Без мела, указки и с любовью. как меняется школа в xxi веке

Что представляет собой проектное обучение

Проектное обучение (англ. project-based learning), или метод проектов, — это подход, при котором студенты обучаются в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи. Такая деятельность становится учебным проектом, и в результате него учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создать конечный продукт. Продуктом может быть что угодно в зависимости от темы проекта — например, план мероприятия, технический чертёж, видеоролик, журнал, выращенный в теплице урожай, дизайн помещения, веб-сайт или мобильное приложение, бизнес-план.


Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Суть проектного обучения — в моделировании полного цикла работы над проектом, от замысла до его воплощения, как в реальной жизни. Однако учебный проект отличается от обычных рабочих проектов тем, что он призван в первую очередь решать образовательные задачи. А значит, он должен быть не только практически значимым, но и помогать учащимся приобретать новые навыки и компетенции, обобщать и систематизировать имеющиеся у них знания, давать им опыт продуктивной деятельности.

Важно заметить, что создание продукта — это ключевая и необходимая характеристика проектного обучения, отличающая его, например, от проблемно-ориентированного, в котором продукта может и не быть. Правда, что именно считать продуктом учебного проекта — дискуссионный вопрос, и организаторам обучения нередко приходится решать его самостоятельно

Например, Татьяна Хавенсон, научный руководитель образовательной программы «Доказательное развитие образования» и главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, рассказала, что при внедрении проектного обучения в магистратуру этого Института она и её коллеги условились, что результатом учебного проекта может быть как полностью самостоятельный продукт, так и его значимая часть. Скажем, итоговый продукт научного исследования — это публикация статьи в профильном журнале. Студент может подключиться к исследованию на одном из этапов, и часть общей работы станет его учебным проектом. При этом студент тоже должен создать значимый, ценный продукт — анкету для опроса респондентов, отчёт по анализу рынка, обзор литературы по проблеме и так далее. То есть для большого проекта этот результат промежуточный, а для учебного проекта конкретного студента — конечный.

На каких принципах основано проектное обучение

Считается, что ключевые принципы проектного обучения (как, кстати, и проблемно-ориентированного) проистекают из педагогических идей Джона Дьюи — американского реформатора образования начала XX века. Хотя сам термин «метод проектов» популяризовал его ученик Уильям Килпатрик, издав в 1918 году одноимённую книгу, в экспериментальной Лабораторной школе Дьюи уже до этого применялись исследовательская и проектная деятельности.

Джон Дьюи исходил из того, что в центре образовательного процесса должен находиться ученик, его интересы и потребности. По мнению педагога, лучший педагогический подход — это «обучение деланием», а сами учебные задания должны быть из мира ученика, помогать ему решать реальные жизненные проблемы

При этом Дьюи уделял большое внимание навыкам сотрудничества, активному участию школьников в жизни социума, развитию у них рефлексии и критического мышления. Эти идеи играют важную роль и в современной реализации метода проектов

Уже в наше время Маастрихтский университет в Нидерландах сформулировал четыре главных принципа эффективного проектного обучения:

Конструктивистский подход. Обучение должно быть активным процессом, в котором учащийся получает знания, взаимодействуя с окружающей средой. Этот принцип поощряет умение рефлексировать над собственным знанием и незнанием, а также интеграцию нового и имеющегося опыта.

Релевантный контекст. Студенты учатся решать задачи, значимые для реальной жизни, — работают над проектами из профессиональной практики, научными вопросами, социальными проблемами.

Совместное обучение. Студент в образовательном процессе не должен оставаться сам по себе

Важно поощрять кооперацию и ответственность за общий результат, обмен идеями, взаимную обратную связь.

Самостоятельность. Преподаватели готовы консультировать студентов и помогать им в процессе работы над проектами, однако активная роль остаётся самим учащимся

Студенты учатся планировать и контролировать свою деятельность, оценивать её эффективность. Эти же навыки относятся к концепции саморегулируемого обучения, в котором внешний контроль за образовательным процессом сведён к минимуму.

Классические графические калькуляторы

TI-Nspire

Графические калькуляторы «Texas Instruments» были самыми распространенными в школах или университетах, поэтому на протяжении многих лет они становились верными спутниками студентов во время тестов или экзаменов, однако многим приходилось обходиться без этого важного элемента, поскольку по высокой цене. В наши дни графические калькуляторы все еще производятся Texas Instruments, хотя с большим количеством технологий и более привлекательным внешним видом, чем в прошлом

Новый «TI-Nspire» представляет собой тонкую, полностью обновленную модель старых графических калькуляторов, имеет перезаряжаемую батарею (не батареи), и работа, которую вы выполняете, может быть сохранена. Изменения в этом типе устройства были значительными, во многих случаях были мобильные телефоны, которые также позволяют выполнять этот тип работы, хотя это никогда не будет таким же, как с калькулятором Texas Instruments

В наши дни графические калькуляторы все еще производятся Texas Instruments, хотя с большим количеством технологий и более привлекательным внешним видом, чем в прошлом. Новый «TI-Nspire» представляет собой тонкую, полностью обновленную модель старых графических калькуляторов, имеет перезаряжаемую батарею (не батареи), и работа, которую вы выполняете, может быть сохранена. Изменения в этом типе устройства были значительными, во многих случаях были мобильные телефоны, которые также позволяют выполнять этот тип работы, хотя это никогда не будет таким же, как с калькулятором Texas Instruments.

Что такое STEM

Аббревиатуру STEM (Science, Technology, Engineering, Math) придумали сотрудники Национального научного фонда США в начале 2000-х, чтобы обозначить новый образовательный тренд, который должен был восполнить нехватку технических специалистов в стране. С тех пор развитие STEM стало частью государственной политики США, а затем распространилось по всему миру.

Сегодня получить STEM образование можно в ведущих университетах Великобритании, Швейцарии, Германии, Сингапура, Японии и других.

STEM образование — не просто изучение биологии, физики и математики в рамках учебной программы, а соединение их в новое «целое». Дисциплины преподаются с точки зрения связи друг с другом. Это позволяет рассматривать и решать задачи более комплексно и глобально, а не по частям, опираясь только на одну область.

Среди экспертов постоянно идут дискуссии о том, что еще входит и не входит в STEM. Например, к области science иногда относят медицину, психологию и фармацевтику. Только в 2019 году архитектуру признали специальностью STEM, относящейся к области engineering. Также много споров возникает о том, стоит ли включать экономику, политические и социальные науки в STEM.

Ценности и принципы STEM:

  • Междисциплинарность — комбинация дисциплин в единую систему, поиск точек соприкосновения.
  • Креативность и инновационность. Для решения современных задач теоретических знаний недостаточно — нужно уметь создавать новые методы, генерировать идеи и искать пути их практического воплощения.
  • Критическое мышление — навыки ничего не принимать на веру, постоянно проверять и анализировать информацию.
  • Применение знаний на практике. Учебный материал усваивается лучше, если новые знания сразу применять для решения прикладных задач.
  • Проектная форма работы. На многих STEM специальностях большая часть учебной программы состоит из практики и проектов. Например, на некоторых программах работа над дипломом объединена со стажировкой, во время которой студенты решают реальные кейсы из работы компании-партнера. Студенты получают актуальные знания и опыт, компании — свежие идеи для решения своих задач и потенциальных работников.

Женщины в STEM

В последние десятилетия рост числа женщин на технических специальностях замедлился. В 1970 году они занимали 8% рабочих позиций в STEM, к 1990 году этот показатель вырос до 23%. Но за 30 лет он увеличился лишь на 2%. К 2020 году по STEM специальностям работает только 25% женщин.

Это происходит из-за того, что женщины сталкиваются с социальными и культурными барьерами, которые снижают привлекательность карьеры в STEM.

  • Гендерные стереотипы начинают влиять на женщин очень рано. Уже во 2 классе девочки склонны считать, что они не способны к математике. На протяжении всего образовательного пути они встречаются с недооцениваем своих способностей. Это демотивирует их и заставляет оставить идею о карьере в STEM. Хотя девочки имеют даже больший потенциал быть успешными в технических специальностях. Согласно исследованию National Assessment Educational Progress способности девочек к решению инженерных задач на 3% лучше, чем мальчиков.
  • Разница в зарплате. Средняя зарплата мужчин в STEM составляет 90000 долларов в год, а женщины зарабатывают на 26% меньше — 66200 долларов в год. Во многом это происходит из-за того, что они изначально выбирают более низкооплачиваемые специальности. Например, в медицине больше женщин-медсестер и педиатров, чем хирургов и стоматологов.
  • Недостаток ролевых моделей. У девочек гораздо меньше ролевых моделей из-за низкой репрезентации женщин-ученых в медиа и поп-культуре.Также мало преподавателей и научных руководителей среди женщин, что снижает уверенность будущих студенток в своих силах.

Стипендии для женщин в STEM

Последние новости: Женщины доминируют в университетах Европы, но не на рынке труда

Проектная деятельность в семейном обучении

Проектное обучение может идти параллельно с изучением теории — тогда проект может быть длительным и постоянно обогащаться за счёт основных предметов. Или, наоборот, вести за собой обучение — что нужно для проекта, то и изучаем. 

В любом случае на первых этапах важно, чтобы родитель был сильно вовлечён в работу ребёнка, помогал ему организовать процесс и убедился, что у него есть все необходимые ресурсы. Вы можете помочь ребёнку овладеть источниками, формулировать рабочие цели и давать обратную связь по результатам

Смысл проектного обучения в том, чтобы использовать знания и навыки ученика в реальной жизни. Ищите идеи для проектов в быту и увлечениях ребёнка. Особенно здорово работать над проектом вместе не как ментор и ученик, а как команда, в которой родитель и ребёнок вкладываются на равных и вместе проводят исследования. Ведь на домашнем обучении возможностей для этого гораздо больше, чем в школе: можно организовать поездки, проводить опросы близких и друзей, посещать музеи и проходить обучающие курсы. А потом получить совместный творческий результат. 

Проектное обучение — это шанс лучше узнать ребёнка, самого себя и окружающий мир, научить и научиться действовать в нём смело и последовательно. 

Роль искусственного интеллекта в образовании будущего

Моменты преодоления трудностей – это как раз и есть пики максимального роста. То, что уже усвоено – не вызывает интереса, и нет смысла гонять по кругу уже понятую тему, это лишь раздражает, ведь современные старшеклассники не любят тратить время впустую. Что поможет лучше усвоить трудный материал и в итоге хорошо сдать экзамен? Индивидуально подобранное домашнее задание, дополнительный контент (с учетом допущенных ошибок), адаптивный трек и т.п.

Выбирать наиболее подходящий формат изложения материала

Можно объяснить тему на другом языке, например, или поменять визуальное сопровождение, привести другие примеры и т.п. Благодаря искусственному интеллекту появляется возможность менять формат подачи сложного материала, а затем отслеживать, какой именно вариант в итоге даёт наилучшее понимание темы и более точное выполнение контрольных заданий. В образовании будущего подобные системы помогут определять, от чего зависит уровень восприятия материала и какие моменты следует доработать именно в процессе подачи.

Контролировать результаты на большом промежутке времени

ИИ собирает информацию по всему образовательному треку, что позволяет вносить в обучение эффективные изменения, лучше подбирать тематику, формат изложения и всё прочее. Человек-педагог физически не в состоянии запомнить такой объём сведений (за несколько месяцев). А для ИИ это не проблема.

Однако тут следует помнить вот о чем: использовать искусственный интеллект есть смысл лишь после того, как с момента начала занятий прошло уже несколько месяцев, чтобы успел накопиться достаточный объем сведений. В противном случае всё это будет неточно и неэффективно.

И, конечно же, нельзя приуменьшать роль реального педагога в образовании будущего. В полной мере никакой искусственный интеллект не заменит человека. Иначе можно столкнуться с тем, что ИИ подчинит своим алгоритмам учеников, вместо того чтобы адаптироваться под их потребности.

География, биология

  1. Логика, память, систематизация данных, которые развиваются во время изучения месторождений, стран, видов животных, помогут схватывать главную информацию на лету в любой профессии. Это умение очень ценится сейчас, а все потому что информация в мире быстро обновляется.
  2. Абстрактное мышление, которое формируется во время работы с географическими картами, поможет выявлять закономерности и находить причинно-следственные связи. Эти навыки сможет использовать веб-дизайнер при разработке приложений или диджитал-специалист в создании маркетинговой стратегии.
  3. Постановка целей и поиск путей их реализации, которым школьники обучаются во время выполнения заданий, без этих навыков не обойтись ни одному профессионалу.

Еще можно поделиться с ребенком собственными историями из жизни, как вам пригодились школьные знания из разных классов в работе. Например, как умение анализировать и считать помогли в ремонте квартиры, а знания химии оказались полезными в работе с подрядчиками.

Мы решили проанализировать эту проблему с двух сторон и попросили поделиться опытом Заднепровскую Анастасию Сергеевну, учительницу русского языка и литературы МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области, участницу профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа».

Профессии постоянно совершенствуются, а базовые навыки, сформированные в школьные годы, помогают человеку быстрее адаптироваться к изменениям

Рекомендуем посмотреть бесплатный онлайн-курс «Профессии будущего: что ждет наши отрасли», чтобы узнать, какие компетенции будут востребованы в ближайшее время и почему их важно начать развивать еще со школы

Быть готовым менять профессии

Сегодня мир меняется стремительно, поэтому нужно быть гибким и готовым несколько раз в течение жизни поменять профессию, научиться чему-то новому. Какие специальности будут актуальны? Мы видим, что умение использовать цифровые технологии становится неотъемлемой частью нашей жизни и большинства профессий. Айтишники будут востребованы и в будущем. При этом даже они иногда опасаются, что останутся без работы.Например, тестировщики считают, что их заменит искусственный интеллект. Выход из этой ситуации один – при выборе профессии сделать акцент на тех навыках, которые пользуются спросом в настоящем, будут интересны и помогут сделать успешную профессиональную карьеру.

В этой связи все большее значение приобретают не конкретные знания, а «мягкие» навыки (softskills), от развития которых зависит карьерный успех. Это креативность, умение критически мыслить и комплексно решать задачи, успешно общаться с другими людьми и руководить, а также быть гибкими в эпоху перемен и проявлять эмоциональный интеллект. Именно это поможет в будущем найти свое призвание в любой области, которая на тот момент будет востребована.

История, литература, культурология

  1. Эстетический вкус, который формируется благодаря чтению литературных произведений и изучению истории культуры, поможет в анализе и прогнозировании трендов, в поиске неочевидных решений. Например, архитекторам для проектирования зданий, программистам для создания новых приложений.
  2. Коммуникативные навыки, которые прокачиваются в процессе рассуждений по вопросам к тексту, в будущем нужны даже физикам и инженерам, чтобы грамотно доносить свои мысли и быстрее договариваться с людьми.
  3. Аналитическое мышление и навык ретроспективного анализа, которые формируются во время изучения исторических событий, необходимы для оценки ситуаций, поиска причин возникновения проблем и принятий решений.

Что стоит учитывать, внедряя проектное обучение

Важно помнить, что идеальных методов обучения не бывает. В разных образовательных контекстах каждый из них может быть как полезен, так и неэффективен и даже вреден

То же самое относится и к проектному обучению. Скажем, способно ли оно заменить привычные уроки в школе? Скорее всего, нет — без базовых теоретических знаний вряд ли получится найти эффективное решение сложной проблемы. К тому же далеко не все знания и навыки успешно формируются в ходе проектной работы.

Игорь Сергеев приводит в пример школьные предметы, содержание которых в первую очередь связано с науками — русский язык, математику, биологию, химию, физику и другие. Для них, считает Сергеев, проектный метод не заменит систематическое обучение традиционными методами. Поэтому работу над проектами по этим дисциплинам лучше включать не в уроки, а во внеклассную деятельность.

Другая категория учебных дисциплин — предметы менее научного и более прикладного характера, тесно связанные с будущей профессиональной и социальной жизнью учеников. К ним относятся, например, иностранные языки, информатика, обществознание, технология. «Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся», — пишет автор.

Татьяна Хавенсон рассказала о «подводных камнях» иного рода, возникающих в проектном обучении магистров Института образования НИУ ВШЭ. Преимущество здесь отдаётся реальным проектам, важным для заказчиков со стороны компаний или подразделений НИУ ВШЭ. Как отметила Татьяна, такие проекты бывает трудно найти, к тому же организация работы даже над небольшим проектом связана с обязательными формальностями — всегда нужно оформлять договор. Нельзя исключать конфликтные ситуации (вдруг кто-то из студентов не выполнит заказ или сделает некачественный продукт). Поэтому для поиска интересных проектов, организации работы и улаживания разнообразных вопросов вузу, как правило, нужен отдельный проектный офис.

Также, по словам Татьяны, надо учитывать, что студенты могут получить как позитивный, так и негативный опыт в ходе работы над проектами. Они обычно ожидают, что, выполнив задание, научатся чему-то конкретному. Однако кураторы проекта со стороны заказчиков из индустрии далеко не всегда имеют опыт преподавания, да и не стремятся его получить. Поэтому студенту может не хватать объяснений или обратной связи от них в процессе работы. В итоге он может посчитать, что получил от проекта меньше пользы, чем мог бы. Так что о таких вещах в идеале тоже стоит позаботиться перед запуском проектной деятельности — хотя бы проинструктировать заказчиков, а также реалистично описать процесс студентам, чтобы у них не было завышенных ожиданий.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Подводные камни проектного обучения

Причиной отказа от применения метода проектов в прошлом послужил низкий уровень знаний учащихся, обучавшихся по нему. Причем, все дело было не в плохом качестве предложенной методики, а в отсутствии ответственности со стороны молодежи.

Считается, что снижение контроля со стороны педагога позволяет увеличить чувство ответственности ученика. Но здесь имеется и обратная сторона. Менее сконцентрированные на образовательном процессе ученики быстро теряют интерес к задаче, переключаются на другие вопросы, что мешает им закончить проект. То есть, полное отсутствие контроля и неправильное построение образовательного процесса может усугубить ситуацию.

Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.

Существование различных форм проектного обучения позволяет применять его на всех этапах учебы. Однако, как показала практика, проектный метод оказывается эффективным преимущественно для учащихся, которые привлекались к реализации проектов еще с детского сада. Поскольку об этом методе вспомнили относительно недавно, нынешние студенты не могут в полной мере оценить его эффективность. Кроме того, он по-прежнему не используется во всех учебных заведениях. В результате возникают проблемы с качественной оценкой преимуществ такой системы обучения.

Изменения в школах: последствия

Первым плюсом выступает стандартизация образования. Ранее ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» давал только общие рекомендации к проведению занятий и экзаменов, выставлению оценок. Это позволяло расти коррупции. Оценить работу учителя объективно по каким-то факторам также было невозможно.

Второй плюс — одинаковая программа. Раньше в разных школах она отличались друг от друга. В одной материал изучали быстрее, а в другой медленнее. Ученикам самостоятельно приходилось нагонять упущенное. В результате с единым образовательным стандартом этот недостаток будет исключён.

Третий плюс — самим школам будет проще проходить проверки. Несомненно, больше не придётся несколько раз в год специально к ним готовиться, тратить время педагогов и порой даже срывать занятия.

Однако, у новой системы есть свои минусы. Единый подход к образованию может лишить уникальности частные и инновационные школы. Более того, единая программа не учитывает особенностей учеников. Педагоги не смогут адаптировать её под конкретных детей, что, в свою очередь, приведёт к снижению уровня знаний. 

Новые изменения в школах могут принести свои сложности в учебный процесс. Если разобраться во всем самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к специалистам. Прежде всего репетиторы Тетрики объяснят сложности школьной программы и помогут разобраться с трудными темами по любому предмету. Запишитесь на первый бесплатный урок ниже

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Оставить заявку

Подходит ли технология для онлайн-уроков

STEM/STEAM-технологии применяются в работе с детьми офлайн. Мы попросили экспертов поделиться мнением о том, насколько реально реализовать обучение по STE(A)M в дистанционном формате.

«Понимаю, что многое сейчас уходит в онлайн, но STEM, на мой взгляд, — прикладная дисциплина. Следовательно, нужно быть в контакте с ребенком и помогать ему что-то создавать. Во время пандемии я и мои коллеги, конечно, проводили короткие занятия с помощью технологии. Мы просили детей подготовить материалы и создавали все в режиме онлайн. Но из 10 человек подготовленными обычно приходили 1-2, и в процессе занятия вокруг ребенка собиралась вся семья, чтобы помочь реализовать задуманное. Это накладно по времени и трудозатратам. Все-таки данная технология подразумевает реальный контакт с ребенком».Айгуль Самигуллина

«Я считаю, что занятия по технологии STEM организовать в режиме онлайн возможно

Но для этого важно понимать, что у детей уже должны быть сформированы навыки, которые помогут самостоятельно изучать процессы и явления. Вводные уроки желательно проводить непосредственно в классах, потому что понять и усвоить все этапы и специфику работы технологии STEM в отрыве от реальной ситуации в классе под силу не всем ребятам».Анастасия Андронова

Действительно, STE(A)M — это прикладная дисциплина, реализовать которую по ту сторону экрана непросто. Но это не повод отказываться от ее использования.

Преимущества STEM-образования для ребенка

Новый подход в сфере образования развивает в детях качества, которые пригодятся им в построении успешной карьеры. Но если ребенок решит связать жизнь с профессией, далекой от STEM-подхода, эта методика в любом случае подарит набор полезных навыков и умений.

  1. С начальной школы детей приучают быть любознательными, стремиться к новым знаниям. Процесс обучения ассоциируется с приключением, игрой.
  2. Развитие аналитического мышления, способность анализировать процессы, предугадывать исход.
  3. Интерес к точным наукам — традиционная школьная программа редко дает возможность показать детям, что занятия математикой и физикой могут быть захватывающими.
  4. Школьники привыкают работать не только индивидуально, но и в команде с равноценными партнерами, которые заинтересованы в благополучной реализации проекта. Это учит детей корректному, вежливому общению, взаимовыручке, здоровым отношениям в коллективе.
  5. Постоянная работа с современными технологиями, свежими фактами из разных областей знания — дети привыкают шагать в ногу со временем.
  6. Ученики регулярно решают прикладные задачи, видят результат усилий в конце — возникает стойкое понимание, что обстановке в мире зависит от действий человека.

STEM-образование благоприятно влияет на самооценку и ценности малыша: ребенок видит, как разные сферы жизни проникают друг в друга, и это дарит ощущение безопасности, рациональности происходящего.

Проекция времени

‒ Как меняются контрольные цифры приема в учреждения среднего и профессионального образования?

‒ В текущем году разработан новый порядок установления профессиональным образовательным организациям Ростовской области контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам СПО. Он предусматривает гибкий механизм реагирования на меняющуюся ситуацию в экономике региона. На основе обновленного порядка по заявкам крупнейших работодателей (АО «Роствертол», АО «Красный котельщик», АО «Каменскволокно» и др.) уже в период приемной кампании 2023 года откорректированы контрольные цифры приема. Предстоящей весной будут внесены изменения в эти цифры на 2024 год под потребности предприятий промышленности и сельского хозяйства.

‒ Сколько донских колледжей и техникумов с 2024 года перейдут на сокращенные (с четырех до трех лет) сроки обучения? С чем это связано?

‒ Сейчас происходят кардинальные изменения в содержании образовательных программ СПО: это укрупнение профессий и специальностей, сокращение избыточных требований, в том числе к сроку обучения. Он действительно сокращается. Это связано, прежде всего, с острой необходимостью притока кадров в экономику.
Есть еще одна причина: быстро меняющиеся технологии. За четыре года определенные знания ввиду этих перемен могут и устареть. Поэтому, применяя современные технологии обучения, совместными усилиями с работодателями в сокращенные сроки планируем готовить квалифицированные кадры для ключевых отраслей экономики. Колледжей, реализующих программы с сокращенным сроком обучения, у нас в области 63, что составляет 58% от их общего количества.

Напомним, срок обучения студентов донских техникумов и колледжей с 2024 года сократится с четырех лет до трех. Это связано, прежде всего, с острой необходимостью притока кадров в экономику.

Изменения в школах: появится трудовое воспитание и военная подготовка

В июле Госдума приняла поправки к закону о трудовом воспитании школьников. Они закрепляют обязанность школьников трудиться. В зависимости от возраста ученики будут:

  1. убираться в классах;
  2. сажать деревья на школьной территории;
  3. шить театральные костюмы;
  4. помогать в библиотеке.

В декабре 2022 года Минпросвещения России утвердило федеральную образовательную программу для школ. Прежде всего в ней предусмотрена начальная военная подготовка (НВП). Среди тем НВП:

  1. строевая подготовка и воинское приветствие;
  2. оружие пехотинца и правила обращения с ним;
  3. автомат Калашникова — основы и правила стрельбы;
  4. устройство и принцип действия ручных гранат;
  5. действия в современном общевойсковом бою;
  6. средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи в бою;
  7. сооружения для защиты личного состава.

На что ориентироваться: какие профессии будущего изменят реальность?

Аналитики PwC прогнозируют, что к 2030 году роботы займут почти 40% рабочих мест.

Это означает, что они освободят человека от рутинной работы, а не займут рабочие места людей. Наоборот, это улучшит качество труда. К тому же благодаря внедрению роботов и автоматизации процессов предприятия получат средства на финансирование инноваций, и для сегодняшних школьников откроется целое новое поле деятельности. Благодаря роботизации, вы сможете все больше работать в удаленном формате –  там, где будет удобно, без привязки к офису или месту. Остается лишь выбрать сферу, которая способна пробудить интерес и постоянно повышать свою квалификацию.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: