Необходимость и актуальность профориентации

30+ книг по профориентации и поиску предназначения для взрослых и подростков

Признаки перфекционизма у детей

В чем выражается детский перфекционизм? Такой ребенок фантастически трудолюбив и исполнителен, он переживает за каждую ошибку и плохо выписанную букву, в его жизни все должно быть по полочкам и по правилам.

Вроде, родителям радоваться бы за чадо, но под ширмой безупречности перфекциониста всегда скрывается страх ошибки, провала, неуверенность в себе, подавленность, низкая самооценка. И, если, своевременно не перестроить ребенка, то в более старшем возрасте его ждут весьма серьезные проблемы, как в социальной, так и в личной жизни.

Как определить – просто ли ребенок трудолюбив и исполнителен, или пора начинать беспокоиться?

Ребенок – перфекционист, если…

  • На выполнение элементарных задач у него уходят часы, а его медлительность и скрупулезность раздражает уже даже учителей.
  • Каждая задача переделывается и каждый «некрасиво» написанный текст переписывается до тех пор, пока все не будет идеально.
  • Он тяжело воспринимает критику и переживает настолько, что может впадать в депрессию.
  • Он катастрофически боится ошибиться. Любой неуспех – это катастрофа.

  • Он постоянно пытается себя сравнивать со своими сверстниками.
  • Ему, как воздух, нужна оценка мамы с папой. Причем, по любому, даже по самому незначительному поводу.
  • Он не любит делиться с родителями своими промахами и ошибками.
  • Он не уверен в себе, а его самооценка занижена.
  • Он внимателен ко всем мелочам и деталям.

Список, конечно, не полный, но это общие черты ребенка, который растет патологическим перфекционистом.

Кто виноват?

Специалисты по профориентации

Подбирать будущую профессию можно не только с помощью тестов. Беседа
со специалистом по профориентации — ещё
один важный инструмент на этом нелегком пути. Помочь найти занятие по душе могут:

  • Психолог. Задача этого специалиста — определить, осознанный ли профессиональный выбор
    делает человек, не
    давят ли на него внешние факторы. Работа с психологом помогает избежать ошибок, которые
    впоследствии могут привести
    к разочарованию и быстрому выгоранию.
  • Карьерный консультант. Он поможет поставить профессиональные цели, найти деятельность, максимально
    отражающую
    внутренние потребности человека, и построить карьерные план, с помощью которого человек получит
    значимый для него
    результат.
  • Специалист по подбору персонала. Круг его обязанностей не ограничивается подбором подходящих
    вакансий или курсов
    повышения квалификации. Такой специалист также занимается адаптацией новых сотрудников и помогает
    сменить
    профессиональную роль, если это требуется.

Что такое профориентация?

Существует множество определений такого понятия как профориентация, или профессиональная ориентация. В целом, суть термина понятна из слов, из которых сложился термин «профориентация». Термин произошел от английских слов profession (профессия) и orientation (ориентация). И практически во всех европейских языках эти слова звучат и переводятся одинаково.

В самом общем виде:

Профориентация – это комплекс научно обоснованных мер и различные мероприятия, позволяющие человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда.

Мы сами не делаем того, чему учим детей.

Самый лучший опыт, которые могут донести родители до понимания ребенка, это личный пример. Советы, готовые решения не несут ценности для вашего ребенка и обесцениваются, особенно, когда вас об этом не просят.

Во многих книгах можно прочесть, что родители должны моделировать ту жизнь, которую желают своим детям. А должны ли? Может лучше не моделировать, а сопровождать ребенка, быть рядом, наблюдать, радоваться, поддерживать, принимать его и, что самое главное, позволять вашему сыну или дочери получить тот – свой опыт, который поможет им стать личностью…

Автор Вера Пустовидко

голоса

Рейтинг статьи

Какой опыт родителей мешает детям?

Во-первых, мы не даем детям рисковать.

Другими словами, не даем получить свой опыт

С самого рождения родители окружают свое чадо повышенным вниманием. Папы и мамы стараются во всем защитить его, даже если в этом нет реальной необходимости

Цель таких родителей – сопровождать каждый шаг ребенка, предохранять от возможных опасностей, которые нередко являются плодом родительского воображения. Мамам свойственно беспокоиться по любому поводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, а также обязывать поступать определенным образом.

Да, мы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Многие родители, в страхе за безопасность собственных детей, окружают их подобной «заботой». Я бы сказала, не столько заботой, сколько – опекой. Кому нужна опека? Опека нужна беспомощным. Вы считаете своих детей беспомощными?

Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями.

Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально!

В подростковом возрасте и девочкам, и мальчикам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения.

Вторая крайность родителей – мы слишком быстро бросаемся на помощь.

Когда мы сломя голову спешим на помощь и чрезмерно окружаем ребенка «заботой», мы лишаем его необходимости самому искать выход из сложных ситуаций. Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то всегда спасет их или сделает за них работу. Многие мамы удивляются, почему их дети не хотят помогать по дому, ходить в магазин, делать те же уроки. А зачем? Ведь есть человек, который может всё сделать вместо них.

В таком случае, родители рискуют воспитать иждивенца, а дети рискуют оказаться неприспособленными к взрослой жизни. Как можно помочь в такой ситуации? Вместо того, чтобы делать работу за своего ребенка, помогите ребенку развить любознательность. Как этого можно достичь? Все дети рождаются любопытными. А станут ли они любознательными, зависит от окружения

Важно поощрять и поддерживать ребенка в стремлении узнать что-то новое, давать ребенку возможность самостоятельно исследовать, додумать, ответить, принять решение

Третье – мы не рассказываем о своём опыте,

а если рассказываем, то это превращается в чтение нотаций

А где начинаются нотации, там заканчивается внимание детей. Отличная возможность поделиться своим опытом во благо – это рассказать детям о неудачах и победах, которые вы совершали в их возрасте, избегая излишних нравоучений

Расскажите им, что вы чувствовали, когда столкнулись с похожими обстоятельствами, чем руководствовались в поступках, какие уроки усвоили. Акцентируйте внимание на том, что это ваш опыт и ваши выводы. У вашего сына или дочери другая жизнь, жизненные ситуации и он сделает лучший выбор и вывод для себя.

Еще одна крайность – мы акцентируем внимание на негативном опыте. Если все время вспоминать то, что не получилось единожды или дважды, это программирует человека на неудачу в будущем

Надо ли вам это? Опыт не бывает хорошим или плохим, он может быть осознанным или неосознанным. Опыт дает нам возможность принимать решения, делать выводы и двигаться дальше

Если все время вспоминать то, что не получилось единожды или дважды, это программирует человека на неудачу в будущем. Надо ли вам это? Опыт не бывает хорошим или плохим, он может быть осознанным или неосознанным. Опыт дает нам возможность принимать решения, делать выводы и двигаться дальше.

Мы боимся сознаться, что чего-то не знаем.

Знакомая ситуация? Почему взрослые так поступают, скорее всего, так поступали ваши папа и мама. И вы тоже боитесь «упасть в грязь лицом» и сознаться, что вы чего-то не знаете. А ведь это прекрасная возможность попросить помощи у ребенка и попробовать найти ответ вместе.

Суть профориентации

Мы преднамеренно не ограничиваем профориентацию исключительно выбором профессии просто потому, что за последние годы произошло много изменений в традиционном понимании содержания большинства профессий. К тому же постоянно появляются новые профессии, которые 20 лет назад было невозможно предсказать.

В 90-е годы 20 века такие профессии как SEO-специалист или SMM-менеджер просто не могли появиться ввиду слабой распространенности Интернета и отсутствия социальных сетей. В начале 2000-х было трудно представить, какое количество специалистов может «впитать» IT-сфера. И если в последние 50 лет при слове «учитель» все представляли школу и класс с детьми, то начиная с 2020 года можно представлять практически что угодно, потому что формат онлайн-обучения находится в стадии становления, и как будет выглядеть профессия учителя в ближайшие 10 лет, в деталях не знает никто.

Именно поэтому сегодня более актуальным является не столько формальный выбор профессии, сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы. И, соответственно, развитие универсальных или надпрофессиональных навыков, так называемых soft skills, которые позволяют быстро адаптироваться в большинстве актуальных профессий из той сферы деятельности, которую вы для себя выбираете.

По данным различных экспертных оценок, 65% школьников, учившихся в 2017-2018 годах в начальных классах, в перспективе будут работать по специальностям, которых сегодня не существуетJournalist, 2018]. Как выбрать профессию, которой пока не существует? А ведь по ним тоже кто-то должен будет работать! Какую выбрать профессию: ту, где все понятно на годы вперед, или ту, что дает возможности постоянно узнавать что-то новое?

В любом случае, сегодня профориентационная работа будет носить несколько иной характер, нежели 20 или даже 10 лет тому назад. Разница в следующем. Ранее профориентация носила некий ограничивающий характер, предполагающий выбор одной специальности на всю жизнь из всем известного и десятилетиями не меняющегося списка профессий.

Сегодня шанс проработать по одной специальности всю жизнь ничтожно мал и касается только ряда традиционных профессий: врач, учитель, военный. Да и здесь придется постоянно принимать новые вызовы и осваивать новые навыки, учиться работать с компьютерными технологиями и новой техникой.

Таким образом, суть профориентации не только и не столько в выборе профессии, сколько в понимании того направления, в котором стоит двигаться в профессиональной сфере, и готовности постоянно осваивать новые навыки и новые специализации в выбранной или смежной сфере деятельности. Достичь этого понимания помогают разные виды профориентации.

Проблемы детей-перфекционистов в семье и обществе

Синдром отличника – плод воспитания родителей

И только в силах родителей вовремя обратить на это внимание и исправить свои ошибки

К чему может привести детская погоня за идеалом?

Бессмысленная потеря времени.

Лишних знаний ребенок не получит, 10 раз переписывая один текст или пытаясь систематизировать гору материала, в котором он даже не может разобраться.

Не будем забывать, что ребенку в его детском возрасте положены детские радости жизни. Сознание ребенка, который их лишен, автоматически перестраивается, программируя на будущее человека-трудоголика, неврастеника, с мешком комплексов, в которых он никогда и никому не признается.

Разочарование

Идеала не существует. Ни в чем. Самосовершенствованию предела нет. Поэтому погоня за идеалом всегда иллюзорна и неизбежно ведет к разочарованию.

Если даже в детстве ребенок с трудом переживает такие «удары судьбы», то во взрослой жизни ему будет вдвойне сложнее справляться с неудачами и падениями.

В лучшем случае такой человек бросает дело, не завершив его. В худшем он получает нервное расстройство со всеми вытекающими последствиями.

Привычка – работать, работать, работать

Отдых – «для слабаков». Семья перфекциониста всегда страдает от его невнимания, нетерпимости, постоянных нападок. Редкий человек способен жить рядом с перфекционистом и воспринимать его, как есть. Такие семьи в большинстве случаем обречены на развод.

Патологическая неуверенность в себе

Перфекционист всегда боится стать настоящим, раскрыться, быть отвергнутым. Стать самим собой и позволить себе совершать ошибки для него равносильно подвигу, на который редко кто решается.

  • Перфекционист, обзаводясь ребенком, воспитывает из него такого же перфекциониста.
  • Неврастения, психические расстройства

Все это – следствие постоянного страха, зависимости от чужого мнения, психоэмоционального напряжения, бегства от людей и ситуаций, которые могут выставить перфекциониста не с самой хорошей стороны.

Актуальность профориентации

Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

Помоги себе сам. Советы от эксперта

Профессиональное самоопределение помогает человеку определить собственные интересы, навыки и способности. Эксперт предлагает несколько советов для того чтобы вы могли самостоятельно помочь себе с выбором профессии. 

  • Изучите интересы и ценности. Ответьте на базовые вопросы и будьте честны с собой: что нравится делать, какие занятия приносят удовольствие, какие качества цените в людях, а люди в вас. 
  • Изучите и оцените свои навыки. Ответьте на вопросы: что умеете делать хорошо, какие задачи выполняете лучше всего, от каких задач хотелось бы уклониться.
  • Исследуйте разные профессии. Посещайте выставки, конференции и другие мероприятия, связанные с интересующими вас профессиями. Смотрите профильные видео, слушайте подкасты, читайте публикации на онлайн-платформах. Это поможет получить представление о том, как работают люди в этих областях.
  • Записывайтесь на бесплатные курсы. Сегодня на образовательных платформах представлено много вводных курсов, которые позволяют познакомиться с профессиями.
  • Не бойтесь ошибаться. Процесс профессионального самоопределения может быть сложным и требует времени. Не бойтесь менять свои решения и пробовать новые вещи.

Помимо самостоятельной работы, с самоопределением помогают специалисты по профориентации и карьерному росту. И в своей работе они используют определенные методики. Екатерина Боровец озвучила основные инструменты, которые помогают экспертам по профориентации:

Чем полезна профориентация

Переоценить значение данного процесса сложно. Профориентация помогает получить востребованного специалиста, горящего желанием работать и строить карьеру, к которой у него есть и склонность, и стремление. И наоборот. Если человек идет в профессию без должного стремления и понимания правильности выбора, рынок труда получает не очень ценного начинающего специалиста, а диплом ради диплома.

— Это особенно актуально для поступающих в вузы, колледжи и прочие учебные заведения. Многие абитуриенты выбирают профессию не собственным сердцем и умом, а под напором советов своих родителей, друзей или рекламы, навязчиво советующих, как жить и на кого учиться, — считает Екатерина. — И либо, повинуясь наименьшему сопротивлению и неуверенности в себе, абитуриенты плывут по течению в сторону специальности с наименьшим конкурсом, либо выбирают учебу, которая расположена ближе к дому. 

При этом эксперт утверждает, что профориентация важна не только для подростков. С определенными проблемами при выборе нового дела сталкиваются и взрослые:

Современные проблемы профориентации в России

Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.
Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.

Отсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения

На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства

Поступление в «случайный» вуз — следствие проблемы профориентации

— Как у современных подростков с пониманием, кем они хотят быть?

— Плохо. Есть такой показатель — готовность к профессиональному самоопределению. Он оценивается по разным критериям. Так вот, исследования, которые проводили мы (да и не только мы), дают все основания предполагать, что 70% школьников этой готовностью не обладают. Они не очень представляют себе рынок труда и то, как устроено профессиональное образование, плохо знают содержание профессий.

Мы замечаем эффект отложенного выбора, когда профессиональное образование выбирают по случайным причинам («Друзья пошли, и я за компанию») либо по желанию родителей, а вот полноценный выбор происходит (если вообще происходит) уже после окончания колледжа или вуза. Хотя в идеале всё должно быть наоборот: сначала молодой человек определяется, зачем ему это образование, и только потом вкладывается в него.

— В чём причина этой проблемы?

— Возможно, в том, что не хватает условий и времени, специально выделенных для профориентации.

— Но ведь профориентация школьников в требования ФГОС?

— Да, считается, что общее среднее образование должно способствовать профессиональному самоопределению. Предполагается, что вот есть, допустим, в школе предмет биология — и помимо знаний непосредственно по биологии ребёнок должен понимать, в каких профессиях она нужна, где применяется. А насколько этот подход реализуется на практике? Пока фрагментарно, к сожалению. Но в эту сторону надо двигаться. Помимо учебных предметов, нужны отдельные специальные занятия, которые помогали бы ребятам с выбором.

— Известно, что порядка 38% россиян работают не по профессии, которой они учились. Как вы считаете, это следствие как раз проблемы профориентации в школьном возрасте?

— Это обусловлено, скорее, суммой причин. Смотрите, сейчас во всём мире профессиональная жизнь удлиняется, люди работают довольно долго по сравнению с тем, как было, например, сто лет назад. При этом динамика изменений существенно увеличилась. Появляются новые технологии — соответственно, какие-то профессии исчезают или видоизменяются, возникают новые. Например, раньше были массовые профессии машинисток и стенографисток, этому учили, это казалось востребованным, а сейчас нужды в них нет.

Так что нет ничего удивительного в том, что человек старше 40 лет за свою трудовую жизнь менял карьеру, может, и не раз. Это нормально. И, выбирая сейчас свой карьерный путь, тоже нужно понимать, что лет через 15, возможно, придётся ещё чему-нибудь поучиться. Может быть, полностью поменять профессию, а может быть, чуть-чуть «дорастить» какой-то новый навык, чтобы стать востребованным специалистом.

Но вот то, что в первый год после окончания вуза работают по специальности только 50% выпускников (по данным наших исследований), это уже серьёзная проблема. Получается, что либо те навыки, которые молодые люди получили в вузе, оказались ненужными рынку труда, либо — да, тут проблема профессионального самоопределения, эти выпускники вообще не знают, почему они выбрали ту или иную специальность.


Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»

— Как вы относитесь к профилизации школьного образования? Может, это ошибка — отправлять ребёнка, например, в физмат- или в химбио-класс, тем самым уменьшая его шансы поступить по окончании школы в гуманитарный вуз, даже если он этого вдруг захочет?

— Расскажу такую шутку. Один директор школы говорил: «Я в школе сделал медицинский профиль, чтобы как можно больше ребят поняли, что медицина — это не их».

Если серьёзно, то к профилизации общего образования я в целом отношусь хорошо. Но вопрос, как это организовано. Нужно ли включать самого ребёнка в процесс выбора такого направления? Да, нужно. Если за него решать, что ему необходимо идти в физико-математический класс, «потому что там образование лучше», отнимая у ребёнка право выбора, то это плохо.

Широкий выбор профилей должен быть, наверное, в классе восьмом. Примерно в это время у ребёнка уже появляется способность к самоопределению. А до этого хорошим пробным инструментом могут быть проектно-исследовательские работы. Здорово, если молодой человек увлечётся чем-то. И нужна системная работа по знакомству детей с тем, как та или иная профессия реально выглядит на практике. Наш центр этим занимаемся в профориентационных лагерях. Это называется «профессиональная проба», и она очень важна как способ профориентации. Подросток в некотором смысле пробует себя в специальности, видит этот путь и дальше принимает для себя решение, хочет он этим заниматься или нет. Тогда он в профессию идёт осознанно.

— А если подростку в итоге вообще ничего не нравится?

Как спланировать карьеру

Планировать карьеру проще, если опираться на опыт профессионала, который уже прошел
все этапы проф становления.
Лучший вариант — личная беседа, когда можно задать все интересующие вопросы. Если такой
возможности нет, можно:

  • Смотреть видеоролики, в которых специалисты рассказывают о своей работе. Например,
    для всех, кто интересуется IT,
    мы собрали плейлист, в
    котором ребята из Контура рассказывают о своих айтишных ролях.
  • Читать блоги профессионалов или их интервью, где они делятся своим опытом в достижении
    карьерных высот. В нашей
    группе есть много таких материалов.
    Например, эта статья о том, как
    старшекурсник ФИИТ Вадим Вереин стал бэкенд-разработчиком в Точке.
  • Смотреть научно-популярные каналы, рассказывающие о разных профессиях.
  • Слушать подкасты.

Когда проходить профориентацию и что делать, если не знаешь, кем быть

Хотя профориентация ассоциируется со старшеклассниками, проходить её могут люди
любого возраста: от дошкольников до
тех, кто уже попробовал себя в разных профессиональных ролях. При этом инструменты и методы
будут отличаться в
зависимости от возраста и целей, которые ставит перед собой человек.

Острее вопрос стоит у подростков, оканчивающих 11 класс. Общество и родители
ждут от них, что они определятся с вузом
и профессией в течение года. Но выбирать сложно: школьники знают не про все
профессии, не про все сферы и
возможности. 

Как принимать решение? Можно смотреть тематические видеоролики, читать статьи
и интервью с профессионалами или
попробовать найти в своем окружении людей этой профессии и лично задать вопросы, даже если они
кажутся глупыми, о
сущности профессии. 

Если интересны разные роли и сферы и трудно выбрать, идеальный
вариант — практика. Например, летняя стажировка
на предприятии. Если такой возможности нет, может помочь анализ целей (интерсные задачи, высокая
зарплата, возможность
работать удаленно и т.д.), которых хочется добиться в той или иной специальности,
и выбрать ту, что кажется более
привлекательной.

Как избавить ребенка от перфекционизма – памятка для родителей

Чтобы не допустить развития перфекцонизма и его перехода в «хроническую» стадию, родителям следует пересмотреть традиционные методы воспитания.

Что советуют специалисты?

Разберитесь в причинах перфикционизма ребенка и запаситесь терпением – бороться вам придется не только с его симптомами у чада, но и с самими причинами (у себя).

Начинайте создавать базу доверия. Ваш ребенок не должен вас бояться. Это касается и его страха, что «мама наругает», и моментов, когда ребенок хочет с вами поделиться своими проблемами, но боится, что его накажут, проигнорируют и пр. Будьте открыты для ребенка.

Материнская любовь – безусловная. И никак иначе. Мама любит свое чадо независимо от того, отличник он или троечник, выиграл соревнования или нет, испачкал он курточку на улице или даже штаны порвал, скатываясь с горки

Не забывайте акцентировать на этой безусловной любви внимание своего ребенка. Пусть он запомнит, что даже вот такой неумелый рисунок маме обязательно понравится, а за тройку его не заставят 30 раз переписывать текст.

Помогайте ребенку открыть в себе уникальность

Уводите его от любых проявлений поклонения кумирам – будь то герой фильма, либо сосед Петя. Объясняйте, что именно в его уникальности – его успех. И никогда не сравнивайте малыша с другими детьми.

Разделяйте не только радости, но и проблемы ребенка. Ищите время на свое чадо даже при постоянной занятости.

Учитесь критиковать правильно. Не «ах ты ж, паразит, опять двойку принес!», а «давай с тобой разберемся – откуда у нас эта двойка, и исправим ее». Критика должна давать ребенку крылья для достижения новых вершин, а не пинок с подзатыльником.

  • Если ребенок не способен справиться с определенной задачей, не топайте ногами и не кричите «криворукий!» — помогите ему либо отложите эту задачу до момента, когда ребенок к ней будет готов.
  • Помогайте чаду, но не лишайте его самостоятельности. Направляйте, но не влезайте в его решения. Просто будьте рядом на случай, если ваша помощь или плечо понадобится.
  • Учите чадо с пеленок, что неудача – это не фиаско, не трагедия, а просто одна ступенька вниз, после которой обязательно будет еще три – вверх. Любая ошибка – это опыт, а не горе. Развивайте в ребенке адекватное восприятие его поступков, взлетов и падений.
  • Не лишайте ребенка детства. Если вы хотите, чтобы он играл на пианино, это не значит, что сам ребенок об этом мечтает. Вполне возможно, что вы даже не знаете о его мучениях «ради мамы». Не загружайте ребенка десятком кружков и развивающих занятий. Детство – это радость, игры, сверстники, беспечность, а не бесконечные занятия и круги от усталости под глазами. Всего должно быть в меру.
  • Учите ребенка общаться в коллективе. Не давайте ему замыкаться в себе. Есть масса способов пробудить в ребенке коммуникабельность и социальность. Общение – это развитие и опыт, смена ощущений и эмоций. А прятки в своей ракушке – одиночество, комплексы, неуверенность в себе.
  • Не перегружайте ребенка домашними обязанностями. Приучать к порядку нужно, но злоупотреблять своим авторитетом не стоит. Если в комнате вашего ребенка каждая вещь – на своей полочке, на одеяле разглажены складочки, а одежда перед сном всегда аккуратно сложена на стульчике, вы рискуете вырастить перфекциониста.
  • Выбирайте для ребенка игры, через которые он сможет побороть свой страх перед неудачами. Учите ребенка проигрывать достойно – без истерик.
  • Способности и достижения малыша обязательно поощряйте и хвалите, но завышенных требований предъявлять не нужно. Принес пятерку – умница! Принес тройку – не страшно, исправим! Делайте акцент на самом процессе учебы и познания, а не на результате. Результат придет сам, если у ребенка будет интерес.
  • Не путайте лидерские качества и усидчивость с перфекционизмом. Первые несут только позитив – ребенок доволен, радостен, спокоен, уверен в себе. Во втором случае все «достижения» ребенка сопровождаются усталостью, замкнутостью, нервными срывами, депрессиями.

И, конечно, разговаривайте с ребенком. Обсуждайте не только его успехи/неуспехи, но и его страхи, чаяния, мечты, желания – все на свете.

Делитесь своим опытом – как вы (папа и мама) справлялись с неудачами, исправляли ошибки, приобретали знания. Какие плюсы могут принести в будущем ошибки и провалы сегодняшнего дня.

Издания по профориентации для родителей

В этот раздел я поместила обзоры книг, которые адресованы родителям будущих выпускников.

  • Электронная версия на litres.ru
  • Бумажная версия на labirint.ru

Эта книга доступно и просто отвечает на такие важные для осознанного родителя вопросы:

  • как отличить мимолетные интересы ребенка от перспективных;
  • как оценить работоспособность и таланты;
  • как выбрать будущую профессию исходя из особенностей характера;
  • как правильно поддерживать и мотивировать.

Автор говорит не только о выборе профессии, но и о процессе взросления, подготовке к взрослой жизни. С этой книгой родителям будет проще понять своего ребенка-подростка и помочь ему найти верную дорогу.

Альмира Имамбекова “Как помочь ребенку выбрать профессию. Пособие для родителей”

Электронная версия на litres.ru

Автор этой книги – психолог и специалист по подбору профессий. Она работает со школьниками и консультирует их родителей на предмет того, как корректно помогать своим детям в профориентации.

Пособие содержит исследования, опыт российских и зарубежных специалистов, универсальные приемы и методы, неоднократно доказавшие свою эффективность на живых тренингах, после которых родители с удовольствием делились личными успехами.

Елена и София Король “Помогите подростку выбрать профессию, приносящую счастье”

Электронная версия на litres.ru

Необычная книга, написанная матерью и ее дочерью-подростком, которая дает возможность посмотреть на вопрос выбора профессии, так сказать, с обеих сторон.

Здесь рассказывается о 12 шагах, которые помогут родителю стать для своего ребенка близким другом и расскажут, как поддержать его в выборе жизненных целей и приоритетов.

Это искренняя и честная история о родительском опыте и эффективных методах взаимодействия с ребенком непростого подросткового возраста.

Заключение

Мы с вами разобрали более 30 изданий по профориентации для самых разных целей.

Одни предназначены для самих подростков, стоящих на распутье, другие нацелены на родителей, которые хотят помочь своим детям стать успешными и счастливыми. Также здесь есть книги для взрослых людей, желающих поменять свою профессию, и консультантов, оказывающих поддержку тем, кто еще не определился с выбором.

Обязательно сохраняйте публикацию, чтобы иметь возможность в любое время вернуться к этому списку и более обстоятельно подойти к выбору помогающей литературы.

Напоследок я оставлю для вас ссылки на другие наши статьи по данной теме:

  • Тесты на профориентацию
  • Как определиться с профессией

Продуктивного чтения!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: