Что представляет собой проектное обучение
Проектное обучение (англ. project-based learning), или метод проектов, — это подход, при котором студенты обучаются в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи. Такая деятельность становится учебным проектом, и в результате него учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создать конечный продукт. Продуктом может быть что угодно в зависимости от темы проекта — например, план мероприятия, технический чертёж, видеоролик, журнал, выращенный в теплице урожай, дизайн помещения, веб-сайт или мобильное приложение, бизнес-план.
Фото: Jacob Lund / Shutterstock
Суть проектного обучения — в моделировании полного цикла работы над проектом, от замысла до его воплощения, как в реальной жизни. Однако учебный проект отличается от обычных рабочих проектов тем, что он призван в первую очередь решать образовательные задачи. А значит, он должен быть не только практически значимым, но и помогать учащимся приобретать новые навыки и компетенции, обобщать и систематизировать имеющиеся у них знания, давать им опыт продуктивной деятельности.
Важно заметить, что создание продукта — это ключевая и необходимая характеристика проектного обучения, отличающая его, например, от проблемно-ориентированного, в котором продукта может и не быть. Правда, что именно считать продуктом учебного проекта — дискуссионный вопрос, и организаторам обучения нередко приходится решать его самостоятельно
Например, Татьяна Хавенсон, научный руководитель образовательной программы «Доказательное развитие образования» и главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, рассказала, что при внедрении проектного обучения в магистратуру этого Института она и её коллеги условились, что результатом учебного проекта может быть как полностью самостоятельный продукт, так и его значимая часть. Скажем, итоговый продукт научного исследования — это публикация статьи в профильном журнале. Студент может подключиться к исследованию на одном из этапов, и часть общей работы станет его учебным проектом. При этом студент тоже должен создать значимый, ценный продукт — анкету для опроса респондентов, отчёт по анализу рынка, обзор литературы по проблеме и так далее. То есть для большого проекта этот результат промежуточный, а для учебного проекта конкретного студента — конечный.
На каких принципах основано проектное обучение
Считается, что ключевые принципы проектного обучения (как, кстати, и проблемно-ориентированного) проистекают из педагогических идей Джона Дьюи — американского реформатора образования начала XX века. Хотя сам термин «метод проектов» популяризовал его ученик Уильям Килпатрик, издав в 1918 году одноимённую книгу, в экспериментальной Лабораторной школе Дьюи уже до этого применялись исследовательская и проектная деятельности.
Джон Дьюи исходил из того, что в центре образовательного процесса должен находиться ученик, его интересы и потребности. По мнению педагога, лучший педагогический подход — это «обучение деланием», а сами учебные задания должны быть из мира ученика, помогать ему решать реальные жизненные проблемы
При этом Дьюи уделял большое внимание навыкам сотрудничества, активному участию школьников в жизни социума, развитию у них рефлексии и критического мышления. Эти идеи играют важную роль и в современной реализации метода проектов
Уже в наше время Маастрихтский университет в Нидерландах сформулировал четыре главных принципа эффективного проектного обучения:
Конструктивистский подход. Обучение должно быть активным процессом, в котором учащийся получает знания, взаимодействуя с окружающей средой. Этот принцип поощряет умение рефлексировать над собственным знанием и незнанием, а также интеграцию нового и имеющегося опыта.
Релевантный контекст. Студенты учатся решать задачи, значимые для реальной жизни, — работают над проектами из профессиональной практики, научными вопросами, социальными проблемами.
Совместное обучение. Студент в образовательном процессе не должен оставаться сам по себе
Важно поощрять кооперацию и ответственность за общий результат, обмен идеями, взаимную обратную связь.
Самостоятельность. Преподаватели готовы консультировать студентов и помогать им в процессе работы над проектами, однако активная роль остаётся самим учащимся
Студенты учатся планировать и контролировать свою деятельность, оценивать её эффективность. Эти же навыки относятся к концепции саморегулируемого обучения, в котором внешний контроль за образовательным процессом сведён к минимуму.
Классические графические калькуляторы
TI-Nspire
Графические калькуляторы «Texas Instruments» были самыми распространенными в школах или университетах, поэтому на протяжении многих лет они становились верными спутниками студентов во время тестов или экзаменов, однако многим приходилось обходиться без этого важного элемента, поскольку по высокой цене. В наши дни графические калькуляторы все еще производятся Texas Instruments, хотя с большим количеством технологий и более привлекательным внешним видом, чем в прошлом
Новый «TI-Nspire» представляет собой тонкую, полностью обновленную модель старых графических калькуляторов, имеет перезаряжаемую батарею (не батареи), и работа, которую вы выполняете, может быть сохранена. Изменения в этом типе устройства были значительными, во многих случаях были мобильные телефоны, которые также позволяют выполнять этот тип работы, хотя это никогда не будет таким же, как с калькулятором Texas Instruments
В наши дни графические калькуляторы все еще производятся Texas Instruments, хотя с большим количеством технологий и более привлекательным внешним видом, чем в прошлом. Новый «TI-Nspire» представляет собой тонкую, полностью обновленную модель старых графических калькуляторов, имеет перезаряжаемую батарею (не батареи), и работа, которую вы выполняете, может быть сохранена. Изменения в этом типе устройства были значительными, во многих случаях были мобильные телефоны, которые также позволяют выполнять этот тип работы, хотя это никогда не будет таким же, как с калькулятором Texas Instruments.
Что такое STEM
Аббревиатуру STEM (Science, Technology, Engineering, Math) придумали сотрудники Национального научного фонда США в начале 2000-х, чтобы обозначить новый образовательный тренд, который должен был восполнить нехватку технических специалистов в стране. С тех пор развитие STEM стало частью государственной политики США, а затем распространилось по всему миру.
Сегодня получить STEM образование можно в ведущих университетах Великобритании, Швейцарии, Германии, Сингапура, Японии и других.
STEM образование — не просто изучение биологии, физики и математики в рамках учебной программы, а соединение их в новое «целое». Дисциплины преподаются с точки зрения связи друг с другом. Это позволяет рассматривать и решать задачи более комплексно и глобально, а не по частям, опираясь только на одну область.
Среди экспертов постоянно идут дискуссии о том, что еще входит и не входит в STEM. Например, к области science иногда относят медицину, психологию и фармацевтику. Только в 2019 году архитектуру признали специальностью STEM, относящейся к области engineering. Также много споров возникает о том, стоит ли включать экономику, политические и социальные науки в STEM.
Ценности и принципы STEM:
- Междисциплинарность — комбинация дисциплин в единую систему, поиск точек соприкосновения.
- Креативность и инновационность. Для решения современных задач теоретических знаний недостаточно — нужно уметь создавать новые методы, генерировать идеи и искать пути их практического воплощения.
- Критическое мышление — навыки ничего не принимать на веру, постоянно проверять и анализировать информацию.
- Применение знаний на практике. Учебный материал усваивается лучше, если новые знания сразу применять для решения прикладных задач.
- Проектная форма работы. На многих STEM специальностях большая часть учебной программы состоит из практики и проектов. Например, на некоторых программах работа над дипломом объединена со стажировкой, во время которой студенты решают реальные кейсы из работы компании-партнера. Студенты получают актуальные знания и опыт, компании — свежие идеи для решения своих задач и потенциальных работников.
Женщины в STEM
В последние десятилетия рост числа женщин на технических специальностях замедлился. В 1970 году они занимали 8% рабочих позиций в STEM, к 1990 году этот показатель вырос до 23%. Но за 30 лет он увеличился лишь на 2%. К 2020 году по STEM специальностям работает только 25% женщин.
Это происходит из-за того, что женщины сталкиваются с социальными и культурными барьерами, которые снижают привлекательность карьеры в STEM.
- Гендерные стереотипы начинают влиять на женщин очень рано. Уже во 2 классе девочки склонны считать, что они не способны к математике. На протяжении всего образовательного пути они встречаются с недооцениваем своих способностей. Это демотивирует их и заставляет оставить идею о карьере в STEM. Хотя девочки имеют даже больший потенциал быть успешными в технических специальностях. Согласно исследованию National Assessment Educational Progress способности девочек к решению инженерных задач на 3% лучше, чем мальчиков.
- Разница в зарплате. Средняя зарплата мужчин в STEM составляет 90000 долларов в год, а женщины зарабатывают на 26% меньше — 66200 долларов в год. Во многом это происходит из-за того, что они изначально выбирают более низкооплачиваемые специальности. Например, в медицине больше женщин-медсестер и педиатров, чем хирургов и стоматологов.
- Недостаток ролевых моделей. У девочек гораздо меньше ролевых моделей из-за низкой репрезентации женщин-ученых в медиа и поп-культуре.Также мало преподавателей и научных руководителей среди женщин, что снижает уверенность будущих студенток в своих силах.
Стипендии для женщин в STEM
Последние новости: Женщины доминируют в университетах Европы, но не на рынке труда
Проектная деятельность в семейном обучении
Проектное обучение может идти параллельно с изучением теории — тогда проект может быть длительным и постоянно обогащаться за счёт основных предметов. Или, наоборот, вести за собой обучение — что нужно для проекта, то и изучаем.
В любом случае на первых этапах важно, чтобы родитель был сильно вовлечён в работу ребёнка, помогал ему организовать процесс и убедился, что у него есть все необходимые ресурсы. Вы можете помочь ребёнку овладеть источниками, формулировать рабочие цели и давать обратную связь по результатам
Смысл проектного обучения в том, чтобы использовать знания и навыки ученика в реальной жизни. Ищите идеи для проектов в быту и увлечениях ребёнка. Особенно здорово работать над проектом вместе не как ментор и ученик, а как команда, в которой родитель и ребёнок вкладываются на равных и вместе проводят исследования. Ведь на домашнем обучении возможностей для этого гораздо больше, чем в школе: можно организовать поездки, проводить опросы близких и друзей, посещать музеи и проходить обучающие курсы. А потом получить совместный творческий результат.
Проектное обучение — это шанс лучше узнать ребёнка, самого себя и окружающий мир, научить и научиться действовать в нём смело и последовательно.
Роль искусственного интеллекта в образовании будущего
Моменты преодоления трудностей – это как раз и есть пики максимального роста. То, что уже усвоено – не вызывает интереса, и нет смысла гонять по кругу уже понятую тему, это лишь раздражает, ведь современные старшеклассники не любят тратить время впустую. Что поможет лучше усвоить трудный материал и в итоге хорошо сдать экзамен? Индивидуально подобранное домашнее задание, дополнительный контент (с учетом допущенных ошибок), адаптивный трек и т.п.
Выбирать наиболее подходящий формат изложения материала
Можно объяснить тему на другом языке, например, или поменять визуальное сопровождение, привести другие примеры и т.п. Благодаря искусственному интеллекту появляется возможность менять формат подачи сложного материала, а затем отслеживать, какой именно вариант в итоге даёт наилучшее понимание темы и более точное выполнение контрольных заданий. В образовании будущего подобные системы помогут определять, от чего зависит уровень восприятия материала и какие моменты следует доработать именно в процессе подачи.
Контролировать результаты на большом промежутке времени
ИИ собирает информацию по всему образовательному треку, что позволяет вносить в обучение эффективные изменения, лучше подбирать тематику, формат изложения и всё прочее. Человек-педагог физически не в состоянии запомнить такой объём сведений (за несколько месяцев). А для ИИ это не проблема.
Однако тут следует помнить вот о чем: использовать искусственный интеллект есть смысл лишь после того, как с момента начала занятий прошло уже несколько месяцев, чтобы успел накопиться достаточный объем сведений. В противном случае всё это будет неточно и неэффективно.
И, конечно же, нельзя приуменьшать роль реального педагога в образовании будущего. В полной мере никакой искусственный интеллект не заменит человека. Иначе можно столкнуться с тем, что ИИ подчинит своим алгоритмам учеников, вместо того чтобы адаптироваться под их потребности.
География, биология
- Логика, память, систематизация данных, которые развиваются во время изучения месторождений, стран, видов животных, помогут схватывать главную информацию на лету в любой профессии. Это умение очень ценится сейчас, а все потому что информация в мире быстро обновляется.
- Абстрактное мышление, которое формируется во время работы с географическими картами, поможет выявлять закономерности и находить причинно-следственные связи. Эти навыки сможет использовать веб-дизайнер при разработке приложений или диджитал-специалист в создании маркетинговой стратегии.
- Постановка целей и поиск путей их реализации, которым школьники обучаются во время выполнения заданий, без этих навыков не обойтись ни одному профессионалу.
Еще можно поделиться с ребенком собственными историями из жизни, как вам пригодились школьные знания из разных классов в работе. Например, как умение анализировать и считать помогли в ремонте квартиры, а знания химии оказались полезными в работе с подрядчиками.
Мы решили проанализировать эту проблему с двух сторон и попросили поделиться опытом Заднепровскую Анастасию Сергеевну, учительницу русского языка и литературы МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области, участницу профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа».
Профессии постоянно совершенствуются, а базовые навыки, сформированные в школьные годы, помогают человеку быстрее адаптироваться к изменениям
Рекомендуем посмотреть бесплатный онлайн-курс «Профессии будущего: что ждет наши отрасли», чтобы узнать, какие компетенции будут востребованы в ближайшее время и почему их важно начать развивать еще со школы
Быть готовым менять профессии
Сегодня мир меняется стремительно, поэтому нужно быть гибким и готовым несколько раз в течение жизни поменять профессию, научиться чему-то новому. Какие специальности будут актуальны? Мы видим, что умение использовать цифровые технологии становится неотъемлемой частью нашей жизни и большинства профессий. Айтишники будут востребованы и в будущем. При этом даже они иногда опасаются, что останутся без работы.Например, тестировщики считают, что их заменит искусственный интеллект. Выход из этой ситуации один – при выборе профессии сделать акцент на тех навыках, которые пользуются спросом в настоящем, будут интересны и помогут сделать успешную профессиональную карьеру.
В этой связи все большее значение приобретают не конкретные знания, а «мягкие» навыки (softskills), от развития которых зависит карьерный успех. Это креативность, умение критически мыслить и комплексно решать задачи, успешно общаться с другими людьми и руководить, а также быть гибкими в эпоху перемен и проявлять эмоциональный интеллект. Именно это поможет в будущем найти свое призвание в любой области, которая на тот момент будет востребована.
История, литература, культурология
- Эстетический вкус, который формируется благодаря чтению литературных произведений и изучению истории культуры, поможет в анализе и прогнозировании трендов, в поиске неочевидных решений. Например, архитекторам для проектирования зданий, программистам для создания новых приложений.
- Коммуникативные навыки, которые прокачиваются в процессе рассуждений по вопросам к тексту, в будущем нужны даже физикам и инженерам, чтобы грамотно доносить свои мысли и быстрее договариваться с людьми.
- Аналитическое мышление и навык ретроспективного анализа, которые формируются во время изучения исторических событий, необходимы для оценки ситуаций, поиска причин возникновения проблем и принятий решений.
Что стоит учитывать, внедряя проектное обучение
Важно помнить, что идеальных методов обучения не бывает. В разных образовательных контекстах каждый из них может быть как полезен, так и неэффективен и даже вреден
То же самое относится и к проектному обучению. Скажем, способно ли оно заменить привычные уроки в школе? Скорее всего, нет — без базовых теоретических знаний вряд ли получится найти эффективное решение сложной проблемы. К тому же далеко не все знания и навыки успешно формируются в ходе проектной работы.
Игорь Сергеев приводит в пример школьные предметы, содержание которых в первую очередь связано с науками — русский язык, математику, биологию, химию, физику и другие. Для них, считает Сергеев, проектный метод не заменит систематическое обучение традиционными методами. Поэтому работу над проектами по этим дисциплинам лучше включать не в уроки, а во внеклассную деятельность.
Другая категория учебных дисциплин — предметы менее научного и более прикладного характера, тесно связанные с будущей профессиональной и социальной жизнью учеников. К ним относятся, например, иностранные языки, информатика, обществознание, технология. «Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся», — пишет автор.
Татьяна Хавенсон рассказала о «подводных камнях» иного рода, возникающих в проектном обучении магистров Института образования НИУ ВШЭ. Преимущество здесь отдаётся реальным проектам, важным для заказчиков со стороны компаний или подразделений НИУ ВШЭ. Как отметила Татьяна, такие проекты бывает трудно найти, к тому же организация работы даже над небольшим проектом связана с обязательными формальностями — всегда нужно оформлять договор. Нельзя исключать конфликтные ситуации (вдруг кто-то из студентов не выполнит заказ или сделает некачественный продукт). Поэтому для поиска интересных проектов, организации работы и улаживания разнообразных вопросов вузу, как правило, нужен отдельный проектный офис.
Также, по словам Татьяны, надо учитывать, что студенты могут получить как позитивный, так и негативный опыт в ходе работы над проектами. Они обычно ожидают, что, выполнив задание, научатся чему-то конкретному. Однако кураторы проекта со стороны заказчиков из индустрии далеко не всегда имеют опыт преподавания, да и не стремятся его получить. Поэтому студенту может не хватать объяснений или обратной связи от них в процессе работы. В итоге он может посчитать, что получил от проекта меньше пользы, чем мог бы. Так что о таких вещах в идеале тоже стоит позаботиться перед запуском проектной деятельности — хотя бы проинструктировать заказчиков, а также реалистично описать процесс студентам, чтобы у них не было завышенных ожиданий.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Подводные камни проектного обучения
Причиной отказа от применения метода проектов в прошлом послужил низкий уровень знаний учащихся, обучавшихся по нему. Причем, все дело было не в плохом качестве предложенной методики, а в отсутствии ответственности со стороны молодежи.
Считается, что снижение контроля со стороны педагога позволяет увеличить чувство ответственности ученика. Но здесь имеется и обратная сторона. Менее сконцентрированные на образовательном процессе ученики быстро теряют интерес к задаче, переключаются на другие вопросы, что мешает им закончить проект. То есть, полное отсутствие контроля и неправильное построение образовательного процесса может усугубить ситуацию.
Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.
Существование различных форм проектного обучения позволяет применять его на всех этапах учебы. Однако, как показала практика, проектный метод оказывается эффективным преимущественно для учащихся, которые привлекались к реализации проектов еще с детского сада. Поскольку об этом методе вспомнили относительно недавно, нынешние студенты не могут в полной мере оценить его эффективность. Кроме того, он по-прежнему не используется во всех учебных заведениях. В результате возникают проблемы с качественной оценкой преимуществ такой системы обучения.
Изменения в школах: последствия
Первым плюсом выступает стандартизация образования. Ранее ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» давал только общие рекомендации к проведению занятий и экзаменов, выставлению оценок. Это позволяло расти коррупции. Оценить работу учителя объективно по каким-то факторам также было невозможно.
Второй плюс — одинаковая программа. Раньше в разных школах она отличались друг от друга. В одной материал изучали быстрее, а в другой медленнее. Ученикам самостоятельно приходилось нагонять упущенное. В результате с единым образовательным стандартом этот недостаток будет исключён.
Третий плюс — самим школам будет проще проходить проверки. Несомненно, больше не придётся несколько раз в год специально к ним готовиться, тратить время педагогов и порой даже срывать занятия.
Однако, у новой системы есть свои минусы. Единый подход к образованию может лишить уникальности частные и инновационные школы. Более того, единая программа не учитывает особенностей учеников. Педагоги не смогут адаптировать её под конкретных детей, что, в свою очередь, приведёт к снижению уровня знаний.
Новые изменения в школах могут принести свои сложности в учебный процесс. Если разобраться во всем самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к специалистам. Прежде всего репетиторы Тетрики объяснят сложности школьной программы и помогут разобраться с трудными темами по любому предмету. Запишитесь на первый бесплатный урок ниже
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Оставить заявку
Подходит ли технология для онлайн-уроков
STEM/STEAM-технологии применяются в работе с детьми офлайн. Мы попросили экспертов поделиться мнением о том, насколько реально реализовать обучение по STE(A)M в дистанционном формате.
«Понимаю, что многое сейчас уходит в онлайн, но STEM, на мой взгляд, — прикладная дисциплина. Следовательно, нужно быть в контакте с ребенком и помогать ему что-то создавать. Во время пандемии я и мои коллеги, конечно, проводили короткие занятия с помощью технологии. Мы просили детей подготовить материалы и создавали все в режиме онлайн. Но из 10 человек подготовленными обычно приходили 1-2, и в процессе занятия вокруг ребенка собиралась вся семья, чтобы помочь реализовать задуманное. Это накладно по времени и трудозатратам. Все-таки данная технология подразумевает реальный контакт с ребенком».Айгуль Самигуллина
«Я считаю, что занятия по технологии STEM организовать в режиме онлайн возможно
Но для этого важно понимать, что у детей уже должны быть сформированы навыки, которые помогут самостоятельно изучать процессы и явления. Вводные уроки желательно проводить непосредственно в классах, потому что понять и усвоить все этапы и специфику работы технологии STEM в отрыве от реальной ситуации в классе под силу не всем ребятам».Анастасия Андронова
Действительно, STE(A)M — это прикладная дисциплина, реализовать которую по ту сторону экрана непросто. Но это не повод отказываться от ее использования.
Преимущества STEM-образования для ребенка
Новый подход в сфере образования развивает в детях качества, которые пригодятся им в построении успешной карьеры. Но если ребенок решит связать жизнь с профессией, далекой от STEM-подхода, эта методика в любом случае подарит набор полезных навыков и умений.
- С начальной школы детей приучают быть любознательными, стремиться к новым знаниям. Процесс обучения ассоциируется с приключением, игрой.
- Развитие аналитического мышления, способность анализировать процессы, предугадывать исход.
- Интерес к точным наукам — традиционная школьная программа редко дает возможность показать детям, что занятия математикой и физикой могут быть захватывающими.
- Школьники привыкают работать не только индивидуально, но и в команде с равноценными партнерами, которые заинтересованы в благополучной реализации проекта. Это учит детей корректному, вежливому общению, взаимовыручке, здоровым отношениям в коллективе.
- Постоянная работа с современными технологиями, свежими фактами из разных областей знания — дети привыкают шагать в ногу со временем.
- Ученики регулярно решают прикладные задачи, видят результат усилий в конце — возникает стойкое понимание, что обстановке в мире зависит от действий человека.
STEM-образование благоприятно влияет на самооценку и ценности малыша: ребенок видит, как разные сферы жизни проникают друг в друга, и это дарит ощущение безопасности, рациональности происходящего.
Проекция времени
‒ Как меняются контрольные цифры приема в учреждения среднего и профессионального образования?
‒ В текущем году разработан новый порядок установления профессиональным образовательным организациям Ростовской области контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам СПО. Он предусматривает гибкий механизм реагирования на меняющуюся ситуацию в экономике региона. На основе обновленного порядка по заявкам крупнейших работодателей (АО «Роствертол», АО «Красный котельщик», АО «Каменскволокно» и др.) уже в период приемной кампании 2023 года откорректированы контрольные цифры приема. Предстоящей весной будут внесены изменения в эти цифры на 2024 год под потребности предприятий промышленности и сельского хозяйства.
‒ Сколько донских колледжей и техникумов с 2024 года перейдут на сокращенные (с четырех до трех лет) сроки обучения? С чем это связано?
‒ Сейчас происходят кардинальные изменения в содержании образовательных программ СПО: это укрупнение профессий и специальностей, сокращение избыточных требований, в том числе к сроку обучения. Он действительно сокращается. Это связано, прежде всего, с острой необходимостью притока кадров в экономику.
Есть еще одна причина: быстро меняющиеся технологии. За четыре года определенные знания ввиду этих перемен могут и устареть. Поэтому, применяя современные технологии обучения, совместными усилиями с работодателями в сокращенные сроки планируем готовить квалифицированные кадры для ключевых отраслей экономики. Колледжей, реализующих программы с сокращенным сроком обучения, у нас в области 63, что составляет 58% от их общего количества.
Напомним, срок обучения студентов донских техникумов и колледжей с 2024 года сократится с четырех лет до трех. Это связано, прежде всего, с острой необходимостью притока кадров в экономику.
Изменения в школах: появится трудовое воспитание и военная подготовка
В июле Госдума приняла поправки к закону о трудовом воспитании школьников. Они закрепляют обязанность школьников трудиться. В зависимости от возраста ученики будут:
- убираться в классах;
- сажать деревья на школьной территории;
- шить театральные костюмы;
- помогать в библиотеке.
В декабре 2022 года Минпросвещения России утвердило федеральную образовательную программу для школ. Прежде всего в ней предусмотрена начальная военная подготовка (НВП). Среди тем НВП:
- строевая подготовка и воинское приветствие;
- оружие пехотинца и правила обращения с ним;
- автомат Калашникова — основы и правила стрельбы;
- устройство и принцип действия ручных гранат;
- действия в современном общевойсковом бою;
- средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи в бою;
- сооружения для защиты личного состава.
На что ориентироваться: какие профессии будущего изменят реальность?
Аналитики PwC прогнозируют, что к 2030 году роботы займут почти 40% рабочих мест.
Это означает, что они освободят человека от рутинной работы, а не займут рабочие места людей. Наоборот, это улучшит качество труда. К тому же благодаря внедрению роботов и автоматизации процессов предприятия получат средства на финансирование инноваций, и для сегодняшних школьников откроется целое новое поле деятельности. Благодаря роботизации, вы сможете все больше работать в удаленном формате – там, где будет удобно, без привязки к офису или месту. Остается лишь выбрать сферу, которая способна пробудить интерес и постоянно повышать свою квалификацию.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна