреждения.

Научные исследования

В 2013 году в российском исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Целью работы было определить эффективность использования больничной клоунады в качестве психотерапевтического метода для снижения тревожности и эмоционального напряжения, а также создания позитивного настроя перед операцией у детей старшего дошкольного возраста. Для оценки уровня тревожности и эмоционального напряжения использовались метод Люшера и рисуночные тесты, такие как «Рисунок человека» или «Мой мир», «Красивый рисунок». В результате работы клоуна было замечено значительное снижение уровня тревожности и эмоционального напряжения перед операцией на 49,5 %, а также появление оптимистических ожиданий и веры в благополучный исход операции, позитивного настроя на выздоровление и готовности справиться с негативными последствиями операции. У детей, с которыми работал клоун, было отмечено снижение частоты применения седативных и обезболивающих препаратов, что помогло уменьшить количество лекарств, принимаемых этой группой пациентов.

Больничные клоуны делятся рассказами о первомайских посещениях детской областной больницы

Живчик и Задора: » Все знают о 1 мая! рассказали нам, что на первомай люди ходят на демонстрации и на дачи.. там они не только работают, но и делают шашлык, а также играют… поэтому мы тоже не стали исключением и поиграли с мячом (по просьбе детей) «Съедобное- несъедобное» с фантами….(брали тапками)… потом дети за тапки кто стихи читал, кто пел, кто отжимался и т.д»
Клепа и Базязя: «НА травматологию шли навестить нашу чудесную Нелли, которая сегодня вставала на ноги в первый раз после травмы. Нелли стала самой главной героиней общей большой сказки,другие девчонки -мальчишки были феями, спотсменами, был даже комар на велосипеде, гонщик-скромняжка и спонсор-меценат!!! Обещали устроить «мозговой штурм»,чтобы придумать название нашей новой сказке»

Как принять участие в проекте и стать членом команды?

Заявку на участие можно заполнить на сайте.

Приглашаем творческих, активных, талантливых, смелых людей старше 21 года. Бесплатное обучение актерскому мастерству, клоунаде, образовательные лекции в области медицины и психологии, творческие мастер-классы и много-много работы.

После психологического тестирования слушатели курса приступают к обучению, которое включает занятия по актерскому мастерству, клоунаде, анимации, цирковому искусству, сценической речи, тренинги на партнерство, поиск внутреннего образа белого или рыжего клоуна, контактная импровизация, музыкально-ритмические основы работы клоуна, развитие мышечной и эмоциональной памяти, занятия с медицинскими работниками и психологом, творческие мастер-классы (моделирование из шаров и бумаги).

Будущий клоун находит собственный образ, для него изготавливается костюм и подбирается реквизит. Обязательный этап — прохождение медосмотра и получение медкнижки. 

После этого новички начинают выходы в больницу вместе с опытными участниками проекта. Самые успешные новички получают право на самостоельные выходы в больницу.

Больничные клоуны поздравили маленьких пациентов с 23 февраля и помогли мальчику Сереже заново начать ходить

22 февраля, клоуны Манюня, Живчик и Кися снова навещали наших маленьких друзей в больнице.
Живчик и Кися поучаствовали в концерте к 23 февраля на онкологическом отделении-посвятили всех мальчишек в рыцари и вручили им надувные мечи, поиграли с детишками в «море волнуется», научили всех дрессировать волшебные пакетики.
Потом, уже втроем клоуны отправились на травматологическое отделение. Успели в палатах поиграть в кёрлинг, и, конечно, всех мальчиков в честь 23 февраля посвящали в рыцари.
А 24 февраля клоуны пришли к Сереже из травматологии: он в первый раз вставал на ноги и клоунов попросили поддержать мальчика.

ПОЗЫВНОЙ – СОВА

Марина Задворная из Красногорска – переводчик жестового языка. Она впитала его с молоком матери, ведь ее родители глухие. В ее системе жизненных координат взаимопомощь не исключение, а правило. Два раза в неделю Марина ездит в больницу. В приемном покое она облачается в стерильный халат, бахилы и маску и идет изучать карты маленьких пациентов: кто поступил, кто выписался, у кого положительная динамика, а кому стало хуже. Сейчас она доктор, который внимательно слушает рекомендации коллег: этому ребенку нельзя смеяться, этого нужно «разбегать», а тому крайне необходимо поднять аппетит. Каждую неделю ситуация меняется, поэтому универсального списка шуток не существует – нужно импровизировать на каждом шагу.

Ознакомившись с картами пациентов, Марина идет в гримерку. Снимает больничный халат и сомнения, наносит грим и цепляет смешной красный нос. Теперь она клоун Сова, которому под силу то, что не могут сделать врачи. Ее задача – пробить брешь в коконе безнадеги и помочь маленькому пациенту вспомнить: он не только больной, он – ребенок.

Клоуны устроили незапланированное представление для посетителей больницы

Из рассказа Клепы и Базязи.
«Работали на кожном отделении и 2-й педиатрии. Так получилось, что располагаются они на разных этажах и в разных концах больницы. На пути из отделения в отделение, кроме лифтов, травмпункт. А там — очередь из родителей и детей. Очередь, травмпункт, настроение у всех соответствующее. Незамеченными пройти нереально! Начинаем изображать шпионов-делаем вид,что прячемся от всех за стульями, за столом охранника, за дверью, а сами идем на цыпочках вдоль стены , распластавшись по ней «звездочкой». Потихоньку обходим деток и родителей, делая вид, что все так же идем по стене. Строим рожицы, улыбаемся, подмигиваем. И быстренько убегаем в открывшуюся дверь — к лифтам. Кажется, только охранник не смеялся нам вслед. Он просто о-о-о-о-очень улыбался»

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

– О том, что в наших больницах начали работать клоуны, я случайно узнала пять лет назад. Оказалось, лечить детей смехом под силу любому, кто прошел специальные курсы. Мне всегда было мало моей основной работы, хотелось делать нечто особенное, доброе. Узнав, что благотворительный фонд «Доктор клоун» объявил набор в Школу больничной клоунады, сердцем почувствовала – мое! – рассказывает Марина Задворная.

Девушка заполнила анкету на сайте, ни на что не рассчитывая. Несмотря на отсутствие актерского образования, она успешно прошла жесткий отбор, обучение и практику. С тех пор прошло пять лет. Сегодня Марина – один из ведущих клоунов фонда. Она работает с тяжелыми пациентами, шлифует мастерство на международных семинарах и мечтает о том, чтобы доктора-клоуны появились в каждой больнице. Для нее больничная клоунада – это не просто вторая работа, это еще одна линия жизни.

ЗА СТЕКЛОМ

В РДКБ есть место, где доктора-клоуны становятся частью семьи. В отделении трансплантации костного мозга детки живут очень долго, годами. У каждого пациента – свой маленький стеклянный стерильный бокс, покидать его запрещается. Дети наблюдают больничный мир через стекло.

– Возле этих стекол мы разыгрываем свои лучшие шутки, сценки и пантомимы. Ребенок со своей стороны может только прильнуть к «витрине». Вот и весь интерактив. Однажды мы работали у одного бокса. Ребенок внимательно наблюдал за тем, как мы дурачимся, а когда мы собрались уходить, вдруг погасил в своем боксе свет. Мы сразу отреагировали: начали на ощупь двигаться «в темноте», щупать стекло. Раз – и пациент зажег свет. Мы тоже сразу «прозрели». Помахали ему и хотели уйти, но не тут-то было. Малыш вновь устроил нам «темную». Мы долго играли. Это была потрясающая импровизация, не повторившаяся до сих пор, – рассказывает Марина.

Эффект от работы докто­ров-клоунов проявляется сразу: у детей улучшаются настроение и аппетит, нормализуется давление и даже проходят приступы тахикардии.

История создания

Патч А́дамс — американский врач, общественный деятель, больничный клоун и писатель. Он стал известен своей работой в качестве больничного клоуна и считается одним из основателей этого явления. В 1972 году он основал учреждение «Gesundheit! Institute», что в переводе означает «Институт здоровья». Кроме своей работы в больницах, Адамс является профессиональным клоуном, актёром, социальным активистом, послом доброй воли и писателем. Каждый год он собирает группу добровольцев и вместе с ними путешествует по разным странам мира, чтобы поднять настроение и развеселить детей, находящихся в детских домах и больницах. Он выступает в клоунской одежде и делает все возможное, чтобы поддержать и развеселить детей. Адамс стал главным источником вдохновения для создания биографического фильма «Целитель Адамс».

В США с 1987 года была создана Ассоциация прикладного и терапевтического юмора (AATH) под руководством медсестры Элисон Л. Крейн. В её состав входят учёные, психологи, больничные клоуны, педагоги и другие специалисты. Основная цель Ассоциации заключается в развитии терапевтического юмора в качестве дополнительного метода лечения, способного облегчить выздоровление и помочь преодолеть различные физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и духовные трудности.

Лотта Линге (швед. Lotta Linge) отмечает, что помощь, предоставляемая больничными клоунами, позволяет детям выйти за пределы обычной реальности, создает особую зону, где они чувствуют себя в безопасности и комфорте, развивает их силу воли и помогает осознать свои желания. Эта помощь бескорыстна во всех отношениях — она приносит радость без каких-либо требований и веселье без каких-либо условий. Благодаря этой помощи дети отвлекаются от медицинских процедур, тревоги и боли.

ПРОБИТЬ НЕГАТИВ

В штате фонда – 30 клоунов. Они работают в парах, каждая из которых закреплена за своим отделением.

От цирковых коллег докторов-клоунов отличает особая стрессоустойчивость и более чуткое осознание зрителя. Если дети в цирке изначально заряжены на позитив, в больнице артист должен сначала пробить броню боли и негативных эмоций.

– Больничная клоунада – это всегда импровизация. Работая, отталкиваешься от предпочтений ребенка, от его жизненной ситуации и рекомендаций врачей. Когда учитываешь все эти факторы, то не просто показываешь номера и этюды, а вживаешься в роль. Порой планируешь выход с десятью фокусами, а встретившись взглядом с ребенком, понимаешь, что вместо сценок будет простой разговор, – поясняет Марина.

У клоунов свои нюансы работы. Например, пациенты отделения челюстно-лицевой хирургии нуждаются в смехе и хорошем настроении, но ни смеяться, ни улыбаться им зачастую нельзя

Поэтому веселить их надо осторожно, жестко соблюдая меру

НИКАКОГО ГЕРОЙСТВА

В феврале школа «Доктор-клоун» провела пятый, юбилейный набор студентов. Из более чем 500 соискателей отобрали 12 студентов. И далеко не факт, что все выпускники в итоге будут работать в больницах.

– Многие отсеиваются уже в процессе учебы. Некоторые – на этапе первого посещения лечебного учреждения. Смотрят, как работают профессиональные клоуны, и не справляются с атмосферой больницы. Был у нас случай, когда талантливый человек отучился, выпустился, успешно прошел аттестацию. А во время первого выхода прямо на середине номера вышел из палаты, бросив партнера. Он оставил в гримерке записку: «Я не смогу. Ухожу», – говорит Марина.

Чтобы стать доктором-клоуном, важно иметь правильную мотивацию. Грандиозная цель «Хочу спасти мир!» здесь не годится, нужна простая, земная причина

По словам Марины, бывали ситуации, когда опытный клоун умалчивал, что ему тяжело, а потом на ежегодной аттестации выяснялось, что он «выгорел». Чтобы избежать таких ситуаций, больничные клоуны тесно работают с психологом. Кроме того, им не рекомендуют выходить с номерами чаще чем два раза в неделю.

– И все же мы не только даем, но и получаем. Чаще всего после выхода есть ощущение усталости и хорошо выполненной работы. Но иногда тебя переполняет энергия, ты словно летишь на крыльях. Так бывает, когда со зрителем получился настоящий контакт. Когда ребенок был с тобой на одной волне. В такие минуты особенно ясно понимаешь, что все делаешь правильно, – признается Марина.

Больничные клоуны: «Дети ждут нас с нетерпением!»

— Нужно найти подход к ребенку, вовлечь его в игру — я думаю, что мы успешно с этим справились и сейчас все направлено на то, чтобы отвлечь детей от больничных серых будней, чтобы отвлечь их от боли, поднять им настроение. Дети всегда просят приходить еще, они ждут нас с нетерпением и радостью. Когда родители находятся в палате, мы частичку радости им тоже дарим, ну и, конечно, медперсоналу, им клоуны тоже дарят заряд бодрости, — рассказала координатор проекта Анна Эглит. — Огромное спасибо фонду «Хорошие люди» за создание нашего проекта, спасибо руководству больницы за помощь и доверие! Спасибо всем неравнодушным людям, кто нас любит и поддерживает!
Сейчас больничные клоуны дважды в неделю навещают маленьких вологжан в 6 отделениях областной больницы. В сентябре планируется новый набор волонтеров для проекта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: