Лысенко ездит на чемпионаты мира по ЧГК, волонтерила на ЧМ-2018 (помогло знание французского) и освоила серфинг
– Расскажи про прапрабабушку, которая отбывала срок в лагере для жен изменников родины в Казахстане.
– Не застала ее. Она умерла, когда моей маме было лет 15. У нее интересное имя – Хиония. Скорее, больше знаю историю прабабушки – ее дочери. Хорошо ее помню. Она умерла, когда мне было 10.
Рассказывала, что бабушку забрали в лагеря, когда ей было 16 лет, а на руках у нее осталась 14-летняя сестра. И вот они выживали. По-моему, их папу сразу забрали и расстреляли, а маму отправили в лагеря. Они вообще ничего не знали о судьбе родителей.
Однажды бабушка поехала помолиться в храм Воскресения Словущего на Брюсовом переулке к чудотворной иконе Божьей Матери «Взыскание погибших». Я была в этом храме и видела эту икону. Бабушка молилась, чтобы хотя бы весточку получить от своей мамы. В тот же день пришло письмо, которое удалось отправить из лагеря.
Мы ездили в А.Л.Ж.И.Р , видели ее имя в списке заключенных и реконструкцию, как они жили. Конечно, ужас. Жуткий холод казахстанских степей, пронизывающие ветры – и ты представляешь, в каких условиях они были. Но бабушка пережила это, застала свою правнучку – мою маму.
В чём миссия преподавателя?
Этот вопрос часто поднимается на педагогических конференциях. Особенность нынешнего века в том, что любая информация общедоступна — за секунду ученик может найти что угодно. Преподаватель — далеко не единственный источник информации. Google ответит ребёнку на вопросы гораздо быстрее, чем я.
Роль педагога сегодня — показать, что вообще существует и что может быть интересно. Ведь если нет вопроса, нет и поиска. Если ты не знаешь, что искать, не поможет даже сотня поисковых систем.
Иногда ребята спрашивают: «А зачем учить русский, если в каждом телефоне есть автокоррекция?» Миссия педагога — ещё и мотивировать на изучение предмета.
<<Форма демодоступа>>
Я объясняю, что язык — это ты. Как ты говоришь — это и есть твоя личность. Мы узнаём человека в тот момент, когда он открывает рот, и начинаем делать какие-то выводы: какие слова использует, что и как именно выражает при помощи речи. Слушать человека — это единственный способ узнать его по-настоящему.
Владение русским языком — это и уровень будущей работы, и способность пройти собеседование, и многое другое. Поэтому надеяться на одну лишь автокоррекцию в телефоне не стоит.
Каковы минусы дистанционного обучения?
Иногда дети теряют концентрацию. Поэтому я использую принцип смены деятельности. Считается, что оптимально менять её каждые десять минут.
Десять минут я объясняю теорию, а потом говорю: «Давайте посмотрим, как это работает на практике». Ещё через десять минут предлагаю решить интерактивную задачу. Потом рассказываю какую-нибудь историю.
Основной способ, как не дать детям заскучать, — переключение.
Евгения Алексеевна во время онлайн-занятий
Другой минус — недостаток невербальных сигналов. Чтобы установить контакт с человеком, мы считываем жесты и мимику. Это сложно передать дистанционно.
Чтобы компенсировать этот минус, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко посоветовала в начале каждого урока давать ребятам почувствовать, что педагог — живой человек. Спросить, как дела, пошутить, пообщаться. Психолог утверждает, что детям может не хватать человеческого общения на дистанционке — поэтому я всячески демонстрирую, что я настоящая.
Пение в церковном хоре и чизбургер из McDonald’s по ночам после эфиров
– Команде Бориса Белозерова выпал вопрос о футбольной сетке. Ты знала ответ?
– Обычно ответов я не знаю. Но вот что касается сетки – мне кажется, это неотъемлемая часть тренировок для молодых футболистов. В основной команде не видела, чтобы ее использовали, а в академии практикуется. Я видела ее в действии, поэтому ответила бы на вопрос.
– Часто случается, что ты знаешь правильный ответ, а знатоки – нет?
– Просто не успеваю думать над вопросами, потому что у меня много работы во время прямого эфира. Слежу конкретно за своими задачами, потому что если отвлекусь хоть на минуту, то могу что-то упустить.
Иногда на следующий день пересматриваю игру, потому что понимаю, что ее саму я почти не видела. Бывает, в записи прошедшей игры замечаю какие-то игровые моменты, которые не увидела во время прямого эфира.
– Как сложно сдерживаться по эмоциям?
– Очень сложно. Особенно – мне, потому что я эмоциональный человек. Когда стала распорядителем, часто спрашивали: «Как ты можешь полтора часа не улыбаться?» В жизни ведь все время улыбаюсь. Когда час-полтора стояла с каменным лицом, знатоки сначала не верили, что я так умею.
Сложно, когда ведущий хорошо пошутит. Или господин Брейтенбихер – у него такие яркие высказывания, что сложно сдержаться. Телезрители ловили моменты, где я улыбалась, и скринили. Видела их. Но каких-то более сильных эмоций не бывает, максимум – улыбка или смешок.
– Распорядители похожи на роботов: чисто выполняют функцию.
– Как крупье. И как, наверное, судьи. Вижу связь с футбольными арбитрами. Могу так же, как они, удалить человека из зала. Нужно понимать, что я пришла не постоять и поулыбаться, распорядитель – правая рука ведущего. Его нет в зале, но мы его глаза и руки. Выполняем роль хранителей.
Жизнь в «Динамо», где год тоже работала бесплатно: Фомин читает Ремарка и смотрит ЧГК, Шварц объединяет команду совместными обедами
– Как ты попала в «Динамо»?
– «Динамо» и «Что? Где? Когда?» – две константы моей жизни. Это никогда не менялось и никогда не изменится, даже если не буду работать ни там, ни там. Мой папа – болельщик «Динамо». Постоянно в детстве были разные вымпелы, шарфики. Нравилось видеть символику «Динамо» у себя в комнате.
И матчи с папой смотрела, но ничего не понимала в свои 10 лет. Все равно смотрела, знала кричалки, ходила периодически на стадион. Осознанно увлекаться футболом начала с 2016 года, когда мы были в ФНЛ. Ходила на все домашние матчи – даже без папы. Была практически на всех играх на «Арене Химки», на выезды не ездила, потому что учеба и работа.
Когда поступила на первый курс журфака, поняла, что спортивная журналистика – то, чем хочу заниматься. А тогда уже сильно увлекалась футболом. И начала постоянно общаться с сотрудниками пресс-службы: «Хочу помогать. Деньги не нужны. Дайте чем-нибудь помочь».
Меня позвали написать на сайт статью про финал Кубка МГУ – «Динамо» его спонсор и партнер. Это была моя первая работа для клуба. Потом писала заметку про финал Кубка Качалина – турнир по детско-дворовому футболу. И как-то органично нашла свою нишу – отметила, что на социальные сети в клубе не хватает рук.
Насколько знаю, какое-то время вообще не было человека, который занимался ими. Аккаунты поддерживал тогда пресс-атташе Игорь Ершов, потом был один сммщик на все социальные сети. Для большого футбольного клуба это вообще нереально. Аккаунты требовали постоянной работы, особенно – инстаграм, а это моя любимая социальная сеть. К тому же я с 2017 года занималась социальными сетями в «Что? Где? Когда?».
Поэтому пришла и сказала: «Умею это делать. Давайте помогу поставить инстаграм на нужные рельсы. Дайте месяц, потом сможете делать сами по моему шаблону. Не нужно денег – хочу поработать на благо клуба». Расписала контент-план, что нужно делать и что изменить.
Почему вы решили стать педагогом?
Когда я выбирала, куда поступлю, у меня не было точного представления о будущей профессии. В школе делала упор на русский язык и литературу — просто было интересно. В итоге поступила на филологический факультет и поняла, что это моё.
Я окончила МГУ с красным дипломом и поступила в аспирантуру — там было много педагогической практики. Поняла, что людям, которых я учу, это нравится, и решила остаться в сфере образования.
Преподавала в том числе русский как иностранный для американцев, которые приезжали в МГУ на летние каникулы. Нужно было объяснять всю систему языка, а не отдельные правила. Это интересный опыт — американцы были заинтересованы в языке и культуре. Хотели читать Пушкина, Толстого и Достоевского в оригинале. Приходили в восторг от слов вроде «чуть-чуть». Грустили, узнав, что «выключатель» — это не профессия человека по аналогии со словами «учитель» или «строитель», а прибор для включения и выключения света.
Я осознанно перешла на дистанционный формат преподавания примерно за год до пандемии. Жизнь сложилась так, что времени на дорогу стало мало. Я не могла ездить от ученика к ученику и предложила всем ребятам перейти на дистанционный формат занятий.
Была готова к отказам, но не отказал никто. Общество уже было морально готово к онлайну — с эпохой интернета время и пространство сжалось в одну точку.
Лысенко в ЧГК носила бумажки в 15 лет и надевает красную бабочку папы. Он тоже был распорядителем, а теперь – режиссер
– Твой папа случайно попал в ЧГК 20-летним студентом через программу «Любовь с первого взгляда». Что за история?
– У него был друг, который хотел поучаствовать в программе, и он попросил, чтобы папа пошел с ним за компанию. Он согласился. Там проходил отбор: друга не взяли, а папу взяли. Надо видеть, каким он был в молодости – с длинными кудрявыми волосами. Красавец. Конечно, его взяли.
Он участвовал в записи. Там познакомился с сотрудниками компании, всем понравился. Его позвали работать администратором на «Брэйн ринг», а оттуда – на «Что? Где? Когда?». С самых низших должностей карьерная лестница.
– Строить отношения через телевизор. Ему не было стыдно за то участие?