Как быть, если ребенок не хочет идти в школу?

Индивидуальное обучение в школе закон

Хорошие оценки не дают никаких гарантий

Родители не должны копить оценки детей. Их задача – быть рядом и поддерживать в любой ситуации. Необходимо продемонстрировать свою любовь и не требовать каких-либо достижений.  Ребёнок должен получать удовольствие от процесса обучения, попробуйте пробудить в них желание учиться чему-то новому, исследовать, познавать.

Доказано, что домашнее задание в больших объёмах, ужасный график учёбы,  зазубривание предлагаемого материала позволяют воспитать так называемых «рабочих пчёл», однако не способствует тому, чтобы вырастить из ребёнка успешную личность. Да и психологическое равновесие школьника в таких условиях может быть нарушено.

Не стоит забывать, что хорошие оценки и потраченное время на различные занятия помимо школы, не дают гарантии, что ребёнок правильно выберет профессию и будет иметь достойное рабочее место, позволяющее не только получать хорошую заработную плату, но и развиваться, как личность. Если бы медали за успеваемость и высокие баллы позволяли получить необходимую самооценку без вреда для здоровья школьника, все бы только и занимались обучением.

Родители должны искоренить страх за обучения своего школьника, научиться правильно реагировать на плохие оценки

Помимо этого важно показать ребёнку, что его дом – это пристанище, где он сможет отдохнуть от школы, и не будет чувствовать давления ещё и со стороны родителей

Мамы и папы должны вести себя так, чтобы ребёнок понимал, что вне зависимости от его оценок и успеваемости, он по-прежнему является любимым. Чувства родителей не должны зависеть от успешности малыша. Только так вы сможете воспитать свободного человека, способного на ошибки, самоанализ и тягу к знаниям, которые ему будут необходимы.

Ожидания VS Реальность

Известно, что наше недовольство возникает не от того, какова реальность, а от того, что реальность не соответствует нашим ожиданиям. То есть чем выше наши ожидания, тем больше разочарования от столкновения с реальностью. Чего же мы ждем от школы?

Любой родитель ждет того, что школа в целом и учитель в частности смотрит на его ребенка так же, как и он сам: видит его уникальность, беспокоится за него, пропускает через себя его трудности и успехи. Но реальность иная. Я ни в коем случае не говорю, что учитель не видит каждого ребенка. Наоборот, я убеждена, что педагогика – это истинное искусство и снимаю шляпу перед представителями этой удивительной профессии. Но дело в другом. Ни один человек в мире не знает и не чувствует своего ребенка так, как его родители. Родитель проживает со своим ребенком много лет, знает его привычки, интересы и увлечения. Ожидать, что учитель видит его так же, – значит, изначально создавать базу для будущих разочарований.

А как же смотрит на ученика учитель? У учителя так же, как и у детей, наступает новый учебный год. Любящий свое дело педагог с нетерпением ждет 1 сентября и встречи со своими подопечными. Однако его задача – не просто встретиться с учениками. Его задача – реализовать программу, показать высокие достижения всего класса, договориться с родителями, отчитаться перед руководством… Учителя хвалят за успехи учеников и наказывают за их промахи. Его мотивируют на высокие балльные показатели и ругают за любую царапину и, не дай бог, травму. Для учителя те 20-30 детей, которых он видит напротив себя, – это в первую очередь огромная ответственность.

Да, учитель видит уникальность каждого ребенка, а иногда своим профессиональным взглядом он видит и больше, чем слепо любящие родители. Но при этом учитель решает конкретную задачу, которая является результатом его работы: знания, умения и навыки его учеников, которые прописаны в государственных образовательных нормах. Ожидать от школы большего – это ввергать и себя, и ребенка, и учителя в постоянный стресс.

Самое лучшее решение для всех – это принять тот факт, что ваш ребенок будет учится именно в этой школе, именно по той системе, которая здесь заведена. Если вы хотите другой системы, то имеет смысл поменять школу или государство, но требовать от учителя того, что он не может дать – бессмысленно

А вот знать эту систему очень важно. Говорить с ней на одном языке – тоже

Только говоря на одном с ней языке, можно вместе добиваться бо
льшего результата.

В чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят. Как в опере и кинотеатре, ресторане и кофейне на углу, в поезде и самолете действуют свои правила, так и в школе действуют свои, определенные законом и традициями. Для начала стоит прочитать правила, которыми руководствуется школа. Переступая порог школы, вы попадаете в мир именно того образования, которое утверждено на государственном уровне, к которому готовят учителей в институтах, результат которого требуют от педагогов учителей на местах. Такова реальность. И не стоит ждать от нашей школы того, что ученика не будут вызывать к доске, если он сам не изъявит желания, как в Финляндии (да-да, стрессовая ситуация и выставление напоказ неподготовленности учащегося там неприемлемо), или что в классе будет работать два педагога. И до Швеции, где способного ученика могут перевести на класс старше в середине учебного года (если его родители не против, разумеется) нам тоже еще ой как далеко. Но, поверьте, и у нашей системы есть свои плюсы. Вы обязательно их увидите, если только сами этого захотите.

Спрашивали — отвечаем

В рамках онлайн-лекции «Факультета осознанного родительства» психолог, семейный системный терапевт Татьяна Максимова ответила на вопросы родителей, присланные к прямому эфиру.

— Как быть родителям подростков, когда ребенок перестает получать в школе знания, его успеваемость снижается? Как можно помочь ему вернуть мотивацию к учебе?

— Необходимо понять, что под этим скрывается, исследовать, что случилось: спрашивать, разговаривать с ребенком. При этом понимать, что вполне возможно за этим стоит какая-то проблема: ссоры, конфликты, буллинг. А уже поняв, в чем заключается сложность, двигаться в эту сторону. Да, авторитет родителя в глазах подростка снижен, на первое место для него выходит интимно-личностное общение со сверстниками. Но решение будет всегда лежать через диалог, вот что главное в подростковом возрасте

Очень часто саботаж учебы может быть и криком в адрес родителя, когда ребенок не может достучаться до взрослых другим способом, иначе сделать так, чтобы на него обратили внимание и увидели в нем не только ученика или ученицу, но и личность

— Ребенок с первого класса говорит, что ему скучно в школе. Интереса и мотивации к учебе нет, хотя учится в целом хорошо. Что можно предпринять родителям?

— Я бы предложила вместе с ребенком поискать мотивацию и интерес, в том числе и за пределами школы. И посмотреть на ситуацию шире: удается ли ребенку в том окружении, в котором он находится, замечать позитивные моменты. Возможно, это переподготовленность, а возможно и звоночек о том, что в семье есть чрезмерное давление или родители ребенка не слышат. Можно поговорить с классным руководителем, спросить ее мнения по данному вопросу и вместе поискать варианты выхода из положения, чтобы выйти на интерес.

— Ваше мнение насчет специализированных школ и классов. Что полезнее с точки зрения мотивации ребенка к учебе и с точки зрения багажа знаний: классическая школа или профильная гимназия?

— Если говорить о детях младшего школьного возраста, то я бы видела в профилизации риски, потому что есть принятые стандарты образования. А вообще, сейчас существует проблема ранней профориентации. Дети уже в восьмом классе должны понимать, какой профиль им дальше выбирать. И это сложно. Специализированные школы позволяют своим ученикам сформировать более четкое представление о конкретном профессиональном направлении, и это плюс.

— Как помочь своему ребенку, которому неинтересно учиться?

— Под словом «скучно» у каждого ребенка будет скрываться свой ответ. Подстроить школу как систему под себя, увы, не получится. Я бы учила ребенка смотреть вокруг и уметь находить то, что его интересует, причем делать это не только в рамках учебного процесса, но и в обычной жизни

И, конечно, важно показывать детям этот навык и умение своим примером в первую очередь

Детский исполнитель:

Сильные стороны: Эти руки на детях любят передвигаться по окружающей среде

Они играют, учатся и решают проблемы путем построения, создания, обучения и развития в трехмерном виде.

Игрушки, которые воспитывают их таланты: При поиске игрушек, которые привлекут их внимание, подумайте о игрушках, которые стимулируют в них «деятеля». Playdoh и Legos замечательны тем, что позволяют им практиковаться и создавать настоящие модели

Это дети, которые скорее «покажут вам», чем «расскажут вам».

Домашнее задание Советы:Домашнее задание должно быть больше, чем цифры или слова на листе бумаги. Возьми руки. Например, если вы занимаетесь математикой, возьмите зефир и крендель с солью и создайте редактируемую геометрию.
Учиться на большой тест? Встань со стула и подальше от стола. Эти дети — кинестетические ученики, которым нужно исследовать окружающую среду. Поместите вопросы исследования вокруг стола. Попросите ребенка бегать по столу, подбирая вопросы и отвечая на них, и быстро бегите к следующему вопросу. Если они изучают буквы, пусть они разыгрывают их, создавая буквы своим телом.

Дайте своему ребенку и себе свободу структурировать игру и домашнюю работу, которая работает на их уникальные сильные стороны. Как только они изучат стратегии, которые поддерживают их сильные стороны, они, естественно, возьмут это в классную комнату.

Давай, нарушай правила и учи детей любить учиться. В следующий раз, когда вы играете со своим ребенком, возьмите эту статью с собой и посмотрите, сможете ли вы определить их природные сильные стороны.

Нужна дополнительная информация или помощь? Посетите ресурсы zebecs.com/family, чтобы получить полный список простых способов научить детей любить учиться.

Как себя чувствуют троечники

Родители часто забывают подумать о том, какой видит свою жизнь ребенок, не оправдывающий ожиданий.

В большинстве случаев троечник страдает от хронического стресса, комплекса неполноценности. Только представьте: учителя постоянно придираются, родители осуждают, а более успешные сверстники общаются с явным презрением. Ни один взрослый человек не смог бы спокойно жить в такой атмосфере. А троечники часто проводят в стрессе большую часть детства!

В лучшем случае не слишком успешные дети формируют свои компании, а в худшем — становятся изгоями, навсегда отдаляются от родителей.

Так стоят ли моральные страдания погони за высокими оценками? Ругая ребенка за двойки и тройки в дневнике, стоит задуматься, от чего будет больший урон: от двойки или от постоянного морального груза.

Боязнь порождает стресс

Постоянное напряжение, стресс негативно воздействуют как на взрослых, так и на детей. Медики уверяют, что стресс подталкивает организм включать функцию «отвечай или беги». В случае опасности нервная система начинает активно производить адреналин и кортизол. Учащается сердцебиение, давление крови увеличивается, наблюдается напряжение мышц – организм желает всё решить бегством. Безусловно, такая реакция важна, если за вами гонится дикий зверь или бандит. А вот в процессе учёбы, подготовки к экзаменам такая реакция будет только мешать.

Стресс оказывает влияние, как на тело, так и на мозг. Конечно, в некоторых случаях стрессовые ситуации, наоборот, помогают. Однако если он возникает ежедневно, организм может поддаться ему и перестанет правильно функционировать.

Стресс провоцирует возникновение головных болей, негативно влияет на иммунную систему, вызывает аутоиммунные заболевания и проблемы с ЖКТ. Кроме этого страдает и нервная система, в результате чего возможно и психологическое заболевание. Родители даже и не подозревают, что заставляя своего ребёнка учиться на пятёрки, они усугубляют его самочувствие и состояние здоровья в целом.

Школа или гимназия?

Обычно место обучения для ребенка родители выбирают по следующим основным критериям:

  • Расположение.
  • Репутация.
  • Педагогический состав.

Для каждой семьи эти критерии находятся на разном месте по значимости. Для нас,пожалуй, важнее оказалось расположение.

У нас три школы в шаговой доступности.
Назовем их условно А, Б и гимназия. К одной из школ мы относимся (А). Она считается самой обычной, даже создается такое впечатление, что туда попадают все, кого не берут в другие школы. Кроме того, там есть класс с детьми с ДЦП. То есть назвать эту школу элитной никак нельзя.

Гимназия как-то сразу отпала из-за музыкального уклона. Это не совсем наш профиль. Мой сын ходит в секцию тхэквондо, участвует в соревнованиях и приносит медали с соревнований, любит плавание, футбол и шахматы. Словом, танцы и музыка — это не то, что хотелось бы.

Ну и школа Б, которая славится хорошей программой обучения в начальных классах. В эту школу мы и хотели попасть. Справедливости ради замечу, эта школа находится прямо под моим окном, ближе всех остальных.

Но не знаю никого, кто относится к этой школе! Все близлежащие и не очень дома относятся к школе А. Возникает вопрос: по какому принципу дома приписывают к школам?

В школе Б, как и в гимназии, имеются курсы подготовки к школе.
Некоторые мамочки еще с начала прошлого учебного года принялись водить на эти курсы детей в надежде, что так будет легче попасть в желаемую школу.

Это стоило 400-450 тыс. в месяц в зависимости от школы. Я не водила сына на такие курсы. Читать и писать он умеет. Какой смысл отдавать такие деньги за обучение, которое должно даваться в первом классе бесплатно?

Да и не верила я в эффективность этого способа попасть в желаемую школу.
И не зря! Из нашей группы в детском саду трое детей посещало данные курсы и… никто так и «не прошел отбор». Мест не хватило.

В мае мы пошли в школу Б, нас сразу предупредили, что мест нет. Но! Зачем-то записали кем работают родители, при этом уточнив частные или государственные фирмы… Через месяц (в начале июня) нам позвонили и сказали волшебное «мест нет».

Видимо, мы не прошли «кастинг», хотя должности у нас руководящие. Что ж нет, так нет. Мы с мужем сразу решили, что телевизоры покупать мы не будем для того, чтобы в школу ребенка устроить.
Тем более, что неизвестно еще, повезет или не повезет с учителем.

После отказа в школе Б, мы пошли в школу А подавать заявление. Мы с мужем решили в «продленке» сына не оставлять, то есть кроме уроков, все остальное время, он будет под моим присмотром.

Другими словами всякое негативное влияние (в случае наличия в школе детей из неблагополучных семей) будет сведено к минимуму.
Сразу хочу обратить внимание, под «неблагополучными» семьями я имею в виду пьющие семьи, которых, к сожалению, в нашем районе очень много. А потом… попробуем поступить в гимназию с английским уклоном

Она находится в двух кварталах от нас. Добираться туда далеко, а в начальных классах ребенок не сможет оттуда сам возвращаться

А потом… попробуем поступить в гимназию с английским уклоном. Она находится в двух кварталах от нас. Добираться туда далеко, а в начальных классах ребенок не сможет оттуда сам возвращаться.

Это и была первая причина, почему мы не попытались попасть в эту гимназию сразу.
Вторая причина: всем родителям кажется, что их ребенок гениален, но может случиться так, что отучившись в гимназии в начальных классах, ребенку придется переходить в обычную школу. Это может оказаться для него большим стрессом. БОльшим, чем из обычной школы перейти в гимназию.

Вывод:
мы с мужем решили, что в начальных классах для ребенка еще большую роль играет семья. Мы со своей стороны будем поддерживать сына, помогать. Потому выбрали самую обычную школу в нашем дворе.

Дополнительное образование

Конечно же, процесс обучения не может проходить только в одном направлении. Таким образом, существует еще один вид получения знаний, правда, не основных. Речь идет о дополнительном образовании, или кружках.

Виды обучения в школе значительно отличаются от тех, что присутствуют в кружках. Здесь нет экзаменов, а соответственно, ребенок полностью расслаблен. Учащийся ходит на занятия и получает ту информацию, которая ему интересна. Если ребенок, например, точно уверен, что хочет стать, скажем, мебельщиком, то кружок, в котором преподают «труды» (так называется этот предмет в школах), будет более чем полезен. Или если девочка хочет быть домохозяйкой, то курсы по кулинарии и шитью ей очень помогут в дальнейшей жизни.

Очная форма

У высшего образование существует несколько направлений, по которым проводится процесс получения знаний. Начнем мы разговор с самой распространенной категории — очной формы обучения.

Сама по себе она схожа с посещением школы — студент должен ходить на лекции (пропускать без уважительной причины и справок их нельзя), сдавать сессию, экзамены и зачеты. Посещаемость обучающихся должна проверяться и контролироваться.

Начинаются занятия с самого утра (обычно в 8:20-8:30) и заканчиваются вечером (максимально после 20:00). Весь день у ребят занят, времени на работу и какие-то свои дела практически не остается. Обучение по очной форме проводится в течение всего года за исключением июля-августа 5-6 дней в неделю. Воскресенье — это общепринятый выходной день.

Быть на стороне ребенка, а не собственных амбиций

— Давайте поговорим о тех случаях, когда подготовка ребенка, скажем так, недостаточна, потому что тогда и сложности в школе могут возникнуть с большей вероятностью.

— Начнем с того, что же такое готовность к школе? Под этим понимаются две важные составляющие. Во-первых, физическая готовность, которую можно оценить по содержанию медицинской карты, выданной ребенку после выпуска из детского сада. Если сложности со здоровьем есть, то я бы призывала родителей, которые всем сердцем любят своих детей и хотят для них только блага, найти школу своего уровня, а не отдавать ребенка в среднюю школу с намерением, чтобы он там подтянулся. Ему будет очень сложно справляться с нагрузкой, поскольку он уязвим физически и поэтому вынужден адаптироваться с точки зрения физиологии и плюс усваивать весь материал

Родителям важно находиться на стороне своего ребенка, а не своих амбиций

— А каковы параметры психологической готовности дошкольника к учебе?

— Сюда относится сразу множество компонентов: личностные возрастные особенности, волевая готовность, которая зачастую важнее даже эмоциональной составляющей, поскольку процессы саморегуляции — это самые необходимые навыки, которые формируются в детском возрасте и важны на любом жизненном этапе

Учитывается и эмоциональная готовность взрослеть, обучаться, переходить на новый этап: здесь родителям важно заниматься профилактикой и «подращивать» не самого ребенка, но его самостоятельность. Следующий компонент — коммуникативная готовность к школе — это вопрос, актуальный для деток, которые не посещали детский сад и другие дошкольные коллективы

Недостаток общения — это то, что легко поправляется, поэтому, если вашему ребенку еще нет семи лет, время обратить на это внимание есть. И, наконец, интеллектуальная готовность

Здесь можно обратиться к специалистам, но больше для диагностики этой самой готовности, для оценки которой есть четкие критерии, отражающие уровень развития необходимых навыков ребенка на данном этапе: умение классифицировать и обобщать, находить сходства и различия, уровень его словарного запаса и так далее. Наблюдайте за своим ребенком: насколько легко ему даются задания из детского сада, это даст представление о его готовности к обучению. Пренебрегать подготовкой к школе точно не стоит, потому что ее отсутствие вредит, сказывается на процессе адаптации, когда ребенок приходит в первый класс

Но важно помнить, что подготовка к школе должна быть сбалансированной

— А должна ли быть у ребенка собственная мотивация к обучению в школе?

— Мотивационная готовность — это, пожалуй, главное, о чем мы сегодня говорим и то, над чем следует потрудиться до того момента, как ребенок пойдет в школу

Почему такое внимание уделяется подготовке к школе? Скажем, переход из класса в класс не волнует родителей так, как переход ребенка из садика в первый класс. Школа — это не только смена заведения, но и смена ведущей деятельности: взамен сюжетно-ролевой садичной игре приходит учеба

Семь лет — это период рождения социального «я», пора изменения социального статуса

Важно об этом помнить, потому что ребенку нужно время перестроиться. Любая адаптация — это стресс

— Если родители в период адаптации своего ребенка к первому классу дадут ему максимум поддержки и постараются ничего не упустить, то поможет ли это ему в дальнейшем избежать нежелания учиться?

— Это важно, потому что именно в этот период закладывается мотивация к учебе и к школе, привычка к школьной системе в целом. Зачем вообще идти в школу — такой вопрос мы нередко слышим от детей, но его появления можно избежать, если учитывать все факторы и вехи развития ребенка

Если учеба воспринимается как естественный процесс, то и вопроса о ее необходимости у детей не возникает. Речь не о подростках, а о более младшем возрасте.

Как оформить

Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родителям нужно сообщить об этом в орган местного самоуправления. На практике не всегда понятно, что это значит и куда идти, поэтому проще всего решить вопрос напрямую через школу.

Если вы выбрали семейную форму обучения, напишите заявление об этом в ту школу, где ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Это необязательно будет школа по прописке, можно обратиться в любую. В некоторых регионах этого достаточно, в других директор сам сориентирует родителей, куда нужно отнести дополнительные заявления.

Как вырастить ребенка-школьника и не остаться без нервов

  1. Разбираться в своих правах и уметь их отстаивать.
  2. Знать об обязанностях школы.
  3. Быть терпеливым.

О том, какие права есть у вашего ребенка и что вы можете требовать от школы, мы регулярно рассказываем в статьях Т—Ж. Еще мы любим делиться лайфхаками и обсуждать вопросы, которые касаются детей и денег.

Подпишитесь и получайте лучшие материалы к себе на почту . Без рекламы и спама. Кстати, за подписку подарим полезный бонус — подробный гид для родителей школьников: что вам должна школа, а что вы должны ей .

В нем мы расскажем, как разобраться с родительским комитетом, что делать, если вы хотите перевестись в другую школу или на домашнее обучение, как обеспечить безопасность ребенка и помочь ему поступить в вуз.

Пакеты документов для школы Положениядляшколы Инструкциидля детскихлагерей Должностныеинструкциидля школы Документыпо Охране трудав школе Пожарнаябезопасностьв школе Инструкциидлякабинетов Документыпо ГО и ЧСв школе Документыдля котельнойшколы Инструкциидля организацийпитания

Пакеты документов для детского сада ПоложениядляДОУ Должностныеинструкциидля ДОУ Охранатрудав ДОУ Пожарнаябезопасностьв ДОУ Документыпо ГО и ЧСв ДОУ Документыдля котельнойДОУ

Если ребенок обидчивый

Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».

Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.

Что делать и о чём нужно подумать, если вы решили организовать семейную школу

Сегодня в России существуют разные семейные школы, которые ведут платный набор новых учеников. Вы можете записать ребёнка в одну из понравившихся или даже создать свою. Если вы хотите присоединиться к уже существующей школе семейного типа, плюсом будет то, что вам не придётся создавать организацию с нуля. Очевидный минус — вам нужно будет подстраиваться под уже устоявшиеся в семейной школе порядки

Если же вы готовы организовать семейный класс самостоятельно, мы подготовили для вас список необходимых шагов и вопросов, на которые стоит обратить внимание. 

Шаг 1

Перевести ребёнка на семейное обучение. Подробный гайд по тому, как устроен этот процесс, вы можете найти на нашем сайте. Если ваш ребёнок до этого учился в государственной школе, нужно будет отчислиться из неё. К государственной школе вы будете прикрепляться раз в год перед сдачей экзаменов. Подавать заявление лучше за пару месяцев до конца учебного года.

Шаг 2

Найти единомышленников. Этот вопрос можно обсудить со своими знакомыми и друзьями, у которых тоже есть дети. Если ребёнок занимается в каком-то кружке, в художественной или музыкальной школе, можно поговорить с другими родителями из вашей группы. Другой вариант — дать объявление в соцсетях.

Шаг 3

Определиться с форматом обучения. Ответьте себе на вопросы:

     — сколько дней в неделю вы можете заниматься, чтобы освоить программу и чтобы детям хватало времени на спорт, хобби и отдых;     — какая продолжительность урока кажется вам наиболее подходящей для вашего ребёнка;      — хотите ли вы разбивать учеников школы по возрастам или ребята могут учиться все вместе;     — важны ли вам очные занятия или вы предпочитаете онлайн-уроки;      — как вы и ваш ребёнок относитесь к домашним заданиям.

Шаг 4

Подобрать преподавателей

Важно найти учителей, которым вы будете доверять как компетентным специалистам. Их можно поискать, например, на репетиторских сайтах. Ответьте себе на вопросы:

Ответьте себе на вопросы:

     — чего вы ждёте от учителя;      — нужен ли вам сильный педагог-предметник, который сможет легко выходить за рамки школьной программы;      — важно ли вам, чтобы учитель имел психологическое или педагогическое образование;     — какого опыта работы вы ждёте от репетитора: школьного стажа, опыта подготовки к государственным экзаменам;     — будет ли преподаватель готовить детей к олимпиадам

Шаг 5

Вместе с другими родителями и учителями согласуйте учебную программу

Важно также решить, по каким критериям вы будете оценивать работу преподавателей и успех детей в освоении материала, так как не во всех семейных школах ставят оценки

Шаг 6

Решите, какие дополнительные занятия, помимо стандартных школьных предметов, вам нужны. В зависимости от интересов детей можно попробовать договориться о сотрудничестве с разными организациями: музыкальной школой или спортивными секциями, ботаническим садом или историческим музеем. Некоторые государственные учреждения и даже частные организации предоставляют льготы для групповых посещений или аренды помещений.

Шаг 7

Расписать общий бюджет школы, в который будут входить расходы на аренду помещения и зарплату преподавателям, а также (опционально) экскурсии, дополнительные занятия для детей, покупка учебников и оборудования для занятий, например микроскопы для уроков биологии. 

Преимущества индивидуального обучения

Задумываясь над переходом на особую форму преподавания, стоит оценить достоинства и недостатки индивидуального обучения

Важно помнить, что подход может быть представлен разными формами, среди которых можно подобрать оптимальный вариант

Положительные стороны индивидуального обучения:

  • ускоренные темпы освоения материала – во время уроков учитель напрямую работает с учеником, не отвлекаясь, не тратя время на других школьников. Это позволяет за пять минут занятий добиться больших результатов, чем за 45 минут полноценного школьного урока. Дополнительные самостоятельные занятия, к которым дети быстро привыкают, еще больше увеличивают скорость обучения;
  • экономия времени – отсутствие необходимости слушать ответы других учащихся и возможность работать в собственном темпе позволяют ребенку за 1-2 часа учебы в день идти по стандартной школьной программе. Остальное время ученик может потратить на самообразование или любимые дела;
  • принятие во внимания способностей учащегося – программа строится с учетом пожеланий ребенка, его интересов, предрасположенности к предметам. Неинтересные для ученика дисциплины прорабатываются в минимальном объеме, достаточном для освоения базовой программы;
  • комфортная рабочая обстановка – подход позволяет подобрать оптимальный график занятий, обустроить удобное учебное место, располагающее к получению знаний. При этом школьника не будут отвлекать другие ученики, что позволит с пользой потратить отведенное на урок время;
  • отсутствие дополнительных стрессов – многие дети боятся быть центром всеобщего внимания, опасаются выглядеть смешными или сделать ошибку. Частные уроки помогают им расслабиться и полностью раскрыть свой потенциал.

Индивидуальное обучение – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.

Лень, саботаж, сопротивление и нежелание учиться

— А о чем говорят слова родителей о том, что их ребенок ленится? Что стоит за этим?

— Я бы хотела предостеречь родителей от таких заявлений, потому что лень — это симптом, следствие, за которым кроется что-то очень большое, важное и ценное. Это как верхушка айсберга, а задача родителей — посмотреть, что скрыто под ним

— Получается, за ленью может крыться, например, большая нагрузка, с которой детям сложно справиться и поэтому руки могут начать опускаться?

— Это родителям кажется, что отсидеть шесть уроков — пустяк. Но от ребенка школа требует сосредоточенности, многозадачности, быстрой переключаемости. Дети держат под контролем сразу несколько внутренних процессов: им нужно осваивать знания, ежедневно демонстрировать, насколько хорошо это у них получилось, учиться выстраивать отношения с другими людьми — учителями и сверстниками. Выдержать такую нагрузку детской психике не всегда просто. Иногда случается перегруз эмоций и информации, когда ребенок не выносит такого объема. Как результат — саботаж, сопротивление и нежелание учиться

В этот момент очень важна поддержка и внимание со стороны родителей к ребенку, потому что такие сигналы от детей — знак, что ситуацию нужно поисследовать. Главные вопросы тут: «Почему так происходит и что с этим делать

— Почему школьникам так трудно учиться?

— Проиллюстрируем ответ на этот вопрос примером. За время учебы в основной школе дети должны только по математике запомнить 270 понятий, 137 определений, 89 теорем, выучить 154 правила, освоить 82 типа математических задач, для чего им нужно решить примерно 8544 задачи. Не нужно забывать про этот объем. Почему ребенку может быть тяжело учиться? Причиной может быть повышенная тревожность. Как показывает практика, это самый часто встречающийся фактор демотивации и нежелания учиться в школе. Тревожность может быть вызвана как детским страхом не оправдать ожиданий родителей, так и внешними обстоятельствами, на которые каждый ребенок реагирует по-своему, начиная от неудобной формы, некомфортного школьного туалета, потерянной ручки, непонятой темы или невыполненного домашнего задания до робости перед одноклассниками или учителем. Все это отвлекает от процесса обучения и может являться причиной детского нежелания идти в школу.

— Как родителям можно помочь своему ребенку, чтобы придать ему уверенности в себе?

— Семья и родители особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте являются для ребенка главным авторитетом. Да, с семи лет педагог тоже становится значимым для детей человеком, но это не делает авторитет родителя меньше. Как же могут мама и папа помочь своему ребенку? Стараться соблюдать некий баланс. Всё, что родители делают для детей, они делают из любви и стремления помочь. Но иногда это желание может выражаться, например, в чрезмерном контроле из-за потребности обезопасить детей или от внутреннего страха самого родителя, но ребенок это воспринимает как ограничение и ощущает как неверие в его собственные силы и стремление дать ему дополнительную опору. Кода дети вырастают, мы задаемся вопросом, откуда взялась низкая самооценка, неуверенность в себе

И тут снова хочется сказать о важности профилактики таких последствий и соблюдения баланса

— В чем проявляется повышенная заботливость родителей, которой можно ребенку навредить с точки зрения формирования его уверенности в себе?

— Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что родители слишком много делают за своего ребенка, в том числе выполняют домашнее задание. К примеру, нарисовать папе контурную карту за своего восьмиклассника, ведь ему уже пора ложиться спать, а уроки еще не сделаны. Я от всей души понимаю родителей, которые тем самым хотят добра своим детям и себе. Но как это может вредить? Ребенок не учится делать сам. У него не формируются навыки саморегуляции и не развивается воля, поэтому ему сложно дальше становиться самостоятельным.

— А можно ли помогать с уроками в качестве исключения? Или помогать не нужно совсем?

— Помочь и делать за детей — это большая разница

Конечно, помогать важно, потому что это говорит ребенку о том, что он не один, его поддержат, и он справится с задачей

План обучения

Перед началом обучения обсудите с родителем ожидания от ОГЭ/ЕГЭ и текущий уровень знаний школьника. Результаты первого урока покажут реальную картину, а вы сможете определить, сколько занятий нужно для достижения целей.

Потратьте время на тематическое планирование и составьте план минимум: для достижения цели в n баллов, потребуется m занятий с учетом практикумов, пробных экзаменов и повторения.

Расскажите родителям о результатах первого урока. Если достичь заявленную цель при текущей интенсивности занятий не получится — сообщите об этом и предложите варианты: 

1. Увеличить количество занятий 2. Сделать упор на домашние задания

Благодаря тематическому планированию вы будете объективны и убедительны.

Помогайте успешно сдать экзамены по математике онлайн и получайте повышенное вознаграждение! В онлайн-школе Skysmart от Skyeng вас ждут гибкое расписание, готовая база материалов и регулярные выплаты. Подробнее →Tакже открыт набор преподавателей физики. Оставить заявку можно на сайте.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика

Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так

Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: