Обычная школа или частная?
Частных школ в последнее время появилось видимо-невидимо, и если вы живете не в сельской местности, выбор между обычной и частной школой у вас наверняка будет. Какую школу выбрать для ребенка?
В частных школах обычно более привлекательные интерьеры, меньшие по численности детей классы, «общую атмосферу» тут поддерживают – родители-то платят, надо «держать лицо» перед клиентами!
К тому же, часто такие школы предлагают те самые особые методики обучения, что, безусловно, привлекает.
Но… Присмотрись к учителям – действительно ли это педагоги «новой формации», или такие же точно МарьИванны преподают в любой другой обычной школе?
Да и особые методики на практике частенько выливаются в то, что первоклашкам раздают, например, какие-нибудь дополнительные рабочие тетради в дополнение к одобренному Минобразования комплекту учебников, и на этом новшества тихо сходят на нет!
И еще – ни в коем случае не верь россказням директора и учителей, что в их супер-школе из любого ребенка сделают отличника и вундеркинда. Я работаю с детьми и успела увидеть разные школы – от частных гимназий до интернатов для «детей улицы»: везде соотношение отличников и двоечников, тихонь и сорвиголов абсолютно одинаковое!
Что в ребенке заложено, то и проявится – наставить пятерок в журнал, конечно, можно, но «вытянуть» ребенка на реальные успехи гораздо сложнее!
«Какова Дисциплинарная Политика?»
Chinnapong / Fotolia
В тот или иной момент, скорее всего, ваш ребенок нарушит правила; он может также стать целью хулигана или быть вовлеченным в схему создания проблем другого ребенка. В любом случае, вы хотите знать, как эти ситуации обрабатываются. Child Trends, некоммерческий образовательный исследовательский центр, рекомендует рассмотреть следующие дисциплинарные вопросы: Что делает школа, чтобы предотвратить плохое поведение? Какое поведение подвергает вашего ребенка риску быть исключенным из класса или школы? Использует ли школа телесные наказания, уединение или сдержанность? Когда и как задействована полиция? (Вы, вероятно, не хотите думать об этом, но вы никогда не знаете!)
«Есть ли в школе тренировки по блокировке?»
Точно так же, как мы выросли с огневыми учениями, в большинстве школ сегодня (даже в дошкольных учреждениях) есть учения по блокировке, чтобы дети знали, что делать в случае стрельбы в школе. (Конечно, у них все еще есть пожарные учения, не волнуйтесь.) Мишель Гей, основатель школ Safe and Sound и родитель ребенка, убитого во время стрельбы в школе Sandy Hook 2012 года, сказал The Washington Post, что родители должны знать заранее, как школа будет общаться в чрезвычайных ситуациях и что от них ожидается:
«Если бы произошла реальная чрезвычайная ситуация, готовы ли мы, родители, знать нашу роль и реагировать таким образом, чтобы это помогло остальной части плана безопасности?»
Учитель наставил двоек
К сожалению, многие учителя по-прежнему смотрят на оценку как на инструмент давления на ребенка. Школьные отметки часто работают как оружие в войне, а не как повод обсудить работу и повысить его знания по предмету. Как понять, что оценки ставят не за знания, а по причине личной неприязни?
Ребенок может выполнить работу по предмету на удовлетворительную оценку, если его знания проверить независимо.
Как вести себя с учителем:обратите внимание на результаты МЦКО. Вполне уместно задать педагогу вопрос, почему за работы, которые он проверяет, у ребенка двойка, а независимое тестирование сдано на положительную оценку
Учитель очень много задает. Если на домашнее задание с одного дня на другой уходит более часа — это чрезмерные нагрузки, которые не по силам среднему ученику.
Как вести себя с учителем:сначала можно поговорить с другими родителями. Если другие ребята справляются с домашней работой быстро, вероятно, проблема не в учителе, а в том, что ребенку трудно дается предмет. Однако, возможно, с такой проблемой сталкиваются и другие ученики. Тогда можно группой родителей обратиться к педагогу с просьбой снизить нагрузку.
Учитель много требует. Когда двойки у всего класса или почти у всего, система оценивания не соответствует реальному уровню детей. Да, у детей могут быть пробелы в знаниях, но такой подход снижает их мотивацию к учебе. Поэтому хороший учитель не станет прибегать к этому методу, когда хочет научить.
Как вести себя с учителем: опять же необходимо обратить внимание на результаты МЦКО и с ними идти к педагогу
Как делать уроки
Школьный тайм-менеджмент
Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.
Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.
Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.
После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.
Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.
Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.
- Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
- Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.
Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;
2 класс — 1 час — 1,5 часа;
3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);
к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.
но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.
Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.
Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.
Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.
Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:
- могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
- могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
- спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
- кухонные таймеры;
- записанный на телефон звук школьного звонка.
При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.
Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.
Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке
Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет
Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.
Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.
Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни
Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно
Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.
Между двух огней: сводим к минимуму конфликты учителей
Поделимся несколькими способами, которые могут минимизировать риск возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.
Установите четкие ожидания
Четко определите обязанности, которые должен выполнять учитель в школе, а также то, чего ожидает руководство от педагогического коллектива. Когда каждый понимает свою роль и то, чего от него требуют, вероятность возникновения конфликтов низкая. Создание четких должностных инструкций поможет учителям работать вместе, не наступая друг другу на пятки. Например, можно поручить профсоюзу создать кодекс поведения для преподавателей.
Профессиональное развитие и обучение
Инвестируйте в программы профессионального развития и тренинги, посвященные разрешению конфликтов, коммуникативным навыкам и командной работе. Эти программы снабдят учителей инструментами, необходимыми для эффективного разрешения конфликтов.
Поощряйте сотрудничество
Развивайте культуру сотрудничества и дух командной работы в школе. Поощряйте учителей работать над проектами вместе и делиться опытом друг с другом. Когда педагоги сотрудничают, они выстраивают более доверительные отношения и чаще избегают конфликтов.
Механизмы конструктивной обратной связи
Внедрите систему обратной связи и конструктивной критики. Это поможет учителям улучшить свои методы преподавания, а такая система станет ценным инструментом профессионального роста. Однако процесс обратной связи должен быть адекватным и соответствующим ситуации, а не критическим. Так вы сможете избежать конфликтов и противостояний.
Четкие политики и руководящие принципы
Установите политику и рекомендации по разрешению конфликтов внутри школы. Наличие четко определенных процедур разрешения конфликтов обеспечит справедливость и последовательность в решении спорной ситуации.
Формируйте позитивную культуру общения в школе
Создайте в школе среду, в которой ценится разнообразие и различия во мнениях. Когда учителя чувствуют, что их уважают и ценят, они с меньшей вероятностью будут участвовать в конфликтах. Поощряйте мероприятия по сплочению коллектива и праздники, которые объединяют учителей и учеников.
Программы равноправного посредничества
Внедряйте программы посредничества между коллегами, где обученные учителя или сотрудники могут объединяться и выступать посредниками в конфликтах между коллегами. Коллеги-посредники облегчат дискуссии и помогут решить проблему, а в некоторых случаях смогут пресечь конфликт на корню.
Поддержка со стороны руководства
Эффективное школьное руководство играет решающую роль в предотвращении конфликтов. Школьная администрация должна быть открыта к общению, предоставлять рекомендации и поддержку, а также оперативно решать любые проблемы. Когда учителя чувствуют, что имеют поддержку своего руководства, они с большей вероятностью будут решать конфликты конструктивно.
Найти баланс между работой и личной жизнью
Важно продвигать здоровый баланс между работой и личной жизнью. Высокий уровень стресса и выгорания способствует конфликтам
Поощряйте практику заботы о себе, чтобы помочь учителям управлять своей рабочей нагрузкой, снижать стресс, избегать профессионального выгорания.
Реализуя эти стратегии, школы могут создать более гармоничную рабочую среду для учителей и снизить вероятность возникновения конфликтов. Такой подход к предотвращению конфликтов способствует созданию позитивного и продуктивного настроя учителей.
Хотите попробовать преподавать онлайн, но много вопросов?
Что нужно сделать, чтобы попасть в Skyeng? Почему кандидату могут отказать? Кто поможет новичку? Где и как проходят онлайн-уроки?
Все о преподавании в Skyeng вы узнаете в разделе Skyteach Help!
Узнать
Что важно узнать о школе, прежде чем оформлять туда ребенка?
Чего хотеть от школы, выбранной для ребенка? Часто родители будущего первоклашки просто смутно представляют, какая школа будет хорошей для их ребенка, а какая плохой!
Итак, на что же обратить внимание?
Общая атмосфера школы. Конечно, понятие это расплывчатое. Но общее первое впечатление часто оказывается правильнее, чем сладкие речи, которые ты наверняка услышишь в кабинете директора!
Уровень преподавания
Маме 6-летнего ребенка, может быть, и дико покажется выяснять, как здесь обстоят дела с алгеброй, физикой или экономикой! Но сделать это нужно – потому что читать и писать выучат, в общем-то, в любой школе, а вот дальше станет важно качественное обучение более сложным предметам!
Контингент учеников. Думаю, не стоит объяснять, чем отличаются дети с рабочих окраин от учеников частных гимназий
Как бы цинично это ни звучало, но если ты понимаешь, что твой ребенок вряд ли впишется в коллектив (или впишется, но изменившись при этом не в лучшую сторону), то стоит поискать другие варианты!
Применение специальных методик обучения, «уклон» школы в смысле иностранных языков, углубленного изучения тех или иных предметов и т.д. Это не значит, что непременно школа «с особыми методиками» и «углубленным изучением» лучше! Просто выясни и подумай – а нужно ли это именно твоему ребенку, стоит ли гнаться за «наворотами»?..
Педагогический состав. Это можно назвать самым главным, но… и самым трудновыяснимым. Если учителя хорошие, то приложится и уровень преподавания, и приятное общее впечатление о школе…
Порядки и правила. Где-то ребенок будет ходить в форменном пиджачке и в дверях будет стоять охранник, а где-то от вас даже сменной обуви не потребуют! Но, опять же, общая строгость порядков – не всегда показатель хорошей школы! Это еще не значит, что тут хорошо учат, что ребенку будет комфортно и спокойно, что повезет с учителями и т.д.
1. Что такое конфликт
Конфликт — необходимый аспект в общении, глубоко укоренившийся на социальном, культурном и даже биологическом уровне человека. Он возникает, когда расходятся интересы, не совпадают ценности или точки зрения. Природа конфликтов сложна и многогранна.
Понимание конфликтов необходимо, чтобы конструктивно управлять ими и искать оптимальные решения проблемы.
Независимо от того, происходит ли конфликт в личном, межличностном или глобальном масштабе, человек должен осознавать: столкновения интересов будут всегда. Такие ситуации неизбежны.
Конфликт принимает разные формы: может быть явным или скрытым. Примером первого могут выступать словесные споры, когда люди активно включены в конфликт, допускают использование нецензурной брани и обидных выражений в адрес другого человека. Примером второго служит пассивно-агрессивное поведение. Яркой иллюстрацией является гостинг (от англ. ghosting; ghost — «призрак»), когда человек резко прекращает общение без объяснения причин или игнорирует собеседника.
По своей природе конфликт эмоционально заряжен. Чувства гнева, разочарования, страха и обиды и другие эмоции, присущие человеку, могут разжигать споры и неприятные ситуации. Эмоциональные реакции могут обострять конфликты, затрудняя их разрешение.
Неэффективная коммуникация — частая причина конфликтов. Непонимание, неверные толкования и отсутствие эффективных каналов связи усугубляют разногласия и приводят к ситуации, когда стороны не слышат друг друга.
Например, на работе человек может не так понять смысл слов коллеги, которые могут быть расценены как попытка оскорбить, задеть или унизить. Даже невольная шутка о профессиональных устремлениях педагога, победах или аксессуаре, подаренном мужем или женой, может глубоко ранить. Из-за этого может сложиться непонимание, а впоследствии и обида на человека
Осознание причин конфликтов, открытое и честное общение жизненно важно для любого человека.
Конфликт может иметь последствия как в позитивном, так и в негативном ключе. Неразрешенные конфликты и ситуации портят отношения. Конфликты, которые были разрешены конструктивно, приводят к улучшению взаимопонимания между людьми, а также к позитивному исходу конфликтной ситуации.
Эксперты Skyeng подготовили
для учителей методические подарки
Способы реагирования на ситуации травли
Наиболее прикладным вопросом является реагирование взрослых на ситуации буллинга. Респонденты перечисляли а) известные им способы реагирования, б) способы реагирования, которые они лично опробовали и могут охарактеризовать как эффективные или неэффективные, в) способы реагирования, которые, как они считают, усугубляют отношения травли в группе. Наиболее распространенные ответы отражены на рис. 3 (в процентах респондентов, давших такие ответы).
Рис. 3. Способы реагирования на ситуации буллинга (% респондентов)
Что видно из этой диаграммы? Во-первых, бросается в глаза, что представления о том, как можно реагировать на ситуации буллинга, достаточно согласованны: ответы не очень разнообразны, но многократно повторяются. Во-вторых, характерны общие формулировки: названия столбцов — это результат обобщения ответов, которые указывают в основном на процедурный, а не на содержательный аспект работы. «Обсуждение в классе», «индивидуальные беседы» — это свободная для интерпретации форма деятельности, которая не позволяет судить о ее потенциальной успешности. Например, «индивидуальные беседы» опробованы примерно 20% респондентов, и в четверти случаев это признано неэффективным способом реагирования, однако невозможно узнать, как были построены эти беседы, о чем они, и от чего зависит, оказались ли они эффективным или неэффективным инструментом. В-третьих, очень нагляден разрыв между теоретическими представлениями о том, как в принципе можно реагировать на буллинг (самые высокие столбцы; почти половина респондентов говорит об индивидуальных беседах и вовлечении родителей, больше трети — об обсуждении в классе, и т.п.) и реальным опытом, на который
можно опираться и который можно описывать.
В этом состоит важнейший результат исследования: наблюдается серьезное расхождение между представлениями респондентов о возможном поведении и реальным опытом поведения при встрече с ситуациями травли. Частота упоминания тех или иных способов как возможных гораздо выше, чем частота упоминания тех же самых способов как опробованных. Этот разрыв заставляет предположить, что существуют некие факторы, которые останавливают активное реагирование сотрудников школы на ситуации травли. Речь здесь может идти о разном: о недостатке компетентности (тема травли в психолого-педагогическом контексте почти не обсуждается, ясных практических алгоритмов реагирования не выработано); о вторичной выгоде педагогов от наличия выраженных аутсайдера и лидера в группе (агрессия размещается внутри ученической группы, оставляя учителей в психологической безопасности); о невозможности преодоления отношений, основанных на неравенстве власти, в контексте школы — иерархической пирамиды, где на разных уровнях могут быть представлены отношения буллинга; о согласии с наличествующей ситуацией травли, и др. Эта тема нуждается в дальнейшем прояснении. Однако мы можем говорить о том, что, несмотря на высокий уровень осведомленности сотрудников образовательной системы о феноменологии буллинга, его причинах и последствиях, они демонстрируют обедненные схемы эффективного реагирования на ситуации травли.
На рис. 4 отображены ответы на вопрос о том, какие способы поведения, на взгляд респондентов, способствуют усугублению ситуаций травли в классе. Любопытна согласованность мнений респондентов в этом вопросе. На первом месте — «поддержка буллинга», рубрика, в которую попадают признание ситуации буллинга как нормативной, унижение и угнетение ребенка, оказавшегося в роли жертвы, или других детей, и демонстрация ценности отношений неравенства власти как инструмента повышения статуса и авторитета. Есть частичные пере*
Рис. 4. Способы реагирования, усугубляющие буллинг (% респондентов)
сечения с предыдущим перечнем: как возможные способы реагирования на буллинг, которые его усугубляют, перечисляются поддержка буллинга, невмешательство (также проверенное и признанное неэффективным), запрет буллинга (который около 4% признали эффективным способом), а также вовлечение администрации, защита и специальная опека жертвы (признана эффективной почти 20% респондентов). Согласованность ответов и частичное совпадение со списком опробованных способов показывают, что респонденты имеют вполне сформированное и ясное представление о том, что именно катализирует буллинг в поведении учителя.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят
Причины комплекса отчужденности
Зачастую главная причина в том, что родители не уделяют чаду должного внимания. Это может касаться и помощи в выполнении домашнего задания, и общения во время совместного отдыха, и просто банальной заинтересованности личной жизнью ребенка.
В такие моменты он нуждается в поддержке родителей. Но если они продолжают игнорировать свое чадо в трудную минуту, либо постоянно ругают за что-то, то личностный кризис ученика достигает своего апогея. Сперва школьник начинает искать внимания у посторонних людей, как учителя, друзья, соседи. Если и от них нет отдачи, то комплекс отчужденности быстро наберет обороты.
Узнайте как можно больше о школе в открытых источниках
Сегодня есть очень много информации о любой школе, которая
потенциально может вас заинтересовать. Стоит проанализировать несколько
центральных источников. К ним относятся такие, как:
Школа
- Официальные. Они представлены различными социальными сетями и официальным сайтом школы. Оттуда можно брать только конкретные сведения, к примеру, о проводимых мероприятиях, полученных наградах, педагогическом составе, программам обучения.
- Сторонние. Если школа, которую вы ищите, достаточно заметная в городе или требует оплату за обучение, можно будет отыскать отзывы в открытых источниках. При этом именно таким отзывам обычно можно доверять, когда они пишутся независимыми людьми.
Собрав и проанализировав всю информацию, вы сможете получить значительно больше полезных сведений о работе конкретного образовательного учреждения.
Как узнать, что проблемы существуют?
На первый взгляд, это может показаться несложным — ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей — например, тем, что «не справились».
Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит — резкая смена поведения
Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.
Почему учитель травит ребенка?
Когда мы отдаем ребенка в школу, мы надеемся, что учитель станет для него значимым взрослым, который поможет, поддержит и направит. Но зачастую сами учителя вольно или невольно провоцируют травлю. И вот почему:
Эмоциональное выгорание. Не секрет, что нагрузка на педагогов с каждым годом только растет, и не каждый из них имеет силы и возможности, чтобы обсудить проблемы на работе с психологом. Как следствие, учителю становится равнодушным к проблемам учеников, предпочитает применять репрессивные методы в работе, потому что они дают быстрый результат, и не задумывается о том, как его поведение отразится на ученика.
Устаревшие методы преподавания. Многие педагоги, особенно педагоги с внушительным стажем, считают, что их методы преподавания самые лучшие и правильные. Они не изучают открытия в области педагогики и психологии, не читают статьи в специализированных журналах и проходят только формальное обучение. Они все еще уверены, что лучший способ повлиять на ребенка — сделать ему замечание, использовать психологическое давление или физические наказания.
Личные качества. Бесспорно, педагоги должны относиться ко всем детям доброжелательно и одинаково. Но они тоже люди, поэтому одни дети им нравятся, другие нет. Очень часто учитель бессознательно привносит личное отношение в обучение
Одному ребенку достается любовь и внимание, другому — бесконечные придирки и замечания.
Отношение учителя, конечно, влияет и на отношение одноклассников к вашему ребенку. Сам педагог может делать аккуратные замечания по поводу внешнего вида или поведения, придумать ребенку «забавную» кличку или устраивать периодические разборы полетов перед всем классом. Запускается цепная реакция: дети подхватывают то, что начал учитель, и вот ребенок становится изгоем и жертвой буллинга.
Что делать, если учитель действительно травит ребенка?
Если ребенок признается, что снижение оценок или страх перед школой происходит из-за предвзятого отношения учителя, не пускайте все на самотек и не ждите, что все разрешится само собой.
Во-первых, убедите ребенка в том, что вы ему безоговорочно верите. Даже если он соврал и наговаривает на учителя, он должен знать, что вы доверяете ему и всегда защитите его.
Во-вторых, обсудите ситуацию с учителем, который травит ребенка, и его классным руководителем. Объясните, что в вашей семье другие методы воспитания, и попросите учителя сменить тактику поведения с ребенком. Постарайтесь вместе найти выход из сложившейся ситуации. Будьте готовы к тому, что ваш разговор может усугубить ситуацию. Заранее продумайте дальнейшие шаги. На вас будут давить, обвинять ребенка в том, что он ведет себя как-то не так. Объясните, что с поведением вашего сына или дочери вы разберетесь сами. Постарайтесь пригласить на встречу школьного психолога. Он поможет направить беседу в конструктивное русло.
В-третьих, запишитесь на личный прием к директору школы, чтобы обсудить ситуацию с ним. Если директор отказывается принять меры и реагировать на ситуацию, опишите ситуацию на бумаге и отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае директор не сможет спустить все на тормозах и будет обязан ответить вам в течение 30 дней с момента получения письма.
В-четвертых, обратитесь в районный или городской отдел образования. Без эмоций опишите ситуацию, с которой пришлось столкнуться вашему ребенку и что делает школа для решения проблемы. Если вашу проблему отказываются рассматривать, снова отправляйте письменное обращение.
В-шестых, если школа и городской отдел образования, присылают отписки на ваши заявления, обращайтесь в вышестоящие органы — Прокуратуру, Министерство образования, Рособрнадзор, Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. К обращению прикладывайте ответы школы и городских чиновников. В аппарате детского омбудсмена вы также можете получить юридическую консультацию и понять, как лучше действовать в вашей ситуации.
В-седьмых, будьте готовы идти до самого конца. Если не получается сменить учителя или обращения в вышестоящие органы не дают никакого результата, переводите ребенка в другую школу. Не замалчивайте проблему. Честно расскажите, почему вам приходится переводить ребенка. Это не бегство. Это один из вариантов выхода из ситуации. Ваша цель не в том, чтобы наказать агрессора, а в том, чтобы показать ребенку, что вы на его стороне.
Помните, что из любой ситуации есть выход. Уважительное отношение и защита ребенка от дискриминации — это не привилегия, а право, данное ему от рождения. И мы должны сделать все возможное, чтобы защитить ребенка от агрессии и дискриминации.
Рекомендуем для изучения:
Как научить ребенка справляться со своими страхами?
Что еще почитать:
Как решать конфликты в педагогическом коллективе
Разрешение конфликтов между учителями имеет большое значение для поддержки гармоничной и продуктивной образовательной среды в школе.
Помочь урегулировать конфликты между учителями помогут следующие шаги:
Поощряйте учителей открыто и честно общаться друг с другом. Педагоги должны чувствовать себя комфортно, обсуждая свои проблемы и идеи с коллегами в уважительной манере. Именно культура прозрачности поможет предотвратить недопонимание, которое часто приводит к конфликтам между учителями
Пример фразы, которую можно сказать коллегам, чтобы призвать их к открытой коммуникации на заседании учителей: «Коллеги, все мы работаем вместе, важно оставаться одной командой. Для нас всех будет лучше, если каждый будет высказываться: комфортно ли работается, что беспокоит
Это поможет нам лучше понимать потребности друг друга и решать насущные проблемы на корню».
Убедитесь, что педагоги внимательно слушают друг друга, не перебивают. Это поможет найти и понять коренные причины конфликта. Во время спора призывайте к этому. Например: «Коллеги, слушать и уметь понять другого человека — важный навык. Давайте уважать друг друга, так как только в этом случае нас ждет успешное разрешение конфликта».
Помогите учителям расставить приоритеты в наиболее важных вопросах и найти компромисс. Это поможет избежать новых споров.
Предложите учителям тренинги или семинары по разрешению конфликтов. Эти занятия могут дать ценные навыки и инструменты для конструктивного управления конфликтами. Также преподаватели научатся реагировать так или иначе, в зависимости от вида конфликта. Можно подготовить и отдельную подборку из полезных ресурсов и выслать их учителям. Среди ресурсов рекомендуем следующие:
Книги и публикации
Есть несколько книг, посвященных разрешению конфликтов в образовательных учреждениях:
«Пять пороков команды», Патрик Ленсиони;
«Трудные разговоры: как обсудить самое важное», Дуглас Стоун, Брюс Паттон и Шейла Хин.
Интернет-ресурсы
Многие образовательные веб-сайты и организации предоставляют бесплатные ресурсы по управлению и разрешению конфликтов. Например, Американская ассоциация школьных администраторов (AASA) и Национальная ассоциация образования (NEA) часто публикуют полезные материалы.
5. Работайте вместе, чтобы определить вопросы, которые вызывают конфликт. Узнайте, что беспокоит каждого учителя и что, по его или ее мнению, необходимо решить в первую очередь.
Используйте утверждения с «я»Предложите учителям использовать утверждения с «я», чтобы выразить свои чувства и опасения. Например, «Я расстраиваюсь, когда…», «Мне грустно, когда…» вместо «Ты всегда делаешь так»
Такой подход способствует конструктивному общению.· Сохраняйте спокойствие и уважение: подчеркните важность поддержания уважительного и профессионального тона во время обсуждений. Не обвиняйте и не занимайте оборонительную позицию
Иначе это приведет к обострению конфликтов в школе.· Если конфликт между учителями не может быть решен на протяжении длительного времени или его трудно разрешить, рассмотрите возможность привлечения нейтральной третьей стороны. Это может быть администрация школы или школьный психолог.
Используйте слово «мы», когда это уместноХотя утверждения с «я» необходимы для выражения личных чувств и переживаний, существуют ситуации, когда утверждения с «мы» могут передавать общую ответственность за решение. Примеры фраз: «Мы команда, давайте решим эту проблему вместе», «Только вместе мы сможем решить этот вопрос конструктивно, давайте попытаемся».