Вредно ли нервничать?
В стрессовых ситуациях сосредоточиться и спокойно мыслить труднее, особенно, когда нужно работать головой. Например, сложно вспомнить нужный билет на экзамене или ответить тему во время выступления у доски. Если волноваться по мелочам и накручивать себя, можно стать пессимистом. Некоторых нервозность толкает ко вредным привычкам, что нехорошо для здоровья.
Не всё так страшно. Психологи доказали, что нервозность не всегда нам мешает. Иногда она становится толчком к развитию. Пережитый страх может мотивировать работать над собой. Ученик, которого раскритиковали, либо запустит учёбу, либо начнёт делать успехи. Люди искусства, испытывая муки творчества, создают шедевры. Наконец, перенесённые стрессовые ситуации добавляют жизненного опыта. Если обстоятельства повторяются, человек знает, как с ними справиться. Словом, что не убивает нас, то делает нас сильнее.
С помощью стресса можно развивать память
Использование различных методов обучения
Важно готовиться к ОГЭ на основании актуальных материалов, по темам из кодификатора, в противном случае можно будет не знать большую часть заданий и не справиться с экзаменом.Все самое главное о предстоящем экзамене указано в кодификаторе, информацию нужно обязательно прочесть, ознакомиться со всеми документами.Обучение должно заключаться в использовании нескольких источников. Помимо классических школьных учебников, справочников и сборников, не стоит забывать про тренировочные варианты на сайте ФИПИ, где можно скачать демоверсию кодификатора по выбранным предметам и получить бесценный опыт
Есть и множество интерактивных платформ, приложений, программ для обучения по любому предмету.Для запоминания большого объема информации психологи рекомендуют использовать ассоциации, совмещать чтение книг с просмотром познавательных роликов, прослушиванием подкастов. Важно разнообразить подготовку, искать разные способы поиска информации, чтобы повысить интерес.
Поощрение ребенка за достижения и успехи
Порой похвала и искренняя радость за достижения уже не дают особого результата, особенно если учеба дается нелегко. Не все любят математику или русский язык, но, тем не менее, нужно подготовиться к сдаче этих предметов. И в данном случае сильно помогает правильная мотивация, поощрения.Это не значит, что нужно постоянно платить деньги. Материальное стимулирование может приучить ребенка к мысли, что деньги важнее знаний. Нужно, наоборот, объяснить, как ценно иметь хорошие знания, ведь в дальнейшем они помогут стать высокооплачиваемым специалистом, открывают неограниченные перспективы.Лучше всего развивать хорошее отношение к учебе, разработать индивидуальную схему поощрения исходя из интересов ребенка. Отличным стимулом станет исполнение заветной мечты (например, путешествие или поход на концерт любимого исполнителя). Победы точно нужно отмечать, так школьник не потеряет интерес к обучению, успешно сдаст государственную итоговую аттестацию.
Хватит бояться психологов!
В борьбе со стрессом все средства хороши, уверена Анфиса Белова. Кому-то помогают медитации или занятия спортом, кто-то успокаивается, занимаясь хобби, будь то рисование или просмотр сериалов. Но если самостоятельно справиться с волнением не получается, следует поработать со специалистом. Время, когда обращение к психологу считалось чем-то постыдным, давно закончилось, но многие до сих пор боятся просить о помощи. Но лучше преодолеть стеснение, чем страдать от последствий чрезмерного стресса.
Материалы по теме:
- Без ЕГЭ: 7 причин уйти из школы после девятого класса;
- Есть ли жизнь после проваленного ЕГЭ? Истории выпускников разных лет;
- Почему топовые вузы США отказываются от «американского ЕГЭ»?
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Что нужно запомнить
1. Для начала верните опору ногам через ощущение собственных стоп, устойчиво стоящих на полу.
2. Затем восстановите дыхание. Для этого существует множество практик. Например, непрерывное глубокое дыхание или циклы вдох – задержка – выдох на счет.
3. Следующий шаг – переключиться с эмоций на анализ ситуации. Полезно задавать себе вопросы: Какой разумный способ решения ситуации я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценке происходящего? Как бы мне хотелось, чтобы эта ситуация решилась?
3. Выработайте список всех возможных вариантов действий. Отсейте их на предмет соответствия реальности и возможности воплощения в жизнь.
4. Очертите круг своих возможностей, что вы можете сделать самостоятельно, а в чём вам нужна помощь.
5. Все процессы пищеварения к началу экзамена должны быть завершены, чтобы организм тратил энергию на умственную активность, а не на переваривание пищи. Отдайте предпочтение овощам и злаковым, которые будут поддерживать необходимый уровень энергии на протяжении нескольких часов.
Надеемся, что наши советы помогут вам пройти через этот важный этап в жизни и справиться со стрессом. Следите за своим ментальным здоровьем, заботьтесь о себе, и пусть удача всегда будет с вами
Теперь, когда ты знаешь, как избавиться от стресса из-за экзаменов, ты точно захочешь составить стратегию поступления. На бесплатной консультации «Как подобрать курс» эксперт поможет тебе в этом! Мы составим твою индивидуальную стратегию поступления, а также поможем с выбором вуза и направления. Скорее записывайся!
Что делать, если нервничаешь постоянно?
Найди причину нервозности. Если со здоровьем всё в порядке и организму хватает полезных веществ, причина кроется в другом. Часто нервы шалят из-за переутомления или личных и бытовых вопросов. Верный способ справиться с проблемами — переключиться на другое занятие. Хорошим антистрессом будет поход на культурные мероприятия, шоппинг, готовка или встреча с друзьями и т. д. Когда нервозность появилась из-за усталости, лучше оставить все дела на потом и выспаться, принять ванну либо сходить на массаж.
Питайся правильно. Твоя нервная система будет тебе благодарна, если ты будешь есть продукты с витаминами В (В1, В6, В9, В12), А, Е, Д
Не ограничивайся разовым отдыхом. Как говорится в пословице, в здоровом теле — здоровый дух. Поэтому регулярный сон, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и правильное питание решат проблему со стрессом.
Трудно сразу преодолеть нервозность. Придётся долго работать над собой. Надеемся, что наши советы станут хорошим стартом и помогут тебе справляться с волнением в любой жизненной ситуации.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Роль родителей в мотивации и поддержке
Родители должны проявлять максимум участия, вовремя решить массу организационных вопросов. Стоит посещать каждое родительское собрание в школе, ведь учителя расскажут, как лучше подготовиться, предоставят ценную памятку. Каждый родитель может столкнуться со следующими проблемами:
Нежелание учиться. Будущему выпускнику сложно ежедневно уделять время на скучные и неинтересные занятия. А это приводит к скандалам в семье, обидам
Ученика важно заинтересовать, придумать поощрения.
Отсутствие интереса к обучению. Это может быть связано с неудачами и провалами, критикой учителей, постоянным ощущением необходимости добиться высоких результатов
Поэтому нужно всегда отмечать достижения, акцентировать внимание на полученных знаниях, умениях.
Усталость
Часто бывает, что в первом полугодии ребенок активно берется за изучение информации, старается, но под конец учебного года скатывается, не справляется с колоссальной экзаменационной нагрузкой
Причина может скрываться в банальной усталости. Поэтому важно освободить школьников от дополнительных спортивных занятий, работы по дому, давать возможность побольше отдыхать, проводить время с друзьями, гулять на свежем воздухе.
Все родители мечтают, чтобы ребенок получил хорошее образование. Но дети должны сами понимать, для чего им необходимо приложить усилия
Если ребенок захочет получить высокий балл, то у него точно это получится.Важно дать понять, что Вы гордитесь успехами ребенка и не требуете от него невыполнимых задач. В противном случае он начнет старательно учиться, откажется от общения с друзьями, от своих увлечений, что только приведет к переутомлению, нервным срывам и депрессии
Ребенку может просто не хватать способностей или сложно просиживать целыми часами над учебниками. Но родители не должны усугублять эту проблему критикой и недовольством, а только поддерживать, оказывать всяческую помощь и ни в коем случае не завышать свои требования.
Давление окружающих
Большинство старшеклассников ощущает это давление
Учителя в школе только и говорят, что о подготовке к ЕГЭ, о том, как важно сдать экзамены на высокие баллы. С учителями солидарны и родители
Баллы ЕГЭ становятся своеобразным мерилом успешности и будущих перспектив, отчего перед экзаменом на подростков возлагаются соответствующие ожидания. У ребят буквально нет права расслабиться, отвлечься и тем более недостаточно хорошо сдать экзамен. Немалую часть этого давления составляют запугивания: экзамен очень сложный, занимайтесь как можно больше, не расслабляйтесь, иначе не сдадите. В итоге вокруг ЕГЭ создаётся нервная атмосфера, которая мешает эффективно подготовиться к экзамену и часто становится причиной ошибок и низких баллов.
Что делать
Учиться противостоять давлению
Каждый раз, когда сталкиваетесь с запугиваниями или агрессивными напоминаниями о важности экзамена, говорите себе, что эти слова отражают тревоги самого говорящего, но не имеют отношения к вам! По большей части это так и есть: учителя беспокоятся о том, чтобы ученики как можно больше знаний вынесли из школы, родители переживают за детей и стремятся такими образом помочь им, настроить на преодоление трудностей. С родителями, кстати, можно поговорить откровенно и попросить не давить на вас в это напряжённое время
Тренировать стрессоустойчивость
Любой экзамен — неизбежный стресс, да и с давлением окружающих вам ещё предстоит столкнуться в будущем. Чтобы преодолеть стресс, попробуйте специальные упражнения на расслабление, например, глубокое ритмичное дыхание. Также со стрессом помогают справляться медитация, йога, любые физические упражнения или приятное времяпровождение — поход в кино с друзьями, прогулка на природе, просмотр любимого сериала.
Приемы борьбы со страхом
1. Запрети себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!». Постарайся направить свои мысли в другое русло: «Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо».
2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом.
Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «я» и «и» следует произносить на вдохе, а слова «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» — на выдохе.
Можно также проговорить про себя:
- «Я спокоен и уверен в себе»
- «Моя память работает хорошо. Я все помню»
- «Я могу доказать, что много работал и все выучил»
Аутотренинг — эффективная техника: мозг прекрасно подчиняется подобными командами.
3. Научись никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: «У меня все получится, в нужный момент я все вспомню».
4. Не заражайся чужим волнением. Как правило, перед дверью аудитории, в которой проходит экзамен, толпятся трясущиеся от страха учащиеся, обсуждающие, насколько строг и придирчив тот или иной экзаменатор и время от времени приговаривающие: «Ой, я сегодня точно провалюсь! У меня все вылетело из головы! Меня уже всю трясет!». Не кучкуйся вместе с ними, чтобы не «заразиться» их страхом. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно.
5. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх.
В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой.
6. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых мудр. Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации.
Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше.
При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение 3-5 минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставь от указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки.
Уровень стресса значительно повышается на устных экзаменах, когда решающее значение имеют и психологическая устойчивость, и владение речью, и умение правильно построить свой ответ и продемонстрировать свои знания. Несколько меньше стресс на письменных экзаменах, в том числе и на ЕГЭ.
Как справиться со стрессом?
Есть два уровня преодоления стресса: физический и ментальный.
Начать нужно с физического. Нам нужно найти опору в прямом смысле этого слова. Встаньте и мысленно сфокусируйтесь на собственных стопах. Почувствуйте, что вы устойчиво стоите на полу.
Теперь восстановим дыхание. Для этого существует множество практик. Например, непрерывное глубокое дыхание или циклы вдох – задержка – выдох, причем, если мы говорим о сбрасывании напряжения, то выдох должен быть длиннее вдоха. Если же нужно собрать силы для решительного начала действия, то мы делаем длительный глубокий вдох и более короткий резкий выдох.
На ментальном уровне крайне важно осознать, что у каждого человека есть выбор отнестись к ситуации негативно и пессимистически, либо как к некоторому жизненному и личностному вызову. Тогда следующий шаг – переключиться с эмоций на анализ ситуации
Для этого нужно собрать факты и попытаться понять общий контекст ситуации, которая воспринимается как стрессовая
Здесь важно словесно обозначить суть ситуации (факты, людей, обстоятельства), те чувства, которые при этом возникли, и все ожидания, связанные с этим. Это позволит проанализировать ситуацию со всех сторон и сориентироваться в ней интеллектуально, эмоционально и действенно
Главное, чтобы мысли и рассуждения соответствовали реальности. Нужно постараться не преувеличивать значимость ситуации и ее критичность. Не позволяйте негативным прогнозам и неудачному прошлому опыту управлять вашим анализом.
Полезно задавать себе вопросы: Какой разумный способ решения ситуации я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценке происходящего? Как бы мне хотелось, чтобы эта ситуация решилась?
Необходимо выработать список всех возможных вариантов действий для достижения вашего результата. Отфильтровать их на предмет соответствия реальности и возможности воплощения в жизнь.
Полезно будет также вспомнить свой позитивный успешный опыт.
Нужно очертить круг своих возможностей: что-то из вашего плана вы сможете сделать самостоятельно, а в чём-то нужна помощь. Определите круг людей, к которым можно обратиться
Для этого важно вынести проблему на обсуждение с человеком, с которым есть хороший, устойчивый контакт
И еще один внутренний фактор, который важен перед самим экзаменом. Все процессы пищеварения к началу экзамена должны быть завершены, чтобы организм тратил энергию на умственную активность, а не на переваривание пищи. Избегайте быстрых углеводов в виде конфет, печенья и прочих сладостей, которые дают быстрый, но кратковременный эффект. На длинные ответственные дистанции лучше выбирать продукты, содержащие сложные углеводы, например, овощи, злаковые, которые будут поддерживать необходимый уровень энергии на протяжении нескольких часов.
Как бороться со страхами?
Безусловно, жить постоянно с такими страхами нельзя — если не научиться с ними взаимодействовать уже сейчас, они будут вас преследовать до конца жизни. Звучит страшно, правда? «А что если я не поступлю?», «А что если я не получу эту работу?», «А что если я не понравлюсь его маме?» — страхи накапливаются, словно снежный ком, и начинают съедать вас изнутри, не позволяя спокойно жить и и двигаться навстречу своей мечте. Как же преодолевать их и продолжать идти вперёд?
Действовать
Нужно всего на секунду отвлечься от своего страха, сконцентрироваться на задаче, которая стоит перед вами, и сделать шаг навстречу ее разрешению. Постепенно изучайте теорию и «набивайте руку» в решении заданий — чем больше вы будете это делать, тем лучше у вас будет получаться, а значит и уверенности в себе и своих силах прибавится.
Планировать
Оцените, сколько времени осталось до экзамена и какой объём работы вам предстоит выполнить. Попробуйте разбить большие и страшные задачи на небольшие порции, которые вы завершите с лёгкостью и удовольствием. Это поможет вам видеть прогресс и собственные успехи, а также не позволит потерять мотивацию. Составьте чёткий план маленьких шагов на пути к цели и придерживайтесь его — пусть заветная «галочка» в списке дел станет вашей ежедневной радостью.
Репетировать
Боитесь экзамена? Значит идите на него прямо сейчас. Запишитесь на пробник или устройте репетицию экзамена прямо у себя дома. Можно распечатать бланки, поставить таймер, убрать подальше телефон и конспекты — в общем, создать обстановку, напоминающую экзаменационное пространство. Так вы морально подготовитесь к тому, что ждёт вас на экзамене, а заодно и проверите свои силы.
Принимать
Возможно, сначала этот совет заставит вас нервничать лишь сильнее, но он поможет. Представьте худшее, что может случиться. Нет, правда, ну вот не сдали вы экзамен — и что? Представьте, как говорите об этом родителям, как плачете у себя в комнате, как выслушиваете жалобы учителей и отказываетесь от мечты учиться в лучшем вузе страны. И успокойтесь. Ну вот, вы не сдали экзамен, но мир остался прежним. Вы — это все ещё вы, а наша планета все ещё вращается вокруг Солнца. Ваши родные и друзья с вами. Все хорошо.
Кайфовать
Настраивайтесь на лучшее и помните, что большая часть проблем существует лишь в наших головах. Попробуйте найти увлекательный способ подготовки, не забывайте отдыхать и веселиться, сделайте вид, что этот экзамен ничего не решает. Вы просто решили проверить свои силы и, как только увидите подтверждение собственной гениальности, пойдёте гордо подавать документы в МГУ. Все будет хорошо, даже не сомневайтесь в этом.
«Самый главный принцип, от которого нужно отталкиваться — принятие ситуации»
— Инна Владимировна, почему экзамены — это настолько стрессовая ситуация для учащихся? Я помню это волнение, даже страх, который царил в школе во время подготовки к ЕГЭ.
— Это ситуация нестандартная, которая пугает своей неизвестностью. Плюс все это обсуждают, очень много об этом говорят, привязывают к конкретной ситуации все последующие жизненные события. Все эти факторы накладываются друг на друга, и стрессовое состояние поглощает человека.
В таком случае самый главный принцип, с которого нужно начинать борьбу со стрессом, — это принять ситуацию. Причем именно принять, а не смириться, потому что смирение не предполагает активных действий. В случае смирения у человека создается впечатление, что ситуация от нас вообще не зависит, а это ведет к еще большему стрессу. А когда мы принимаем ситуацию, то занимаем активную позицию, находимся над ней, берем на себя право управлять ею и предпринимать какие-то действия.
Принятие и осознанность — это первые шаги.
— Это слово «осознанность» сейчас очень модное, все об этом говорят, но непонятно, как достичь этой осознанности.
— Если мы говорим конкретно об экзаменах, то нужно признать: да, ситуация действительно некомфортна для меня, мне будет сложно. Но при этом я понимаю, что это в любом случае нужно преодолеть, знаю, что мне нужно сделать и предпринять, чтобы помочь себе
И после того как человек осознает это, важно вслух заявить о своих чувствах, назвать их: я нервничаю, потому что происходит то или иное событие, у меня стресс, и это сейчас нормально. Ведь даже когда человек переживает какое-то несчастье, психологам, в первую очередь, важно помочь ему не закрыться, не уйти в себя
Когда человек примет стрессовую ситуацию, можно уже применять конкретные инструменты самопомощи, чтобы отвлечься. Все индивидуально, в зависимости от личностных особенностей — кому-то помогает прогулка с друзьями, кому-то — хороший фильм и так далее.
— За какое время до экзамена лучше начинать подготовку? Есть люди, которые тянут до последнего дня, — о чем это говорит? Может быть, если им так удобнее, то ничего страшного в этом нет?
— Мы снова возвращаемся к вопросу принятия, потому что откладывание подготовки к экзамену равносильно его отрицанию. Это действие защитного механизма, когда человек не готов двигаться к преодолению или решению какой-то проблемы. Такого вопроса — когда начинать подготовку — не возникнет у человека, который занял активную позицию.
Если мы видим такое поведение у ребенка, то, как я уже говорила, важно помочь ему обозначить ситуацию словами: «меня ждет такое-то событие, чтобы помочь себе, я могу предпринять такие-то шаги». И важно еще обозначить период — назвать время, которое я себе выделяю на подготовку
Например, ежедневно с 15:00 до 16:00 я читаю, с 16:00 до 17:00 решаю тесты и так далее. Это нужно для того, чтобы контролировать происходящее и не переживать постоянно.
Переживания за сложные экзамены — как к этому правильно подойти
Когда напряжение сохраняется слишком долго и результат неизвестен, мотивацию следует снизить. Здесь хорошо работает техника «катастрофизации» ситуации и создание плана Б: подробно разберите, что может случиться и как вы поступите при всех вариантах событий — от самого желательного до самого негативного.
Для начала обозначьте эти самые варианты. Например, так:
- сдал на 100 баллов каждый предмет;
- сдал на максимальное количество баллов;
- сдал так, как писал пробники, не хуже (наиболее реальный вариант развития событий);
- сдал хуже, чем пробные варианты (и так бывает);
- сдал на минимальный, пороговый уровень;
- не прошёл минимальный уровень.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Разобрав все варианты исхода ЕГЭ, вы увидите с ребёнком всю картину, а не будете зацикливаться лишь на желательной истории, одновременно отметая от себя нежелательную, которой вы не хотите и к которой вы не готовы.
Создав список заранее, можно загодя подобрать вузы и специальности — в зависимости от полученных баллов. Рассмотрение сравнительно плохих вариантов задолго до экзамена делает ребёнка и его родителей более спокойными. Экзамен перестаёт быть концом света, не нужно будет в панике метаться и судорожно кроить новые планы.
План Б — это изучение возможностей, вариантов развития событий в спокойной обстановке, построение реальных перспектив на фоне отказа от идеальной картины мира. Своего рода мозговой штурм, который проводят выпускник и его родители вместе. В процессе ко всем должно прийти понимание того, что проваленный экзамен не перечёркивает всю жизнь, а не сдавший не перестаёт быть хорошим человеком, любимым сыном или дочерью.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Троечники становились великими, а отличники скатывались в никуда — примеров немало среди великих и вокруг вас. Нужно почаще напоминать об этом и себе, и детям.
Что делать и чего не делать родителям перед ответственными экзаменами
- Изучите всё что можно о предстоящем испытании. Расскажите ребёнку. Подробно проговорите с ним то, что ему предстоит. Делайте это спокойно. Дайте ребёнку знать, что вы поддержите его при любом исходе экзамена.
- Создайте запасной аэродром. Придумайте, что вы будете делать в случае плохого результата. Это успокоит вас, даст внутренний ресурс для поддержки своего выпускника.
- Соблюдайте режим сна и бодрствования — вместе с ребёнком. Гуляйте.
- Правильно питайтесь. Убедитесь, что в рационе достаточно витаминов. Витамин D, который часто в дефиците, поддержит иммунитет и хорошее настроение. Йод улучшает умственную деятельность, магний — своего рода элемент спокойствия.
- Не вносите ничего нового в жизнь в период подготовки и сдачи экзаменов. Поберегите себя и ребёнка от дополнительных стрессов.
- Помечтайте вместе, как изменится ваша жизнь после экзаменов. Какие перемены произойдут.
- Вместе представьте момент самого экзамена, что всё идёт по плану, что ребёнок справляется.
- Не принимайте успокоительные лекарственные препараты перед экзаменом. Они могут возыметь обратное действие.
- Перед экзаменом помогите вашему выпускнику разгрузить голову, чтобы на экзамене она была ясная и быстро соображала.
Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Самое главное — любите своих детей безусловно, поддерживайте их в любых ситуациях. Это формирует чувство безопасности. Именно этого дети и подростки ждут от своих родителей. Одно это правило сильно поможет в преодолении любых препятствий.
Снизить уровень стресса поможет бесплатное приложение Beffo. В нём собраны практики управления эмоциями, медитации и дыхательные упражнения, которые снимут нервное напряжение, сделают ва спокойнее и увереннее.
Поможет аутотренинг
И последний совет, касающийся настроения. Свое самочувствие и результат на экзамене можно улучшить, если создать в своем воображении образ успеха и поверить в него. Самый лучший момент для этого — переход от сна к бодрствованию, это промежуточное состояние, когда вы уже вынырнули из сна, но еще не открыли глаза.
Задержитесь в нем на пару минут и постарайтесь ярко представить себе картину: вы уверенно и прекрасно отвечаете, чувствуете себя замечательно, у вас ясная голова, прямая осанка, ровная, правильная речь, вы сами себе нравитесь и получаете удовольствие от своего ответа.
Важно не просто увидеть картинку «со стороны», а прочувствовать состояние радостной уверенности и успеха. Тогда ваш мозг и ваше тело запомнят его и в реальной ситуации экзамена воспроизведут это состояние
Волна запугивания детей ЕГЭ и почему учителя и ученики становятся заложниками системы
Однако учителя не всегда встают на сторону ребенка
Известный психолог Сергей Петрушин обратил внимание на тенденцию запугивания школьников в учебных заведениях
«Я вспоминаю сценку из юмористической программы «Уральские пельмени». Там в полугестаповской форме отдают приказы, грозят хлыстом, чуть ли не обыски устраивают. А в конце объясняют – это ЕГЭ».
Дискуссии по поводу процедуры Единого государственного экзамена продолжаются не первый год. Бытует мнение, что форма экзаменов направлена не на приобретение знаний, а миссия учителей – натаскать детей на решение стандартных задачек и запугать процедурой ЕГЭ. Как считает Петрушин, волна запугивания детей пошла именно со стороны педагогов учебных заведений.
https://youtube.com/watch?v=3Oh56zhXX34
«С одной стороны, проблема в учителях. Возможно, это связано с тем, что педагогов запугивают директора. И это идет по цепочке. Если учителя пугают детей, это говорит о том, что они сами боятся нареканий в свой адрес. Боятся, что они что-то пропустили или не увидели. Это не проверка знаний получается, а процедура на стрессоустойчивость и лояльность», – отмечает психолог.
Тенденция такова, что в большинстве случаев оценка учителя зависит от оценок учеников: если они получают хорошие оценки – значит, учитель хороший. Сами ученики не всегда волнуют учителя, считает Петрушин.
«Разве у учителей есть запрос помочь детям меньше волноваться перед ЕГЭ? Они хотят, чтобы ребенок сдал лучше, а какой ценой – их не волнует», – высказывает свое мнение он.
❌ Забывать хвалить
Если ребёнка хвалить за проделанную работу, его подготовка будет эффективнее. Не пропустил ни одного репетитора за месяц, написал десять сочинений за неделю, отказался от тусовки с друзьями ради дополнительных занятий — можно сделать небольшой подарок и отметить его успехи. Это подбодрит одиннадцатиклассника и покажет, что он на правильном пути.
Лучше указывать на достоинства, а не на недостатки. Если вы как бы случайно расскажете соседке, что «мой мало баллов по тесту набрал…», это вряд ли замотивирует выпускника на учёбу. Напротив, он расстроится и опустит руки. А вот публичная похвала приободрит его: «Он молодец, очень много готовится сам, отменяет встречи с друзьями из-за учёбы. Волновался перед тестом, набрал не очень много баллов, но так пока у всех одноклассников — им нужно время, чтобы выучить все темы.