Почему каллиграфия популярна сегодня?
В современном цифровом мире, где общение часто происходит с помощью текстовых сообщений или электронных писем, есть что-то особенное в получении рукописного письма или приглашения, которые были тщательно написаны с использованием традиционных каллиграфических стилей. Например, свадебные приглашения часто содержат какой-то каллиграфический шрифт, который придает мероприятию нотку класса и элегантности. Точно так же предприятия могут использовать индивидуальные логотипы, оформленные элегантными шрифтами, которые помогают им выделиться среди конкурентов и добавить индивидуальности при общении с клиентами с помощью печатных материалов.
В дополнение к своей эстетической привлекательности, обучение каллиграфии также может быть невероятно полезным, поскольку оно поощряет творчество, предоставляя возможность самовыражения посредством художественного самовыражения.
Привлекательность чистописания в различные времена.
Чистописание пришло в нашу жизнь с момента изобретения первых пишущих предметов и символов, шифрующих отдельные звуки. Далее с развитием общества также развивалось умение писать, а благодаря смешению народов, налаживанию торговых и политических связей, письменность приобрела общие характерные черты на мировом уровне. Хотя до сих пор остаются языки, которые мало похожи на привычные нам общеевропейские стандарты. А в Китае и Япония каллиграфическое написание ценится как отдельный вид искусства.
Рукописный текст придаёт письму эмоциональный окрас. В Пушкинские времена письменность имела особое значение. Не только писатели и поэты тех времён старательно вкладывались в красоту почерка, излагая свои мысли, но и обычные люди, копируя почерк на иностранный манер, кропотливо выводили буквы, придавая им особую, на их взгляд, привлекательность. Так, процесс письма стал одним из способов самовыражения.
Интересные факты:
- Изначально вся общеевропейская письменность развилась на базе греческого и этрусского алфавитов.
- Общеизвестно два вида почерка, которые используются и по сей день. Первый вид применяется в качестве маркетингового ходя, для придания привлекательности в оформление, второй вид более повседневный и используется при написании писем, документов, книг и т.д.
- Греческий алфавит по-разному отразился на отдельных религиях и народах. К примеру, римляне стремились к упрощению этого шрифта, чтобы сделать его более практичным и полезным в повседневной жизни. В то же время христианство способствовало расширению образов греческого алфавита, сделав его пропорции более вариативными и индивидуальными в процессе переписывания Библии.
- Начиная с XI века практически во всей Европе получил широкую популярность так называемый готический стиль, который стал «отцом» самого готического шрифта.
- Многолетние исследования учёных доказывают, что пациенты, которые регулярно практикуют занятия каллиграфическим письмом, расслабляются в процессе, успокаиваются, у них выравнивается дыхание, замедляется пульс, уменьшается напряжение в мышцах и снижается давление.
Таким образом, здоровый красивый почерк ребенка свидетельствует о его здоровом эмоциональном состоянии, а сегодняшние каракули в школьных тетрадях должны заставить задуматься родителей и учителей о том, что творится в голове у их обладателей.
Цели и задачи формирования навыков письма
Цели и задачи этого процесса тесно связаны с формированием правильных и стабильных навыков письма, грамматики и синтаксического письма.
Поэтому на занятиях необходимо тренировать навыки каллиграфического самоконтроля и каллиграфической внимательности, которые неразрывно связаны между собой.
В контексте современной системы преподавания позиция Д.А. Мартышовой, что «в борьбе за хороший почерк и такую же хорошую тетрадь, в основном, также идет борьба за грамотность ученика в целом», не потеряла своей актуальности.
Когда у ребенка слишком крупный почерк, то писать по буквам ему становится сложнее, потому что в этом случае напряженный глаз ребенка почти не охватывает слово и плохо определяет орфографию.
Нечеткое, грязное написание букв искажает структуру слова и вызывает ошибки. Чаще всего такие ошибки, как подстановка или искажение букв, являются следствием их оптического или кинетического сходства.
Что такое чистописание и как оно влияет на наши когнитивные процессы.
Современное общество нуждается в интеллектуально развитых, творческих и здравомыслящих людях, которые способны овладевать различными видами деятельности, ориентироваться в большом потоке информации и творчески подходить к решению различных задач. Главным инструментом для формирования подобных качеств является чистописание. Умение мыслить и размышлять, доносить до других своё мнение осуществляется именно через письмо. Обычный цифровой текст никогда не будет столь привлекателен для нашего глаза, как рукописный.
«Чистописание» дословно расшифровывается как чистое написание. Само же понятие включает в себя мастерство красивого и разборчивого почерка, умение вести строку, написание букв одного размера, правильного наклона и соединения их между собой. Всё это помогает развивать у детей глазомер, внимательность и наблюдательность. В этом ученикам помогают задания по списыванию текста.
Преимущество чистописания заключается в следующем:
умение мыслить
В процессе написания и выведения отдельных частей букв, можно заметить определённую закономерность, например, когда ребёнок старается переписывает уже готовый текст, его внимание сконцентрировано на не только на том, чтобы переписать красиво, но и понять смысл того, что он переписывает. Когда ребенок пишет, старательно выводит буквы, он мыслит
Когда он задает вопрос: верхнее или нижнее соединение — он размышляет. В этом и проявляется его собственное отношение: рассуждать не только о содержательной стороне написанного, но и о внешнем выражение.
развитие дисциплины. Когда ребёнок аккуратно и красиво выводит символы в процессе письма, ему приходиться стараться, концентрировать внимание, анализировать как правильно расположить слова по отношению друг к другу, в каком порядке должны идти абзацы, где красная строка, какое соединение выбрать. Таким образом и достигается внутренняя дисциплина и выравнивается эмоциональный фон. Посредством письма происходит развитие внутреннего пространственного восприятия, формируется миропорядок.
влияние на внутреннюю концентрацию. Процесс письма, сам по себе, является длительным, в отличие от современных способов фиксирования информации и требует кропотливой работы. Несмотря на то, что дети нового поколения обладают клиповым мышлением и зачастую гиперактивны, им очень сложно концентрироваться на чём-то достаточно долго. Однако процесс письма сравним с медитативными практиками и позволяет удерживать внимание довольно длительное время, выравнивая, при этом, эмоциональный фон. Ведь если ребёнку понравиться писать на ровне с рисованием, то он способен увлечься процессом и концентрировать своё внимание.
отражение внутреннего состояния. Почерк, прежде всего, является внутренним отражением своего носителя. Изначально всех детей учат писать одинаково, показывая общепринятый стандарт написания букв и различных символов. Однако уже в процессе обучения почерк у детей значительно отличается, как от стандарта, так и от написания тек же букв у других детей. Казалось бы, что это обычное копирование, но то, как ребёнок изначально берёт пишущий предмет, какой рукой и как в этот момент сидит, сильно влияет на его чистописание в дальнейшем. Иначе говоря, формируются его собственные привычки, которые отражаются в наклоне букв, высоте, размере, ровности самой строчки. Известная наука графология научилась разгадывать тайны характера человека по его почерку, оценивать его интеллектуальный уровень и творческий потенциал.
развитие творческого потенциала. Несмотря на то, что исходные символы шифрующие звуки практически одинаковы в большинстве языков мира, само их написание может быть разным. Вспомните, когда вы знакомились с прописными буквами, то отходили от общепринятого стандарта, стараясь создать свой уникальный почерк, расписывая тетради и придумывая оригинальную подпись, искажали буквы так, чтобы было удобно писать именно вам, например, отказываясь от лишних завитков, или наоборот вытягивая свой почерк. Эту фишку также подхватили и дизайнеры при создании шрифтов, которые мы сейчас используем повсеместно.
Таким образом, чистописание никак нельзя исключать из нашей жизни, принимая во внимание тот факт, что через письмо и написание мы учимся тактильно чувствовать слова, переносить образы в понятный всем шифр и передавать свои эмоции, чувства через взаимодействие чернил предметов с бумагой
Составление таблицы и построение графика кривой запоминания
На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний.
Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.
В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.
- Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц.
- Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц.
- Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы.
- Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.
- Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.
Построение кривой запоминания
Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.
По форме кривой можно определить особенности развития и запоминания ребенка, у здоровых детей с каждым разом увеличивается число правильных ответов, и концу пятого повторения ребенок почти безошибочно повторяет все слова.
Дети с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.
Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.
- Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования
- Сосчитать показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:S cp = (S1 + S2 + S3 + S4 + S5) / 5
Показатель продуктивности запоминания будет указывать о наличии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.
Как тренировать мозг в домашних условиях
Для тренировки мозга я рекомендую восемь простых, но эффективных упражнений:
Меняйте руку и закрывайте глаза
Большинство повседневных действий (чистку зубов, одевание, приготовление пищи) мозг производит на автомате, экономя силы. Удивите и перехитрите его: возьмите зубную щётку, душ, лопатку в другую руку. А теперь усложните: закройте глаза.
Это прекрасное упражнение на синхронизацию работы полушарий и раскрытие способностей неведущей руки.
Рисуйте двумя руками
Возьмите лист бумаги и два карандаша разного цвета. Задача — рисовать одновременно двумя руками разные фигуры:
-
левой круг, правой квадрат;
-
левой снеговика, правой ёлочную игрушку.
Далее можете раскрасить эти фигуры.
Упражнение стимулирует когнитивные функции и развивает интеллект.
Читайте цветные слова.
Возьмите картинку со словами, описывающими цвета, где название и оттенок букв не совпадают. Задача — назвать цвет, которым написано слово.
Читайте книги
Выполняйте упражнение 30 минут без перерыва
Эта полезнейшая привычка не только расширит кругозор и сделает вас интересным собеседником, но и разовьёт важное умение мозга познавать новое.
Решайте примеры на время
Возьмите учебник математики за третий класс, засеките две минуты и решайте примеры в уме. Ежедневно старайтесь улучшить результат по скорости.
Играйте в друдлы
Задача — за две минуты придумать 5–10 вариантов описания того, что изображено на картинке. Это хороший инструмент для развития воображения и возможность увидеть мир без ярлыков и шаблонов.
Смотрите на таблицы Шульте
Сфокусируйте взгляд на центральной точке. Затем через несколько минут полной концентрации найдите числа от 1 до 25, не отводя глаз от центра. Упражнение улучшает периферическое зрение, развивает внимательность и скорость чтения.
Делайте нейрогимнастику
Выполняйте упражнения, как показано на картинках:
-
«Кулак — ребро — ладонь». Двумя руками одновременно сжимайте кулаки, затем ставьте их на ребро, далее — на ладонь.
-
«Голова — живот». Одну руку положите на голову, другую — на живот. Одновременно постукивайте по голове и совершайте круговые движения на животе.
-
«Лезгинка». Одну руку сожмите в кулак, другую — раскройте ладонью к себе и прислоните пальцами к кулаку. Меняйте положение рук на симметричное одновременно.
-
«Лезгинка-2». Сложите левую руку в кулак, разверните его пальцами от себя. Большой палец отведите в сторону. На правой ладони сложите пальцы вместе, а большой — отведите в сторону. Коснитесь средним пальцем правой руки большого пальца левой. Далее одновременно поменяйте положение рук. Увеличивайте скорость.
Нейрогимнастика помогает повысить стрессоустойчивость, улучшить мыслительную деятельность, память и внимание, облегчить процессы чтения и письма.
Учись учиться: как помочь мозгу усваивать новое без особого труда
Читать подробнее
Чем полезна каллиграфия для ребенка
Некоторые родители говорят о том, что изучение этого
предмета – просто дополнительная нагрузка на ребенка. Они не понимают этого
«стремления к украшательству», говорят, что малышу будет полезен и его обычный
почерк.
Но специалисты давно отмечают серьезную пользу каллиграфии,
которая помогает и в обучении, и в повседневной жизни. Есть сразу несколько
важных факторов:
Повышение сосредоточенности, усидчивости, концентрации
внимания
Многим для достижения серьезных успехов в обучении не
хватает именно способности концентрировать внимание. Ее сложно развить в
современном мире, где поток информации оказывается слишком большим и человека
постоянно что-то отвлекает
Когда ребенок учится писать красиво, у него вырабатывается
дисциплина
Регулярное проведение занятий, постоянное оттачивание навыка
показывают, как важно двигаться к своей цели, работать над
самосовершенствованием
Успеха в каллиграфии не достичь, если не концентрировать
внимание на правильном письме
Таким образом, удается выработать привычку
сосредотачиваться на одном занятии, что очень важно для школьника
Развитие внимательности к деталям
Многие дети допускают ошибки в учебе, потому что думают, что
детали не важны. Это не позволяет правильно решать математические задачи,
считать уравнения по химии, правильно чертить на геометрии фигуры.
Так как каллиграфию начинают осваивать в раннем возрасте,
удается сформировать понимание важности мелких деталей, умение досконально
вникать в самые разные вопросы
Ускорение темпа письма
Как мы уже отмечали, нельзя рассматривать каллиграфию
исключительно как стремление к правильному, красивому почерку. Навык также
помогает научиться писать быстро, в хорошем темпе.
Это решает проблему, когда ребенок не успевает записывать
вместе со своими одноклассниками. Таким образом, успеваемость не ухудшается,
материал усваивается как нужно.
Стоит обратить внимание на то, что навык остается и во
взрослом возрасте. Когда потребуется писать длинные конспекты на лекциях в
университете, ребенок скажет вам спасибо за занятия каллиграфией
Создание красивого почерка
Многие учителя в школах требуют от детей формирования
красивого, ровного почерка. При этом они сами не понимают, как можно обучить
этому. В результате иногда в классах возникает дискриминация — дети, которым
никак не удается овладеть красивым почерком, оказываются в аутсайдерах.
Чтобы не допустить такой ситуации стоит принимать
превентивные меры и обучать ребенка красиво писать еще с самого раннего
возраста. Это сильно поможет в социализации, заставит его поверить в свои силы.
Развитие мелкой моторики
Каллиграфия невозможна без формирования мелких мышц, связок,
укрепления руки. Мелкая моторика развивается не хуже, чем при занятиях
творчеством, сборке конструкторов и других аналогичных занятиях.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи –
отвечающие за такие навыки центры в головном мозге находятся совсем рядом. Как
результат, ребенок быстрее учится говорить, появляется меньше рисков
возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата.
Положительное влияние на здоровье
Наконец, стоит отметить и положительное влияние занятий
каллиграфии на здоровье школьника. Дело в том, что формирование почерка всегда
идет рука об руку с обеспечением правильного положения тела.
Вот лишь несколько факторов, которые не позволяют создавать проблемы со здоровьем:
- Ровное положения спины. Многие врачи отмечают, что осанка портится именно потому, что ребенок сидит неправильно, горбится, сильно выдвигает голову вперед. Когда ребенок владеет навыками каллиграфического письма, его спина выпрямляется, голова находится в правильном положении.
- Уменьшение нагрузки на запястье. Сустав запястья подвергается очень сильным нагрузкам, когда ребенок пишет неправильно. Он давит на бумагу, держит руку в неестественном положении. Если это не исправить, есть риск столкнуться со многими проблемами в будущем, в том числе, хроническими болями, туннельным синдромом.
- Снижение риска ухудшения зрения. У ребенка вырабатывается привычка держать голову прямо. Это очень полезно, чтобы не допустить проблем с глазами из-за слишком сильного приближения тетради или книги.
Мы описали, что такое каллиграфия для детей 1 класса и
старшей школы
Теперь осталось только дать несколько советов о том, как ей
лучше обучиться и на что стоит обратить внимание
Обучение письму в широкую линейку
Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:
- чересчур большие буквы;
- очень узкие буквы;
- слишком маленькие буквы.
Советы по избежанию данных проблем:
- Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
- Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
- Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
- На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.
Каллиграфия для детей
Многие родители считают, что изучение каллиграфии не приносит большой пользы для ребенка, и это всего лишь дополнительная нагрузка. Они не понимают значения занятий каллиграфией для комплексного развития ребенка, считают, что это не более чем искусство красивого письма, а малышу будет полезен и его обычный почерк, с выработкой которого справится школа. Наверное, это немного узкий взгляд на вещи. Специалисты, занимающиеся вопросами обучения и развития детей, отмечают, что обучение красивому письму помогает ребенку и в учебе, и в повседневной жизни
К примеру, занятия каллиграфией способствуют повышению сосредоточенности, усидчивости малыша, помогают выработать умение концентрировать внимание, развивают внимательность к деталям, что может в конечном итоге повлиять, к примеру, на формирование умений правильно решать математические задачи и уравнения по химии, чертить геометрические фигуры
Каллиграфия развивает мелкие мышцы, связки руки и тем самым влияет на мелкую моторику: все мы знаем, что в силу того, что дети в раннем возрасте познают при помощи осязания и игры — занятия на мелкую моторику очень важны для развития малышей. Мелкая моторика при занятиях каллиграфией развивается даже лучше, чем при сборке конструкторов, рисовании, игре с кубиками и пирамидками и в других занятиях.
Занятия каллиграфией напрямую связаны с развитием речи, и ребенок, занимающийся каллиграфией, быстрее учится говорить, у него гораздо меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. Доказанным является факт, что тесная связь между рукой и мозгом у обучающегося каллиграфии ребенка безусловно помогает формированию и развитию мозга в целом. Кроме этого каллиграфия также помогает научиться писать быстро, в хорошем темпе, и этот навык впоследствии не пропадает, остается и в подростковом, и во взрослом возрасте.
Занятия каллиграфией отлично развивают творческое мышление и помогают получить положительные эмоции. Каллиграфия — это хороший способ реализации и направления энергии, ведь, как мы знаем, создание произведений искусства своими руками отлично успокаивает и несет положительный заряд.
Кроме перечисленного, каллиграфия способствует эстетическому воспитанию подрастающего человека. Ребенок учится познавать прекрасное, чувствовать, видеть и создавать его. Эстетическое воспитание имеет огромную роль в общем воспитании личности, влияет на отношение к природе и ее явлениям, животному миру, а также к предметам прекрасного, созданным человеком.
Как каллиграфия помогает развивать грамотность
Каллиграфия — это искусство красивого письма, которое может значительно способствовать развитию грамотности у студентов. Вот несколько способов, как каллиграфия может помочь в этом:
Улучшение навыков письма
Практика каллиграфии требует от студентов тщательности и точности в написании каждой буквы
Они должны обращать внимание на форму, размер и пропорции каждого символа. Это помогает развить навыки правильного написания и улучшить читаемость письма
Развитие мелкой моторики
Каллиграфия требует от студентов точности и контроля движений руки. Они должны управлять пером или кистью так, чтобы создавать четкие и красивые линии. Это развивает мелкую моторику рук и улучшает координацию движений, что в свою очередь положительно сказывается на навыках письма.
Улучшение внимания к деталям
При практике каллиграфии студенты должны быть внимательны к каждой детали письма, такой как форма буквы, пропорции, интервалы между буквами и словами. Это развивает их способность замечать и исправлять ошибки, а также улучшает внимательность и концентрацию.
Развитие эстетического вкуса
Каллиграфия — это искусство, которое учит студентов создавать красивые и гармоничные композиции из букв и слов. Они учатся выбирать подходящие шрифты, стили и цвета, чтобы создать эстетически приятное письмо. Это развивает их эстетический вкус и способность создавать визуально привлекательные тексты.
Развитие творческого мышления
Каллиграфия позволяет студентам экспериментировать с различными стилями и шрифтами, что развивает их творческое мышление и способность выражать себя через письмо. Они могут создавать уникальные и оригинальные композиции, что помогает развить их индивидуальность и творческий потенциал.
В целом, практика каллиграфии способствует развитию грамотности, улучшению навыков письма и понимания письменного языка
Она помогает студентам стать более уверенными и креативными писателями, что важно для успешной коммуникации и достижения успеха в учебе и карьере
Приемы обучения каллиграфии
Обучение происходит постепенно. Каждый урок предполагает новые этапы обучения, сначала дети обводят изображения букв и их части, потом пишут их сами, далее должны соединить буквы самостоятельно, а после и слова.
В последствие, дети самостоятельно познаются технику письма, но при условии изначально заложенных им навыков и знаний. При этом не следует забывать о том, что у каждого ребенка присутствуют свои индивидуальные особенности письма, их качество также будет зависеть от изначально полученных умений.
Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, в которой применяются принципы ритмического письма. Подобное письмо становится гораздо понятнее и даже аккуратнее, а ритм написания ускоряет темп, не ставя под угрозу качество письма.
Время особенно важно в процессе обучение, поскольку влияет и на качество письма, и на грамотность. Ритм задается в три этапа
На первом этапе дети обводят предложенные им шаблоны элементов букв и самих букв, чтобы они могли привыкнуть к их форме и правильному написанию. Сначала это происходит медленно, потом быстрее.
На втором этапе дети должны не обводить буквы, а сразу целые слова, которые имеют схожую структуру и ритмичность, чтобы освоение не вызывало трудностей.
На третьем этапе дети переходят к написанию целых предложений, а после и небольшие тексты, что также тренирует и скорость письма, и его качество, помогая делать буквы одного размера, соблюдать интервалы и так далее.
Чтобы упростить работу с детьми были разработаны различные учебные тетради, где представлен весь перечень упражнений, необходимых для прохождения представленных этапов.
Ребенок запоминает принцип написания букв, повторяя одни те же движения при обводке образцов и дальнейшем самостоятельном их написании. При этом в памяти откладываются закономерности изображения тех или иных букв, которые зачастую схожи по своей структуре и принципу отражения. Это и позволяет доводить навык до автоматизма.
Постепенно происходит логическая группировка буква по характеру и способу их написания, это также отрабатывается постепенно. Четкие изображения букв откладываются в умах детей, что выступает результатом тренировок и работы учителей.
Орфография также играет большую роль. Отсюда возникает необходимость не только наращивать скорость письма, но и тренировать внимательность, способность применять правила орфографии на практике, что также требует автоматизма.
Трудность данного вопроса в том, что ребенок не может одновременно сосредотачиваться на том, чтобы выполнять письмо каллиграфически верно, и при этом помнить об орфографии, правильном написании слов. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма.